Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Оценка 5

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
биология
9 кл
25.05.2019
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии для 9 (а) класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы для 9 класса «Общие закономерности» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006) , а также Основной обра-зовательной программы основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2016- 2017учебный год.
9кл.(102Ч.).doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»     Кизлярского района Республики Дагестан  Рекомендовано методическим объединением  учителей химии и биологии   Руководитель МО _________    Вердиханова Э.Х. Согласовано Заместитель директора по УВР __________         Аскеров Ш.А. Утверждаю Директор школы     _________   Завзанов С.З.  «___» _________ 201__г   «___» _______ 201__г. «___» __________  201__г.                                                                                                                                         Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016­2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю. 1 с. Красный Восход 2016г. 2 Рабочая программа    по  биологии  для 9 (а) класса  составлена на основе   Примерной  программы основного общего образования по  биологии  и  Программы для 9 класса «Общие закономерности» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для  общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006)  , а также  Основной   образовательной    программы основного общего  образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2016­ 2017учебный год.                     Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на  приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности  (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или  профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии с углубленным изучением развивать у школьников понимание  величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие  экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.    Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:  формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;  формирование   у   школьников   экологического   мышления   и   навыков   здорового   образа   жизни   на   основе   умелого   владения   способами самоорганизации жизнедеятельности;  приобретение   школьниками   опыта   разнообразной   практической   деятельности,   опыта   познания   и   самопознания   в   процессе   изучения окружающего мира;  воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;  создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона. Планируемые результаты освоения программы курса «биология.общие закономерности 9 класс»  В результате изучения биологии учащиеся должны:    знать:       признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;  популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,  развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и  превращения энергии в экосистемах;  особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека; 3  строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских  гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;  сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных;  размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза);  взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;  влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота  веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;  использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация,  трансгенез);  современную биологическую терминологию и символику;              уметь:             находить:  в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;  в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;  в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о  живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации; объяснять:  роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;  родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных  организмов в жизни человека и собственной деятельности;  взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты  окружающей среды;  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;  зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;   причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; проводить простые биологические исследования: 4  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,  поведением животных, сезонными изменениями в природе;   рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;  по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов  человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов,  животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и  домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;   выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в  экосистеме;  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических  групп) и делать выводы на основе сравнения;   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);  анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в  экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма,  стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и  простудных заболеваний;   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,  обморожениях, травмах, спасении утопающего;   рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;                                                                                                        Содержание программы. Введение (1 ч) Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости! всех частей биосферы Земли.             РАЗДЕЛ I              Эволюция живого мира на Земле. (28 ч)             Тема 1.1. Общие закономерности развития живой природы (18 ч)             Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем. 5 Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент­Илера. Эволюционная теория Ж.­Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение   Ч.   Дарвина   о   естественном   отборе.   Вид   —   эволюционная   единица.   Всеобщая   индивидуальная   изменчивость   и   избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически изолированная   система;   репродуктивная   изоляция   и   ее   механизмы.   Популяционная   структура   вида;   экологические   и   генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.             Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.             Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.­Б. Ламарка.             Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». Демонстрация. Схемы,  иллюстрирующие  процесс  географического  видообразования.  Показ  живых  растений  и  животных;  гербариев  и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной   биологической   эволюции.   Характеристика   представителей   животных   и   растений,   занесенных   в   Красную   книгу   и находящихся под охраной государства. Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений. Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Основные понятия.  Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический   прогресс   и   биологический   регресс.   Пути   достижения   биологического   прогресса;   ароморфозы,   идиоадаптации,   общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова. Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды. Межпредметные связи. История.  Культура Западной Европы конца  XV  и первой половины  XVII  в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира. Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (10ч) 6 Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.             Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Развитие   жизни   на   Земле   в   архейскую   и   протерозойскую   эры.   Первые   следы   жизни   на   Земле.   Появление   всех   современных   типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие   жизни   на   Земле   в   палеозойскую   эру.   Эволюция   растений;   появление   первых   сосудистых   растений;   папоротники,   семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие   жизни   на   Земле   в   мезозойскую   эру.   Появление   и   распространение   покрытосеменных   растений.   Возникновение   птиц   и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный   период:   эволюция   млекопитающих.   Развитие   приматов:   направления   эволюции   человека.   Общие   предки   человека   и человекообразных обезьян. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства   человека   как   биосоциального   существа.   Движущие   силы   антропогенеза.   Ф.   Энгельс   о   роли   труда   в   процессе   превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.             Биологические свойства человеческого общества. Демонстрация.  Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.             Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных. Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма». Умения.  Использовать   текст   учебника   и   учебных   пособий   для   составления   таблиц,   отражающих   этапы   развития   жизни   на   Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».                РАЗДЕЛ II 7 Структурная организация живых организмов (24 ч)                Тема II.1. Химическая организация живого (9 ч) Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания   биохимических   превращений,   роль   воды   в   теплорегуляции   и   др.   Соли   неорганических   кислот,   их   вклад   в   обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.] Органические  молекулы.  Биологические  полимеры  — белки;  структурная  организация, (первичная, варианты вторичной, третичная  и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности.  Демонстрация.  Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид). Тема II.2. Обмен веществ и превращение энергии (6 ч) Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино­ и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез. Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать»   отдельные   их   этапы   к   различным   клеточным   структурам.   Иллюстрировать   ответ   простейшими   схемами   и   рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Тема П.З. Общие принципы клеточной организации (9 ч) Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Клетка — структурно­функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации клеток. Строение   клетки.   Клеточные   мембраны.   Органоиды   цитоплазмы:   эндоплазматическая   сеть,   рибосомы,   комплекс   Гольджи,   лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке. 8 Прокариоты.   Основы   организации   прокариотической   клетки.   Строение   цитоплазмы   бактериальной   клетки;   локализация   ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и   гетеротрофные   бактерии;   аэробные   и   анаэробные   микроорганизмы.   Спорообразование   и  его   биологическое   значение.   Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.             Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой­хозяином, воспроизведение.  Принципиальные   схемы   устройства   светового   и   электронного   микроскопа.   Схемы,   иллюстрирующие   методы Демонстрация. препаративной биохимии и иммунологии. Демонстрация.  Модели   клетки.   Схемы   строения   органоидов   растительной   и   животной   клетки.   Микропрепараты   клеток   растений, животных и грибов.             Лабораторная работа N° 3. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. РАЗДЕЛ III Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч) Тема III. 1. Формы размножения организмов (3 ч) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Тема III.2. Основы биологии развития (3 ч) Индивидуальное   развитие   многоклеточного   организма.   Эмбриональное   и   постэмбриональное   развитие.   Особенности   и   периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до­ репродуктивный,   репродуктивный   и   пострепродуктивный.   Общие   закономерности   индивидуального   развития   животных.   Развитие растений. Демонстрация.  Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы,   демонстрирующие   последствия   употребления   алкоголя,   наркотиков   и   табака   на   характер   развития   признаков   и   свойств   у потомства. Основные понятия.  Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития   растений   и   животных.   Периоды   постэмбрионального   развития.   Биологическая   продолжительность   жизни.   Влияние   вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни. Умения.  Объяснять   общие   закономерности   процессов   метаболизма   в   живых   системах   различного   иерархического   уровня.   Давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития. РАЗДЕЛ IV 9 Наследственность и изменчивость (22 ч) Тема   IV.1. История представлений о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности (13 ч) Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные   аллели.   Анализирующее   скрещивание.   Дигибридное   и   полигибридное   скрещивание;   третий   закон   Менделя   —   закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков). Тема IV.2. Закономерности изменчивости. Селекция. (9 ч) Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные   факторы.  Фенотипический  эффект  мутаций.   Ненаследственная   (модификационная)   изменчивость;  свойства  модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.  Изучение   изменчивости.   Построение   вариационной   кривой   (размеры   листьев   растений, Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Практическая работа Решение генетических задач и составление родословных. Лабораторная   работа  №  4. антропометрические данные учащихся). Основные   понятия.  Ген.   Генотип   как   система   взаимодействующих   генов   организма.   Признак,   свойство,   фенотип.   Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики   и   практической   селекции   для   повышения   эффективности   сельскохозяйственного   производства   и   снижения   себестоимости продовольствия. РАЗДЕЛ V Взаимоотношения организма и среды. основы экологии (15 ч) Тема 1.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера (9 ч) 10 Понятие   о   биосфере.   Структура   и   функции   биосферы.   Компоненты   биосферы.   Живое   вещество   биосферы.   Естественная   система классификации   живых   организмов   как   отражение   их   эволюции.   Царства   живой   природы:   прокариоты,   грибы,   растения   и   животные. Иерархическая система организации организмов. Основные понятия. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера. Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания (6ч) Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические   факторы   среды.   Роль   температуры,   освещенности,   влажности   и   других   факторов   в   жизнедеятельности   сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы   взаимоотношений   между   организмами.   Позитивные   отношения   —   симбиоз   (кооперация,   мутуализм,   комменсализм). Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Тема V.3. Охрана природы (2 ч) Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование                          Календарно ­ тематическое планирование (102 ч. ) 11 №  п/п 1 Тема урока Введение. Биология – наука о  жизни. Роль биологии в  практической деятельности  людей. Коррек тировк а даты Дата  проведе ния 1  неделя  сентяб Требования к уровню подготовки  уч­ся Давать определение термину биология; приводить  примеры практического применения достижений  современной биологии; дифференциации и интеграции  биологических наук. Выделять предмет изучения  биологии.  Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.(28 ч) Многообразие живого. Свойства жизни. – 1ч. Домашнее  задание Стр. 1­3 2 3. Основные свойства живых  организмов. Естественная классификация  живых организмов. Видовое  разнообразие 1  неделя  сентяб 2 неделя сентяб Развитие биологии в додарвиновский период – 2ч. 4 5 Развитие биологии в  додарвиновский период.  Систематика К. Линнея. Эволюционная теория Ж.­ Б.  Ламарка. Теория Ч. Дарвина. – 5ч. 6 7 8 9 Предпосылки возникновения  теории Ч. Дарвина. Учение Дарвина об искусственном отборе.  Учение Дарвина о естественном  отборе. Учение Дарвина о естественном  отборе. 10 Формы естественного отбора 2  неделя  сентяб 2 неделя  сентяб 3  неделя  сентяб 3неделя сентяб 3  неделя  сентяб 4  неделя  сентяб 4неделя сентяб Приспособленность организмов к среде обитания ­2ч 11 Приспособленность организмов к  условиям внешней среды как  4  неделя  Давать определения понятию жизнь, называть свойства  живого, описывать проявление свойств живого, выделять  особенности развития живых организмов.  Называть уровни организации жизни и элементы,  образующие уровень; основные царства живой природы;  основные таксономические единицы;  характеризовать  естественную систему классификации живых организмов;  Стр. 3­8,  Р.т. №1,3,6,7 Стр. 12­14,  Р.т.  №1,2,3,4, Характеризовать сущность систематики Линнея. §1,Р.т. №2,3,4 Давать определение понятию эволюция. Характеризовать  сущность теории Ламарка. §2,Р.т.№1­5 Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина,  приводить примеры научных фактов, которые были  собраны Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и  культурных растений. Давать определения понятиям: ЕО, наследств  изменчивость, борьба за существование. Называть:  основные положения ЭУ, движущие силы эволюции, формы  борьбы за существование. §3,Р.т.№1,2 §4. §5,Р.т. №4,5,9 §5,Р.т. №6,7,8 Приводить примеры: стабилизирующего отбора,  движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО.  Выделять между ними различия. §6,Р.т. №5,6,7,9 12 Называть основные типы приспособлений организмов,  приводить примеры приспособленности. Объяснять  §7,Р.т. №1,2,7 13 14

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.

Рабочая программа по биологии, 9(а) класс                                                                                               на 2016-2017 учебный год,                                                             ориентированная на УМК  под ред.  Н. И. Сонина и др.                                                                              (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)   Составила: учитель биологии  Базаева А.Ю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019