Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
8 кл
25.05.2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным компонентом государственного стандарта образования;
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
Примерной программой основного общего образования для общеобразовательных школ по биологии;
Авторской программой основного общего образования по биологии В.Б. Захарова, Н.И.Сонина
Предметной линией учебников УМК Н.И. Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек» 8 класс .
р.п.8.docx
Рекомендовано
методическим объединением
учителей химии и биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Кизлярского района Республики Дагестан
Заместитель директора по УВР
Утверждаю
Директор школы
Руководитель МО
________ Вердиханова Э.Х.
«___» _________201__г
__________ Аскеров Ш.А.
_________ Завзанов С.З.
«___» _______ 201__г.
«___»__________201__г.
Пояснительная
записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса
УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина
В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа
по биологии для 8 класса
составлена в соответствии
с:
Федеральным законом от
29.12.2012 №273ФЗ «Об
образовании в Российской
Федерации».
Федеральным
компонентом
государственного
стандарта образования;
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 20172018 учебный год;
Примерной программой основного общего образования для общеобразовательных школ по биологии;
Составила:
учитель биологии
Базаева А. Ю.
С. Красный Восход
2017г. Авторской программой основного общего образования по биологии В.Б. Захарова, Н.И.Сонина
Предметной линией учебников УМК Н.И. Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек» 8 класс .
Курс биологии в 8 классе направлен на достижение следующих целей и задач:
овладение учащимися знаниями о своем организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного
здоровья человека;
раскрытие двойственной биосоциальной сущности человека.
Цели:
•
•
•
Задачи:
•
•
•
•
изучить строение и закономерности функционирования систем органов человека, ознакомить с заболеваниями человека и условиями
сохранения и укрепления здоровья;
продолжить формирование умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, делать выводы, выполнять практические
работы;
развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в
практической и мыслительной деятельности;
осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира,
нравственное и экологическое воспитание.
Планируемые результаты усвоения учебного курса «Биология. Человек 8 класс»
Учащиеся должны знать:
• Место человека в системе органического мира;
• Клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки;
• Строение и значение тканей, органы и системы органов;
• Строение и роль эндокринного аппарата в организме человека;
• Строение и функции нервной, опорнодвигательной системы, органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения; строение
кожи; • Органы чувств человека, части зрительного, слухового анализаторов;
• Основные отделы скелета и группы мышц;
• Основные компоненты внутренней среды, значение и строение форменных элементов крови;
• Состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма;
• Суть и значение обмена веществ и энергии;
• Особенности высшей нервной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Распознавать основные железы внутренней секреции;
• Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов;
•
• Объяснять значение внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов;
• Обосновывать основные гигиенические правила дыхания, питания и пищеварения, вредное воздействие курения, алкоголя, никотина на
• Оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах, кровотечениях, отравлениях, желудочно
• Оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, переломах, кровотечениях, отравлениях, желудочно
органы дыхания, пищеварения;
кишечных заболеваниях;
кишечных заболеваниях;
• Подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
• Объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов.
•
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма,
стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Основное содержание учебного курса «Биология. Человек 8 класс» Тема 1. Место человека в системе органического мира (1ч) Человек как часть живой природы, место человека в системе органического
мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. • Демонстрация
скелетов человека и позвоночных таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (3ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления
человека. Расы человека, их происхождение и единство. • Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной
первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2ч). Наука о человеке: анатомия, физиология,
гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андрес Везалий. • Демонстрация портретов великих ученых – анатомов и
физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (2ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные,
соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа
гомеостаза. • Демонстрация схем систем органов человека.
Тема 5. Координация и регуляция (13 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных
процессах. Нервно – гуморальная регуляция.
• Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов;
фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и
периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и
функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших
полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов
зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
• Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов
различных отделов мозга.
Тема 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека,
связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные
изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика. Мышечная система.
Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы
в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической
культуры и режим труда в правильном формировании опорно – двигательной системы. • Демонстрации скелета человека, отдельных костей,
распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно – двигательной системы.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении
жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы
крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.
Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета • Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови. Тема 8. Транспорт веществ (5 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения
лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение. •
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток и органов кровообращения.
Тема 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения.
Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. •
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Тема 10 Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах.
Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы
процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. • Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних
органов
Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их
взаимосвязь.14 Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.*
Тема 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмен веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи.
Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. • Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде,
обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. • Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (2 ч) Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие,
роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 ч) Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.
Ухтомского, П.К. Анохина.* Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и
гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Повторение (2 ч)
Оказание первой помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.
Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска, стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их
влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила
поведения человека в окружающей среде – рассматриваются в темах, изучающих системы органов.
Календарно тематическое планирование учебного курса
«Биология. Человек» 8класс (68 часов) №
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1718
1920
21
Место человека в системе органического мира
Происхождение человека. Этапы его становления.
Расы человека, их происхождение и единство
Особенности человека.
История развития знаний о строении и функциях организма. Античный
и средневековый период.
Роль российских ученых в изучении строения организма человека
Клеточное строение организма
Ткани и органы
Системы органов. Организм.
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его
особенности
Роль гормонов в обменных процессах. Нервногуморальная регуляция,
ее нарушения
Зачетный урок по темам «Общий обзор организма », «Гуморальная
регуляция»
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы
Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Спинной мозг
Строение и функции головного мозга
Полушария большого мозга
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный
анализатор.
Анализаторы слуха и равновесия
22
23
2425
Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.
Скелет человека, его значение и строение.
Строение, свойства костей, типы их соединения
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
Домашнее
задание
Дата проведения
По плану
фактически
c.511
С.1216
С.1820
Повть с. 611
С.21 25
1неделя сентября
1неделя сентября
2неделя сентября
2неделя сентября
3неделя сентября
С.21 30
С. 3133
С. 34 39
С. 40 43
С.46 52
С.4652
С.5 53
С.54 57
С.5759
С.6062
С.6368
С.7075
С.76 83
С. 8490
С.9199
С. 100102,
С. 102 106
3неделя сентября
4неделя сентября
4неделя сентября
1неделя октября.
1неделя
октября.
2неделя
октября.
2неделя
октября.
3неде октября.
3неделя октября.
4неделя октября.
4неделя октября.
2неделя ноября
3неделя ноября
4неделя
ноября
4неделя ноября
1неделя декабря
1неделя декабря 26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах
костей
Мышцы, их строение и функции
Работа мышц
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и
движения
Гигиена опорнодвигательного аппарата
Внутренняя среда организма и ее значение
Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови.
Иммунитет. Как наш организм защищается от инфекции
Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор
Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения
Работа сердца
Движение крови и лимфы по сосудам
Давление крови в сосудах
Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение.
Первая помощь при кровотечениях
Потребность организма человека в кислороде. Строение органов
дыхания
Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения и их регуляция
Жизненная емкость легких
Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при
нарушении дыхания и кровообращения.
Пищевые продукты и питательные вещества
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке и кишечнике
Всасывание питательных веществ
Гигиена питания и предупреждения желудочнокишечных заболеваний
Обмен веществ
Витамины
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
2
1
С. 255257
2неделя декабря
С. 116 121
С. 122126
С. 272274
С. 280281
С. 127
С. 128 135
С. 136137
С. 137 142
С. 144 148
С. 149152
С. 153157
С. 259259
263264,281
С. 158161
С. 163 – 170
С.170171
сообщение
С. 262264
С. 265266,
С. 171 173
С.174178
С. 180185
2неделя декабря
3неделя декабря
3неделя
декабря
4неделя декабря
4неделя декабря
2неделя января
2неделя января
3неделя января
3неделя января
4неделя января
4неделя
января
1неделя
февраля
1неделя
февраля
23неделя
февраля
3неделя
февраля
4неделя февраля
4неделя февраля
1неделя марта
с.261262.266
267
С. 187193
2неделя марта
23неделя марта
С. 194197
3неделя марта 53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Выделение. Строение и работа почек
Заболевание почек и их предупреждение
Строение и функции кожи
Роль кожи в терморегуляции организма
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви
Размножение в органическом мире
Половая система человека
Развитие человека и возрастные процессы
Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды,
роль в приспособлении к условиям жизни.
Торможение, его виды и значение
Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные
процессы
Типы нервной деятельности
Повторение темы «Опора и движение», «Происхождение человека»
Повторение темы «Координация и регуляция, «Высшая н. деятельность»
Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье»
Анализ контрольной работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
С. 199 203
С. 202203
С. 205 208
С. 209211
С.259261
С. 212219
4неделя марта
1неделя апреля
1неделя апреля
2неделя апреля
2неделя апреля
3неделя апреля
С. 221223
С. 225231
3неделя апреля
4неделя апреля
С. 231234
С. 235237
С.238249
С. 250253
повторить
материал
повторить
материал
повторить
материал
повторить
материал
4неделя апреля
1неделя мая
1неделя
мая
2неделя мая
2неделя
мая
3неделя
мая
3неделя
мая
4неделя
мая
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина В неделю 2 часа, в году –68 часов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.