Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
07.03.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы по учебному предмету, авторской программы В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева, рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2011. Целью обучения курса «Изобразительное искусство» является приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Программа ИЗО 1-4 классы.doc
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА По    Изобразительному  искусству ( учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее, 1­ 4 классы                            (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов) Количество часов 135                2008г. Программа разработана на основе       примерной программы начального общего   образования   по   изобразительному   искусству, рекомендованной  Министерством образования  и науки РФ /М.: авторской   Просвещение,   программы   по   изобразительному искусству      В. С. Кузина,   «Изобразительное    составлена   в искусство.   1­4   классы»,   /   М.:   Дрофа,   2011./,   соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного   стандарта   общего   начального   образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)  ( примерная или авторская программа/программы, издательство, год издания при наличии)   ,    1 № п\п I. II. III. IV. V. VI. VI.I. VI.II. VI.III. VI.IV. VII. СОДЕРЖАНИЕ Название раздела № страницы Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном  плане Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета (курса) «Изобразительное  искусство» выпускником начальной школы Содержание   учебного   предмета   (курса), результаты   освоения   предмета   по   классам, результаты на конец учебного года   1 класс  планируемые  ожидаемые 2 класс 3 класс 4 класс Система оценки достижения  планируемых результатов  освоения предмета (курса) VIII. Тематическое планирование VIII.I. 1 класс VIII.II. 2 класс VIII.III. 3 класс VIII.IV. 4 класс IX. Учебно­методическое и материально­техническое   обеспечение образовательного процесса 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы по учебному предмету,  авторской   программы   В.С.   Кузина,   Е.В.   Шорохова,   Т.Я.   Шпикаловой,   Э.И. Кубышкиной,   С.П.   Ломова,   С.Е.   Игнатьева,   рекомендованной   Департаментом   общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2011. Целью  обучения   курса   «Изобразительное   искусство»   является  приобщение   к искусству   как   духовному   опыту   поколений,   овладение   способами   художественной деятельности,   развитие   индивидуальности,   дарования   и   творческих   способностей ребенка. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: — развитие   способности   к   эмоционально­ценностному   восприятию   произведений изобразительного   искусства,   выражению   в   творческих   работах   своего   отношения   к окружающему миру, и изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. — освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно­ прикладном,   архитектуре,   дизайне;   о   формах   их   бытования   в   повседневном   окружении ребенка; — овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области   декоративно­прикладного   и   народного   искусства,   лепки   и   аппликации, элементарного дизайна; — воспитание   эмоциональной   отзывчивости   и   культуры   восприятия   произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств;   любви   к   родной   природе;   своему   народу,   Родине,   уважение   к   ее   традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА Для   выполнения   поставленных   цели   и   учебно­воспитательных   задач   программой предусмотрены   следующие   основные   виды   занятий:  рисование   с   натуры   (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка,   аппликация   с   элементами   дизайна,   беседы   об   изобразительном   искусстве   и красоте вокруг нас.  Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов   учащихся.   Для   выполнения   творческих   заданий   учащиеся   могут   выбрать разнообразные художественные  материалы:  карандаш, акварель,  гуашь, сангину или  уголь, тушь,   фломастеры,   цветные   мелки,   кисть,   перо,   палочку   и   др.   Выразительные   рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед   школьниками   объектов   действительности,   а   также   рисование   их   по   памяти   и   по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. 3 С 4 класса начинается изучение детьми закономерности, перспективы, конструкции светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. В   разделе «Живопись» содержание   обучения   направлено   на   развитие   у   детей восприятия   цветовой   гармонии   и   основано   на   рисовании   с   натуры,   по   памяти   и   по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами. Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования,   обогащает   их   знаниями   конструктивного   строения,   композиции,   светотени, гармонии цветовой окраски. Рисование   на   темы —   это   рисование   композиций   на   темы   окружающей   жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных   целенаправленных   наблюдений,   по   воображению   и   сопровождается выполнением   набросков   и   зарисовок   с   натуры.   Содержание   раздела   направлено   на формирование   навыков   соблюдения   пропорций,   грамотного   изображения   конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих   декоративных   композиций,   составления   эскизов   оформительских   работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). В   содержании   раздела   «Декоративная   работа»   раскрывается   значение   народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Понимание   ритма,   гармоничности   цветовых   отношений,   зрительного   равновесия   форм   и цвета, находит применение на уроках технологии  при изготовлении  аппликаций,  игрушек, вышивки. Раздел «Лепка» ­   вид   художественного   творчества,   развивает наблюдательность,   воображение,   эстетическое   отношение   к   предметам   и   явлениям действительности.   Основным   содержанием   этого   раздела   является   лепка   из   пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.   который Аппликация —   это   составление   изображения   из   разнообразных   кусочков   бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). В  содержание   этого  раздела   входит  составление  цветных  наклеенных   рисунков  с натуры: овощей, фруктов, животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.  Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.    III. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В  федеральном   базисном  учебном плане  на  изучение   изобразительного  искусства  в начальной школе отводится 135 часов.  Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс ­33 часа (1 час в неделю), 2 класс — 34 часа (1 час в неделю), 3 класс ­ 34 часа (1 час в неделю), 4 класс ­34 часа (1 час в неделю). IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценностные   ориентиры  образования   конкретизируют   личностный,   социальный   и государственный   заказ   системы   образования   и   отражают   следующие   целевые   установки начального образования в области изобразительного искусства: ­   формирование   основ   гражданской   идентичности  осуществляется   в   процессе восприятия   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур,   национальностей, 4 религий,   уважения   истории   и   искусства   каждого   народа;   анализ   произведений   живописи, графики,   скульптуры,   архитектуры   и   декоративно­прикладного   искусства   как   носителей культурно­исторической   информации,   переживание   их   образного   смысла   способствует развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ­   формирование   психологических   условий   развития   общения   и   сотрудничества осуществляется   в   процессе   доброжелательного   и   доверительного   диалога,   в   процесс образовательных   ситуаций,   стимулирующих   зарождение   у   детей   доверия   и   внимания   к собеседнику,   готовности   к   сотрудничеству   и   дружбе,   оказанию   помощи   тем,   кто   в   ней нуждается.   При   этом   ученик   ставится   в   действенную   позицию,   а   не   получает   лишь теоретическую   информацию.   Создавая   творческий   продукт   на   «важные   темы   жизни»,   он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности; ­   развитие   ценностно­смысловой   сферы   личности  осуществляется   в   процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых   почти   всегда   несёт   идею   любви,   сострадания,   братства,   уважения   семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно­смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса; ­   развитие   умения   учиться  как   первого   шага   к   самообразованию   и   самовоспитанию осуществляется   в   процессе   продуктивных   видов   художественно­творческой   деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует   развитию   широких   познавательных   интересов,   формированию   умений планировать, контролировать и оценивать свою работу; ­   развитие   самостоятельности,   инициативы   и   ответственности   личности  как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что­ то   по   законам   красоты   и   гармонии,   ученик   переполняется   чувством   собственного достоинства:   он   сам   смог,   сам   сделал,   сам   достиг   выразительного   решения   образа,   сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского   изобразительного   творчества,   в   индивидуальных   и   коллективных   социально­ значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.             Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства   в   единстве   процессов   обучения   и   воспитания   обеспечивает   возможность саморазвития   обучающихся,   способствует   развитию   личностных,   коммуникативных   и предметных компетенций младших школьников. V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»  ВЫПУСКНИКОМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;   формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание  чувства гордости за свою  Родину, уважения к традициям  и культуре   других народов; 5  развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки,   на   основе представлений о нравственных нормах;  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  развитие   воображения,   образного   мышления,   пространственных   представлений,   сенсорных способностей;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие   мотивации   к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:  овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;  определять наиболее эффективные способы достижения результата;  формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей;  формирование   умения   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   осуществлять   совместную деятельность. Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:  формирование  первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;  формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;  овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;  овладение   элементарными   практическими   умениями   и   навыками   в   различных   видах художественной   деятельности   (рисунке,   художественном конструировании),   а   также   в   специфических   формах   художественной   деятельности, базирующихся на ИКТ;    скульптуре,   живописи,  развитие   способности   к   созданию   на   доступном   уровне   сложности   выразительного художественного образа. VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА),  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА ПО КЛАССАМ VI.I. 1 КЛАСС (33 ЧАСА) Рисование с натуры (5 ч) Рисование   с   натуры   предметов   с   правильной   передачей   в   рисунках   пропорций, построения   локального   цвета.   Элементарные   способы   конструктивного   построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками. Выполнение   в   цвете   осенних   листьев,   овощей   и   фруктов,   елочных   игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов. 6 Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч) Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные   представления   перспективе:   обозначение   линии   горизонта;   изображение одинаковых   предметов   большими   и   маленькими   в   зависимости   от   удаления,   изображение близких   предметов   ближе   к   нижнему   краю   листа,   более   дальних   ­   выше,   использование приема   загораживания.   Выделение   главного   с   использованием   тонового   и   цветового контрастов. Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок:   волшебные   сказки   и   сказки   о   животных.   Передача   характеров   героев,   наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции. Декоративная работа (9 ч) Декоративная   переработка   формы   и   цвета   реальных   объектов   —   листьев,   цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи   в   традиционных   формах   изделий   (в   силуэтах   по   образу   народных   игрушек,   на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков. Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых   по   форме   цветов,   снежинок,   аппликационное   составление   их   в   простой   узор   и наклеивание на лист картона или бумаги. Лепка (4 ч) Знакомство   с   материалами   для   лепки:   глиной   и   пластилином,   освоение   приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Беседы (2 ч) Восприятие   произведений   искусства.   Темы   бесед:   «Декоративно­прикладное искусство»,   «Виды   изобразительного   искусства   и   архитектуры».   Остальные   беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения Васильев Ф. Оттепель. Васнецов В. Снегурочка. Васнецов Ю.  Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот, петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока­ белобока. Врубель М. Царевна­Лебедь. Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы. Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь. Дейнека А. После дождя. Коровин К. Зимой. Кочергин Н. Чудо­юдо рыба­кит. Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга. Куинджи А.  Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката. Купецио К. Анютины глазки. Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы. Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони Остроухов И. Золотая осень. Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень. 7 Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика! Репин И. Автопортрет. Ромадин Н. Розовый вечер. Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели. Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина. Сидоров В. Тихая моя родина. Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами. Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка. Хруцкий И. Цветы и плоды. Шишкин И. Осень. Юон К. Мартовское солнце; Русская зима.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В 1­М КЛАССЕ Личностные результаты Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙ осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ∙ вносить коррективы в свою работу; Учащиеся получат возможность научиться: ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника;  анализировать   результаты   собственной   и   коллективной   работы   по   заданным 8 ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой  работы. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми  для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения Предметные результаты  Называть   семь   цветов   спектра   (красный,   оранжевый,   жёлтый,   зелёный,   голубой,   синий, фиолетовый),   а   также   стараться   определять   названия   сложных   цветовых   состояний поверхности предметов (светло­зелёный, серо­голубой).  Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).  Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.  Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает  художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).  Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.  Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.  Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.  Правильно  работать акварельными  и гуашевыми красками:  разводить и смешивать  краски ровно   закрывать   ими   нужную   поверхность   (не   выходя   за   пределы   очертания   этой поверхности.  Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных  форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).  Применять примы кистью элементов  декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).  Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).  Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).  Выполнять простые по композиции аппликации. 9 VI.II. 2 КЛАСС (34  часа) Рисование с натуры (7 ч) Рисование  с натуры несложных  по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие   навыков   конструктивного   построения   предметов.   Использование   элементарных навыков   перспективного   изображения   предметов.   Использование   сложного   цвета   при воспроизведении поверхностей различных предметов. Работа   живописными   материалами   в   технике   алла   прима   и   работа   по   сырому акварелью.   Выполнение   в   цвете   осенних   листьев,   цветов,   овощей,   фруктов,   натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок. Рисование на темы, по памяти и представлению(14 ч) Развитие   умения   выражать   первые   впечатления   от   действительности,   отражать результаты   непосредственных   наблюдений   и   эмоций   в   рисунках,   передавать   пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности   чувствовать   красоту   цвета,   передавать   свое   отношение   к   изображаемым объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях.   Иллюстрирование   сказок.   Размещение   изображения   на   листе   бумаги   в соответствии   с   замыслом.   Передача   смысловой   связи   между   объектами   композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Декоративная работа (7 ч) Знакомство с видами народного декоративно­прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов­Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи. Выполнение   эскизов   орнаментов   и   предметов   с   использованием   традиционных народных приемов декорирования. Лепка (5 ч) Развитие   приемов   работы   с   пластилином   или   глиной.   Лепка   фруктов,   овощей, народных игрушек, архангельских пряников. Использование   шаблонов.   Лепка   по   представлению   сказочных   животных. Использование художественно­выразительных средств ­ объема и пластики. Беседы (1 ч) Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения Асламазян М. Праздничный натюрморт. Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам. Васильев Ф. После дождя; Болото в лесу. Васнецов   В.  Автопортрет;   Снегурочка;   Витязь   на   распутье;   Богатырский   скок;   После побоища Игоря Святославича с половцами; Баян; Богатыри; Иван царевич на сером волке; Царевна   Несмеяна;   Спящая   царевна;   Царевна­Лягушка;   Алёнушка;   Эскиз   фасада Третьяковской галереи в Москве. Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных. Врубель М. Богатырь. Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Капли дождя; Пионы. Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки. Дейнека А. После дождя Куинджи А. После дождя; Берёзовая роща. Куприн А. Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином. 10 Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина. Левитан И. Берёзовая роща. Маковский К. Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника. Матисс А. Лебедь; Красные рыбы. Машков И. Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт. Пластов А. Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд. Петров­Водкин К. Натюрморт с яблоками. Поленов В. Бабочки. Репин И.  Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Портрет. П. М. Третьякова. Ромадин Н. Розовый вечер; Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч. Саврасов А. Просёлок. Серов  В.  Автопортрет; Девочка с персиками;  Девушка, освещённая солнцем;  Дети; Мика Морозов; Стригуны на водопое. Домотканово. Сидоров В. Тихая моя родина. Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка. Чарушин Е. Иллюстрации к детским книгам. Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу. Юон К. Русская зима. Лигачёво; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор Троице­Сергиевой Лавры; Купола и ласточки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ВО 2­М КЛАССЕ Личностные результаты Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙ осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ∙ вносить коррективы в свою работу; Учащиеся получат возможность научиться: ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную).  анализировать   результаты   собственной   и   коллективной   работы   по   заданным 11 Познавательные УУД Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника; ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой  работы. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми  для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Ожидаемые результаты к концу 2 года обучения Предметные результаты Учащиеся научатся: называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства; называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России; называть ведущие художественные музеи России; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать   отдельные   произведения   выдающихся   отечественных   и   зарубежных   художников; называть их авторов; сравнивать   различные   виды   и   жанры   изобразительного   искусства   (графики,   живописи, декоративно ­ прикладного искусства); – – – – – – – использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); – применять   основные   средства   художественной   выразительности   в   рисунке   и   живописи   (с натуры,   по   памяти   и   воображению);   в   декоративных   и   конструктивных   работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: самостоятельной творческой деятельности; • 12 • • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения). VI.III. 3 КЛАСС (136 часов) Рисование с натуры (7 ч) Рисование   с   натуры   различных   объектов   действительности   с   передачей   объема   ­ трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего   пространственного   расположения   объектов.   Определение   гармоничного   сочетания цветов   в   окраске   предметов,   использование   приемов   «перехода   цвета   в   цвет»,   «вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов. Рисование на темы, по памяти и представлению (17 ч) Совершенствование   умений   выполнять   рисунки   композиций   на   темы   окружающей   исторических,   иллюстрирование   литературных жизни, произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой   связи   в   сюжете   и   эмоционального   отношения   к   изображаемым   событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.   фантастических   сюжетов, Декоративная работа (7 ч) Углубленное   знакомство   с   народным   декоративно­прикладным   искусством; художественной   росписью   по   металлу   (Жостово)   и   по   дереву   (Городец),   изготовлением набивных   платков   (Павловский   Посад).   Ознакомление   с   русской   глиняной   и   деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами. Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен. Лепка (3 ч) Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица   мороженого»,   «Столяр   за   работой»   и   т.   п.   Беседы   проводятся   в   процессе занятий. Рекомендуемые произведения Айвазовский И. Чёрное море; Феодосия. Закат солнца Алексеев  Ф.  Вид на Воскресенские  и Никольские  ворота и Неглинный  мост от Тверской улицы. 1794 год Бубнов А. Утро на Куликовом поле. Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звёздного неба; Мосты в Аньере; Звёздная ночь над рекой Рона; Звёздная ночь; Ветка цветущего миндаля. Васильев Ф. После грозы; Кучевое облако. Васнецов А. Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. Васнецов  В.  Автопортрет; Палата  царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского­ Корсакова «Снегурочка»; Брусила и берендеи­ребята; Снегурочка и Лель. Врубель М. Интерьеры усадьбы Абрамцево. Герасимов С. Лёд прошёл. Дейнека А. Вечер; Тракторист. Дубовской Н. Родина. Дюрер А. Кролик. Зверьков Е. Весна. Сельский пейзаж. 13 Иванов А. Ветка. Иллюстрации  к детским книгам В. Алфеевского,Ю. Бабака, П. Багина, С. Балинского, О. Васильева   и   Э.  Булатова,   П.   Виноградовой,   А.   Волынской,   Н.   Гольца,   Г.   Дмитриевой,   В. Конашевича,   А.   Кошкина,   П.   Кузьмина,   И.   Латинского,   В.   Лебедева,   Э.   Лисснера,   Г. Лукашевича, М. Майофиса, М. Меженинова, Т. Морковкиной, Г. Нарбута, Е. Попковой, Б. Тржмецкого, А. Тюрина, М. Успенской, Е.Чарушина, Д.Шмаринова, С. Ярового. Корин П. Александр Невский; Портрет маршала  Г. К. Жукова. Куинджи А. Облака; Полдень. Стадо в степи. Кукунов М. Леопард; Лев; Сова; Волк. Кустодиев Б. Масленица. Левитан И. Вечер. Золотой Плёс; Озеро. Русь. Леонардо да Винчи. Зарисовки растений; Лилия. Маковский К. Русская красавица; У околицы; За чаем; Боярыня у окна; За прялкой; Боярский свадебный пир в XVII веке. Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Моне   К.  Автопортрет;   Сад   художника   в   Ветёе;   Кувшинки;   Белые   кувшинки.   Живерни; Нимфеи. Водяные лилии; Скалы в Бель­Иле. Мухина В. Рабочий и колхозница. Пластов А. Жатва; Ужин трактористов; Мама. Рафаэль. Сикстинская Мадонна. Репин И. Портрет В. А. Серова; Портрет Василия Дмитриевича Поленова. Рерих Н. Три радости; Слобода Берендея; Снегурочка; Мороз; Снегурочка и Лель. Серов В. Октябрь. Домотканово; Портрет И. И. Левитана; Рабочие с тачками; Борзые; Волк и журавль; Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет». Сомов К.  Занавес  для свободного театра в Москве;  Арлекин  и дама;  Арлекин  и смерть; Язычок Коломбины. Суриков В. Вид на Кремль; Переход Суворова через Альпы. Ткачёвы А. и С. Матери. Тропинин В. Кружевница Шишкин И. Травки; Последние лучи. Яблонская Т. Хлеб. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В 3­М КЛАССЕ Личностные результаты Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙ осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; 14 ∙ вносить коррективы в свою работу; ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника; ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой  работы. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для  реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Ожидаемые результаты к концу 3 года обучения Предметные результаты  получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного  изображения растительных форм и форм животного мира ; Учащиеся научатся  различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»; – – применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно­оранжевого и жёлто­оранжевого, жёлто­зелёного и сине­зелёного, сине­фиолетового и красно­фиолетового; 15 – добывать   доступные   сведения   о   культуре   и   быте   людей   на   примерах   произведений известнейших   центров   народных   художественных   промыслов   России   (Жостово,   Хохлома, Полхов­Майдан и т.д.); – добывать     начальные   сведения   о   декоративной   росписи   матрёшек   из   Сергиева   Посада, – – – Семёнова и Полхов­Майдана. различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;  узнавать  известные центры народных художественных ремесел России; узнавать ведущие художественные музеи России. Учащиеся получат возможность научится:  выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась  картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);  чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм,  очертаний;  сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в  рисунках с натуры и узорах;  правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное  строение, цвет;  выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером,  цветом главное в рисунке;  соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение  общих очертаний и форм);  чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;  выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм  растительного и животного мира;  использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;  творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы,  обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении  декоративных ягод, трав;  использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в  декоративной композиции;  расписывать готовые изделия согласно эскизу;  применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при  изготовлении игрушек на уроках труда;  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных  художников, называть их авторов;  сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,  декоративно – прикладного искусства). VI. IV. 4 КЛАСС (34 ЧАСА) Рисование с натуры (8 ч) Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения   (фронтальная   и   угловая   перспектива).   Передача   освещения   предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц. Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч) Совершенствование   умений   отражать   в   тематических   рисунках   явления действительности.   Изучение   композиционных   закономерностей.   Средства   художественной выразительности:   выделение   композиционного   центра,   передача   светотени,   использование 16 тоновых   и   цветовых   контрастов,   поиски   гармоничного   сочетания   цветов,   применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях   дня   и   времени   года,   сюжетных   композиций   на   темы   окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений. Декоративная работа (8 ч) Народное   и   современное   декоративно­прикладное   искусство:   народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник;   произведения   художественной   лаковой   миниатюры   из   Палеха   на   темы   сказок; примеры   росписи   Русского   Севера   в   оформлении   предметов   быта   (шкафы,   перегородки, прялки   и   т.   д.).   Дизайн   среды   и   графический   дизайн.   Выполнение   эскизов   предметов   с использованием   орнаментальной  и   сюжетно­декоративной   композиции.   Разработка  эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки. Лепка (2 ч) Лепка фигурных сосудов по мотивам посудыг. Скопина, рельефных изразцов.Лепка героев русских народных сказок. Беседы (3 ч) Темы   бесед:  «Ландшафтная   архитектура»,   «Утро,   день,   вечер.   Иллюзия   света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова. Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости.  Билибин И. Иллюстрации к сказкам. Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе. Брюллов К. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова (2 варианта). Ван Гог В. Автопортрет. Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр­самолёт; Портрет А. И. Куинджи; Баба­ Яга. Венецианов А. Автопортрет. Верещагин В.  Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник­ воин в Джайпуре;   Мавзолей Тадж­Махал в Агре; Японский    нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере. Врубель М. Сирень Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской. Герасимов С. Автопортрет. Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. Горбатов К. Новгород. Пристань. Грабарь И. Автопортрет. Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица;  Голубые танцовщицы; Звезда. Дейнека А. Раздолье. Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского. Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам  Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М.  Петрова, А.Савченко, В. Сутеева. Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар. Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица;  Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова. Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня. Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника. Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен». Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь. 17 Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина. Леонардо да Винчи. Автопортрет. Лермонтов М. Кавказский вид с саклей. Маковский К. В мастерской художника Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши  на Красные ворота. Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня Альбане, рассвет;  Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня;  Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле  Живерни во время заката;  Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета.  Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт,   вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат. Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова. Петров­Водкин К. Натюрморт с яблоками. Поленов В. Московский дворик. Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях. Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и  Людмила»; Садко. Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т.  Шевченко. Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста». Серов В. Автопортрет. Стожаров В. Лён. Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы. Ткачёвы А. и С. Автопортрет. Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах. Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А.  С. Пушкина. Хеда В. Ветчина и серебряная посуда. Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах. Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке.   Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст.  Яблонская Т. Утро. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В 4­М КЛАССЕ Личностные результаты Обучающиеся научатся: ∙ положительно относится  к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: ∙ познавательной мотивации к изобразительному искусству; ∙ чувства уважения к народным художественным традициям России; ∙ внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ∙ эмоционально­ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой  действительности.  Метапредметные результаты. Метапредметные   результаты   освоения   курса   обеспечиваются   познавательными   и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку   художественно­творческая   изобразительная   деятельность   неразрывно связана   с   эстетическим   видением   действительности,   на   занятиях   курса   детьми   изучается 18 общеэстетический   контекст.   Это   довольно   широкий   спектр   понятий,   усвоение   которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме   этого,   метапредметными   результатами   изучения   курса   «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД Учащиеся научатся: ∙ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ∙ выполнять работу по заданной инструкции; ∙ использовать изученные приёмы работы красками; ∙ осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ∙ вносить коррективы в свою работу; ∙ понимать цель выполняемых действий, ∙ адекватно оценивать правильность выполнения задания; ∙ анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; ∙ решать творческую задачу, используя известные средства; ∙ включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД Учащиеся научатся: ∙ «читать» условные знаки, данные в учебнике; ∙ находить нужную информацию в словарях учебника; ∙ вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ∙ различать цвета и их оттенки, ∙ соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  используя справочные материалы учебника; ∙ различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ∙ сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ∙ характеризовать персонажей произведения искусства; ∙ группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ∙ конструировать объекты дизайна. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: ∙ отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; ∙ комментировать последовательность действий; ∙ выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ∙ участвовать в коллективном обсуждении; ∙ выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой  работы. Учащиеся получат возможность научиться: ∙ выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ∙ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ∙ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ∙ строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми  для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). 19 Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения Предметные результаты Обучающиеся научатся:  получат   знания   узнают    о   композиции,   цвете,   приёмах   декоративного   изображения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;  получат   знания   о   художественной   росписи   по   дереву   (Полхов   –   Майдан,   Городец),   по фарфору   (Гжель),   о   глиняной   народной   игрушке   (Дымково),   о   декоративной   росписи   из Сергиева Посада, Семёнова;   об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);  работать  акварельными и гуашевыми красками;  применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.) Обучающиеся получат возможность научиться:  выражать отношение к произведению;  чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;  сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;  изображать форму, строение, цвет предметов;  соблюдать последовательное выполнение рисунка;  определять холодные и тёплые цвета;  выполнять эскизы декоративных узоров;  использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;  применять приёмы народной росписи;  расписывать готовые изделия по эскизу;  применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении  игрушек. VII.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА   Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы Как   решена   композиция:   правильное   решение   композиции,   предмета,   орнамента   (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). Владение   техникой:   как   ученик   пользуется   художественными   материалами,   как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Формы контроля уровня обученности. Викторины Кроссворды 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 20 3. 4. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ Тестирование Виды   учебной   деятельности   учащихся:  Выполнять  простейшие  исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);  осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;  решение  доступных  творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);  простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации,  окончательный образ объекта, определение особенностей объекта.                - - - - - - - - - - - Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков Оценка «5»  ставится, если    обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике; верно   решает   композицию   рисунка,   т.е.   гармонично   согласовывает   между   собой   все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.        Оценка «4»  ставится, если  обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет   подметить, характерное.   но   не   совсем   точно   передаёт   в   изображении   наиболее Оценка «3»  ставится, если  обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.  Оценка «2»   ставится, если  обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. 21 IX. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Методические пособия для учащихся: 1.Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.   – М.: «Дрофа», 2011. 2.Рабочая тетрадь для 1 класс к учебнику «Изобразительное искусство». В.Я. Богатырева  – М.: «Дрофа», 2011.  3.Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин,  Э.И. Кубышкина.  – М.: «Дрофа», 2013 . 4.Рабочая тетрадь для 2 класс к учебнику «Изобразительное искусство»  В.Я. Богатырева  – М.: «Дрофа»,  2011.  5.Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.   – М.: «Дрофа», 2014. 6.Рабочая тетрадь для 3 класс к учебнику «Изобразительное искусство»  В.Я. Богатырева  – М.: «Дрофа»,  2012. 7.Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин  – М.: «Дрофа», 2010 г. 8.Рабочая тетрадь для 4 класс к учебнику «Изобразительное искусство»  В.Я. Богатырева  – М.: «Дрофа»,  2013.   для учителя: Учебно­методическое обеспечение   1.Изобразительное   искусство.   1   класс:   поурочные   планы   по   учебнику   В.С.Кузина,   Э.И. Кубышкиной. Авт.­ сост. О.В. Павлова ­ Волгоград: «Учитель», 2006. 2.Изобразительное   искусство.   2   класс:   поурочные   планы   по   учебнику   В.С.Кузина,   Э.И. Кубышкиной. Авт.­сост. Л.М. Садкова ­ Волгоград: «Учитель», 2006. 3.Изобразительное   искусство.   3   класс:   поурочные   планы   по   учебнику   В.С.Кузина,   Э.И. Кубышкиной. Авт.­сост. Л.М. Садкова. ­ Волгоград: «Учитель», 2006. 4.Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина.  Авт.­сост. С.И. Доля. ­ Волгоград: «Учитель», 2006. 5.Изобразительное   искусство.   1­4   классы.   Обучение   приемам   художественно­творческой деятельности. Авт.­сост. О.В. Павлова.­Волгоград: »Учитель», 2008г. 6.Изобразительное   искусство.   Упражнения,   задания,   тесты.   1­4   классы.   Авт.­сост.   О.В. Свиридова. .­Волгоград: »Учитель», 2009 г. 7. Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. 1­8 классы. Авт.­сост. З.А. Степанчук и др.Волгоград: »Учитель», 2009. 8.Развернутое   тематическое   планирование.   Изобразительноеискуство.   1­8   классы.   По программе В.С. Кузина. Авт.­сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.­ Волгоград: »Учитель», 2012. Программа по курсу «Изобразительное искусство»: Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 1­4 кл. /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./  Москва, издательство «Дрофа»  2010. Вид № п/п 1. 2. 3. МАТЕРИАЛЬНО ­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Название Печатные пособия Энциклопедии по искусству, справочные издания.  Портреты русских и зарубежных художников. Схемы   по   правилам   рисования   предметов,   растений,   деревьев, животных, птиц, человека Экранно – звуковые пособия Количество 3 10 22 1. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. Технические средства обучения (средства ИКТ) 1. Компьютерный класс для начальной школы 1ПК учителя 13 ПК учащихся Мультимедийный проектор Optoma DS 327 Интерактивная доска SmartBoard 480 Принтер Brother DCP­705R Цифровые образовательные ресурсы Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)  http://school­collection.edu.ru Обучающие сайты по рисованию: http://risunok.love2learn.ru/ http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21 http://draw.demiart.ru/ ­ Уроки рисования http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm­ Для урока рисования http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html ­ Школа Карандашика Сайты о художниках: http://www.abcgallery.com/V/vasnetsov/vasnetsov.html ­ Виктор  Васнецов; http://www.abcgallery.com/S/serov/serov.html ­ Валентин Серов http://www.abcgallery.com/R/repin/repin.html ­ Илья Репин; http://www.abcgallery.com/P/polenov/polenov.html ­ Василий Поленов; http://www.abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoy.html ­ Иван Крамской; http://www.abcgallery.com/A/aivazovsky/aivazovsky.html ­ Иван  Айвазовский; http://www.abcgallery.com/L/levitan/levitan.html ­ Исаак Левитан; http://www.abcgallery.com/B/briullov/briullov.html ­ Карл Брюллов Презентации: по видам изобразительных (пластических) искусств; по  жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным про­ мыслам; по декоративно­прикладному искусству; по творчеству ху­ дожников.  Натуральные объекты Муляжи овощей и фруктов, гербарии. Пластмассовые геометрические тела. Керамические изделия (вазы, кринки и др.) Учебно­практическое оборудование Краски акварельные, гуашевые. Бумага АЗ, А4, цветная.  Фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши. Кисти беличьи № 5, 10, 20. Ёмкости для воды. 1 1 1 6 3 23

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК Гармония

Рабочая программа по изобразительному искусству  для 1-4 классов УМК Гармония
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017