Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
4 кл
07.05.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"
Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива" содержит пояснительную записку по предмету, содержание учебного предмета, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, планируемые результаты освоения предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.учебно - методическое и материально -техническое обеспечение образовательной деятельности.Файл содержит печатные материалы и таблицы.
РП ИЗО 4.docx
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования,   с   Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России,   планируемыми   результатами   начального   общего   образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно­методическому комплекту: Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В. Изобразительное   искусство   в   начальной   школе   является   базовым   предметом.   По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально­логический тип   мышления,   изобразительное   искусство   направлено   в   основном   на   формирование эмоционально­образного,   художественного   типа   мышления,   что   является   условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса:   –   воспитание   эстетических   чувств,   интереса   к   изобразительному   искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,   уважения   к   культуре   народов   многонациональной   России   и   других   стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;  – развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;   –   освоение   первоначальных   знаний   о   пластических   искусствах:   изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;   –   овладение   элементарной   художественной   грамотой;   формирование художественного   кругозора   и   приобретение   опыта   работы   в   различных   видах художественно­творческой   деятельности,   разными   художественными   материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения:  – совершенствование эмоционально­образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;   – развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);  – формирование навыков работы с различными художественными материалами. Общая характеристика учебного предмета Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно­нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно­творческой   деятельности».   Специфика   подобного   деления   на   блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт   инструментарий   для   его   практической   реализации,   третий   намечает   духовно­ нравственную   эмоционально   ценностную   направленность   тематики   заданий,   четвёртый содержит   виды   и   условия   деятельности,   в   которых   ребёнок   может   получить художественно­творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные типологическую, стороны   искусства:   ценностно­ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе   все   блоки   направлены   на   решение   задач   начального   художественного образования и воспитания.   языковую,  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Уникальность   и   значимость   курса   определяются   нацеленностью   на   духовно­ нравственное   воспитание   и   развитие   способностей,   творческого   потенциала   ребенка, формирование   ассоциативно­образного   пространственного   мышления,   интуиции.   У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее   значение   имеет   направленность   курса   на   развитие   эмоционально­ ценностного отношения ребенка к миру, его духовно­нравственное воспитание. Овладение   основами   художественного   языка,   получение   опыта   эмоционально­ ценностного, эстетического восприятия мира и художественно­творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой   отношения   растущего   человека   к   себе,   окружающим   людям,   природе,   науке, искусству и культуре в целом. Направленность   на   деятельностный   и   проблемный   подходы   в   обучении   искусству диктует   необходимость   экспериментирования   ребенка   с   разными   художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие   художественных   материалов   и   техник,   использованных   на   уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной  школы (1­4 классы) отводится по 1 ч  в неделю, всего — 135 ч. Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; 2)   формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения  к иному мнению, истории и  культуре других народов; 4)   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8)   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к   материальным   и духовным ценностям. Метапредметные  результаты: 1)   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее  эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)   использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6)   активное   использование   речевых   средств   информации   и   коммуникационных технологий (далее  —  ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет),   сбора,   обработки,   анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе  умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме   измеряемые   величины   и   анализировать   изображения,   звуки,   готовить   своё выступление   и   выступать   с   аудио­,   видео­   и   графическим   сопровождением;   соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 8)   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров   в соответствии с целями и задачами; 9)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10)     готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять   взаимный контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1)   сформированность   первоначальных   представлений   о   роли   изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно­нравственном развитии человека; 2)   сформированность   основ   художественной   культуры,   в   том   числе   на   материале художественной   культуры   родного   края,   эстетического   отношения   к   миру;   понимание красоты   как   ценности;   потребности   в   художественном   творчестве   и   в   общении   с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно­прикладной  деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной   деятельности,   базирующихся   на   ИКТ   (цифровая   фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). 1 класс . Личностные результаты. Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности. Метапредметные результаты. Метапредметные   результаты   освоения   курса   обеспечиваются   познавательными   и коммуникативными   учебными   действиями,   а   также   межпредметными   связями   с технологией,   музыкой,   литературой,   историей   и   даже   с   математикой.   Поскольку художественно­творческая   изобразительная   деятельность   неразрывно   связана   с эстетическим   видением   действительности,   на   занятиях   курса   детьми   изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр  понятий,  усвоение  которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме   этого,   метапредметными   результатами   изучения   курса   «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД. Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙  осуществлять  пошаговый  контроль  своих   действий,   используя  способ   сличения   своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ∙ вносить коррективы в свою работу; Учащиеся получат возможность научиться: ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД. Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника; ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми  для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты  Называть   семь   цветов   спектра   (красный,   оранжевый,   жёлтый,   зелёный,   голубой, синий,   фиолетовый),   а   также   стараться   определять   названия   сложных   цветовых состояний поверхности предметов (светло­зелёный, серо­голубой).  Понимать   и   использовать   элементарные   правила   получения   новых   цветов   путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).  Изображать   линию   горизонта   и   по   возможности   пользоваться   приёмом загораживания.  Понимать важность деятельности  художника  (что  может  изображать  художник  – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает   художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).  Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.  Свободно   работать   карандашом:   без   напряжения   проводить   линии   в   нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.  Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.  Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой  поверхности.  Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного   мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками). 2  класс Личностные результаты. Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности. Метапредметные результаты. Метапредметные   результаты   освоения   курса   обеспечиваются   познавательными   и коммуникативными   учебными   действиями,   а   также   межпредметными   связями   с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно­творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим   видением   действительности,   на   занятиях   курса   детьми   изучается общеэстетический   контекст.   Это   довольно   широкий   спектр   понятий,   усвоение которыхпоможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме   этого,   метапредметными   результатами   изучения   курса   «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД. Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙  осуществлять  пошаговый  контроль  своих   действий,   используя  способ   сличения   своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ∙ вносить коррективы в свою работу; Учащиеся получат возможность научиться: ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД. Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника; ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми  для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты Учащиеся научатся:  называть основные жанры и виды художественных произведений        изобразительного искусства; называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России; называть ведущие художественные музеи России; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и  зарубежных художников; называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства  (графики, живописи, декоративно ­ прикладного искусства); использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши,  акварель, бумага);   применять основные средства художественной выразительности в  рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и  конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни: • • • самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения). 3 класс Личностные результаты. Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности. Метапредметные результаты. Метапредметные   результаты   освоения   курса   обеспечиваются   познавательными   и коммуникативными   учебными   действиями,   а   также   межпредметными   связями   с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно­творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим   видением   действительности,   на   занятиях   курса   детьми   изучается общеэстетический   контекст.   Это   довольно   широкий   спектр   понятий,   усвоение которыхпоможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме   этого,   метапредметными   результатами   изучения   курса   «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД. Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙  осуществлять  пошаговый  контроль  своих   действий,   используя  способ   сличения   своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ∙ вносить коррективы в свою работу; ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД. Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника; ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми  для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты  получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах  декоративного изображения растительных форм и форм животного мира; Учащиеся научатся  различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»; применять   простейшие   правила   смешения   основных   красок   для   получения более холодного и тёплого оттенков: красно­оранжевого и жёлто­оранжевого, жёлто­зелёного и сине­зелёного, сине­фиолетового и красно­фиолетового; добывать   доступные   сведения   о   культуре   и   быте   людей   на   примерах произведений   известнейших   центров   народных   художественных   промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов­Майдан и т.д.); добывать  начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов­Майдана. различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;  узнавать  известные центры народных художественных ремесел России; узнавать ведущие художественные музеи России.          Учащиеся получат возможность научится: выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства  (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства  вызывает картина); чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;              сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию  симметрии в рисунках с натуры и узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,  конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать  размером, цветом главное в рисунке; соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка,  уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и определять холодные и тёплые цвета; выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе,  прямоугольнике, круге; творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и  овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в  изображении декоративных ягод, трав; использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов  в декоративной композиции; расписывать готовые изделия согласно эскизу; применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении,  вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных  художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики,  живописи, декоративно – прикладного искусства); 4  класс Личностные результаты. Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности. Метапредметные результаты. Метапредметные   результаты   освоения   курса   обеспечиваются   познавательными   и коммуникативными   учебными   действиями,   а   также   межпредметными   связями   с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно­творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим   видением   действительности,   на   занятиях   курса   детьми   изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр  понятий,  усвоение  которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме   этого,   метапредметными   результатами   изучения   курса   «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД. Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙  осуществлять  пошаговый  контроль  своих   действий,   используя  способ   сличения   своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ∙ вносить коррективы в свою работу; ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД. Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника; ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми  для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты Обучающиеся научатся: получат знания узнают  о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения      о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;     получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец),  по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной  росписи из Сергиева Посада, Семёнова;  об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая,  синяя); работать  акварельными и гуашевыми красками; применять правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси  фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.) Обучающиеся получат возможность научится:            выражать отношение к произведению; чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; изображать форму, строение, цвет предметов; соблюдать последовательное выполнение рисунка; определять холодные и тёплые цвета; выполнять эскизы декоративных узоров; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике,  круге; применять приёмы народной росписи; расписывать готовые изделия по эскизу; применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении  игрушек. Содержание учебного предмета Виды художественной деятельности Восприятие   произведений   искусства.   Особенности   художественного   творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача   общего   через   единичное.   Отражение   в   произведениях   пластических   искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.  Фотография   и   произведение   изобразительного   искусства:   сходство   и   различия. Человек,   мир   природы   в   реальной   жизни:   образы   человека,   природы   в   искусстве. Представления   о   богатстве   и   разнообразии   художественной   культуры   (на   примере культуры народов России).  Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.   Восприятие   и   эмоциональная   оценка   шедевров   русского   и   мирового   искусства. Представление   о  роли   изобразительных   (пластических)   искусств   в  повседневной   жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок.    Материалы   для   рисунка:   карандаш,   ручка,   фломастер,   уголь,   пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:   основная   и   вспомогательная.   Красота   и   разнообразие   природы,   человека, зданий,   предметов,   выраженные   средствами   рисунка.   Изображение   деревьев,   птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись.  Живописные   материалы.   Красота   и   разнообразие   природы,   человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор   средств   художественной   выразительности   для   создания   живописного   образа   в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура.  Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного   образа   (пластилин,   глина   —   раскатывание,   набор   объёма,   вытягивание формы).   Объём   —   основа   языка   скульптуры.   Основные   темы   скульптуры.   Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное   конструирование   и   дизайн.  Разнообразие   материалов   для художественного  конструирования   и  моделирования  (пластилин,  бумага,  картон  и  др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон —     сгибание,   вырезание).   Представление   о   возможностях   использования   навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его   роль   в   жизни   человека.   Понятие   о   синтетичном   характере   народной   культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины,   сказания,   сказки).   Образ   человека   в   традиционной   культуре.   Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.   Сказочные   образы   в   народной   культуре   и   декоративно­прикладном   искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).  Как говорит искусство? Композиция.   Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:   горизонталь,   вертикаль   и   диагональ   в   построении   композиции.   Пропорции   и перспектива.   Понятия:   линия   горизонта,   ближе   —   больше,   дальше     —     меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой   и   чёрной   красок   в   эмоциональном   звучании   и   выразительности   образа. Эмоциональные   возможности   цвета.   Практическое   овладение   основами   цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его  эмоционального состояния. Линия.  Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые   спиралью,   летящие)   и   их   знаковый   характер.   Линия,   штрих,   пятно   и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма.  Разнообразие   форм   предметного   мира   и   передача   их   на   плоскости   и   в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.   Трансформация   форм.   Влияние   формы   предмета   на   представление   о   его характере. Силуэт. Объём.   Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий,   пятен,   цвета.   Роль   ритма   в   эмоциональном   звучании   композиции   в   живописи   и рисунке.   Передача   движения   в   композиции   с   помощью   ритма   элементов.   Особая   роль ритма в декоративно­прикладном искусстве. Значимые темы искусства.  О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр   пейзажа.   Пейзажи   разных   географических   широт.   Использование   различных художественных   материалов   и   средств   для   создания   выразительных   образов   природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная  оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство   с   несколькими   наиболее   яркими   культурами   мира,   представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).  Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ   человека   в   искусстве   разных   народов.   Образы   архитектуры   и   декоративно­ прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры   народов   России.   Пейзажи   родной   природы.   Единство   декоративного   строя   в украшении   жилища,   предметов   быта,   орудий   труда,   костюма.   Связь   изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения.   Образ человека в разных культурах мира.   Образ   современника.   Жанр   портрета.   Темы   любви,   дружбы,   семьи   в   искусстве. Эмоциональная  и   художественная  выразительность  образов  персонажей,   пробуждающих лучшие   человеческие   чувства   и   качества:   доброту,   сострадание,   поддержку,   заботу, героизм,   бескорыстие   и   т.   д.   Образы   персонажей,   вызывающие   гнев,   раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту.   Искусство   вокруг  нас   сегодня.   Использование различных   художественных   мате   риалов   и   средств   для   создания   проектов   красивых, удобных   и   выразительных   предметов   быта,   видов   транспорта.   Представление   о   роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение   в   пластических   искусствах   природных,   географических   условий, традиций,   религиозных   верований   разных   народов   (на   примере   изобразительного   и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр   натюрморта.   Художественное   конструирование   и   оформление   помещений   и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно­творческой деятельности  Участие   в   различных   видах   изобразительной,   декоративно­прикладной   и художественно­конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение   основами   художественной   грамоты:   композицией,   формой,   ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание   моделей   предметов   бытового   окружения   человека.   Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача   настроения   в   творческой   работе   с   помощью   цвета,     тона,   композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма,  фактуры  материала. Использование   в   индивидуальной   и   коллективной   деятельности   различных художественных техник и материалов:   коллажа, граттажа , аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной  пластики,   гуаши,   акварели,   пастели,   восковых   мелков,   туши,   карандаша, фломастеров,  пластилина, глины , подручных и природных материалов. Участие   в   обсуждении   содержания   и   выразительных   средств   произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Раздел (ч.) Класс (ч.) 1 2 3 4 Основные виды учебной деятельности обучающихся 9 9 7 9 6 6 9 1 3 4 13 5 1 2 6 7 Рассматривать   пейзажи   живописцев,   запечатлевших   осеннюю (зимнюю,  весеннюю,  летнюю)  природу.  Различать  краски  осени ( зимы, весны, лета) на картинах живописцев и соотносить их c цветами в осенней (зимней, весенней, летней) природе родного края   и   описаниями   их   в   стихотворениях   поэтов.   Высказывать Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять  своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева). Сравнивать изображение трав на картине живописца  и   в   декоративном   орнаменте   народного   мастера   из   Хохломы, Высказывать суждение о понравившемся произведении живописи, народного мастера или учебной работе сверстников. Объяснять смысл   понятия   сюжет.   Рассматривать   произведения   русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического   прошлого   нашей   Родины.   Сравнивать   образы 17 Рассматривать   произведения   декоративно­прикладного   и   народного искусства.   Определять,   из   каких   простых   элементов   составлены   их композиции.   Объяснять   значение   новых   понятий   композиция, аппликация,   коллаж.   Сравнивать   декоративные   и   живописные изображения   родной   природы,   находить   общее   и   различное. 4     – я л м е З ш а а н н и д о Р – я к о е в м о л е Ч т с с у к с И т и р а д о в   и Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А.   Поровская,   А.   Н.   Щирова,   Н.   Р.   Макарова,   Е.   В.   Алексеенко.   Изобразительное искусство.  Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы. Учебно­методические комплекты к программе по изобразительному искусству,  выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства: учебники по изобразительному искусству:  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази­тельное искусство. 1 класс; Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази­тельное искусство. 2 класс; Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази­тельное искусство. 3 класс; Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобрази­тельное искусство. 4 класс; творческие тетради: Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс;  Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс; Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс. Методические пособия: Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   Изобразительное   искусство.   1   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства в 1 классе); Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова.   Изобразительное   искусство.   2   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства во 2 классе); Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   Изобразительное   искусство.   3   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства в 3 классе); Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   Изобразительное   искусство.   4   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства в 4 классе). Методические журналы по искусству.  Учебно­наглядные   пособия.   Хрестоматии   литературных   произведений   к   урокам изобразительного искусства. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Альбомы   по   искусству.   Книги   о   художниках   и   художественных   музеях,   по   стилям изобразительного искусства и архитектуры. Научно­популярная литература по искусству  Печатные пособия Портреты русских и зарубежных художников. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы   по   народным   промыслам,   русскому   костюму,   декоративно­прикладному искусству. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы. Дидактический раздаточный материал; карточки по художественной грамоте Информационно­коммуникативные средства Мультимедийные   (цифровые)   образовательные   ресурсы,   соответствующие   содержанию обучения.  Электронные библиотеки по искусству Экранно­звуковые пособия Аудиозаписи музыки к литературным произведениям. Видеофильмы или DVD­фильмы и презентации (памятники архитектуры; художественные музеи;   творчество   художников,   виды   и   жанры   изобразительного   искусства,   народные промыслы, декоративно­прикладное искусство; художественные стили и технологии и др.). Слайды (диапозитивы) по основным темам курса. Технические средства обучения Аудио/видеомагнитофон.  CD/DVD­проигрыватели.  Компьютер с художественным программным обеспечением. Телевизор. Проектор для демонстрации слайдов.  Мультимедийный проектор.  Магнитная доска.  Графический планшет. Модели и натурный фонд Муляжи фруктов и овощей (комплект).  Гербарии.  Изделия декоративно­прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые геометрические тела.  Гипсовые орнаменты.  Керамические изделия (вазы, кринки и др.).  Драпировки.  Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся на 2015/2016 учебный год Раздел 1. Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)  Регулятивные: Личностные: обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо­художественной деятельности. Познавательные: различать средства художественной   выразительности   в   орнаментальных   композициях   народных   предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и  работать   по   художественно­дидактической   таблице. изменений. Коммуникативные:  Участвовать   в   обсуждении   выразительных   средства   для   передачи образа   окружающего   пространства   в   произведениях   разных   видов   искусства   и   в живописном,   графическом   пейзаже.  Предметные:  Выполнять   зарисовки   и   наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Называть главные средства выразительности в картинах   художников­пейзажистов   (пространство,   цвет,   свет,   линия,   штрихи,   тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. № урока Планируемая Фактическая дата проведения дата проведения Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан Примечания 1 1 семестр (5 ч.)  “Целый мир от красоты” Пейзаж родного края. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Древо жизни­ символ мироздания. Мой край родной, Башкортостан.  Моя земля. Цветущее дерево­символ жизни. Птицы­символ света,счастья и добра. 2 семестр (5 ч.) Конь ­ символ солнца, плодородия и  добра. Убранство коня башкирского  народа. Связь поколений в традиции Городца. Знатна Русская земля мастерами и  талантами. Вольный ветер­ дыхание земли. Движение ­ жизни течение. 3 семестр (6 ч.) Осенние метаморфозы. Раздел 2  Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.) Личностные: Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их  Познавательные:  Рассматривать   примеры творческо­художественной   деятельности. гармонического   сочетания   цветов   и   определять   по   цветовому   кругу   родственные   и контрастные   цвета.   Исследовать   возможности   живописи,   подбирать   цвета   и   оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле. Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней природы. Использовать в набросках собственные впечатления и   наблюдения   зимней   природы.   Выполнить   быстрые   наброски   заснеженных   деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти.  Регулятивные: Работать по художественно­ дидактическим таблицам. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой   работе   своё   эмоционально­ценностное   отношение   к   празднику. Коммуникативные: Участвовать   в   чтении   по   ролям   фрагмента   сказки   и   обсуждении приёма   уподобления   при   описании   образов   братьев­месяцев   в   сказке   С.   Маршака. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника. Рассказывать о предметах декоративно­прикладного и народного   искусства   как   вещах­реликвиях,   имеющих   историческую   ценность. Предметные: Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Выполнять   групповой   портрет   своих   близких   с   передачей   своего   отношения   к создаваемому   портрету   на   тему   «Я   горжусь   своей   родословной». Объяснять   значение понятий  книжная графика, иллюстрация, эскиз. Выполнять художественный приём «по­ сырому»   и   художественный   приём   «мазок   по   восковому   рисунку»,   применять   разное гармоническое сочетание цветов — родственных и родственно­контрастных в соответствии со своим настроением. 12 Родословное древо­ древо жизни,  историческая память, связь  поколений. “Двенадцать братьев друг за другом  бродят...” Год не неделя­двенадцать месяцев  впереди. Иллюстрация к сказке. Новогоднее настроение. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. 4 семестр (6 ч.) Зимние фантазии. Наброски и зарисовки. Зимние картины. Сюжетная композицияя. Ожившие вещи. Натюрморт. Выразительность формы предметов. Декоративный  натюрморт.  Башкирский головной убор. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.  “Недаром помнит вся Россия про  день Бородина...” Сюжетная композиция. 5 семестр (6 ч.) Образ мира в народном костюме и   внешнем убранстве крестьянского  дома и юрты башкир. Народная расписная картинка­лубок.  Декоративная композиция. Народная расписная картинка­лубок.  Декоративная композиция. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Раздел 2  Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч.) Личностные: Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам  Познавательные:  Сравнивать своей   и   их   творческо­художественной   деятельности. произведения   художников­пейзажистов   и   плакатистов,   находить   общее   и   различное   в изображении   природной   стихии,  в   передаче   цвета,   света   формы,   объёма   предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного   образного   языка   плакат Рассматривать   ордена   и   медали,   которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Рассказывать,  Регулятивные: Оценивать как   каждое   изображение   связано   со   значением   медали.   результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера.  Коммуникативные: Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Предметные: Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж. Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания   максимальной   выразительности   замысла. Объяснять   смысл   понятия монументальное   искусство. Объяснять   смысл   понятий   медаль,   орден,   медальерное искусство. 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Вода­ живительная стихия. Проект экологического плаката. “Повернись к мирозданию!” Проект  экологического плаката. Коллаж. “Апрельский сон с его улыбкою маю”.  Пейзаж. 6 семестр (6 ч.) Всенародный праздник ­ День Победы. Памятники героям в нашей  Республике. Медаль за бой, за труд из одного  металла льют. Медальерное искусство.  Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира. “Узоры из глубины веков в резьбе по  ганчу”.Орнаменты башкирского  народа. “Сокровища России”Экскурсия в  городской Краеведческий музей. Наши достижения. Наш проект  «Искусство народов Башкортостана» Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А.   Поровская,   А.   Н.   Щирова,   Н.   Р.   Макарова,   Е.   В.   Алексеенко.   Изобразительное искусство.  Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы. Учебно­методические комплекты к программе по изобразительному искусству,  выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства: учебники по изобразительному искусству:  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази­тельное искусство. 1 класс; Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази­тельное искусство. 2 класс; Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази­тельное искусство. 3 класс; Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобрази­тельное искусство. 4 класс; творческие тетради: Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс;  Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс; Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   А.   Н.   Щи­рова,   Н.   Р.   Макарова.   Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс. Методические пособия: Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   Изобразительное   искусство.   1   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства в 1 классе); Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова.   Изобразительное   искусство.   2   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства во 2 классе); Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   Изобразительное   искусство.   3   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства в 3 классе); Т.   Я.   Шпикалова,   Л.   В.   Ершова,   Изобразительное   искусство.   4   класс.   Методическое пособие.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   (рекомендации   к проведению уроков изобразительного искусства в 4 классе). Методические журналы по искусству.  Учебно­наглядные   пособия.   Хрестоматии   литературных   произведений   к   урокам изобразительного искусства. Справочные пособия, энциклопедии по искусству. Альбомы   по   искусству.   Книги   о   художниках   и   художественных   музеях,   по   стилям изобразительного искусства и архитектуры. Научно­популярная литература по искусству  Печатные пособия Портреты русских и зарубежных художников. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. Таблицы   по   народным   промыслам,   русскому   костюму,   декоративно­прикладному искусству. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы. Дидактический раздаточный материал; карточки по художественной грамоте Информационно­коммуникативные средства Мультимедийные   (цифровые)   образовательные   ресурсы,   соответствующие   содержанию обучения.  Электронные библиотеки по искусству Экранно­звуковые пособия Аудиозаписи музыки к литературным произведениям. Видеофильмы или DVD­фильмы и презентации (памятники архитектуры; художественные музеи;   творчество   художников,   виды   и   жанры   изобразительного   искусства,   народные промыслы, декоративно­прикладное искусство; художественные стили и технологии и др.). Слайды (диапозитивы) по основным темам курса. Технические средства обучения Аудио/видеомагнитофон.  CD/DVD­проигрыватели.  Компьютер с художественным программным обеспечением. Телевизор. Проектор для демонстрации слайдов.  Мультимедийный проектор.  Магнитная доска.  Графический планшет. Модели и натурный фонд Муляжи фруктов и овощей (комплект).  Гербарии.  Изделия декоративно­прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые геометрические тела.  Гипсовые орнаменты.  Керамические изделия (вазы, кринки и др.).  Драпировки.  Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по изобразительному искусству. (4 класс) Программа "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017