Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС
Оценка 4.7

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Оценка 4.7
Документация
doc
экология
6 кл
13.10.2018
Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС
Рабочая программа включает пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета и его содержания, учебно-тематический план, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, списки литературы для учителя и учеников, электронные издания, планируемые результаты изучаемого предмета, использование здоровьесберегающих технологий, требования к уровню подготовленности учащихся: знать и уметьВ рабочей программе представлены материалы Пояснительная записка. Задачи курса Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного материала. Содержание учебного курса по темам, включая основные понятия и практические работы. Представлен учебно-тематический план, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, списки литературы для учителя и учащихся, используемые электронные издания. Прописаны планируемые результаты изучения учебного предмета, использование здоровьесберегающих технологий
Рабочая программа экология растений 6 класс ФГОС (А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений).doc
«Согласовано» Руководитель МО _____ / Михайлова Л.И./ Протокол №__1__ от «___» августа 2018г. «Согласовано» Заместитель директора  по УВР МОУ «СОШ № 10» _____ /Чурикова  Е.В./                      «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 10» _____ /_Брыксина С.М./                       Приказ № ______  «___» сентября  2018г. от «___» сентября 2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Михайловой  Л.И. высшая квалификационная категория по экологии  Календарно­тематическое планирование 6 «А» класс Рассмотрено на заседании  педагогического совета протокол № _________ от «____» _______2018 г. 2 2018– 2019 учебный год Пояснительная записка Рабочая   программа   разработана   на   основе   Закона   Российской   Федерации   «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта   основного общего образования,   Программно­методических материалов Экология 5­11 класс/ Сост. Е. В.   Акифьева.   –   Саратов:   ГОУ   ДПО   «СарИПКиПРО»,   2005,   утвержденным   МО   РФ   и   в соответствии с Региональной программой для общеобразовательных учреждений, 1­11 класс (под ред. д­ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И.  Буланого), издание 2, «Слово», 2001г.. Специфика   данной   учебной   дисциплины   заключается   в   комплексном   подходе   к раскрытию сущности экологически проблем. Особенность   изучаемого   курса   состоит   в   формировании   понимания   необходимости экологического образования, как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, направленного на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных     ориентаций,   поведения   и   деятельности,   обеспечивающих   ответственное отношение к окружающей социально­природной среде и здоровья. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса. Знание   экологических   закономерностей   лежит   в   основе   рационального природопользования   и   охраны   природы.   Знание   экологических   законов,   их   соблюдение   и умелое   использование   необходимо   для   выживания   человечества.   Внимание   учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Изучение экологии направлено на достижение следующих  целей: ­ освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; ­   овладение   умениями   применять   экологические   знания,   работать   с   инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами,  эксперименты; ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; ­ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; ­ использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни   приборами, Задачи курса: Обучения: ­ привить познавательный интерес к новому предмету через систему разнообразных по форме уроков:  изучение нового материала, лабораторные работы,  экскурсии, нестандартные уроки контроля   знаний   через   постоянное   применение   идеи   «стимулирования   занимательностью» Ю.Бабанского; ­ создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно­исследовательской компетентностей; ­ обеспечить усвоение учащимися знаний  в соответствии с ФГОС ООО; ­ способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков:   умения   работать   с   микроскопом   и   гербарием,   наблюдать   и   описывать экологические     объекты,   сравнивать   их,   ставить   несложные     опыты,   вести   наблюдения   в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности 3 через систему лабораторных работ  и экскурсий, продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки;  особое   внимание   уделить   развитию     умения   пересказывать   текст,   аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года). Развития:   создать   условия   для   развития   у   школьников   интеллектуальной,   эмоциональной, ­   мотивационной и волевой сферы; ­   особое   внимание   обратить   на   развитие   у   учащихся     слуховой   и   зрительной   памяти, внимания,   мышления,   воображения,   эстетических   эмоций,   положительного   отношения   к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых   наглядных   пособий,   музыкальных     фрагментов,   стихов,   загадок,   определение значимости любого урока для каждого ученика. Воспитания: ­   способствовать   воспитанию   совершенствующихся   социально­успешных   личностей   с положительной   «Я­концепцией»,   формированию   у   учащихся   коммуникативной   и валеологической компетентностей; ­ особое внимание обратить на воспитание у  учащихся  ответственного отношения к природе, бережного   отношения   к   учебному   оборудованию,   умение   жить   в   коллективе   (общаться   и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные  работы, КСО. Система контроля  включает само­, взаимо­, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам: • включенность учащегося в учебно­познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий); • взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно­распеделительной деятельности в группах; • содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов; • публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов. Приоритетные   виды   и   формы   контроля:   текущий,   тематический;   устный   опрос, лабораторные работы, экскурсии, тестирование (как этап урока), работа по индивидуальным (групповым) заданиям (творческие работы, экспериментальные работы, проекты) Срок реализации программы – 1 год. 1. Общая характеристика учебного предмета. Экология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком   природы.   Значение   биологических   знаний   для   современного   человека   трудно переоценить.   Помимо   мировоззренческого   значения,   адекватные   представления   о   живой природе   лежат   в   основе   природоохранных   мероприятий,   мероприятий   по   поддержанию здоровья   человека,   его   безопасности   и   производственной   деятельности   в   любой   отрасли хозяйства. Экология   является   уникальной   областью   человеческого   знания   в   силу   того,   что экологическое   знание   само   по   себе   уже   имеет   ценностный   характер.   В   таком   контексте экологизация   выступает   как   транслирование   в   содержание   школьного   образования экологического   (постнеклассического)   стиля   мышления,   а   не   фактов,   относящихся   к объектной области экологии как науки. Основная школа (5—9 классы) —   это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности,   основанной на 4 соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств. При   изучении   экологии   растений   растительный   мир   рассматривается   в   неразрывном единстве   с   другими   компонентами   окружающей   среды,   что   позволяет   сформировать   у учащихся представление о целостности мира, раскрыть взаимосвязи и их закономерности, существующие в природе, формирование у учащихся убежденности в необходимости охраны природы в своем крае, в стране, на всей планете. Учащиеся   знакомятся   с   многообразием   взаимоотношений   у   живых   организмов   в природе.   Курс   способствует   формированию   умений   и   навыков   в   проведении исследовательской   работы   развитию   творческой   деятельности   учащихся,   нацеливает   на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. 2. Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение экологии в 6 классе отведено 35часов (1ч. в неделю) В программе отводится 3 часа на лабораторные работы, 7 часов на  практические работы, 2 часа на экскурсии. 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. Ожидаемые  личностные результаты: •  овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в  различных жизненных ситуациях; • осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной  картины мира; • сформированность  устойчивых установок социально­ответственного поведения в  экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,  сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям. • знание основных принципов отношения к живой природе; Ожидаемые метапредметные результаты    : • уметь   обобщать   и   систематизировать   теоретический   материал,   устанавливать аналогии, классифицировать,  •   строить   цепочку   логического     рассуждения   (индуктивное,   дедуктивное     и   по аналогии), делать выводы; •   организовывать   учебное  сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и сверстниками; • уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником,   биологическими   словарями   и   справочниками), научно­популярной   литературой, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; Ожидаемые предметные результаты: В познавательной сфере  учащиеся 6 класса должны • называть основные экологические факторы в жизни растений; • описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений; • приводить   примеры   различных   растительных     сообществ   и   их   видового   состава, различных жизненных форм растений; 5 • описывать   и   объяснять   приспособление   растений   к   различным   экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений; • определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений; • применять   знания   об   экологических   факторах   для   повышения   выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений. В ценностно­ориентационной сфере • знать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. В сфере трудовой деятельности • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке; • соблюдать правил работы с биологическими приборами и инструментами. В сфере физической деятельности • освоить приемы рациональной организации труда на уроках; • освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними. В эстетической сфере •  научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты; • освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности. 4. Содержание учебного курса. Тема 1. Введение в экологию. Экология растений: раздел науки и учебная дисциплина (2 ч.) Введение   в   экологию.   Определение   понятий   «Экология»,   «Экология   растений.   Предмет исследования.   Объекты   исследования   (популяции,   сообщества).   Из   истории   экологии. Основные   методы   экологических   исследований.   Учение   об   окружающей   среде.   Факторы среды. Связи с другими предметами (природоведение, ботаника, география). Роль экологии в жизни   современного   общества.   Значение   знаний   экологии   растений   в   хозяйственной деятельности человека. Экология растений как учебная дисциплина. Основные   понятия:   экология,   экология   растений,   окружающая   среда,   факторы   среды, абиотические, биотические (биогенные) и антропогенные факторы, популяция, сообщество, Экскурсия № 1. Живой организм, его среда обитания и условия существования. Тема 2. Свет в жизни растений (2 ч.) Солнечная   радиация,   её   составляющие   (видимый   свет,   инфракрасное   и   ультрафиолетовое излучение)   и   их   биологическое   действие.   Значение   света   в   жизни   зеленых   растений. Фотосинтезирующие   пигменты   (хлорофиллы   и   каротиноиды).   Основы   фотосинтеза. Разнообразие степени освещённости в природе. Классификация растений по отношению их к свету.   Экологическая   валентность   (степень   приспособленности).   Адаптация   растений   к условиям   освещённости.   Бесхлорофилльные   растения.   Растения   гетеротрофы   (паразиты   и сапрофиты). Основные понятия: Энергия, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, паразитизм, сапрофиты, гелиофиты (светолюбивые растения), сциофиты (тенелюбивые растения). Практическая   работа   №   1.  Определение   количества     солнечных   дней   в   году   в   своей местности. Тема 3. Тепло  в жизни растений (3 ч.) Температурные   границы   жизни   растений.   Классификация   растений   по   отношению   их   к условиям   дефицита   тепла   (нехолодостойкие,   неморозостойкие,   морозоустойчивые). Классификация   растений   по   отношению   их   к   высоким   температурам   (нежаростойкие, 6 жаровыносливые,   жароустойчивые).   Рельеф   и   экспозиция   в   распределении   температур   на почве. Адаптация растений к разным температурным условиям. Основные   понятия:  Оптимальная   температура,   теплолюбивые   и   холодоустойчивые культурные растения, зимний покой, стратификация семян, фенология, рельеф, экспозиция. Практическая работа № 2. Определение среднегодовой и среднее зонных температур своей местности   и   растений,   приспособленных   к   ним   (Среднегодовые   и   среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений) Тема 4. Вода в жизни растений (3 ч.) Физические   свойства   воды   (растворитель,   капиллярность,   испаряем   ость,   замерзание). Биологическое   значение   воды   (транспортное   вещество,   источник   водорода,   охладитель, создание   тургора).   Классификация   растений   по   отношению   их   к   воде   (гидатофиты, гидрофиты,   гигрофиты,   мезофиты,   ксерофиты   суккуленты   и   склерофиты).   Адаптация растений к произрастанию на почвах с разной обеспеченностью водой. Растения верховых болот и проблема физиологической сухости. Искусственное осушение и орошение – «плюсы» и «минусы». Основные понятия:  растворитель, фотолиз, адгезия, когезия, капиллярность, сухой полив, тургор,   влажность   воздуха,   мелиорация   орошение,   осушение),   гигрофиты,   мезофиты, ксерофиты. Лабораторная работа № 1.  Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Практическая работа № 3. Определение количества дождливых и  засушливых дней в году в своей местности (Определение ведется по дневникам). Тема 5. Воздух (атмосфера) в жизни растений (3 ч.) Атмосфера.   Газовый   состав.   Круговорот   основных   газов.   Прозрачность   атмосферы   и фотосинтез. Дыхание растений. Движение воздуха в жизни растений (иссушение, деформация побегов,   полегание   растений,   ветровал,   ветровая   эрозия,   перемещение   снежного   покрова, опыление, распространение плодов и семян). Растения индикаторы загрязнения воздуха. Основные   понятия:  прозрачность   атмосферы,   ветровал,   ветровая   эрозия,   перемещение снежного покрова, анемофилия, анемохория. Лабораторная   работа   №   2. распространению ветром. Тема 6. Почва в жизни растений (3 ч.) Что такое почва? Роль почвы в жизни растений. Процесс образования почвы. Основные типы почв.   Классификация   растений   по   отношению   их   к   почве   (псаммофиты,   кальцефиты, галофиты, оксилофиты). Адаптация растений к произрастанию на разных почвах. Кто и как обрабатывает почву в условия дикой природы? Эрозия и деградация почв: причины и пути решения проблемы. Основные понятия:  почва, гумус, минеральные вещества, плодородие, чернозём, солонец, эрозия ветровая, эрозия водная. Тема 7. Животные и растения (2 ч) Растительноядные животные, растения­ хищники. Основные понятия: опыление, хищничество. Тема 8. Влияние растений друг на друга (2 ч). Прямое и косвенное влияние растений друг на друга. Бактерии и грибы в жизни растений. Основные  понятия:  прямое  влияние,  паразиты,   полупаразиты,  фитоклимат,  конкуренция, сапротрофы. Лабораторная работа № 3. Взаимодействие лиан с другими растениями.  Изучение   приспособлений   растений   к   опылению   и 7 Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений ( 1 ч) Роль   сапрофитных   почвенных   бактерий   и   грибов   в   жизни   зеленых   растений.   Отличие сапрофитов от паразитов. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, ее роль в жизни растений. Бактериальные клубеньки. Зеленые удобрения. Бактериальные и грибковые болезни растений. Основные понятия: сапрофиты, микориза, клубеньковые бактерии, зеленые удобрения. Тема 10 Сезонные изменения в жизни растений (1 ч). Сезонные изменения в жизни растений.  Основные понятия: глубокий покой, сокодвижение, фенология. Тема 11 Изменение растений в течение жизни (1ч). Изменения в течение жизни растений. Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни  растений  (1 ч). Условия существования растений. Жизненное состояние растений. Основные понятия: периоды жизни растений. Практическая   работа   №   4.  «Воздействие   человека   на   растительность»   (по   материалам учебного   пособия   «Экология   растений,   учебника   «Биология.   Растения.   Бактерии.   Грибы. Лишайники (авт.: И. Н. Пономарева и др.), учебника «История средних веков (авт. М. В. Пономарев   и   др.)   прослеживается   влияние   человека   на   растительность   на   разных   этапах развития общества) Тема 13. Жизненные формы растений (2 ч). Разнообразие жизненных форм растений. Основные понятия: растения­ лианы, растения – подушки, полукустарники, деревья, травы, суккуленты. Практическая работа № 5.  Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. Тема 14. Растительные сообщества (5 ч.) Что   такое   растительное   сообщество   (фитоценоз).   Разнообразие   растительных   сообществ. Совокупность факторов, обуславливающая формирование растительных сообществ. Видовое разнообразие   растений   данных   сообществ.   Господствующие   и   сопутствующие   виды сообществ.   Сезонные   изменения   в   сообществах.   Внутривидовые   и   межвидовые взаимоотношения растений в сообществах. Смена сообществ. Искусственные сообщества.  Основные понятия:  фитоценоз, биоразнообразие, господствующие и сопутствующие виды, эфемеры, эфемероиды, ярусность, травянистые растения (однолетние, многолетние). Практическая работа № 6 Изучение состояния сообщества пришкольного участка Экскурсия № 2. Строение растительного сообщества. Тема 15. Охрана растительного мира (4 ч). Охрана растительного мира области (формы и методы). Красная книга Саратовской области. Роль школьников в деле охраны природы. Основные понятия: Особо охраняемые природные территории (заказник, памятник природы, заповедник), Красные книги. Растения из Красной книги Саратовской области. Практическая работа № 7. Охраняемые территории России. Разделы, темы №  п/п Учебно ­ тематический план. Количество часов Примерная или  авторская программа Рабочая программа 8 Не проводится  л/р из­за  отсутствия  микропрепаратов Экскурсия не  проводится в  связи с  отсутствием  тепличного  хозяйства Необходимо 2  урока для  выявления   особенностей  влияния растений   через изменение  окр. среды. Тема изучается и в биологии 6 кл., л/р не проводится из – за отсутствия  гербарных  материалов Тема изучается и в биологии 6 кл.  Экскурсия  совмещена с  экскурсией № 2 3 2 1 1 1 1. 2. 3. 4. 5. 6 Экология растений:  раздел науки и  учебный предмет   Свет в жизни  растений.  Тепло в жизни  растений.  Вода в жизни  растений. Воздух в жизни  растений. Почва в жизни  растений. 2 (из них 1 экс.) 2 (из них 1 экс.) 3 (из них  1 ­ л/р , 1  пр/р) 2 (пр/р 1) 3 (из них пр/р – 1) 3 (из них пр/р 1) 3( из них 1 л/р, пр/р 1) 3( из них 1 л/р, пр/р1) 3 ( из них 1 л/р) 3 (1 л/р) 3 (из них 1 – экс) 7 Животные и  2 растения  Влияние растений  друг на друга 1(1 л/р) 2 ( из них 1 л/р) 8 9 10 11 12 Грибы и бактерии в  жизни растений 2 (из них 1 ­ л/р) Сезонные изменения  в жизни растений  2 (из них  1 экс.) 1 Изменение растений  в течение жизни Разнообразие  условий  существования и их  влияние на разные  этапы жизни  растений 2 (из них 1 пр/р) 1 (из них пр/р 1) 13 Жизненные формы  1 (из них 1 пр/р) 2 (из них 1 пр/р) Рассматривается  9 растений 14 15 Итого  Растительные  сообщества  3 (из них  1 пр/р, 1 экс.) 5(из них  1 пр/р,  1  экс.) Охрана  растительного мира Итоговый урок 3 (из них  1 пр/р) 3 (из них  1 пр/р) 34 (из них 7 – пр/р, 5 –  л/р, 4­ экс) 1 35(из них 7­ пр/р, 3­   л/р и 2 экс) большое  количество  экологических  понятий Увеличение  количества часов  для изучения  местных  сообществ. Описание учебно­методического и материально­ технического обеспечения образовательного процесса Средства обучения.  •   Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения,  раздаточный материал, атласы и т.д.)  •    Электронные образовательные  ресурсы (образовательные мультимедиа  мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)  •    Аудиовизуальные, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video­CD, DVD и т.п.)  •   Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные)  •   Демонстрационные (гербарии, стенды)  УМК: 1. Программно­методические   материалы.   Экология.   5­11класс.           Составитель:   Е.В. Акифьева. ­ Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,  2005. – 48 л. 2. А.М.Былова,   Н.И.Шорина.   Экология   растений:   Пособие   для   учащихся   6   класса общеобразовательной   школы/Под   ред.   Д­ра   биол.наук   проф.   Н.М.Черновой.   –   М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012. – 240                 Список литературы для учителя 1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.­АО «МДС», 1996. 2.  Петров К. М  Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд­  во Саратов.ун­та 1995. 3.   Красная     книга   Саратовской   области.     Растения,   животные.   Саратов:       Регион. Приволж. Изд­во «Детская книга», 1996. 10 4. Особо   охраняемые   природные   территории   Саратовской   области/   Комитет   охраны окружающей   среды   и   природопользования   Саратовской   области.   Науч.   Ред.   В.   З. Макаров. – Саратов: Изд­во Саратовского ун­та, 2007. – 300 с.: ил. 5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил. 6. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997. 7. Кривошеева   М.А., Кислицкая   М.В. Экологические  экскурсии   в школе.  –  М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов­на­Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с. 8. Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г. 9. Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004 10. Вент Ф.В. В мире растений. – М. Просвещение, 1972. – 192 11. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Просвещение,1982. – 384 с. 12. Петров В.В. Мир лесных растений. – М., Просвещение , 1978 – 168 с. 13. Петров В.В. Растительный мир нашей родины. – М., 1991. – 207 с. Список литературы для учащихся 1. Красная   книга   Саратовской   области:   Грибы.   Лишайники.   Растения.   Животные   / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов.обл. – Саратов: изд­во Торгово­промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с. 2. Я познаю мир: Дет.энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО   «Издательство АСТ», 1997. – 430 с. 3. Красная книга РСФСР. 4. Биология. Энциклопедия для детей.­ М.: Аванта+, 1994.­С.92­684 5. Особо   охраняемые   территории   Саратовской   области.   Саратов.   Издательство Саратовского университета, 2007г. 6. Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, :  Электронные издания: 1. 2. к.б.н. Н.А. Рябчикова  3. к.б.н. А.В. Маталина. 4. Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия.   Медиатека   по   биологии.   –   «Кирилл   и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.  5. В.М. Авторы ­ Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».  6 . Электронный учебник «Экология» Жаринова Т. А., Теплов Д. Л., Давыдова­Сергиенко Ю. В., подготовленного при содействии НФПК – национального фонда подготовки кадров. М.: 2003 7.   Электронное   пособие   «Комплексное   исследование   экосистем»   ассоциация молодежных экологических объединений «Экосистема» 2002 8. Электронное пособие «Природа России» ­ 2005 г Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.­   ­   Евроазиатская 11 (Ресурс   Интернет­ресурсы: http://www.aseko.org     (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию,   образованию   для   решения   экологических   проблем,   образованию   для устойчивого развития). http://www.ecosafe.nw.ru   (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды). http://shcol778.narod.ru   ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.   "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания). http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html  содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской   области:   информационные   страницы,   научно­педагогическую  и   практическую информацию, гипертекстовые учебники др.). http://www.aseko.spb.ru/index.htm  (Ресурс, образования и концепции "устойчивого развития" в России). http://members.dencity.com/ecoclub/  (Познавательный  сайт, для детей  и взрослых;  содержит исследования экологии Красноярского края). http://www.biodat.ru/  9   BioDat   ­   это   портал   в   Интернете,   созданный   Проектом   ГЭФ "Сохранение   биоразнообразия",   для   информационной   кооперации   в   сфере   охраны   живой природы России).  http://www.ecoanalysis.orc.ru  экологические статьи и ссылки, карты загрязнения). http://www.ecolife.org.ua     (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки). http://zelenyshluz.narod.ru/index­2.html   (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз"). http://oopt.info/   (Особо охраняемые природные территории России). http://list.priroda.ru   (Каталог Интернет­сайтов о природных ресурсах и экологии).   http://ecoportal.ru/    (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал ) (Сборник   ресурсов.   Анализы   воды   и   почвы.   Редкие   посвященный   развитию   экологического Планируемые результаты изучения учебного предмета. характеризовать   особенности   взаимодействий   растений   с   окружающей   живой   и использовать   составляющие     исследовательской   и     проектной   деятельности   при определять возрастные и сезонные изменения у растений; различать   основные   экологические   группы   растений   по   отношению   к   свету, В результате изучения курса «Экология растений» ученики  научатся: • неживой природой; видеть экологическое разнообразие этих взаимодействий; • изучении растительных организмов; • • температурным условиям, наличию влаги; • наиболее благоприятных условий развития культурных растений; • • свойствам почвы; • • биологических справочниках, электронных источниках информации; регулировать  условия  освещенности, температурный и водный режим  для создания различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян; определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным улучшать состав почвы с помощью зеленых растений; находить и анализировать информацию о растениях в научно­популярной литературе, 12 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения эколого­биологических • задач в зависимости от конкретных условий. Ученики получат возможность научиться: основам рефлексивного чтения эколого­биологической литературы; •  ставить проблему, аргументировать её актуальность; • • под   руководством   учителя   проводить   наблюдения   и   исследования   за   живыми растениями,   ставить   биологические   эксперименты,   объяснять   их   результаты,   описывать биологические объекты и процессы ;  • • • • растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности; выдвигать гипотезы и организовывать исследование с целью проверки гипотез;  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; правилам работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; используя   знания   о   законах   экологии,   улучшать   условия   существования   отдельных • выделять эстетические достоинства объектов растительного мира.  Использование здоровьесберегающих технологий Согласно   требованиям,   предъявляемым   к   уроку   с   комплексом   здоровьесберегающих технологий, необходимо: 1. Добиваться  рациональной плотности урока.  2.В  содержательную  часть урока  включаются  вопросы, способствующие формированию у обучающихся  понятия  «здоровый  образ жизни»  и потребностей в нем.  3.Количество   видов   учебной   деятельности   в   среднем   от   5   до   7,   смена   которых осуществляется  через каждые  7­10 мин.  4.Для   развития   мотивации   используются   разнообразные   педагогические   технологии, развивающие  память, логическое  и критическое  мышление. 5.Осуществлять   индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку . 6.На с уроках     создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха   и   эмоциональные   разрядки,   т.к.   результат   любого   труда,   а   особенно   умственного, зависит  от настроения, от психологического  климата  – в недоброжелательной  обстановке утомление наступает быстрее; 7.Для   увеличения   работоспособности   и   подавления   утомляемости   включаются     в   урок физкультминутки. (как правило,   на 20­ой и 35­ой минутах урока), длительностью ­ 1 мин., состоящие из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями каждого В практике учебной деятельности используются  здоровьесберегающие технологии:    по  снятию   утомления   зрения   ­   «глазная   гимнастика»   (рекомендована   Министерством здравоохранения Саратовской области). по профилактике нарушений опорно ­ двигательной системы. Цель данной технологии ­ снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.   проведение динамических пауз,   ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5­10 минут).    Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.  Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока 13 Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны знать: ­ определения основных понятий и терминов в курсе «Экология растений»; ­ основные экологические факторы и степень их воздействия на растения в условиях  Окско­ Донской равнины; ­   роль   естественного   биологического   разнообразия   в   поддержании   устойчивого   развития биоценоза; ­   виды   растений   из   региональной   Красной   книги,   произрастающие   в   области,   в   районе, окрестностях конкретного населенного пункта; основные   формы   и   методы   охраны   редких   растений   области   и   применять   эти   знания   на практике. уметь: классифицировать   растения   по   экологическим   группам   на   основании   их   внешней морфологии; ­   объяснять   связи   между   особенностями   внешней   морфологии   растений   и   условиями,   в которых они произрастают; ­ характеризовать основные растительные сообщества, встречающиеся в окрестностях школы, уметь анализировать сезонные явления в данных фитоценозах; ­ обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности человека; ­   замечать   факты   негативного   воздействия   человека   на   окружающую   среду,   конкретные растительные   сообщества,   отдельные   виды   растений   и   стараться   по   возможности предпринимать шаги по их ликвидации; ­ применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных расте 14 2

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС

Рабочая программа по экологии растений 6 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2018