Рабочая программа по литературе 7 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 7 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
7 кл
19.01.2017
Рабочая программа по литературе 7 класс
Продолжительность учебного года в 7 классе составляет 35 учебные недели. В соответствии с этим рабочая программа составлена на 70 часов. В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся. Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность развивать интеллектуальные способности обучающихся, формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики.
Литература рп 7 класс.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Согласовано:      руководитель       научно­методического совета      Н.А.Костина      _____________________      «___»__________ 2016 г.                                                                 Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ № 4» О.В. Мигунова _________________________ «____»_____________2016 г. Рабочая программа по литературе 7 «А» класс 2016­2017 учебный год Учитель: Зюзина Е.Е.           Квалификационная категория: нет Программа рассмотрена на заседании школьной предметной кафедры Протокол №__ от «___» _____________ 2016г. Руководитель ______________________ /___________________/                                подпись                               расшифровка Миасский городской округ 2016 год 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  по литературе для 7 класса  составлена на основе следующих нормативно­ правовых и инструктивно­методических документов: Приказ   МО   РФ   №   1089   от   05.03.2004   г.   «Об   утверждении   федерального   компонента государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и среднего (полного) общего образования». • Приказ МО и Н Челябинской области  №01/1839 от  30.05.2014 «О внесении изменений в областной   базисный   учебный   план   для   общеобразовательных   организаций   Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования. • Примерные   программы  основного  общего     образования   по   литературе.   Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005 г. № 03– 126).  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых   к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего образования» • Приказ МО РФ от 08.06.2015  № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 31 марта 2014 г. N 253» • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009  № 03/3404 «О   разработке   рабочих   программ   курсов,   предметов,   дисциплин   (модулей)   в общеобразовательных учреждений Челябинской области». • Приложение   к   письму   Министерства   образования   и   науки   Челябинской   области   от 17.06.2016 № 03­02/5361 «Об особенностях преподавания учебного предмета «Литература» в 2016/2017 учебном году»   Учебный план МАОУ «СОШ №4» для учащихся 7­9 классов, обучающихся по ФК ГОС на 2016­2017 учебный год. Главными целями изучения предмета «Литература» являются: •     формирование   духовно   развитой   личности,   обладающей   гуманистическим мировоззрением,   национальным   самосознанием   и   общероссийским   гражданским   сознанием, чувством патриотизма; •   развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; •     постижение   обучающихся   вершинных   произведений   отечественной   и   мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; •     поэтапное,   последовательное   формирование   умений   читать,   комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; •     овладение   возможными   алгоритмами   постижения   смыслов,   заложенных   в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; •     овладение   важнейшими   общеучебными   умениями   и   универсальными   учебными действиями   (формулировать   цели   деятельности,   осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);   планировать   ее, •     использование   опыта   работы   с   произведениями   художественной   литературы   в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании1. Задачи изучения предметного курса: •   сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; •  помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; •     помочь   освоить   теоретические   понятия,   которые   способствуют   более   глубокому постижению конкретных художественных произведений; •   помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; •  воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; •  научить использовать литературу для повышения речевой культуры; •  совершенствовать устную и письменную речь. 2.Общая характеристика учебного предмета Литература   как   учебный   предмет   обладает   огромным   воспитательным   потенциалом, дающим   учителю   возможность   развивать   интеллектуальные   способности   обучающихся, формировать   их   ценностно­мировоззренческие   ориентиры,   которые   позволят   адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке его приоритетных целей: •   воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем   обогащении,   расширении   культурного   кругозора   и   реализации   накопленного духовного опыта в общественной практике; •  формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой   личности,   признании   за   нею   права   на   свободное   развитие   и   проявление   ее творческих способностей; •   формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции; •  воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, уважения к истории и традициям других народов; •     развитие   нравственно­эстетического   подхода   к   оценке   явлений   действительности, стремления   к   красоте   человеческих   взаимоотношений,   высокие   образцы   которых представлены в произведениях отечественной классики; •   приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых   для   полноценного   усвоения   литературы   как   учебной   дисциплины   и   вида искусства2. 3.Место учебного предмета «Литература» в учебном плане школы. Согласно режиму работы МАОУ «СОШ №4» на 2016­2017 учебный год,  продолжительность учебного года в 7 классе составляет 35 учебные недели. В соответствии с  этим рабочая программа составлена на 70 часов.  В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие  письменной речи обучающихся. 4.Содержание учебного предмета ВВЕДЕНИЕ (1 ч). Изображение   человека   как   важнейшая   идейно­нравственная   проблема   литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч). Предания.   Поэтическая   автобиография   народа.   Устный   рассказ   об   исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки­ведьмы», «Петр и плотник». Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Калевала», «Песнь о Роланде». «Вольга и Микула Селянинович».  Воплощение нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей­разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.  (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.) Новгородский   цикл   былин.  «Садко».  Своеобразие   былины,   поэтичность.   Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.) «Калевала»  –   карело­финский   мифологический   эпос,   отражение   жизни   народа,   его национальных   традиций,   обычаев,   трудовых   будней   и   праздников.   Кузнец   Ильмаринен   и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело­финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.) «Песнь   о   Роланде»  (фрагменты).  Французский   средневековый   героический   эпос. Историческая  основа   сюжета  о  Роланде.  Обобщенное  общечеловеческое  и   национальное  в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании героя. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические   жанры   фольклора   (развитие   представлений).   Гипербола   (развитие представлений). Былина. Руны, логический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные   представления).   Общечеловеческое   и   национальное   в   искусстве   (начальные представления). Пословицы, поговорки (развитие представлений). ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч). «Поучение»   Владимира   Мономаха  (отрывок),  «Повесть   о   Петре   и   Февронии Муромских».  Нравственные   заветы   Древней   Руси.   Внимание   к   личности,   гимн   любви   и верности. Народно­поэтические мотивы в повести. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Поучение   (начальные   представления).   Житие   (начальные представления).  «Повесть   временных   лет». уважительного отношения к книге.  Отрывок   «О   пользе   книг».   Формирование   традиции Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Летопись (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч). Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Ода (начальные представления).  Гавриил   Романович   Державин.  Краткий   рассказ   о   поэте.  «Река   времен   в   своем стремленьи...»,  «На  птичку...»,  «Признание».  Размышления   о   смысле   жизни,   о   судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.  «Полтава»   («Полтавский   бой»),   «Медный   всадник»  (вступление   «На   берегу пустынных   волн...»),  «Песнь   о   вещем   Олеге».  Интерес   Пушкина   к   истории   России. Мастерство   в   изображении   Полтавской   битвы,   прославление   мужества   и   отваги   русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).   Авторское   отношение   к   героям.   Летописный   источник   «Песни   о   вещем   Олеге». Особенности   композиции.   Своеобразие   языка.   Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие представлений).  «Борис   Годунов»  (сцена   в   Чудовом   монастыре).  Образ   летописца   как   образ древнерусского   писателя.   Монолог   Пимена:   размышления   о   труде   летописца   как   о нравственном   подвиге.   Истина   как   цель   летописного   повествования   и   как   завет   будущим поколениям. «Станционный   смотритель».  Повествование   от   лица   вымышленного   героя   как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ   рассказчика.   Судьба   Дуни   и   притча   о   блудном   сыне.   Изображение   «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Повесть (развитие представлений). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  «Песня   про   царя   Ивана   Васильевича,   молодого   опричника   и   удалого   купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности   сюжета   поэмы.   Авторское   отношение   к   изображаемому.   Связь   поэмы   с произведениями   устного   народного   творчества.   Оценка   героев   с   позиций   народа.   Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое на земле. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (развитие представлений). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.  «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей­запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.   Противопоставление   Остапа   Андрию,   смысл   противопоставления.   Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Историческая   и   фольклорная   правда   произведения.   Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений). Иван   Сергеевич   Тургенев.  Краткий   рассказ   о   писателе.  «Бирюк».  Изображение   быта крестьян,   авторское   отношение   к   бесправным   и   обездоленным.   Характер   главного   героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная  опора человека.  «Близнецы», «Два богача».  Нравственность и человеческие взаимоотношения.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Стихотворения   в   прозе.   Лирическая   миниатюра   (начальные представления). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.  «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления   у   парадного   подъезда».  Боль   поэта   за   судьбу   народа.   Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Поэма (развитие представлений). Трехсложные размеры стиха (развитие   представлений).   Историческая   поэма   как   разновидность   лироэпического   жанра (начальные представления).  Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.  Исторические   баллады  «Василий   Шибанов»  и  «Князь   Михайло   Репнин». Воспроизведение  исторического  колорита   эпохи.   Правда   и  вымысел.   Тема   древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Историческая баллада (развитие представлений). Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин. Краткий рассказ о писателе.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.) Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Гротеск   (начальные   представления).   Ирония   (развитие представлений). Лев   Николаевич   Толстой.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство,   юность,   начало литературного творчества).  «Детство».  Главы   из   повести:   «Классы»,   «Наталья   Савишна»,   «Маmаn»   и   др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Автобиографическое художественное произведение (развитие представлений). Герой­повествователь (развитие представлений). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.  «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник».  Многогранность  комического  в  рассказах  А.  П.  Чехова.  (Для чтения и обсуждения.) Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Сатира   и   юмор   как   формы   комического   (развитие представлений).  «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» (обзор) (1 ч). Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.  В.   Жуковский  «Приход   весны»,  И.   Бунин  «Родина»,  А.   Толстой  «Край   ты   мой, родимый край...», «Благовест».  Поэтическое   изображение   родной   природы   и   выражение   авторского   настроения, миросозерцания. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18 ч). Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.  «Цифры».  Воспитание детей в семье. Герой рассказа: гость взаимопонимания  детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.  Алексей Максимович Горький. Краткий рассказ о писателе.  «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».   Дед   Каширин.   «Яркое,   здоровое,   творческое   в   русской   жизни»   (Алеша,   бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.  «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений). Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.  «Кусака».  Чувство   сострадания   к   братьям   нашим   меньшим,   бессердечие   героев. Гуманистический пафос произведения. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэта в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного слова, словотворчество Маяковского.  «Хорошее   отношение   к   лошадям».  Два   взгляда   на   мир:   безразличие,   бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Лирический   герой   (начальные   представления).   Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).  Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.  «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.   Любовь   и   ненависть   окружающих   героя   людей.   Юшка   –   незаметный   герой   с большим   сердцем.   Осознание   необходимости   сострадания   и   уважения   к   человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа. Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.  «Июль», «Никого не будет в доме...».  Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Сравнение, метафора (развитие представлений). Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.  «Снега потемнеют синие...», «Июль –  макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.  Т е о р и я  л и т е р а т у р ы. Лирический герой (развитие представлений). На дорогах войны (внеклассное чтение). Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность,   трудности   и   радости   грозных   лет   войны   в   стихотворениях   поэтов   – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).  Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О   чем   плачут   лошади».  Эстетические   и   нравственно­экологические   проблемы, поднятые в рассказе.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Литературные традиции (развитие представлений). Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.  «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».  Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.  Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.  «Тихое   утро».  Взаимоотношения   детей,   взаимопомощь,   взаимовыручка.   Особенности характера   героев   –   сельского   и   городского   мальчиков,   понимание   окружающей   природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Дмитрий Сергеевич Лихачев.  «Земля родная»  (главы из книги).  Духовное напутствие молодежи. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Публицистика   (развитие   представлений).   Мемуары   как публицистический жанр (начальные представления).  ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (1 ч). М. Зощенко. Слово о писателе.  Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.  «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…» (обзор) (1 ч). Стихотворения   о   Родине,   родной   природе,   собственном   восприятии   окружающего   (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных   настроений,   состояний   человека   через   описание   картин   природы.   Общее   и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.  ПЕСНИ НА СТИХИ ПОЭТОВ XX ВЕКА (1 ч). А. Вертинский  «Доченьки»,  И. Гофф  «Русское поле»,  Б. Окуджава  «По Смоленской дороге...».  Лирические   размышления   о   жизни,   быстро   текущем   времени.   Светлая   грусть переживаний.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Песня   как   синтетический   жанр   искусства   (начальные представления).  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч). Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.  «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда не верю...»  (из цикла «Восьмистишия»). Возвращение   к   истокам,   основам   жизни.   Осмысление   зрелости,   собственного   возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 ч). Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность».  Представления народа о справедливости и честности. Народно­ поэтический характер произведения.  Джодж Гордон Байрон  «Ты кончил жизни путь, герой!..».  Тема, идея, нравственная направленность произведения. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.  Японские   хокку  (трехстишия).   Изображение   жизни   природы   и   жизни   человека   в   их нерасторжимом   единстве   на   фоне   круговорота   времен   года.   Поэтическая   картина, нарисованная одним­двумя штрихами.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Особенности жанра хокку (хайку) (начальные представления). О.   Генри  «Дары   волхвов».  Сила   любви   и   преданности.   Жертвенность   во   имя   любви. Смешное и возвышенное в рассказе.  Т е о р и я   л и т е р а т у р ы . Рождественский рассказ (развитие представления). Рей   Дуглас   Брэдбери  «Каникулы».  Фантастические   рассказы   Рея   Брэдбери   как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Т е о р и я   л и т е р а т у р ы .   Фантастика   в   художественной   литературе   (развитие представлений).  5.Тематическое планирование № п/п Наименование разделов В том числе Всего часов на уроки уроки развития речи уроки внеклассного чтения 1 Введение 2­7 Устное народное творчество 8­9 Древнерусская литература 10­ 11 12­ 38 39 «Край ты мой, родимый край...» 40­ 57 Из русской литературы XVIII века  Из русской литературы XIX века Произведения русских писателей  ХХ века 1 6 2 2 27 1 18 1 4 2 2 21 1 11 – 1 – – 4 – 4 – 1 – – 2 – 3 № п/п Наименование разделов В том числе Всего часов на уроки уроки развития речи уроки внеклассного чтения 58 Писатели улыбаются 59 «Тихая моя Родина…» 60 Песни на стихи поэтов XX века 61 Из литературы народов России 62­ 66 67 Детективная литература 68­ 70 Зарубежная литература Итоговые уроки 1 1 1 1 5 1 3 1 ­ ­ 0 3 ­ 3 Итого 70 49 – – – – – ­ ­ 9 – 1 1 1 2 1 ­ 12 6.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №  п/п Тема урока. Основное содержание урока. 1 2 3 4 Введение. Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь…»  Устное народное творчество.  Предания.  Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» Русские былины Киевского и  Новгородского циклов. Практическая часть (НРЭО, р/р, пр.р) Дата План Факт Вторая неделя  сентября Вторая неделя  сентября Третья неделя  сентября Третья неделя  сентября 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 « Внеклассное чтение. Былина  «Илья Муромец и Соловей­разбойник» Наизусть отрывок по выбору  учащихся. Поэма «Песнь о Роланде» – вершина  французского эпоса Пословицы и поговорки Русские летописи. «Повесть  временных лет» Повесть о Петре и Февронии Муромских» М.В. Ломоносов.  «К статуе Петра  Великого», «Ода на день восшествия  на Всероссийский престол ея  Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Наизусть отрывок по выбору  учащихся. Г.Р. Державин. «Река времен в своем  стремленьи…», «На птичку…»,  «Признание». А.С.Пушкин .Слово о поэте. Интерес  Пушкина к истории. «Полтава". Пётр  I в поэме "Полтава". Медный всадник". Деяния Петра I.  Петербург Пушкина. Выражение  любви к Родине. Образ автора в  отрывке из поэмы .А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественное воспроизведение  быта и нравов Древней Руси. Наизусть отрывок по выбору  учащихся А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена  в Чудовом монастыре). Образ  летописца Пимена. Значение труда  летописца в истории культуры.  Составление словаря речи Пимена,  монаха и летописца. Наизусть отрывок Урок внеклассного  чтения Четвертая неделя  сентября Четвертая неделя  сентября Пятая неделя  сентября Пятая неделя  сентября Вторая неделя  октября Вторая неделя  октября Четвертая неделя  октября Четвертая неделя  октября Пятая неделя  октября Пятая неделя  октября Урок развития  речи. Шестая неделя  октября. 16 А.С.Пушкин «Станционный  смотритель» ­ произведение из цикла  Первая неделя  ноября 17 18 19 20 21 22 23 24 «Повести Белкина». Изображение  «маленького человека», его  положения в обществе. А.С.Пушкин «Станционный  смотритель»: автор и герои. Судьба  Дуни и притча о блудном сыне.  Анализ эпизода «Самсон Вырин у  Минского» или «Дуня на могиле  отца».  М.Ю.Лермонтов. "Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого  опричника и удалого купца  Калашникова" – поэма об  историческом прошлом России.  Конфликт и система образов. Наизусть отрывок по выбору  учащихся Фольклорные начала в «Песне про  царя Ивана Васильевича…».  Особенности сюжета и  художественной формы поэмы.  Образы гусляров и образ автора. М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется  желтеющая нива…», «Молитва»,  «Ангел». Проблема гармонии  человека и природы. Мастерство  поэта в создании художественных  образов.  Наизусть  по выбору учащихся  Контрольная работа по творчеству  А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова Первая неделя  ноября Вторая неделя  ноября Практикум. Вторая неделя  ноября Третья неделя  ноября Контрольная работа в виде теста с развернутым ответом Третья неделя  ноября Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и  фольклорная основа повести. Тарас  Бульба и его сыновья. Н.В.Гоголь  «Тарас Бульба»: Остап и  Андрий. Патриотический пафос  повести. Особенности изображения  людей и природы.   Основные проблемы повести:  прославление боевого товарищества и осуждение предательства.  Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей­запорожцев. Речь  Тараса о товариществе и  подтверждение справедливости её  Четвертая неделя  ноября Первая неделя  декабря Вторая неделя  декабря 25 26 27 28 29 30 31 жизнью и гибелью Тараса Бульбы.  Героизм и самоотверженность  Подготовка к домашнему сочинению  по повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»: «»Авторская оценка образа  Тараса Бульбы», «Сравнительная  характеристика Остапа и Андрия в  повести Гоголя «Тарас Бульба»,  «Описание степи  в  повести  Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». И.С.Тургенев. Слово о писателе.  Цикл рассказов «Записки охотника»  и их пафос. «Бирюк» как произведение о  бесправных и обездоленных.  Характер главного героя. И.С.Тургенев. Стихотворения в  прозе. «Русский язык», «Близнецы»,  «Два богача». Авторские критерии  нравственности в стихотворениях в  прозе. Особенности жанра.  Наизусть статья  «Русский язык» Н.А.Некрасов. Слово о поэте.  «Русские женщины», «Княгиня  Трубецкая». Развитие понятия о  поэме. Историческая основа поэмы.  Величие духа русской женщины.  Обучение выразительному чтению.  Анализ эпизода «Встреча княгини  Трубецкой с губернатором  Иркутска». Практикум. Наизусть отрывок по выбору  учащихся Н.А.Некрасов. «Размышления у  парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. . Боль  поэта за судьбу народа, возмущение  праздной, пустой жизнью вельможи.  Антитеза в стихотворении. Лексика,  ритмика, настроение, выраженное в  стихотворении. А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов»  и «Князь Михайло Репнин» Смех сквозь слезы или «Уроки  Щедрина».   М.Е.Салтыков­Щедрин.  «Сказки для детей изрядного  возраста». «Повесть о том, как один  Урок развития  речи.  Дом. сочинение  Вторая неделя  декабря Третья неделя  декабря Урок развития  речи. Третья неделя  декабря Четвертая неделя  декабря Урок внеклассного  чтения Четвертая неделя  декабря Пятая неделя  декабря Пятая неделя  декабря мужик двух генералов прокормил».  Сатирическое изображение  нравственных пороков общества.  Смысл противопоставления  генералов и мужика. Нравственное  превосходство человека из народа и  авторское осуждение его покорности. М.Е.Салтыков­Щедрин. "Дикий  помещик". Аллегория и сатира в  сказке. Смысл названия сказки.  Понятие о гротеске.  Урок развития  речи. Сочинение на литературоведческ ую тему Третья неделя  января Л. Н. Толстой «Детство».  Автобиографический характер  повести. Сложность  взаимоотношений детей и взрослых.  Л. Н. Толстой «Детство». Главный  герой повести. Его чувства, поступки  и духовный мир. Детство как  открытие мира; самосознание  ребёнка, драматическое познание им  противоречий жизни. Урок контроля. Произведения Н.В.  Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А.  Некрасова, М.Е. Салтыкова­ Щедрина, Л.Н. Толстого. Смешное и грустное рядом, или  «Уроки Чехова». А.П. Чехов  «Хамелеон». Проблематика рассказа.  Живая картина нравов. А.П. Чехов «Хамелеон». Средства  создания комического. «Говорящие  фамилии» как средство  юмористической характеристики.  Два лица России в рассказе  А.П.Чехова «Злоумышленник»  Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова  «Тоска», «Размазня» и др.  Стихи русских поэтов XIX века о  родной природе. В.А.Жуковский  «Приход весны», А.К.Толстой «Край  ты мой, мой родимый край…»,  «Благовест», И.А.Бунин «Родина». Наизусть  по выбору учащихся. И.А. Бунин «Цифры». Воспитание  детей в семье. Сложность  взаимопонимания детей и взрослых. Третья неделя  января Четвертая неделя  января Урок контроля. Тест. Четвертая неделя  января Пятая неделя  января Пятая неделя  января Урок внеклассного  чтения.  Шестая неделя  января Практикум. Первая неделя  февраля Вторая неделя  февраля 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Урок развития  речи. Вторая неделя  февраля Третья неделя  февраля Третья неделя  февраля Урок внеклассного  чтения. Четвертая неделя  февраля Четвертая неделя  февраля Первая неделя  марта Урок внеклассного  чтения. Вторая неделя  марта 41 42 43 44 45 46 47 И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный  смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к  сочинению «Золотая пора детства» в  произведениях Л.Н.Толстого и  И.А.Бунина» А. М. Горький. Повесть «Детство»:  темные стороны жизни. Смысл  названия повести, её  автобиографический характер.  Изображение «свинцовых мерзостей  жизни». Дед Каширин. Изображение  быта и характеров. А. М. Горький. Повесть «Детство»:  светлые стороны жизни. Яркое,  здоровое, творческое в русской  жизни" (Алёша, Бабушка, Цыганок,  Хорошее дело). Быт и характеры.  Вера в творческие силы народа.  Развитие понятия об  автобиографической повести. М.Горький "Легенда о Данко" из  рассказа «Старуха Изергиль».  Романтический характер легенды  Работа над художественным  пересказом отрывка. Л.Андреев. Рассказ "Кусака".  Сострадание и бессердечность как  критерии нравственности.  Гуманистический пафос  произведения В.Маяковский. Слово о  поэте."Необычайное приключение,  бывшее с Владимиром Маяковским  летом на даче". Представления  В.Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора.  Роль фантастических картин Ранние стихи Маяковского как  отражение души поэта.  "Послушайте!", "Хорошее отношение  к лошадям".  Наизусть  по выбору учащихся  ("Хорошее отношение к  лошадям","Необычайное  приключение, бывшее с Владимиром  Маяковским летом на даче"). 48 А.Платонов "Юшка". Главные герой  произведения, его непохожесть на  Вторая неделя  марта 49 50 51 52 53 54 55 56 57 окружающих людей, душевная  щедрость. Призыв к состраданию и  уважению к человеку. А.Платонов. «В прекрасном и  яростном мире». Труд как основа  нравственности. Вечные  нравственные ценности. Язык прозы  Платонова. Классное контрольное сочинение  «Нужны ли в жизни сочувствие и  сострадание?» (по произведениям  писателей ХХ века) Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.  «Июль», «Никого не будет дома…».  Своеобразие картин природы в  лирике Пастернака. Способы  создания поэтических образов.  А.Т.Твардовский. Слово о поэте.  «Снега потемнеют синие…», «Июль­ макушка лета…», «На дне моей  жизни…» философские проблемы в  лирике Твардовского. Развитие  понятия о лирическом герое. Наизусть «Снега потемнеют  синие…» На дорогах войны. Стихотворения о  войне А.А. Ахматовой, К.М.  Симонова, А.А. Суркова, А.Т.  Твардовского, Н.С. Тихонова и др. Интервью с поэтом­участником  Великой Отечественной войны.  Интервью как жанр публицистики. Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. "О  чём плачут лошади". Нравственные  проблемы рассказа. Понятие о  литературной традиции.  Литературные традиции в рассказе. Е.И.Носов. Слово о писателе.  «Кукла» («Акимыч») Нравственные  проблемы рассказа. Сила внутренней, духовной красоты человека. Ю.П.Казаков. Слово о писателе.  «Тихое утро». Герои рассказа и их  поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы)  как духовное напутствие молодежи.  Публицистика, мемуары как жанры  литературы. Урок внеклассного  чтения. Третья неделя  марта Урок развития  речи. Третья неделя  марта Практикум Четвертая неделя  марта Практикум Анализ  стихотворного  текста Четвертая неделя  марта Урок внеклассного  чтения. Пятая неделя марта Пятая неделя марта Вторая неделя  апреля Урок внеклассного  чтения Вторая неделя  апреля Урок внеклассного  чтения Третья неделя  апреля 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 М.М.Зощенко. Слово о писателе.  «Беда». Смешное и грустное в  рассказах писателя Стихи поэтов ХХ века о Родине,  родной природе, восприятии  окружающего мира (В.Брюсов,  Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов,  Н.Заболоцкий и др.) Единство  человека и природы. Общее и  индивидуальное в восприятии  природы русскими поэтами. Наизусть  по выбору учащихся Песни на слова русских поэтов ХХ  века. А.Вертинский «Доченьки»;  И.Гофф «Русское поле»;  Б.Ш.Окуджава «По смоленской  дороге» Расул Гамзатов. «Опять за спиною  родная земля…», «Я вновь пришел  сюда и сам не верю…», « О моей  Родине». Размышления поэта об  истоках и основах жизни.  Особенности художественной  образности дагестанского поэта Зарубежная литература. Р.Бернс.  Слово о поэте. «Честная бедность» и  другие стихотворения.  Представления поэта о  справедливости и честности.  Народно­поэтическая основа и  своеобразие лирики Бернса Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты  кончил жизни путь, герой…» как  прославление подвига во имя  свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению Японские хокку (трехстишия).  Особенности жанра. Изображение  жизни природы и жизни человека. О.Генри «Дары волхвов».  Преданность и жертвенность во имя  любви. Смешное и возвышенное в  рассказе. Р.Д.Брэдбери «Каникулы».  Фантастический рассказ­ предупреждение. Мечта о победе  добра. Развитие представлений о  жанре фантастика. Детективная литература. Четвертая неделя  апреля Урок внеклассного  чтения.  Четвертая неделя  апреля. Урок внеклассного  чтения. Пятая неделя  апреля Пятая неделя  апреля Первая неделя мая Первая неделя мая Вторая неделя мая Вторая неделя мая Урок внеклассного  чтения. Третья неделя мая Урок внеклассного  чтения. Третья неделя мая 68 69 Контрольная работа  Урок контроля Выявление уровня  литературного  развития учащихся 7 класса.   Итоги года и задание на лето. Резервный урок. 70 Резервный урок. Четвертая неделя  мая Четвертая неделя  мая Пятая неделя мая 7. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся   должны   знать: — текст художественного произведения; событийную сторону (сюжет) и героев изученных эпических произведений (героев и события в их взаимосвязи); — основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.  Учащиеся   должны  уметь: 1) — находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении; — определять и объяснять роль изобразительно­выразительных средств языка в контексте; — сопоставлять двух героев изучаемого произведения; — различать эпические и лирические произведения.   2)— правильно, выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения 120—130 слов в минуту; — пересказывать устно и письменно (изложение) — подробно, выборочно, сжато — эпическое произведение или отрывки из него; —   создавать   устное   и   письменное   сочинение­рассуждение   по     изучаемому   произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику  (индивидуальную  и сравнительную) героев произведения; — составлять план собственного устного и письменного высказывания; —   давать   устный   отзыв   о   самостоятельно   прочитанном   литературном   произведении   и произведениях   других   видов   искусства   (с   мотивировкой   своего   отношения   к   героям   и событиям произведения).   3)— пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг. 8. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса. 1. Дополнительная литература: 1.  Примерные  программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы. – 2­е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. 2.  Федеральный  государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования / М­во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. 1. Интернет­ресурсы: 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school­ collection.edu.ru 2. Универсальная энциклопедия. – Режим доступа : www.wikipedia.ru 3. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа : www.krugosvet.ru 4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – Режим доступа : www.feb­web.ru 5. Электронные словари. – Режим доступа : www.slovari.ru 6. Энциклопедия «Рубрикон». – Режим доступа : www.rubricon.ru 2. Информационно­коммуникативные средства: Слайды (диапозитивы), видеофильмы о жизни и творчестве писателей. Материально­техническое обеспечение Наименования объектов и средств материально­технического обеспечения Рабочее место учителя Рабочее место ученика Принтер  Мультимедийный проектор Интерактивная доска Акустические колонки  Количество Примечание 1 25 1 1 1 1 Системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования  экранными объектами (клавиатура и  мышь),привод для чтения и записи компакт­ дисков, аудио/видеовходы/выходы Черно­белой печати, формата А4 Потолочное крепление В составе рабочего места преподавателя РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ  .  wikipedia   www   .  krugosvet  www     .  rubricon  www     www   .  slovari    .  ru Универсальная энциклопедия «Википедия».  .  ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».  .  ru Энциклопедия «Рубрикон».  .  ru Электронные словари. .  ru Справочно­информационный интернет­ портал «Русский язык».  .  ru  Фундаментальная   электронная   библиотека   «Русская   литература   и www  www   .  gramota    .  feb   ­  web  фольклор». www   .  myfhology    .  ru Мифологическая энциклопедия. Приложение к программе. 9.Характеристика КИМов. 1. Контрольно – измерительные материалы по литературе  7 класс Спецификация работы 1 Назначение КИМ. Назначение работы – оценить уровень подготовки учащихся по литературе. 2 Документы, определяющие содержание КИМ. Работа   составлена   в   соответствии   с   Федеральным   компонентом   государственного стандарта   основного   общего   образования   по     литературе   (приказ   Минобразования России   от   05.03.2004   №   1089   «Об   утверждении   федерального   компонента государственных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего (полного) общего образования»). 3 Характеристика структуры КИМ. Работа   по   литературе   для   учащихся   7   класса   состоит   из   двух   частей.   Часть   А предполагает   выбор   правильного   ответа.   Каждый   правильный   ответ   оценивается   1 баллом. Максимальное количество баллов за 1 задание – 10. Вопросы уровня В требуют краткого ответа. За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла. Максимальное количество баллов за 2 задание – 10. На выполнение работы учащимся рекомендуется отвести 40 минут. 4 Оценивание работы. «5» ­ 18­20 баллов «4» ­ 14­17 баллов «3» ­ 10­13 баллов «2» ­ менее 10 баллов 1 ВАРИАНТ Часть А 1 Определите жанр «Песни о купце Калашникове». а) былина б) песня в) поэма г) баллада 2 Как звали Юшку в рассказе А. Платонова. а) Ефим Иванович б) Иван Дмитриевич в) Дмитрий Ефимович г) Ефим Дмитриевич 3 Найдите «лишнее» а) «Русский язык» б) «Близнецы» в) «Два богача» г) «снега потемнеют синие» а) драма б) стихотворение в) повесть  г) элегия 4 К эпическим произведениям относятся: 5 Какой художественный приём использован в данном примере: Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка а) гипербола б) антитеза в) олицетворение г) сравнение 6 Найти несоответствие (автор, название произведения, герой) а) Чехов «Хамелеон» Очумелов б) Гоголь «Тарас Бульба» Остап в) Пушкин «Станционный смотритель» Дуня г) Лермонтов «Бирюк» Кирибеевич 7 Определение какого литературного понятия дано ниже: Главная мысль литературного произведения а) композиция б) идея в) сюжет г) эпизод 8 Назовите   произведение,   события   в   котором   происходят   на   Подьяческой   улице   в Петербурге. а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» б) «Хамелеон» в) «Тихое утро» г) «Детство» 9 По описанию интерьера узнайте произведение Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. а) «Тарас Бульба» б) «Детство» в) «Станционный смотритель» г) «Бирюк» 10  Определить стихотворный размер Горит восток зарёю новой. Уж на равнине по холмам Грохочут пушки… а) дактиль б) анапест в) ямб г) хорей 1 О каком писателе идёт речь? (Указать фамилию, имя, отчество) Часть В Все его знают как писателя, но он окончил медицинский факультет Московского университета   и   всегда   занимался   врачебной   практикой,   чаще   всего   бесплатной, совершил   поездку   на   о.   Сахалин,   активно   участвовал   в   помощи   голодающему населению. Он стремился сделать и себя и мир вокруг лучше, добрее. «В человеке всё   должно   быть   прекрасно   и   лицо,   и   одежда,   и   душа,   и   мысли»,   ­   писал…   В литературе   он   был   многогранно   одарён.   В   начале   творческого   пути   он   писал короткие   юмористические   рассказы.   Настраивая   на   весёлый   лад   читателей   он подписывался под ними «брат моего брата», «Человек без селезёнки». 2 Узнайте героя литературного произведения. (Назвать автора, произведение, имя героя) Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: ­   Не   своротить   камня   с   пути   думою.   Кто   ничего   не   делает,   с   тем   ничего   не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его насквозь, ведь имеет же он конец, ­ всё на свете имеет конец! Идёмте! 3 Узнайте произведение по его началу. (Назовите автора и произведение) Давно, в старинное время жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице   при   большой   московской   дороге;   он   работал   подручным   помощником   у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. 4 Герои какого произведения нашли на острове газету «Московские ведомости» и читали её? (Назовите автора и название произведения) 5 Назовите автора и произведение, диалог из которого приведён ниже. ­ А я вот в субботу Сашку за напёрсток пороть буду. ­ Как это пороть? – спросил я. Все засмеялись, а дед сказал: ­ Погоди, увидишь… 2 ВАРИАНТ  Часть А 1 Определите жанр произведения «Данко». а) сказка б) легенда в) рассказ г) повесть 2 Как звали Цыганка в повести М. Горького «Детство». а) Алексей б) Саша в) Иван г) Григорий 3 Найдите «лишнее». а) «Барышня – крестьянка» б) «Метель» в) «Дубровский» г) «Станционный смотритель» 4 К драматическим произведениям относится: а) рассказ б) комедия в) былина г) стихотворение 5 Какой художественный приём использован в данном примере: Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. а) гипербола б) метафора в) эпитет г) сравнение 6 Найти несоответствие (автор, название произведения, герой) а) Горький «Детство» Хорошее Дело б) Платонов «Юшка» Бирюк в) Носов «Кукла» Акимыч г) Андреев «Кусака» Леля 7 Определение какого литературного понятия дано ниже: Отрывок   (фрагмент),   в   котором   говориться   о   законченном   событии, происшествии а) тема б) эпизод в) композиция г) идея 8 Назовите произведение, события в котором происходят в Запорожской Сечи. а) «Данко» б) «Тарас Бульба» в) «Песнь о вещем Олеге» г) «Детство» 9 По описанию интерьера узнайте произведение Светлица была убрана во вкусе того времени… На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах… Вокруг   окон   и   дверей   были   красные   отводы.   На   полках   по   углам   стояли кувшины, были и фляжки зелёного и синего стекла. а) «Бирюк» б) «Станционный смотритель» в) «Тарас Бульба» г) «Тихое утро» 10 Определить стихотворный размер: Топи да болота Синий плат небес Хвойной позолотой  Взвенивает лес а) ямб б) дактиль в) хорей г) анапест Часть В 1 О каком писателе идёт речь? (Указать фамилию, имя, отчество) В своём имении  Ясная Поляна под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней. Он пишет новую «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». Это один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более 90 томов. 2 Узнайте   героя   литературного   произведения.   (Назвать   автора,   произведение,   имя героя) Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы…одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и блузе, чёрных и закопчённых от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах было видно его белое тело, и босой… 3 Узнайте произведение по его началу. (Назовите автора и произведение) Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же годные как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому. 4 Узнайте произведение по эпиграфу. (Назовите автора и произведение) Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. 5 Назовите автора и произведение, диалог из которого приведён ниже. ­   Нет,   это   не   генеральская…   ­   глубокомысленно   замечает   городовой.   –   У генерала таких нет. У него все большие легавые… ­ Ты это верно знаешь? ­ Верно ваше благородие. ­ Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! 1 Вариант 1 – в 2 – г 3 – г 4 – в 5 – в 6 – г 7 – б 8 – а 9 – в 10 – в  2 Вариант ОТВЕТЫ Часть А 1 – б 2 – в 3 – в 4 – б 5 – г 6 – б 7 – б 8 – б 9 – в 10 –в    Часть В 1 Вариант 2 Вариант 1. Лев Николаевич Толстой 1 Антон Павлович Чехов 2. А. Платонов «Юшка». Юшка 2 М. Горький «Данко». Данко 3. Л. Андреев «Кусака» 3 А. Платонов «Юшка» 4. А. Пушкин «Станционный смотритель» 4 М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 5. А. Чехов «Хамелеон» 5 М. Горький «Детство»  Тест по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова­Щедрина. Приложение 2 1. Как генералы из сказки Салтыкова­Щедрина оказались на необитаемом острове? 1) В результате кораблекрушения, 2) с помощью волшебства, 3) по щучьему велению, 4) прилетели на ковре­самолёте. 2. Основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время: 1) торговля, 2) землепашество, 3) гульба, 4) дипломатическая деятельность. 3. Как автор произведения «Русские женщины» относится к княгине Трубецкой? 1)  Сочувствует её доле, 2) восхищается мужеством, 3) не разделяет её убеждений. 4. Жанр произведения Н. Некрасова «Русские женщины»___________________________  5. Почему И. Тургенев назвал написанные в конце жизни рассказы стихотворениями  впрозе?________________________________________________________________________  6. Почему лесника Фому – героя произведения И. Тургенева – прозвали Бирюком? _____________________________________________________________________________  7. Какое средство выразительности использует И. Тургенев в зарисовке? «Дождик престал. В отдалении еще толпились тяжёлые громады туч…» ____________________________________________________________________________ 8. Дать толкование  термина гротеск________________________________________________________________ _______________________ 9. О каком герое идёт речь (герой, произведение, автор)? «Он был высокого росту,  плечист и сложен на славу. Из­под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы, чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и  мужественное лицо; из­под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие  карие глаза»__________________________________________________________________ 10.Почему сказки М.Е. Салтыкова­Щедрина можно назвать сатирическими? Приложение 3 Итоговый тест. 1.Какой из перечисленных жанров относится к лирике? А)повесть Б)новелла В)комедия Г)элегия 2.К какому роду литературы относится легенда? А)лирика Б)эпос В)драма Г)это лиро­эпическое произведение 3.М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». События, о которых идет речь в  произведении, относится ко времени правления: А)Петра 1 Б)Ивана Грозного В)Владимира Мономаха Г)Ивана Калиты 4.какой элемент устного народного творчества не использовал М.Ю.Лермонтов в «Песне про  … купца Калашникова»? А)гипербола Б)постоянный эпитет В)повторы Г)сравнение 5.За что вышел «на страшный бой, на последний бой» купец Калашников из «Песни про Ивана  Васильевича»? А)за измену Отечеству Б)за разбой В)за честь жены Г)за убийство Кирибеевича 6.Кто написал повесть «Тарас Бульба»? А)Н.В.Гоголь Б)Л.Н.Толстой В)И.С.Тургенев Г)Ф.М.Достоевский 7.Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы? А)из гостей Б)из военного похода В)из Киевской бурсы Г)из реального училища 8. Какую интонацию выбирает Н.В.Гоголь в сцене встречи Тараса Бульбы со своими  сыновьями? А)романтическую В)веселую, ироническую Б)лирическую, печальную Г)удалую, радостную 9.Какой фразой одобрил своего сына Тарас Бульба после их шутливого боя? А) «Смотри ты, какой пышный!» Б) «Да он славно бьётся!» В) «Ах ты, сякой­такой сын!» Г)Э, да ты мазунчик, как я вижу!» 10.Куда хочет отправить Тарас Бульба своих сыновей для получения науки? А)в Киевскую бурсу Б)к своим родственникам В)в военный поход Г)в Запорожскую сечь 11.Как расценить поступок Тараса Бульбы из одноименной повести Н.В.Гоголя, когда он  убивает своего сына Андрия: А)великая любовью к Родине Б)эгоизм («Я тебя породил, я тебя и убью») В)чувство собственного достоинства Г) жестокость характера 12.Какие основные мотивы положены в основу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? А)мотивы любви и дружбы Б)мотивы истинного патриотизма и предательства В)мотивы гордого одиночества Г)мотивы правдоискания. 13.В строке «горит восток зарею новой» поэмы «Полтава» А.С.Пушкина использует: А)сравнение Б)антитеза В)метафора Г)гипербола 14.какие чувства борются в душе лесника­героя рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева? А)ответственность Б)преданность делу В)сочувствие бедным Г)жадность 15. «Благослови же работу народную Да научись мужика уважать…» – это слова из произведения Н.А.Некрасова: А) «Железная дорога» Б) «Вчерашний день часу в шестом» В) «Размышления у парадного подъезда» Г) «Крестьянские дети» 16.В каком виде предстают генералы перед читателем в сказке М.Е.Салтыкова­Щедрина  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? А)комическом Б)саркастическом В)ироническом Г)юмористическом 17.Из перечисленных ниже фамилий выберите ту, которая относится к рассказу А.П.Чехова  «Хамелион» А)Елдырин Б)Жигалов В)Акинфов Г)Чечевицын 18.В каком автобиографическом произведении мы встречаем героя Николеньку Иртеньева? А)А.М.Горький «Детство» Б)А.П. Гайдар «Школа» В)Л.Н.Толстой «Детство» Г)В.Г.Короленко «Дети подземелья» 19.Имя главного героя повести М.Горького «Детство» А)Цыганок Б)Николенька В)Алёша Г)Данко 20.Кому из поэтов 19 века принадлежит стихотворение «Осенняя роза»? А)И.А.Бунин Б)А.А.Фет В)Ф.И.Тютчев Г)Я.П.Полонский

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017