Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
1 кл—4 кл
28.04.2017
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс
Программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования; Москва «Просвещение» 2015 год, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы внеурочной деятельности учителя математики МБОУ СОШ №18 Нелень Елены Рафаиловны. Упор сделан на УМК "Школа России". В программе спланировано развитие универсальных учебных действий по классам.
2016 моя программа .docx
Краснодарский край, п. Синегорск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №18  муниципального образования Абинский район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от ________ 20__ года протокол № 1                                                                                 Председатель _______     Н. Ю. Форопонова                                                                                                                                               РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА По факультативу «Занимательная математика»  Уровень образования (класс) начальное общее, 1 – 4 класс    Количество часов    135           Учитель   Новосёлова Светлана Витальевна  Программа разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования; Москва «Просвещение» 2015 год, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы внеурочной деятельности учителя математики МБОУ СОШ №18 Нелень Елены Рафаиловны.. Занимательная математика.                         Пояснительная записка. Программа   разработана   на   основе   основной   образовательной   программы начального общего образования; Москва «Просвещение» 2015 год, Федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования. В наше время система общего образования детей подчинена глобальной задаче – интеллектуальному   развитию   личности.   Психолог   Л.С.Выготский   отмечал интенсивное   развитие   интеллекта   в  младшем  школьном   возрасте.      Сейчас   дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С   начала   обучения   мышление   выдвигается   в   центр   психического   развития     и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием   интеллектуализируются   и   приобретают   произвольный   характер. Многочисленные   наблюдения   педагогов,   исследования   психологов   убедительно показали,   что   ребенок,   не   научившийся   учиться,   не   овладевший   приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих В   начальной   школе   перед     учителем   стоит   задача   научить   детей анализировать,   сравнивать   и   обобщать   информацию,   полученную   в   результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. А     ничто   так,   как   математика,   не   способствует   развитию   мышления,   особенно логического,   так   как   предметом   её   изучения   являются   отвлечённые   понятия   и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно,   есть   люди,   которые   способны   развивать   своё   логическое мышление, не соприкасаясь с математикой, однако математика даёт возможность сделать это гораздо эффективнее и более непринуждённо. Мыслительные способности, логическое мышление  можно развивать, вырабатывая в   себе   определённые   навыки   и   умения,   а   главное   –   привычку   думать самостоятельно,   отыскивая   необычные   пути   к   верному   решению.   Этому способствует программа факультатива «Занимательная математика».  Эта программа актуальна в настоящее время, так как ориентирована на  личностный подход в обучении. Отсюда возникает цель: развитие  самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить  умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически  связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в  конечном счете, самостоятельно приобретать знания.                                              Задачи курса занимательной математики для 1—4 классов в соответствии с  требованиями ФГОС НОО являются:  ­ формирование у учащихся основ умения учиться; ­   развитие   их   мышления,   качеств   личности,   познавательного   интереса   к математике;  ­ создание возможностей для математической подготовки каждого ребёнка на высоком уровне;  ­ интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий; ­   формирование   представлений   о   математике   как   части   общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса. Соответственно задачами данного курса являются:  . формирование у учащихся способностей к организации своей учебной  деятельности посредством освоения личностных, познавательных,  регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;  . приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью  получения нового знания, его преобразования и применения;  . формирование специфических для математики качеств мышления,  необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и  в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;  . духовно­нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом  специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных  установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской  российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;  . формирование математического языка и математического аппарата как  средства описания и исследования окружающего мира и как основы  компьютерной грамотности;  . реализация возможностей математики в формировании научного  мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом  возрастных особенностей;  . овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых  для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;  . создание здоровьесберегающей информационно­образовательной среды.  1. Планируемые  результаты освоения курса внеурочной  деятельности. Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих  личностных, метапредметных и предметных результатов:  Личностные результаты  1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к  своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально­этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.  2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об  истории развития математического знания, роли математики в системе  знаний.  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся  мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.  4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения  и интерес к изучению математики.  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступпки,  способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая  саморегуляция.  6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков  сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из  спорных ситуаций.  7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в  творческой деятельности.  8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как  рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.  Метапредметные результаты  1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха  грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.  2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и  сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование,  реализация построенного проекта.  3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе  выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации.  4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого  и поискового характера.  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 6. Способность к использованию знаково­символических средств  математического языка и средств ИКТ для описания и исследования  окружающего мира (для представления информации, создания моделей  изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и  познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.  7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе,  образовательных интернет­ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации  и передачи информации в соответствии с коммуникативными и  познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с  аудио­, видео­ и графическим сопровождением.  8. Формирование специфических для математики логических  операций(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия,  установление причинно­следственных связей, построение рассуждений,  отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного  функционирования в современном обществе; развитие логического,  эвристического и  алгоритмического мышления.  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов. 10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор»,  «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку  зрения.  11. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении  функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность  конструктивно их разрешать.  12. Начальные представления о сущности и особенностях математического  знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе  знаний.  13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм,  множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и  отношения между объектами и процессами различных предметных областей  знания.  14. Умение работать в материальной и информационной среде начального  общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с  содержанием учебного предмета Математика».  Предметные результаты  1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по  получению нового знания, его преобразованию и применению для решения  учебно­познавательных и учебно­практических задач.  2. Использование приобретённых математических знаний для описания и  объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их  количественных и пространственных отношений.  3. Овладение устной и письменной математической речью, основами  логического, эвристического и алгоритмического мышления,  пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки,  наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы,  графики), исполнения и построения алгоритмов.                                                      4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами,  составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать  текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить  алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать,  изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами,  схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять,  анализировать и интерпретировать данные.                                                                5. Приобретение начального опыта применения математических знаний   для решения учебно­познавательных и учебно­практических задач.                              6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.  Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.                      2. Содержание курса.                                                                                                  Место курса в учебном плане.  Программа «Занимательная математика» рассчитана на 4 года обучения детей 6,5­ 10   лет.   Объём   программы   135   часов,   которые   распределяются   следующим образом: 1 год обучения – 33 часа  (1 час в неделю)  2 год обучения – 34 часа (1 час в неделю) 3 год обучения – 34 часа (1 час в неделю) 4 год обучения – 34 часа (1 час в неделю) Первый год обучения Раздел 1. Геометрический калейдоскоп (5 часов)  Игры со спичками. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.  Разрезание и перекладывание плоских фигур. Одним росчерком. Раздел 2. Логика (10 часов) Разгадывание ребусов, шарад с математическим содержанием. Знакомство с  принципом построения и заполнения волшебных, магических квадратов.  Поиск закономерностей. Решение грамматических примеров. Заполнение  занимательных таблиц. Раздел 3. Смекалка для детей (5 часов) Разгадывание математических кроссвордов. Числовые ребусы, содержащие  действия сложения и вычитания. Раздел 4. Решение нестандартных задач (4часа) Задачи­шутки. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи в стихах. Задачи на  определение массы и возраста. Раздел 5. Забавная арифметика (4 часа) «Арифметические орешки». Числовые горизонтали с пустыми клетками, с  заполненными клетками. Задачи с одинаковыми цифрами. Задачи с  единичками. Задачи с двойками, тройками, четвёрками, пятёрками и т. д.  (счёт от 0 до 10) . Заполнение Математических лесенок.  Раздел 6. Из истории математики (3 часа)  Как появились цифры на Руси и в Египте.  Как люди научились считать.  Как  появились знаки + и ­ . «Быстрый и красивый способ счёта для всего  купечества» Ян. Видман. Раздел 7. Олимпиады ( 2часа ) Подготовка и проведение олимпиады. Второй  год обучения Раздел 1. Геометрический калейдоскоп (5 часов) Игры со спичками. Геометрические головоломки. «Семь раз отмерь – один раз отрежь»­ деление фигуры на части по заданию. Разрезание и перекладывание  плоских фигур. Раздел 2. Логика (9 часов) Разгадывание ребусов, шарад, метаграмм с математическим содержанием.  Волшебные, магические квадраты. Решение грамматических примеров. Поиск  закономерностей. Восстановление числовых цепочек. Шифры «буквы­ цифры». Головоломки: «Четыре буквы», «пять букв». Раздел 3. Смекалка для детей (5 часа) Разгадывание математических кроссвордов. Головоломные перестановки и  размещения. Раздел 4. Решение нестандартных задач (4часа) Задачи­шутки. Затейные задачи. Задачи на определение массы и возраста.  Нестандартные задачи. Раздел 5. Забавная арифметика (4 часа)  Цифровые треугольники. Задачи с неизвестными одинаковыми цифрами.  Задачи с одинаковыми цифрами: с единичками, с  двойками, тройками, четвёрками, пятёрками и т. д. (счёт от 0 до 10) .  Числовые ребусы, содержащие действия сложения и вычитания. Раздел 6. Из истории математики (3 часа)  Использование латинских букв в качестве цифр «а» ­1 «в» ­ 2. Индийский способ обозначения чисел. История  о нуле. Сказка про нуль.  Крылатые выражения о нуле.                    История возникновения знаков «х» и «:» . Раздел 7. Олимпиады ( 2часа ) Подготовка и проведение олимпиады. Раздел 8. Практическая логика ( 2 часа ) Умозаключения и высказывания. Классификация. Третий   год обучения Раздел 1. Геометрический калейдоскоп (4 часа)  Китайская головоломка «Танграмм». Геометрия на спичках.  Одним  росчерком. Построение фигур линиями, не отрывая руки от листа. «Семь раз  отмерь – один раз отрежь»  Деление фигуры на части по заданию.  Геометрические головоломки   Раздел 2. Логика (10 часов) Разгадывание ребусов, шарад, метаграмм с математическим содержанием.  Волшебные, магические, латинские квадраты, магические квадраты из  домино. Поиск закономерностей. Восстановление числовых цепочек. Шифры  «буквы­цифры». Головоломки: «Четыре буквы», «пять букв».  Раздел 3. Смекалка для детей (4 часа) Разгадывание математических кроссвордов. Математические фокусы.  Головоломные перестановки и размещения. Числовые ребусы, содержащие  действия сложения и вычитания, умножения и деления. Раздел 4. Решение нестандартных задач (5 часов ) Логические задачи, решаемые построением чертежа. Задачи на определение  массы и возраста. Нестандартные задачи повышенной трудности.  Комбинаторные задачи. Задачи  с экономическим содержанием. Раздел 5. Забавная арифметика (4 часа)  Цифровые треугольники. Задачи с неизвестными одинаковыми цифрами.  Задачи с одинаковыми цифрами: с единичками, с двойками, тройками,  четвёрками, пятёрками и т. д.  Головоломки с неповторяющимися цифрами.  Арифметические ребусы (муха + а = слон). «Арифметические орешки».  Числовые горизонтали с пустыми и заполненными  клетками. Раздел 6. Из истории математики (2 часа)  Время : ­ история появления понятий «сутки», «месяц», «год» , «неделя».  Некоторые единицы массы на Руси: ласт, берковец, пуд, фунт, золотник.   Вместимость сыпучих продуктов: четверик – 26 л., гарнец – 3 л.   Вместимость жидкостей: 1 ведро – 13 л., 1 штоф – 1 л.     Раздел 7. Олимпиады ( 2 часа ) Подготовка и проведение олимпиады. Раздел 8. Практическая логика ( 3 часа ) Умозаключения и высказывания. Истинные и ложные высказывания.   Классификация. Имена. Конкретные и абстрактные. Общие, единичные  и  пустые. Противоречащие и противоположные. Отношения между объёмами  имён (круговые схемы)   Четвёртый   год обучения Раздел 1. Геометрический калейдоскоп (4 часа)  Китайская головоломка «Танграмм». Геометрия на спичках.  «Одним  росчерком»­ построение фигур линиями, не отрывая руки от листа. «Семь раз  отмерь – один раз отрежь»  Деление фигуры на части по заданию.  Окружность, радиус, диаметр, касательная. Виды треугольников, построение.  Раздел 2. Логика (10 часов) Разгадывание ребусов, шарад, метаграмм с математическим содержанием.  Логогрифы.  Магические квадраты, магические квадраты из домино. Поиск  закономерностей. Восстановление числовых цепочек. Числовые фигуры.  Дерево возможностей. Раздел 3. Смекалка для детей (4 часа) Разгадывание математических кроссвордов. Математические фокусы.  Головоломные перестановки и размещения. Числовые ребусы, содержащие  действия сложения и вычитания, умножения и деления. Раздел 4. Решение нестандартных задач (5 часов ) Логические задачи, решаемые построением чертежа. Задачи на определение  массы и возраста. Нестандартные задачи повышенной трудности.  Комбинаторные задачи. Задачи  с экономическим содержанием. Старинные  задачи. Раздел 5. Забавная арифметика (4 часа)  Цифровые треугольники. Задачи с неизвестными одинаковыми цифрами.     Головоломки с неповторяющимися цифрами. Арифметические ребусы (муха  + а = слон). «Арифметические орешки». Числовые горизонтали с пустыми и  заполненными  клетками. Раздел 6. Из истории математики (2 часа) Календарь.  Родина календаря – Древний Египет. ­ Усовершенствование календаря Юлием Цезарем. Календарная лексика. Раздел 7. Олимпиады ( 2 часа ) Подготовка и проведение олимпиады. Раздел 8. Практическая логика ( 3 часов ) Умозаключения и высказывания. Истинные и ложные высказывания.  Дедуктивные индуктивные умозаключения.  Классификация. Имена.  Конкретные и абстрактные. Общие, единичные  и пустые. Противоречащие и  противоположные. Отношения между объёмами имён (круговые схемы).  Силлогизмы правильные и неправильные. Парадоксальная логика.   3.Календарно – тематическое планирование.  Наименование темы Геометрический калейдоскоп Смекалка для детей Решение нестандартных задач Забавная арифметика 1 2 Логика 3 4 5 6 Из истории математики 7 Практическая логика 8 Олимпиады Всего часов Всего часов 2 год 5 9 5 4 4 3 2 2 34 3 год 4 10 4 5 4 2 3 2 34 4 год 4 10 4 5 4 2 3 2 34 1 год 5 10 5 4 4 3 ­ 2 33  Учебно­тематический план 1 года обучения Тема Кол.ч ас. Геометрический калейдоскоп 5 4 Кол.ч. Ауд. Вне ауд. 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 № 1 2 3 4 5 6 7 8 № Логика Смекалка для детей Решение нестандартных задач Забавная арифметика  Из истории математики Практическая логика Олимпиады Итого Учебно­тематический план 2 года обучения Тема Геометрический калейдоскоп Логика Смекалка для детей Решение нестандартных задач Забавная арифметика  Из истории математики Практическая логика Олимпиады Итого 10 5 4  4 3 ­ 2 9 4 2 2 3 ­ 2 33 26 1 1 2 2 ­ ­ ­ 7 Кол.ч ас. Кол.ч. Ауд. Вне ауд. 5 9 5 4 4 3 2 2 4 8 4 2 2 3 1 2 34 26 1 1 1 2 2 ­ 1 ­ 8 Учебно­тематический план 3 года обучения Тема Кол.ч Кол.ч. Геометрический калейдоскоп Логика Смекалка для детей Решение нестандартных задач Забавная арифметика  Из истории математики Практическая логика Олимпиады Итого Учебно­тематический план 4 года обучения Тема Геометрический калейдоскоп Логика Смекалка для детей Решение нестандартных задач Забавная арифметика  Из истории математики Практическая математика Олимпиады 1 2 3 4 5 6 7 8 № 1 2 3 4 5 6 7 8 ас. 4 10 4 5 4 2 3 2 Ауд. Вне ауд. 2 9 2 2 2 3 2 2 2 1 2 2 2 ­ 1 ­ 34 24 10 Кол.ч ас. 4 10 4 5 4 2 3 2 Кол.ч. Ауд. Вне ауд. 2 9 2 2 2 3 2 2 2 1 2 2 2 ­ 1 ­ Итого 34 24 10 объединения у                                                                   29.08.2016   Новосёлова С.В.                               «____» ______________ 2016 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО  Учителей начальных классов                              директор_______________ Н. Ю. Форопонова СОГЛАСОВАНО

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 - 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017