Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс УМК «Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой
Оценка 4.7

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс УМК «Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
6 кл
10.01.2017
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс УМК «Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказу Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года № 576 " О внесение изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный от 31.03.2014 №253», Примерной основной образовательной программе основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15), и УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой.
РП_ИЗО_6КЛАСС_МОУ13_ЖУКОВСКИЙ.docx

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Секретарь\Desktop\П.jpg

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная

 школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский

Московской области

 

 

«Утверждаю»

 

 

Директор МОУ школа № 13 с УИОП

г. о. Жуковский

_______________/Е.Ф.Тебякина/

 

 

Приказ № 276  от  01.09.2015 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству

(базовый уровень)

6класс

 

 

 

Учитель:

Киселёва Яна Владимировна

Классы:

6А; 6Б; 6В

Количество часов:

всего 34,

в неделю _1_.

На основе «Примерной основной образовательной программы основного  общего образования» (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15).

УМК:

«Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой, 2013г.

 

 

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка.

1. Введение.

            Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказу Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 года  № 576 " О внесение изменений в федеральный перечень учебников рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный от 31.03.2014 №253», Примерной основной образовательной программе основного  общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15), и УМК под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.

            Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:

§  развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

§  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

§  освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

§  овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

§  формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.

            Цель программы — освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в различных видах художественно-творческой деятельности.

            Задачи программы:

Ø  воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;

Ø  формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

Ø  формировать художественную компетентность зрителя через постижения произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;

Ø  давать представления о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;

Ø  раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного декоративно-прикладного искусства;

Ø  развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;

Ø  формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;

Ø  активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;

Ø  расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждения и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города.

 

2. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный материал представлен в программе блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства», «Язык пластических искусств и художественный образ», «Виды и жанры пластических искусств».

            Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй – намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, третий – даёт инструментарий для его практической реализации, четвёртый – содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Поэтому распределение часов в программе условно, оно лишь расставляет акценты, но не абсолютизирует необходимость уложить данную тему в заявленные часы, так как на практике в каждой теме пересекаются все стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.

 

            3. Место учебного предмета в учебном плане.

            В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе отводится всего 34 часа, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю. Всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 – 7 классах отводится 105 часов.

           

 

            4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в 6 классе:

·         Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·         Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·         Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

·         Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

·         Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

·         Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в 6 классе:

·         Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·         Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в 6 классе:

·         Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·         Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·         Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·         Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

 

Используемые педагогические технологии.

 

            В процессе обучения по данной программе используются следующие педагогические технологии:

 

ü  Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся; последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания);

ü  Концентрированное обучение (создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса; глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки);

ü  Развивающее обучение (развитие личности и ее способностей; ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности);

ü  Активное обучение (организация активности обучаемых; моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности);

ü  Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений; самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации);

ü  Обучение развитию критического мышления (обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения);

ü  Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).


Содержание курса.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

 

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.

Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.

Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.

Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

 

Язык пластических искусств и художественный образ.

Специфика художественного изображения. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

 

Средства художественной выразительности.

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

 

Виды и жанры пластических искусств.

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура – летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.


Тематическое планирование.

№ урока

 

 

 

Тема и тип урока

 

 

 

Элементы содержания

 

 

Планируемые результаты

Дата проведения

 

Виды деятельности

 

Предметные

 

Метапредметные (УУД)

 

Личностные

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 1. Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве.

Тема 1. Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве. (6 часов)

1

Осенний букет в натюрморте живописцев.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Живопись. Жанр натюрморта. Изображение природы разных географических широт. Сходство и различия в создании образа цветов в натюрмортах художников XVII–начала XXв.

Рисование с натурыэтюда осенних цветов, используя выразитель-ные средства живописи.

Различать средства художественной выразительности.

К.:участвовать в обсуждении особенностей художественного изображения цветов.

П.:наблюдать цветы в природе, различать их характерные особенности.

Р.:анализировать изображения цветов, выполненные приемом красочного пятна и линии.

Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

02. 09. 15 – 05. 09. 15

 

2-3

Цветы на лаковых подносах мастеров из Жостова и Нижнего Тагила.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Народный мастер – хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма цветочной росписи подносов Нижнего Тагила и Жостова.

Уроки декоративного творчества. Работа по художествен-но-дидакти-ческой таблице «Элементы послойного письма. Жостово».

Работа по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером этапы послойного письма.

К.: участвовать в обсуждении истоков народного искусства и его роли в жизни человека.

П.: устанавливать аналогии, классифицировать.

Р.: соотносить твои действия с планируемыми результатами.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

07. 09. 15 – 19. 09. 15

 

4

Осенние цветы в росписи твоего подноса.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Представление о роли народного искусства повседневной жизни человека, в организации его материальной среды.

Уроки декоративного творчества. Создание декоративной композиции нарядных осенних цветов, соблюдая поэтапностьжостовской росписи.

Характеризовать художественные изделия – лаковые подносы, узнавать своеобразную роспись и называть её элементы.

К.: осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

П.: создавать модели и схемы для решения познавательных задач.

Р.:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

21. 09. 15 – 26. 09. 15

 

5-6

Цветочные мотивы в искусстве народов России, стран Запада и Востока.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Художественный образ цветов в живописном и живописно-декоративном натюрморте.

Уроки декоративного творчества. Творческое задание с использова-нием приемов трансформа-ции природ-ной формы цветка в декоративную

Выполнять наброски цветка с натуры. Искать варианты декоративного решения цветка для украшения предмета. Выражать в творческой работе свое отношение к красоте природы.

К.: обсуждать творческие работы с одноклассниками и давать оценку результатам деятельности.

П.: создавать модели и схемы для решения познавательных задач.

Р.:осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

28. 09. 15 – 17. 10. 15

 

Глава 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур.

Тема 2. Символика древних орнаментов. (7 часов)

7-8

Растительный орнамент.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Главные мотивы раститель-ного орнамента Древнего Египта. Символические значения растительных мотивов (символ Египта, знак плодородия, знак фараона). Колорит древнеегипетских орнаментальных росписей.

Уроки графики. Выполнение зарисовок – повторения мотивов знакового, символичес-кого языка древнеегипетского орнамента.

Прослеживать, какова последователь-ность составления древне-египетского растительного орнамента.

К.:участвовать в обсуждении символического значения растительных мотивов.

П.:сопоставлять изображение реального и декоративного цветка.

Р.:анализировать приемы трансформирования природных форм в декоративные.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

19. 10. 15 – 31. 10. 15

 

9-10

Зооморфные мотивы в искусстве Древнего Египта.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Художественное своеобразие изображения египетских богов в аллегорической форме, с головой животного.

Уроки изобразительного творчества. Фантастические мотивы в древнеегипетском орнаменте.

Находить возможные варианты включения зооморфных мотивов и элементов растительного орнамента в компоновке композиции.

К.: объяснять смысл понятий аллегория, символ.

П.: рассматривать образы божеств в искусстве Древнего Египта.

Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

02. 11. 15 – 14. 11. 15

 

11

Изысканный декор сосудов Древней Греции.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве.Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Отличительные качества, присущие чернофигурным и краснофигурным вазам.

 

Урок живописи и графики. Цветная зарисовка элементов орнамента.

Определять средства художественной выразительности.

К.: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: оценивать собственные возможности решения учебной задачи.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

23. 11. 15 – 28. 11. 15

 

12

Древние орнаменты в творчестве художников разного времени.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве.Народные традиции общения в разных видах искусства.

 

Урок живописи. Выполнение орнамента на симметричном силуэте древнегреческой вазы.

Делать подготовительные поиски композиции, цветовой гаммы.

К.:уметь находить общее решение на основе учета интересов.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: оценивать собственные возможности решения учебной задачи.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

30. 11. 15 – 05. 12. 15

 

13-14

Орнаменталь-ные мотивы в художествен-ном текстиле Индии и русская набойка.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

 

Уроки живописи и графики. Выполнение зарисовки мотива индийского покрывала слона.

Делать зарисовки сложных элементов орнамента и составлять композицию на основе них.

К.:участвовать в обсуждении символического значения растительных мотивов.

П.: сопоставлять изображение реальное и декоративное.

Р.:анализировать приемы трансформирования природных форм в декоративные.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

07. 12. 15 – 19. 12. 15

 

Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира. (3 часа)

15-16

Традиции встречи Нового года в современной культуре.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока.

Уроки живописи. Создание эскиза карнавального костюма для новогоднего праздника.

Опыт художественно-творческой деятельности при создании новогодней атрибутики.

К.: формирование и развитие ИКТ-компетентности.

П.: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Р.: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.

21. 12. 15 – 31. 12. 15

 

17

«Новый год шагает по планете…».

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Роль искусства в создании материальной среды человека. Язык пластических искусств и художественный образ.

Урок изобразительного творчества. Создание коллективного панно на тему Нового года.

Расширение знаний учащихся о праздновании встречи Нового года в других странах.

К.: использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

П.:осуществлять осознанный выбор в учебной и познаватель-ной деятельности.

Р.: определять способы действий в рамках предложенных требований.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

11. 01. 16 – 16. 01. 16

 

Глава 3. Исторические реалии в искусству разных народов.

Тема 4. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве. (4 часа)

18

Каменные стражи России.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Урок графики. Выполнение изображений былинно-сказочных героев – создание портретной галереи.

Осознание значения искусства и творчества для собственной культурной самоидентификации личности.

К.: владеть устной и письменной речью.

П.: выбирать основания и критерии для классификации.

Р.: планировать свою деятельность.

Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям.

18. 01. 16 – 23. 01. 16

 

19

Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стили в архитектуре.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Архитектурный образ. Архитектура – летопись времен. Особенности готического и романского стилей.

 

Урок графики. Зарисовки средневеко-вых европейских замков.

Восприятие эстетики объектов западноевропейского каменного зодчества.

К.:организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

П.:соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Р.: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

25. 01. 16 – 30. 01. 16

 

20

Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и в искусстве.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Особенности художественного образа в разных видах искусства.

 

Урок графики. Составление композиции в батальном жанре.

Восприятие произведений русских и западноевропейских художников и народных местеров.

К.: использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

П.: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач.

Р.: определять способы действий в рамках предложенных требований.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира.

01. 02. 16 – 06. 02. 16

 

21

Батальная композиция. У истоков исторического жанра.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Исторический жанр. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве.

 

Урок живописи. Продолжение работы над батальной композицией.

Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Великие мастера русского и европейского искусства.

К.: уметь организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

П.: уметь устанавливать аналогии.

Р.:планировать свою деятельность.

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

08.02. 16 – 13. 02. 16

 

Тема 5. Прославление женщины в искусстве народов мира. (2 часа)

22

Тема прекрасной девы и женщины-матери в искусстве.

Урок формирования новых знаний.

Диалоги об искусстве. Искусство и мировоззрение. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры.

 

Урок графики. Изображение женского лица. Пропорции человеческого лица.

Развитие эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности

К.: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов.

П.:соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Р.:планировать свою деятельность.

Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям.

15. 02. 16 – 20. 02. 16

 

23

Личность женщины в портретно-исторической композиции.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи.

 

Урок живописи. Портретно-историческая композиция с передачей времени через костюм.

Раскрытие в композиции сущности произведения. Контраст в композиции. Колорит картины.

К.: организовывать учебное сотрудничество.

П.: строить логическое рассуждение; делать выводы.

Р.: соотносить свои действия с планируемым результатом.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

29. 02. 16 – 05. 03. 16

 

Тема 6. Народный костюм в зеркале истории. (2 часа)

24-25

Русский народный костюм как культурное достояние нашей Родины. Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры.

 

Уроки живописи и графики. Зарисовки народных костюмов по описанию.

Формирование заинтересован-ного отношения к традициям художественной культуры.

К.:работать индивидуально и в группе.

П.: ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Воспитание уважения к Отечеству, к народным традициям..

09. 03. 16 – 19. 03. 16

 

Тема 7. Международный фольклорный фестиваль в пространстве современной культуры. Синтез искусств. (2 часа)

26-27

«Возьмемся за руки, друзья…» Разноликий хоровод.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Взаимоотношения между людьми разных поколений, между народами в разных видах искусства.

 

Уроки живописи и графики. Композиция праздничного действа с передачей настроения через костюм.

Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках.

К.:работать индивидуально и в группе.

П.:ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

21. 03. 16 – 02. 04. 16

 

Глава 4. Образ времени года в искусстве. Весна – утро года.

Тема 8. Светлое Христово Воскресение, Пасха. (2 часа)

28-29

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Народные праздники и обряды в искусстве.

Уроки декоративно-прикладного искусства. Живописно-декоративный натюрморт из 4-5 предметов по теме «Светлая Пасха».

Освоение специфики художественного изображения; композиционного центра, колорита, ритма.

К.: использовать речевые средства для выражения своих чувств.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: самостоятельно планировать пути достижения целей.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

11. 04. 16 – 23. 04. 16

 

Тема 9. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. (4 часа)

30-31

Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Пейзаж, анималистический жанр. Рисунок с натуры и по представлению.

 

Урокиживописи. Техника работы на выбор учащегося. Весенний пейзаж.

Приобретение опыта художественно-творческой деятельности с применением разных материалов в живописи весеннего пейзажа.

К.: работать индивидуально и в группе; находить общее решение.

П.: строить логическое рассуждение, умозаключение.

Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

25. 05. 16 – 07. 05. 16

 

32-33

«Живая зыбь».

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Композиция. Линейная и воздушная перспектива. Цветовые отношения.

 

Уроки живописи. Выполнение композиции по памяти на тему «Море бушует», «Подвиг русских моряков».

Приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках.

К.: владеть устной и письменной,  монологической контекстной речью.

П.: развивать экологическое мышление, уметь его применять.

Р.: корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности.

10. 05. 16 – 21. 05. 16

 

Тема 10. Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве. (1 час)

34

Земля пробуждается.

Комбинирован-ный урок.

Диалоги об искусстве. Выражение представлений о мире, явлениях жизни и природы в произведениях искусства.

 

Урок графики. Зарисовки цветов, трав, насекомых. Составление панно.

Передавать движение и характер через пластику линии.

К.: организовывать учебное сотрудничество.

П.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р.: владеть основами самоконтроля и самооценки.

Формирование ответственного отношения к учению.

23. 05. 16 – 28. 05. 16

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

2

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

3

Рабочая программа по изобразительному искусству

Д

4

Учебно-методические комплекты по программе «Изобразительное искусство. 5 – 8 классы» авторского коллектива под руководством Т.Я. Шпикаловой

К

5

Учебники по изобразительному искусству

К

6

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Д

7

Методические журналы по искусству

Д

8

Учебно-наглядные пособия

Ф Д

9

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

10

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

11

Альбомы по искусству

Д

12

Книги о художниках и художественных музеях

Д

13

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

14

Словарь искусствоведческих терминов

П

Печатные пособия

15

Портреты русских и зарубежных художников

Д

16

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

17

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

18

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

19

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

20

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной графике

К

Информационно-коммуникационные средства

21

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники

Д

22

Электронные библиотеки по искусству

Д

23

Игровые художественные компьютерные программы

Д

Технические средства обучения (ТСО)

24

Музыкальный центр

Д

25

CD/DVD-проигрыватели

Д

26

Телевизор

Д

27

Видеомагнитофон

Д

28

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

29

Мультимедийный проектор

Д

30

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

31

Экран (на штативе или навесной)

Д

32

Фотоаппарат

Д

Экранно-звуковые пособия

33

Аудиозаписи с музыкой, литературные произведения

Д

34

DVD-фильмы:

- памятники архитектуры;

- художественные музеи;

- виды изобразительного искусства;

- творчество отдельных художников;

- народные промыслы;

- декоративно-прикладное искусство;

- художественные технологии.

Д

35

Презентации на CD или DVD:

- по видам изобразительных (пластических) искусств;

- по жанрам изобразительных искусств;

- по памятникам архитектуры России и мира;

- по стилям и направлениям в искусстве;

- по народным промыслам;

- по декоративно-прикладному искусству;

- по творчеству художников.

Д

Учебно-практическое оборудование

36

Краски акварельные

К

37

Краски гуашевые

К

38

Тушь

К

39

Ручки с перьями

К

40

Бумага А3, А4

К

41

Бумага цветная

К

42

Фломастеры

К

43

Восковые мелки

К

44

Пастель

Ф

45

Сангина

К

46

Уголь

К

47

Кисти беличьи № 3, 5, 10

К

48

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

49

Ёмкости для воды

К

50

Стеки (набор)

К

51

Пластилин/глина

К

52

Клей

Ф

53

Ножницы

К

Модели и натурный фонд

54

Муляжи фруктов и овощей (комплект)

Д

55

Гербарии

Ф

56

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

57

Модели геометрических тел

Д

58

Маски античных голов

Д

59

Обрубовочная голова

Д

60

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

61

Драпировки

П

62

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.)

П

Специализированная учебная мебель

63

Столы рисовальные

К

64

Стулья

К

65

Стеллажи для книг и оборудования

Д

66

Мебель для проекционного оборудования

Д

67

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

           

            Для отображения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговорённых случаев);

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).

           

 

 

 


Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство».

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Выпускник научится:

·                    понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

·                    осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

·                    понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

·                    осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

o        выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

o        определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

o        различать произведения разных эпох, художественных стилей;

o        различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.

Выпускник научится:

·                    понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

·                    осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

·                    осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить ссобственной и давать ей оценку;

·                    передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

·                    осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

o        понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

o        осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

o        понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ.

Выпускник научится:

·                    эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

·                    понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

·                    создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

·                    создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

·                    наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

·                    использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.

Выпускник получит возможность научиться:

o        анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

o        понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

o        анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства.

Выпускник научится:

·                    различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·                    различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

·                    различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

o        определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

o        понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 

 

 

 

«Согласовано»

на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла

Руководитель ШМО __________________Баланцова И.А.

Протокол №1 от «31» августа 2015г.

 

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР __________________Кондрашкина С.И.

 «31» августа 2015г.


 

Российская Федерация Министерство образования и науки

Российская Федерация Министерство образования и науки

Пояснительная записка. 1. Введение

Пояснительная записка. 1. Введение

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 – 7 классах отводится 105 часов

Всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 – 7 классах отводится 105 часов

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в 6 классе: ·

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в 6 классе: ·

Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной…

Здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной…

Содержание курса. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Содержание курса. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира

Тематическое планирование. № урока

Тематическое планирование. № урока

Жостова и Нижнего Тагила. Комбинирован-ный урок

Жостова и Нижнего Тагила. Комбинирован-ный урок

России, стран Запада и Востока

России, стран Запада и Востока

Зооморфные мотивы в искусстве

Зооморфные мотивы в искусстве

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Диалоги об искусстве. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов

Диалоги об искусстве. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов

Рыцарский замок в культуре средневековой

Рыцарский замок в культуре средневековой

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Комбинирован-ный урок. Диалоги об искусстве

Тема 6. Народный костюм в зеркале истории

Тема 6. Народный костюм в зеркале истории

Как мир хорош в своей красе нежданной…»

Как мир хорош в своей красе нежданной…»

Живая зыбь». Комбинирован-ный урок

Живая зыбь». Комбинирован-ный урок

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Мультимедийные обучающие художественные программы

Мультимедийные обучающие художественные программы

Д Учебно-практическое оборудование 36

Д Учебно-практическое оборудование 36

Модели геометрических тел

Модели геометрических тел

Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»

Язык пластических искусств и художественный образ

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник получит возможность научиться: o определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; o понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств

Выпускник получит возможность научиться: o определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; o понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017