Российская Федерация
Министерство образования и науки
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский
Московской области
|
|
«Утверждаю» |
|
|
Директор МОУ школа № 13 с УИОП г. о. Жуковский _______________/Е.Ф.Тебякина/ |
|
|
Приказ № 276 от 01.09.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Искусству
(базовый уровень)
8класс
Учитель: |
Киселёва Яна Владимировна |
||||
Классы: |
8А; 8Б; 8В |
||||
Количество часов: |
всего 34, |
в неделю _1_. |
|||
На основе «Программы «Искусство. 8-9 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской» 2013г. |
|||||
УМК: |
«Искусство. 8-9 классы» авторского коллектива под руководством Г.П. Сергеевой, 2011г. |
||||
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
1. Введение.
Рабочая программа по искусству для 8 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказу Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный от 31.03.2014 №253» и УМК под редакцией Г.П. Сергеевой.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное, включающее общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане и содержание учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи программы:
Ø формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
Ø воспитание художественного вкуса;
Ø обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
Ø приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
Ø культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
Ø углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства.
2. Основное содержание.
2.1. Общая характеристика учебного предмета.
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и необходимостью введения подростка в современное информационное социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций.
В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
2.2.. Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа реализуется за 1 учебный час в неделю. Количество учебных часов – 34.
2.3.Содержание учебного предмета.
Основное содержание образования в 8 классе по программе представлено линией «Искусство как духовный опыт человечества». Предлагаемая содержательная линия нацелена на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.
Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика преломления в народном и профессиональном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.
Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями ДПИ и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.
Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия – основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
3.1. Учащиеся должны знать.
· Имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
· классификацию видов искусства;
· отличительные черты искусства различных стран и эпох;
· основные закономерности, категории и понятия искусства, его стили, виды, жанры, особенности языка;
· произведения современных художников, фотографов, режиссеров, архитекторов, скульпторов;
· основные художественные стили, направления;
· проявление синтеза искусств.
3.2. Учащиеся должны уметь.
· Проявлять зрительскую компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;
· эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства;
· описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
· структурировать изученный материал, полученный из разных источников;
· ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
· воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления.
3.3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
· Проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
· использовать свою художественно-практическую компетентность – владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Раздел. Тема урока. |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
||
8-а |
8-б |
8-в |
|||
Искусство в жизни современного человека (4ч) |
|||||
1. |
Искусство вокруг нас. |
01.09 – 05.09 |
|
|
|
2. |
Художественный образ – стиль – язык. |
07.09 – 12.09 |
|
|
|
3-4. |
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. |
14.09 – 26.09 |
|
|
|
|
Итого |
4 часа |
|
|
|
Искусство открывает новые грани мира (7ч) |
|||||
5. |
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. |
28.09 – 03.10 |
|
|
|
6. |
Зримая музыка. |
12.10 – 17.10 |
|
|
|
7. |
Человек в зеркале искусства: жанр портрета. |
19.10 – 24.10 |
|
|
|
8-9. |
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. |
26.10 – 07.11 |
|
|
|
10. |
Музыкальный портрет. Александр Невский. |
09.11 – 14.11 |
|
|
|
11. |
Портрет композитора в литературе и кино. |
23.11 – 28.11 |
|
|
|
|
Итого |
7 часов |
|
|
|
Искусство как универсальный способ общения (7 часов) |
|||||
12. |
Мир в зеркале искусства. |
30.11 – 05.12 |
|
|
|
13. |
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. |
07.12 – 12.12 |
|
|
|
14. |
Искусство – проводник духовной энергии. |
14.12 – 19.12 |
|
|
|
15. |
Знаки и символы искусства. |
21.12 – 26.12 |
|
|
|
16. |
Художественные послания предков. Разговор с современником. |
28.12 – 31.12 |
|
|
|
17. |
Символы в жизни и в искусстве. Звучащий цвет и зримый звук. |
11.01 – 16.01 |
|
|
|
18. |
Музыкально-поэтическая символика огня. |
18.01 – 23.01 |
|
|
|
|
Итого |
7 часов |
|
|
|
Красота в искусстве и в жизни (9ч) |
|||||
19. |
Что есть красота? |
25.01 – 30.01 |
|
|
|
20-21. |
Откровение вечной красоты. Застывшая музыка. |
01.02 – 13.02 |
|
|
|
22. |
Есть ли у красоты свои законы? |
15.02 – 20.02 |
|
|
|
23-24. |
Всегда ли люди одинаково понимали красоту. |
29.02 – 12.03 |
|
|
|
25. |
Великий дар творчества: радость и красота созидания. |
14.03 – 19.03 |
|
|
|
26. |
Как соотносятся красота и польза. |
21.03 – 26.03 |
|
|
|
27. |
Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. |
28.03 – 02.04 |
|
|
|
|
Итого |
9 часов |
|
|
|
Прекрасное пробуждает доброе (5ч) |
|||||
28. |
Преобразующая сила искусства. |
11.04 – 16.04 |
|
|
|
29. |
Крупнейшие художественные музеи страны. |
18.04 – 23.04 |
|
|
|
30. |
Красота природы родной земли в искусстве. |
25.04 – 30.04 |
|
|
|
31. |
Характерные особенности русской классической школы. |
03.05 – 07.05 |
|
|
|
32. |
Художники театра. |
10.05 – 14.05 |
|
|
|
|
Итого |
5 часов |
|
|
|
Исследовательский проект (2ч) |
|||||
33-34. |
«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». |
16.05 – 28.05 |
|
|
|
|
Всего |
34 часа |
|
|
|
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя:
· Учебник для общеобразовательных учреждений «Искусство. 8-9 классы» / Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2011г.;
· Методическое пособие для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, 2011г.
Учебники соответствуют требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Искусство» в средней школе. В яркой, образной форме учебники последовательно раскрывают содержание предмета, соответствуя принципу системности изучения материала.
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла
Руководитель ШМО __________________Баланцова И.А.
Протокол №1 от «31» августа 2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР __________________Кондрашкина С.И.
«31» августа 2015г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.