Рабочая программа по биологии 6 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 6 класс

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
6 кл
12.05.2017
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы ОУ, авторской программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. ( Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г). Изменений в программу не вносилось. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.
Рабочая рограмма.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  по биологии  для 6 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана и   примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.   6   класс»(Программы   для общеобразовательных учреждений.Биология.5­9 классы)   Пасечника   «Биология.Бактерии,грибы,растения. Основными целями изучения биологии в основной школе являются:  Общая характеристика учебного предмета  Социализация  обучаемых   как   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность   –   носителя   норм,   ценностей,   ориентаций,   осваиваемых   в   процессе знакомства с миром живой природы;  приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки; Биологическое образований призвано обеспечить:  ориентацию  в   системе   моральных   норм   и   ценностей:   признание   высокой ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях,   здоровья   своего   и   других   людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;   развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умением; овладение   ключевыми   компетентностями: информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными;   учебно­познавательными,  формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как   способности   к эмоционально­ценностному отношению к объектам живой природы. Реализация   данной   программы   способствует   использованию   разнообразных   форм организации   учебного   процесса,   внедрению   современных   методов   обучения   и педагогических технологий.   Рабочая  программа  предусматривает  формирование  у  обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:  Познавательная деятельность:  Использование   для   познания   окружающего   мира   различных   методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры   объекта   познания,   поиск   и   выделение   значимых   функциональных связей и отношения между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно­следственных связей.  Определение   адекватных   способов   решения   учебной   задачи   на   основе алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.  Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование  объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.  Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание   необходимости   их   проверки   на   практике.   Использование практических   и   лабораторных   работ,   несложных   экспериментов   для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.  Творческое   решение   учебных   и   практических   задач:   умение   мотивированно отказываться   от   образца,   искать   оригинальные   решения;   самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.  Информационно­коммуникативная деятельность:  Адекватное   восприятие   устной   речи   и   способность   передавать   содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.  Осознанное   беглое   чтение   текстов   различных   статей   и   жанров,   проведение информационно­смыслового   анализа   текста.   Использование   различных   видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих   прослушанную   и   прочитанную   информацию   с   заданной   степенью свернутости.   Составление   плана,   тезисов,   конспекта.   Приведение   примеров, подбор   аргументов,   формулирование   выводов.   Отражение   в   устной   или письменной форме результатов своей деятельности.  Умение перефразировать мысль. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.  Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и другие базы данных.    Рефлексивная деятельность:  Самостоятельная   организация   учебной   деятельности   (постановка   цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства и др.) владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.   Оценивание   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт   своей личности.   Своего   физического   и   эмоционального   состояния.   Осознанное определение   сферы   своих   интересов   и   возможностей.   Соблюдение   норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.    Владение   умениями   совместной   деятельности:   согласование   и   координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение   общих   задач   коллектива;   учет   особенностей   различного   ролевого поведения.    Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических   ценностей.   Использование   своих   прав   и   выполнение   своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.  В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно­ ориентированные,   гуманно­личностные,   информационные   технологии,   развивающее обучение, учебно­поисковая деятельность. Одним из условий формирования  компетенций  является – внедрение современных педагогических   технологий,   в   том   числе   интерактивных.   Интерактивные   технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют   социальное   моделирование,   основываются   на   атмосфере   сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Интерактивные   технологии   позволяют   развивать   социальные   практики   с   учётом психофизических   особенностей   ребят,   помогают   преодолеть   господство   «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В   качестве  ценностных   ориентиров  биологического   образования   выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение.   При   этом   ведущую   роль   играют   познавательные   ценности.   Основу познавательных  ценностей   составляют   научные   знания   и   научные   методы   познания. Познавательные   ценностные   ориентиры,   формируемые   в   процессе   изучения   биологии, проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности биологических методов исследования живой и неживой природы; понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.       Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать: уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости здорового образа жизни; осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.     Курс биологии обладает возможностями для формирования  коммуникативных  основу   которых   составляет   процесс   общения   и   грамотная   речь. ценностей, Коммуникативные ценности ориентации курса способствуют: правильному использованию биологической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнения оппонента, участвовать в дискуссии; развитию   способности   открыто   выражать   и   аргументировано   отстаивать   свою точку зрения. Курс биологии направлен на формирование  нравственных ценностей – ценностей жизни   во   всех   её   проявлениях,   включая   понимание   самооценки,   уникальности   и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные   ориентации,   формируемые   в   курсе   биологии   в   сфере  эстетических ценностей,   предполагают   воспитание   у   обучающихся   способности   к   восприятию   и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Результаты освоения учебного предмета  Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения  к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3)   сформированности   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными   результатами  освоения   учениками   программы   по   биологии являются: 1)   овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2)   умение   работать   с   разными   источниками   биологической   информации:   находить биологическую   информацию   в   различных   источниках   (тексте   учебника,   научно­ популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения,   аргументировать   свою   точку   зрения, отстаивать свою позицию. Предметными   результатами  освоения   учениками   школы   программы   по   биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:    выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных признаков  живых  организмов;  клеток  и организмов  растений)  и  процессов  (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма); соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; классификация   —   определение   принадлежности   биологических   объектов   к определенной систематической группе;     различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; опасных для человека растений; равнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов   взаимодействия   разных   видов   в   экосистеме;   взаимосвязей   между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение  методами  биологической  науки:  наблюдение  и  описание  биологических объектов  и процессов; постановка  биологических экспериментов  и объяснение  их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение   правил   работы   с   биологическими   приборами   и   инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними. 5. В эстетической сфере:       овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Планируемые результаты освоения Живые организмы (6 класс) Ученик научится: • характеризовать   особенности   строения   и   процессов   жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять   методы   биологической   науки   для   изучения   клеток   и   организмов: проводить   наблюдения   за   живыми   организмами,   ставить   несложные   биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по изучению   живых   организмов   (приводить   доказательства,   классифицировать,   сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать   приёмы   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми растениями,   работы   с   определителями   растений;   выращивания   и   размножения культурных растений; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по   отношению   к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое   сознание,   эмоционально­ценностное   отношение   к   объектам   живой природы); • находить   информацию   о   растениях   в   научно­популярной   литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе. Контроль и учёт достижений обучающихся Контроль   и   учёт   достижений   обучающихся  ведётся   по   отметочной   системе   и направлен   на   диагностирование   достижения   обучающимися   уровня   функциональной грамотности.  Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений  обучающихся: текущая аттестация (зачет, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы); аттестация по итогам обучения за четверть (зачет, проверочные работы); аттестация по итогам года;    формы   учета   достижений   (урочная   деятельность,   анализ   текущей   успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.) Основной формой организации учебного процесса является классно­урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа обучающихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения обучающихся направлена на:       создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; сохранение психосоматического состояния здоровья обучающихся; развитие положительной мотивации к освоению программы; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.  Система оценивания Предусматривает уровневый подход   к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов (структура тематического зачета: критерии оценивания, обязательная часть – ученик научится, дополнительная часть – ученик может научиться). Оценка достижения метапредметных результатов обучения будут проводиться в ходе выполнения учащимися проектно – исследовательской деятельности: ­ текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; ­ защита индивидуального  проекта.  Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Система   оценки   предметных   результатов   освоения   учебных   программ   с   учётом уровневого   подхода,   принятого   в   Стандарте,   предполагает  выделение   базового   уровня достижений  как   точки   отсчёта  при   построении   всей   системы   оценки   и   организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Практика   показывает,   что   для   описания   достижений   обучающихся   целесообразно установить следующие пять уровней. и   измерений   были   допущены   ошибки   в   описании   наблюдений,   формулировании Базовый уровень достижений  — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий   с   опорной   системой   знаний   в   рамках   диапазона   (круга)   выделенных   задач. Овладение   базовым   уровнем   является   достаточным   для   продолжения   обучения   на следующей   ступени   образования,   но   не   по   профильному   направлению.   Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено») Отметка "3" ­ зачет ставится, если ученик:  1. правильно   определил   цель   опыта;   работу   выполняет   правильно   не   менее   чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты   и   выводы   по   основным,   принципиально   важным   задачам   работы;   2.   или   подбор   оборудования,   объектов,   материалов,   а   также   работы   по   началу   опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта 2. выводов;  3.   опыт   проводился   в   нерациональных   условиях,   что   привело   к   получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах,   и   т.д.)   не   принципиального   для   данной   работы   характера,   но   повлиявших   на результат выполнения;  4. допускает   грубую   ошибку   в   ходе   эксперимента   (в   объяснении,   в   оформлении работы,   в   соблюдении   правил   техники   безопасности   при   работе   с   материалами   и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.  Превышение  базового уровня свидетельствует  об усвоении  опорной  системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый: • повышенный уровень  достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;  2. или было допущено два­три недочета;  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,  4. или эксперимент проведен не полностью;  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "5" ставится, если ученик:  1) правильно определил цель опыта;  2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3)   самостоятельно   и   рационально   выбрал   и   подготовил   для   опыта   необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;  4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;  5) проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы); 6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с  материалами и оборудованием. СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Общий обзор организма растений (1 ч). Живые организмы (6класс) Разнообразие клеток и тканей растительного организма. Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) Строение   семян   однодольных   и   двудольных   растений.   Виды   корней   и   типы корневых   систем.   Строение   корня.   Видоизменение   корней.   Побег.   Листорасположение. Почки   и   их   строение.   Рост   и   развитие   побега.   Внешнее   строение   листа.   Жилкование. Клеточное   строение   листа.   Видоизменение   листьев.   Строение   стебля.   Многообразие стеблей.   Видоизменение   побегов.   Цветок   и   его   строение.   Соцветия.   Плоды   и   их классификация. Распространение плодов и семян. Лабораторные и практические работы Лабораторные и практические работы №1. Строение семян двудольных растений. №2. Строение семян однодольных растений №3. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. №4. Корневой чехлик и корневые волоски. №5. Строение почек. Расположение почек на стебле. внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ.  №6. Внутреннее строение ветки дерева. №7. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). №8. Строение цветка. Различные виды соцветий. №9. Многообразие сухих и сочных плодов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:   Учащиеся должны уметь:    Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:       Раздел 3. Жизнь растений (11 ч) анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; классифицировать объекты; проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. Основные   процессы   жизнедеятельности   (питание,   дыхание,   обмен   веществ,   рост, развитие, размножение).Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Лабораторные и практические работы №10. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. №11. Определение всхожести семян растений и их посев. №12. Вегетативное размножение комнатных растений. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:    Учащиеся должны уметь:       Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений. основные процессы жизнедеятельности растений; особенности минерального и воздушного питания растений; виды размножения растений и их значение. анализировать результаты наблюдений и делать выводы; под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. Раздел 4. Классификация покрытосеменных растений (6 ч) Основные   систематические   категории:   вид,   род,   семейство,   класс,   отдел,   царство. Знакомство   с   классификацией   цветковых   растений.   Класс   двудольные   растения. Морфологическая   характеристика   3–4   семейств   с   учетом   местных   условий.   Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные   растения,   биологические   основы   их   выращивания   и   народно­ хозяйственное значение. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Лабораторные и практические работы №13. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь: делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; работать с определительными карточками. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: различать объём и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; определять аспект классификации; осуществлять классификацию. Раздел 5. Растительные сообщества (4 ч) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в  природных сообществах. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:     природной среды на человека. Учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние  природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. взаимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов  организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с  Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  наблюдений, их результаты, выводы;  другом и т. д.). Личностные результаты обучения    природы;   профессии;  способности учащихся к само_   усваиваемые знания; воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку; знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и  умение реализовывать теоретические познания на практике; осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора  понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и  развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в    природы;   их последствия;  среде;   существующего мнения.  воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями; признание учащимися прав каждого мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо  умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за  понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей  умение слушать и слышать другое мнение; умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения  Список рекомендуемой учебно­методической литературы. Основная литература. 1 Примерные   программы   по   учебным   предметам.   Биология.   5   –   9   классы:   ­   М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения). 2 В. В. Пасечник Биология Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.: Дрофа 2012.   . 3 Верзилин   Н.   М.   По   следам   Робинзона:   Справочные   материалы   по   биологии.   М.: Просвещение, 1994. 4 Дмьянков Е. Н. Биология в вопросах и отватах. М.: Просвещение, 1996. 5 Гуленкова М. А. Дидактические материалы по биологии. 6­7 кл. М.: Просвещение, 1997. 6 Никишов А. И. Биология. 6­9 кл.: Справочник школьника. М.: Дрофа, 1996. 7 Козлова Т. А., Купченко В. С. Биология в таблицах. М.: Дрофа, 1997. 8 Драгомилов В. Н. Тесты по биологии. 6­11 кл. М.: Генжер, 1996. 9 Калинова   Г.   С.   и   др.   Тестовый   контроль   знаний   учащихся   по   биологии.   М.: Просвещение, 1996. 10 Реймерс Н. Ф.  Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1992, 1995. 11 Реброва Л. В., Прохорова Е. В. Опорные конспекты по биологии. М.: Просвещение, 1997. 12 Сухов Т. С. Тесты по биологии. 6­7 кл. М.: Дрофа, 1997. 13 Сухов Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6­8 кл. М.: Дрофа, 1996. 14 Якушкина Н. И. Физиология растений. М.: Просвещение,1993. 15 Сухов Т. С. Как повысить результативность в обучении. М.: Столетие,1997. Дополнительная литература  1 Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994. – 92 – 336с. 2 школьного возраста. М.:  Просвещение, 1994. – 218 с. 3 Мир культурных растений: справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. 381 с.: ил. Верзилин   Н.   И.     По   следам   Робинзона:   книга   для   учащихся   среднего   и   старшего Internet – ресурсы:  http://www­windows­ ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school­collection.edu.ru/ 1 Банк   передового   преподавательского   опыта   –   биология.   1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio 2 Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm 3 4 5 Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная инженерия. http://rpg.da.ru/ 6 Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/ 7 Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/ 8 Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/ 9 Проект «Вся Биология». http://sbio.info/ 10 Сайт   еженедельника   «Биология»   издательского   дома   «Первое   сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm 11 Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/ 12 Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/ 13 Учебные   материалы   и   словари   на   сайте   «Кирилл   и   Мефодий».   http://www. km.ru/education  14 Федеральный   центр   информационно­образовательных   ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/ 15 «Эйдос», центр дистанционного образования. www.eidos.ru/ Характеристика видов деятельности обучающегося Раздел учебного курса, кол­во часов 1. Общий обзор покрытосеме Элементы содержания Разнообразие клеток и тканей  растительного организма. Характеристика деятельности обучающегося Выделять существенные   признаки строения нных растений (1 ч) 2. Строение и многообразие покрытосеме нных растений (14 ч) 3.Жизнь растений (11 ч) 4. Классифи кация покрытосемен ных растений (6 ч) 5.Природные сообщества (3 ч) Строение семян однодольных и  двудольных растений. Виды корней и типы  корневых систем. Строение корня.  Видоизменение корней. Побег.  Листорасположение. Почки и их строение.  Рост и развитие побега. Внешнее строение  листа. Жилкование. Клеточное строение  листа. Видоизменение листьев. Строение  стебля. Многообразие стеблей.  Видоизменение побегов. Цветок и его  строение. Соцветия. Плоды и их  классификация. Распространение плодов и  семян. Основные процессы жизнедеятельности  (питание, дыхание, обмен веществ, рост,  развитие, размножение). Условия  прорастания семян, питание проростков.  Минеральное и воздушное питание  растений. Фотосинтез. Испарение воды.  Обмен веществ и энергии. Рост растений.  Размножение растений. Половое и  бесполое (вегетативное) размножение. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.  Знакомство с классификацией цветковых  растений. Класс двудольные растения.  Морфологическая характеристика 3–4  семейств с учетом местных условий. Класс  однодольные растения. Морфологическая  характеристика злаков и лилейных.  Важнейшие сельскохозяйственные  растения, биологические основы их  выращивания и народно­хозяйственное  значение. Ядовитые растения. Охрана  редких и исчезающих видов растений. Основные экологические факторы и их  влияние на растения. Характеристика  основных экологических групп растений.  Растительные сообщества и их типы.  Развитие и смена растительных сообществ.  Влияние деятельности человека на  растительные сообщества и влияние  природной среды на человека.     объяснять       покрытосеменных растений.  Ставить  биологические по эксперименты изучению   процессов жизнедеятельности растительного организма и их   Выявлять результаты. взаимосвязи   между особенностями строения клеток,   тканей,   органов и   выполняемыми   ими функциями у растений. Различать  на   живых объектах   и   таблицах цветкового органы растения растения, разных отделов, наиболее распространённые растения,   опасные   для человека растения. Объяснять  роль различных   растений   в жизни человека. Приводить  наблюдения за   ростом   и   развитием растений.   доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения профилактики заболеваний, вызываемых растениями; общности происхождения и эволюции   растений   (на примере   сопоставления отдельных систематических групп). Осваивать  приёмы:   работы с определителями растений; оказание первой   помощи   при Приводить   родства, мер и отравлении   ядовитыми растениями; выращивания размножения культурных растений. Находить  информации о   растениях   в   научно­ популярной   литературе, биологических словарях справочных, и и анализировать оценивать её, переводить   из   одной формы в другую. Определять принадлежность растений   определённой систематической   группе (классификация). Выявлять  эстетические достоинства представителей растительного   мира; цель   и   смысл   своих действий по отношению к объектам растительного мира. Способы   размножения  делать растений, выводы  на   основе сравнения. к № п / п 1 . Календарно­тематическое планирование по биологии для 6 класса 2016/2017 учебный год Количество часов – 35ч. Дата Тема урока Элементы содержания УУД Д/з Характеристи ка основных видов деятельности (предметные результаты) Раздел 1. Общий обзор организма растений (1 ч.) Общий обзор  организма  растений. Общий обзор организма покрытосе менных растений.  Инструкта ж  по ОТ и ТБ. Урок  изучения  нового   на Фронтальная беседа основе демонстрацио нного материала; анализ содержания учебника; знакомство   с терминами  обяз: термины желат:  мини  сочинение «Путеше ствие в  мир  растений ». Ученик научится Характеризовать особенности строения цветкового растения. Выделять существенные признаки   строения покрытосеменных растений Ученик   получит возможность научиться Находить органы цветкового  растения на  таблицах и  гербарных  экземплярах. Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч) 2. 3. Строение семян двудольны х растений. Л/р   №1. «Изучение строение семян двудольных растений».  Урок изучения нового материа ла Фронтальная беседа. Определяют понятия:  Отрабатывают умения,  необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают  инструктаж ­  памятку  последователь ности  действий при  проведении  анализа. Двудольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян двудольных растений. Значение  семян для  растений как  орган его  размножения  и  распространен ия. Строение семян однодольн ых растений.  Л/р№2. «Изучение строение семян Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения Закрепляют  понятия из  предыдущего  урока.  Применяют  инструктаж ­  памятку  последователь ности  действий при  проведении        Ученик научится Определять понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Описывать строение семян однодольных и двудольных растений;   узнавать   и называть семена в растений   на коллекциях, рисунках, на натуральных объектах. Ученик   получит возможность научиться Выявлять черты  сходства и  отличия семян  однодольных и  двудольных  растений; роль  семядоли в трансп. питательных  веществ  эндосперма к  зародышу. Ученик научится Определять понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная обяз:   п. 1, термины . желат:  в каких  плодах  растени й  больше  всего  семян? обяз:   п. 1 желат:  выполне ние  творчес кого  задания в конце  парагра фа. анализа  строения  семян однодольны х растений». Урок изучения нового материа ла семян однодольных и   двудольных растений. Значение  семян для  растений как  орган его  размножения  и  распространен ия. Виды   корней: главный, боковой, придаточные. Функции корня. Корневые системы (мочковатая, стержневая).  Биологически й   диктант. Фронтальная беседа,   работа с   учебником. Выполнение лабораторной работы. Определяют понятия. Анализируют  виды корней и  типы корневых систем. 4. Виды корней   и типы корневы х систем. Строени е корня. Л/р № 3 «Виды корней. Типы корневых систем». Урок изучения и первично го закрепле ния знаний       семян и   кожура», «семяножка», «микропиле». Описывать строение   однодольных двудольных растений; узнавать и называть семена в растений   на коллекциях, рисунках, на натуральных объектах. Ученик   получит возможность научиться Выявлять черты  сходства и  отличия семян  однодольных и  двудольных  растений; роль  семядоли в трансп. питательных  веществ эндо  сперма к зародышу. Ученик научится Определять понятия:   «главный корень»,   «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая  виды система»; корней   и   типы корневых   систем; распознавать  на натуральных объектах.   Различать на живых объектах и таблицах   органы цветкового растения Ученик   получит возможность обяз:   п. 2 желат:  как  осушес твляет ся рос  корня и  его  продви жение в почве? научиться Выявлять связь  между  особенностями  строения зон корня и выполняемыми  ими функциями, о  тканях  принимающих  участие в  образовании зон  корня. Ученик научится Определять понятия: «корневой чехлик»,   «корневой   «зона волосок», деления»,   «зона растяжения», «зона   всасывания», «зона   проведения». Описывать; строение и функции корневого   чехлика, клеток зон деления, всасывания и проведения, функции   распознавать  натуральных объектах.   Различать зоны корня Ученик   получит возможность научиться Выявлять связь  между  особенностями  строения зон корня и выполняемыми  ими функциями, о  тканях  принимающих  участие в  образовании зон  корня. Ученик научится Определять понятия: корня; на   обяз:   п. 3 желат:  как  осушес твляет ся рос  корня и  его  продви жение в почве? обяз:   п. 4 желат:  5. Строени е корней. Л/р № 4 «Корнево й   чехлик и корневые волоски». Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Ткани, образующие корень: покровная, образовательн ая, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня:  корневой  чехлик, зона  деления, зона  роста  (растяжения),  зона  всасывания,  зона  проведения Ткани, образующие корень: покровная, образовательн ая, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня:  корневой  чехлик, зона  деления, зона  роста  (растяжения),  зона  всасывания,  зона  проведения 6. Условия произрас тания   и Приспособлен ия   корней   к условиям  Определяют понятия. Выполнение существовани я.  Видоизменени я корней:  корневища,  клубни и  луковицы. видоизме нение корней. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний интерактивных заданий. Устанавливаю т   причинно­ следственные связи между  условиями  существования и  видоизменения ми корней. 7. Биологически й   диктант. Определяют понятия:  Анализируют  результаты  лабораторной  работы и  наблюдений за  ростом и  развитием  побега. Побег   и почки. Рост   и развитие побега. Комбини рованный . Л/р № 5 «Строени е   почек. Располож ение почек на  стебле».   Побег – сложный орган. Листорасполож ение.   Строение побега: стебель,   лист, почки. Строение почки. Виды почек:  пазушные,  верхушечные,  генеративные  и  вегетативные.  Рост и  развитие  побега. роль    растения  Называть «корнеплоды», «корневые   клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». условия произрастания корней; образующие корнями   клубни   и корнеплоды; определять  корней­прищепок; значение   воздушных и дыхательных корней.  Ученик   получит возможность научиться Различать  корневые клубни и  корнеплоды;  узнавать и  называть  растения имеющие видоизменённые  корни. зависимость глубины  проникновения  корней в почву. Ученик научится Давать определения понятиям:   «побег», «почка», «верхушечная почка»,   «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха   «очередное листорасположение   листа», какое  растени е имеет корневы е  шишки,  корнепл од? обяз:   п. 5 желат: главный признак отлича ющий побег от корня? »,   «супротивное листорасположение », «мутовчатое расположение». Определять  типы листорасположения. Объяснять развитие побега   из   почки. Описывать сущность   процессов роста   и   развития растений.  Ученик получит  возможность  научиться:  Определять виды  на гербарных  экземплярах; у  комнатных  растений на  рисунках;  объяснять  причинно­ следственные  связи. Ученик научится Определять понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый    «сидячий лист», лист»,   «простой лист»,   «сложный лист», «сетчатое  жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Описывать внешнее   строение листа. Ученик   получит возможность научиться Выявлять и  объяснять  обяз:   п. 6 желат:  опишит е  внешнее строени е листа  рябины. 8. Внешнее строение листа. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Внешнее  строение  листа. Форма  листа.  Листья  простые и  сложные.  Жилкование  листьев Фронтальный  опрос.  Определяют  понятия.  Заполняют  таблицу по  результатам  изучения,  выполняют  интерактивное задание. Фронтальная беседа. Определяют понятия. Выполняют интерактивные задания. 9. Клеточн ое строение листа. Видоизм енение листьев. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение   и расположение устьиц). Столбчатая   и губчатая основные ткани, проводящая ткань   жилок (ситовидные трубки сосуды), механическая ткань (волокна). Влияние факторов среды   строение листа. Видоизменени я  листьев. на и   обяз:   п. 7, 8. желат: почему  в  процесс е  эволюци и  произош ли  видоизм енения  листа? закономерность  зависимость  интенсивности  транспирации от  состояния  замыкающих  клеток устьиц;  действие  осмотического  давления на  различные  растения. Ученик научится Определять понятия:  «кожица листа»,   «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая   ткань листа»,   «мякоть листа», «проводящий пучок»,   «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья»,   «теневые листья», «видоизменения листьев». Описывать внешнее   строение   функции листа, кожицы листа; устьиц,   столбчатой ткани; губчатой ткани;   проводящей ткани  объяснять роль устьиц в жизни растений. Выявлять и   характеризовать факторы   среды оказывающие на влияние   растения; черты приспособленности к среде обитания Ученик получит  возможность  научиться:  Выявлять и  объяснять  закономерность  зависимость  интенсивности  транспирации от  состояния  замыкающих  клеток устьиц;  действие  осмотического  давления на  различные  растения;  объяснять  сведения о  видоизменениях  листьев как  результатом  приспособления к  условиям  обитаниям. Ученик научится Определять понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель»,  «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка»,   «кора», «луб», «ситовидные трубки»,   «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», обяз:   п. 9 желат:  как  можно  определ ить  возраст дерева? Определяют понятия. Выполняют лабораторную работу  и обсуждают  её результаты. 10. Строени е   стебля. Многооб разие стеблей. Л/р № 6 «Внутрен нее строение ветки дерева». Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Функции стебля. Внешнее строение стебля. Участки стебля:   кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное  строение  стебля:  покровные  ткани стебля  (кожица,  пробка);  механическая  ткань  (лубяные  волокна,  волокна  древесины) и  проводящая  ткань (ситовидные  трубки,  сосуды);  образовательн ая ткань. Рост  стебля в  толщину  Многообразие  стеблей Видоизменени я побегов:  корневище,  луковица,  клубень Определяют понятия:  Выполняют  лабораторную  работу и  обсуждают её  результаты   «сердцевинные лучи».   Объяснять роль стебля в жизни растений. Описывать внешнее и внутреннее строение стебля   и   их многообразие. Ученик   получит возможность научиться Проводить  взаимосвязь  внешнего и  внутреннего  строение стебля с  выполняемой  функцией,  определять и  распознавать слои  стебля на рисунках и гербарных  экземплярах. Ученик научится Определять понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Описывать  общие черты   в   строении надземных   и видоизменённых подземных побегов.  Ученик   получит возможность научиться Объяснять  биологическую и  хоз. роль  видоизменённых  побегов. обяз:   п. 10 желат: какие растени я относя тся   к лианам ? Строение цветка, околоцветник   №1. Тест Определяют понятия. Ученик научится Определять понятия: обяз:   п. 12 желат:  11. 12. Видоизм енённые побеги. Л/р № 7 «Изучени е видоизме нённых побегов  (корневи ще, клубень, луковица) Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Строени е цветка. Л/р № 8 Выполняют  лабораторную  работу и  обсуждают её  результаты. «Строени е   цветка. Различны е   виды соцветий ». Урок изучения и первично го закрепле ния знаний (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Функции цветка. Опыление. Растения  однодомные и  двудомные.  Формула  цветка. 13. Соцвети я. Л/р № 8 Соцветия. Виды соцветий: Комбинирован ный   опрос: фронтальная «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить»,   «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Характеризовать и описывать  цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений;   значение гл.   частей   цветка   – пестика   и   тычинок, распознавать цветки   различных растений.  Ученик   получит возможность научиться Различать и  сравнивать  строение цветка  различных групп  покрытосеменных  растений.  Записывать  формулу цветка  различных групп  цветковых. Ученик научится Распознавать цветки   различных как  выгляди т схемы сложн ых  соцвети й? обяз:   п. 12 желат: 14. кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическо е значение соцветий   Функции плода. Виды плодов.  Сухие и  сочные плоды. Односемянны е и  многосемянны е плоды.  Способы  распространен ия плодов: с  помощью  ветра, с  помощью  животных. «Строени е   цветка. Различны е   виды соцветий ».Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Плоды   и их классиф икация. Л/р № 9 «Ознаком ление   с сухими   и сочными плодами» . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний 15. Распрост Способы    Знать: растений. определение соцветий; биологическое значение   соцветий. Ученик   получит возможность научиться Различать сравнивать соцветия; определять простые сложные соцветия. и и     с беседа,   работа по   карточкам и интерактивны м   заданиям. Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу   по результатам работы   текстом учебника   и дополнительно й литературой. Определяют понятия. Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные  плоды.  Обсуждают  результаты  работы и  заполняют  таблицу.     «боб», Ученик научится Определять понятия: «околоплодник», «простые   плоды», «сборные   плоды», «сухие плоды», «сочные   плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды»,   «ягода», «костянка»,   «орех», «зерновка», «семянка», «стручок», «коробочка», «соплодие».  Описывать разнообразие плодов; процессы их образования; классификацию плодов;   о   родстве цветковых растений. Ученик   получит возможность научиться  Различать виды  плодов; выявлять  приспособления к  распространению. Работают   с Ученик научится как выгляди т схемы сложн ых соцвети й? обяз:   п. 13 желат:  из каких частей  состои т плод? обяз:   п. 14 желат: подгото вить сообщен ие «Способ ы распрос транени я  плодов  и семян  и их  значени е для  растени й». Описывать  разнообразие  плодов; процессы их образования;  классификацию  плодов; о родстве  цветковых растений, особенности  распространения  плодов и семян в  природе. Ученик  получит  возможность  научиться  различать виды  плодов; выявлять  приспособления к  распространению. текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают   за способами распространен ия   плодов   и семян в природе. Готовят  сообщение «Способы распространен ия  плодов и  семян и их  значение для  растений». Определение уровня осознанного восприятия и зафиксированного в памяти знания и готовности применять   знания   по   образцу   и   в   сходных условиях.   ранение плодов   и семян. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний распространен ия плодов и  семян.  Приспособлен ия,  выработавшие ся у плодов и  семян в связи  с различными  способами  распространен ия.   Тематич еский зачет №1 по   теме «Строени е и многообр азие покрытос еменных растений » К концу изучения раздела будут сформированы УУД: П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: планировать пути достижения целей принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Л: экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. 16. Раздел 3. Жизнь растений (11 часов). Минерал ьное питание растений Почвенное питание растений. Поглощение Заслушивание докладов обучающихся. Определяют Ученик научится Определять понятия: «минеральное обяз:   п. 15  желат: нехватк . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний и   воды минеральных веществ. Управление почвенным питанием  растений.  Минеральные  и  органические  удобрения.  Способы,  сроки и дозы  внесения  удобрений.  Вред,  наносимый  окружающей  среде  использование м  значительных  доз  удобрений.  Меры охраны  природной  среды. понятия. Выдвигают  гипотезы,  аргументирую т свою  жизненную  позицию. а какого элемен та замедля ет созреван ие плодов? питание», «корневое давление»,   «почва», «плодородие», «удобрение». Характеризовать способы поглощения питательных веществ растениями, свойства   почвы, виды   удобрений. Описывать вещества необходимые   для роста   и   развития растений. Выделять существенные признаки почвенного   питания растений. Объяснять необходимость восполнения   запаса питательных веществ   в   почве путём   внесения удобрений. Ученик   получит возможность научиться  Определять способы   внесения удобрений. Оценить  наносимый окружающей среде использованием значительных   доз удобрений.  Привести  доказательства  (аргументация) о  необходимости  защиты  окружающей  среды, соблюдения  правил отношения  к живой природе вред, 17. 18. Фронтальная  беседа. Работа  с текстом  учебника,  схемами,  рисунками.  Анализируют  информацию,  делаю выводы. Работают в  парах. Фотосин тез. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний   их в Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, роль   фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль  растений в образовании   и накоплении    на   органических  веществ и  кислорода на  Земле Дыхание растений . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Дыхание растений,   его сущность. Роль  устьиц, чечевичек   и межклетников в  газообмене   у растений. Взаимосвязь  процессов  дыхания и  фотосинтеза Фронтальная  беседа,  демонстрация  опыта. Работа  с текстом  учебника,  схемами,  рисунками.  Анализируют  информацию,  делаю выводы. Работают в  парах. Д/з: обяз:   п. 16 желат: опишит е этапы фотоси нтеза? Д/з: обяз:   п. 17 желат:  в чем  заключа ется  космиче ская  роль  растени й? к Ученик научится Выявлять приспособленность растений   использованию света в процессе  фотосинтеза. Определять условия   протекания фотосинтеза. Объяснять  значение фотосинтеза   и   роль растений  в природе и жизни  Ученик получит  возможность  научиться  закладывать и  проводить опыт и  наблюдение по  определению  протекания  процесса  фотосинтеза. Ученик научится Выделять существенные признаки   дыхания. Объяснять  роль дыхания в    обмена процессе роль   веществ; кислорода в процессе   дыхания. Раскрывать значение   дыхания   в жизни   растений. Описывать сущность   процесса дыхания.  Ученик   получит возможность научиться  Устанавливать  взаимосвязь  процессов дыхания  и фотосинтеза.  Сравнивать, 19. 20. Испарен ие   воды. Листопа д. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний ? Передви жение воды   и питатель ных веществ в растении .  Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Л/р   №10. «Передви жение воды   и минераль ных Испарение воды растениями, его   значение. Листопад,   его значение. Осенняя окраска листьев.     №2. с Тест Работая текстом учебника определяют значение испарения   воды и   листопада   в жизни растений Фронтальная беседа,   работа с   учебником, наблюдение   за ходом выполнения виртуального опыта. Анализируют информацию, делаю выводы. Работают   в парах.   Передвижение веществ в растении.  Транспорт веществ   как составная часть  обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ растении. Запасание органических веществ органах растений,   их в в     Д/з: обяз:   п. 18 желат: в   чём причины транспи рации? От  каких  пигмен тов  зависит окраска  листьев Д/з: обяз:   п. 19 желат:  составь те  общую  схему  взаимос вязи  обмена  веществ и  энергии. и объяснять и  показывать  результаты  опытов и делать  выводы. Ученик научится Объяснять  роль воды   в   жизни растений;   устьиц   в транспирации; значение   испарения воды   в   жизни растений.  Ученик   получит возможность научиться  Проводить   анализировать зависимость испарения от условий   среды   и состояния   устьиц; анализировать представленный опыт. Ученик научится Объяснять:  роль транспорта   веществ в   процессе   обмена веществ;   механизм осуществления проводящей функции   стебля; особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ растениях.  Проводить биологические эксперименты   по изучению   процессов жизнедеятельности организмов объяснять  результаты.  Ученик   получит возможность и их в веществ по побегу растения ». использование в   процессах жизнедеятельн ости.  Защита растений   от повреждений.  21 Условия  хранения и  прорастания  семян;  причины  гибели  зародыша  семени. Прораст ание семян. Урок изучения   и первичного закреплени я   знаний Л/р   №11. «Определен ие всхожести семян растений   и их посев». Обсуждают  результаты демонстрацион ного   опыта. Анализируют   и сравнивают различные показатели лабораторной работы, заполняют таблицу формулируют выводы. и   22 Способы размнож ения Размножение организмов, его роль          Фронтальная беседа, видеофильм,     веществ   к научиться  Проводить доказательства (аргументируют) необходимости защиты   растений от   повреждений. Выявлять способы управление передвижением орг. плодам; прогнозировать результаты опытов,   обобщать полученные   знания и делать выводы.  Ученик научится Описывать условия хранения и прорастания   семян; причины   гибели зародыша   семени; характеризовать признаки прорастания   семян однодольных и двудольных растений; особенности роста и питания проростка.  Ученик   получит возможность научиться Устанавливать соответствие между   размерами семян сроками посева   и   глубиной посева; прогнозировать результаты опытов; аргументировать собственную точку зрения. Ученик научится Характеризовать способы бесполого и     Д/з: обяз:   п. 20 желат: каково соотве тствие между размера ми семян сроками посева и глубино й посева Д/з обяз: п. 21 желат: растений . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Размнож ение споровы х растений . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний 23 в преемственност и   поколений. Размножение как   важнейшее свойство организмов. Способы размножения  организмов. Бесполое размножение  растений. Половое размножение, его  особенности. Половые клетки. Оплодотворени е.   Значение полового размно   жения для   потомства и   эволюции органического мира. Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое бесполое размножение   у споровых. Чередование поколений. и   знакомство   с содержанием   и иллюстрациями параграфа, преобразование материала в форму   таблицы, выполнение интерактивного задания.   Индивидуальна я   работа   по проверочным карточкам, фронтальный опрос, изучение терминов, изображений рисунков, выполнение интерактивных заданий. 24 Размнож ение семенны Размножение голосеменных и покрытосеменн   Участие в беседе, работа с учебником,   полового размножения; выделять особенности у размножения цветковых   растений. Объяснять  роль условий   среды   для полового и бесполого размножения. Ученик   получит возможность научиться  Приводить примеры растений,   которые размножаются вегетативно   генеративно.  и у Ученик научится Определять понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объяснять  значение чередования поколений споровых растений Ученик   получит возможность научиться  Приводить примеры   растений, для которых характерен   тот или   иной   вид размножения.  Ученик научится Определять понятия:  «пыльца»,     какие  этапы  выделя ют в  процесс е  половог о  размно жения  растени й? Д/з обяз: п. 22 г желат:  презент ация на  тему  «Жизне нный  цикл  споровы х» Д/з обяз: п. 23, 24. желат: самостоятельны й поиск ответов на вопросы, прослушивание сообщений.   х растений . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний ых   растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворени е.  Двойное оплодотворени е. Образование  плодов и семян.   Способы вегетативного размножения.  Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных  растений Способы вегетативного размножения.  Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных  растений 25 Вегетати вное размнож ение покрыто семенны х растений . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний .  №12. «Вегетат Л/р сообщен ие на  тему  «Способ ы  опылени я  растени й» Д/з обяз: п. 25 желат:  сообщен ие  «Размн ожение  тропиче ских  растени й».   «двойное «пыльцевая   трубка», «пыльцевое   зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объяснять преимущества семенного размножения   перед споровым.  Ученик   получит возможность научиться  Сравнивать различные   способы опыления и их роли, значение оплодотворения   и образования плодов и семян. Ученик научится Определять понятия:  «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура   тканей», «привой»,   «подвой». Объяснять  значение вегетативного размножения покрытосеменных растений   и   его использование человеком. Ученик   получит возможность научиться  Объяснять  биологическое значение  вегетативного  размножения;  наблюдать за  ростом и  развитием  комнатного  растения,  размножающегося  вегетативно. Определение уровня осознанного восприятия и зафиксированного в памяти знания и готовности применять знания по образцу и в  сходных условиях. ивное размноже ние комнатны х растений Тематиче ский зачет   №2 по   теме «Жизнь растений » 26 К концу изучения раздела будут сформированы УУД: П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;   строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных   связей;  выдвигать   гипотезы   о   связях   и   закономерностях   событий, процессов, объектов. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; участвовать в дискуссии аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, планировать пути достижения целей принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно адекватно учитывать условия и средства их достижения. Л: экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе;  выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. Раздел 4. Классификация растений (6 часов). 27   Основные систематическ ие   категории: вид, род, семейство, класс,   отдел, царство. Знакомство   с классификаци ей  цветковых  растений. Система тика покрыто семенны х растений . Урок изучения и первично го закрепле Знакомство с  биологическим и терминами.  Участие в  беседе, работа  с учебником и  демонстрацион ном  материалом. обяз:   п. 26 желат: что заключе но в бинарно м названи и вида?   Ученик научится Определять   «вид», понятия: «род», «семейство», «класс»,   «отдел», «царство».  Определять принадлежность  к группам и классифицировать растений. Выделять таксономические единицы,   признаки ния знаний 28 Индивидуальн ая работа по  проверочным  карточкам,  фронтальный  опрос.  Участие в  беседе, работа  с учебником и  демонстрацион ном  материалом.  Выполнение  лабор. раб. Признаки  класса  Двудольные. Значение  растений  основных  семейств  класса  Двудольные Сельскохозяйс твенные  растения:  овощные,  плодово ­  ягодные,  масличные,  кормовые  культуры.  Лекарственны е растения. Класс двудольн ые растения . Семейст ва Крестоц ветные и Розоцвет ные. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Л/р   №12. «Выявлен ие признако       и по однодольных двухдольных растений;   принцип распределения растений   семействам. Описывать многообразие и общие признаки цветковых растений. Ученик   получит возможность научиться Различать  двудольные и  однодольные  растения; давать  морфобиологическу ю характеристику  растений.   Осваивать  приёмы: работы с  определителями  растений. Ученик научится Выделять характерные признаки   семейства и его роль в природе и   в   хозяйственной деятельности человека. Определять принадлежность растений определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного   мира и наиболее, опасные растения для человека. Ученик   получит возможность к     обяз:   п. 27 желат: значимо сть семейс тва   и его роль в природе и в хозяйст венной деятель ности человек а. в семейств а по внешнему строению растений ». Семейст ва Паслёно вые   и Мотыль ковые. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний 29 Признаки семейства Паслёновые   и Мотыльковые (Бобовые). Значение природе жизни человека.   в и   Индивидуальна я   работа   по проверочным карточкам, фронтальный опрос.   Участие в беседе, работа с   учебником   и демонстрацион ном материалом. Выделяют основные особенности растений семейств. Определяют растения   по карточкам.     научиться Различать на  живых объектах и  таблицах растения разных отделов.  Приводить  примеры растений,  относящихся к  различным  культурам.  Сравнивать  растения  различных  семейств по  заданным  критериям. Ученик научится Определять представителей семейства; признаки и основные особенности. Определять принадлежность растений определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира, описывать формулу   цветка; Ученик   получит возможность научиться Определять  по внешним признакам принадлежность   к классу и   семействам, значимость семейства   и   его роли в природе и в хозяйственной деятельности к обяз:   п. 28 желат: значимо сть семейс тва   и его роль в природе и в хозяйст венной деятель ности человек а. 30 Признаки семейства сложноцветны е.   Значение   в природе и жизни человека.     Семейст ва и Сложноц ветные (Астров ые). Урок изучения и первично го    Индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос. Участие в беседе, работа с учебником   и демонстрационн ом   материалом. Выделяют основные особенности растений семейств. Определяют растения   карточкам. по   к обяз:   п. 28 желат: значимо сть семейс тва   и его роль в природе и в хозяйст венной деятель ности закрепл ения знаний человек а.         человека. Различать на живых   объектах   и таблицах растения разных   отделов, наиболее распространённые растения,   опасные для человека растения Ученик научится Определять представителей семейства; признаки и основные особенности. Определять принадлежность растений определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира, описывать формулу цветка.   Ученик   получит возможность научиться  Определять  по внешним признакам принадлежность   к классу и   семействам, значимость семейства   и   его роли в природе и в хозяйственной деятельности человека. Различать на живых   объектах   и таблицах растения разных   отделов, наиболее 31 Биологич. диктантант Участие в   беседе,   работа с учебником и демонстрацион ном материалом. Выделяют основные особенности растений семейств. Определяют растения   по карточкам. Класс Однодол ьные. Семейст ва Лилейны е и Злаки (Мятлик овые). Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Признаки  строения  растений  семейств  Злаки и  Лилейные. Редкие и  охраняемые  растения  семейства  Лилейные. Сельскохозяйс твенные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственны е и декоративные растения   32 Важней шие Важнейшие сельскохозяйст Готовят сообщения   на       к распространённые растения,   опасные для человека растения. Ученик научится Определять представителей семейства; признаки и основные особенности. Описывать формулу   цветка. Определять принадлежность растений определённой систематической группе (классификация). Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира Ученик   получит возможность научиться  Определять  по внешним признакам принадлежность   к классу   и семействам, значимость семейства   и   его роли в природе и в хозяйственной деятельности человека. на Различать живых   объектах   и таблицах растения разных   отделов, наиболее распространённые растения,   опасные для человека растения. Ученик научится Приводить     обяз:   п. 29 желат: значимо сть семейс тва   и его роль в природе и в хозяйст венной деятель ности человек а.   обяз:   п. 30 веные растения, агротехника их возделывания, использование человеком сельскох озяйстве нные растения . Урок изучения и первично го закрепле ния знаний основе изучения текста учебника, дополнительно й литературы и материалов Интернета   об истории введения   в культуру   и агротехнике важнейших культурных двудольных   и однодольных растений, выращиваемых в России. желат:       и примеры   растений, относящихся к различным культурам. Определять  редкие и охраняемые растения лекарственные декоративные растения семейства. Ученик   получит возможность научиться  Объяснять причины сокращения численности редких   охраняемых видов и К концу изучения раздела будут сформированы УУД: П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;   строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных   связей;  выдвигать   гипотезы   о   связях   и   закономерностях   событий, процессов, объектов. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, планировать пути достижения целей принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Л: экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе;  выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. 33 Природн ые сообщест ва. Взаимос вязи в растител ьном сообщест ве. Раздел 5. Природные сообщества (3 ч) Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль   растений в   круговороте веществ. Развитие смена растительных Фронтальный опрос. Участие в беседе, работа с учебником. Анализируют  информацию,  делаю выводы. Работают в  парах  Ученик научится Определять  понятия:  «растительное сообщество»,  «растительность»,  «ярусность».  Характеризовать  типы растительных  сообществ и виды  растительности,  влиянии    и обяз: п.  желат: опишит е растит ельные сообщес тва нашего района? Урок изучения и первично го закрепле ния знаний сообществ. Влияние деятельности человека   на растительные сообщества   и влияние природной среды   человека. на Определяют  понятия.  Анализируют  информацию,  делаю выводы. Работают в  парах. Смена  растительных  сообществ. Типы  растительност и. Экскурсия Природное  сообщество и  человек Развитие  и смена раститель ных  сообщест в. Урок изучения и первично го закрепле ния знаний Влияние хозяйстве нной деятельн ости человека Влияние хозяйственной деятельности человека   на растительный мир.   История смены деятельности  человека на  природные  сообщества. Ученик   получит возможность научиться Объяснять причины   растительных сообществ; приводить примеры растительных сообществ. Ученик научится Определять термины: фитоценозы, растительность, симбиоз, паразитизм, ярусность. Характеризовать смены причины   растительности   в сообществах. Ученик   получит возможность научиться Приводить примеры растительных сообществ. Описывать видовой состав   растений   лесного сообщества различных   ярусов, последовательност ь   этапов   смены растительного сообщества. Определяют понятия: «заповедник», «заказник»,  «рациональное  природопользование обяз: п.  желат:  Летние задания 34 35 ». Выбирают задание на лето на раститель ный мир.  Обобщен ие по  разделу  «Растени я. 6  класс». охраны природы   в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное  природопольз ование К   концу   изучения   раздела   будут   сформированы   УУД   (ученик   научится/  ученик получит возможность научится): П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;   строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных   связей;  выдвигать   гипотезы   о   связях   и   закономерностях   событий, процессов, объектов. К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, планировать пути достижения целей принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельной адекватно учитывать условия и средства их достижения. Л: экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. К концу изучения раздела «Растения» курса биологии будут сформированы УУД (ученик научится/ ученик получит возможность научится): Л:   экологическое   сознание,   знание   основных   принципов   и   правил   отношения   к природе, устойчивый   познавательный   интерес   и   становление   смыслообразующей функции познавательного мотива; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. Р: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи   в   познавательную; принимать   решения   в   проблемной   ситуации   на   основе переговоров;   адекватно   самостоятельно   оценивать   правильность   выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять   познавательную   рефлексию   в   отношении   действий   по   решению учебных и познавательных задач; К:   формулировать   собственное   мнение   и   позицию,   аргументировать   и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, работать в группе   —   устанавливать   рабочие   отношения,   эффективно   сотрудничать   и способствовать продуктивной кооперации, отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так   и   в   форме   внутренней   речи;  вступать   в   диалог,   а   также   участвовать   в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою   позицию,   владеть   монологической   и   диалогической   формами   речи   в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. П: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных   условий;   устанавливать   причинно­следственные   связи; структурировать   тексты,   включая   умение   выделять   главное   и   второстепенное, главную   идею   текста,   выстраивать   последовательность   описываемых   событий; ставить   проблему,   аргументировать   её   актуальность;   делать   умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017