Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
биология
9 кл
25.05.2019
Рабочая программа по биологии для 9 (а) класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы для 9 класса «Общие закономерности» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006) , а также Основной обра-зовательной программы основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2016- 2017учебный год.
9кл.(102Ч.).doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Рекомендовано
методическим объединением
учителей химии и биологии
Руководитель МО
_________ Вердиханова Э.Х.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ Аскеров Ш.А.
Утверждаю
Директор школы
_________ Завзанов С.З.
«___» _________ 201__г
«___» _______ 201__г.
«___» __________ 201__г.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс
на 20162017 учебный год,
ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др.
(3 часа в неделю, всего в году 102 ч.)
Составила:
учитель биологии
Базаева А.Ю.
1 с. Красный Восход
2016г.
2 Рабочая программа по биологии для 9 (а) класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по
биологии и Программы для 9 класса «Общие закономерности» авторов В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой (Программы для
общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006) , а также Основной
образовательной программы основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2016 2017учебный год.
Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности
(индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или
профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии с углубленным изучением развивать у школьников понимание
величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие
экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой
природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами
самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения
окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в
позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Планируемые результаты освоения программы курса «биология.общие закономерности 9 класс»
В результате изучения биологии учащиеся должны:
знать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
3 строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских
гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения
энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза);
взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;
влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация,
трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о
живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных
организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
проводить простые биологические исследования:
4 ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных,
поведением животных, сезонными изменениями в природе;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов
человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и
домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в
экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических
групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма,
стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Содержание программы.
Введение (1 ч)
Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение
предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости! всех частей биосферы Земли.
РАЗДЕЛ I
Эволюция живого мира на Земле. (28 ч)
Тема 1.1. Общие закономерности развития живой природы (18 ч)
Многообразие живого мира. Основные свойства живых систем.
5 Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой
природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де СентИлера. Эволюционная теория Ж.Б.
Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение
Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная
численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции. Вид как генетически
изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические
характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.
Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б. Ламарка.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ живых растений и животных; гербариев и
коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а
также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей
прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, занесенных в Красную книгу и
находящихся под охраной государства.
Лабораторная работа № 1. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах растений.
Лабораторная работа № 2. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за
существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция.
Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая
дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов
живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV и первой половины XVII в. Культура первого периода новой
истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Тема 1.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (10ч)
6 Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И.
Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов
беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные
папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и
млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).
Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди.
Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и
человекообразных обезьян.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира.
Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции
человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство
происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения
обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение
социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов
общественной жизни в социальном прогрессе человечества.
Биологические свойства человеческого общества.
Демонстрация. Репродукция картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой
природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и
приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле,
становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и
«социального дарвинизма».
РАЗДЕЛ II
7 Структурная организация живых организмов (24 ч)
Тема II.1. Химическая организация живого (9 ч)
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой
природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда
протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение
процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и
осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. [Буферные системы клетки и организма.]
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация, (первичная, варианты вторичной, третичная и
четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие). Свойства белков: денатурация (обратимая и
необратимая), ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в
обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая
роль биополимеров — полисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности
строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы
наследственности.
Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с
моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема II.2. Обмен веществ и превращение энергии (6 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино и фагоцитоз. Внутриклеточное
пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и
«привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками
клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Тема П.З. Общие принципы клеточной организации (9 ч)
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы.
Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Клетка — структурнофункциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов. Общие принципы организации
клеток.
Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цитоплазмы: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы,
митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро; ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок.
Хромосомы, кариотип. Деление клеток. Понятие о митотическом цикле: интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза,
анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток; понятие о дифференцировке.
8 Прокариоты. Основы организации прокариотической клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных
систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные
и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение.
Место и роль прокариот в биоценозах.
Неклеточные формы жизни — вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткойхозяином, воспроизведение.
Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы
Демонстрация.
препаративной биохимии и иммунологии.
Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений,
животных и грибов.
Лабораторная работа N° 3. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
РАЗДЕЛ III
Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)
Тема III. 1. Формы размножения организмов (3 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений;
образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.
Тема III.2. Основы биологии развития (3 ч)
Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация
эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития: до
репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие
растений.
Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические
таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у
потомства.
Основные понятия. Основные свойства живых систем: метаболизм, саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального
развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных
воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность
жизни.
Умения. Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. Давать
характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и
ориентироваться в его механизмах. Объяснять процесс развития живых организмов как результат постепенной реализации наследственной
информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый
из этапов развития.
РАЗДЕЛ IV
9 Наследственность и изменчивость (22 ч)
Тема IV.1. История представлений о наследственности и изменчивости. Закономерности наследственности (13 ч)
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы
наследования признаков. Этапы развития генетики. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования.
Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон
независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии
генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков, С. Н. Давиденков).
Тема IV.2. Закономерности изменчивости. Селекция. (9 ч)
Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные
мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; спонтанные и индуцированные мутации,
мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации.
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений и животных.
Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений,
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Практическая работа Решение генетических задач и составление родословных.
Лабораторная работа № 4.
антропометрические данные учащихся).
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности
наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование; закон Т. Моргана.
Генетическое определение пола у животных и растений. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и
комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение.
Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских
форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической
генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости
продовольствия.
РАЗДЕЛ V
Взаимоотношения организма и среды. основы экологии (15 ч)
Тема 1.1. Принципы организации жизни на нашей планете. Биосфера (9 ч)
10 Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы. Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система
классификации живых организмов как отражение их эволюции. Царства живой природы: прокариоты, грибы, растения и животные.
Иерархическая система организации организмов.
Основные понятия. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и
популяция (общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.
Тема V.2. Взаимоотношения организмов и среды обитания (6ч)
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы:
видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ.
Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены
биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм).
Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Тема V.3. Охрана природы (2 ч)
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны
природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование
Календарно тематическое планирование (102 ч. )
11 №
п/п
1
Тема урока
Введение. Биология – наука о
жизни. Роль биологии в
практической деятельности
людей.
Коррек
тировк
а даты
Дата
проведе
ния
1
неделя
сентяб
Требования к уровню подготовки
учся
Давать определение термину биология; приводить
примеры практического применения достижений
современной биологии; дифференциации и интеграции
биологических наук. Выделять предмет изучения
биологии.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.(28 ч) Многообразие живого. Свойства жизни. – 1ч.
Домашнее
задание
Стр. 13
2
3.
Основные свойства живых
организмов.
Естественная классификация
живых организмов. Видовое
разнообразие
1
неделя
сентяб
2 неделя
сентяб
Развитие биологии в додарвиновский период – 2ч.
4
5
Развитие биологии в
додарвиновский период.
Систематика К. Линнея.
Эволюционная теория Ж. Б.
Ламарка.
Теория Ч. Дарвина. – 5ч.
6
7
8
9
Предпосылки возникновения
теории Ч. Дарвина.
Учение Дарвина об искусственном
отборе.
Учение Дарвина о естественном
отборе.
Учение Дарвина о естественном
отборе.
10 Формы естественного отбора
2
неделя
сентяб
2 неделя
сентяб
3
неделя
сентяб
3неделя
сентяб
3
неделя
сентяб
4
неделя
сентяб
4неделя
сентяб
Приспособленность организмов к среде обитания 2ч
11 Приспособленность организмов к
условиям внешней среды как
4
неделя
Давать определения понятию жизнь, называть свойства
живого, описывать проявление свойств живого, выделять
особенности развития живых организмов.
Называть уровни организации жизни и элементы,
образующие уровень; основные царства живой природы;
основные таксономические единицы; характеризовать
естественную систему классификации живых организмов;
Стр. 38,
Р.т. №1,3,6,7
Стр. 1214,
Р.т.
№1,2,3,4,
Характеризовать сущность систематики Линнея.
§1,Р.т.
№2,3,4
Давать определение понятию эволюция. Характеризовать
сущность теории Ламарка.
§2,Р.т.№15
Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина,
приводить примеры научных фактов, которые были
собраны Дарвином.
Объяснять причину многообразия домашних животных и
культурных растений.
Давать определения понятиям: ЕО, наследств
изменчивость, борьба за существование. Называть:
основные положения ЭУ, движущие силы эволюции, формы
борьбы за существование.
§3,Р.т.№1,2
§4.
§5,Р.т.
№4,5,9
§5,Р.т.
№6,7,8
Приводить примеры: стабилизирующего отбора,
движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО.
Выделять между ними различия.
§6,Р.т.
№5,6,7,9
12
Называть основные типы приспособлений организмов,
приводить примеры приспособленности. Объяснять
§7,Р.т.
№1,2,7 13 14
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Рабочая программа по биологии, 9(а) класс на 2016-2017 учебный год, ориентированная на УМК под ред. Н. И. Сонина и др. (3 часа в неделю, всего в году 102 ч.) Составила: учитель биологии Базаева А.Ю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.