Рабочая программа по биологии (10 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
10 кл
28.01.2017
Рабочая программа по биологии  (10 класс)
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» (статьи 9, 11, 12, 14); Федерального компонента государственного Стандарта среднего общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего общего образования (базовый уровень), Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, Положением о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов
10 класс КТП биология.doc
Пояснительная записка      Рабочая  программа  по биологии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Закона  «Об образовании в РФ» (статьи 9, 11, 12, 14); Федерального компонента государственного  Стандарта среднего общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5   марта   2004   г.   №   1089),   примерной   программы   по   биологии   среднего   общего   образования   (базовый   уровень),   Федерального   перечня учебников,  рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, Положением о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов             Модифицированная    программа  разработана     на основании учебного плана примерной программы по биологии  среднего общего образования (базовый уровень). За основу взята авторская программа среднего общего образования по биологии для изучения биологии на базовом   уровне  в   X  –   XI   классах,   авторами   которой   являются   И.Б.Агафонова,   В.И.Сивоглазов   (линия   Н.И.Сонина),   опубликованная   в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6­11 классы» издательство «Дрофа», 2011. Программа   соответствует   федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, 2004 и обязательному минимуму содержания общего образования, 1998.       Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих целей: ­ освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; ­   овладение   умениями   обосновывать   место   и   роль   биологических   знаний   в   практической   деятельности   людей,   развитии   современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; ­ находить и анализировать информацию о живых объектах; ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших   в   общечеловеческую   культуру;   сложных   и   противоречивых   путей   развития   современных   научных   взглядов,   идей,   теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы   с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении  биологических  проблем;       использование  приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.        Курс биологии на ступени среднего общего образования   на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся   должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,   востребованные в жизни и практической деятельности. В связи   с   этим   на   базовом   уровне   в   программе   особое   внимание   уделено   содержанию,   лежащему   в   основе   формирования     современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Изучение курса «Биология» в 10­11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. В курсе биологии для 10­11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются   основополагающие   материалы   о  закономерностях   живой   природы,   рассмотренные   в   предшествующих   классах,   как  с   целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. В 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм».  Модифицированная программа предназначена для изучения биологии в общеобразовательных классах в течение двух лет и рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю. Один час в неделю добавлен из школьного компонента. Увеличение количества часов позволит выделить время на обобщение и систематизацию учебного материала. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, ­ все это объекты биологии.  В данной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы   практические   и   лабораторные   работы   позволяют   значительную   часть   уроков   проводить   в   деятельностной   форме.   Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности. Учет межпредметных связей в преподавании общей биологии позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные, творческие при работе с уже знакомым учащимся содержанием.  Курс общей биологии 10 ­ 11 класса опирается в большей степени на знания курса химии, частично – физики, астрономии, истории, экономической географии зарубежных стран, физической географии. Сроки реализации программы – 2 года, рассчитана на 140 часов ­ 2 часа в 10 и 2 ч в 11 классе. В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен: Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса знать/понимать      основные положения биологических теорий (клеточная), сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,  вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки; биологическую символику и терминологию; уметь  объяснять:  роль   биологии   в   формировании   научного   мировоззрения;   вклад   биологических   теорий   в  формирование   современной естественнонаучной   картины   мира;   отрицательное   влияние   алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ   на   развитие   зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций,   решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;   сравнивать:  биологические   объекты   (тела   живой   и   неживой     природы   по   химическому   составу,   зародыши   человека   и   других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать и оценивать  различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;  находить  информацию   о   биологических   объектах   в   различных   источниках   (учебных   текстах,   справочниках,   научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её использовать; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:   соблюдения   мер   профилактики   отравлений,   вирусных   и   других   заболеваний,   стрессов,   вредных   привычек   (курение,   алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения:        создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока; выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной  образовательной темы); выполнение проектных работ; осуществление текущего опроса учащихся; выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ; подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. д.); выступление с докладом, организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления. Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся Оценка устного ответа. Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две­три несущественные ошибки, исправленные по  требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ не полный, несвязный. Отметка «2»:  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, который учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, а также отсутствие ответа. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные. Отметка «2»: Работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок либо работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год. Оценка тестовых заданий Отметка «5» – выполнено правильно 90% задания. Отметка «4» – от 70% до 89% задания. Отметка «3» – от 50% до 69% задания. Отметка «2» – менее 49% задания. Оценка практических умений учащихся: Оценка умений ставить опыты Отметка «5» Правильно определена цель опыта; самостоятельно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно  грамотно, логично описаны наблюдения, сформулированы выводы из опыта. Отметка «4» Правильно   определена   цель   опыта;   самостоятельно   проведены   подбор   оборудования   и   объектов,   при   закладке   опыта   допускаются   1­2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы выводы из опыта; в описании  наблюдений из опыта допущены неточности, вывод неполный. Отметка «3» Правильно определена цель опыта; самостоятельно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведена  с помощь учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формирования выводов. Отметка «2» Не   определена   самостоятельно   цель   опыта;   не   подготовлено   нужное   оборудование;   допущены   существенные   ошибки   при   закладке   и оформлении опыта, или ученик обнаруживает полное неумение заложить и оформить опыт. 1. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. Общая биология.10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – 304 с. 2. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб.для 10­11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Материально­ техническое оснащение  Дрофа, 2011. ­ 624с. 1. Биология. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцова I ч. (авт.­ сост. А.Ю. Гаврилова. –  Дополнительная литература для учителя: Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с. 2. Биология. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцова II ч. (авт.­ сост. А.Ю. Гаврилова. –  Волгоград: Учитель, 2006. – 125 с. 3. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996. 4. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1989. – 864с. 5. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т.  1 – 3. – М.: Мир, 2010. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Содержание темы   ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЕ КЛЕТКА – СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО  МИКРООРГАНИЗМЫ,   ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ, ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД МАТЕРИАЛА  ИТОГО   СТРОЕНИЯ И Количество часов 2 24  2  1  9 27 5  70 часов Из них практические и лабораторные работы ­ 3 лаб. раб., 1 практ. раб  ­  ­ ­ 3 практ. раб, 1 лаб. раб ­ 8 № п/п Наименование разделов и тем Лабораторные, практические Контроль знаний Дата Корректировка работы ВВЕДЕНИЕ (2 часа) 1 2 Требования к уровню подготовки учащихся  Знать: Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Уметь: Определять место биологии в системе естественных наук. Называть вклад ученых в развитие биологии на разных этапах ее становления. Описывать методы познания живых организмов. Выделять объект биологического исследования. Осуществлять  самостоятельный   поиск   биологической   информацию.  Давать   определение   понятию  жизнь.  Объяснять проявления   иерархического   принципа   организации   живой   природы.  Объяснять  значение   для   развития   биологии подразделения на уровни организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни. УУД:  Самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства   и   способы   их   достижения.   Находить     информацию   о   биологических   объектах   в   различных   источниках   и критически ее оценивать; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии; выдвигать гипотезы, давать определения понятиям; делать выводы и заключения, структурировать материал; преобразовывать информацию из одной формы в другую Вводный инструктаж. Предмет   и   задачи   общей   биологии. Уровни организации жизни. Основные свойства Многообразие живого мира. живого.     Тема 1. КЛЕТКА – СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО (24 часа) Требования к уровню подготовки Знать: Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточную теорию. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. учащихся  Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Диссимиляция, гликолиз катаболизм. Молекулы АТФ. Строение и функции. Локализацияю специфических ферментов в мембранах   митохондрий.   Роль   лизосом   в   подготовительном   этапе.   Потребность   живых   организмов   в   кислороде. Энергетический обмен. Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный, кислородный.  Определения:   автотрофы,   тилакоиды,   фототрофы.   Особенности   процесса   фотосинтеза.  Локализацию   специфических ферментов   в   мембранах   хлоропластов.   Особенности   организации   тилакоидов.   Биологическое   и   экологическое   значение фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза Уметь:  Описывать  клетку   как   объект   изучения   цитологии.   Объяснять   роль   клеточной   теории   в   формировании естественнонаучной картины мира.  Давать определение ключевым понятиям. Объяснять  единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов. Развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул. Характеризовать значение макро­ и микроэлементов, воды и минеральных солей. Выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток. Характеризовать  строение   углеводов   и   липидов,   их   биологическую   роль   в   обеспечении   жизнедеятельности   клетки. Устанавливать взаимосвязи  строения и функций молекул в клетке.  Осуществлять самостоятельный поиск информации  о механизме   действия   ферментов.  Объяснять  механизм   образования   первичной,   вторичной,   третичной   структуры   белка. Выделять особенности  ферментов.  Характеризовать  роль белка в живой природе.  Характеризовать  функции ДНК и РНК. Объяснять  принципы строения молекулы ДНК.  Устанавливать взаимосвязи  строения и функций молекул ДНК и РНК в клетке.  Называть  функции   органоидов   эукариотической   клетки,   описывать   их   значение   в   жизнедеятельности   клетки, находить органоиды клетки на микропрепаратах и таблицах, уметь доказывать единство происхождение живого на Земле. Сравнивать   строение   растительной   и   животной   клеток.  Доказывать,  что   ядро   ­   центр   управления   жизнедеятельностью клетки.  Устанавливать   взаимосвязи  строения   и   функций   ядра.  Прогнозировать   последствия  для   клетки   потери   ядра   и возможность самостоятельного существования ядра вне клетки. Характеризовать строение и функции хромосом. Сравнивать хромосомы эукариот и бактерий, кариотип мужчины и женщины. Называть участки и органоиды прокариотической клетки, экологическую роль бактерий. Выделять различия в строении эукариот и прокариот. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Объяснять  роль АТФ в обмене веществ и энергии. Характеризовать этапы диссимиляции. Устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием. Объяснять  потребность большинства организмов в кислороде.  Давать определение ключевым понятиям. Описывать типы питания организмов. Объяснять роль фотосинтеза. Характеризовать световую и темновую фазы фотосинтеза. Устанавливать связь между строением хлоропластов и фотосинтезом. Объяснять экологический аспект фотосинтеза на самостоятельно подобранных конкретных примерах УУД:  работать в группе, сотрудничать с одноклассниками,  самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Находить   информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии; выдвигать гипотезы, давать определения понятиям; делать выводы и заключения, структурировать материал      Неорганические инструктаж. Первичный соединения Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки, их состав и строение.  Функции белков в клетке Лаб.   работа   №1   «Расщепление   пероксида водорода   ферментами,   содержащимися   в клетках клубня картофеля»     работа Лаб. «Расщепление пероксида   водорода   ферментами, содержащимися   в   клетках   клубня картофеля» . Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК Нуклеиновые   кислоты.   РНК:   строение   и функции АТФ   и   другие   органические   соединения клетки Урок   обобщения   и   подведения   итогов   по теме: «Химический состав клетки» Клетка. История изучения. Клеточная теория Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Лаб. работа№3   «Плазмолиз   и   деплазмолиз   в клетках эпидермиса лука». Органоиды клетки: эндоплазматическая комплекс Гольджи. Строение   и   функции   органоидов   клетки: митохондрии, пластиды, органоиды движения. Клеточные включения.  Лаб.   работа№3   «Строение   растительной, животной, грибной и бактериальной клеток» Строение и функции ядра клетки. Строение и Практическая   работа   «Сравнение Лаб.   и деплазмолиз   в   клетках   эпидермиса лука». Лаб. «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток»   работа   «Плазмолиз лизосомы, рибосомы, работа         сеть,     Контроль   знаний   по теме   «Химический состав клетки» 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 строения   клеток   растений   и животных» Контроль   знаний   по теме   «Структура   и функции   органоидов клетки» Контроль   знаний   по теме   «Обмен веществ» функции   хромосом.   П.   р.   №1   «Сравнение строения клеток растений и животных» Обобщающий   урок   по   теме   «Структура   и функции органоидов клетки»    окисление   при   участии Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.  Обеспечение   клеток   энергией   за   счет окисления органических веществ (гликолиз) Биологическое   кислорода (аэробное дыхание) Пластический   обмен.   Биосинтез   белков. Синтез и­РНК. Синтез   полипептидной   цепи   на   рибосоме. Регуляция транскрипции и трансляции. Решение задач по молекулярной биологии Решение  задач по теме   «Генетический  код. Биосинтез  белка» Урок   обобщения   и   повторения   по   теме «Обмен веществ» 18 19 20 21 22 23 24 25 26 уровню подготовки учащихся  Требования к Тема 2.  МИКРООРГАНИЗМЫ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 часа) Знать:  Что такое прокариоты, эукариоты.  Органоиды прокариотической клетки – клеточная стенка, мембрана, нуклеоид, кольцевая   ДНК   (плазмида),   рибосома.   Разнообразие   прокариот.   Форма   клеток   бактерий,   распространение   и   значение. Спорообразование. Уметь:  Называть   участки   и   органоиды   прокариотической   клетки,   экологическую   роль   бактерий.   Выделять   различия   в строении эукариот и прокариот. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. УУД:  работать   в   группе,   сотрудничать   с   одноклассниками,  самостоятельно   осуществлять   деятельность   учения,   ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Строение и размножение прокариот 27 28 Место и роль прокариот в биоценозах и жизни человека. Требования к уровню подготовки учащихся  Тема 3. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ, ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ (1 час) Знать:  определение   понятий:  вирус,     вирусология,   бактериофаг,   капсид.  Химический   состав   и   строение   вирусов   и бактериофага. Особенности  генома  вирусов: две цепи ДНК, одна цепь ДНК, РНК. Виды вирусов, содержащих ДНК и РНК; возбудители   инфекционных   заболеваний.   Меры   профилактики   вирусных   заболеваний   (СПИД,   грипп,   герпес).   Значение бактериофагов. Жизненный цикл: проникновение в клетку, размножение, выход из клетки.  Уметь:  Описывать  проявление   специфичности   действия   вирусов.  Выделять  особенности   строения   и   жизнедеятельности бактериофагов.  Характеризовать  механизм синтеза вирусных белков и их упаковку.  Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа содержания рисунка учебника. Обосновывать пути предотвращения вирусных заболеваний. Прогнозировать трудности и опасности профессии вирусолога. 29 Вирусы­ неклеточные формы жизни. Вирус  СПИДа Тема 4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (9 часов) Требования к уровню подготовки учащихся  Знать:  Понятия:  жизненный   цикл,  интерфаза,   митотический   цикл.  Митоз.     Мейоз.   Онтогенез.   Оплодотворение,   его биологическое значение. Гаметы. Сперматозоид. Яйцеклетка. Сперматогенез. Овогенез. Эмбриология. Клеточный цикл. Интерфаза. Хроматиды. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Бесполое и половое размножение. Партеногенез. Спорообразование.     Вегетативное   размножение.   Почкование.   Гаплоидный   и   диплоидный   наборы   хромосом. Гомологичные  хромосомы. Зигота. Бластула. Бластоцель. Гаструла. Зародышевые  листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма. Органогенез. Нейрула. Прямое развитие. Развитие с превращением. Метаморфоз.   Роль   интерфазы   в   жизненном   цикле.   Изменение   количества   ДНК   в   различные   периоды   жизненного   цикла. Продолжительность жизненного цикла. Подготовка клетки к митозу: редупликация, синтез РНК, белков­ферментов, синтез АТФ, удвоение центриолей. Биологическое значение митоза: рост, регенерация, деление зиготы.  Стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Процесс изменения ядра, клеточного центра на различных стадиях митоза. Бесполое     и   половое   размножение  Особенности   бесполого   размножения,   его   роль   в   природе.   Способы   бесполого размножения: спорообразование, митоз, почкование, деление пополам.  Оплодотворение. Партеногенез  Приспособления у обоеполых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическая роль. Гаметогенез Гаметы Гермафродитизм Овогенез Репродуктивный период Сперматогенез   Гаплоидный набор хромосом Конъюгация  Кроссинговер.  Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид.  Особенности продолжительности репродуктивного   периода   у   разных   полов.   Стадии   развития   половых   клеток.   Биологическое   значение   мейоза.   Виды оплодотворения:   наружное и внутреннее, двойное. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений   и   оплодотворение   у   животных.    Периоды   онтогенеза:   эмбриональный   и постэмбриональный.   Прямое   и   непрямое   развитие.   Причины   нарушения   развития   организмов.   Эмбриогенез.   Этапы   и  Репродуктивный   период.   Репродуктивное   здоровье,   его   значение   для   будущих   поколений   людей. характеристики.  Онтогенез.   Эмбриогенез. Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы внешней среды, влияющие на развитие: алкоголь, стресс, питание. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие нормальное эмбриональное развитие человека. Природные механизмы, сни­ жающие интенсивность влияния на стадии развития организма. Уметь:  Давать   определение   ключевым   понятиям.   Объяснять   значение   интерфазы   в   жизненном   цикле.   Характеризовать процессы интерфазы. Объяснять  биологический смысл митоза.  Характеризовать  митоз.  Выделять  особенности, сравнивать бесполое и половое размножения.  Характеризовать их биологическое  значение .  Выделять  эволюционные преимущества полового   размножения.  Устанавливать   связь  между   строением   и   функцией   половых   клеток.  Характеризовать  этапы гаметогенеза.  Сравнивать  процессы   овогенеза   и   сперматогенеза.  Объяснять  биологическое   значение   мейоза.  Выделять особенности 1­ого и 2­ого мейотических делений. Объяснять отличия мейоза от митоза.  Называть типы оплодоворения. Характеризовать их сущность и значение. Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды обитания. Давать определение ключевому понятию ­  онтогенез. Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, причины   нарушения   развития   организмов.   Описывать   процесс   эмбриогенеза.  Называть   периоды   онтогенеза   человека. Сравнивать   зародыши   человека   и   других   млекопитающих   животных   и   делать   выводы   на   основе   сравнения.   Называть компоненты окружающей среды, влияющие на развитие конкретного организма. Описывать критические периоды в развитии эмбриона. Обосновывать влияние полноценного питания на рост и развитие организмов. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, наркотических средств, никотина на развитие зародыша человека. УУД:  уметь   сравнивать,  анализировать,   оценивать,   решать   проблемные   ситуации,   самостоятельно   искать   информацию. Находить   информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии; выдвигать гипотезы, давать определения понятиям; делать выводы и заключения, структурировать материал; преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях  и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов на здоровье. Деление клетки ­ основа размножения, роста и развития организмов. Митоз. Формы   размножения   организмов.   Половое   и бесполое размножение.   клеток. Образование половых Оплодотворение у животных. Двойное   оплодотворение   у   цветковых растений Индивидуальное (онтогенез).   организмов   Постэмбриональное   развитие   развитие 30 31 34 35 32 Мейоз. 33 36 37 38 организмов.  Организм как единое целое Обобщающий урок по теме «Размножение   и развитие организмов». Контроль     знаний   по   теме   «Размножение   и развитие организмов» Требования к уровню подготовки учащихся  Контроль   знаний   по теме «Размножение и развитие организмов» Тема 5. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (27 часов). Знать:  определения   понятий:  генетика,   генотип,   гены   (аллельные,   неаллельные),   гетерозигота,   гомозигота, изменчивость,   наследственность,   локус,   признак   (доминантный,   рецессивный),   фенотип,   гибрид,   гибридизация, доминирование Моногибридное скрещивание. Чистые линии.  Альтернативные признаки. Гибридологический метод изучения наследственности. Условия проявления полного доминирования. Закон и правила: закон доминирования (закон единообразия),   закон   расщепления.   Статистический   характер     законов.  Дигибридное   скрещивание.  Цитологические основы   проявления   третьего   закона   Менделя.   Условия   выполнения   третьего   закона   Менделя   (независимого комбинирования): расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутствие взаимодействия между генами. Особенности   расщепления   по   генотипу   и   фенотипу.   Закон   независимого   комбинирования.   Универсальный   характер. Группа   сцепления.   Генетические   карты.  Кроссинговер.  Морганиды.   Перекрест.   Сцепленное   наследование.   Условия проявления закона сцепленного наследования. Закон сцепленного наследования генов.  Закон Т.Моргана.  Хромосомная теория наследственности. Геном. Геномика. Взаимодействие генов. Современные представления о гене и геноме. Генотип. Взаимодействие генов и их множественное действие. Аутосомы .Гетерохромосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол.  Особенности     наследования   признаков,   сцепленных   с   полом.   Практ.   значение   знании   о   сцепленном   с   полом наследовании   для   чел.   Наследование,   сцепленное   с   полом.   Хромосомное   определение   пола.  Изменчивость.   Норма реакции.  Наследственная  (генотипическая)      и ненаследственная  (модификационная)  изменчивость. Комбинативная  и мутационная изменчивость. Мутации. Классификация мутаций : по характеру проявления: доминантные и рецессивные; по   месту   возникновения:   генеративные   и   соматические;   по   уровню   возникновения:   генные,   хромосомные,   геномные. Генеративные   мутации.   Наследственные   заболевания.  Хромосомные   болезни.   Генные   болезни.   Меры   профилактики наследственных   заболеваний   человека.   Диагностика   и   лечение   наследственных   аномалий   обмена   веществ. Нежелательность   родственных   браков.   Медико­генетическое   консультирование.   Значение   генетики   для   медицины. Одомашнивание.   Селекция.   Сорт.   Порода.   Штамм.    Цели   и   задачи   селекции.   Основные   методы:   Достижения   и направления современной селекции. Гетерозис.   Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Биотехнология. Биоэтика. Генная инженерия. Клонирование. Трансгеные организмы (ГМО). Уметь:  Давать   определение   ключевым   понятиям.   Приводить   примеры   рецессивных   и   доминантных   признаков.   Объяснять   значение Характеризовать   сущность   биологических   процессов   наследственности   и   изменчивости. гибридологического   метода.  Записывать   обозначения  доминантных   и   рецессивных   генов,   гомозигот   и   гетегозигот. Раскрывать   сущность   гибридологического   метода.  Характеризовать  моногибридное   скрещивание.  Составлять   схемы процесса   образования   «чистых»   гамет;   единообразия   гибридов   первого   поколения;   закона   расщепления;   неполного доминирования. Объяснять цитологические основы проявления второго закона Менделя (расщепления). Составлять схему закона расщепления. Рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы третьего закона Менделя (закона независимого комбинирования);  Обосновывать  основные положения третьего закона Менделя (закона независимого наследования признаков). Давать определение ключевым понятиям. Объяснять механизм нарушения   сцепления   генов.  Обосновывать  цитологические   основы   проявления   закона   сцепленого   наследования.  Описывать   строение   гена   эукариот.   Приводить   примеры Характеризовать  положения   хромосомной   теории. взаимодействия   генов.   Приводить   примеры  гомогаметного   и   гетерогаметного   пола   у   животных.  Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Выделять особенности наследования, сцепленного с полом. Составлять схему хромосомного определения пола и объяснять механизм. Называть различные виды изменчивости; уровни изменения генотипа,   виды   мутаций.   Приводить   примеры  разных   типов   классификаций   мутаций.  Описывать  проявление   свойств мутаций.  Давать определение ключевому понятию ­  наследственные заболевания.  Объяснять  причины наследственных заболеваний   человека.  Обосновывать  целесообразность   запрещения   в   некоторых   странах   близкородственных   браков. Выявлять источников мутагенов в окружающей среде (косвенно). Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских  форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции   для   повышения   эффективности   сельскохозяйственного   производства   и   снижения   себестоимости продовольствия.  Характеризовать  положения   учения   о   центрах   происхождения   культурных   растений.   Называть   и характеризовать   основные  методы   селекции   растений  и  животных.  Приводить  примеры   промышленного  получения  и использования   продуктов   жизнедеятельности   микроорганизмов.   Выделять   проблемы   и   трудности   генной   инженерии. Выявлять преимущество клонирования по сравнению с традиционными методами селекции.  Анализировать и оценивать успехи биотехнологии. Характеризовать успехи генной инженерии. УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью  синтез  как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе выделения   признаков   (существенных,   несущественных), самостоятельно   достраивая,   восполняя   недостающие   компоненты;  установление   причинно­следственных   связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Задачи и методы генетики. Первый и второй  закон Менделя.  39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Практическая работа №2 «Решение  генетических задач на моногибридное  скрещивание» Анализирующее скрещивание. Неполное  доминирование Взаимодействие аллельных генов.   Кодоминирование.  Дигибридное скрещивание. Третий  закон  Менделя.  П.р. №3 «Решение генетических задач на  дигибридное и анализирующее скрещивание»  Практикум по решению задач на  анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов.  Генетика пола. Наследование сцепленное с  полом Решение  задач на сцепленное наследование  генов и наследование, сцепленное с полом. Решение задач на сцепленное наследование  генов и наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие неаллельных генов.  Цитоплазматическая наследственность. Практикум по решению задач на  взаимодействие неаллельных генов. Практикум по решению задач на  взаимодействие неаллельных генов. Практикум по решению генетических задач  различных типов. П.р.№4 «Решение генетических задач  различных типов» Модификационная изменчивость Л.р.№4   «Построение   вариационного   ряда   и вариационной кривой» Практическая   работа   «Решение генетических на моногибридное скрещивание» задач     П.р. «Решение генетических задач на дигибридное   и   анализирующее скрещивание» П.р.   «Решение   генетических   задач различных типов» Л.р.   «Построение   вариационного ряда и вариационной кривой» ее   типы. Наследственная   изменчивость, Комбинативная изменчивость. Генетика человека Обобщающий   урок   по   теме   «Основы генетики»   Семинар по теме «Основы генетики»  Селекция, ее задачи. Центры происхождения культурных растений.. Селекция растений Селекция животных  Селекция   микроорганизмов.   Биотехнология. Генная инженерия. Обобщающий   урок   по   теме   «Основы селекции» 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (5 часов) ­   основная   структурная   и Клетка   функциональная единица живого.  Наследственная информация и реализация ее в клетке. Обеспечение клеток энергией. Размножение и развитие организмов.  Основные закономерности наследственности  и изменчивости.  Значение селекции и биотехнологии для  сельского хозяйства и медицины. Лаб. раб­ 4, практ. раб­ 4

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)

Рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии  (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017