Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология
5 кл
25.05.2019
Рабочая программа по биологии для 5(а) и (в) класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии и программой по биологии (линейный курс) под руководством Н.И. Сонина, сборник: «Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа 2013» по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2016 , а также на основе Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2016- 2017учебный год.
5кл. линей..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Рекомендовано
методическим объединением
учителей химии и биологии
Руководитель МО
_________ Вердиханова Э.Х.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ Аскеров Ш.А.
«___» _________ 201__г
«___» _______ 201__г.
Утверждаю
Директор школы
_________ Завзанов С.З.
«___» __________ 201__г.
на 20162017 учебный год,
Рабочая программа по биологии, 5 класс
ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина
(1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Составила:
учитель биологии Базаева А.Ю.
с. Красный Восход
2016г Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5(а) и (в) класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения и в соответствии с Примерной программой основного общего образования по
биологии и программой по биологии (линейный курс) под руководством Н.И. Сонина, сборник: «Рабочие программы. Биология. 59 классы:
учебнометодическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа 2013» по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в
биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2016 , а также на основе Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ
«Красновосходская СОШ» на 2016 2017учебный год.
Цели :
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды
под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты,
формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в
Задачи:
систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета
«Окружающий мир.14 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного
отношения к природе и человеку.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу
в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.). Содержание
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и
энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах.
Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных
исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой
микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов.
Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем
мире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток (на готовых микропрепаратах)1.
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные признаки живой природы;
—устройство светового микроскопа;
—основные органоиды клетки;
—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_
—характеризовать методы биологических исследований;
—работать с лупой и световым микроскопом; —узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—систематизировать и обобщать разные виды информации;_
—составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.
Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их
роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
—основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
—различать изученные объекты в природе, на таблицах;
—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)
Наземновоздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные
разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга,
смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах.
Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации
(фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные среды обитания живых организмов;
—природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать различные среды обитания;
—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
—приводить примеры обитателей морей и океанов;
—наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить и использовать причинноследственные связи;
—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек
прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью
человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического
разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность
жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в
опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—предков человека, их характерные черты, образ жизни;
—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять причины негативного влияния хозяйст венной деятельности человека на природу;
—объяснять роль растений и животных в жизни человека;
—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
—соблюдать правила поведения в природе;
—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать в соответствии с поставленной задачей;
—составлять простой и сложный план текста;
—участвовать в совместной деятельности;
—работать с текстом параграфа и его компонентами;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
—Формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; —формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
—формирование основ экологической культуры. Календарнотематическое планирование
Тема урока
Элементы
содержания
Требования к уроку
Д/з
Дата
План
Факт
Что такое
живой
организм
Основные
признаки
живого
Наука о живой
природе
Уметь давать определения основным
признакам живых организмов.
с.610
1н. сент.
Что общего в
строении всех живых
организмов.
Основные признаки
живого.
Биология наука о
живой природе
Знать определения основных наук о
природе
с.1216
2н. сент.
Методы
изучения
природы.
Увеличительны
е приборы
Методы изучения
природы:
наблюдение,
эксперимент,
измерение.
Школьный световой
микроскоп
Знать основные методы изучения
природы.
с.1722
3н. сент.
Знать устройство микроскопа и
правила работы
с.2326
4н. сент.
е
и
н
а
в
з
а
Н
а
л
е
д
з
а
р
м
з
и
н
а
г
р
о
й
о
в
и
Ж
)
.
ч
8
(
№
1
2
3
4 5
6
7
8
9
10
11
12
Живые клетки
Химический
состав клетки
Практическая
работа № 1
«Растительная
клетка»
Вещества и
явления в
окружающем
мире
*Великие
естествоиспыт
атели.
Как
развивалась
жизнь на Земле
*Разнообразие
живого.
Бактерии
Грибы
Лабораторное
оборудование: колбы,
пробирки, штатив,
ступка, шпатель,
спиртовка
Микроскоп.
Микропрепараты.
Лабораторное
оборудование: колбы,
пробирки, штатив,
ступка, шпатель,
спиртовка
Великие
естествоиспытатели:
Карл Линней, Чарлз
Дарвин, Владимир
Вернадский
Возникновение и
развитие жизни на
Земле.
Основные царства.
Строение и
жизнедеятельность
бактерий
Строение и
Уметь пользоваться увеличтельными
приборами
с.2732
1н. окт.
Умение пользоваться микроскопом.
с.3338
2н. окт.
Описание и сравнение признаков
различных веществ
с.3946
3н. окт.
Уметь самостоятельно готовить
сообщения на 23 минуты.
с.4748
4н. окт.
Знать основные этапы развития жизни
на Земле.
с.5256
2н. ноя.
Знать представителей различных
царств.
Знать основные особенности строения
бактериальной клетки
с.5759
3н. нояб.
с.6063
4н. нояб.
Знать основные особенности строения
с.6467
1н. дек. )
.
ч
4
1
(
в
о
м
з
и
н
а
г
р
о
х
ы
в
и
ж
е
и
з
а
р
б
о
о
г
о
н
М
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Растения.
Водоросли.
Мхи
Папоротники
Голосеменные
растения
Покрытосемен
ные
(цветковые)
растения
Значение
растений в
природе и
жизни
человека.
Животные.
Простейшие.
Беспозвоночны
е животные
Позвоночные
Значение
жизнедеятельность
грибов
Фотосинтез.
Водоросли низшие
древние растения
Строение и
многообразие мхов.
Строение и
многообразие
папоротников.
Строение и
многообразие
хвойных растений
Строение и
многообразие
цветковых растений
Культурные,
пищевые,
технические,
декоративные
растения.
Многообразие
животных.
Рисунки простейших
Классификация
беспозвоночных
животных
Классификация
позвоночных
животных
Польза животных.
грибов. Многообразие. Роль в природе
Питание растений
Познакомиться с некоторыми
педставителями этой группы растений
Познакомиться с экземплярами в
гербарии.
Познакомиться с экземплярами в
гербарии.
с.6872
2н. дек.
с.7375
3н. дек.
с.7678
4н. дек.
Познакомиться с экземплярами в
гербарии.
с.7982
2н. янв.
Познакомиться с экземплярами в
гербарии.
с.8387
3н.
янв.
Уметь узнавать и классифицировать
растения.
с.8890
4н. янв.
Иметь представление о строении и
размерах простейших
с.9193
1н. фев.
Знать основные группы
беспозвоночных животных
с.9496
2н. фев.
Знать основные группы позвоночных
животных
с.9799
3н. фев.
Обобщить знания о многообразии
4н. фев. животных в
природе и
жизни
человека
живых организмов.
*Три среды
обитания.
*Жизнь на
разных
материках.
*Природные
зоны Земли.
*Жизнь в
морях и
океанах.
*Обобщающий
урок по теме
«Среда
обитания
живых
организмов».
Как человек
появился на
Земле
*Как человек
изменил Землю
*Жизнь под
угрозой.
Не станет ли
Землю
пустыней?
Среды обитания.
Знать характеристику сред обитания,
Жизнь на разных
материках.
Знать представителей флоры и фауны
разных материков.
Природные зоны
Земли: тундра, тайга
и т. д.
Жизнь в морях и
океанах.
Разнообразие живого.
Три среды обитания.
Жизнь на разных
материках.
Основные этапы
возникновения
человека.
Озоновая дыра,
кислотные дожди,
парниковый эффект.
Редкие и исчезающие
животные и растения.
Причины
опустынивания.
Знать представителей природных зон
Земли.
Знать представителей различных
морских сообществ.
Знать основные этапы развития жизни
на Земле.
Знать основные стадии развития
человека.
Знать основные экологические
проблемы и пути их решения.
Знать основные экологические
проблемы и пути их решения.
23
24
25
26
27
28
29
30
31
)
.
ч
5
(
я
и
н
а
т
и
б
о
а
д
е
р
С
)
.
ч
6
(
е
л
м
е
З
а
н
к
е
в
о
л
е
Ч
с.100
101
с.104
108
с.109
114
с.115
120
с.121
125
с.128
134
с.135
138
с.140
142
с.143
145
1н. март.
2н. мар.
3н. мар.
4н. мар.
1н. апр.
2н. апр.
3н. апр.
4н. апр.
1н. мая. 32
33
34
Здоровье
человека и
безопасность
жизни
Обобщающий
урок по теме
«Человек на
земле»
Итоговая
контрольная
работа
Правила
безопасности
Знать приёмы оказания первой помощи
при кровотечении., растяжении связок.
с.146
149
2н. мая
3н. мая
Повтори
ть все
разделы
4н. мая
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Рабочая программа по биологии, 5 класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. А.А. Плешакова, Н. И. Сонина (1 час в неделю, всего в году 34 ч.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.