Рабочая программа по истории 6 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории 6 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
история
6 кл
02.05.2017
Рабочая программа по истории 6 класс
Данная прграмма составлена с требованиями ФГОС. Учебник Арсентьев Н.М., Данилов А.А., история России; Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков. В программе дана пояснительная записка, общая характеристика, ценностные ориентиры, требования к уровню подготовки, содержание, подробное календарное планирование, УМК, литература для учителя и учащихся
6 кл История.docx
Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Гусиноозерска «Согласовано»:________ Председатель методсовета Будунова Н.Н. Протокол №___  от «____» _______2016 г.   «Обсуждено»:____________ Руководитель ШМО  общественно­естественного  цикла Бурлакова Н.М.  Протокол № 1 от «  » августа 2016г. «Утверждаю»:________            Директор  школы Шалбаева  Л.Б. Приказ №___  от «____» _______2016 г. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по   ИСТОРИИ _ КЛАСС    6 Количество часов: 68 часов Уровень: базовый Учитель: Бурлакова Наталья Михайловна Пед.стаж – 34 года. Аннотация к рабочей программе по истории 6 класс Данная рабочая программа составлена с учетом положений ФГОС основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории, учебного плана школы  в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам История России: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016 с древ. времен до конца XVI века и Агибаловой Е.В., Донского Г.М История средних веков.   Рабочая программа нацелена на выполнение ФГОС общего образования  Сроки реализации программы: один учебный год (6 класс). Программа составлена на основе примерной программы  «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.  Вигасина – А.О. Сороко­Цюпы. 5­9      классы» (Просвещение, 2011); «История России. Рабочая программа и тематическое планирование  курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.       Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго  поколения (ФГОС основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011).  Задачи изучения истории России в 6 классе:  формирование   первичных   ориентиров   для   этнонациональной   и   культурной   самоидентификации   на   основе   усвоения исторического опыта народов России;    овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро­Суздальской и Московской Руси во всемирно­историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества; воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков; развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.  формирование морально­ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе освоения историко­культурного опыта народов зарубежных стран; преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);  овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно­нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно­историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;  воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;   развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса; формирование   способности   применять   усвоенные   знания   о   взаимоотношениях   между   людьми,   сословиями,   отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми. Программа   предполагает   изучение   культуры   с   позиции   культурного   многообразия   на   основе   христианского   мировоззрения   и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности   Задачи обучения.  Предметные задачи:     овладение   учащимися   знаниями   об   основных   этапах   развития   человеческого   общества   с   древности   до   наших   дней   в   социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом процессе;   развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;   формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса. Межпредметные задачи: овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.  Личностные задачи:  формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;  формирование   у  школьников  умений   применять  исторические   знания  для   осмысления  сущности  современных  общественных  явлений,  в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Изучение   истории   должно   формировать   у   учащихся   целостное   представление   об   историческом   пути   народов,   основных   этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена:  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования; 2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5­9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); 3.   Примерной   программы   основного   общего   образования   по   истории   для   5­9   классов   образовательных   учреждений   и   авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина.  ­ М.: Просвещение, 2016) 4. Образовательная программа МБОУ «ООШ №3»  Особенности   программы   —   ее   интегративность,   объединение   курсов   всеобщей   и   отечественной   истории   при   сохранении   их самостоятельности   и   самоценности.   Курс   «История   Средних   веков»   формирует   общую   картину   исторического   развития   человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. ­ от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается   на   определяющих   явлениях,   помогающих,   в   первую   очередь,   понимать   и   объяснять   современное   мироустройство.   Курс   дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации. Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами. Рабочая программа ориентирована на использование УМК:  Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015                   Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016 Цели курса:  Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.  Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация Задачи курса: 1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия. 2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре. 3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали). 4. Сформировать   открытое   историческое   мышление:   умение   видеть   развитие   общественных   процессов   (определять   причины   и прогнозировать следствия). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс   истории   на   ступени   основного   общего   образования   является   частью   концентрической   системы   исторического   образования. Изучая   историю   на   ступени   основного   общего   образования,   учащиеся   приобретают   исторические   знания,   приведенные   в   простейшую пространственно­хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе   школьного   образования,   возрастных   потребностей   и   познавательных   возможностей   учащихся   5­9   классов,   особенностей   их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание   учебного   предмета   «История»   для   5­9   классов   изложено   в   виде   двух   курсов   «История   России»   (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В   курсе   «Всеобщая   история»   рассматриваются   характерные   черты   основных   исторических   эпох,   существовавших   в   рамках цивилизации,   прослеживаются   линии   взаимодействия   и   преемственности   отдельных   общностей,   раскрывается   значение   исторического   и культурного наследия прошлого. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом школы   предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).   Предмет «История» в 6   классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов. На реализацию национально­регионального компонента выделяется время при изучении следующих тем: История заселения родного края в древности. Урок истории и культуры родного края в древности.  Бурятия в XIII ­XIV вв. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета      Программа помогает усвоить базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, су­ ществующие в культурных, семейных, социально­исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.              Духовно­нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно­смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.    Социальный заказ образованию устанавливается в сле  дующей системе  фундаментальных социальных и педагогических понятий,  а   также отношений между ними: • национальное государство; • формирование национальной идентичности; • патриотизм; • гражданское общество; • многообразие культур; • межэтнический мир; • социализация; • развитие; • базовые национальные ценности; • духовно­нравственное развитие личности; •   духовно­нравственное воспитание личности гражданина России.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАССА Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • познавательный интерес к прошлому своей Родины; • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; • навыки осмысления социально­нравственного опыта  предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; • соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; •   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей   деятельности   в   форме   устного   сообщения,   участия   в   дискуссии,   беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ­технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; •   планировать   этапы   выполнения   проектной   работы,   распределять   обязанности,   отслеживать   продвижение   в   выполнении   задания   и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие,  век); • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути  России и судьбах народов, населяющих её территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно­историческом процессе в  изучаемый период; • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,  расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда,  Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо­ сковской Руси; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно­следственных связей, целей и  результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно­познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества; • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя  из гуманистических ценностных ориентаций, установок; • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при  помощи учителя); • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным  тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV  — начале XVI в.); • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний  исторических и культурных памятников на территории современной России; • приобретение опыта историко­культурного, историко­антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси Всеобщая история. История Средних веков (28 часов) №   Название темы (раздела) Кол­во часов  Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья  Глава 1.    Становление средневековой Европы (VI­XI вв.)   Глава 2.    Византийская империя и славяне в VI – XI вв.  Глава 3.    Арабы в VI­XI вв.   Глава 4.   Феодалы и крестьяне.  Глава 5.   Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Глава 6.   Католическая церковь в XI­XIII веках. Крестовые походы.  Глава 7.   Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв.   Глава 8.   Славянские государства и Византия в XIV­XV веках  Глава 9.   Культура Западной Европы в Средние века Глава10.   Страны Азии, Америки и Африки в Средние века Повторение и контроль Итого 1 4 2 2 2 2 2 5 2 3 2 1 28 История Средних веков (28ч.) Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.  Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. Великое   переселение   народов.   Кельты,   германцы,   славяне,   тюрки.   Образование   варварских   королевств.   Расселение   франков,   занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян ­ Кирилл и Мефодий.  Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование   двух  ветвей   христианства  ­  православия   и  католицизма.  Римско­католическая  церковь  в   Средневековье.   Фома  Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V­XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV­XV вв. Возникновение   сословно­представительных   монархий   в   европейских   странах.   Генеральные   штаты   во   Франции.   Особенности   сословно­ представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV­XV вв. Кризис европейского сословного общества в  XIV­XV  вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Содержание тем учебного курса по Истории России с древнейших времен до конца 16 века Наименование раздела Кол­во часов Текущий и промежуточный контроль.  № п/п 1 2 3 4 5 6 Вводный урок Тема 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности» Тема 2. «Русь  в  IX­ первой половине XII вв.» Тема 3. « Русь в середине XII­ начале XIII вв.» Тема 4. «Русские земли в середине XIII­XIV в.» Тема 5. «Формирование единого Русского государства» 7 Итоговое повторение 1 4 11 5 10 8 1 Урок­практикум 2ч. Повторительно­обобщающий урок –1ч. Тест  Повторительно­обобщающий урок – 1ч.  Контрольная работа Повторительно­обобщающий урок ­1ч. Тест Повторительно­обобщающий урок   1ч. Тест Повторительно­обобщающий урок – 1ч.   Контрольная работа  Контрольный тест История России История России с древности до XV в. (40ч.) Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение   Евразии.   Великое   переселение   народов.   Народы   на   территории   нашей   страны   до   середины   I   тысячелетия   до   н.   э.   Влияние географического   положения   и   природных   условий   на   занятия,   образ   жизни,   верования.   Города­государства   Северного   Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI­IX вв.) Праславяне.   Расселение,   соседи,   занятия,   общественный   строй,   верования   восточных   славян.   Предпосылки   образования   государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX ­ начало XII в.) Новгород   и   Киев   —   центры   древнерусской   государственности.   Первые   Рюриковичи.   Складывание   крупной   земельной   собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII ­ первая половина XIII в.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро­Суздальское, Галицко­Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно­культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан   и   объединение   монгольских   племен.   Монгольские   завоевания.   Походы   Батыя   на   Русь.   Борьба   народов   нашей   страны   с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII ­ середина XV в.). Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо­восточных и северо­западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII­XV вв. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва ­ центр складывающейся   культуры   русской   народности   Отражение   идеи   общерусского   единства   в   устном   народном   творчестве,   летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев. Контроль предметных результатов. Рабочая   программа   предусматривает   следующие   формы   промежуточной   и   итоговой   аттестации:   контрольные   и   самостоятельные работы в тестовой, устной, письменной формах, индивидуальные карточки с разнотипными задачами, исторический диктант, работа над проектом, обучающие тесты повышенного уровня сложности, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных знаний в форме контрольных и самостоятельных работ,   которые   позволяют   убедиться   в   том,   что   основной   материал   был   усвоен.   Все   задания   построены   на   изученном   материале,   а предлагаемый   формат   проверочных   заданий   и   процедура   их   выполнения   знакомы   и   понятны   учащимся.   В   конце   курса   предполагается проведение итогового обобщения и итогового тестирования. Используемые   педагогические   технологии:   ИКТ,   здоровьесберегающая,   проектная,   игровая,   исследовательская,   проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля. Календарно­тематическое планирование по истории средних веков 6 класс (28 часов) Тема урока №   с Элементы а ч содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Предметные Метапредметные Личностные Вид деятельности К Ф   .     о в ­ л о К 1 Древние германцы.  Сибирь и Великое  переселение народов 1 Великое  переселение  народов 2 Королевство  франков и  христианская  церковь в VI – VIII  веках 3 Возникновение и  распад империи  Карла Великого.  Феодальная  раздробленность 1 Феод Феодал Вассал 1 Феодальная раздробленност ь, История средних веков (28 часов) умение  определять  понятия, создавать  обобщения, умение устанавлив.  аналогии, причинно­ след. связи, строить  логич. рассуждение, умозаключение  умение обобщать  факты формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к истории,  культуре, религии,  традициям развитие морального  сознания и  компетентности в  решении моральных  проблем на основе  личностного выбора формирование основ гражданской,  этнонацио нальной,  социальной, культур самоидентиф  личности  овладение  целостными  представлениями об  историческом пути  народов всего  человечества Овладение  представлениями об  историческом пути  народов всего  человечества Осознание цели  своей работы,  определение  длительности,  последов и синхрон истор событий Работа с картой,  выписка важных  фактов,составление сравнительной  таблицы Работа с картой,  выписка важных  фактов, сост  сравнительной  таблицы 4 Западная Европа в  IX – XI веках 1 норманны 5 Культура Западной  Европы в раннее  Средневековье 6 ПОУ «Становление  средневековой  Европы» 7 Византия при  Юстиниане.  Культура Византии 8 Арабский мир в VI –  XI вв. 9 В рыцарском замке 1 0 Средневековая  деревня и ее  обитатели Каролингское  возрождение 1 1 1 Скипетр Канон,  мозаика,  алтарь, смальта 1 Ислам Коран Шариат Халиф Имам, везир Сунниты Шииты 1 Замок, паж,  герб,  латы,  рыцарь,  забрало,  турнир,  1 Повинности,  барщина,  оброк,  натуральное  хозяйство овладение  целостными  представлениями об  истор пути народов  человечества приобретение опыта  историко­ культурного, цивил  подхода к оценке  социальных явлений владение умениями  работать с учебной  и  внешк.информацией умение строить   логическое  рассуждение,  умозаключение формирование  осознанного,уваж и  доброж. отношения к  истории, культуре,  религии, традициям формирование  целостного  мировоззрения Работа с картой,  выписка важных  событий, словарь Составление  таблицы Умения изучать,  систематиз  информацию из  различных  источников способность  исторического  анализа для  раскрытия сущности и значения событий  и явлений прошл умение понимать  законы «Рыцарской  чести» Уметь подтверждать выводы примерами формулировать и  обосновывать  выводы устанавливать  причинно­ следственные связи  и делать выводы умение оценивать  правильность  выполн учебной  задачи Умение  формулировать,  аргумен и  отстаивать своё  мнение освоение  гуманистических  традиций и ценностей  общества, уважение прав  и свобод человека понимание культурного  многообразия мира,  уважение к культуре  своего и других народов,  толерантность формирование  нравственных чувств и  нравственного поведения Работа   с   картой,   с текстом, иллюстрациями Работа   с   картой,   с текстом, иллюстрациями Выписка   важных моментов из текста, работа с иллюстрациями   осознание значения семьи в жизни человека и  общества, принятие  ценности семейной жизни Выписка   важных моментов из текста, работа с иллюстрациями 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Формирование  средневековых  городов Горожане и их образ  жизни Могущество папской власти. Католическая  церковь и еретики Крестовые походы ПОУ   «Средневековое  общество и  католическая  церковь в XI­XIII  веках» Как происходило  объединение  Франции 1 Коммуна,  самоуправлени е,  мастер,  шедевр, цехи,  гильдии 1 Патриции,  бюргеры,  ратуша,  интеллиген,  1 Католическая  правосл. церви индульг, мощи десятина,ерет ики,  1 Орден  тамплиеров,  госпитальеров,  Тевт орден 1 Умение  характеризовать  условия и образ  жизни, занятия  людей населявших  города Умение характер  условия и образ  жизни горожан знать особенности  религиозных  верований  католической  церкви воспитание  уважения к историч  наследию Уметь  работать с картой,  текстом уч и  историч.  источниками строить  логическое  рассуждение устанавливать  причинно­ следственные связи  и делать выводы Работа   с   картой, делать выводы  строить  логическое  рассуждение, делать вывод освоение гуман традиций ценн общества, уваж прав и свобод чел Составление сложного плана Умение созд  аналогии,  применять и  преобраз знаки и  символы, модели и  схемы  учебных и  познават  формирование и  развитие  компетентн в  области использов  ИКТ понимание культурного  многообразия мира,  уважение к культуре  своего и других народов,  толерантность Составление   плана, таблицы,   работа   с картой освоение  гуманистических  традиций современного  общества, уважение прав  и свобод человека; Коллект, индивид.  Работа с картой,  составл таблиц,  работа с текстом и  документами 1 Централизован ное  государство,  Генер штаты воспитание  уважения к  историческому  наследию умение самостоят  планировать пути   достижения целей понимание культурного  многообразия мира,  уважение к культуре  других народов,  толерантность. Групповая, индивид. Работа с картой 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 Что англичане  считают началом  своих свобод 1 Хартия,  парламент Столетняя война 1 Партизанская  война Крестьянские  восстания во  Франции и в Англии 1 Жакерия Реконкиста и  образование  централизов  государств на  Пиренейском п­ве ПОУ по теме  «Западная Европа  (XI ­ XV вв.)» Германия и Италия в XII ­ XV вв. 1 Реконкиста кортесы 1 1 Булла,  кантоны,  курфюрст  Гвельфы,  гибеллины Гуситское движение  в Чехии 1 уния строить  логическое  рассуждение уважение прав и свобод  человека Работа с картой владение устной  монологической  контекстной речью  уважение к культуре  других народов,  толерантность. Работа   с   картой, составление таблицы развитие умений,  сопоставлять  содержащ в разл  источниках  информац Уметь работать с  исторической  картой, текстом  учебника и  историческ источ Умение извлекать из историч источ  информац о восст во Франц и Англии анализировать и  обобщать факты воспитание  уважения к  историческому  наследию умение  самостоятельно  планировать пути   достижения целей Знать особенности,  даты  развития  Германии и Италии Уметь  самостоятельно  строить рассказ на  основе одного ­двух  источников знаний представлять  результаты своей  деятельности в  форме сравн  таблицы формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё  мнение Составление сравнительной таблицы Работа с картой Составление сравнительной таблицы Работа с картой формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелател отношения к другому человеку понимание культурного  многооб мира, уважение  к культуре др народов,  толерантность. умение оценивать  правильность  выполнения учебной  задачи освоение  гуманистических  традиций и ценностей  общества, уважение прав  и свобод человека способность к  определению своей  позиции и  ответственному  поведению в обществе 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 Завоевания турками  – османами  Балканского  полуострова Образование и  философия.  Средневек.  литература и  искусство Культура Раннего  Возрождения в  Италии. Научные  открытия и  изобретения. Народы Азии,  Америки и Африки в Средние века ПОУ: «Штурм  крепости» 1 1 янычар Уметь правильно  читать несложные  карты и картосхемы  1 Университеты, рационализм, мистика, схоласт искать,  анализировать,  сопоставлять и  оценивать  информацию 1 Романский и готический стиль  Книгопечатание, ,Возрождение,  гуманизм владение умениями  работать с учебной  и внешкольной  информацией владение устной  монологической  контекстной речью уважение прав и свобод  человека; Работа с картой формирование  целостного  мировоззрения Составление сложного   плана, составление таблицы владение умениями  работать с учебной  и внешкольной  информацией развитие эстетического  сознания через освоение  художественного  наследия  мира Составление сложного   плана, составление таблицы 1 Пагоды Варны,  Майя, инки,  ацтеки,  бушмены Уметь  самостоятельно  строить рассказ на  основе одного ­двух  источ.знаний представлять  результаты деятельн в форм срав  таблицы Сравнительная таблица формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательного  отношения к другому  человеку формулировать и  обосновывать выводы Календарно­тематическое планирование   История России          6 класс (40 часов) № 1 Тема урока ч Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результата) Вид деятельности, контроля пл фак т 1 1 Введение  «Древние народы на территории  России» Наша  Родина – Россия. История России как  неотъемлемая часть  всемирно историч  процесса. Факторы  самобытности Историч  пространст и символы  россий.   Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков  об исторических источниках, их видах; Используя историческую карту, объяснять своеобразие  геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об  истории России; Осуществлять рефлексию собственной деятельн  информацию, Воспроизводят содержавшуюся   в   устном   изложении учителя 2 3 4 5 6 7 8 Древняя Русь.  Стоянки на  территории  современной  России.  1 Появление расселение  человека на территории  современной России.  Древнейш стоянки  человека на террит  соврем России.   Неолитич  революция.  Формирование  древнерусского  гос­ва Образование  первых   государств.  Первые киевские князья 1 Неолитическая  революция. Условия  жизни, занятия, социал  организация земледельч и кочевых племён. 1 Древние государства:  греческие города­ государства.  Великое переселение  народов в судьбах  народов нашей страны. Восточные  славяне и их  соседи История  заселения родног края в древности Первые известия  о Руси. 1 Происхождение  восточных славян.  Восточные славяне:  крупнейшие союзы,  расселение, занятия,  1 Происхождение народа  Русь. «Повесть  временных лет».  Нормандская и  антинормандская теории. Исторические источники. Становление   Древнерусского  1 Предпосылки, причины,  значение образования  Знают о происхождении славян и путях их расселения. характериз быт, хоз занятия и веру. Используют карту восточных  славян; Работают с истор. докум  Ознакомлены с народами и госуд,  соседями со славянами Описывают  условия жизни, занятия, социальную  организацию земледельческих и кочевых  племён, появления первых городов; Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;  планировать свою работу на уроке; Показывать на карте расселение древнего человека по территории  России,  стоянки древних людей Описывать облик и орудия труда древних людей,   Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий  народов; Устанавливать причинно­следственные связи;  Осуществлять самооценку и взаимооценку.  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;  показывать на карте районы древнего земледелия, скотоводства,  ремесла на территории России; Приводить примеры распада первоб строя; Устанавливать причинно­следственные связи;  Осуществлять самооценку и взаимооценку.  Участвовать в определении проблемы и постановке целей; Планировать свою работу на уроке; Показывать древние государства Поволжья, Кавказа и Северного  Причерноморья; Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих  колониях на побережье Черного моря;  Раскрывать смысл понятий «государство», «народ»; Описывать  жизнь народов древних государств (на основе работы с  текстом учебника и дополнительными источниками); Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество,  колонизация;показывать на карте направления расселения славян,  крупнейшие племенные союзы восточных славян; Рассказывать об условиях жизни восточных славян, используя текст  Показывать на карте расселение древнего человека по территории Бурятии,  стоянки древних людей. Описывать облик и орудия труда древних людей Выявляют предпосылки складывания  государства у славян. Характеризуют  степень участия варягов в создании  государства. Продолжить формирование  навыков и умений работы с  источниками  и ист. картой. Характер систему  управления Знают о происхождении славян и путях их расселения. характ быт, хоз. занятия и  верования. Используют карту при  рассказе о происхождении восточных  славян;  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;    Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из  варяг в греки»; Описывать  занятия, облик руссов;  Высказывать мнение об этимологии слова «Русь» (на основе работы  с текстом учебника, дополнительными источниками информации); Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выявляют предпосылки складывания  государства у славян. Характеризуют  степень участия варягов в создании  государства. Показывают на карте походы князей Показывать на карте крупнейшие города – центры племенных союзов восточных государства 9 10 ­ 11 Князь Владимир  Святославович.  Принятие  христианства. Русское гос­во  при Я Мудром.  Русь при насл Я.  Мудрого 12 Общественный  строй и  церковная  организация на  Руси. 13 Урок­практикум  «Становлен Древнерусского  государств 14 Практикум  «Место Руси в  Европе» 15 Культурное  пространство  Европы и  культура  Руси.  Повседневная  жизнь. 16 Урок истории и  культуры  родного края в  древности государства у восточных  славян. Варяги. Два  центра— Новгород и  Киев.  1 Начало правления  Владимира. Причина  принятия христианств на  Руси. Христианств и  язычество. Крещен Руси.  2 Борьба за власть сыновей Владимира. Князь  Ярослав Мудрый.  Управление гос­вом.  1 Формирование  древнерусской  народности. Хоз и общ  строй Земельные  отношения. Основные  социальные слои.  1 Первые русские князья. 1  Европа в IX­XI.  1 Важнейшие черты  культуры Стран Европы  в IX­XII в. Истоки и  особенности развития  древнерусск. культуры.  Устное народное  творчество.  Христианские основы  древнерус.искусства.  Повторение, обобщение и контроль Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье,  реформа, урок, погост; Формулировать причины и называть время образования  Древнерусского государства Осуществлять рефлексию собственной  деятельности на уроке. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу; Раскрывать: митрополит, епископ;  Показывать на карте  оборонительные рубежи на юге, возведенные  Владимиром, Корсунь; Характеризовать политику Владимира; Святославовича;Осуществлять рефлексию. Умение использовать доп. ресурсы; раскрывать смысл понятий:  династический брак, усобица;  Составлять схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира»  Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович,  смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция,  епископ; рассказывать о положении отдельных групп населения на  Руси, используя информацию отрывки из Русской Правды Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке;формулировать причины и  называть время образования Древнерусского государства   Сравнивать власть князя у восточнославянских племен с властью  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Участвовать в работе группы;  определять место Руси в системе  европейских государств;осуществлять самооценку и взаимооценку Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие,  граффити, самобытность; Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские  соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором  Описывать произведения древнерусского изобразительного  искусства (фрески, иконы, мозаика);  Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Актуализировать и систематизировать информацию по теме  «Древняя Русь в VIII ­ первой половине XI вв.»; Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;высказывать  суждение о значении наследия ДрРуси для современного общества славян; торговые пути, военных походы  первых русских князей; Начать составление схемы «Первые  князья Древней Руси»; Называть причины, дату принятия  христианства на Руси  (на основе работы с текстом учебника); Составлять краткую характеристику  Владимира Показывать на карте  территорию Руси  при Ярославе; Составлять краткую характеристику  Ярослава Мудрого. Показывают на карте границы русских  земель. Выявляют особенности их  развития. Знают о внутренней и внешней  политике Юрия Долгорукого, А.  Боголюбского, Всеволода Большое  гнездо. Характер деят­сть русских  князей. Дают личностную характеристику полит  деятелю. Работают с исторической картой. Решают  проблемные задания Характеризовать основные направления  внешней политики Руси Характеризуют развитие культуры Руси  IХ­ХI вв.. Выделяют факторы,  повлиявшие на ее развитие. Знают о выдающихся достижениях  древнерусского искусства. Формирование умение давать описание  памятников культуры Выполнять практические и проверочные  задания (в т.ч. тестового характера по  образцу ОГЭ) 17 Политическая  1 Причины раздробления  раздробленность  на Руси Древнерус. гос­ва.  Упадок Киева.  Образование самост.  княжеств и земель..  18 Владимиро­ Суздальское  княжество. 19 Новгородская  земля  20 Южные и юго­ западные  русские  княжества 21 ПОУ: «Русские  земли в период  политическ раздробленности » 1 Освоение Северо­ Восточной Руси. Князья  Долгорукий, Андрей  Боголюбский, Всеволод  Большое Гнездо 1 Территория, природные и хозяйственные  особенности Северо  Запад Руси. Особенности соц. структуры, политич  устройства 1 Особенности географ  положения и политич,  социально­экономич,  культурного развития  Киевского Повторение, обобщение и контроль по теме  «Русские земли в период  политической  раздробленности» 22 Монгольская  1 Создание державы  империя и  изменение  политической  карты мира Чингисхана. Походы  Чингисхана. Сражение на реке Калке. Наследие  Монгольской империи. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы;  Показывать на карте крупнейшие княжества Руси XII­ начала XIII  Называть и раскрывать причины и последствия раздробленности  Сравнивать историю Руси и историю Англии  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Систематизировать информацию (на основе работы с текстом  составлять таблицу); Осуществлять самооценку и взаимооценку. Описывают деятельность исторических  деятелей (на примере Владимира  Мономаха). Характеризуют развитие  Древнерусского государства во второй  половине ХI­начале ХII в. Показывают на карте границы русских  земель. Выявляют особенности их  развития. Знают о внутренней и внешней  политике  Показывают на карте границы русских  земель. Выявляют особенности их  развития. Знают о политике Юрия  Долгорукого, Андрея Боголюбского,  Всеволода Большое гнездо. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка,  посадник; характеризовать особенности геогр положения и соц­ полит. и культурного развития Новгородской земли; рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; раскрывать смысл понятий:  князь, боярин;показывать на карте территории;Участвовать в  работе группы (с информацией об особенностях Киевского,  Черниговского, Смоленского, Галицко­Волынского  Актуализировать и систематизировать информацию по изученному периоду; Характеризовать общие черты и особенности развития  Руси и Западной Европе; Высказывать суждения о значении периода раздробленности для современного общества; Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности ( по образцу заданий ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Осуществлять самооценку и взаимооценку Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте направления походов монгольских  завоевателей;Изучать материалы, свидетельствующие о походах  монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из  летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них  Характеризовать особенности  географического положения и социально­ политического развития Киевского,  Черниговского, Смоленского, Галицко­ Волынского княжеств Показывать на карте направления  походов Батыя. Используют карту при рассказе о  сопротивлении русских городов. Определяют причины поражения русских  княжеств 23 Батыево  1 Вторжение в Рязанскую  нашествие на  Русь. землю. Героическая  оборона Рязани. Евпатий  Коловрат. Новгород.  Героическая оборона  Торжка и Козельска.  Нашествие на Юго­Запад  Русь и Централ Европу.  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление; Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских  завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей,  произведений древнерусской литературы, видеоинформацию),  сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию Пользуясь схемами сражений,  рассказывают о битвах. Характеризуют деятельность  исторических личностей (Александр  Невский).  2 4 2 5 2 6 2 7 Северо­Западная Русь между  Востоком и  Западом 1 Походы шведов на Русь.  Завоевание крестоносц  Прибалтики. Князь  Александр Ярославич.  Невская битва. Ледовое  побоище. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Показывать на карте места сражений новгородских войск со  шведскими войсками и крестоносцами; Рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище; Характеризовать значение данных сражений для дальнейшей  истории русских земель;составлять характеристику А. Невского  Золотая Орда:  государственный строй, население, экономика,  культура Литовское  государство и  Русь Усиление  Московского  княжества  1   Образование Золотой  Орды. Народы,  экономика, культура  Золотой Орды. Политич. зависимость русских  земель от Орды.  1 Формирование и  устройство Литовского  государства.  Присоединение западных русских земель к  Великому княжеству  Литовскому.  Причины и предпосылки  объед. русских земель.  Москва и Тверь: борьба  за великое княжение.  Иван Калита. Причины  возвышения Москвы.  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте границы, основные части, крупнейшие города  Золотой Орды; Раскрывать смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход» Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Великого княжества Литовского; Объяснять причины быстрого роста территорий Литвы за счет  русских земель;высказывать мнение о значении присоединения  русских земель к Великому княжеству Литовскому; Работать с текстом учебника, документами Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территорию Северо­Восточной Руси, основные  центры собирания русских земель, территориальный рост  Московского княжества; выделять и называть следствия  объединения  земель вокруг Москвы.  Выявляют особенности зависимости Руси  от Золотой Орды. Определяют ее  последствия на развитие Руси. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских  земель от Золотой Орды; Называть повинности населения русских  земель; Рассказывать о борьбе русского народа  против установления ордынского  владычества Учатся устанавливать причинно­ следственные связи (на примере  Литовско­Русского государства).  Анализируют экономическое и  политическое развитие Литовско­ Русского государства Анализируют внутреннюю и внешнюю  политику Ивана Калиты. Определяют причины и предпосылки  создания единого государства 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Объединение  русских земель  вокруг Москвы.   Куликовская  битва  Развитие  культуры в   русских землях  во второй  половине XIII  ­XIV вв.  Родной край в  истории и  культуре Руси  ПОУ «Русские  земли  в  середине XIII­ XIV в»      Русские земли  на политической  карте Европы и  мира в начале  XV века. Московское  княжество в  первой половине  XV вв. Борьба Москвы за  политическое  первенство.  Взаимоотношения  Москвы с Золотой  Ордой и Литвой  накануне Куликовской  битвы. Дмитрий  Донской. Митрополит  Алексей. Радонежский.  Особенности культуры  XII—XIII вв. Общерусс   культурное единство и  образование местных  школ. Литературные  произведения.   История Бурятии  в  древности и в период  раздробленности  русских земель. Повторение, обобщение и контроль по теме  «Русские земли  в  середине XIII­XIV вв.» Мир и  русские земли к началу XV века.  Генуэзские колонии в  Причерноморье.  Централизация в  Западной Европе и  русских землях.  Василий I. Московская  усобица второй четверти  XV в., её значение для  процесса объединения  русских земель Распад Золотой  Орды  и его  последствия  Распад Золотой  Орды. Разгром Тимуром  Золотой Орды.  Характеризуют влияние ордынского  нашествия на развитие русской культуры; Раскрывать смысл понятий: канон,  архитектурный ансамбль, эпос Знают дату и ход сражения на Куликовом  поле. Умеют раскрывать историческое  значение Куликовской битвы и роль  Дмитрия Донского в истории русского  народа. Анализируют внутреннюю  политику Василия I, ход и итоги  междоусобной войны второй четверти  ХIV в Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Выделять основные понятия: манёвр;  Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из  летописей, произведений литературы, картосхемы; Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях  набега Тохтамыша; Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»; Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, С Радонежского,  митрополита Алексия Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Называть характерные черты культуры в указанный период (на  основе информации учебника); Выявлять общее и особенное в развитии культуры разных  княжеств;Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по  текстам;Осуществлять самооценку и взаимооценку. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Характеризовать особенности географического положения земель,  входящих в состав современной Бурятии Актуализировать и систематизировать исторический материал по  теме «Русские земли  в середине XIII­XIV вв.»; Характеризовать общие черты и особенности процесса образования  единых государств на Руси и в западной Европе; осуществлять  коррекцию знаний. Осуществлять самооценку и взаимооценку. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: централизация; Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества; Сравнивать главные причины  централизации на Руси и в Европе; Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди; Показывать на исторической карте расширение территории  Московского княжества;  составление схемы «Династия Московских князей»;  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: транзитная торговля, ясак; Называют племена, населявшие  территорию нашего края в древности Выполняют проверочные задания по  истории России данного периода Выявляют новые черты в развитии  земледелия, политического устройства и  характера княжеской власти на Руси в  XVI веке. Определяют факторы, способствующие  превращению Москвы в центр  объединения северо­восточных русских 35 Московское  государство и   его соседи во  второй половине  XV века. 3 6 Русская  православная  церковь и  государство XV  – начале XVI вв. 37 Практикум  «Человек в Росс. государстве  второй пол. XV в 38 Формированикул ьтурногопростра нства единого  Российского  государства 39 ПОУ  «Формирование  единого  Русского  государства» 4 0 Итоговое  повторение Образование новых  государств на юго­ востоке  и их  взаимоотношения с  Русью. Присоединение  Новгорода. Ликвидация  ордынского владычества на Руси. Иван III. Хан  Ахмад. Стояние на р.  Угра. Присоединение  Тверского княжества.  Завершен объединения  Изменения в положении  Русской православной  церкви. Ереси.  Нестяжатели и  иосифляне. Теория  «Москва – Третий Рим». Знатные люди.  Помещики.  Крестьяне.  Горожане,  казачество.  Судебник Ивана III. Особенности русской  культуры. Общественная  мысль и летописание.  Литература. Зодчество.  Живопись.  Повторение, обобщение и контроль по теме  «Формирование единого  Русского государства» Итоговое повторение и  обобщение по курсу  «История России с древ  времен до конца XV в.» Показывать на исторической карте новые государства на рубежах  Руси; Характеризовать социально­экономическое и политическое  развитие новых государств; Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с  информацией о Тимуре, Улу­Мухаммеде); Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб,  кормление, держава, местничество, налоги, скипетр; Показывать на исторической карте территорию Московского  государства, р. Угра;  Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с  информацией о политике Ивана III); Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;  Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: догмат, автокефалия; Определять роль православной церкви в становлении российской  государственности; характеризовать взаимоотношения церкви с  великокняжеской властью Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин,  привилегии; характеризовать социальное развитие Русгосударства   Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;  планировать свою работу на уроке; Составлять таблицу «Культура Руси в XV в.»; Характеризовать основные жанры религиозной и светской  литературы данного периода; Характеризовать стилевые особенности творчества Андрея Рублева,  Дионисия Осуществлять рефлексию  Актуализировать и систематизировать исторический материал по  теме «Формирование единого Русского государства»; Характеризовать общие черты и особенности процесса образования  единых государств на Руси и в западной Европе; Высказывать суждения о значении наследия XV вв. для  современного общества;  Актуализировать и систематизировать исторический материал по  курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.»;  Защищать проекты по курсу «История России с древнейших времен  до конца XVI в.»; земель. Рассказ о ходе и значении  Куликовской битвы. Используют схему  при рассказе о битве.  Указывают хронологические рамки  процесса становления единого Русского  государства; Характеризуют  политическое устройство русского государства при Иване III Выявляют новые черты в развитии  земледелия, политического устройства и  характера княжеской власти на Руси в  XVI веке. характеризуют основные направления  внутренней политики начального  правления Выделяют особенности развития  культуры. Составляют описание  достижений культуры Знакомы с  выдающимися памятниками архитектуры  и иконописи ХII­ХIII вв. Выполняют проверочные задания по  истории России данного периода (в т.ч. по типологии ОГЭ); Описание учебно –методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса. Учебно­методический комплект:  Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015                   Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016 Состав учебно­методического комплекта:  Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.  Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.  Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.  Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.  Книга для чтения. История России. 6­9 классы. Данилов А.А.  Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2­х частях). Сост. Данилов А.А.    Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.  Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Технические средства: 1.Проектор 2.Компьютер 3.Экран. Настенные исторические карты  Русь в IХ в.­ начале ХII в.  Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII в.  Российское государство в ХVI в.  Северо­Восточная Русь в первой половине ХIV в.  Древняя Русь­Русь Удельная­ Московская Русь  Великое княжество Литовское в ХIII­ХV вв.  Киевская Русь в IХ­начале ХII в.  Арабы в VII­IХ вв.  Франкское государство в эпоху Каролингов  Индия и Китай в средние века  Итальянские государства в ХIV­ХV вв.  Столетняя война 1337­1453 гг.  Византийская империя и славяне в VII в.  Восточная Римская (Византийская) империя при Юстиниане I (527­565гг.)  Развитие ремесле и  торговли в Европе а ХVII в.  Византийская империя в IХ­первой половине ХI в. Интернет – ресурсы  http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов.  http://school­collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.ug.ru/ ­ Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы  воспитания, социальной защиты, методики обучения  http://pedsovet.org/ ­ Всероссийский интернет­педсовет http://www.1september.ru/ru/ ­ Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов http://www.it­n.ru/ ­ Сеть творческих учителей http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом   http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории" http://www.fipi.ru  ­ ФИПИ http://www.uchportal.ru/   ­   учительский   портал   –   по   предметам   –   уроки,   презентации,   внеклассная   работа,   тесты,   планирования,            компьютерные программ http://rosolymp.ru/ ­ Всероссийская  Олимпиада школьников  http://www.zavuch.info/   ­ Завуч­инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…) http://www.km­school.ru/r1/media/a1.asp ­ Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.hrono.info/biograf/index.php  ­ Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы,                   статьи,  карты   http://www.russianculture.ru/ ­ портал «Культура России»; http://www.historia.ru/ ­ «Мир истории». Электронный журнал Список литературы для учителя. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей  истории .  6   класс », М., «Русское слово», 2005 г. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся  по   истории  средних веков (V – конец XV в.),  6   класс », М., «Сфера», 2009 г.  Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы  по   истории  Средних веков», М., «Просвещение», 2004 г.; Задания по курсу  истории  Средних веков. М., ЛКМИ­«Метар», 2005 г.; Колесниченко Н.Ю. « История  средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского,  6   класс », Волгоград, «Учитель», 2007 г Кулагина Г.А. «Сто игр  по   истории », М., 1983 г.; Лебедева И.М. «Организация и проведение исторических олимпиад в  6 ­9  классах ». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.; Петрова Н.Г. « История  средних веков. Книга для учителя», учебно­методические материалы, М., «Русское слово», 2006 г.; Данилевский Н. И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) — М., 2000. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. — М., 1985. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997. Зимин А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки Первой крестьянской войны в России. — М., 1986. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 2001. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. — М., 1960. Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982. Список литературы для учащихся. Книга для чтения  по   истории  Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г. Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец;        под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V­XV вв.). Часть I. М., 1980 г. Художественно­историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.; Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.; «История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.; Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.». М., 2000 г.; «Школьная энциклопедия.  История  Средних веков». М., 2005 г.; «Энциклопедия для детей. Всемирная  история ». Т.1, М., «Аванта+», 2004 г.; «Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 2004 г.; «Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2004 г.; «Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2005 г.; «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.; «Я познаю мир. Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.; «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс

Рабочая программа по истории 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017