Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
биология
10 кл—11 кл
25.05.2019
Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным компонентом государственного стандарта образования; Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2017-2018 учебный год; Примерной программой среднего общего образования для общеобразовательных школ по биологии; Авторской программой среднего общего образования по биологии В.Б. Захарова, Н.И.Сонина; Предметной линией учебников УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
рабочая программа проф.10-11кл.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя  общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан Рекомендовано методическим объединением учителей химии и биологии Руководитель МО _________    Вердиханова Э.Х. Согласовано Заместитель директора по  УВР Утверждаю Директор школы __________         Аскеров Ш.А. _________   Завзанов С.З. «___» _________ 201__г «___» _______ 201__г. «___» __________  201__г.                                             Рабочая программа по биологии, 10­11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.) Составила:                                                                                                                                                                                                    учитель биологии Базаева А.Ю. 1 Пояснительная записка с. Красный Восход 2017 г. Рабочая программа по биологии для 10­11 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным компонентом государственного стандарта образования; Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2017­2018 учебный год; Примерной программой среднего общего образования для общеобразовательных школ по биологии;  Авторской программой среднего общего образования по биологии В.Б. Захарова, Н.И.Сонина;  Предметной линией учебников УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. Курс биологии в 10­11 классе направлен на достижение следующих целей: Цели обучения:   освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной  естественно­научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);  строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся  биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между  развитием биологии и социально­этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические  исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем  современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования  биологических объектов и процессов; воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения  к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по  отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения  2 мер профилактики заболеваний и ВИЧ­инфекции. Задачи обучения:    формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и  неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;  формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения  способами самоорганизации жизнедеятельности;  приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в  процессе изучения окружающего мира;  воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся  через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;  создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей  последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями  региона. Планируемые результаты усвоения программы курса « Общая биология. Профильный уровень 10­11классы»      Учащиеся должны знать:  основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена;  синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г.  Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого  сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет,  сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования;  наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях  эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере и  ноосфере);  особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез;  пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных;  размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса,  3 полипоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и  экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения  энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;  особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и  мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем  (структура);  причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.             Учащиеся должны уметь:  приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и  ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование  научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических  теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения  современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о  центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;  приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические  теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии,  молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния  алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов  на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;  оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в  биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад  выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные  изменения в биосфере;  аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального  существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических  проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас; ∙  4  устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять  схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);  исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и  агроэкосистемы своей местности; ∙ самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах  массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять  результаты биологических исследований.  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным  в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья): Основное содержание учебного курса« Общая биология. 10 класс» (102ч., 3 часа в неделю )  Демонстрация. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни). РАЗДЕЛ 1 Введение в биологию (4ч.) Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи (2 часа) Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях  возникновения, развития и поддержания жизни на Земле ■ Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие живого мира (2 часа) Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество  биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических  системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем.  РАЗДЕЛ 2 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (10 ч.) Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле (2 часа) Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди,  взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на  Земле. ■ Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (4 ч.) Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи  в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и  органических молекул на ранних этапах развития Земли.  Демонстрация. Схема экспериментов Л. Пастера. 5 Тема 2.3 Современные представления о возникновении жизни на Земле (5 4ч.) Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения  протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование  внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода.  РАЗДЕЛ 3 Учение о клетке (33 ч.) Тема 3.1. Введение в цитологию Тема 3.2 Химическая организация живого вещества (10 ч.) Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические  методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов  неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого  вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях,  теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза.  Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление  молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и  четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость,  термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и  практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно­ функциональные особенности организации моно­и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.  Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов,  лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности;  история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности  {правилоЧаргаффа1 ), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация  ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму;  транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые»  молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки (1 час) 6 Демонстрация. Схемы строения клеток различных прокариот.  Лабораторные и практические работы.  Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений,  Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и  размеры прокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация  метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. биоценозах. ■ Тема 3.4. Структурно­функциональная организация клеток эукариот (7 часов) Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны,  морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и  функции.  ■ животных и одноклеточных грибов. ■ Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. Тема 3.5. Обмен веществ в клетке (метаболизм) (10ч.) Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций  обмена веществ. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной  информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм. Этапы  энергетического обмена. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценностьТема 3.6.  Жизненный цикл клеток (2 часа) Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток.  Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток.  Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и  преобразования хромосом в них. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в  физиологических и патологических условиях).  Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2ч.) Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки,  инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые  вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги. ■ типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний. Тема 3.8. Клеточная теория (1 час) Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна,  Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном  7 Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.  Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и   Демонстрация. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки,  Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. ■ РАЗДЕЛ 4 Размножение организмов (7 ч.) Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных (2 часа) Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и  многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.  Демонстрация. Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие  почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных. Тема 4.2. Половое размножение (5часов) Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез.  Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Эволюционное значение полового размножения. ■ представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей. ■  Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого  размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена.  Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение. РАЗДЕЛ 5 Индивидуальное развитие организмов (13 ч.) Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных (3 ч.) Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных  яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция;  закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка.  Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. ■ ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение. Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных (2 часа) Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл  развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до­ репродуктивный,  репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. ■ чешуйчатокрылые, амфибии).  Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов   ■ 8 Демонстрация. Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.  Демонстрация. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы преобразования органов и тканей в  Тема 5.3. Онтогенез высших растений (4часа) Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов  зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и  корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны. ■ Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза (1 час) Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер).  Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза;  консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное  выпадение предковых признаков). ■ филогенезе. Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда (3 часа) Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития.  Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя,  наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства). Понятие о регенерации;  внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных. РАЗДЕЛ 6 Основы генетики и селекции (35 ч.) Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости (1 час) Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на  процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные  гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. ■ Тема 6.2. Основные закономерности наследственности (16ч.) Молекулярная структура гена. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод  изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя  — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.  ■ ■ Решение генетических задач и составление родословных. Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости (9 ч.)  Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.  Лабораторные и практические работы  Демонстрация. Биографии виднейших генетиков. 9 Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства  мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота  мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.  Комбинативная изменчивость. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и  проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер,  ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.  Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. Тема 6.4. Генетика человека (4ч.) Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом  человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека.  Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство  человеческих рас, их биологическая равноценность. Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов (4ч.) Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный  мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная  инженерия в животноводстве. Итоговое тестирование (1 час) Основное содержание учебного курса« Общая биология 11 класс» (102ч., 3 часа в неделю ) Глава 1. (26 ч.) Тема 1.1. Развитие представлений об эволюции живой природы (5 часов) Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности  живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики.  Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка. Тема1.2.­1.3. Дарвинизм (7 часов) Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.  Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная   Демонстрация.  ■ 10 Лабораторная работа Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Главные направления эволюционного процесса. Биологический   Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных;   Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».  Лабораторные и практические работы. Изучение изменчивости. Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах  единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный  отбор. ■ ■ культурных растений. Тема 1.4. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (14 часов) Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования;  географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. ■ гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород  домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. ■ Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений (12 часов) Тема 2.1. – 2.2.  Основные закономерности эволюции. прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных  изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и  прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического  процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции  групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. ■  Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и  находящихся под охраной государства. Глава 3. Развитие органического мира (8 ч.) Тема 3.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира (8 ч.) Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов  беспозвоночных животных. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых  растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и  распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих.  Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и  пресмыкающихся. 11 Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и  человекообразных обезьян. Глава 4. Происхождение человека(10ч.) Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства  человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические  предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек,  древний человек, первые современные люди. Глава5. Понятие о биосфере (8 часов) Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое  вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И.  Вернадский). Круговорот веществ в природе. Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее  отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в  природе. Глава 6. (24ч.) Жизнь в сообществах (4ч.) Тема6.1.­6.2. История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические  условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. ■ Тема 6.3. Взаимоотношения организма и среды (14 ч.) Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы,  редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ.  Тема  Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.  6.4. Взаимоотношения между организмами (6 часов) Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм,  нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз  (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм. ■ ■ круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные   Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.  Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический   Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши. 12 факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена  биоценозов и восстановление биоценозов.)  Глава 7. Биосфера и человек (11 ч.) Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования,  охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения  планеты. Глава8. Бионика (2 часа) Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.). ■ обсуждение иллюстраций учебника). ■  Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически  применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации  лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального  природопользования. Итоговое тестирование (1 час)  Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и    Календарно ­ тематическое планирование учебного курса «Общая биология. 10 класс» (102ч.) № 1 Тема урока Домашнее задание Дата проведения По плану фактически Введение. Предмет и задачи общей биологии. С.7­9 1неделя сентября 13 П.1.1 П.1.2 повторить           П.2.1.1 П.2.1.2. П.2.1.3. П.2.1.4. П.2.2.1.­ 2.2.2. П.2.2.3­ 2.2.4. П. 2.2.5. П. 2.3. П.2.4.­2.5. повторить           материал П.3.введение П.3.1. П.3.2.с.90­95 П.3.2., с.95­99 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Уровни организации живой материи. Критерии живых систем. Многообразие живых организмов. Обобщающий урок по теме «Основные свойства живого» Представления древних философов о возникновении жизни. Работы Л.Пастера. Теории вечности жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Образование планетных систем. Химические предпосылки возникновения жизни на Земле. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле Теории происхождения протобионтов. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Обобщающий урок по теме «Современные представления о возникновении  жизни на Земле». Химический состав клетки. Макро­ и микроэлементы. Неорганические вещества клетки. Л.Р.№1«Наблюдение клеток растений,  животных,бактерий под микроскопом, их изучение»  Органические вещества клетки. Биологические полимеры – белки. Функции белков. Л.Р.№2 «Ферментативное расщепление пероксида водорода  в тканях организма» Л.Р.№3 «Определение крахмала в растительных тканях Органические молекулы – углеводы. Органические молекулы – жиры и липиды. Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. ДНК. П.Р.№1. «Решение  задач по молекулярной биологии» Рибонуклеиновые кислоты. АТФ. Генетический код. Обобщающий урок по теме: «Химическая организация живого вещества». Цитология – наука о клетке. Клеточная теория строения организмов. 1неделя сентября 1неделя сентября 2неделя сентября 2неделя сентября 2неделя сентября 3неделя сентября 3неделя сентября 3неделя сентября 4неделя сентября 4неделя  сентября 4неделя сентября 1неделя октября 1неделя октября 1неделя октября 2неделя октября 2неделя октября 2неделя октября 3неделя октября 3неделя октября 3неделя октября П.3.2.2. П.3.2.3. П.3.2.4, стр.106­ 109 П.3.2.4,с.109­113 4неделя октября П.3.2.4,с.109­113 4неделя октября повторить           материал П.5.5. 4неделя октября 2неделя ноября 14 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51  5.1. П.5.2. П.5.2, с.147­150 Строение и функции прокариотической клетки Эукариотическая клетка.Цитоплазма. Наружн.плазматич. мембрана. Органоиды эукариотической клетки. Клеточное ядро. Строение и функции хромосом. Хромосомный набор клетки. П.5.2.2 Особенности строения растительной клетки. Л.Р.№ 4 «Приготовление и  П.5.4. описание микропрепаратов клеток растений» Неклеточные формы жизни. Вирусы. Л.Р.№ 5«Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза растительной  клетки» Л.Р.№ 6 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом» Обобщающий урок по теме: «Клеточные структуры и их функции». Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Катаболизм. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Автотрофный тип обмена веществ. Хемосинтез. П.Р. № 2 «Сравнение  процессов фотосинтеза и хемосинтеза» Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Обобщающий урок по теме: «Обеспечение клеток энергией». Генетическая информация. Биосинтез белка. Транскрипция. Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене. С.253 Записи  ПР № 3 «Решение задач на биосинтез белка». Обобщающий урок по теме: «Наследственная информация и реализация её в  клетке». Жизненный цикл клеток. Митоз. Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение. П.4.2. повторить           П.4.1. П.4.1. 2неделя ноября 2неделя ноября 2неделяноября 3неделя ноября 3неделя ноября 3неделя ноября П.5.6. Записи в тетради 4неделя ноября 4неделя ноября 4неделя ноября 1неделя декабря повторить           П.4.2. П.4.3 П.4.3, стр.129­130 1неделя декабря 1неделя декабря 2неделя декабря 2неделя декабря 2неделя декабря 3неделя декабря 3неделя декабря задачи Записи в тетради. 3неделя декабря 4неделя декабря П.5.3. 4неделя декабря П.5.3. 4неделя декабря П. 6.1 2неделя января П. 6.1 2неделя января П.6.2. 2неделя января П.6.2. П.6.2., схемы  3неделя января Записи в тетради 3неделя января 15 Обобщающий урок по теме: Воспроизведение биологических систем. Краткие исторические сведения об онтогенезе. Эмбриональный период развития. Дробление. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. 52 53 54 55 56­57 Постэмбриональный период развития 58 Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. 59 60 61 62 63­64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений. Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных. Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. Развитие организма и окружающая среда. Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие организмов». История развития представлений о наследственности изменчивости.  Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон  Менделя – закон единообразия первого поколения. Второй закон Менделя – закон расщепления. Цитологические основы законов  Менделя. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Множественный аллелизм. П.Р.№ 4 «Решение  генетических задач на неполное доминирование» Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя П.Р. № 5 «Решение генетических задач на моно ­ и дигибридное  скрещивание». Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование  генов.Закон Т.Моргана. П.Р. № 6 «Решение генетических задач на сцепленное наследование». повторить           П.7.1. П.7.2.1. П.7.2.2­7.2.3. П.7.3. «Размножение  водорослей» «Размнож­ие  споровых » «Размнож.голосем енных » «Жизненный цикл  у цветковых » П.7.4.доклады  П.7.5. повторить           Стр. 251 П. 8. П. 9.1.­П.9.2.1. П.9.2.2.­ П.9.2.3. П.9.2.1. П.9.2.4. П.9.2.4.Ре­ть  задачи. П.9.2.4 .276­277 П.9.3. Решить задачи. 3неделя января 4неделя января 4неделя января 4неделя января 1неделя февраля 1неделя февраля 1неделя февраля 2неделя февраля 2неделя февраля 2неделя февраля 3неделя февраля 3неделя февраля 3неделя февраля 4неделя февраля 4неделя февраля 4неделя февраля 1неделя марта 1неделя марта 1неделя марта 2неделя марта 2неделя марта 16 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 П.9.4 П.9.5.1 П.9.5.1 Решить задачи. Повторить П.6.2 повторить           П.10.1. П.10.1. П.10.1.Записи. П.10.1.Записи . П.10.2. П.10.2. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. П.Р. № 7 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование» Решить задачи. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов. П.Р. № 8 «Решение генетических задач на взаимодействие генов» Семинар по теме «Основные закономерности наследственности» Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследственности» Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивость. Виды мутаций. Генные и хромосомные мутации. Геномные мутации. Фенотипическая (ненаследственная)  изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. ЛР  № 7  «Выявление изменчивости у особей одного вида». ЛР № 8  «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости» Обобщающий урок по теме «Основные закономерности изменчивости» Особенности и методы изучения генетики человека. Хромосомы и  генетические карты человека. Генеалогический метод и анализ родословных. ПР № 9 «Составление схем родословных» Близнецовый метод исследования в генетике человека. Наследственные болезни человека  и их предупреждение ПР № 10 «Решение генетических задач на наследование резус­фактора у  человека» Зачёт по теме «Генетика человека» Селекция, её задачи и методы. Центры многообразия и происхождения  культурных растений. Создание пород животных и сортов растений. Селекция растений. Селекция  микроорганизмов 2неделя марта 3неделя марта 3неделя марта 3неделя марта 4неделя марта 1неделя апреля 1неделя апреля 1неделя апреля 2неделя апреля 2неделя апреля 2неделя апреля 3неделя апреля 3неделя апреля П.10.2. 3неделя апреля Подг­ся к зачёту. 4неделя апреля 4неделя апреля повторить           П.49, 50  4неделя апреля Каменский 1неделя мая П.49, 50  1неделя мая Решить задачи  сообщения,. 1неделя мая 2неделя мая сообщения,. 2неделя Решить задачи  мая 2неделя мая повторить           П.11.1.1.­ П.11.1.2.3неделя П.11.1. – 11.1.2. мая 3неделя мая 17 100 101 102 Биотехнология, её направления. Этические аспекты развития некоторых  исследований в биотехнологии Зачёт по теме «Селекция и биотехнология». Итоговое годовое тестирование. П.11.4. повторить           3неделя мая 4неделя мая 4неделя мая 18 Календарно ­ тематическое планирование учебного курса «Общая биология. 11 класс» (102ч.) №  Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Введение. Учение об эволюции органического мира. История развития представлений об эволюции жизни на Земле Система органической природы К. Линнея Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы» Экспедиционный материал Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование § 1.3.2. с.32­35 §1.3.2. с.36­39 Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. ПР № 1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного  Подготовиться к  зачету. отбора» повторить  Зачет №1 по теме «Дарвинизм» Вид, критерии вида § 1.4.1 § 1.4.7. §1.4.2­1.4.3. § 1.4.4 § 1.4.5. сделать выводы повторить  § 1.4.6 выводы Повторение  повторить  с.79 §2.1. 12 13 14­15 Видообразование 16­17 Эволюционная роль мутаций 18 19 20 21 22­23 Адаптация организмов к среде обитания и их относительность 24 25 26 27 28­29 Пути достижения биологического прогресса Генетические процессы в популяциях Формы естественного отбора ПР № 2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов» Семинар по теме «Движущие силы эволюции» ПР №3«Сравнение процессов экологическогоигеогр.видообразования». Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции» Зачет №2 по теме «Микроэволюция» Макроэволюция. Направления эволюции Домашнее задание с.7 §1.1.1 §1.1.2. §1.1.3 повторить  §1.2.1­1.2.2 §1.2.2 § 1.3.1 Дата проведения По плану 1неделя сентября 1неделя сентября 1неделя сентября 2неделя сентября 2неделя сентября 2неделя сентября 3неделя сентября 3неделя сентября 3неделя сентября 4неделя сентября 4неделя сентября 4неделя сентября 1неделя  октября 1неделя октября 3неделя октября 3неделя октября 4неделя октября 4неделя октября 4неделя октября 1неделя ноября 2неделя ноября 2неделя ноября 2неделя ноября 3неделя ноября 3неделя ноября фактически 19 ПР №4 Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений. ПР №5 «Выявление ароморфозов у растений» ЛР № 1  «Выявление идиоадаптаций у растений» ПР № 6 «Выявление ароморфозов у животных» ЛР № 2 «Выявление идиоадаптаций у животных» Основные закономерности эволюции Правила эволюции. Семинар по теме «Основные закономерности эволюции». Зачет №3 по теме «Макроэволюция» Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. Развитие жизни в раннем палеозое. Развитие жизни в позднем палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44­45 Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного  46 47 48 49 50 51 52 53 мира». Зачёт № 4 по теме «Основные черты эволюции животного и растительного  мира». Положение человека в системе животного мира. Эволюция приматов. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. Стадии эволюции человека. Древние люди. Стадии эволюции человека. Первые современные люди. Современный этап в эволюции человека. ПР № 7 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих  рас». 54­55 Семинар «Происхождение человека». 56 57 58 59 Зачет № 5 по теме «Происхождение человека». Биосфера – живая оболочка Земли. Структура биосферы. Живые организмы. Круговорот воды в природе. выводы задачи задачи задачи примеры  §2.1.1 §2.1.2 сообщения Повторение § 3.1 § 3.2 § 3.2 § 3.3 § 3.4 Подгот­ся к  зачету. Повторение § 4.1 § 4.2 § 4.3 § 4.3, С. 136 § 4.3, С. 137­138 § 4.4 Подготовка к  семинару Повторение повторение § 5.1.1. §5.1.2. §5.2 с.155­156. 3неделя ноября 4неделя ноября 4неделя ноября 4неделя ноября 1неделя декабря 1неделя декабря 1неделя декабря 2неделя декабря 2неделя декабря 2неделя декабря 3неделя декабря 3неделя декабря 3неделя декабря 4неделя декабря 4неделя декабря 4неделя декабря 2неделя января 2неделя января 2неделя января 3неделя января 3неделя января 3неделя января 4неделя января 4неделя января 4неделя января 1неделя февраля 1неделя февраля 1неделя февраля 20 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Круговорот углерода. Круговорот фосфора и серы. Круговорот азота. ПР  № 8 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота». Зачет №6 по теме «Понятие о биосфере». История формирования сообществ живых организмов Основные биомы суши. ЛР № 3 «Описание экосистемы своей местности». Семинар по теме «Основные биомы суши». Естественные сообщества. Структура естественных сообществ. Абиотические факторы. Температура. Абиотические факторы.  Свет. Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение. Интенсивность действия факторов среды. Взаимодействие факторов. Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организм». Биотические факторы среды Цепи питания. Правила экологических пирамид. § 6.3.4 ПР  № 9 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах  (пищевых цепей и сетей)». Саморегуляция экосистем. Смена экосистем. ПР № 10  «Решение экологических задач». Агроэкосистемы. ПР № 11 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем». Зачёт № 7 по теме «Взаимоотношения организма и среды». Формы взаимоотношений. Позитивные отношения. Антибиотические отношения. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами». Зачет № 8 по теме «Взаимоотношения между организмами». 2неделя февраля §5.2 с.156. 2неделя февраля §5.2 с.157­158 2неделя февраля §5.2 с.156­157. 3неделя февраля схемы 3неделя февраля Повторение 3неделя февраля § 6.1. 4неделя февраля § 6.2.1. 4неделя февраля описание 4неделя февраля Сообщения  § 6.3.1 1неделя марта § 6.3.2. с.193­195 1неделя марта § 6.3.2 с.185­186. 1неделя марта 2неделя марта § 6.3.2 с.187­190 2неделя марта § 6.3.2 с.191­192 § 6.3.3. 2неделя марта 3неделя марта сообщения 3неделя марта задание в тетради 3неделя марта § 6.3.4. 4неделя марта задачи 1неделя апреля Повторение 1неделя апреля выводы 1неделя апреля Повторение 2неделя апреля § 6.4.1 2неделя апреля § 6.4.2,С.215­221 2неделя апреля § 6.4.2,С.221­229 3неделя апреля § 6.4.2,С.229­231 3неделя апреля 3неделя апреля сообщения Повторение 4неделя апреля 21 Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование. Загрязнения воздуха. Загрязнения пресных и морских вод. Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. 0храна природы и перспективы рационального природопользования. Семинар на тему «Биосфера и человек». Зачет № 9 по теме «Взаимосвязь природы и общества. Охрана природы». 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99­100 Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для  решения инженерных задач и развития техники. Роль биологических знаний в XXI веке. Итоговое годовое тестирование. 101 102 §7.1 §7.2. §7.3.1. §7.3.2­7.3.3. §7.3.4. §7.3.5. §7.3.6. §7.4. сообщения Повторение с.260­269. повторение 4неделя апреля 4неделя апреля 1неделя мая 1неделя мая 1неделя мая 2неделя мая 2неделя мая 2неделя мая 3неделя мая 3неделя мая 3неделя мая 4неделя мая 4неделя мая 22

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)

Рабочая программа по биологии, 10-11 классы УМК С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ( в неделю 3часа, в году 204 ч.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019