Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса к УМК "школа 2100"
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса к УМК "школа 2100"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
чтение
4 кл
17.01.2017
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса к УМК "школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса к учебно-методическому комплекту "Школа 2100" На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане МБОУ СОШ № на 2014/2015 учебный год в 3 классе отводится 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часа в год.
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100.doc

                                I.Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературному чтению  для 3-го Б класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие  федерального государственного стандарта начального общего образования»);

    ООП НОО МБОУ СОШ № 17 - I ступень обучения ;

    Примерная программа начального  общего образования;

   Авторская программа «Литературное чтение» (Р.Н. Бунеев, Е.В.  Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова и др.)  в рамках    образовательной  системы «Школа 2100»);

   Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

   Учебные планы МБОУ СОШ №  от 07.08.2014 г. (Приказ №120);

   Положение  о рабочей программе  учебного предмета (курса) МБОУ СОШ №17 от 30.08.2014 г. (Приказ № 192 );

   Приказ № 193 от 30.08.2014 г. МБОУ СОШ №   «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2014 - 2015 учебном году».                    

      Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель курса литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета

    В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 3-м классе дети, которые уже  знакомы с двумя источниками чтения  –  фольклором и  современной детской литературой,  открывают для  себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения,  поэму, пьесу-сказку. Здесь   находят свою  реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы  и  текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для  3-го кл., позволяют показать детям мир  литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов  XX  в., доступные для   детского чтения;  современную детскую литературу.

Интерес к самому процессу чтения тесно  связан с его мотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

В 3-м классе  последовательность текстов и  тем,  в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» –  третье- классницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учеб- ник,  размышляет,  задаёт вопросы. И  вместе  с  Настей читают и думают ученики.

При  составлении учебника для  3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных, учитывался принцип актуализации темати- ки чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о кото- рой шла  речь  выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно во всех  книгах, что,  с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с  детской книгой.  Главная  особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после  окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков –  индивидуальное дело  учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для  самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,             дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

II. Описание места учебного предмета в учебном плане

      На изучение учебного предмета «Литературное чтение»  в учебном плане МБОУ СОШ №  на 2014/2015 учебный год  в 3 классе отводится 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часа  в год.

III.Содержание учебного предмета

 «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Круг детского чтения.

Техника чтения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Круг детского чтения

Прощание с летом (6 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (19  ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (9 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (12 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (8  ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18  ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (12 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (13  ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» ( 10  ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4  ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (8 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы ( 4 ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (4 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

 

Техника чтения

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

самостоятельно составлять план рассказа о герое;

отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое: портрет;  детали биографии (что известно о его жизни);  черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; речь героя как средство его характеристики;  отношение автора к герою; собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе

 

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

подробному и краткому пересказу текста по плану;

выборочному пересказу текста;

словесному рисованию картин к художественным текстам;

составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

составлению устных рассказов от имени одного из героев;

составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

IV. Результаты  освоения учебного предмета

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

    эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

    эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

    чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту худо- жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

   любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

   понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

   интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

   наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

 этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответ- ствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

   вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных    задач; владеть монологической и диалогиче- ской  формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым  корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

   воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

   осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

  делить текст на части, составлять простой план;

  самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  находить в тексте материал для  характеристики героя;

  подробно и выборочно пересказывать текст;

  составлять рассказ-характеристику героя;

  составлять устные и письменные описания;

  по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

  высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

 видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

(3-й класс)

 

воспринимать на  слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста  по  заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про  себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и  выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания

по  ходу  чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать  и аргументировать своё    отношение к прочитанному, в том числе к художественной     стороне текста (что  понравилось  из  прочитанного и почему)

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым  признакам;

различать в  прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в  художественном   тексте сравнения, эпитеты,  олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

 

V. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

 

         Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор,телевизор и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс.

Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www. school2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km.ru/ed

9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok.

VI.Список литературы

Основная литература

Для учителя:

1.Учебник «Литературное чтение»:  3 класс в двух частях, авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева, - М.: Баласс, 2013 год.

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Тетрадь по литературному чтению», авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева, - М.: «Баласс», 2013год.

3.Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве». Методические рекомендации для учителя, авторы Е.В. Бунеева, О. В. Смирнова,  М. А. Яковлева, – М.: «Баласс», 2012год.

Для ученика:

1.Учебник «Литературное чтение»:  3 класс в двух частях, авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева, - М.: Баласс, 2013 год.

Дополнительная литература

1.О.В.Александрова О.В.Пословицы,поговорки,крылатые слова.-М.:Эксмо,2011 г.

2.М.В.Дубова.Организация проектной деятельности младших школьников:Практическон пособие для учителей начальных классов.- М.:,2012 г.

3.М.И.Багаутдинова,Г.Н.Ягафарова.Веселык минутки:Стихотворения для физкультурных минуток.- Уфа: Китап,2010 г.

4.Интеракивные тренажёры.Литературное чтение,3 класс.Издательство «Учитель»,2015 г.

5.Живые родники (история, литература и культура Башкортостана). – Уфа:Китап,2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата

Наименование раздела

(количество часов) и тема урока

ЭКОР

Примечание

 

 

По плану

По факту

 

Раздел 1. Прощание с летом (6 часов)

 

 

 

1

01.09

 

Г .Сапгир «Нарисованное солнце», Ю. Кима «Светлый день».

 

 

 

 

 

2

03.09

 

В.Драгунский «Англичанин Павля».

 

 

 

 

 

3

05.09

 

В.Драгунский «Англичанин Павля».

 

 

 

 

 

4

06.09

 

 «Взрослая»жизнь дяди Федора ,Матроскина и Шарика(Главы из повести Э.Успенского «Дядя Федор ,кот и пес»).

 

 

 

 

 

5

08.09

 

 «Взрослая»жизнь дяди Федора ,Матроскина и Шарика(Главы из повести Э.Успенского «Дядя Федор ,кот и пес»).

 

 

 

 

 

6

10.09

 

Лето волшебное и разное. Стихотворение К.Бальмонта «Капля» и Б . Заходера  «Что красивее всего?».

Сочинение-миниатюра

об отдыхе в родном крае

 

 

 

 

Раздел 2. Летние путешествия и приключения (19 часов)

 

 

 

7

12.09

 

Введение в раздел. Стихотворение Ю.Кима «Отважные охотники».

 

 

 

 

 

8

13.09

 

С .Голицын «Сорок изыскателей».

 

 

 

 

 

 

9

15.09

 

С .Голицын «Сорок изыскателей».

 

 

10

17.09

 

Какие они-настоящие изыскатели? (глава 4 из повести Голицына «Сорок изыскателей»

 

 

 

 

 

11

19.09

 

Какие они-настоящие изыскатели? (глава 4 из повести Голицына «Сорок изыскателей»

 

 

 

12

20.09

 

Повесть о летних путешествиях .И.Дик «В дебрях Кара- Бумбы».

 

 

 

 

 

13

22.09

 

Повесть о летних путешествиях .И.Дик «В дебрях Кара- Бумбы».

 

 

 

14

24.09

 

Во что верят и играют ,мальчишки ?М.Твен «Приключения Тома Сойера».

 

 

 

 

 

15

26.09

 

Во что верят и играют ,мальчишки ?М.Твен «Приключения Тома Сойера».

 

 

 

 

 

16

27.09

 

Во что верят и играют ,мальчишки ?М.Твен «Приключения Тома Сойера».

Сравнительный анализ башкирских сказок.

 

 

 

 

17

29.09

 

Внеклассное чтение по разделам 1-2.А . Гайдар «Тимур и его команда».

 

 

 

 

 

18

01.10

 

Как слава пришла к А.Гайдару.Б.Емельянов «Игра».

 

 

 

 

 

19

03.10

 

Как слава пришла к А.Гайдару.Б.Емельянов «Игра».

 

 

 

 

 

 

20

06.10

 

Превращение кота Варюги в кота Милиционера.

К. Г. Паустовский «Кот Варюга».

 

 

 

 

 

 

21

08.10

 

Превращение кота Варюги в кота Милиционера.

К. Г. Паустовский «Кот Варюга».

 

 

 

 

 

22

10.10

 

Необычная жизнь жильцов старого дома   К. Г. Паустовский «Жильцы старого дома».

 

 

 

 

 

23

13.10

 

Необычная жизнь жильцов старого дома   К. Г. Паустовский «Жильцы старого дома».

 

 

 

 

 

24

15.10

 

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделам 1 и2.

 

 

 

 

 

25

17.10

 

Обучающее сочинение.

 

 

 

 

 

Раздел 3.Природа летом (9 часов )

 

 

 

26

18.10

 

С.Есенин «С добрым утром!»и Б.Пастернак «За поворотом».

 

 

 

 

 

27

20.10

 

Краски и звуки лета. А.Чехов «Степь»М.Пришвин «Золотой луг».

Музыкальное произведение (Музыка Х.Ахметова. Утро Урала).

 

 

 

 

28

22.10

 

Краски и звуки лета. А.Чехов «Степь»М.Пришвин «Золотой луг».

 

 

 

 

 

29

24.10

 

Отчего так хорошо ранним летним утром? А.Толстой «Детство Никиты».

 

 

 

 

30

25.10

 

Спасательная сила летней грозы. А.Толстой «Детство Никиты».

 

 

 

 

 

31

27.10

 

Картины летнего дня.И.Тургенев «Голуби»,И.Бунин «Розы».

 

 

 

 

 

32

29.10

 

Картины летнего дня.И.Тургенев «Голуби»,И.Бунин «Розы».

 

 

 

 

 

33

05.11

 

Урок – практикум по развитию читательских умений.В.Бианки «Неслышимка».

 

 

 

 

 

34

07.11

 

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 3.

 

 

 

 

Раздел 4.Уроки переменки  (12 часов)

 

35

08.11

 

Необычная школа.

Э.Успенский «Школа клоунов»

 

 

 

 

 

 

36

10.11

 

Необычная школа.

Э.Успенский «Школа клоунов»

 

 

 

 

 

37

11.11

 

Удивительная перемена. Стихотворение Б. Заходера «Перемена».

 

 

 

 

 

38

14.11

 

Легко ли быть Песталоцци?Г.Куликов «Как я влиял на Севку».

 

 

 

 

 

39

15.11

 

Легко ли быть Песталоцци?Г.Куликов «Как я влиял на Севку».

 

 

 

 

 

40

17.11

 

Путь в страну невыученных уроков.

Г.Давлетов

Диктант.

 

 

 

 

41

19.11

 

Испытания для Виктора Переступкина.

 

 

 

 

 

42

21.11

 

Испытания для Виктора Переступкина.

 

 

 

 

 

43

22.11

 

Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста.

 

 

 

 

 

44

24.11

 

Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста.

 

 

 

 

 

45

26.11

 

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 4.

 

 

 

 

 

46

28.11

 

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

 

 

 

 

Раздел 5.Глухая пора листопада (8 часов).

 

 

 

47

29.11

 

Такая разная осень.

 

 

 

 

 

48

01.12

 

Такая разная осень.

 

 

 

 

 

49

03.12

 

Что заслуживает описания?К.Паустовский «Мой дом».

 

 

 

 

 

50

05.12

 

Стихи о «близости снега» Г.Сапгир ,Д. Самойлов.

 

 

 

 

 

51

06.12

 

Как приходит зима? К. Паустовский,Б.Пастернак.

 

 

 

 

 

52

08.12

 

Как приходит зима? К. Паустовский,Б.Пастернак.

Н.Наджими.

Зима.

 

 

 

 

53

10.12

 

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 5.

 

 

 

 

 

54

12.12

 

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

 

 

 

 

 

Раздел 6.И кот ученый свои мне сказки говорил (18 часов).

 

 

 

55

13.12

 

Стихотворения. Г.Сапгира «Леса- чудеса»,В.Брестова «Сказка»

 

 

 

 

 

56

15.12

 

«Сказка -ложь ,да в ней намек..»Русская сказка «Кот и лиса».

 

 

 

 

57

17.12

 

Какие еще бывают сказки? Сказки «Никита – кожемяка», «Как мужик гусей делил»

Мудрый старик и глупый царь

 

 

 

 

58

19.12

 

Какие еще бывают сказки? Мир волшебной сказки.

 

 

 

 

 

 

59

20.12

 

Мир волшебной сказки.

В мире сказок.

Урал Батыр.

 

 

 

 

60

22.12

 

Мир волшебной сказки.

 

 

 

 

 

61

24.12

 

За что награждают в сказках?Ш.Перро «Ослиная шкура».

 

 

 

 

 

62

26.12

 

За что награждают в сказках? Ш.Перро «Ослиная шкура».

 

 

 

 

 

63

27.12

 

Может ли оловянный солдатик быть стойким?

 

 

 

 

 

64

29.12

 

Может ли оловянный солдатик быть стойким?

Богатырская сказка. Акъял –батыр.

 

 

 

 

65

16.01

 

Уроки сказочной повести.А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

 

 

 

 

 

66

17.01

 

Уроки сказочной повести.А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

 

 

 

 

 

67

19.01

 

Сказки для театра.С. Маршак «Сказка про козла».

 

 

 

 

 

68

21.01

 

Сказки для театра.С. Маршак «Сказка про козла».

Г.Тукай Фатима и соловей.

 

 

 

 

69

23.01

 

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 6

В.Высоцкий «Песни Кэрролла».

 

 

 

 

 

 

70

24.01

 

Стихотворения В.Высоцкого «Песни Кэрролла».

 

 

 

 

 

71

26.01

 

Внеклассное чтение по разделу 6.

 

 

 

 

 

72

28.01

 

Обобщающее сочинение.

 

 

 

 

 

Раздел 7.Поет зима, аукает.(12 часов).

 

 

 

73

30.01

 

Введение в раздел .Звуки  и краски зимы.

Музыкальное произведениею

Первый снег.

(Сл.  Алибаева

Музыка Д.Хасаншина)

 

 

 

 

74

31.01

 

«Подарки» зимы. Стихотворения К.Бальмонта,И.Бородинского.

 

 

 

 

 

75

02.02

 

В ожидании новогоднего чуда. Стихотворения Ю.Мориц,А.Барто.

 

 

 

 

 

76

04.02

 

В ожидании новогоднего чуда. Стихотворения Ю.Мориц,А.Барто.

 

 

 

 

 

77

06.02

 

Настоящие друзья Мишка и Дениска. В.Драгунский «Кот в сапогах».

 

 

 

 

 

78

07.02

 

Зимние впечатления. Стихотворения Б.Пастернака, А. Башлачева, Д.Самойлова.

 

 

 

 

 

79

09.02

 

Зимние впечатления. Стихотворения Б.Пастернака, А. Башлачева, Д.Самойлова.

 

 

 

 

 

80

11.02

 

Суровые законы жизни зимнего леса .В Бианки «По следам».

 

 

 

 

 

81

13.02

 

Суровые законы жизни зимнего леса .В Бианки «По следам».

 

 

 

 

 

82

14.02

 

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 7.

 

 

 

 

 

83

16.02

 

Обучающее сочинение.

 

 

 

 

 

84

18.02

 

Внеклассное чтение.

 

 

 

 

 

Раздел 8.Животные в нашем доме (9 часов).

 

 

 

85

20.02

 

Введение в раздел. Стихотворения В.Берестова «Прощание с другом»,Г.Сапгира «Морская собака».

 

 

 

 

 

86

21.02

 

У каждого свое место в природе.Д.Мамин Сибиряк «Медведко».

 

 

 

 

 

87

25.02

 

У каждого свое место в природе.Д.Мамин Сибиряк «Медведко».

 

 

 

 

 

88

27.02

 

Замечательные собаки.

 

 

 

 

 

89

28.02

 

Замечательные собаки.

Сказки о животных. Как собака нашла себе хозяина.

 

 

 

 

90

02.03

 

Каждый ли клест может стать капитаном? Ю.Коваль «Капитан Клюквин»

 

 

 

 

 

91

04.03

 

Каждый ли клест может стать капитаном?

Ю.Коваль «Капитан Клюквин».

 

 

 

 

 

 

 

 

92

06.03

 

Удивительные пони Ю.Мориц.

 

 

 

 

 

 

 

93

07.03

 

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 8.

 

 

 

 

Раздел 9.Мы с мамой и папой (13 часов).

 

 

94

09.03

 

Введение в раздел. Э.Успенский  «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».

 

 

 

 

 

95

11.03

 

Мечты о «взрослой» жизни. В . Драгунский «…Бы».

 

 

 

 

 

96

13.03

 

Подарки серьезное дело . (.Ю. Коринец,А . Барто.).

 

 

 

 

 

97

14.03

 

Во что нельзя  «играть».

И.Дик «Красные яблоки».

 

 

 

 

 

98

16.03

 

Во что нельзя  «играть».

И.Дик «Красные яблоки»

Сатирическая сказка «Сказка о земле».

 

 

 

 

99

18.03

 

Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Девочка на шаре».

 

 

 

 

 

100

20.03

 

Что такое взаимопонимание? В. Драгунский «Девочка на шаре».

 

 

 

 

 

101

21.04

 

Хорошо когда рядом - папа !С.Маршак «Хороший день»

 

 

 

 

 

102

01.04

 

Когда мама сердится…

В.Драгунский «Тайное становится явным».

 

 

 

 

 

103

 

03.04

 

Когда мама сердится…

В.Драгунский «Тайное становится явным».

 

 

 

 

 

104

04.04

 

Творческая работа. Сочинение о своей семье.

 

 

 

 

 

105

06.04

 

Обобщение по разделу.

 

 

 

 

 

   106

07.04

 

Проверочная работа по разделу 9.

 

 

Раздел 10 .Наполним музыкой сердца (10 часов).

 

 

 

107

08.04

 

Введение в раздел .

О  . Мондельштам «Рояль»,И.Тургенев «Певцы».

 

 

 

 

 

108

10.04

 

Как рождается музыка.К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

 

 

 

 

 

109

11.04

 

Волшебная сила бессмертной музыки.Рассказ «Корзина с еловыми шишками».

Башкирские скороговорки.

 

 

 

110

13.04

 

Волшебная сила бессмертной музыки.Рассказ «Корзина с еловыми шишками».

 

 

 

 

111

15.04

 

Сказка о маленьком Моцарте. Г.Циферов «Тайна запечного сверчка».

 

 

 

 

 

112

17.04

 

Сказка о маленьком Моцарте. Г.Циферов «Тайна запечного сверчка».

 

 

 

 

 

113

18.04

 

Какими бывают встречи с писателями? В.Драгунский «Независимый Горбушка».

 

 

 

 

 

114

20.04

 

Какими бывают встречи с писателями? В.Драгунский «Независимый Горбушка».

 

 

 

 

115

21.04

 

Обобщение по разделу

 

 

 

 

   116

22.04

 

Проверочная работа по разделу 10

 

 

 

 

Раздел 11 .День смеха (4 часа ).

 

 

 

   117

24.04

 

Введение в раздел. Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса».

 

 

 

 

118

25.04

 

Легко ли смеятся над собой ?В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

 

 

 

 

119

27.04

 

Легко ли смеятся над собой ?В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора».

 

 

 

 

 

 

 

  120

29.04

 

Веселые стихи . О.Григорьев,Ю.Мориц.

 

 

 

 

 

Раздел 12.О весна, без конца  и без краю (8  часов) .

 

 

 

121

02.05

 

Введение в раздел. Как приходит весна.

Д.Юлтый

Трактора.

 

 

 

 

122

04.05

 

Стихотворения А.Макаревича, Ф.Тютчева,А, Блока .

 

 

 

 

 

123

06.05

 

Озорные стихи о весне . Стихотворения  В.Маяковского.

 

 

 

 

 

124

08.05

 

Стихотворения  О.Мондельштама,С.Черного.

Г.Ибрагимов

Начало весны.

 

 

 

 

125

11.05

 

Проверка уровня развития читательских умений.

 

 

 

 

 

126

13.05

 

Картины весны .Б.Окуджава «Весна»

 

 

 

 

 

127

15.05

 

Обобщение по разделам 11-12

 

 

 

 

 

   128

  16.05

 

Проверочная работа по разделам 11 – 12.

 

 

 

 

 

Раздел 13 . День Победы  ( 4 часа) .

 

 

 

129

18.05

 

Введение в раздел. А.Ахматова «Памяти друга».

 

 

 

 

 

130

20.05

 

Трудная тема –война В.Драгунский «Арбузный переулок».

 

 

 

 

131

22.05

 

Трудная тема –война В.Драгунский «Арбузный переулок».

 

 

 

 

 

132

23.05

            

Стихи о войне .

Внеклассное чтение  по разделу 13 .

Никто не забыт.

Башкирская кавалерийская.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 14 . Родная земля (4  часа) .

 

 

 

 

 

133

25.05

 

Введение в раздел.К.Паустовский «Бескорыстие»

 

 

 

 

 

134

27.05

 

Что такое Родина?

 

 

 

 

 

135

29.05

 

С.Козлов, Г.Цыферов «Где живет солнце»

 

 

 

 

 

136

30.05

 

Урок обобщения и повторения изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

I . Пояснительная записка

I . Пояснительная записка

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и…

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и…

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения ), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения ), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников

Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений)

Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений)

Техника чтения Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух

Техника чтения Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения

Средством развития познавательных

Средством развития познавательных

Требования к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум) (3-й класс) воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно…

Требования к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум) (3-й класс) воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно…

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)

VII . Календарно-тематическое планирование № п/п

VII . Календарно-тематическое планирование № п/п

Превращение кота Варюги в кота

Превращение кота Варюги в кота

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

Стихотворения В.Высоцкого «Песни

Стихотворения В.Высоцкого «Песни

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

Введение в раздел. Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса»

Введение в раздел. Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017