Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС
Оценка 5

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Оценка 5
Документация
docx
экология
8 кл—9 кл
30.01.2017
Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС
Рабочая программа по экологии на основе: Федерального государственного образовательного стандарта по естественно - научным дисциплинам. Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс по экологии Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. согласно учебному плану МОУ «Средней образовательной школы №1 города Ершова Саратовской области» и обеспечена программно-методическим материалом: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. Рабочая программа предназначена для работы по учебникам: М.З Фёдорова, В.С. Кимченко, Т.П. Лукина. «Экология человека» 8класс Издательский центр «Вентана-Граф» 2007год., Н.А. «Введение в ландшафтную экологию» издательство КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2008 год, Н.М. Чернова, В.А. Галушин, В.М. Константинов «Основы экологии» 9 класс Издательство «Дрофа» 2007 год. Общее число учебных часов по экологии за 2 года обучения (8-9 классы) составляет 70, из них 35 (1ч в неделю) в 8 классе, 35 (1ч в неделю) в 9 классе.
РП ФГОС ООО_дополнение_экология_8-9 классы_2016-2017.docx
«Рассмотрено»   руководителем ШМО  _______/ХмельковойТ.А./ Протокол №______ От«_____»_________20__г.      «Согласовано» Заместитель директора по УВР  МОУ «СОШ №1 г. Ершова»   __________/И.В.Рябинцева/ «____»__________20__г.              «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ  №1 г.Ершова» ________________/Г.Н.Л епёхин/ Приказ №____  от«______»____________ ___20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (дополнение) по экологии  для  8 ­ 9 класса  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1  города Ершова Саратовской области» Составитель: Кибиткина Ольга Геннадьевна, учитель биологии 1 квалификационной категории. Принято на заседании  педагогического совета  протокол № ____от  «______»_______20_____г.  1 г. Ершов 2016 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по экологии на основе:    Федерального государственного образовательного стандарта по естественно ­ научным  дисциплинам.   Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5­11 класс по экологии  Сост. Е.В.Акифьева. ­ Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. ­ 48 с. Авторы Н.М.  Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. согласно учебному плану МОУ «Средней  образовательной школы №1 города Ершова Саратовской области»  и обеспечена  программно­методическим материалом:  Экология. 5­11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. ­ Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. ­ 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов.  Рабочая программа предназначена для работы по учебникам: М.З Фёдорова, В.С. Кимченко, Т.П. Лукина. «Экология человека» 8класс  Издательский  центр «Вентана­Граф» 2007год., Н.А. «Введение в ландшафтную экологию» издательство  КИЦ «Саратовтелефильм» ­ «Добродея» 2008 год, Н.М. Чернова, В.А. Галушин, В.М.  Константинов «Основы экологии» 9 класс Издательство «Дрофа» 2007 год.  Общее число учебных часов по экологии за 2 года обучения (8­9 классы) составляет 70, из них 35 (1ч в неделю) в 8 классе, 35 (1ч в неделю) в 9 классе. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса: Предметные результаты– система знаний (основы экологического мировоззрения) об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах   деятельности   человечества,   осознание   объективно   существующих экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости адаптации к ним применительно к учебным предметам, входящим в состав обязательных предметных областей, а также формирование исследовательских умений для мониторинга окружающей   среды.  Личностные   результаты–   формирование   способности   учащихся самостоятельно   учиться,   общаться,   принимать   решения,   осуществлять   выбор,   нести ответственность   за   собственные   действия   и   поступки,   выработка   основ   экологически грамотного   поведения,   личностный   рост   и   развитие   в   условиях   социально­значимой деятельности по улучшению состоянии окружающей среды.  Метапредметными результатами являются: А) УУД (универсальные учебные действия) – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный   характер   учебных   действий   проявляется  в  том,   что   они   носят метапредметный   характер;   обеспечивают   целостность   общекультурного,   личностного   и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней   образовательного   процесса;   лежат   в   основе   организации   и   регуляции   любой деятельности   учащегося   независимо   от   её   предметного   содержания.   Универсальные учебные действия обеспечивают  этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. 2 В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Б)   Ключевые   образовательные   компетентности   в   экологии–  своеобразный   «ключ»   для формирования более узких предметных компетентностей: –  общекультурная  (способность   познавать   окружающий   мир,   ориентироваться   в   нём, ценностное   осмысление   природы,   бережное   отношение   к   культурно­историческому   и природному наследию России, осмысление духовно­нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира); –  учебно­познавательная  (формирование   функциональной   грамотности   учащихся   в области   организации   самостоятельной   познавательной   деятельности,   планирования, анализа,   рефлексии,   адекватной   самооценки   и   целеполагания,   способности   переносить знания из одной области знаний в другую, умело применять их на практике); –  информационная  (умение   работать   с   различными   источниками   информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, обобщать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио­, видео­, электронная почта, СМИ, Интернет и др.); –  социально­гражданская  (практические   умения   по   экологическому   мониторингу, овладение   навыками   изучения   и   содействия   решению   экологических   проблем   своего города,   способность   принимать   решения,   ответственность   за   результат   собственной деятельности);  – коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата); –  личностного   роста   и   развития  (совершенствование   личностных   качеств,   развитие психологической   грамотности,   способов   физического,   духовного   и   интеллектуального саморазвития,   эмоциональной   саморегуляции   и   самоподдержки,   забота   о   здоровье, здоровый   образ   жизни,   формирование   внутренней   экологической   культуры,   а   также комплекса   качеств,   связанных   с   основами   безопасной   жизнедеятельности   личности, осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющих программу жизнедеятельности в целом); – экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания и метапредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально­значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития).  III. Содержание учебного предмета 8 класс Тема 1. Введение (1 ч) Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека.  Историческая справка о становлении науки  предмета Тема 2. Человек как биосоциальный вид  (2 ч) Взаимоотношения людей в обществе. Основные понятия: человек ­ биосоциальный вид, социум, режим дня. Тема 3. Природная среда и здоровье человека (6 ч)  Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды – здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Основные абиотические  экологические факторы. Реакция человека на их изменения. Характеристика основных  адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно­культурные типы. Стресс. 3 Основные понятия: адаптационный потенциал человека, природные ритмы,  ритмические изменения в организме человека, слабые экологические связи, сильные  экологические связи. Тема 4. Биологические ритмы  (2 ч) Биотические факторы и их влияние на человека Основные понятия: Биологические ритмы. Практическая работа. Физическое состояние организма. Тема 5. Среда обитания человека (4 ч) Понятие качества среды. Экология дома Ландшафтная экология. Тема 1. Основные понятия ландшафтной экологии (5 ч). Биосфера и ландшафт. Основные черты ландшафта. Классификация ландшафта.  Компоненты ландшафта, взаимосвязи между компонентами. Функции ландшафта,  ведущий и ведомый компоненты. Вертикальная и горизонтальная структуры  ландшафта. Устойчивость ландшафта. Тема 2. Природно­антропогенный ландшафт (7 ч) Основные формы взаимодействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта.  Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. Типы природно­ антропогенных ландшафтов. Урбанизированные территории. Культурный ландшафт и  его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. Ландшафтный  мониторинг. Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области. Тема 3. Региональная ландшафтная экология (4 ч) Ландшафта Саратовской области. Основные типы природно­антропогенного ландшафта Саратовской области. Современное состояние и проблемы природопользования  Саратовской области. Влияние ландшафта на здоровье человека. 9 класс Тема 1. Организм и среда обитания (7 ч) Возможности размножения организма и их ограничения средой Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности  видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение  потенциала размножения организмов. Решение экологических задач. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Закон экологического оптимума. Понятии экстремальных условий. Экологическое  разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы  в практической деятельности человека. Основные пути приспособления организмов к среде Активная и скрытная жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней  среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на  практике. Пути воздействия организмов на среду обитания Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность.  Фильтрация, другие формы активности.. Практическое значение средообразующей  деятельности. Масштабы этой деятельности  Практическая работа. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность. Приспособительные формы организмов Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с  условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие  корвенгенции. Жизненные формы и экологическая инженерия.  Лабораторная работа. Жизненные формы животных. 4 Приспособительные ритмы жизни. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное  значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для  режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика. Сообщество и популяции (14 ч) Типы взаимодействия организмов Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей.  Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое  и косвенное воздействие человека на  живую природу через изменение биотических  связей. Решение экологических задач. Законы и следствия пищевых отношений в природе. Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы.  Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищников от  численности жертв.   Экологические рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых  связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов. Решение экологических задач. Законы конкурентных отношений в природе. Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в  регуляции видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль  конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и  экологическая инженерия. Популяции. Понятие популяции. Типы популяции. Внутривидовые отношения. Формы совместной  жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека. Решение экологических задач. Демографическая структура популяций. Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и  полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяции. Прогноз  численности и устойчивости популяции по возрастной структуре. Использование  демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле.  Поддержание оптимальной структуры природных популяций. Решение экологических задач. Рост численности и плотность популяций. Кривая роста популяций в среде с ограниченными возможностями. Понятие ёмкости  среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении  численности. Популяции как система с механизмом саморегуляции (гомеостаз).  Экологически грамотное управление плотностью популяций. Решение экологических задач. Динамика численности популяции и её регуляция в природе. Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамики численности  популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамики численности  популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности  разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе. Решение экологических задач. Биоценоз и его устойчивость. 5 Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в  сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов биоценозах.  Особенности распределение видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных  биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ. Экосистемы ( 10 ч) Законы биологической продуктивности. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по пищевым цепям. Первичная и  вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы  биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие  биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продукции Земли. Решение экологических задач. Продуктивность агроценозов. Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их  продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержание  круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их  устойчивости и биологического разнообразия. Саморазвитие экосистем. Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнажённых  участках поверхности. Саморазвитие водоёмов. Смена видов и изменение  продуктивности. Неустойчивые и устойчивые развития сообществ. Темпы изменения  сообществ на разных этапах формирования экосистем. Восстановительные смены  сообществ после частичных нарушений. Природные возможности восстановления  сообществ, нарушенных деятельностью человека. Условия управления этими  процессами. Лабораторная работа. Смена простейших в сенном настое. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций,  биоценозов, экосистем. Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принципы надёжности в функционировании  биологических  систем. Взаимная дополняемость видов в биоценозах. Взаимная регуляция численности  и распределения в пространстве. Снижение устойчивости экосистем при уменьшении  видового разнообразия в природных и антропогенных условиях. Биосфера как глобальная экосистема. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних  оболочек земли. Состав атсосфера, воды, почвы. Горные породы как результат  деятельности живых организмов. Связывание  и запасание космической энергии.  Глобальные круговороты веществ. Устойчивость Земли в геологической истории. Условия стабильности и продуктивности биосферы Распределение биологической продуктивности на земном шаре. Роль  человеческого общества в использовании ресурсов и преобразование биосферы. 6 IV. Тематическое планирование 8 класс Тема раздела, урока Кол­во часов Введение Здоровье человека как мировая проблема. .  Человек как биосоциальный вид Человек биосоциальный вид.  Человек биосоциальный вид Природная среда и здоровье человека Влияние природно­экологических факторов на здоровье.  Адаптация человека к природной среде.  Стресс – наследственная реакция адаптации.  Наследственные заболевания и их предупреждения.  Гигиена и здоровье человека Круглый стол на тему «Природная среда и здоровье человека».  Биологические ритмы. Биологические ритмы человека.  Практическая работа. Физическое состояние организма.  Среда обитания человека Понятие качества среды.  Экология дома.  Практическая работа. «Оценка микроклимата помещения». Здоровый образ жизни. Мотивы межличностных отношений   Питание как фактор влияющий на здоровье человека..  Практическая работа. «Гигиеническая оценка качественного и количественного рациона питания».  Вредные привычки. СПИД. Отработка умения слушать  собеседника.  ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ Основные понятии ландшафтной экологии Биосфера и ландшафт. Идеалы, достоинства личности.  Основные черты ландшафта.  Компоненты ландшафта и их взаимосвязь.  Функции ландшафта  Вертикальная и горизонтальная структура ландшафта.  Природно­антропогенный ландшафт Воздействие человека на ландшафт. Конфликты в семье.  Типы приодно­антропогенного ландшафта Объективные и  субъективные предпосылки конфликтов в семье.  Урбанизированные территории. Пути решения конфликтов.  Культурный ландшафт. Семейный договор и другие пути  согласия.  Ландшафтный мониторинг. Гигиена физического развития  подростков Охрана ландшафта. Проблема акселерации. Обобщение.  7 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 2 4 1 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Тест по теме «Природно­антропогенный ландшафт». Региональная ландшафтная экология Ландшафты саратовской области и их типы. Половые  отношения и стиль жизни.  Ландшафты саратовской области и их типы. Половые  отношения и стиль жизни.  Современное состояние и проблемы природопользования  Саратовской области.  3 1 1 1 9 класс Тема раздела, урока Кол­во часов Введение Предмет экологии как науки Организм и среда Возможности размножения и их ограничения средой.  Общие законы зависимости организма от факторов среды.  Основные пути приспособления организмов к среде. Пути воздействия организмов на среду обитания.  Лабораторная работа. Почвенные обитатели и их  почвообразующая деятельность. Приспособительные ритмы жизни.  Типы взаимодействия организмов.  Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Контроль знаний по теме «Отношения  животных по отношению к окружающей среде» Демографическая структура популяций.  Рост численности и плотность популяций.  Динамика численности популяций и её регулирование в  природе Биоценоз и его устойчивость. Контроль знаний по теме «Организм и среда» Экосистемы. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности.  Законы биологической продуктивности.  Продуктивность агроценозов Саморазвитие экосистем. Лабораторная работа. Смена простейших в сенном настое.  Биологическое разнообразие как основное условие  устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.  Биосфера как глобальная экосистема.  Итоговый контроль знаний. 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 10 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно­методическое   и   материально­техническое   обеспечение   реализации V. программы. 8 класс 8 1. Экология человека Основные источники 1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8   класс:   учебное   пособие   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений. М.:Вентана­Граф, 2010.­ 144 с. 2.   Воронина   Г.А.,     Федорова   М.З.   Экология   человека.   Культура   здоровья:     8   класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ­ М.: Дрофа, 2008. – 64 с. Методическая литература (Список рекомендуемой литературы для учителя) 1 Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. ­ М., 1994. ­ 269 с.  2 Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 3 Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997. 4 Алексеев В.П. Очерки экологии человека. ­ М., 1998. ­ С. 18. 5 Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001. 6 Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 2002. 1996. 7 Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995. 8 Келлер А.А.,   Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.­ 256 с. 9 Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с. 10 Образовательные   технологии:   Из   опыта   развития   глобального   мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001. 11 Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979. 12 Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990. 13 Проблемы экологии человека. ­ М., 1986. ­ С. 9. 14 Прохоров Б.Б. Экология человека. ­ М.: Академия, 2007. ­ 320 с. 15 Реймерс   Н.Ф.   Основные   биологические   понятия   и   термины.   —   М.:   Просвещение, 1988. 16 Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981. 17 Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984. 18 Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. ­ В 2 т.­ М.: Медицина, 2002. ­ 448 с. Дополнительные источники Список рекомендуемой литературы для учащихся 1 Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. ­ М.: Медицина, 1987. ­ С.20­69, 134­ 259.  2 Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. ­ М.: Просвещение, 1986. ­ С.73­78. 3 Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. ­ М.: Просвещение, 1991. Вейн А.М. Бодрствование и сон. ­ М.: Знание, 1991.. 4 Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. ­ Липецк: Изд­во ЛЗПИ, 1999.  5 Великанова Л.К. Физиолого­гигиенические критерии рациональной организации учебно­ воспитательного процесса в школе. ­ Новосибирск: Изд­во НГПУ, 1993. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд­во ЛГПИ, 2000. Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение. 1991. 9 6 Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. ­ М.: Сов. спорт, 1995.  7 Доскин   В.А.,   Куинджи   Н.Н.   Биологические   ритмы   растущего   организма.   ­   М.: Медицина, 1989. ­ С.8­35, 138­174. 8 Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. ­ М.: Медицина, 1988. ­ С. 146­169, 206­215, 262­304. 9 Каневская Л.Я. Питание школьника. ­ М.: Медицина, 1989. ­ С.3­42. 10 Кириллов В.Ф., Черкасов Е.Ф. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1980. 11 Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989. 12 Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. ­ М.: ФиС, 1984. ­ С.11­24, 24­38, 75­90, 131­ 136. 13 Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М.: Медицина. 1988. 14 Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. ­ М.: Медицина, 1991. – 159 с. 15 Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. ­ М.: ФиС, 1990. ­ С. 41­61, 121­143, 174­226. 16 Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкульту­ра в школе. ­ 2001, № 2. ­ С.50­55. 17 Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиениче­ская гимнастика // Физкультура в школе. ­ 2000, № 3. ­ С.29­31. 18 Мейгал  А.Ю., Лупандин  Ю.В.,  Антонен   Е.Г.,  Стафеев  В.Ф.  Двигательная  система человека (физиология, неврология, гигиена), Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.­ 202 с.  19 Минх А.А. Общая гигиена. ­ М.: Медицина, 1984. ­ С. 18­76, 87­89, 232­261. 20 Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982. 21 Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (курс лекций). М.,  1999. 22 Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. ­ СПб.: ГИОРД, 1999. ­ С.10­114. 23 Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. ­М.: Медицина, 1989. ­ С. 12­26, 47­54, 67­108, 110­126. 24 Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. М.:Медицина, 1986. 25 Стафеев В.Ф. Гигиена в вопросах и ответах. – Петрозаводск: ПГУ, 1998.­ 103 с.  26 Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. ­ М.: Медицина, 1991. ­ С.152­156, 172­247. 27 Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. пособие. ­ М.: Уникум­центр, 1999. ­ С.48­50. 28 Чусов Ю.А. Закаливание школьников. ­ М.: Просвещение, 1985. ­ 126 с. 29 Чусов Ю.А. Особенности закаливания спортсменов. ­ М.: ФиС, 1987. ­ 93 с.   2. Ландшафтная экология  Литература для учителя: Викторов А.С. Рисунок ландшафта. М.:Мысль,1986.  Владимиров В.В. Город и ландшафт. М.:Мысль,1986.  Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город­ экосистема. М.:ИГРАН,1996.  Исаченко А.Г. Прикладное ландшафтоведение. Л.: 1976.  Мильков Ф.Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая  зональность. Воронеж: Изд­во Воронеж.ун­та, 1986.  Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М., 1973.  Охрана ландшафтов. Толковый словарь. М.: 1982.  Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн. Пособ. для  вузов.СПб: Химия,1977.  10 Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. Пособ. Саратов: Изд­во Саратов.ун­та,  1995.  Литература для учащихся: Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для уч­ся 10­11 кл. общеобразовательных  учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.  Величковский Б.Т.,Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая  среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.  Вронский В.А. Экология. Словарь­справочник. Ростов –на­Дону: Феникс; М.:Зевс,1997. Камерилова Г.С.Экология города: урбоэкология: Учебн. Для 10­11 кл. шк. Естеств.­ науч. профиля. М.: Просвещение,1997.  Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион.  Приволж.изд­во «Детская книга»,1996. 9 класс 1. Н.М. Чернова, В.А. Галушин, В.М. Константинов «Основы экологии» 9 класс  Издательство «Дрофа» 2007 год. 2. Н.М.Чернова, В.М. Галушина, В.М. Константинова «Основы экологии» Поурочные  планы по учебнику. /Издательство «Учитель» Волгоград 2007 год 3. Программно­методический материал по экологии 5­11 классы. / Составила  Е.В.Акифьева. – Саратов ГОУ ДПО «Саратовский Институт Повышения  Квалификации и Переподготовки Работников Образования». Кафедра  естественнонаучного образования, 2005 год 11 12

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии 8-9 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017