Егорлыкский район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1 ______________/ Гамова Е.Н./ Приказ от 30.08.2016г. № 245 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 8 г класс
Количество часов 70 часов
Учитель Колодина Инна Геннадиевна
Программа разработана на основе Программы курса по химии для VIII-IX классов общеобразовательных учреждений (8 – 9 класс /Автор-составитель О.С.Габриелян М.: Дрофа, 2006г. и учебника по химии под редакцией О.С.Габриелян «Химия 8» - М.: Дрофа, 2015г)
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии в 8г классе составлена на основе
· Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
· Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года (7-9 классы);
· Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
· Устава МБОУ ЕСОШ №1;
· ООП ООО МБОУ ЕСОШ №1 (5-9 классы);
· Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1 на 2016-2017 учебный год;
· Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);
· Программы курса по химии дляVIII-IX классов общеобразовательных учреждений (8 – 9 класс /Автор-составитель О.С.Габриелян М.: Дрофа, 2006г.
· Учебника по химии под редакцией О.С.Габриелян «Химия 8» - М.: Дрофа, 2015г)
Цели и задачи учебного курса химии
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
· химической символике;
· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
· процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году (23.02.2017г.,24.02.2017г.,08.03.2017г.,01.05.2017г, 08.05.2017г, 09.05.2017г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по химии в 8г классе в 2016-2017 учебном году будет реализована в объёме 67 часов.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Химия» в 8классе
В результате изучения химии выпускник должен знать/понимать
· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
уметь
· называть: химические элементы, соединения изученных классов;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
В результате изучения химии выпускник получит возможность научиться
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов по химии учащихся 8 класса будет производиться посредством следующих видов контроля: контрольных, практических работ и лабораторных опытов.
Содержание учебного предмета «Химия» в 8 классе
Введение (6 часов)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле
Атомы химических элементов (10 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации.
Модели атомов химических элементов.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Практическая работа
Правила ТБ при работе в химкабинете. Приемы обращения с химическим оборудованием.
Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»
Простые вещества (6 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Контрольная работа № 2 «Простые вещества»
Соединения химических элементов (13 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи.
1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Практическая работа № 2
Очистка загрязненной поваренной соли
Практическая работа № 3
Приготовление раствора с заданной массовой долей
Контрольная работа № 3 « Соединения химических элементов»
Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды.
Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода;
Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Практическая работа № 4
Решение экспериментальных задач
Практическая работа № 5
Получение, собирание и распознавание кислорода
Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание углекислого газа
Практическая работа № 7
Решение экспериментальных задач
Итоговая контрольная работа № 5
Календарно- тематическое планирование по химии в 8г классе
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Вид контроля, измерители |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
|
Введение |
6 |
|
|
|
1 |
Химия – часть естествознания. Предмет химии. Вещества. |
|
Лабораторный опыт |
01.09 |
|
2 |
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека |
|
Лабораторный опыт |
06.09 |
|
3 |
Периодическая система Д.И.Менделеева Знаки химических элементов |
|
|
08.09 |
|
4 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса |
|
|
13.09 |
|
5 |
Массовая доля элемента в соединении. |
|
|
15.09 |
|
6 |
Практическая работа № 1:«Знакомство с лабораторным оборудованием».
|
|
Практическая работа |
20.09 |
|
|
Атомы химических элементов |
10 |
|
|
|
7 |
Основные сведения о строении атомов |
|
Лабораторный опыт |
22.09 |
|
8 |
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. |
|
|
27.09 |
|
9 |
Строение электронных оболочек |
|
|
29.09 |
|
10 |
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. |
|
|
04.10 |
|
11 |
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой |
|
|
06.10 |
|
12 |
Ковалентная полярная химическая связь. |
|
Лабораторный опыт |
11.10 |
|
13 |
Металлическая связь. |
|
|
13.10 |
|
14-15 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» |
|
|
18.10 20.10 |
|
16 |
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» |
|
Контрольная работа |
25.10 |
|
|
Простые вещества |
6 |
|
|
|
17 |
Простые вещества - металлы |
|
Лабораторный опыт |
27.10 |
|
18 |
Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. |
|
Лабораторный опыт |
10.11 |
|
19 |
Количество вещества. |
|
|
15.11 |
|
20 |
Молярный объем газов. |
|
|
17.11 |
|
21 |
Решение задач по теме «Количество вещества» |
|
|
22.11 |
|
22-23 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» |
|
|
24.11 29.11 |
|
24 |
Контрольная работа №2 по теме « Простые вещества» |
|
Контрольная работа |
01.12 |
|
|
Соединения химических элементов |
13 |
|
|
|
25 |
Степень окисления. |
|
|
06.12 |
|
26 |
Оксиды. Летучие водородные соединения. |
|
Лабораторный опыт |
08.12 |
|
27 |
Основания. |
|
Лабораторный опыт |
13.12 |
|
28 |
Кислоты. |
|
Лабораторный опыт |
15.12 |
|
29 |
Соли. |
|
Лабораторный опыт |
20.12 |
|
30 |
Основные классы неорганических соединений. |
|
|
22.12 |
|
31 |
Кристаллические решётки. |
|
Лабораторный опыт |
27.12 |
|
32 |
Чистые вещества и смеси. |
|
Лабораторный опыт |
12.01 |
|
33 |
Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли» |
|
Практическая работа |
17.01 |
|
34 |
Массовая и объемная доли компонентов смеси(раствора) |
|
|
19.01 |
|
35 |
Практическая работа № 3 « Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли» |
|
Практическая работа |
24.01 |
|
36 |
Обобщение и систематизация знаний по теме « Соединения химических элементов» |
|
|
26.01 |
|
37 |
Контрольная работа №3 по теме « Соединения химических элементов» |
|
Контрольная работа |
31.01 |
|
|
Изменения, происходящие с веществами. |
12 |
|
|
|
38 |
Физические явления в химии. |
|
|
02.02 |
|
39 |
Химические реакции. |
|
|
07.02 |
|
40 |
Практическая работа №3 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» |
|
Практическая работа |
09.02 |
|
41 |
Химические уравнения. |
|
|
14.02 |
|
42 |
Расчёты по химическим уравнениям |
|
|
16.02 |
|
43 |
Реакции разложения. |
|
|
21.02 |
|
44 |
Реакции соединения. |
|
Лабораторный опыт |
28.02 |
|
45 |
Реакции замещения. |
|
Лабораторный опыт |
02.03 |
|
46 |
Реакции обмена. |
|
|
07.03 |
|
47 |
Типы химических реакций на примере свойств воды. |
|
|
09.03 |
|
48 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» |
|
|
14.03 |
|
49 |
Контрольная работа № 4 по теме « Изменения, происходящие с веществами» |
|
Контрольная работа |
16.03 |
|
|
Растворение. Растворы. |
16 |
|
|
|
50 |
Растворение. Растворимость веществ в воде. |
|
|
29.03 |
|
51 |
Электролитическая диссоциация. |
|
|
31.03 |
|
52 |
Основные положения теории электролитической диссоциации. |
|
|
04.04 |
|
53 |
Ионные уравнения. |
|
Лабораторный опыт |
06.04 |
|
54-55 |
Кислоты, их классификация и свойства. |
|
Лабораторный опыт |
11.04 13.04 |
|
56-57 |
Основания, их классификация и свойства. |
|
Лабораторный опыт |
18.04 20.04 |
|
58 |
Оксиды, их классификация и свойства. |
|
Лабораторный опыт |
25.04 |
|
59 |
Соли, их классификация и свойства. |
|
Лабораторный опыт |
27.04 |
|
60 |
Генетическая связь между классами веществ.
|
|
|
02.05 |
|
61 |
Промежуточная аттестация |
|
Тест в форме ОГЭ |
04.05 |
|
62 |
Практическая работа №4 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» |
|
Практическая работа |
11.05 |
|
63 |
Практическая работа №5 «Свойства кислот, оснований и солей» |
|
Практическая работа |
16.05 |
|
64 |
Практическая работа №6 « Решение экспериментальных задач» |
|
Практическая работа |
18.05 |
|
65 |
Окислительно-восстановительные реакции. |
|
|
23.05 |
|
66 |
Обобщение и систематизация знаний по теме « Растворение.Растворы» |
|
|
25.05 |
|
67 |
Контрольная работа № 5 по теме «Растворение .Растворы» |
|
Контрольная работа |
30.05 |
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ЕСОШ №1
30.08.2016г. ______________/Телегина Н.И./ |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №1 от 22.08.2016г. № 1 ______________/Телегина Н.И./ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.