Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
информатика
9 кл
28.04.2017
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по информатике и ИКТ к учебнику 9 класса И.Г. Семакин. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.Н.Бородин– 2-е изд., . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.).
информатика 9 2016-2017.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»
Согласовано:
зам. директора по УВР
__________ Вербицкая В.В.
«30» августа 2016 г.
Согласовано на заседании ШМО:
руководитель ШМО
___________Середа Т.Ю.
«29» августа 2016 г.
Утверждено:
директор МБОУ «Школа № 22»
_______________ Егорова А.Ю.
«31» августа 2016 г.
Основное общее образование
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП 2004
9 класс
2016 – 2017 учебный год
Программы для общеобразовательных
учреждений: Информатика. 211 классы. М.Н.
Бородин– 2е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012.
Авторская программа базового курса
«Информатика и ИКТ» для основной школы 10
– 11 классы. И. Г. Семакин, М. С. Цветкова.
Учебник: Информатика и ИКТ. 9
класс: учебник для
общеобразовательных
учреждений/ Семакин И.Г. и др.,
2014 г. Рабочую программу составила:
Коваленко И.В., учитель информатики и физики высшей квалификационной категории
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и
программы по информатике и ИКТ к учебнику 9 класса И.Г. Семакин. (Программы для
общеобразовательных учреждений: Информатика. 211 классы. М.Н.Бородин– 2е изд., . –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.).
Требования к уровню знаний обучающихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
•
•
• особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
•
• программный принцип работы компьютера:
• основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
технологий;
• назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование,
ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных
технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и
доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
•
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие
выполнять и строить простые алгоритмы;
реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать
меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
•
•
•
•
памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку
правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности
– в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в
частности в процессе проектирования с использованием основных операций
графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых
изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
•
•
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
некомпьютерных источниках информации
данных,
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и
проектов по различным учебным дисциплинам;
компьютерных сетях,
•
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой
камерой);
следовать требованиям техники безопасности,
эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и
чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме
блоксхем);
гигиены,
•
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей
•
объектов процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов
учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных
коллекций информационных объектов.
Содержание программы
1. Передача информации в компьютерных сетях (10 часов). Компьютерные сети:
виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость
передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина.
Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. 2. Информационное моделирование (5 часов). Понятие модели; модели натурные
и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей:
вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация
информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 час). Понятие базы
данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей,
первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и
редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска
информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск,
удаление и сортировка записей.
4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов). Двоичная система
счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные
таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы.
Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с
электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных
таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
5. Управление и алгоритмы (10 часов). Кибернетика. Кибернетическая модель
управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение,
среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи
алгоритмов (язык блоксхем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и
циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
6. Программное управление работой компьютера (12 часов). Алгоритмы работы
с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи
основных операторов:
циклов.
Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи,
формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
присваивания,
ветвления,
вывода,
ввода,
7. Информационные технологии и общество. Повторение
(9 часов).
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности,
этические и правовые нормы в информационной сфере. Календарнотематическое планирование по информатике
9 класс на 2016 – 2017 учебный год, 68 часов (2 часа в неделю)
№
урока
Тема
Кол
во
часов
Дата
проведения
план
факт
1. Передача информации в компьютерных сетях
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Инструктаж по ТБ. Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования.
Практическая работа № 1. «Работа в локальной сети
компьютерного класса в режиме обмена файлами».
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами
Практическая работа № 2. «Работа с электронной почтой».
Аппаратное и программное обеспечение сети. Интернет и
всемирная паутина.
Практическая работа № 3. «Работа с WWW».
Практическая работа № 4. «Поиск информации в Интернете с
использованием поисковых систем».
Практическая работа № 5. «Создание простейшей Web
страницы с использованием текстового редактора».
Практическая работа № 6. «Итоговая практическая работа по
теме «Интернет»».
10
Контрольный тест № 1. «Передача информации в
компьютерных сетях».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
01.09
03.09
05.09
10.09
05.09
10.09
12.09
17.09
12.09
17.09
19.09
24.09
19.09
24.09
26.09
01.10
26.09
01.10
03.10 2. Информационное моделирование
11
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические
информационные модели.
12
Табличные модели.
13
Информационное моделирование на компьютере.
14 Практическая работа № 7. «Проведение компьютерных
экспериментов с математической и имитационной моделью».
15
Контрольный тест № 2. «Информационное моделирование».
1
1
1
1
1
3. Хранение и обработка информации в базах данных
16
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные
базы данных. Назначение СУБД.
17 Практическая работа № 8. «Работа с готовой базой данных:
добавление, удаление и редактирование записей в режиме
таблицы».
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.
18
19 Практическая работа № 9. «Проектирование однотабличной
базы данных и создание БД на компьютере».
20
Условия поиска информации, простые логические выражения.
21 Практическая работа № 10. «Формирование простых запросов
к готовой базе данных».
22
Логические операции. Сложные условия поиска.
23 Практическая работа № 11. «Формирование сложных
запросов к готовой базе данных».
24
Сортировка записей, простые и составные ключи.
25 Практическая работа № 12. «Использование сортировки,
создание запросов на удаление и изменение».
26 Практическая работа № 13. «Итоговая работа по базам
данных».
27
Контрольный тест № 3. «Хранение и обработка информации в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
08.10
03.10
08.10
10.10
15.10
10.10
15.10
17.10
22.10
17.10
22.10
24.10
29.10
24.10
29.10
09.11
12.11
09.11
12.11
14.11
19.11
14.11
19.11
21.11
26.11
21.11
26.11
28.11
03.12
28.11
03.12
05.12
10.12
05.12 базах данных».
4. Табличные вычисления на компьютере
28
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти
компьютера.
29
Представление чисел в памяти компьютера.
30
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура
электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа,
тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.
31 Практическая работа № 14. «Работа с готовой электронной
таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение
формул и их копирование».
32 Практическая работа № 15. «Абсолютная и относительная
адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции.
Сортировка таблицы».
33 Практическая работа № 16.«Использование встроенных
математических и статистических функций. Сортировка
таблиц».
34
Деловая графика. Логические операции и условная функция.
Абсолютная адресация. Функция времени.
35 Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 17.
«Построение графиков и диаграмм. Использование логических
функций и условной функции. Использование абсолютной
адресации».
36 Практическая работа № 18. «Математическое моделирование
с использованием электронных таблиц. Имитационные модели».
37
38
Контрольный тест № 4. «Табличные вычисления на
компьютере».
5. Управление и алгоритмы
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной
связи. Понятие алгоритма и его свойства.
39 Практическая работа № 19. «Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: построение линейных алгоритмов».
40
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной
детализации и сборочный метод.
41 Практическая работа № 20. «Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов».
42 Практическая работа № 21. «Управление с обратной связью.
Язык блоксхем. Использование циклов с предусловием».
43 Практическая работа № 22. «Работа с циклами».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.12
12.12
17.12
12.12
17.12
19.12
24.12
19.12
24.12
26.12
30.12
26.12
30.12
12.01
14.01
12.01
14.01
16.01
21.01
16.01
21.01
23.01
28.01
23.01
28.01
30.01
04.02
30.01
04.02
06.02
11.02
06.02 44
Ветвления. Использование двухшаговой детализации.
45 Практическая работа № 23. «Использование метода
последовательной детализации для построения алгоритма.
Использование ветвлений».
46 Практическая работа № 24. «Зачётное задание по
алгоритмизации».
47
Контрольный тест № 5. «Управление и алгоритмы».
1
1
1
1
6. Программное управление работой компьютера
48
49
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,
основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура
программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода,
присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
50 Практическая работа № 25. «Работа с готовыми программами
на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.
Разработка линейных алгоритмов».
51 Практическая работа № 26. «Оператор ветвления».
52 Практическая работа № 27. «Разработка программы на языке
Паскаль с использованием операторов ввода, вывода,
присваивания и простых ветвлений».
53 Практическая работа № 28. «Логические операции на
Паскале. Разработка программы на языке Паскаль с
использованием оператора ветвления и логических операций».
54
Циклы на языке Паскаль.
55 Практическая работа № 29. «Разработка программ c
использованием цикла с предусловием».
56
Одномерные массивы в Паскале.
57 Практическая работа № 30. «Разработка программ обработки
одномерных массивов».
58 Практическая работа № 31. «Понятие случайного числа.
Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.
Разработка программы поиска числа в случайно сформированном
массиве».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.02
13.02
18.02
13.02
18.02
20.02
25.02
20.02
25.02
27.02
04.03
27.02
04.03
06.03
11.03
06.03
11.03
13.03
18.03
13.03
18.03
20.03
25.03
20.03
25.03
03.04
08.04
03.04
08.04
10.04
15.04 59
60
Контрольный тест № 6. «Программное управление работой
компьютера».
7. Информационные технологии и общество
Предыстория информационных технологий. История чисел и
систем счисления.
61
История ЭВМ и ИКТ.
62
Основы социальной информатики.
63
64
65
66
67
Контрольный тест № 7. «Информационные технологии и
общество».
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса по теме
«Системы счисления».
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса по теме
«Язык программирования Паскаль».
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса по теме
«Алгебра логики».
Контрольный тест № 8. «Итоговое тестирование по курсу 9
класса».
68
Обобщающий урок по теме «Информатика 9».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.04
15.04
17.04
22.04
17.04
22.04
24.04
29.04
24.04
29.04
01.05
06.05
08.05
13.05
08.05
13.05
15.05
20.05
15.05
20.05 Список литературы
1. Учебнометодический комплект
Семакина И.Г.)
2.Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику
3.Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В.
Русаков. Л.В. Шестакова. – 2е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2014. – 390 е.: ил
Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Шеина Т. Ю. – М.: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
4.Задачникпрактикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.:
5.Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г.,
6.Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. –
7.Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику
М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакина И.Г.)
2. Образовательные ресурсы сети Интернет
1.
2.
3.
http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
http://ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого
государственного экзамена)
4.
http://edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и
проектов)
5.
http://experiment.edu.ru (естественнонаучные эксперименты, коллекция
опытов по физике и химии, содержащие видеодемонтсрации)
6.
http://ict.edu.ru (Информационнокоммуникационные технологии в
образовании)
7.
8.
http://www.rusedu.info (Информатика и ИКТ в образовании)
http://iit.metodist.ru (Информатика и информационные технологии: сайт
лаборатории информатики
9.
http://ito.edu.ru (Конгресс конференций «Информационные технологии в
образовании»)
10.
11.
12.
13.
http://algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)
http://alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)
http://www.computermuseum.ru (Виртуальный компьютерный музей)
http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое
сентября»)
14.
http://rain.ifmo.ru/cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект
Computer Algorithm Tutor)
15.
http://www.infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и
образование») 16.
http://ipo.spb.ru/journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в
образовании»)
17.
18.
уроках)
19.
http://www.problems.ru/inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)
http://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на
http://ips.ifmo.ru (Российская Интернетшкола информатики и
прораммирования)
20.
http://test.specialist.ru (Онлайн тестирование и сертификация по
информационным технологиям
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по информатике, реализующая БУП - 2004 9 класс 2016 – 2017 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.