Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования
Оценка 5

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Оценка 5
Документация +1
doc
изобразительное искусство
5 кл
10.08.2018
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования
Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса составлена на основе: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; - Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; - Авторской программы для 5 классов общеобразовательных учреждений Т.Я.Шпикаловой 2014 г. - Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.Рабочая программа по изобразительному искусству
РП по ИЗО 5 класс.doc
Пояснительная записка             Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса составлена на основе: ­ Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; ­ Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; ­ Авторской программы для 5 классов общеобразовательных учреждений Т.Я.Шпикаловой 2014 г.  ­ Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.            Основанием выбора данной авторской программы лежит соответствие примерной программе «Изобразительное искусство»   образовательной   области   «Искусство»,   подготовленной   на   основе   обязательного   минимума   содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство, а также программа логически развивает идеи начальной школы,   Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогает детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности.          В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, его научно – теоретическое обоснование   и   практическая   художественная   деятельность   обучающихся.   Изобразительное   искусство   как   предмет   в системе   учебных   дисциплин   общеобразовательной   школы   должен   способствовать   интеллектуальному   развитию, активизации творческих способностей обучающихся независимо от того, кем они станут в дальнейшем.             Главная   цель   художественного   образования  –   формирование   духовной   культуры   личности,   овладение   национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям. Учебный предмет «Изобразительное искусство»   в   общеобразовательной   школе   достигает   этой   цели   с   помощью   содержания,   форм   и   методов   обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.      Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: ­ овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного творчества, лепки и аппликации; ­   развитие   у   детей   изобразительных   способностей,   эстетического   восприятия,   художественного   вкуса,   творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.            Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды   занятий:   рисование   с   натуры   (рисунок,   живопись),   рисование   на   темы   и   иллюстрирование   (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.          Основные виды занятий тесно связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов обучающихся. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» (5 класс)         Авторская программа дополнена занятиями с учетом местных особенностей и возможностей: экскурсии в школьный музей, знакомство с декоративно – прикладным искусством  мастеров г.Мичуринска, изготовление декоративных  работ из природного материала, истории создания картин известных художников  Тамбовской области А.М.Герасимова и др.  Рабочая   программа   по   курсу   «Изобразительное   искусство»   предметной   области   «Искусство»   составлена   в соответствии с требованиями ФГОС, на основе примерной программы по курсу «Изобразительное искусство» (автор ­ Шпикалова Т.Я. М. Просвещение, 2014 г.) Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории ­ исторический жанр в искусстве), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). Изучение   изобразительного   искусства   в   основной   школе   представляет   собой   продолжение   начального   этапа художественно­эстетического  развития личности  и является  важным,  неотъемлемым   звеном  в  системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства   как   социального   явления,   задачами   художественного   образования   и   воспитания,   а   также   многолетними традициями отечественной педагогики.  Большой   вклад   в  достижение   главных   целей   основного   общего   образования   вносит   изучение   изобразительного искусства, которое направлено:  на   развитие   образного   восприятия   визуального   мира   и   освоение   способов   художественного,   творческого самовыражения личности;  на гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;  на развитие способностей к художественно­творческому познанию мира и себя в этом мире;  на подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Программа   по   изобразительному   искусству   разработана   с   учетом   логики   учебного   процесса   общего   среднего образования,   межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   продолжения   формирования   у   учащихся   эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно­творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам   изобразительного   искусства,   изученным   в   начальной   школе,   их   постоянного   углубления   и   более   широкого раскрытия. Изучение   изобразительного   искусства   в   основной   школе   направлено   на   формирование   морально­нравственных ценностей,   представлений   о   реальной   художественной   картине   мира,   и   предполагает   развитие   и   становление эмоционально­образного,   художественного   типа   мышления,   что   наряду   с   рационально­логическим   типом   мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные   в   начальной   школе   навыки   эмоционально­ценностных   отношений,   эстетического   восприятия   мира   и художественно­творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества. Изучение   изобразительного   искусства   дает   возможность   реальной   интеграции   со   смежными   предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы   межпредметных   и   надпредметных   связей,   интеграции   основного   и   дополнительного   образования   через обращение   к   реализации   художественно­творческого   потенциала   учащихся,   синтезу   обучения   и   воспитания, реализуемому   в   проектной   деятельности.   Творческая   деятельность   с   использованием   художественных   материалов   и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в образовательном процессе Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:   возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;   художественный образ и художественно­выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов. Основными видами учебной деятельности учащихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках. Необходимым условием эффективности системы оценивания результатов образовательной деятельности является оптимальное сочетание: ­ коллективных (групповых) и индивидуальных форм оценивания; ­ количественных и качественных показателей успешности образовательной деятельности; ­ статичных (итоговых) и динамичных (процессуальных) методик оценивания; ­  внутреннего   (личностного)   и   внешнего   (социально­репрезентативного)   аспектов   Образовательного   портфолио ученика. ­ итоговая оценка учащихся складывается по результатам Оценки их художественной деятельности в процессе выполнения коллективных заданий или по результатам индивидуально­творческой деятельности при выполнении как отдельных заданий, так и итогового комплексного задания по завершении курса изобразительного искусства. Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется   в   ходе   текущих   и   тематических   проверок   на   уроках,   в   сфере   внеклассной   работы   при   оценке самостоятельной   практико­ориентированной   и  художественно­творческой   деятельности   детей.  Отметим,  что   участие учащихся   в   различных   формах   проектной   и   культурно­досуговой   деятельности   семьи,   класса,   школы   (выставки художественных   работ,   художественные   конкурсы,   оформление   театральных   спектаклей,   интерьера   класса,   своей комнаты, сделанные собственными руками художественные подари – открытка, скульптура малых форм и др. проекты графического дизайна (реклама, фирменный стиль, упаковка и т.п.), промышленного дизайна (посуда, ткани, одежда, бижутерия, парфюмерия   и т.п.), арт­дизайна) является   не  только  важнейшим  условием   становления  художественно­ эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов. Критерии оценивания должны быть понятны и приняты учащимися. проверка знаний может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной (например, один ученик отвечает устно, остальные – письменно). проверка и оценка, как правило, сочетаются с повторением и закреплением знаний. наиболее гибкий метод контроля – устная проверка знаний. письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность всего класса и каждого ученика, Отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако не всегда подходит в начальной школе для проверки теоретических знаний на уроках изобразительного искусства, так как скорость письма не достаточна, и в целях экономии времени, рекомендуется проводить устный опрос. Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение и неодобрение,   награждение   грамотами   и   медалями   и   т.д.).   конечный   результат   складывается   из   двух   составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся (смысловых и формальных). Одним из вариантов оценивания уровня   подготовки   учащихся   является   папка   достижений   –   портфолио,   включающее   лучшие   творческие   работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме «нулевого среза» (1 урок 1  и 4 четвертей), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Контрольные задания и работы проводятся на каждом уроке (текущий контроль) при выполнении творческих работ. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности. Критерии оценки художественно­творческой работы: ­ адекватность выбранного художественного материала; ­ оригинальность замысла; ­ использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа. критериями оценки проектной деятельности может являться следующее: ­ решение проектной проблемы; ­ новизна и оригинальность; ­ владение материалом, в котором проект выполнен; ­ экономичность; ­ эстетичность. Использование   накопленной   оценки   позволяет   отразить   динамику   индивидуальных   достижений   учащимися,   их продвижение   в   освоении   планируемых   результатов,   наглядно   продемонстрировать   нарастающую   успешность художественно­творческой деятельности, Объем и глубину знания искусства и сведений о нем, достижение учащимися более высоких уровней учебных действий репродуктивного и продуктивного характера. Итоговая работа в соответствии с решаемой педагогической задачей может быть проведена в самых разных формах – от отчетной выставки художественных работ до формальной работы. Федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации   отводит   на «Изобразительное искусство» в V классе по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 учебных часов: 5 класс – 35часов;  Виды и формы контроля: тестирования; выставки декоративных, живописных работ, рисунков; викторины. Обучение детей изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов. Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе: в ценностно­ориентационной сфере  формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;  принятие мультикультурной картины современного мира; в трудовой сфере:  формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;  готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; в познавательной сфере:  умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:  в   развитии   художественно­образного,   эстетического   типа   мышления,   формировании   целостного   восприятия мира;   в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;  в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;  в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. В   области   предметных   результатов   общеобразовательное   учреждение   предоставляет   ученику   возможность   на ступени основного общего образования научиться: в познавательной сфере:  познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;  осваивать   основы   изобразительной   грамоты,   особенности   образно­выразительного   языка   разных   видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;  приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;  различать изученные виды пластических искусств;  воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;  описывать   произведения   изобразительного   искусства   и   явления   культуры,  используя   для   этого   специальную терминологию, давать определения изученных понятий; в ценностно­ориентационной сфере:  формировать эмоционально­ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;  развивать   эстетический   (художественный)   вкус   как   способность   чувствовать   и   воспринимать   пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;  понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;  уважать   культуру   других   народов;   осваивать   эмоционально­ценностное   отношение   к   искусству   и   к   жизни, духовно­нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; в коммуникативной сфере:  ориентироваться в социально­эстетических и информационных коммуникациях;  организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; в эстетической сфере:  реализовывать   творческий   потенциал   в   собственной   художественно­творческой   деятельности,   осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;  развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;  воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;  проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор; в трудовой сфере:  применять   различные   выразительные   средства,   художественные   материалы   и   техники   в   своей   творческой деятельности. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры.  Истоки и смысл искусства. Искусство   и   мировоззрение.   Народное   традиционное   искусство.   Роль   изобразительной   символики   и   традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль   художественной   деятельности   человека   в   освоении   мира.  Выражение   в   произведениях   искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные   исторические   эпохи.   Храмовая   живопись   и   зодчество.   Художественно­эстетическое   значение   исторических памятников. Роль визуально­пространственных искусств в формировании образа Родины. Художественный диалог культур. Пространственно­визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности   средств   выразительности   в   художественных   культурах   народов   Запада   и   Востока.   Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека.  Роль искусства в организации предметно­ пространственной среды жизни человека. Искусство   в   современном   мире.  Изобразительное   искусство,   архитектура,   дизайн   в   современном   мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре. Духовно­нравственные проблемы жизни и искусства.  Выражение в образах искусства  нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве. Специфика   художественного   изображения.  Художественный   образ —   основа   и   цель   любого   искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности Художественные   материалы   и   художественные   техники.  Материалы   живописи,   графики,   скульптуры. Художественные техники. Композиция.  Композиция   —   главное   средство   выразительности   художественного   произведения.   Раскрытие   в композиции сущности произведения. Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка. Линия,   штрих,   пятно.  Линия,   штрих,   пятно   и   художественный   образ.   Передача   графическими   средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. Объём   и   форма.  Передача   на   плоскости   и   в   пространстве   многообразных   форм   предметного   мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера. Ритм.  Роль   ритма   в   построении   композиции   в   живописи   и   рисунке,   архитектуре,   декоративно­прикладном искусстве. Изобразительные   виды   искусства.  Живопись,   графика,   скульптура.   Особенности   художественного   образа   в разных   видах   искусства.   Портрет,   пейзаж,   натюрморт;   бытовой,   исторический,   анималистический   жанры.   Сюжет   и содержание   в   произведении   искусства.   Изображение   предметного   мира.   Рисунок   с   натуры,   по   представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества. Конструктивные   виды   искусства.  Архитектура  и  дизайн.   Роль   искусства   в   организации   предметно­ пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Виды   дизайна.   Промышленный   дизайн.   Индустрия   моды.   Архитектурный   и   ландшафтный   дизайн.   Проектная культура.   Проектирование   пространственной   и   предметной   среды.   Графический   дизайн,   арт­дизайн.   Компьютерная графика и анимация. Декоративно­прикладные виды искусства.  Народное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства. Семантика   образа   в   народном   искусстве.   Орнамент  и   его  происхождение.  Виды   орнамента.   Стилизация   и   знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно­прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Изображение   в   синтетических   и   экранных   видах   искусства   и   художественная   фотография.  Визуально­ пространственные   виды   искусства   и   их   значение   в   жизни   людей.   Роль   и   значение   изобразительного   искусства   в синтетических   видах   творчества.   Художник   в   театре.   Изобразительная   природа   экранных   искусств.   Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Основное содержание образования в 5 классе Раздел 1. Образ родной земли в искусстве. (9 часов).  Виды   живописи   (станковая,   монументальная   декоративная)   Виды   графики   (станковая,   книжная,   плакатная, промышленная).   Жанры   пейзажа   и   натюрморта   в   живописи   и   графике.   Художественный   образ   и   художественно­ выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др. Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 часов). Бытовой   жанр   в   живописи   и   графике.  Композиция   (ритм,   пространство,   статика   и   динамика,   симметрия   и асимметрия).   Художественный   образ   и   художественно­выразительные   средства   графики:   линия,   штрих,   пятно   и   др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др. Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. (11 часов).  Художественная   культура   Древней   Руси,   и   своеобразие,   символичность,   обращенность   к   внутреннему   миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно­символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др. Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве. (7  часов) Анималистический   жанр   и   его   особенности.   Плакат   как   вид   графики.   Темы   и   содержание   изобразительного искусства   Др.   Руси:   А.   Рублев   «Троица».   Национальные   особенности   орнамента   в   одежде   разных   народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса основного общего образования
Скачать файл