Егорлыкский район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1 ______________/ Гамова Е.Н./ Приказ от 30.08.2016г. № 245 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 10а класс
Количество часов 35 часов
Учитель Колодина Инна Геннадиевна
Программа разработана на основе Программы по биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений ((10-11 классы /Автор-составитель В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова - М.: Дрофа, 2012 и учебник Биология. Общая биология. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник – М.: Дрофа, 2015.)
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 10а классе составлена на основе
ü Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
ü Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года (10-11 классы);
ü Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
ü Устава МБОУ ЕСОШ №1;
ü ООП СОО МБОУ ЕСОШ №1 (10-11 классы);
ü Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1 на 2016-2017 учебный год;
ü Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);
ü Программы по биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений ((10-11 классы /Автор-составитель В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова - М.: Дрофа, 2012
ü Учебника « Биология. Общая биология.» 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник – М.: Дрофа, 2015.)
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественной картины мира; методах научного познания;
· овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитий современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
· воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году (23.02.2017г.,24.02.2017г.,08.03.2017г.,01.05.2017г, 08.05.2017г, 09.05.2017г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по биологии в 10а классе в 2016-2017 учебном году будет реализована в объёме 32 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология. Общая биология» в 10 классе
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико- ориентировочного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья
В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник должен
Знать/ понимать:
· основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
· строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
· сущности биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Уметь:
· объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
· решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
· описывать особей видов по морфологическому критерию;
· выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности ;
· сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать разные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
· изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Выпускник получит возможность научиться:
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных тестах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет- ресурсах) и критически ее оценивать;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов по биологии учащихся 10 класса будет производиться посредством следующих видов контроля: контрольных, практических и лабораторных работ.
Содержание курса биологии в 10 классе
РАЗДЕЛ 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2
часа)
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии.
Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2
часа).
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи . Биологические системы. Методы познания живой
природы.
Демонстрация Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками»,
«Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации
живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».
РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов)
Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).
Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении
современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2.Химический состав клетки (4 часа)
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в
клетке.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Тема 2.3. Строение клетки (3 часа)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические
и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Роль генов в биосинтезе белка.
Тема 2.5. Вирусы (1 час)
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни
человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика
СПИДа.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение
молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки»,
«Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы»,
«Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
РАЗДЕЛ 3 Организм (19 часов)
Тема 3.1.
Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные
и колониальные организмы.
Тема 3.2.
Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов (2 часа)
Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности
обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Тема 3.3. Размножение (4 часа)
Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и
размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и
оплодотворение у животных.
Тема 3.4.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития
организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека.
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о
закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник
генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования,
установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные
представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм
человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у
человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные
болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6.
Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)
Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы
селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития
некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Календарно - тематическое планирование по биологии в 10 а классе
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Вид контроля, измерители |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
|
Введение |
2 |
|
|
|
1 |
Краткая история развития биологии. Методы исследования |
|
|
06.09 |
|
2 |
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. |
|
|
13.09 |
|
|
Основы цитологии |
14 |
|
|
|
3 |
Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. |
|
|
20.09 |
|
4 |
Минеральные вещества в клетке. |
|
|
27.09 |
|
5-7 |
Органические вещества в клетке.
|
|
|
04.10 11.10 18.10 |
|
8-9 |
Строение клетки. |
|
|
25.10 15.11 |
|
10 |
Лабораторная работа №1: «Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток» |
|
Лабораторная работа |
22.11 |
|
11 |
Лабораторная работа № 2: «Сходства и различия в строении растений, животных и грибов» |
|
Лабораторная работа |
29.11 |
|
12 |
Неклеточные формы жизни. |
|
|
06.12 |
|
13 |
Обмен веществ и энергии в клетке. |
|
|
13.12 |
|
14 |
Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез. |
|
|
20.12 |
|
15 |
Генетический код. Транскрипция.
|
|
|
27.12 |
|
16 |
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
|
|
|
17.01 |
|
17 |
Контрольная работа № 1 по теме: Основы цитологии. |
|
Контрольная работа |
24.01 |
|
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов |
5 |
|
|
|
18 |
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.
|
|
|
31.01 |
|
19 |
Мейоз |
|
|
07.02 |
|
20 |
Половое и бесполое размножение |
|
|
14.02 |
|
21 |
Оплодотворение. |
|
|
21.02 |
|
22 |
Онтогенез. Эмбриональный о постэмбриональный периоды. |
|
|
28.02 |
|
|
Основы генетики |
8 |
|
|
|
23 |
История развития генетики. Методы. Моногибридное скрещивание. |
|
|
07.03 |
|
24 |
Практическая работа №1: «Множественные аллели, скрещивание » |
|
Практическая работа |
14.03 |
|
25 |
Дигибридное скрещивание. |
|
|
04.04 |
|
26 |
Хромосомная теория наследственности |
|
|
11.04 |
|
27 |
Цитоплазматическая наследственность. Пол |
|
|
18.04 |
|
28 |
Практическая работа №2: «Решение элементарных генетических задач» |
|
Практическая работа |
25.04 |
|
29 |
Изменчивость. Мутации |
|
|
02.05 |
|
30 |
Причины мутация |
|
|
16.05 |
|
31 |
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.(семинар-практикум) |
|
|
23.05 |
|
|
Генетика человека |
1 |
|
|
|
32 |
Методы исследования генетики. Генетика и здоровье. Итоговая контрольная работа |
|
Контрольная работа |
30.05 |
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ЕСОШ №1
30.08.2016г. ______________/Телегина Н.И./ |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №1 от 22.08.2016г. № 1 ______________/Телегина Н.И./ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.