Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
doc
история
5 кл
04.05.2017
Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС. Календарно - тематическое планирование уроков истории в 5 классе дано в отдельном файле. Основой для изучения курса истории в 5 классе является учебник Ф.А.Михайловского «История древнего мира».Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса по учебнику Ф.А.Михайловского
Савченко programma_po_istorii_5_kl.doc
Пояснительная записка к рабочей программе по истории 5 класс Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Исилькульский лицей». Характеристика предмета «История» В   современной   России   образование   вообще   и   историческое   образование   в   частности   служит   важнейшим   ресурсом   социально­ экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни,   частым   и   тесным   взаимодействием   представителей   различных   этнических   и   социальных   групп   и   др.   Все   это   порождает   новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения;   продуктивно   взаимодействовать   с   другими   людьми   в   профессиональной   сфере   и   социуме   в   широком   смысле,   в   том   числе   в полиэтнической, поликультурной среде и др. Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во­первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во­вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.     «История»     История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного  опыта людей. Она служит богатейшим  источником  представлений  о человеке,  его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий  осознание  принадлежности  общественных  явлений  к  тому или  иному  времени,  неповторимости  конкретных  событий  и вместе   с   тем   изменения,   движения   самого   бытия   человека   и   общества.   Изучение   истории   предусматривает   соотнесение   прошлого   и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно­этических систем и т. д. гуманитарного составляет   «вертикаль» предмет   «История» в основной школе опирается на пропедевтическую историческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики».  Полнота и глубина раскрытия содержания   курса   по   истории   на   втором   этапе   обучения   ограничены   познавательными   возможностями   учащихся   младшего   и   среднего подросткового возраста. Основой для изучения курса истории в 5 классе является учебник   Ф.А. Михайловского «История древнего мира» для 5 класса. Учебник написан простым, доступным языком, содержат разнообразные примеры, ориентирующие школьников в их повседневной жизни, хорошо иллюстрированы. Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования  2010 г. и Примерной программе основного общего образования. Цели изучения «Истории» в основной школе Главная   цель   изучения   истории   в   современной   школе   —   образование,   развитие   и   воспитание   личности   школьника,   способного   к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой учащихся.  Задачи изучения истории в основной школе: исторической социализации подготовке   базовой состоит   и     в   цели         ∙ формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; ∙   овладение   учащимися   знаниями   об   основных   этапах   развития   человеческого   общества   с   древности   до   наших   дней   в   социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом процессе; ∙   воспитание   учащихся   в   духе   патриотизма,   уважения   к   своему   Отечеству   —   многонациональному   Российскому   государству,   в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; ∙ развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; ∙ формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в основной школе Личностные результаты :   освоение   гуманистических   традиций   и   ценностей   современного   общества, ∙ осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; ∙   уважение   прав   и   свобод   человека; ∙ осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ∙ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории:  ∙ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; ∙ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; ∙ способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); ∙ готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.       Предметные результаты изучения истории учащимися  включают: ∙   овладение   целостными   представлениями   об   историческом   пути   народов   своей   страны   и   человечества   как   необходимой   основой   для миропонимания и познания современного общества; ∙ способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; ∙   умения   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных   исторических   и   современных   источников,   раскрывая   ее   социальную принадлежность и познавательную ценность; ∙   расширение   опыта   оценочной   деятельности   на   основе   осмысления   жизни   и   деяний   личностей   и   народов   в   истории   своей   страны   и человечества в целом; ∙ готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки   учащихся  5  классов   по   истории   в   единстве   ее   содержательных   (объектных)   и   деятельностных   (субъектных)   компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: ∙ указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; ∙ соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: ∙ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; ∙ группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 3. Работа с историческими источниками: ∙ читать историческую карту с опорой на легенду; ∙   проводить   поиск   необходимой   информации   в   одном   или   нескольких   источниках   (материальных,   текстовых,   изобразительных   и   др.); ∙ сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): ∙ рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; ∙ характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; ∙  на основе  текста  и  иллюстраций  учебника,  дополнительной  литературы,  макетов  и  т. п.  составлять описание  исторических  объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: ∙ различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); ∙ соотносить единичные исторические факты и общие явления; ∙ называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; ∙ раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; ∙ сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; ∙ излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: ∙ приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; ∙ определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: ∙ применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; ∙ использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога   поликультурной среде; ∙   способствовать   сохранению   памятников   истории   и   культуры   (участвовать   в   создании   школьных   музеев,   учебных   и   общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Место учебного предмета «История» в Базисном учебном плане. Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–6 классах в общем объеме 136 часов, в 5—6 классах по 2 часа в неделю. Введение 2 часа Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н.э. и н.э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Содержание курса Всеобщая история История Древнего мира  5 класс (68 ч) Вспомогательные исторические науки. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (6 часов+1) ЧАСТЬ I СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА  (3 часа) РАЗДЕЛ I Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в   школьном   курсе   сами   термины   не   употребляются).   В   трех   темах   раздела   характеризуются:   а)   процесс   антропогенеза;   б)   орудийная деятельность первобытных  людей,  использовавших  природные  материалы  (камень,  дерево,  кость,  шкуры);  в) основные  занятия  людей  в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности. Опорные понятия и термины: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф. Учебное оборудование: карта полушарий. Тема 1. Первые люди на земле Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный». Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников Расселение   людей   по  земле.  Охота  и  собирательство.  Важнейшее  значение   охоты   в  жизни  людей.   Понятие  «каменный  век».   Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле.  Изобретение  лука и стрел, топора, плота и лодки. Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы. Тема 3. Искусство и религия первобытных людей Изучение материалов раздела дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ  (2 часа) РАЗДЕЛ II периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки. Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности. Учебное оборудование: карта полушарий. Тема 4. Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства Образование   родовых   общин.   Племя.   Организация   родоплеменной   власти.   Вожди   и   советы   старейшин.   Приручение   животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия ­ из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество. Тема 5. От первобытности к цивилизации Открытие   меди,   изобретение   бронзы.   Понятие   «бронзовый   век».   Появление   обмена,   денег,   торговли.   Возникновение   социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации. Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени. Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток».                    Повторение и проверка знаний (1 час) Тема 6. Счет лет в истории (1 час) ЧАСТЬ II  ДРЕВНИЙ ВОСТОК  (19 часов) ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН (4 часа+1) РАЗДЕЛ III Материалы   раздела   призваны   сформировать   у   учащихся   первые   представления   об   особенностях   и   закономерностях   развития древневосточных   стран.   Раздел   логически   связан   с   материалом   темы   5,   завершающей   изучение   истории   первобытного   мира.   Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства   между   людьми,   о   формировании   государственной   организации,   о   праве   как   атрибуте   государственности,   о   возникновении письменности. Опорные понятия и термины:  государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись. Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. — III век н. э.)», карта «Рост территорий государств в древности». Тема 7. Египет — дар Нила Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица единого государства. Тема 8. Страна двух рек Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись, Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе. Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи — важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи. Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Тема 10. Индия и Китай в древности Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки.  Недешифрованная  письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ ­ «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае. Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток». Повторение и проверка знаний (1 час) РАЗДЕЛ IV ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ  (4 часа+1) В разделе изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации. Опорные понятия и термины; восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура. Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Тема 11. Фараоны и пирамиды Вещественные   и   письменные   памятники   истории   Египта.   Дешифровка   иероглифов   Шампольоном.   Пирамиды   Египта.   Строительство пирамиды Хеопса, Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон — повелитель Египта, Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение. Трудовой год крестьян­земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами. Тема 12. Жизнь в Древнем Египте Египетское   войско  и   освобождение  страны   от  власти   гиксосов.   Фивы  —  столица  Египта.   Правление  Хатшепсут,  фараона­женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Тема 13. Завоевания фараонов Египта. Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие «культура». Тема 14. Культура Древнего Египта Понятия «история» и «культура» (на материале Египта). Повторение и проверка знаний (1 час) ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. (4 часа+1) РАЗДЕЛ V В   разделе   дается   характеристика   развития   государств   в   период   железного   века,   показано   значение   открытия   железа   в   истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике. Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава. Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена.  Путешествия  финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание  финикийцами  алфавита, его особенности и значение. Тема 15. Финикийские мореплаватели Тема 16. Древняя Палестина Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иеруслимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства. Тема 17. Ассирийская военная держава Местоположение   страны.   Создание   и   организация   армии.   Ассирийские   завоевания.   Разрушение   Вавилона   Синаххерибом.   Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии. Тема 18. Победители Ассирии Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора  II.  «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране. Повторение и проверка знаний (1 час) К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии. В разделе показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Раздел завершает изучение истории ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (3 часа+1) РАЗДЕЛ VI Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции. Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги. Учебное оборудование:  карта «Древний Восток. Индия и Китай  (III  тысячелетие до н.э. —  III  век н. э.)»; карта «Рост территорий государств в древности». Арийское   проникновение   в   Индию.   Начало   железного   века   в   Индии.   Образование   государств.   Освоение   джунглей   в   долине   Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма. Тема 19. Образование державы Маурьев в Индии Тема 20. Единое государство в Китае Начало   железного   века   в   Китае.   Расширение   территории   древнекитайской   цивилизации.   Причины   и   условия   объединения   страны. Завоевания   Цинь   Шихуана   и   его   правление.   Борьба   с   гуннами.   Строительство   Великой   китайской   стены.   Великий   шелковый   путь. Изобретения древних китайцев. Тема 21. Великая Персидская держава Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария 1. Персидская держава при Дарий 1.  Организация  сатрапий. Налоговая система. Строительство  дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств. Повторение и проверка знаний (1 час) ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 часов) РАЗДЕЛ VII ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ (3 часа) В разделе учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков. Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей. Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира». Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев. Тема 22. Греция и остров Крит в эпоху бронзы «Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Тема 23. Поэмы Гомера Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе. Тема 24. Боги и герои Эллады Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия.  Земледельческие  культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла. РАЗДЕЛ VIII РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА (3 часа+1) Раздел имеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают предстаапение о двух периодах в истории Греции: гомеровском и архаическом   (термины   не  употребляются),   узнают   о  возникновении   античной   (полисной)   цивилизациии,   об  Афинах   и   Спарте   как  двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал раздела позволяет проводить   сравнительный   анализ   развития   греческих   полисов,   дает  представление  о   многообразии   мира   полисов,   обо   всем   ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока. Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания. Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII ­ VI веках до н.э.». Греческое общество по поэмам Гомера. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия «греческого чуда». Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации. Тема 25. Треческие полисы и Великая колонизация Тема 26. Афинский полис Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии и победа демоса. Местоположение   Лаконии.   Образование   Спартанского   полиса.   «Община   равных».   Тяжелое   положение   илотов.   Государственное устройство   Спарты:   совет   старейшин,   цари   и   народное   собрание.   Понятие   «олигархия».   .Военный   характер   спартанского   воспитания. Лаконичная речь. Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н. э.: образование мира полисов и Персидской державы. Повторение и проверка знаний (1 час) Тема 27. Древняя Спарта РАЗДЕЛ IX ГРЕКО­ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ    (2 часа) В разделе изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал раздела имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга. Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. э.». Тема 28. Победа греков над персами в Марафонской битве Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне. Тема 29. Персидское нашествие на Грецию Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков. РАЗДЕЛ X МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН (3 часа) В разделе рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии,   ее   всемирно­историческое  значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой. Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег­автократор, союзники. Учебное оборудование; карта «Древняя Греция в V в. до н. э.» Тема 30. Расцвет демократии в Афинах Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер. Тема 31. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э. Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей — главные морские ворота Афин, центр международной торговли. Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир, Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад — стратег­автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны. Тема 32. Пелопоннесская война РАЗДЕЛ XI ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа+1) В разделе углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры,  одной  из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории. Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гим­насий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене. Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры. Тема 33. Граждане, ученые и атлеты Греции Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний. Тема 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии.  Знаменитые  трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан. Вклад древних греков в развитие мировой культуры. Повторение и проверка знаний (1 час) РАЗДЕЛ XII МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ (3 часа+1) В разделе учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе  II,  с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей  завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с  экономическим  и культурным подъемом в большинстве районов  Восточного  Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции. Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент. Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.». Тема 35. Возвышение Македонии Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа П. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра. Тема 36. Завоевания Александра Македонского Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко­македонского войска. Образование державы Александра Македонского. Смерть   Александра   и   распад   его   державы.   Образование   греко­македонских   монархий.   Держава   Селевкидов,   Птолемеевский  Египет, Македонское   царство.   Пергам   и   Родос.  Достопримечательности  Александрии.   Маяк   на   острове   Фарос.   Архитектор   Сострат.   Музей   и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента. Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока. Повторение и проверка знаний (1 час) Тема 37. Греческий Восток ЧАСТЬ IV  ДРЕВНИЙ РИМ  (20 час) РАЗДЕЛ XIII ОБРАЗОВАНИЕ  РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (3 часа) Из материалов раздела учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство". Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул. Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)». Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики. Тема 39. Республика римских граждан Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы. Тема 38. Рим под властью царей Тема 40. Рим во главе Италии Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ  (3 часа) РАЗДЕЛ XIV В   разделе   содержится   фактический   материал   о   превращении   Римской   республики   в  III  —  II  вв.   до   н,   э.   в   сильнейшую   державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности. Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия. Учебное оборудование: карта «Римская республика III — I вв. до н.э.». Тема 41. Первая война с Карфагеном Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение   римлянами   абордажных   мостиков   («воронов»).   Зхват   римлянами   Сицилии.   Подготовка   сторон   к   новой   войне.   Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова. Тема 42. Война с Ганнибалом Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Тема 43. Рим — завоеватель Средиземноморья Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение   Коринфа   и   Карфагена.   Образование   провинций   и   управление   ими.   Ограбление   римлянами   завоеванных   стран.   Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ  (5 часов+1) РАЗДЕЛ XV В разделе изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме. Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират. Учебное оборудование: карта «Римская республика в III ­ I вв. до н.э.». Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов. Тема 45. Сулла ­ первый военный диктатор Рима Война   с   Югуртой   и   превращение   римской   армии   в   наемную.   Гай   Марий   и   Луций   Корнелий   Сулла.   Война   с   союзниками   в   Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы, Проскрипции. Тема 44. Народные трибуны ­ братья Гракхи Тема 46. Восстание Спартака Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и  начало  восстания. Бегство  восставших  рабов на Везувий.  Создание армии рабов.  Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красе во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака. Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Бруга и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики. Тема 47. Цезарь — повелитель Рима Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние  республиканцы  и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута, Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики. Тема 48. Падение республики Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы. Повторение и проверка знаний (1 час) РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ  (3 часа) РАЗДЕЛ XVI В разделе изучается период ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики — начала империи, характеризуются достижения римской культуры. Опорные   понятия   и   термины:  император,   империя,   преторианцы,   обожествление   императоров,   императорский   культ,   внутренняя   и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда. Учебное оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима. Тема 49. Император Октавиан Август «Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида». Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит. Тема 51. Жизнь в Римской империи Рим — столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат. Тема 50. Цезари Рима РАЗДЕЛ XVII ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ  (4 часа+1) В разделе изучается период заката античной цивилизации и переходный к Средневековью период поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в  III  веке, который являлся не только социально­экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи. Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи. Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV — V вв. Падение Западной Римской империи». Тема 52. Кризис Римской империи в III веке Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами,  отпадение  от империи провинций. Император Аврелиан — «восстановитель империи". Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии. Тема 53. Христианство Христианство ­ мировая религия. Исторические условия  возникновения  христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь. Тема 54. Императоры Диоклетиан и Константин Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»). Тема 55. Падение Западной Римской империи Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии I. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи. Повторение и проверка знаний (1 час) Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру. Выпускник научится: Требования к результатам обучения выпускника 5 класса: • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования,  основные занятия, жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях  древней истории; •раскрывать   характерные,   существенные   черты:   а)   форм  государственного   устройства   древних   обществ   (с  использованием  понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);  б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обще­IX (правители и подданные, свободные и рабы);  в) религиозных верований людей в древности; •  объяснять, в чём заключались назначение и  художественные достоинства памятников древней культуры:  архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса

Рабочая программа по истории древнего мира  для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017