РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
10 кл
18.02.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен знать /понимать: • основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;; • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; • биологическую терминологию и символику;
2 Рабочая программа по биологии 10 класс базис. Шевцова С.Т.- база.doc
Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение  Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1                               «Рассмотрено»                            Руководитель ШМО                             _____________/Шевырева О.Д.                                                  ФИО                             Протокол заседания ШМО № 1                            от «29» августа 2016г.                                 «Согласовано»                                 Заместитель директора по УВР                                 МКОУ  Калачеевская   СОШ  № 1                               _____________/_Гудова Г.Н./                                                                       ФИО                                  «30» августа 2016 г.                                          «Утверждаю»                                       Директор МКОУ                                        Калачеевская СОШ № 1                                       ____________________/Ивонина Т.В./                                                                                             ФИО                                        Приказ №  142 от «01»сентября 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  биологии,  10  класс (базовый курс) предмет, класс (параллель) Шевцова Светлана Тихоновна Ф.И.О. учителя учитель биологии, ВКК должность, категория                                                                                                                                                                                    Рассмотрено на заседании                                                                                            педагогического совета                                                                                                   протокол № 1                                                                                                   от «31» августа 2016 г. 1 2016 ­ 2017  учебный год 1. Планируемые результаты обучения В результате изучения биологии на базовом уровне  в 10 классе ученик должен   знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику; уметь объяснять:  роль   биологии   в   формировании   научного   мировоззрения;   вклад   биологических   теорий   в   формирование   современной естественнонаучной   картины   мира;   единство   живой   и   неживой   природы,   родство   живых   организмов;   отрицательное   влияние   алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать и оценивать  глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; находить  информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).              2 Название раздела 1. Биология как  наука. Методы  научного познания. Кол­во  часов 2. 2. Клетка. 18. 2.   Содержание  учебного курса. Содержание по разделам. Основные виды деятельности  учащихся Инструктаж   по   технике   безопасности.   Биология   как   наука. Место   биологии   в   системе   наук.   Значение   биологии   для понимания   научной   картины   мира.   Связь   биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией,   астрономией   и   др.).   Роль   биологических   теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины   мира.   Объект   изучения   биологии   —   биологические системы.   Общие   признаки   биологических   систем.   Методы познания живой природы.   Предмет,   задачи   и   методы   исследования   современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.  Значение   клеточной   теории   для   развития   биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица   живого.  Химический   состав   клетки.   Вода   и   другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в   регуляции   процессов   жизнедеятельности.  Строение прокариотической   клетки.   Строение   эукариотической   клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции   ядра.   Химический   состав   и   строение   хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности   строения   клеток   бактерий,   грибов,   животных   и растений.   Вирусы   и   бактериофаги­Вирус   СПИДа.  Обмен веществ   и   превращения   энергии   в   клетке.   Каталитический 3     приборами   правила работы     с Соблюдать и биологическими инструментами,   правила   работы   в кабинете   биологии.   Знать   цели   и   задачи курса,   место   предмета   в   системе естественных наук, методы исследования в биологии.   Выделять   отличительные признаки живых организмов.    существенные Характеризовать   уровни   организации живой   природы,   сравнивать   химический состав живых организмов   и тел неживой природы,   делать   выводы     на   основе сравнения,  приводить примеры. Выделять   признаки строения   и   процессов   жизнедеятельности клетки.   Различать   на   таблицах   основные части   и   органоиды   клетки.   Выявлять взаимосвязи   между   строением   и функциями   клеток.   Наблюдать   и описывать готовых микропрепаратах. Выделять существенные признаки   процессов   обмена   веществ   и превращения энергии, питания,   дыхания,   клетки   на 3. Организм. 13.   Генетический   код. характер   реакций   обмена   веществ.   Пластический   и энергетический   обмен.   Основные   этапы   энергетического обмена.   Отличительные   особенности   процессов   клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и   гетеротрофы.   Фотосинтез,   его   фазы,   космическая   роль   в биосфере.  Хемосинтез   и  его   значение  в  биосфере.  Биосинтез белков.   Понятие   о   гене.   ДНК   —   источник   генетической информации.   Матричный   принцип биосинтеза   белков.   Образование   иРНК   по   матрице   ДНК. Регуляция   биосинтеза.  Понятие   о   гомеостазе,   регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа   бесполого   размножения   и   роста   многоклеточных организмов,   его   фазы   и   биологическое   значение.   Формы размножения   организмов.   Бесполое   размножение   и   его   типы. Половое   размножение.   Мейоз,   его   биологическое   значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности опло­ дотворения   у   цветковых   растений.   Биологическое   значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогене­ за)   организмов.   Деление,   рост,   дифференциация   клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений.   Взаимовлияние   частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие   зародыша.   Рост   и   развитие   организма.   Уровни приспособления   организма   к   изменяющимся   условиям. Старение   и   смерть   организма.   Специфика   онтогенеза   при бесполом размножении.  История   развития   генетики.   Закономерности   наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения   наследственности.   Моногибридное   скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.   Закон   чистоты   гамет   и   его   цитологическое   Онтогенез   животных. 4 транспорта веществ в клетке и организме.   существенные   признаки Выделять процессов   роста,   развития,   размножения. Сравнивать   половое   и   бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост, развитие.  Объяснять механизмы наследственности и  изменчивости. система. (ядерная) (доминирование,   Множественные   аллели. обоснование.   Анализирующее скрещивание.   Дигибридное   и   полигибридное   скрещивание. Закон   независимого   комбинирования.   Фенотип   и   генотип. Цитологические основы генетических наследований. Генетическое   определение   пола.   Генетическая   структура половых   хромосом.   Гомогаметный   и   ге­терогаметный   пол. Наследование   признаков,   сцепленных   с   полом.  Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление   генов.   Генетические   карты   хромосом.   Генотип   как   целостная   Хромосомная   и цитоплазматическая   наследственность.   Взаимодействие аллельных     неполное   доминирование, кодоминирование   и   сверхдоминирование)   и   неаллельных (комплементар­ность,   эпистаз   и   полимерия)   генов   в определении   признаков.   Плейотропия.   Основные   формы изменчивости.   Мутации. Генные,   хромосомные   и   геномные   мутации.   Соматические   и генеративные   мутации.   Полулетальные   и   летальные   мутации. Причины   и   частота   мутаций,   мутагенные   факторы. Эволюционная   роль   мутаций.  Комбинативная   изменчивость. Возникновение   различных   комбинаций   генов   и   их   роль   в создании   генетического   разнообразия   в   пределах   вида.   Эво­ люционное   значение   комбинативной   изменчивости.   Закон гомологических   рядов   в   наследственной   изменчивости. Фенотипическая,   или   модификационная,   изменчивость.   Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.   Статистические   закономерности   модификационной изменчивости. Управление доминированием.   Методы   изучения   наследственности   человека.   Характер наследования   признаков   у   человека.   Влияние   среды   на генетическое   здоровье   человека.   Генетические   болезни.   Генотипиче­ская   изменчивость. Знать методы  изучения наследственности  человека, характер наследования  признаков у человека, влияние среды на  5 4. Заключение. 2. Социальные проблемы генетики.  Обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу. генетическое здоровье человека. Использовать ранее полученные знания,  обобщать, анализировать, строить  обобщающие таблицы, схемы, работать с  разными источниками информации,  выполнять задания разного уровня. 3.  Учебно­тематическое  планирование.  «Общая биология». 10 класс. (1 раз в неделю). Тема раздела  учебных занятий 1. Биология как  наука. Методы  научного  познания. 2.  Клетка. Кол­во  часов 2. 18. №  урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.  8.  9.  10. Тема учебного занятия        Виды деятельности. Дата Предмет   и   задачи   общей   биологии. Методы биологии. Инструктаж по  ТБ. Свойства   живого.   Уровни   организации живой материи. Клеточная   теория.   Химического   состава клетки. Неорганические соединения. Углеводы и липиды. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Цитология – наука о клетке. Клеточная теория.  Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма Строение   клетки.   Строение   клетки: одномембранные органоиды.   Строение   клетки:   двумембранные   и немембранные органоиды клетки. 6 02.09. 09.09. 16.09. 23.09. 30.09. 07.10. 14.10. 21.10. 28.10. 11.11.   Лабораторная   работа   №   2«Плазмолиз   и деплазмолиз в клетках растений» 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Различия   в   строении   клеток   эукариот   и прокариот.  Сравнение клеток растений, животных и грибов.  Урок консультация. Неклеточные формы жизни.  Обмен веществ и энергии в клетке.  Фотосинтез. Хемосинтез. Синтез   белков   в   клетке.   Генетический код. Транскрипция. Синтез   белков   в   клетке.   Транспортные РНК. Трансляция. Урок – практикум. Контрольно­обобщающий   урок   по   теме: «Основы цитологии». Клеточный цикл. Митоз. Амитоз. 22. Мейоз. Формы  размножения организмов. Лабораторная   работа   №   3   «Наблюдение клеток   растений   и   животных   под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». Лабораторная работа № 4  «Строение  клеток растений и животных» Лабораторная работа № 5  «Строение  клеток эукариот и прокариот». Практическая работа № 1  «Решение задач  по молекулярной  биологии». Разноуровневые тесты. 3.Организм. 13. 23. 24.   половых Развитие Оплодотворение. Эмбриональный   и   постэмбриональный периоды развития организмов.   клеток. 7 18.11. 25.11.  02.12. 09.12. 16.12. 23.12. 30.12. 20.01. 27.01. 03.02. 10.02. 17.02. 24.02. 03.03. 25. Индивидуальное    развитие  организмов  – онтогенез. 26. Генетика. Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа  № 6 «Выявление  признаков сходства зародышей человека и  других млекопитающих как доказательство их родства». 27. Множественные аллели.   Анализирующее Практическая работа  № 2 «Составление скрещивание. Дигибридное скрещивание.  простейших  схем скрещивания». 28. 29. 30. 31. Хромосомная  теория наследственности.  Сцепленное наследование. Взаимодействие   неаллельных   генов. Цитоплазматическая  наследственность. Изменчивость. изменчивость. Модификационная   10.03. 17.03. 24.03. 07.04. 14.04 21.04. 28.04. 05.05. 12.05. 19.05. Практическая   работа   №   3    «Решение генетических задач». Лабораторная   работа   №   7    «Изучение изменчивости   организмов.   Построение вариационного ряда». Практическая   работа   №   4       «Выявление источников   мутагенов     в   окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм». Разноуровневые тесты 32. Мутационная     изменчивость.   Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. 33. 6. Заключение 2 34. Обобщающий урок за курс 10 класса.  УМК  для учителя.   1. Каменский А.А. Общая биология. 10­11 класс: учеб.  для  общеобразоват. учреждений  ­ 2­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2007. ­367с.  Информационно – методическое  обеспечение. Приложение 8 2. Оданович М.В., Старикова Н.И., Гаджиева Е.М., Щелчкова Е.Ю.  5­11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника /авт.­сост. М.В. Оданович  и др. – Волгоград: Учитель, 2011.­ 168с. 3. Пальдяева Г. М. Биология 5 ­ 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – 92с. 4. Пименов А.В. Уроки биологии в 10­11 классах. Часть 1. Развернутое планирование. ­  Ярославль: Академия развития, 2006. – 224с. 5. Пименов А.В. Уроки биологии в 10­11 классах. Часть 2. Развернутое планирование. ­  Ярославль: Академия развития, 2006. – 288с 6.  Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10­11 кл.: тематическое и поурочное планирование/ В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. – М.: Дрофа,          2010. 7. Чередниченко И.П.. Оданович М.В. Рабочие программы по биологии (по  программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.      Пономаревой). – М.: Глобус, 2009. – 464с. Дополнительная литература: 1. Адельшина Г.А., Адельшин Ф.К.генетика в задачах. – М.: Планета, 2011. – 174с. 2. Бодрова Н.Ф. Готовимся к ЕГЭ по биологии. – Воронеж: ВОИПКРО, 2006. – 158с. 3. Ващенко О.Л. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В. К. Шумского, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского, В.Б. Захарова, С.Г.    4. Дудкина О. П. Биология. 6­11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания /авт.­сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель. 2011. –          255с. 5. Тепаева Л.А. Биология. 10­11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно­измерительные материалы. – Волгоград: Учитель, 2010. –       223с. 6. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: репетитор. – М.: Эксмо, 2010. – 320с. 7. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: сборник заданий. – М.: Эксмо, 2010. – 304с. 8. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицвопросы: 10­11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224с. 9. Мамонтова, Н.И. Сонина. Профильный уровень. – Волгоград: Учитель, 2009. – 351с. 10. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с. 11. Пименов А.В., Пименова И.Н. биология для поступающих в вузы. Общая биология. Дидактические материалы. Ярославль: Академия развития,       2007. – 352с. Интернет­ресурсы: 1.       http://bio.1september.ru ­ газета «Биология» ­ приложение к «1 сентября». 2.       www.bio.nature.ru ­ научные новости биологии. 3.       www.edios.ru ­ Эйдос ­ центр дистанционного образования. 4.       www.km.ru/education ­Учебные материалы и        словари на сайте «Кирилл и Мефодий».       5.      www. (http://school­collection.–  «Единая коллекция Цифровых Образовательных   Ресурсов». 9 6.       http://bio.1september.ru/urok/ ­Материалы к уроку.        7.       http://ebio.ru/ ­ Электронный учебник «Биология».        8.       http://djvu­inf.narod.ru/­ электронная библиотека.   УМК для учащихся 1. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по биологии. «Общая биология». 10 класс.­ Воронеж: ООО «Метода», 2014.      2. Каменский А.А. Общая биология. 10­11 класс: учеб.  для  общеобразоват. учреждений  ­ 2­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2007. ­367с. 10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 10 класс (базовый курс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  биологии,  10  класс (базовый курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017