Рабочая программа по литературе в 7 классе
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
7 кл
15.01.2017
Рабочая программа по литературе в 7 классе
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса (68часов) разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. 3. Авторской программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин).
литература 7 классMicrosoft Office Word (4).docx
МБОУ Павловская СШ Рассмотрено Утверждаю директор школы на педсовете Л.И. Емельянцева протокол №1 Приказ №___ от __.2016г. от 31.08.2016г. Рабочая программа по литературе в 7 классе Составил рабочую программу учитель высшей категории Берлинская Парасковия Васильевна 2016 – 2017 учебный год. Рабочая   программа   учебного   предмета   «Литература»   для   7   класса разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральным  законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N  273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральным государственным образовательным стандартом  основного  3. 4. общего образования от 17 декабря 2010 г.   Авторской программой  по литературе к учебникам для  5 – 9 классов  (авторы программы Г. С. Меркин, С. А. Зинин).   Основной образовательной программой  основного общего  образования МБОУ  Павловская СШ 5. Учебным планом  Коноплинский филиал МБОУ Павловской СШ   Планируемые результаты  освоения учебного предмета Результатом освоения программы являются личностные, метапредметные универсальные учебные действия и предметные знания и умения которые представлены в обобщенном  виде: Личностные УУД:       знание наизусть художественных текстов в рамках программы; умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное  отношение к прочитанному; умение создавать творческие работы, максимально использующие различные жанры  литературы; осознанно продолжать формирование собственного круга чтения осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и  общемирового культурного наследия; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к  Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и  долга;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению  и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной  траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и  профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,  а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню  развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,  языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской  позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов  России и народов мира (межэтническая толерантность);  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на  основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного  поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе  образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и  других видов деятельности;     потребность в самовыражении через слово; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; совершенствование духовно­нравственных качеств личности; использование различных источников информации (словари, энциклопедии,  интернет­ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач. Метапредметные УУД:  Познавательные:    расширение круга приемов составления разных типов плана; использование различных типов пересказа; расширение круга приемов структурирования материала;       умение работать со справочными материалами и интернет­ресурсами; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные  выводы. определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для  классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивно, дедуктивное и по аналогии) и делать  выводы; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего  развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве  познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,  многоаспектного диалога; развитие способности понимать литературные художественные произведения,  отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе  понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от  научного, делового, публицистического и т.п.  Коммуникативные:   организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и  разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации  для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции  своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической  контекстной речью;  формирование и развитие компетентности в области использования  информационно­коммуникационных технологий;  понимание литературы как одной из основных национально­культурных ценностей  народа, как особого способа познания жизни;  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и  интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,  отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального  восприятия, но и интеллектуального осмысления;  Регулятивные:       самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для  себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и  интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и  познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль  своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои  действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её  решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим  вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в  устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые  высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.  Предметные результаты: Устное народное творчество Семиклассник научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные   произведения,   обращаться   к   пословицам,   поговоркам,   фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять   фольклорную   сказку   и   её   интерпретацию   средствами   других   искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять   нравственную   проблематику   фольклорных   текстов   как   основу   для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово­родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно   использовать   малые   фольклорные   жанры   в   своих   устных   и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную и вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать   сказки,   чётко  выделяя   сюжетные   линии,   не  пропуская   значимых композиционных   элементов,   используя   в   своей   речи   характерные   для   народных   сказок художественные приёмы; • выявлять   в   сказках   характерные   художественные   приёмы   и   на   этой   основе определять   жанровую   разновидность   сказки,   отличать   литературную   сказку   от фольклорной; • видеть   необычное   в   обычном,   устанавливать   неочевидные   связи   между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Выпускник получит возможность научиться: • сравнивая   сказки,   принадлежащие   разным   народам,   видеть   в   них   воплощение нравственного идеала конкретного народа; • рассказывать   о   самостоятельно   прочитанной   сказке,   былине,   обосновывая   свой выбор; линии; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и придумывать сюжетные • сравнивая   произведения   героического   эпоса   разных   народов   (былину   и   сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать   произведения   устного   народного   творчества   разных   народов   для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать   связи   между   фольклорными   произведениями   разных   народов   на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Семикласник научится: • осознанно   воспринимать   художественное   произведение   в   единстве   формы   и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать   прочитанное,   устанавливать   поле   читательских   ассоциаций,   отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять   и   интерпретировать   авторскую   позицию,   определяя   своё   к   ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять   актуальность   произведений   для   читателей   разных   поколений   и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать   и   истолковывать   произведения   разной   жанровой   природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего  характера в различных форматах; • сопоставлять   произведение   словесного   искусства   и   его   воплощение   в   других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Семиклассник получит возможность научиться: • выбирать   путь   анализа   произведения,   адекватный   жанрово­родовой   природе художественного текста; • дифференцировать   элементы   поэтики   художественного   текста,   видеть   их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие»  тексты интерпретирующего  характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать   собственную   интерпретацию   изученного   текста   средст­вами   других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под   руководством   учителя),   определяя   линии   сопоставления,   выбирая   аспект   для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно­исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) Контроль и диагностика достижений предметных и метапредметных  результатов в форме тестирования. Предусмотрена промежуточная  аттестация.                              Содержание  учебного предмета   7 класс ВВЕДЕНИЕ 1ч. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные  роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность  автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Теория литературы: литературные роды, текстология. Из устного народного творчества 4ч. Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей­ разбойник».А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины,  своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных  представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика  былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с  волшебной сказкой, легендой и преданием). Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины  В.Васнецова «Богатыри». Русские народные песни Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили —  сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические  песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического  языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт,  нравственные представления и судьба народа в народной песне. Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой  поэзии, лироэпическая песня. Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в  литературной гостиной, устная газета. Из древнерусской литературы 2ч. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и  Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость,  преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа,  религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской  литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения. Из русской литературы XVIII века 7ч. (1ч. Р/р. + 1ч. Вн. чт.) М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский  престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747  года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок).  Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика  поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического  стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные  положения и значение теории о стилях художественной литературы. Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив. Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова. Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва —  Петербург — Германия — Петербург. Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов —  ученый­энциклопедист». Г.Р. ДЕРЖАВИН Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»).  Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и  проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со  стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление  стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от  оды, тематическое разнообразие лирики. Развитие речи: чтение наизусть. Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического  произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и  характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии;  «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений);  классицизм. Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство  (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и  художник). Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка. Из русской литературы XIX века 25ч. (2ч. Р/р. + 2ч. Вн. чт.) А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды,  тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к  предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа:«Туча». Дружба и тема  долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в  летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание,  предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма«Полтава» (в сокращении). Образ  Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и  исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы  сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение,  эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами  рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся;  древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I. Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...».  Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы  «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага,  независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные  приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные  элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом  сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском  произведении; стилизация как литературно­художественный прием; прием контраста;  вымысел и верность исторической правде; градация. Развитие речи: рассказ о событии, рецензия. Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями. Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко­литературном музее  «Москва Ивана Грозного». Н.В. ГОГОЛЬ Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького  человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.  Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия  Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие»  фамилии; фантастика. Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа,  составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному  сюжету. Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском  искусстве (живопись, кино, мультипликация). Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно­краеведческая  экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя». И.С. ТУРГЕНЕВ Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров  крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч»(природный ум,  трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении  Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян,  отношение автора к героям). Стихотворение в прозе«Нищий»: тематика; художественное  богатство стихотворения. Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление  представлений). Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в  шестом...»,«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские  женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта;  своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и  персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и  чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие,  беззащитность, бесправие, покорность судьбе. Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план,  элементы тезисного плана. Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники­передвижники. Возможные виды внеурочной деятельности: историко­краеведческая и литературно­ краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок». М.Е. САЛТЫКОВ­ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов  прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета;  проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.  Позиция писателя. Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический  тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно­ выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной  «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»: А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»; Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»; И.С. Никитин. «Пахарь»; А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»; А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»; М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др. Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история«Севастопольских  рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и  война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа.  Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана,  устное сочинение­рассуждение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона  Севастополя». Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно­ музыкальной композиции. Н.С. ЛЕСКОВ Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша».  Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом  характере прозы. Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись,  кинематограф, мультипликация). Ф.И. ТЮТЧЕВ Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы  человека и природы. Теория литературы: философская поэзия, художественные средства. Развитие речи: выразительно чтение. А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер».  Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли;  стихотворение­медитация. Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте  (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Развитие речи: чтение наизусть.А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности,  корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания  образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция  картины П. Федотова «Свежий кавалер». Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?».  Возможно привлечение произведений других авторов, например: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»; А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др. Произведения русских поэтов XIX века о России Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» Из русской литературы XX века 23ч. (2ч. Р/р. + 1ч. Вн. чт.) И.А. БУНИН Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.  Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл  названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные  проблемы рассказа; образы­персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их  значение для понимания художественной идеи рассказа. Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ,  художественно­выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные  виды пересказа. А.И. КУПРИН Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст;  художественная идея. Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в  рассказе; прототип. Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана  ответа. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или  дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно  прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям. М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из  рассказа«Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и  рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и  обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие,  покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием  раскрытия замысла. Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее  роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой­романтик,  прием контраста. Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького. Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские  писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)». А.С. ГРИН Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история  произведения. Романтические традиции. Экранизации повести. Теория литературы: развитие представлений о романтизме. Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины  В.Фалилеева «Волна». Возможные виды внеурочной деятельности: литературно­художественный вечер,  посвященный романтизму. В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом  на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания  образов. Художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив,  тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и  интонация конца предложения), аллитерация. Развитие речи: выразительное чтение. Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского. С.А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…»,  «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических  стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины,  эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Теория литературы: образ­пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический  синтаксис). Краеведение: литературно­краеведческая экскурсия «По есенинским местам». Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении. Возможные виды внеурочной деятельности: литературно­музыкальный вечер или час в  литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного  стихотворения «Мой Сергей Есенин». И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и  художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман«Лето  Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа.  Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ. Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями. М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва­река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе.  Образ рассказчика. Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация. Развитие речи: составление тезисов. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство»,  «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов,  воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в  произведении. Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи:  эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. Развитие речи: изложение с элементами рассуждения. Краеведение: каждый край по­своему прекрасен (лирическая проза о малой родине). Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его  художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство  человека. Теория литературы: выразительно­художественные средства речи (риторическое  восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе. Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной  тематике. Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро». А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»),«На дне  моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга,  дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический  синтаксис (риторические фигуры). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час  поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»: К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; А.А. Сурков. «В землянке»; М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др. Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на  поверке». Б.Л. ВАСИЛЬЕВ «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль  для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.  Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода. В.М. ШУКШИН Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.«Слово о  малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик».  Простота и нравственная высота героя. Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа. Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение­ рассуждение. Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист,  режиссер, актер). Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе. Поэты XX века о России Г. Тукай. «Родная деревня». А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов «В горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были». А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой  народ…» Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан». А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение  стихотворения наизусть. Из зарубежной литературы 8ч. (1ч. Вн. чт.) У. ШЕКСПИР Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...»,  «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...»,  «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и  мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение  представлений). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. МАЦУО БАСЁ Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их  тематикой и особенностями поэтических образов. Теория литературы: хокку (хайку). Развитие речи: попытка сочинительства. Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж. Р. БЁРНС Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное  Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь,  народное представление о добре и силе. Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений. Р.Л. СТИВЕНСОН Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее  привлекательные качества героя. Теория литературы: приключенческая литература. Развитие речи: чтение и различные способы комментирования. А. де СЕНТ­ЭКЗЮПЕРИ Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в  сокращении), сказка«Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность,  честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция  автора. Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел;  образы­символы; афоризмы. Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент­Экзюпери на языке других искусств;  иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца». Р. БРЭДБЕРИ Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных  проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли. Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных  писателей. Я. КУПАЛА Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в  стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский —  переводчики Я. Купалы. Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов. Для заучивания наизусть М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...»(отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору). М.Ю. Лермонтов. «Родина». И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент). Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок). А.А. Фет. Стихотворение (по выбору). Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору). М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»). С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору). Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...» У. Шекспир. Один сонет (по выбору). М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору). Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору). Для домашнего чтения Из устного народного творчества Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Из древнерусской литературы «Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия  Радонежского». Из русской литературы ХVIII века Г.Р. Державин. «Признание». Из русской литературы ХIХ века А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827  г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»). М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…». И.С. Тургенев. «Первая любовь». М.Е. Салтыков­Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга». А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант». Из русской литературы ХХ века М. Горький. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры». В.В. Маяковский. «Адище города». А.Т. Твардовский. «Дом у дороги». Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры». В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров». В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой». К. Булычев. «Белое платье Золушки». В.М. Шукшин. «Забуксовал». Ф.А. Искандер. «Петух». Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».                                   Тематическое планирование №/№ Раздел 1 2 3 4 5 6 7 Введение Из устного народного творчества Из древнерусской литературы Из русской литературы 18века Из русской литературы 19 века Из русской литературы 20 века Из зарубежной литературы Итого Кол­во  часов 1 4 2 7 25 23  8 68 Календарно-тематическое планирование Дата  Тема раздела учебного По плану/ дано курса № ур. Тема и краткое содержание урока Введение Из устного народного  творчества Из древнерусской  литературы Из литературы XVIII  века Из литературы XIX  века 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Любите читать! «Святогор и Микула Селянинович» «Илья Муромец и Соловей­разбойник» Русские народные песни Песни свадебные, лирические, лиро­эпические Из «Повести временных лет»: «  И вспомнил Олег коня своего» «Повесть о Петре и Февронии Муромских. Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре Краткие сведения о М.В. Ломоносове. Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни  императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» . Учение М.В. Ломоносова о «трех штилях». Подготовка к сочинению на тему «Слава науке» Краткие сведения о Г. Р. Державине «Властителям и судиям» Краткие сведения о Д.И. Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения Образы комедии Д.И. Фонвизина «Неаоросль». Основной конфликт комедии, ее проблематика Общественно­политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и  государственной власти в комедии После Лицея. А.С. Пушкин в Санкт­ Петербурге. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» «Туча». «Песнь о вещем Олеге» «Полтава» 17 18 19 20 М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Лермонтов­художник. «Родина» 21 22 23 «Песня про ... купца Калашникова». Историческая эпоха. Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова Основные мотивы «Песни» Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни» Н.В. Гоголь в Санкт­Петербурге 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Из литературы ХХ века  «Русские женщины»  «Шинель». «Внешний» и «внутренний человек в образе Акакия Акакиевича Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести Краткие сведения об И.С. Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника», Духовный облик рассказчика­  героя «Записок охотника» «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в  изображении И.с. Тургенева «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе Краткие сведения о Н.А. Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом » «Размышления у парадного подъезда»  «Железная дорога»   Краткие сведения о М.Е. Салтыкове­ Щедрине. «Дикий помещик» «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Л.Н. Толстой ­ участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре месяце» Краткие сведения о Н.С. Лескове «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Автор и  рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказ Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России Краткие сведения об А. А. Фете. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Вечер» А. П. Чехов в воспоминаниях современников  «Смерть чиновника» Произведения русских поэтов XIX в. о России Краткие сведения о М. Горьком «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко» Краткие сведения об И.А Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер»  Краткие сведения об АИ. Куприне. «Куст сирени»  «Allez!!» Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Краткие сведения о с.А Есенине. «Я покинул родимый дом» «Отговорила роща золотая» Краткие сведения об И.С. Шмелеве. «Русская песня» Краткие сведения о М.М. Пришвине . «Москва­река» Краткие сведения о К.Г. Паустовском. «Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое  знакомство!» «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие!» Краткие сведения о Н.А Заболоцком. «Не позволяй душе лениться! ..» Краткие сведения об АТ Твардовском. «Прощаемся мы с матерями  » , «На дне моей жизни  »  «Хамелеон»   «Кукушка» Из зарубежной  литературы 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 «Василий Теркин. Главы «Переправа», «Два солдата» Лирика поэтов ­ участников Великой Отечественной  войны Краткие сведения о БЛ. Васильеве. «Экспонат N2»  Краткие сведения о В.М. Шукшине. «Микроско Русские поэты ХХ в. О России Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ» Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку Краткие сведения об А де Сент­Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия») Промежуточная аттестация. Тест.   Краткие сведения об Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе

Рабочая программа по литературе в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017