Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
18.01.2017
Введение Стандартов II поколения для изучения предметной области "Физика" начнется в 2017-2018 учебном году. Педагоги-физики ведут интенсивную подготовку для реализации этого процесса: разрабатывают рабочие программы, составляют технологические карты уроков. Предлагаю такую работу по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" для 7 класса. Программа составлена по УМК Н,С. Пурышевой, Н.Е.Важеевской.
Рабочая программа по физике Леоненко Анна Николаевна.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
(фрагмент)
Леоненко Анна Николаевна,
учитель физики высшей категории
МАБОУ СОШ №1
г. Североуральска Свердловской области
1 2016г.
Фрагмент рабочей программы по теме « Первоначальные сведения о строении вещества»
Пояснительная записка к теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Фрагмент рабочей программы по физике составлен на основе Примерной программы основного общего образования по физике и реализуется
в учебниках Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика» для 7–9 классов линии «Вертикаль» издательства ООО
«Дрофа» 2013 г.
В теме «Первоначальные сведения о строении вещества» изучаются строение и свойства вещества. Цель данной темы – сформировать у учащихся
представления о строении вещества, о характере движения и взаимодействия частиц, из которых состоят вещества. При изучении темы последовательно
формируются знания основных положений молекулярнокинетической теории строения вещества и экспериментальных фактов, их подтверждающих.
Основой изучения материала является эксперимент – как демонстрационный, так и домашний. В процессе изучения темы демонстрируется объяснительная
роль физической теории: знания теории строения вещества применяются для объяснения некоторых свойств газов, жидкостей и твердых тел, формируются
методологические знания о роли наблюдений и научных гипотез в становлении теории, а также модельные представления.
В результате изучения темы « Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)» (Физика. 8 класс : С. 328, §1 7 ) учащиеся должны на
уровне запоминания:
вещества.
I уровень
Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул.
Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц
Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления.
Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярнокинетической теории строения вещества.
II уровень
Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.
Лабораторные опыты
I уровень
Наблюдение делимости вещества.
Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях.
Исследование зависимости скорости диффузии от температуры.
2 Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физическую величину и её условное обозначение: температура (t);
единицу этой величины: °С;
физические приборы: термометр;
порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;
методы изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование.
Воспроизводить:
исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;
определения понятий: молекула, атом, диффузия;
основные положения молекулярнокинетической теории строения вещества.
Описывать:
явление диффузии;
характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;
взаимодействие молекул вещества;
явление смачивания;
капиллярные явления;
строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
II уровень
Воспроизводить:
примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;
идею опыта Штерна.
Описывать:
способы измерения массы и размеров молекул;
опыт Штерна;
На уровне запоминания
I уровень
Приводить примеры:
3 явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки; молекулы находятся в непрерывном
хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;
явлений ,в которых наблюдается смачивание и несмачивание;
Объяснять:
результаты опытов ,доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;
результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);
броуновское движение;
диффузию;
зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества, свойств твердых тел,
жидкостей и газов от их строения;
явления смачивания и капиллярности.
II уровень
Объяснять:
отличие средней скорости теплового движения молекул от средней скорости механического движения тела;
результаты опыта Штерна;
зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от её плотности и от диаметра капилляра.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
измерять температуру и выражать её значение в градусах Цельсия;
обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;
применять полученные знания к решению качественных задач.
II уровень
Уметь:
применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту..
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде..
Сравнивать:
4 строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Уметь:
выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях и параграфах и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость
скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления).
Оценивать:
роль М.В.Ломоносова в развитии взглядов на строение вещества.
Таблица тематического распределения количества часов:
№
п/п
1
Разделы, темы
Первоначальные сведения о строении вещества
6
Авторская программа
Количество часов
Рабочая программа
6
Календарно тематическое планирование уроков по теме:
а Содержание
учебного
предмета, курса
к
о
р
у
№
ы
с
а
ч
ы
т
а
Д
а
к
и
н
б
е
ч
у
§
1.
Развитие взглядов на
строение вещества.
Молекулы
1
1,2,3
Характеристика учащегося по формированию универсальных учебных действий (I уровень)
Содержание урока
Взгляды
древнегреческих
мыслителей
на
строение вещества.
Вклад
М. В. Ломоносова в
развитие
теории
строения вещества.
Опыты и примеры,
Основные
метапредметные результаты обучения
личностные,
предметные
и
Предметные результаты:
Называть:
порядок размеров и массы молекул; числа
молекул в единице объема;
методы изучения физических явлений:
наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория,
моделирование.
Воспроизводить:
исторические сведения о развитии взглядов на
5
Инструменты
формирования
УУД
Демонстраци
и. Опыты по
рисункам 1—4
учебника.
Фотографии
молекул
органических
соединений.
Задания
из
Виды
деятельност
и ученика
Слушают
учителя,
проводят
эксперименты
,
выдвигают
предположен
ия, проверяют
их, слушают
различные
мнения доказывающие,
что
тела не сплошные, а
состоят из частиц,
между
которыми
имеются промежутки.
Молекула —
наименьшая частица
вещества,
сохраняющая
его
химические свойства.
Размеры и масса
молекул.
Атом —
наименьшая частица
не
вещества,
делящаяся
при
химических реакциях.
2.
Движение молекул.
Диффузия.
1
4
Броуновское
движение.
Характер
движения молекул.
Средняя
скорость
движения молекул.
*Опыт
Штерна.
Диффузия.
Диффузия в газах,
жидкостях
и
рабочей тетради
и электронного
приложения
одноклассник
ов, оценивают
их,
делают
выводы
строение вещества;
определения понятий: молекула, атом
Приводить примеры:
явлений, подтверждающих, что: тела состоят из
частиц, между которыми существуют промежутки;
Объяснять:
результаты опытов ,доказывающих, что тела
состоят из частиц, между которыми существуют
промежутки;
Личностные результаты:
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки
Формирование познавательных интересов,
интеллектуальных способностей
Воспитание убежденности в возможности
познания природы, уважения к творцам науки и техники
Воспитание положительного отношения к физике
как элементу общечеловеческой культуры
Формирование ценностного отношения друг к
другу, авторам открытий и изобретений
Метапредметные результаты:
устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое рассуждение
понимать различия между исходными фактами и
гипотезами для их объяснения, теоретическими
моделями и реальными объектами
Предметные результаты:
Называть:
физическую величину и её условное обозначение:
температура (t);
единицу этой величины: °С;
физические приборы: термометр;
Воспроизводить:
определения понятий: диффузия
6
Демонстрации
.
Механическая
модель
броуновского
движения.
Диффузия в
газах
и
жидкостях.
Модель опыта
Обсуждают
домашние
эксперимент
ы,
делают
выводы,
выполняют
задания в
рабочей
тетради,
работают с ЭОР,
находят
доказательст
ва движения
частиц и их
проявления
в природе и
технике.
телах.
твердых
Зависимость
скорости диффузии
от
температуры
тела.
Средняя
скорость теплового
движения молекул и
температура тела.
Описывать:
явление диффузии;
характер движения молекул газов, жидкостей и
Штерна
твердых тел;
Приводить примеры:
явлений,
что:
молекулы находятся в непрерывном хаотическом
движении;
Объяснять:
подтверждающих,
результаты опытов, доказывающих, что молекулы
находятся в непрерывном хаотическом движении
(броуновское движение, диффузия);
броуновское движение;
диффузию;
зависимость: скорости диффузии от температуры
вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния
вещества;
Уметь:
применять полученные знания к объяснению
явлений, наблюдаемых в природе и быту.
Личностные результаты:
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки
Формирование познавательных интересов,
интеллектуальных способностей
Формирование основ экологической культуры
Формирование самостоятельности в
приобретении новых знаний
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических
моделей процессов или явлений;
Овладение навыками самостоятельного
7 3.
Взаимодействие
молекул
1
5
Силы
межмолекулярного
взаимодействия —
короткодействующие.
Притяжение между
молекулами.
Межмолекулярное
отталкивание.
приобретения новых знаний, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
Формирование умений воспринимать,
информацию в соответствии с
перерабатывать
поставленными задачами;
Развитие умения выражать свои мысли;
Формирование умений работать в группе
с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Предметные результаты:
Описывать:
взаимодействие молекул вещества;
Приводить примеры:
явлений,
подтверждающих,
что: молекулы
взаимодействуют между собой;
Объяснять:
зависимость: свойств твердых тел, жидкостей и
газов от их строения;
Уметь:
применять полученные знания к объяснению
явлений, наблюдаемых в природе и быту.
Личностные результаты:
Формирование самостоятельности в
приобретении новых знаний и практических умений
Формирование мотивация образовательной
деятельности на основе личностноориентированного
подхода
Формирование познавательных интересов,
интеллектуальных способностей
Формирование ценностного отношения друг к
другу, результатам обучения к учителю
Метапредметные результаты:
умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
Развитие
8
Демонстрации
.
Опыт со
свинцовыми
цилиндрами
Моделируют
процесс
взаимодейст
вия частиц
вещества,
работают с
ЭОР,
решают
задачи
рабочей
тетради,
заполняют
таблицу(раб
отают
с
информацие
й).
в 4.
Смачивание.
Капиллярные явления
1
6
и
Смачивание
несмачивание.
Влияние поверхности
твердого тела и рода
жидкости на эти
явления. Смачивание
в
природе.
Капиллярные явления.
Зависимость высоты
подъема жидкости в
капилляре от его
диаметра
и от
плотности жидкости
(качественно).
Капиллярные явления
в природе.
Анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами
Предметные результаты:
Описывать:
явление смачивания;
капиллярные явления;
Приводить примеры:
явлений, в которых наблюдается смачивание и
несмачивание;
Приводить примеры:
явлений, в которых наблюдается смачивание и
несмачивание;
Объяснять:
явления смачивания и капиллярности.
Уметь:
применять полученные знания к объяснению
Опыты,
Демонстрации
.
в
которых
наблюдаются
явления
смачивания и
несмачивания.
Опыты
капиллярными
трубками
разного
диаметра и с
разными
жидкостями
с
Работают в
группах,
демонстриру
ют
домашние
эксперимент
ы по теме
урока,
обсуждают
и объясняют
полученные
результаты.
явлений, наблюдаемых в природе и быту.
Личностные результаты:
Формирование
самостоятельности
в
приобретении новых практических умений
Формирование познавательных интересов,
интеллектуальных способностей
Формирование готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию
Формирование убежденности в возможности
познания природы, уважения к творцам науки и техники
Формирование готовности к выбору жизненного
пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями
Метапредметные результаты:
Развитие умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
9
Выделять
содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его
основное
5.
Строение
газов,
жидкостей и твердых
тел
1
7
Агрегатные состояния
Свойства
вещества.
твердых
тел,
жидкостей и газов.
Объяснение свойств
твердых
тел,
жидкостей и газов на
основе молекулярно
кинетической теории
строения вещества.
Предметные результаты:
Описывать:
строение и свойства газов, жидкостей и твердых
тел.
Уметь:
обобщать на эмпирическом уровне результаты
наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные
выводы;
применять полученные знания к решению
качественных задач.
применять полученные знания к объяснению
явлений, наблюдаемых в природе и быту.
выполнять экспериментальные исследования,
указанные в заданиях и параграфах и в рабочей тетради
Сравнивать:
строение и свойства газов, жидкостей и твердых
Демонстрации
.
Упругость
твердых
тел,
плохая
сжимаемость
жидкостей,
хорошая
сжимаемость
газов.
Модели
кристаллических
решеток
Проводят
опыты,
демонстриру
ющие
свойства тел
в различных
агрегатных
состояниях,
обсуждают и
объясняют
полученные
результаты.
Решают
задачи.
тел.
Личностные результаты:
Формирование готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию
Формирование
самостоятельности
в
Формирование
и перерабатывать
приобретении новых знаний
Метапредметные результаты:
воспринимать,
умений
анализировать
полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного текста,
находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
Развитие монологической и диалогической речи;
Формирование умений работать в группе с
1
0 Учащиеся
работают в
группах,
выполняют
задания
,требующие
систематиза
ции
и
обобщения
изученного
материала,
решают
эвристическ
ие задачи.
6.
Обобщение
повторение темы
и
1
и
Повторение
обобщение знаний по
теме «Первоначальные
ведения о строении
вещества»
выполнением различных социальных ролей, представлять
и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
Предметные результаты:
Уметь:
обобщать на эмпирическом уровне результаты
наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные
выводы;
применять полученные знания к решению
качественных задач.
Обобщать:
полученные при изучении темы знания,
представлять их в структурированном виде.
Оценивать :
роль М.В.Ломоносова в развитии взглядов на
строение вещества.
Личностные результаты:
Формирование готовности и способности
к самостоятельной деятельности по использования
приобретенных знаний и умений как на практике, так и
в повседневной жизни;
Формирование ценностного отношения к
результатам обучения
Метапредметные результаты:
Приобретение опыта самостоятельного поиска,
анализа и отбора информации с использованием
различных источников и новых информационных
технологий для решения познавательных задач;
способности выслушивать собеседника;
Формирование умений работать в группе,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Развитие умения выражать свои мысли и
Освоение приемов действий в нестандартных
овладение эвристическими методами
ситуациях,
решения проблем
1
1 1
2
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.