Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Оценка 4.9
Документация
doc
биология
11 кл
19.03.2018
Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. На изучение биологии на профильном уровне отводиться 102 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
раб.программа 11 кл..doc
«РАССМОТРЕНО»                       «СОГЛАСОВАНО»                        «УТВЕРЖДАЮ»            Руководитель МО                         Заместитель                                     Руководитель МБОУ ______/ ______________/                руководителя по УР                    «Лицей №159»                   Ф.И.О.                                      МБОУ «Лицей № 159»                     _______/ _______________/ протокол № _____ от                      _____/ _____________/                                          Ф.И.О.  «___» ________2013 г.                                  Ф.И.О.                                                Приказ № ______ от                                                            «____» ___________ 2013 г.          «_____» _________2013 г.                                              Рабочая программа Рабочая программа по  биологии  11 класс профильный уровень                                                                                                                Рассмотрено на заседании                                                                                                                педагогического совета                                                                                                                протокол  № _______  от                                                                                                                «_____» _________2013 г. 2013 – 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. ­ М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы среднего общего образования по биологии для 10­11 классов. Профильный уровень. (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5­11 кл. ­ М: Дрофа, 2005) и Программы по биологии для 10­11 классов общеобразовательных учреждений. )   Программа  Биология. 10­11 классы профильный уровень общеобразоват. учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко. Биология 10­11 классы.  – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования,   обеспечивая   освоение   учащимися   основ   учебных   дисциплин,   развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. На изучение биологии на профильном уровне отводиться 102 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает  обучение биологии в объеме 3 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования,  изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):   освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; ознакомление   с   методами   познания   природы:   исследовательскими   методами   биологических   наук   (цитологии,   генетики, селекции, биотехнологии,  экологии);  методами самостоятельного проведения биологических исследований  (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование)  и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;     овладение   умениями:   самостоятельно   находить,   анализировать   и   использовать   биологическую   информацию;   пользоваться биологической   терминологией   и   символикой;   устанавливать   связь   между   развитием   биологии   и   социально­экономическими   и экологическими   проблемами   человечества;   оценивать   последствия   своей   деятельности   по   отношению   к   окружающей   среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ­инфекции, правила поведения в природе и обеспечения   безопасности   собственной   жизнедеятельности   в   чрезвычайных   ситуациях   природного   и   техногенного   характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями   и   современными   исследованиями   в   биологической   науке,   решаемыми   ею   проблемами,   методологией   биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов; воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной   системы   знаний   о   живой   природе,   ее   системной   организации   и   эволюции,   поэтому   программа   включает   сведения   об   общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне   составляет   знаниецентрический   подход,   в   соответствии   с   которым   учащиеся   должны   освоить   знания   и   умения,   составляющие достаточную   базу   для   продолжения   образования   в   ВУЗе,   обеспечивающие   культуру   поведения   в   природе,   проведения   и   оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке   программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии   и   географии,   поскольку   в   основе   многих   биологических   процессов   и   явлений   лежат   физико­химические   процессы   и   явления,   а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами ­ физики, химии, географии. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать /понимать • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции,  теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных  растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана;гомологических рядов в наследственной  изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,  сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды);  гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом,женских и мужских гамет, клеток прокариот и  эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура); • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке,фотосинтез, пластический и энергетический  обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у  цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса,  полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на  генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы; • современную биологическую терминологию и символику; уметь • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи  организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных  и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; • решать задачи разной сложности по биологии; • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания,пищевые сети); • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы  своей местности; готовить и описывать микропрепараты; • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи  организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум); • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора;  искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро­ и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основесравнения; • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные  антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке; • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для: • грамотного оформления результатов биологических исследований; • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ­ инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). 11 КЛАСС Раздел I. Организм и среда.    Надорганизменные системы. Экосистемы (45 ч)  I. Организм и среда (10 ч) экология, ее значение как ценностно­нормативного знания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Общие  закономерности действия экологических факторов на организмы. Биологический оптимум. Пределы выносливости. Комплексное действие  факторов. Лимитирующий фактор. Среды жизни. Водная среда, ее экологические особенности: подвижность, плотность, вязкость, прозрачность, световой и температурный  режим, газовый состав водоемов. Адаптации водных организмов к среде. Наземно­воздушная среда. Важнейшие климатические факторы:  свет, влажность, температура. Экологические группы наземных растений и животных по отношению к воде. Свет как климатический фактор.  Суточные ритмы. Фотопериод, его значение. Экологические группы растений по отношению к свету. Влияние рельефа на распределение  климатических факторов. Микроклимат. Почва — самая молодая среда жизни, ее особенности. Твердая и жидкая части почвы. Почвенный  воздух. Роль организмов в образовании почвы. Разнообразие почвенной биоты. Охрана почв. Вклад отечественного ученого В.В. Докучаева в  развитие почвоведения. Живые организмы, как среда жизни. Демонстрация: схемы, таблицы, рисунки, иллюстрирующие различные среды жизни и действие экологических факторов на организмы. Экскурсия: 1. Морфологические особенности светолюбивых и теневыносливых растений. Обобщение знаний: I. Среды жизни и экологические факторы (семинар). II.Популяция, вид, биоценоз — живые системы (11 ч) Биологический вид ­ объект изучения систематики, экологии, генетики, эволюции. Критерии вида: морфологический, географический,  экологический, биохимический, физиологический, этологический, генетический. Практическое использование видовых критериев. Структура  вида. Популяция — структурная единица вида, генетически открытая система. Подвиды. Вид — генетически закрытая система. Целостность  вида. Важнейшие показатели состояния популяции — численность и плотность, их зависимость от рождаемости, смертности, выживаемости,  плодовитости особей. Возрастная и половая структура популяции. Популяция — саморегулирующаяся система. Механизмы саморегуляции  численности в популяциях. Практическое значение исследования динамики численности популяций. Биоценоз — самая сложная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза. Виды­доминанты и виды­эдифика­торы, их  роль в экосистеме. Генетическое разнообразие — основа видового разнообразия. Опасность обеднения генофонда вида. Биологическое  разнообразие, его ценность. Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество,  паразитизм, конкуренция. Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе. Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, гербарные экземпляры, иллюстрирующие критерии вида, популяционные структуры, типов  межвидового взаимодействия. Лабораторные работы: 1. Изучение критериев вида. Экскурсия: 2. Видовая и пространственная структуры природной экосис Обобщение знаний: 1. Надорганизменные системы: популяция, вид (семинар). III.Экосистемы (12 ч) темы (леса, луга). Биоценоз и биотоп. Биогеоценоз. Экосистема. Вклад А.Д. Тен­сли и В.Н. Сукачева в создание учения об экосистеме и биогеоценозе.  Функциональные группы организмов в экосистеме. Природные и антропогенные экосистемы, их разнообразие. Трофическая структура  биогеоценоза. Цепи питания: пастбищные и де­тритные. Трофические уровни. Биологическая продукция и биомасса. Первичная и вторичная  продукция экосистем. Правило экологических пирамид. Развитие и смена экосистем. Первичные и вторичные сукцессии. Климаксовая  экосистема. Разнообразие природных экосистем. Лесные экосистемы. Биосферное значение лесов. Степные и луговые экосистемы, их  значение. Болото как экосистема, биосферное значение болот. Озеро как экосистема, ценность пресноводных экосистем. Отличие  естественных и искусственных экосистем (агроэкосистем). Агроценоз, его высокая продуктивность и неустойчивость. Пути повышения  устойчивости агроценозов. Взаимосвязь биогеоценозов в биосфере. Опасность   обеднения   биологического   разнообразия   планеты,   пути   его   сохранения.   Особо   охраняемые   природные   территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие экосистемную организацию жизни и воздействие человека на живую природу, гербарные  материалы, таблицы, иллюстрирующие типы межвидового взаимодействия, разнообразие экосистем; схемы, рисунки, отражающие видовую,  пространственную и трофическую структуры биоценозов. Экскурсия: 3. Видовая и трофическая структуры агроэкосистемы (парка, сада). Обобщение знаний: 1. Разнообразие и ценность природных экосистем. Учебная игра. 2. Пути сохранения биологического разнообразия (защита про ектов). IV. Биосфера (12 ч) Биосфера — единая глобальная экологическая система Земли. Краткая история создания и основные положения учения о биосфере. В.И.  Вернадский — выдающийся мыслитель, лидер естествознания XX века. «Всюдность» жизни в биосфере, границы биосферы. Распределение  жизни в биосфере. Живое вещество, его свойства и геохимические функции. Круговорот веществ — основа целостности биосферы.  Незамкнутость биогеохимических циклов — причина постоянного обновления и развития биосферы. Основные биогеохимические циклы.  Круговорот углерода. Захороненный углерод и его мобилизация. Последствия нарушения круговорота углерода. Парниковый эффект.  Круговорот азота. Азот­фиксация, ее планетарное значение. Аммонификация. Нитрификация. Денитрификация. Влияние человека на  биогеохимический цикл азота. Азотные удобрения и перспективы их использования. Последствия нарушения круговорота азота для здоровья  человека и устойчивости биосферы. Круговорот серы, влияние деятельности человека на его протекание. Последствия кислотных дождей.  Круговорот фосфора. Круговороты кислорода и водорода. Круговорот воды. Вклад учения о биосфере в общечеловеческую культуру. Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие границы биосферы, биогеохимические циклы. Обобщение знаний: 1.В.И. Вернадский — выдающийся мыслитель, лидер естествознания XX века. Раздел II. Микро­ и макроэволюция. Разнообразие органического мира (38 ч) V. Микроэволюция (16 ч) Дальнейшее развитие эволюционной теории. Генетический антидарвинизм. Сближение генетики и дарвинизма. Вклад С.С. Четверикова в  становление и развитие генетики популяций. Популяция — элементарная эволюционная структура. Формирование синтетической теории  эволюции (СТЭ). Популяция и генофонд. Элементарное эволюционное явление. Закон Харди—Вайн­берга: равновесие частот аллелей в  идеальной популяции. Применение уравнения Харди­Вайнберга к изучению генофонда природных популяций. Мутационный процесс —  фактор эволюции — источник исходного материала для естественного отбора. Случайный и ненаправленный характер мутационного  процесса. Генный поток, его влияние на генофонд популяции. Популяционные волны — фактор микроэволюции, случайно изменяющий  частоты аллелей и генотипов в популяции. Дрейф генов, его влияние на изменение генофонда малочисленной популяции. Естественный отбор  — направляющий фактор микроэволюции. Эффективность действия отбора в больших популяциях. Отбор в пользу гетерози­гот. Формы  естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий отбор. Творческая роль естественного отбора. Изоляция — фактор  микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. Формы изоляции: географическая, экологическая, репродуктивная. Возникновение приспособлений — результат действия факторов микроэволюции. Видообразование — результат естественного отбора. микроэволюции. Ч. Дарвин о видообразовании. Генетические основы видообразования. Способы видообразования: географический и  экологический. Видообразование путем полиплоидии и отдаленной гибридизации (внезапное видообразование). Основные положения СТЭ о  микроэволюции. Закон необратимости эволюции. Ценность и уникальность каждого вида. Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие действие факторов эволюции, приспособленность организмов к среде обитания,  способы видообразования. Лабораторн ые работ ы: 2.Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия Экскурсия: 4. Причины разнообразия видов в природе. Обобщение знаний: 1. Дарвинизм и антидарвинизм о факторах эволюции (дискуссия). 2. Причины разнообразия видов в природе (конференция). VI.Макроэволюция (11ч) Палеонтологические доказательства макроэволюции: переходные формы, филогенетические ряды. Вклад ВО. Ковалевского в развитие  эволюционной палеонтологии. Морфологические доказательства эволюции: гомологичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические  доказательства эволюции. И.И. Мечников, А.О. Ковалевский — основоположники эволюционной эмбриологии. Биогенетический закон.  Учение А.Н. Северцова о филэм­бриогенезах. Биогеографические доказательства эволюции. А. Уоллес — основатель биогеографии. Фауна и  флора разных континентов, островов. Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения  биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. АН. Северцов. И.И. Шмальгаузен — выдающиеся отечественные  эволюционисты. Формы макроэволюции: дивергентная и филети­ческая эволюция. Быстрая и медленная эволюция. Законемерности  макроэволюции: конвергенция, параллелизм. Предсказуемость общего направления эволюционного процесса. Эволюционные запреты.  Современные антидарвиновские концепции эволюции. Эволюционная теория — развивающееся учение, аккумулирующее новые факты из  различных областей биологии. и конвергентную эволюции. Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные экземпляры, иллюстрирующие ароморфозы, идиоадаптации, общую дегенерацию, параллельную  Лабораторные работы: 3. Выявление ароморфозов и идиоадаптации у растений и животных. Обобщение знаний: 1. Основные закономерности макроэволюции (семинар). VII. Разнообразие органического мира (11 ч) Система живых организмов. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации (бинарная номенклатура, принцип  соподчиненности таксонов). Значение работ К. Линнея для становления и развития систематики. Надцарства: Доядер­ные и Ядерные  организмы. Царства живой природы: Бактерии, Архебактерии, Животные, Растения, Грибы. Группы неопределенного таксономического  положения в системе: вирусы, лишайники. Царство Растения. Подцарство Багрянки. Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Высшие  растения (обзор). Группа высших споровых растений. Группа семенных растений. Царство Животные. Подцарство Простейшие. Подцарство  Многоклеточные. Многоклеточные, радиально­симметричные, двухслойные (обзор). Многоклеточные, двусторонне­симметричные,  трехслойные (обзор). Царство Гриоы. Разнообразие грибов (оозор). Демонстрация: таблицы, схемы, гербарные материалы и коллекции, иллюстрирующие разнообразие живых организмов. Обобщение знаний: 1. Систематика и классификация живых организмов (конференция). Раздел III. Происхождение и развитие жизни на Земле. Антропосоциогенез (22 ч) VIII. Происхождение и развитие жизни на Земле (10 ч) Био­ и абиогенез. Сущность жизни. Живое из неживого — теория абиогенеза. Гипотеза А.И. Опарина. Опыты С. Миллера, С. Фокса.  Образование органических веществ в космосе. Среда возникновения жизни. Абиогенез: аргументы «за» и «против». Из истории идеи  биогенеза. В.И. Вернадский о биогенном и космическом происхождении жизни, ее геологической вечности, влиянии живого вещества на  преобразование косного вещества планеты. Уникальность земной жизни, ее неповторимость и ценность. История развития жизни на Земле. Определение возраста ископаемых организмов с помощью «радиоактивных часов». Архей. Господство  прокариот. Строматолиты — древнейшие осадочные породы — результат жизнедеятельности сложного микробного сообщества,  доказательство появления жизни на Земле в форме экосистемы. Протерозой. Возникновение и расцвет эукариот: одноклеточных и  многоклеточных водорослей, грибов, беспозвоночных животных. Ранний палеозой. Возрастание разнообразия беспозвоночных, водорослей,  грибов. Выход растений на сушу. Появление первых позвоночных (панцирных рыб). Развитие жизни в позднем палеозое: возникновение  хрящевых, а затем костных рыб. Биологический прогресс папоротниковидных. Завоевание суши животными. Развитие древнейших пресмыкающихся. Мезозой. Биологический регресс земноводных и папоротниковидных. Расцвет пресмыкающихся и голосеменных.  Разнообразие динозавров. Появление цветковых и млекопитающих. Развитие жизни в кайнозое. Палеоген и неоген: биологический прогресс  млекопитающих, птиц, членистоногих, цветковых. Возникновение пред­ковых форм человекообразных обезьян и людей (гоминоидов).  Антропоген. Формирование и становление человека современного типа. Его влияние на видовой состав растений и животных. Демонстрация: таблицы, картины, рисунки, окаменелости, отпечатки, гербарные материалы, коллекции, иллюстрирующие развитие  жизни на нашей планете. Экскурсии: 5. История развития жизни на Земле (краеведческий музей). Обобщение знаний: 1. Био­ и (или) абиогенез? (дискуссия в форме спора­диалога). IX. Происхождение человека и его место в биосфере (12 ч) Систематическое положение человека в царстве Животные. Этапы эволюции человека. Взаимосвязь биологических и 'социальных факторов  От эволюции человека к истории взаимодействия общества и природы. Конец палеолита: истребление крупных млекопитающих.  в ходе антропосоциогенеза. Роль биологических факторов в эволюции современного человека. Расы, Экологический кризис, выход из него путем перехода от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию (неолитическая революция).  Утилитарно­практическое отношение к природе, рост численности человечества. Глобальный экологический кризис. Осознание  ограниченности ресурсов Земли, возможностей биосферы. Учение В.Й. Вернадского о ноосфере, его влияние на современное миропонимание.  Смысл, цель и назначение человека на Земле, его биосферные функции. Коэволюция природы и общества. Стратегия устойчивого развития.  Влияние биосферно­ноосферного знания на общечеловеческую культур}­. Демонстрация: таблицы, картины, рисунки, иллюстрирующие этапы антропосоциогенеза. Обобщение знаний: 1. Особенности биологической эволюции современного человека (учебный спор­диалог). Учебно ­ тематическое планирование по биологии Классы:11а Учитель: Теплищева О.В. Количество часов: Всего 102 часа; в неделю 3 часа _ Количество часов Практическая часть (лабораторные,  практические) Контрольные работы ,зачеты        I четверть 27 1 II четверть III четверть 30 21 1 IV четверть 24 1 1 1 2 1 Год 102 3 5 Планирование составлено на основе    Биология.   учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко. Программа    10­11   классы   профильный   уровень   общеобразоват. Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11­класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.  Дополнительная литература: Беляев Д.К. Общая биология 10­11 класс М:, просвещение 2012г.  Разделы Количество  часов Примерные сроки  (даты) Количество часов  дано фактически Организм и среда  Популяция, вид, Биоценоз – живые  системы  Экосистемы  Биосфера  Микроэволюция  Макроэволюция Разнообразие органического мира  Происхождение и развитие жизни на  Земле. Биологическая  и социальная природа  человека, его место в биосфере  10 11 11 12 16 11 11 12 8 сентябрь Сентябрь­ октябрь Октябрь­ноябрь Ноябрь­декабрь Декабрь­январь январь февраль Март­апрель Апрель­май ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (102часов в год (в том числе 3 лабораторных работ ). Тема Организм и среда  Популяция, вид, Биоценоз – живые системы  Экосистемы  Биосфера  Микроэволюция  Макроэволюция  Разнообразие органического мира  Происхождение и развитие жизни на Земле. Биологическая  и социальная природа человека, его место в биосфере  Календарно­тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итог: количество  часов количество лабораторных работ 10 11 11 12 16 11 11 12 8 102 ­ 1 ­ ­ 1 1 ­ ­ ­ 3 № Тема урока Тип Эксперимент Домаш.зад урока              дата по  плану фактическ и примечание Раздел 1.          Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы. Организм и среда (10 ч ) 1 1.Экологические факторы,  особенности их воздействия на  организм Изучение нового  материала §1­,в.1­4 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2.Среды жизни. Водная среда. 3.Свойства воды как среды  обитания организмов 4.Наземно­воздушная среда . Экологические группы наземных  организмов по отношению к воде 5.Экологические группы  организмов по отношению к свету 6.Морфологические особенности  светолюбивых и теневыносливых  растений 7.Особенности почвы как среды  жизни 8.Разнообразие почвенной биоты 9.Живые организмы как среда  жизни 10.Обобщающий урок по теме:  Организм и среда 11 1.Вид и его критерии Изучение нового  материала комбинированный комбинированный экскурсия §2,в.1­4 §3 §4, Изучение нового  материала комбинированный Изучение нового  материала Урок контроля,  оценки   и  коррекции знаний Популяция, вид, Биоценоз – живые системы ( 11 ч) комбинированный Л.р. № 1 §6 §7,таблица «Изучение критериев вида» §5 §8 рис 12 13 14 15  2.Популяционная структура вида 3.Свойства популяции, их  динамика 4.Демографическая структура  популяции. Пирамиды возрастов. 5.Саморегуляция численности  Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала комбинированный §9,рис §10,  §11,рис,  табл §11 популяции 6.Биоценоз и его структура 7.Видовая  и пространственная  структуры биоценоза (леса, степи,  луга) 8.Типы взаимодействия особей  разных видов в биоценозе 9. Внутривидовая и межвидовая  конкуренция. Экологическая ниша 10.Методы биологической борьбы 11.Обобщающий урок по теме:  Популяция, вид, Биоценоз –  живые системы 1.Общая характеристика  экосистем. разнообразие экосистем 2.Трофическая структура  экосистемы. Экологические пирамиды. 3.Развитие и смена экосистем  4.Разнообразие и ценность лесных  экосистем  5.Луговые и степные экосистемы .  Разнообразие  наземных экосистем 6.Разнообразие болотных  экосистем Значение болот. 7.Водные экосистемы. Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала комбинированный Урок контроля,  оценки   и  коррекции знаний Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала комбинированный 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Экосистемы (11ч) §12,схема §13 лекция §14 конспект § 15 §16 схема §17 § 18 § 19 §20, § 21 Взаимосвязь экосистем в биосфере 8.Разнообразие и ценность  природных экосистем  9.Агроценоз и агросистема, их   особенности 10.Видовая и трофическая  структура агроэкосистемы (парка,  сада) 11.Пути сохранения  биоразнообразия комбинированный § 22 Экскурсия комбинированный § 23 защита  проектов Биосфера (12 ч)  1.Биосфера – глобальная  экосистема.Учение о биосфере комбинированный 2.Состав и границы биосферы 3.Живое вещество и его функции 4. Круговорот веществ в природе  Круговорот углерода 5.Круговорот азота: азотфикация,  ее значение 6.Круговорот азота:  аммонификация,нитрофикация 7.Круговороты серы  Кислотные дожи 8.Особенности круговорота  фосфора 9.Круговороты кислорода и  водорода. Круговорот воды. 10.Глобальные экологические  Изучение нового  материала комбинированный комбинированный комбинированный Изучение нового  материала комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный семинар § 24 § 25 § 25 § 26 § 27 § 28 § 29 § 29 § 30 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 проблемы 11.В.И. Вернадский – лидер  естествознания ХХ в. 12.Обобщающий урок  по теме:  Биосфера комбинированный Урок контроля,  оценки   и  коррекции знаний Раздел 2.             Микро­ и Макроэволюция. Разнообразие органического мира Микроэволюция (16 ч) 1.Развитие эволюционной теории 2.Микро­ и макроэволюция.  Популяция – элементарная  единица эволюции 3.Закон Харди –Вайнберга. Изучение генофонда популяций 4.Мутационный процесс –  источник исходного материала для естественного отбора 5.Популяционные волны – фактор  микроэволюции 6.Естественный отбор –  направляющий фактор  микроэволюции 7.Формы естественного отбора  8.Приспособленность организмов – результат эволюции § 31 § 32 § 33 § 34 § 35 § 36 § 37 § 38 Изучение нового  материала Изучение нового  материала комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный Л.Р. № 2  «Приспособленность организмов к среде  обитания как  результат действия  естественного  отбора» 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 9.Изоляция – фактор  видообразования  10.Дарвинизм и антидарвинизм о  факторах эволюции 11.Генетические основы  видообразования.  Географическое видообразование. 12.Экологическое и внезапное  видооразование. 13.Причины разнообразия видов в  природе 14.Причины разнообразия видов в  природе 15.Основные положения СТЭ. Закон необратимомти эволюции. 16.Обобщающий урок о теме:  Микроэволюция комбинированный комбинированный Изучение нового  материала экскурсия семинар Изучение нового  материала Урок контроля,  оценки   и  коррекции знаний Макроэволюция (11 ч) 1.Палеонтологические и  морфологические доказательства  эволюции 2.Эмбриологические  доказательства эволюции 3.Биогеографические  доказательства эволюции 4.Основные направления  эволюционного процесса Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала Изучение нового  материала Л.р. № 3 «Выявление  ароморфозов и  идиоадаптаций у  растений и  § 39 § 40 § 41 § 42 § 43 § 44 § 45 § 46 5.Пути достижения  биологического прогресса 6.Формы макроэволюции  7.Закономерности макроэволюции  8.Эволюционные запреты. Предсказуемость эволюции. 9.Антидарвиновская концепция  эволюции. 10.Основные закономерности  макроэволюции 11.Обобщающий урок по теме:  Макроэволюция Изучение нового  материала комбинированный комбинированный Изучение нового  материала Изучение нового  материала комбинированный Урок контроля,  оценки   и  коррекции знаний животных» семинар § 47 § 48 § 49 § 50 § 51 1.Систематика и эволюция 2.Принципы классификации 3.Деление живых организмов на  царства. Группы неопределенного  систематического положения 4.Царство Растения. Подцарство  Багрянки. Подцарство Настоящие  водоросли. 5.Царство Растения. Подцарство  Высшие растеня. 6.Царство Животные .  Одноклеточные. Многоклеточные  радиально­симметричные,  двуслойные. 7.Царство Животные .  Разнообразие органического мира (11 ч) § 52 § 53 § 54 комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный § 55 § 56 § 57 § 58 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 Многоклеточные двусторонне­ симметричные, трехслойные 8.ТипХодовые  9.Царство Грибы. Разнообразие  грибов. 10.Систематика и классификация  живых организмов 11.Обобщающий урок по теме:  Разнообразие органического  мира комбинированный комбинированный комбинированный семинар Урок контроля,  оценки   и  коррекции знаний § 59 § 60 Раздел 3.                        Происхождение и развитие жизни на Земле. Антропосоцигенез. Происхождение и развитие жизни на Земле. (12 ч) 1.Сущность жизни 2.Живое из неживого – гипотеза  абиогенеза. 3.Живое только от живого –  гипотеза биогенеза 4.Био­ и (или абиогенез?) 5.Развитие жизни на Земле: архей и протерозой 6.Развитие жизни в раннем  палеозое: кембрий,ордовик,силур 7.Развитие жизни в позднем  палеозое: Девон, карбон, пермь 8.Развитие жизни в мезозое:  9.Развитие жизни в кайнозое :  10.История развития жизни на  Земле комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный дискуссия § 61  § 62 § 63 § 64 § 65 § 66 § 67  § 68 сообщения 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 11.Органический мир палеозоя и  мезозоя 12.Обобщающий урок по теме:  Происхождение и развитие  жизни на Земле комбинированный семинар Урок контроля,  оценки   и  коррекции знаний Биологическая  и социальная природа человека, его место в биосфере ( 8 ч.) 95 Животное происхождение  человека австралопитековые Древнейшие  люди Древние люди 96 97 98 99 Особенности современного этапа  биологической эволюции человека комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный комбинированный 100 Человеческие расы.  комбинированный Биологические факторы эволюции  и современный человек 101  История взаимодействие   человека и природы  Коэволюция природы и общества 102 Заключительный урок по курсу  «Общей Биологии. 11 класс». комбинированный Урок обобщения и систематизации  знаний § 69 § 70  §71 § 72  § 73 ,§ 74  § 75 § 77 Оценивание устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.  НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать  межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с  помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.  Отметка "4":  1. Знание всего изученного программного материала.  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать  внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной  речи.  Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,  необходимость незначительной помощи преподавателя.  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил  культуры устной речи.  Отметка "2":  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение  основных правил культуры устной речи.    Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.  Отметка "5" ставится, если ученик:  1) правильно определил цель опыта;  2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;  3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,  обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;  4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно  выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;  5) проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).  7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;  2. или было допущено два­три недочета;  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,  4. или эксперимент проведен не полностью;  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик:  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что  позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта  и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены  в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не  принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при  работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части  работы не позволяет сделать правильных выводов;  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники  безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.  Отметка "5" ставится, если ученик:  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;  2) допустил не более одного недочета.  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:  1. не более двух грубых ошибок;  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  3. или не более двух­трех негрубых ошибок;  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение 2013г.

Рабочая программа по биологии 11 класс Учебник: Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.Ф.Черняковская Общая биология 11-класс профильный уровень. М:,Просвещение  2013г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018