Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4классов основной (начальной ) школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 17 декабря 2010г. №1897- М-во образования и науки Рос. Федерации.- М: Просвещение, 2011год.-( Стандарты второго поколения).
Примерной программы по предмету « Литературное чтение»М.: Просвещение, 2011 год.
Авторской программы Е.И. Матвеевой, опубликованной в сборнике примерных программ для начальной школы.– М. :Вита-Пресс, 2011год».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010года « Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования».
Основной образовательной программы образовательного учреждения, составленной на основе Примерной образовательной программы образовательного учреждения.
Положения об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе 2011год.
Реализовать поставленные задачи поможет учебно-методический комплект, включающий:
Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2011г.
Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2012г.
Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2013г.
Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2014г.
Рабочая тетрадь. 1 класс. Матвеева Е.И. - М.: Вита-Пресс, 2011г.
Рабочая тетрадь. 2 класс. Матвеева Е.И. -М.: Вита-Пресс, 2012г.
Рабочая тетрадь. 3 класс. Матвеева Е.И. - М.: Вита-Пресс, 2013г.
Рабочая тетрадь. 4 класс. Матвеева Е.И. - М.: Вита-Пресс, 2014г.
Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой
ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении
национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития
ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических
понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения
по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в
формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной
ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения
читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным
умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу
формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов,
умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и
учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные
действия, их результат.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует
реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В
качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе
указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для
превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и
способного к нему.
Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной
образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной
деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно
предметных задач.
В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской
компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства
художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет
литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной
системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация
перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте
формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно
раскрытые, перспективы.
При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие
от других предметов школьной программы (математики, русского языка,
естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не
логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с
этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе
произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью,
являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание
культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном
пространстве урока и вне него.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность
самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры
грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать
собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко
раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно
читать».
Исходя из этих позиций, мы определяем предметом рассмотрения
литературного чтения именно способ чтения, а его объектом
– литературный текст.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пони-манием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
2 . МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель.) В авторскую программу внесены изменения:
Программа в 1 классе рассчитана на 32 часа, 8 часов переносится в модуль « Круглый год». В модуль перенесены следующие темы: «Чудеса природы-2часа Приход весны-1час. Образ весеннего цветка в рассказах-1час. Образ дождя в стихотворениях- 1 час. От дождя до радуги-1час. Образ радуги-1час. Образ чудес-1час».
во 2 – 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Введена фаза запуска и рефлексии. После изучения тем предусматривается домашняя самостоятельная работа. Предусмотрены уроки –презентации по результатам домашней самостоятельной работы « Читай, удивляйся, размышляй!» Праздники читательских удовольствий по внеклассному чтению. На проведение этих уроков во 2 классе взяты часы из тем: «На фазу старта взяты 5 часов из темы: «Каким бывает слово-1час».Смысл и звучание слов- 1 час. Слово в пословице- 1 час. Талант человека- 1 час. Читатель и автор- 1 час. Описание в природе и прозе-1 час. На рефлексию в конце года взяты 2 часа из темы: «Знаешь ли ты сказку-1час»и из темы: «Образ героя-1час» . На проведение этих уроков в 3классе взяты часы из тем: « На старт взяты 2 урока из темы: « В царстве словесного пейзажа» и 2 урока из темы: « И сразу стало все не так..». На экскурсию в Музей взят1 урок из темы: « Каждый сам по себе-1час».На подведение итогов года взяты 3 часа из тем 4 , 5. 6. Проверочные тематические работы и творческие работы обучающихся занимают часть урока, поэтому отдельных часов для данного вида работы не отводится.
Контроль и учет знаний. |
||||
|
1 класс |
2 класс |
3класс |
4 класс |
Контрольные работы(стартовая , итоговая) |
2 |
2 |
2 |
2 |
Тематические проверочные работы |
2 |
6 |
6 |
6 |
Сочинения |
3 |
6 |
9 |
8 |
Чтение наизусть |
6 |
8 |
12 |
15 |
Проекты |
- |
2 |
2 |
3 |
Экскурсии |
- |
1 |
2 |
2 |
3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).
Планируемые
результаты освоения программы по литературному чтению
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как
совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и
предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей
школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование
функциональной грамотности младшего школьника.
К концу 4 класса у учащихся будут сформированы личностные результаты:
– овладение основами умения учиться;
– способность к организации собственной деятельности;
– познавательная мотивация к учению; любознательность, активность,
заинтересованность в познании окружающего мира;
– чувство сопричастности с жизнью семьи, общества, своего народ, Родины;
– толерантность по отношению к представителям разных народов, культур,
конфессий;
– готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей
и обществом;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
– выполнять правила здорового и безопасного для себя и других образа жизни;
– представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном
и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и
творчества;
– сформированное эстетическое чувство по отношению к произведениям
художественной культуры.
Предметные результаты
1. Речевая и читательская деятельность
Учащиеся овладеют способами:
– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного,
темпового чтения) вслух; чтения про себя;
– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;
– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их
основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и
определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в
произведении;
научатся:
– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения,
тексты эпического, лирического рода литературы;
– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу
чтения;
– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления
по микротемам плана произведения;
- пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного
произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;
– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования
фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска
необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий,
словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации;
владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения– выражения личного
суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и
письменной форме;
– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;
– создания монологического высказывания;
– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
2. Литературоведческая пропедевтика(получат возможность научиться)
– опорной
системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей
ступени общего образования;
– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения
существенных модельных признаков;
– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры,
олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к
окружающей действительности;
– способами характеристики персонажей, их поступков;
– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа,
описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой
спецификой;
– способами различения и сравнения художественного произведения и
нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
3. Творческая деятельность
Учащиеся научаться:
– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах
(отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
– редактировать собственный текст;
– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации,
иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;
– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
– создавать презентации по результатам исследования произведений;
-проектировать свою деятельность;
– создавать творческие порфолио по результатам своей читательской,
исследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные результаты
1. Познавательные
Учащиеся научатся:
– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках,
книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с
учебной задачей;
– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками
персонажей;
– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в
процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на
жизненный и читательский опыт;
– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств
объектов;
– классифицировать объекты на основе заданного параметра;
– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить
незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными
способами.
2. Регулятивные
Учащиеся научатся:
– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с
поставленной целью;
– уточнять формулировки задач;
– выдвигать и проверять гипотезы;
– оценивать результат деятельности на основе критериев;
– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и
интерпретации текстов;
– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их
устранения;
– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;
– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для
отработки способа действия и творческих работ;
– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
– определять границы собственного знания / незнания.
2. Коммуникативные
Учащиеся научатся:
– понимать позиции разных участников коммуникации;
– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления
контактов для ее решения;
– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими
участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией ( в
том числе с мульти-медиа сопровождением);
– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и
внеучебной деятельности;
– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со
сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
– проявлять интерес к различным точкам зрения;
– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной
форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-
аудиозаписи
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
|
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|||
1 |
Литературное чтение. Сборник примерных программ для начальной школы. Автор Матвеева Е.И.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Вита-Пресс Москва 2011год |
|
|
2 6 7 8 9 11 12 13 14 |
УЧЕБНИКИ Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2010г. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е из-М.: Вита-Пресс, 2011г. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е изд. - М.: Вит а-Пресс, 2012г. Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х кн. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2013г. Рабочая тетрадь. 1 класс. Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь. 2 класс. Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь. 3 класс. Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь. 4 класс. Матвеева Е.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ Матвеева Е.И.Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. Матвеева Е.И.Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. Матвеева Е.И.Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. Матвеева Е.И.Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс. |
|
|
2. Печатные пособия |
|||
15 17 |
Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. |
|
|
3. Технические средства обучения |
|||
19 |
Персональный компьютер с
принтером, сканером. |
|
|
4. Экранно-звуковые пособия |
|||
22 23
|
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности). |
|
|
6. Игры и игрушки. |
|||
24 |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. |
|
|
7. Оборудование класса |
|||
25 26 27 28 |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для книг. |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа литературного чтения по каждому году обучения включает в себя следующие разделы:
1.1. Открытие мира литературы. Круг детского чтения.
1.2. Проникновение в смысл произведения – особый способ видения мира.
2. Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения.
3. Планируемые результаты обучения.
1 класс (40 ч)
Введение в литературное чтение
1.1. Открытие мира литературы. Круг детского чтения
Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.
Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.
Герой и разные способы передачи его настроения, разные способы изображения.
1.2. Проникновение в смысл произведения – особый способ видения мира
Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя, читателя.
Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения – особый авторский прием для раскрытия замысла.
Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя.
2. Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения
Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения.
Фраза и такт в звучащей речи. Интонация – понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи, обязательные и факультативные. Чтение дидактических (специально составленных) текстов с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри такта, в начале и в конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз.
Смысловые части высказывания (о чем или о ком сообщается, что сообщается). Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление на его основе фраз на такты (синтагмы). Чтение дидактических текстов с предварительным делением учащимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение.
Ударение в слове и в такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения (путем перестановки – по аналогии со словесным ударением). Чтение дидактических текстов с предварительным выделением учащимися тактов (на основе смысловой структуры высказывания) и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов.
2 класс (136 ч)
1.1. Открытие мира литературы. Круг детского чтения
Роль слова и коммуникативной культуры в жизни человека, общества.
Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово – образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.
Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения.
Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.
Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.
Смыслоразличительна роль ударения в слове.
Образ героя – словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.
Вежливое и невежливое слово. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Слово-совет.
Слово авторское. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.
Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.
1.2. Проникновение в смысл произведения – особый способ видения мира
Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихотворении, притче, миниатюре).
Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.
Слово в сказке.
Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка. Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.
2. Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения
Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Тактовое чтение специально отобранных литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно).
3 класс 136 ч
1. 1. Открытие мира литературы. Круг детского чтения
Каким бывает авторское слово? Автор-художник и авторская позиция. Авторская оценка изображаемого (на материале описания).
Что такое авторство? Кто такой автор? Авторский замысел. Авторская позиция. Отражение внутреннего мира автора в описании природы. Средства выражения авторской оценки (эпитеты, метафоры).
Описание животного в произведениях разных жанров (рассказе, повести, басне, юмористическом стихотворении). Средства выражения авторского отношения к героям этих произведений.
Описание неживого предмета как живого. Средства его изображения (звукопись, метафора, олицетворение и др.).
Авторская позиция в художественном описании. Авторская позиция в деловом описании (на примере научного текста). Понятие художественного произведения, в котором отражен внутренний мир автора-художника через целостный художественный образ. Авторский замысел произведения. Отличие художественного произведения от нехудожественного произведения.
1.2. Проникновение в смысл произведения – особый способ видения мира
Авторское слово в разных литературных жанрах. Понятие жанра.
Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.
Авторская позиция в басне (автор – «морализатор»). Аллегория (иносказание) как основное средство выражения авторской позиции в басне. Ирония в басне. Форма басни. Способы выражения морали. Виды басен: прозаические и стихотворные. Жанровые особенности басни. Комплимент и антикомплимент как возможный элемент басни, выражающий авторскую позицию.
Авторская позиция в сказке (автор – «повествователь»). Жанровые особенности сказки (повторение). Виды сказок (повторение). Поучение в сказке как проявление авторской позиции, средства его выражения. Комплимент (антикомплимент) как особое средство выражения авторского отношения к героям сказки через героя-посредника.
Понятие литературного жанра: выбор литературных средств автором в зависимости от его замысла и позиции. Жанровые особенности эпистолярного жанра. Сравнение поучительных жанров: сказки, притчи, басни, пословицы. Выявление их общих и специфических жанровых особенностей, определяемых авторской позицией и замыслом. Этимология (происхождение) названий жанров (эпистолярного, сказки, притчи, басни, пословицы).
Понятие выразительных средств жанра, используемых автором для реализации его замысла и выражения авторской позиции.
2. Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения
Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста по заранее разработанной учащимися «партитуре» (коллективно или индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа.
1.1. Открытие мира литературы. Круг детского чтения
Художественный образ Детства. Средства его создания. Детство – начало творческой биографии автора – ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приемы создания художественного образа «детства».
Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приемы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства».
Образ детства в миниатюре. Приемы создания образа детства в миниатюре.
Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении.
Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.
Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.
Сюжет и композиция автобиографического произведения.
Автопортрет в художественном тексте. Приемы его создания.
Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям.
Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Жизненный урок» – кульминация автобиографического повествования.
Эссе: тематика, проблематика, средства языка.
1. 2. Проникновение в смысл произведения – особый способ видения мира
Биография – ключ к пониманию личности автора.
Биография писателя (поэта). Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.
Мемуары. Очерк. Художественно-публицистический рассказ (слово о писателе): его содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).
Прием контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).
«Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.
Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребенка.
Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
3. «Страна детства» – тема, поднимаемая в литературных произведениях.
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души.
Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя.
Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события.
2. Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения
Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.