Российская Федерация
Министерство образования и науки
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский
Московской области
|
|
«Утверждаю» |
|
|
Директор МОУ школа № 13 с УИОП г. о. Жуковский _______________/Е.Ф.Тебякина/ |
|
|
Приказ № от 01.09.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству
(базовый уровень)
8 класс
Учитель: |
Киселёва Яна Владимировна |
||||
Классы: |
8А; 8Б; 8В |
||||
Количество часов: |
всего 34, |
в неделю _1_. |
|||
На основе «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 8.04.2015 г. №1/15). |
|||||
УМК: |
«Изобразительное искусство» под руководством Т. Я. Шпикаловой, 2015г. |
||||
2016-2017 учебный год
Предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в 8 классе:
· Формирование основ художественной культуры обучающихся, эмоционально-ценностного отношения к изображению архитектуры в художественном творчестве; формирование интереса, уважительного отношения к культурному наследию России и его сохранению; формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения;
· Развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, самовыражения в процессе создания художественно-пространственной предметной среды; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
· Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и народов мира, выраженной в архитектуре, в национальных образах пространственной среды и развитие интереса к его промышленному производству и дизайну среды; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в объектах искусства прошлого и современности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· Приобретение опыта художественно-творческой деятельности в выполнении изображения архитектуры по законам перспективы с учетом эстетического и психологического воздействия её на состояние человека; в выполнении зарисовок деталей архитектурных построек разных стилей;
· Освоение специфики художественного изображения: композиция, цвет, ритм, взаимоотношения формы и характера в различных материалах и техниках; овладение специальной терминологией, ключевыми понятиями (художник-монументалист, фреска, сграффито, высокий иконостас и др.); освоение художественной культуры во всем многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей.
Содержание курса.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
Язык пластических искусств и художественный образ.
Специфика художественного изображения. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
Средства художественной выразительности.
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
Композиция. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.
Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.
Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.
Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
Виды и жанры пластических искусств.
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.
Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ. Архитектура – летопись времён.
Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.
Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий) по теме |
Планируемые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
||
8-А |
8-Б |
8-В |
||||
Глава 1. Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края. Тема 1. События истории и культуры нашего Отечества, запечатленные в деревянном и каменном зодчестве России. (4 часа) |
||||||
1-3 |
Архитектура городов России в зеркале истории. П/р: зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей. Составление иллюстрированного словаря архитектурных стилей на основе зарисовок деталей архитектурных построек и фотографий (работа в парах). |
|
01.09-17.09 |
|
|
|
4 |
Атрибуты искусства в твоем натюрморте. П/р: Натюрморт в цвете с натуры. Приемы выявления формы предметов при помощи цвета и света. Тоновые отношения предметов. |
!!! |
19.09-24.09 |
|
|
|
Тема 2. Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры. (2 часа) |
||||||
5-6 |
Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России. П/р: зарисовки по памяти или с натуры памятников скульптуры или мемориальных архитектурных сооружений, расположенных фронтально. |
|
26.09-15.10 |
|
|
|
Глава 2. Монументально-декоративное искусство в пространстве культуры. Тема 3. Идеи и формы монументально-декоративного искусства. (6 часов) |
||||||
7 |
Фреска. Сграффито. П/р: упражнения в технике сграффито. |
|
17.10-22.10 |
|
|
|
8 |
Граффити в пространстве города. П/р: стилистики граффити. |
|
24.10-29.10 |
|
|
|
9 |
Мозаика. П/р: декоративная композиция в технике мозаики. |
|
31.10-05.11 |
|
|
|
10-11 |
Витраж. П/р: декоративная композиция в технике витража для оформления окна. |
|
07.11-26.11 |
|
|
|
12 |
Монументально-декоративная живопись вокруг нас. П/р: эскиз проекта композиции для оформления школьного интерьера в технике по выбору учащегося. |
|
28.11-03.12 |
|
|
|
Глава 3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды. Тема 4. Дизайн в промышленном производстве (2 часа). |
||||||
13 |
Транспортные средства. Производство легкового автомобиля. П/р: проектный графический рисунок легкового автомобиля. |
|
05.12-10.12 |
|
|
|
14 |
Дизайн торговой марки продукции. П/р: эскиз новой марки торговой продукции (по замыслу учащегося). |
|
12.12-17.12 |
|
|
|
Тема 5. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 часа) |
||||||
15 |
Российская мода: исторический опыт 18 – начала 20 в. П/р: зарисовка – повтор образцов национального моделирования одежды |
|
19.12-24.12 |
|
|
|
16 |
Мода и дизайн одежды: молодежный стиль 60-х гг. 20 века. П/р: набросок ансамбля молодежной одежды девушки и юноши. |
|
26.12-30.12 |
|
|
|
17 |
Фольклорное направление в моде второй половины 20 в. П/р: эскиз одежды, выполненной в фолк-стиле. |
|
09.01-14.01 |
|
|
|
18 |
Спортивный стиль одежды. П/р: спортивная одежда для разных видов спорта |
|
16.01-21.01 |
|
|
|
Глава 4. Искусство конца 19 – начала 20 в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. 20 века и дальнейшее его развитие. Тема 6. От импрессионизма к авангардной живописи 20 века (6 часов) |
||||||
19-20 |
Субъективное отношение к предметному миру. П/р: изображение листьев, цветов и панно в технике пуантилизма. |
|
23.01-04.02 |
|
|
|
21 |
Анализ и отказ от предметного мира. П/р: преобразование композиции натюрморта в технике кубизма. |
|
06.02-11.02 |
|
|
|
22 |
От примитивизма к абстракции. П/р: беспредметная композиция на основе ассоциативных комбинаций цветовых пятен, линий в технике лучизма. |
|
13.02-18.02 |
|
|
|
23-24 |
Художественная афиша: от модерна в авангарду. П/р: комплект рекламной продукции в стилистике рекламы начала 20 века. |
|
27.02-11.03 |
|
|
|
Тема 7. Отражение современности в советском искусстве. (2 часа) |
||||||
25-26 |
Советское искусство. Соцреализм. П/р: композиция на тему (по выбору) героики труда, воинской службы, материнства на примере повседневной жизни жителей твоего города в стилистике соцреализма. |
|
13.03-25.03 |
|
|
|
Глава 5. Человек в различных сферах деятельности. Техника и искусство. Тема 8. Графика и черчение в профессиональной деятельности человека. (8 часов) |
||||||
27 |
Области применения графики. Состав визуального языка проектной графики. ГОСТ и ЕСКД. П/р: Таблица «ГОСТ 2.303 – 68. Линии». |
|
27.03-01.04 |
|
|
|
28 |
Инструменты. Принадлежности. Оборудование. Простейшие геометрические образы. П/р: Приемы работы с чертежными инструментами. |
|
10.04-15.04 |
|
|
|
29-30 |
Простейшие геометрические построения. П/р: Деление отрезков на равные части и в заданном отношении. Построение углов заданной величины. Деление углов пополам. Деление окружности и построение правильных многоугольников. |
|
17.04-28.04 |
|
|
|
31-32 |
Сопряжения. Циркульные и лекальные кривые. П/р: Построение касательной к окружности. Сопряжения. Циркульные кривые: овалы и завитки. Лекальные кривые. |
|
02.05-13.05 |
|
|
|
33-34 |
Шрифт. П/р: Таблица «Шрифт чертежный (ГОСТ 2.304-81)». Текстовая надпись чертежным шрифтом. |
|
15.05-25.05 |
|
|
|
Итого: |
34 часа |
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство».
Выпускник научится:
· понимать роль и место графики в развитии культуры, ориентироваться в связях графики с наукой и искусством;
· понимать роль графики в создании материальной среды обитания человека;
· осознавать главные темы графики и, обращаясь к ним в собственной деятельности, создавать выразительные образы;
· понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в графике;
· создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства графики: композицию, форму, ритм, линию, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного замысла;
· наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в графике, художественном конструировании;
·
Выпускник получит возможность научиться:
o осознавать необходимость развитого графического искусства в жизни современного человека;
o анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
o понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
o анализировать средства выразительности, используемые архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей художественно-эстетического цикла
Руководитель ШМО __________________Баланцова И.А.
Протокол №1 от «» августа 2016г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР __________________Кондрашкина С.И.
«» августа 2016г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.