Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС
Оценка 4.8

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
чтение
1 кл
06.03.2018
Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе : ФГОС НОО, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, учебного плана МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, положения о рабочих программах МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, авторской программы О.В.Кубасовой и адресована для обучающихся 1-4 классов.
чтение 17-18.doc
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе :  ФГОС   НОО,   основной   образовательной   программой   начального   общего   образования   МБОУ СОШ   с.Сосновка   Бековского   района   Пензенской   области,   учебного   плана   МБОУ   СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, положения о рабочих программах МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, авторской  программы О.В.Кубасовой и адресована для обучающихся 1­4 классов. Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; •   читательской   компетентности   младшего   школьника,   которая   определяется   владением техникой   чтения,   различными   видами   чтения   и   способами   освоения   прочитанного (прослушанного)   произведения,   умением   ориентироваться   в   книгах   и   приобретением   опыта самостоятельной читательской деятельности; •   готовности   обучающегося   к   использованию   литературы   для   своего   духовно­ нравственного,   эмоционального   и   интеллектуального   самосовершенствования,   а   также   к творческой деятельности на основе читаемого. Планируемые результаты освоения учебного курса «Литературное чтение» полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, применять  различные способы чтения (ознакомительное,  изучающее, поисковое, осознавать  значимость чтения для своего развития,  для успешного обучения по К концу изучения в начальной школе   курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность   обучающихся   к   дальнейшему   образованию,   достигнут   необходимый   уровень   их читательской компетентности, литературного и речевого развития;   Выпускники начальной школы  научатся: 1. другим предметам и дальнейшей жизни; 2. читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух  – не менее 90 слов в минуту,   про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;   выборочное); 3. при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на  прочитанное;   персонажей с точки зрения общепринятых морально­этических норм;     4. работать   с   познавательной сущности; 5. отношение к герою и его поступкам; 6. мысль произведения;   характеризовать героев; 7.   языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте; 8. 9. различных текстов, выделяя два­три существенных признака;  отличать поэтический текст от прозаического; знанию основных моральных норм; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать  поступки выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия; сравнивать,  сопоставлять, делать   элементарный   анализ   литературным   текстом   с   точки   зрения   его   эстетической     и определять   авторскую   позицию    и    высказывать свое устанавливать причинно­следственные связи и определять жанр, тему  и главную находить   в   художественном   произведении   различные   средства распознавать   основные   жанровые   особенности     фольклорных   форм   (сказки, владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации ориентироваться     в       специфике     научно­популярного     и учебного текста и   применять   в учебной и в   реальной жизни доступные для освоения в данном осуществлять     различные   формы   интерпретации   текста   (выразительное   чтение,  загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);  соотносить произведения с     изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;   художественных произведений;   10. декламация, драматизация,  словесное рисование, творческий пересказ и др.);  делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; 11. цитировать (устно); 12. 13. передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного,  выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно­популярного, учебного  текстов;  14. возрасте  общепознавательные и   коммуникативные универсальные учебные  действия; 15. высказывать собственное мнение и обосновывать  его фактами  из текста; 16. вести   диалог   в   различных   коммуникативных   ситуациях,   соблюдая   правила речевого этикета;    чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при  заучивании наизусть;    создавать   собственные   небольшие   тексты   (повествование,   описание,   рассуждение)   на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта; 17. научно­популярном текстах; 18. использовать полученную информацию в практической деятельности; 19. 20. библиотеке; 21.   составлять несложные монологические высказывания о произведениях; составлять   аннотацию  и  делать отзыв на литературное произведение или книгу; определять порядок  действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном пользоваться алфавитным  каталогом; ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской осуществлять   поиск   необходимой   информации   в   художественном,     учебном, пользоваться справочно­энциклопедическими изданиями. осознавать основные  духовно­нравственные  ценности человечества; воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; применять  в учебной и в  реальной жизни доступные для освоения в данном Выпускники начальной школы получат возможность научиться    возрасте  личностные и регулятивные  универсальные учебные  действия;         отечественной художественной литературой;  нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);  определять сходство и различие произведений  разных жанров;  испытывать чувство   гордости за свою Родину, народ и историю; уважать   культуру народов многонациональной России и других стран; бережно и ответственно относиться к окружающей природе; воспринимать  художественную   литературу    как    вид искусства; соотносить литературу с другими видами искусства; испытывать      эстетические   чувства   на   основе   знакомства   с   мировой   и развивать   способность   к   эмпатии   и   сопереживанию,   эмоционально­ осознанно     выбирать         виды           чтения   (ознакомительное,   детальное использовать полученную при чтении научно­популярного и учебного текста находить   в   художественном   произведении   такие   средства     языковой выступать перед знакомой аудиторией   с небольшими сообщениями;   высказывать и пояснять свою точку зрения;  применять правила сотрудничества; работать   со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его  (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели  чтения;  информацию в практической деятельности;     многозначность), целенаправленно пополнять свой  словарный запас;  22. выразительности, как метафора и гипербола,    понимать их  роль в тексте;     составление диафильма, воображаемая   экранизация;  писать  изложения;  создавать       прозаический       или         поэтический       текст   по   аналогии   с авторским    текстом,    используя    средства художественной выразительности (в том числе из текста);     самостоятельной читательской деятельности. делать устную презентацию книги (произведения); пользоваться   тематическим (систематическим)  каталогом; работать с детской периодикой; расширять свой  читательский кругозор   и приобретать дальнейший опыт понимать особенности некоторых типов композиции;  выделять в тексте  опорные (ключевые) слова; цитировать (письменно); осуществлять     такие   формы   творческой   интерпретации   текста,   как Содержание учебного курса  «Литературное чтение»                                  448 часов 1 класс (40 часов) Виды речевой   деятельности Аудирование (слушание)   Восприятие   на   слух   звучащей   речи   (высказываний   собеседника,     художественных   текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.   Чтение   Чтение вслух Плавный  слоговой  способ   чтения  с соблюдением  орфоэпических     норм чтения   (скорость чтения в соответствии   с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Понимание  читаемого при помощи вопросов по содержанию. Умение   интонационно   оформлять   предложения   разных   типов,   эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений. Чтение «про себя»   передавать   основной Понимание при чтении про себя смысла  доступных по объему и жанру произведений.   Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).   Работа с разными видами текста Осознание того, что литературное произведение создано кем­то (народом, конкретным чело­ веком), т. е.  преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы. Определение   темы   текста,   главной   мысли.   Деление   текста   на   смысловые   части,   их озаглавливание. Работа с картинным планом. Участие   в   коллективном   обсуждении   читаемого:   умение   отвечать   на   вопросы,     слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.   Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги. Работа с текстом  художественного произведения Понимание   заглавия   произведения,   адекватное   соотношение   его   с   содержанием   текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль  сформулирована и высказана в конце произведения.  Нахождение   в   тексте   слов   и   выражений,   характеризующих   героя   и   событие.   Элементарная характеристика   героя  произведения.       Сопоставление  поступков  героев  по  аналогии   или   по контрасту.    Сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по   общности   ситуаций, характеру поступков героев. Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка  из  предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. Ключевые (опорные)  слова.  Чтение по ролям, драматизация. Библиографическая культура. Книга   учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и   как источник   знаний. Элементы   книги:   обложка   (переплет),   корешок,   страницы,   содержание   (оглавление), иллюстрации.   Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке. Выбор книг на основе   открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник.  Говорение (культура речевого общения)   Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:  отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.   Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так  и внеучебного общения. Монолог:   передача   впечатлений   (от   повседневной   жизни,   литературного   и   произведения).    Устное   сочинение   как   продолжение   прочитанного   произведения,  сочинение   по   аналогии (небылица,   считалка),  рассказ по иллюстрации.  Круг  чтения Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения   отечественной литературы. Детям   предлагаются     произведения   малых   фольклорных   форм:   песни,   загадки,   считалки, скороговорки,   побасенки,   небылицы.   При   этом     параллельно   с   фольклорным   произведением дается   его   литературный   аналог.   Кроме   того   в   программу   первого   года   обучения   входят народные   и   литературные   сказки,   рассказы,   стихотворения,   тематически   актуальные   для первоклассников: о школьной жизни, морально­нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии   и   недоброжелательности,   жадности   и   щедрости,   хвастливости   и   скромности, трудолюбии   и   лени),   о   забавах   детей,   о   природе.     Отбор   произведений   подчинен   в   первую очередь   принципам   художественности,   тематической   актуальности   и   литературного разнообразия.  живописного Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений. Знакомство   с   малыми   фольклорными   формами:   потешка,   песня,   пословица,   небылица, побасенка,   считалка,   загадка,   скороговорка   –   узнавание,   различение,   определение   ведущих жанровых особенностей.  Народная и литературная (авторская) сказка. Различение   фольклорных   и   авторских     художественных   произведений.  Выявление   сходства одножанровых народных и авторских текстов.  Общее представление о жанре басни.  Введение   в   активный   словарь   терминов:   автор,   персонаж,   текст,   произведение   народное, произведение авторское, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня. Творческая деятельность (на основе литературных произведений) Формирование воссоздающего и творческого  воображения. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации,   словесного и графического  рисования. Создание   собственного   текста   на   основе   художественного   произведения   (текст   по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование). Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках  литературного чтения Создание классной  библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х. К. Андерсена и А.С. Пушкина. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов. Участие в работе театрального кружка. Создание небольшого сборника  пословиц (на основе материалов рабочей тетради). Создание небольшого сборника побасенок (на основе материалов рабочей тетради). Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради).  Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества. Участие   в  «малых  конференциях»  по  темам:   «Зачем  человеку   нужно  уметь  читать?»,  «Моя любимая книга».  Осознание   цели   2 класс  (136 часов) Аудирование (слушание)   Восприятие   на   слух   звучащей   речи   (высказываний,   художественных   текстов).   Адекватное понимание     звучащей   речи,   умение   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   услышанного произведения.   речевого   высказывания.   Умение   задавать   вопрос   по услышанному   художественному произведению. Чтение   Чтение вслух Планомерный   переход   от   слогового   к   плавному   осмысленному       беглому     чтению   целыми словами. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Формирование способа чтения «по догадке». Воспроизведение написанного без искажений звуко­буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами. Выразительное   чтение     с   соблюдением   логических   ударений   и   пауз,   мелодики,   верного темпоритма;     передача   эмоционального   тона   реплик   персонажей,   эмоционального   характера произведения в целом. Чтение «про себя» Осознание     при   чтении   про   себя   смысла   доступных   по   объему   и   жанру   произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (ознакомительное,   выборочное). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.   Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текстов: художественных  и  научно­познавательных,  их сравнение. Определение целей   создания этих видов текста.  Развитие способности к антиципации. Самостоятельное   определение   темы   текста,   главной   мысли;       деление   текста   на   смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным и  вербальным планом. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.  Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия   с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.  Определение, от какого лица   ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность представлять   образ   автора   на   основе   его   произведения.  Выявление   роли   авторского присутствия  в произведении. Осознание  роли  пейзажа и  портрета в художественном произведении. Характеристика героя произведения   с использованием художественно­выразительных средств читаемого текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и  по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.  Определение собственного отношения  к   поступкам персонажей. Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение. Выделение  опорных  (ключевых) слов. Деление текста на части,  озаглавливание, составление картинного   и   вербального   плана.   Воспроизведение   текста   с   использованием   выразительных средств языка:  пересказ (частичный, подробный, творческий), рассказ по иллюстрациям.  Вычленение   и   сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по   общности   ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа  с  научно­познавательными текстами Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей     научно­познавательного   текста   (передача   информации).   Определение   темы   и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые) слова. Выделение   главного в содержании текста. Схема, модель   текста.     Воспроизведение текста   с   опорой   на   план,   ключевые   слова,       схему.   Подробный,   частичный     и   выборочный пересказ текста.  Библиографическая культура Книга:   учебная,   художественная,   справочная.   Книга   как   особый   вид   искусства   и   источник знаний.   Элементы   книги:   содержание   (оглавление),   титульный   лист,   аннотация,  сведения   о художниках­иллюстраторах,   научная, художественная   (с   опорой   на   внешние   показатели   книги,   ее   справочно­иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник,     периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).  Умение составлять представление о книге по обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной  книге и    в группе книг (5–6 книг). Выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка,   картотеки,   открытого   доступа   к   детским книгам в библиотеке. Говорение (культура речевого общения)   Осознание   и   освоение   диалога   как   вида   речи.   Особенности   диалогического   общения: способность понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы; выслушивать, не перебивая, собеседника   и   в   вежливой   форме   высказывать   свою   точку   зрения   по   обсуждаемому произведению.    Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так  и внеучебного общения.   Виды   информации   в   книге:   иллюстрации. Построение   плана     собственного   высказывания   с   помощью   учителя.   Умение   отбирать   и использовать изобразительно­выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания (монолога).  Отражение  основной мысли  текста в высказывании.  Передача  впечатлений  (от повседневной жизни,   литературного   и   живописного   произведения)   в   устном     сообщении   (описание, рассуждение, повествование).   Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,   рассказ по картине  либо на заданную тему.  Круг  чтения Второклассники   знакомятся   с   литературными   произведениями   по   всем   основным   темам детского чтения: о родине, о подвигах, о детях, о природе (о растениях и животных, о временах года).   Во втором классе, где приоритетным   является   формирование навыка чтения, литературные произведения сгруппированы по методической цели обучения.  Те   тексты,     при     работе     над   которыми   основное   внимание   уделяется         формированию осознанности чтения, входят в раздел под названием «Читая  —  думаем».  Произведения, при чтении которых необходима специальная работа над правильностью чтения (по предупреждению орфоэпических ошибок, а также на искажение звукобуквенного состава), включены в раздел под названием «Читаем правильно».  В   раздел   «Читаем   быстро»   входят   такие   произведения,   при   чтении   которых   целесообразно применение   беглого   чтения.   Это,   например,   скороговорки   (народные   и   литературные), «бесконечные»   стихи     и   небольшие   по   объему   и   доступные   по   содержанию     прозаические произведения, в основном, современных авторов, написанные в разговорном стиле. При   чтении   произведений,   расположенных   в   разделе   «Читаем   выразительно»,   проводится целенаправленная   работа   над   интонационной   выразительностью   речи.   В   силу   этого   сюда,   в первую очередь, включены эмоционально окрашенные стихотворения и басни, а также сказки и рассказы, содержащие диалоги.      Таким образом, во втором классе  при акценте на активном  формировании навыка чтения дети накапливают разнообразные литературные впечатления ­ о темах, жанрах, авторах. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Расширение базы видо­жанровых и тематических литературных впечатлений. Осознание условности литературного творения, его отличия от реальности (прежде всего, в силу внимания к личности автора). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,  искусство слова, автор (рассказчик),  сюжет,   тема,   идея;   персонаж     (его   портрет,   речь,   мысли,   поступки,   мотивы поведения),  лирический герой произведения, отношение автора к герою. Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи   средств выразительности: звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений,   олицетворений.  Прозаическая   и   стихотворная   речь:   узнавание,   различение,   выявление   особенностей стихотворного произведения  (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений:     народная и литературная (авторская) сказка, рассказ, стихотворение,   басня     –   общее   представление   о   жанре,   особенностях   построения   и выразительных средствах.  Творческая деятельность  (на основе литературных произведений) Интерпретация   текста   литературного   произведения   в   творческой   деятельности   учащихся: выразительное чтение, чтение по ролям,   драматизация;   словесное, графическое и музыкальное рисование, творческий пересказ,  создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) и по картине, продолжение прочитанного. Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках  литературного чтения Пополнение и структуризация классной  библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству В. Ю. Драгунского, А.Л. Барто, В.А. Осеевой. Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам. Участие в конкурсе чтецов. Участие в работе  кружка «Речевой этикет (культура   речи)». Участие в работе  кружка «Юный театрал». Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей. Создание спектакля по сказке «Два мороза» или «Морозко». Создание сборника произведений  о   родине. Создание сборника произведений  о   зайцах. Создание сборника  любимых стихотворений. Сочинение собственных произведений  в жанре рассказа, сказки. Участие в конкурсе «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Участие в конкурсах рисунков «С чего начинается родина?» (после чтения стихотворений о родине),   «Улица   сказочных   домиков»   (по   мотивам   сказки   Г.А.   Цыферова   «Как   Цыпленок впервые сочинил сказку»). Участие в читательской конференции по   теме  «С чего начинается родина?» (Образ  родины в произведениях писателей и в картинах художников). 3 класс  (136 часов) Виды речевой деятельности Аудирование (слушание)   Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного   произведения;   осознание   цели   и   определение   последовательности     построения речевого высказывания. Умение   задавать вопрос по услышанному   научно­познавательному и художественному произведению. Чтение   Чтение вслух Осмысленное,   правильное,   беглое,   выразительное   чтение   с   соблюдением   орфоэпических   и интонационных норм.   Чтение «про себя» Осознание  при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.   Работа с разными видами текста Общее   представление   о   разных   видах   текстов:   художественных,   учебных,   научно­ познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.   Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.  Привлечение справочных и  иллюстративно­изобразительных материалов. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия произведения.   Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чем идет речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано. Подробная   характеристика   героя   произведения     с   использованием   художественно­ выразительных   средств   из   прочитанного   текста.     Выявление     причины   поступка   персонажа. Сопоставление   поступков   героев   по   аналогии   или   по   контрасту.   Выявление   авторского отношения к герою. Характеристика   исторического   героя   –   защитника   родины.   Осознание   понятия   «Родина». Проявление   характера   в   поступках:   преодоление   собственных   недостатков,   воспитание нравственных принципов. Соотношение содержания произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено   автором.   Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие выразительных   средства   языка   (синтаксическое   построений   предложений,   единство   или контрастность описаний), жанр,   структура (композиция). Составление   плана   (цитатного,  вопросного,   в   виде       самостоятельно   сформулированных повествовательных предложений).   Самостоятельное   воспроизведение   текста   с   использованием   выразительных   средств   языка: последовательное   воспроизведение     эпизода   с   использованием   специфической   для   данного произведения  лексики  (по вопросам учителя), пересказ (подробный,  частичный, выборочный, творческий   –   от   другого   лица   и   по   измененному   плану),   рассказ   по   иллюстрациям   и   по репродукциям картин.  Описание портрета персонажа и   места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).  Вычленение   и   сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по   общности   ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными и научно­познавательными текстами Понимание заглавия произведения. Определение особенностей   научно­познавательного текста (передача   информации).   Определение   главной   мысли   текста.   Деление   текста   на   части. Определение микротем. Ключевые  (опорные) слова.   Построение  алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план,   схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный  пересказ текста.  Библиографическая культура Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и  как источник знаний.   Элементы   книги.   Виды   информации   в   книге:   научная,   художественная   (с   опорой  на внешние показатели книги, ее справочно­иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник,    периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).  Составление каталожной карточки. Выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка,   картотеки,   открытого   доступа   к   детским книгам в библиотеке. Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему. Говорение (культура речевого общения)   Освоение   диалога   как   вида   речи.   Осознание   особенностей   диалогического   общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не   перебивая,   собеседника   и   в   вежливой   форме   высказывать   свою   точку   зрения   по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному).   Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и  внеучебного общения. Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор  и использование изобразительно­ выразительных средства языка для создания собственного устного высказывания.  Отражение основной мысли текста в высказывании.  Передача впечатлений   из повседневной жизни,   литературного   и   живописного     произведения     в     виде   описания,   рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания.  Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,    рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин,  на заданную тему, по аналогии с прочитанным.  Письмо (культура письменной речи)   Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного   произведения):   текст­повествование,   текст­описание,   текст­рассуждение. Создание собственных  письменных высказываний:  эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация. Соблюдение норм   письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.  Круг    чтения На базе сформированного за время обучения во втором классе навыка чтения,   в третьем классе на первый план выходят задачи приобщения детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для  постижения ребенком окружающего мира и  самого себя. В силу этого   круг     чтения   третьеклассников   весьма   широк:   фольклорные   и   литературные художественные   произведения  разных  жанров, традиционно   входящие   в     чтение     учащихся младшего   школьного   возраста   и   познавательные   тексты     (очерки),     систематизированные   по темам.  Учащимся  предлагаются литературные произведения разных стран и народов,  б льшую часть  которых составляют произведения русской литературы. оо Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Накопление разнообразных видо­жанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения, очерки) – общее представление о жанрах, особенностях построения и выразительных средствах.    Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик),  сюжет, тема; герой  произведения:  его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Нахождение   в   тексте,   определение   функций     в   художественной   речи   (с   помощью   учителя) средств   выразительности:   синонимов,   антонимов,   художественных   повторов,   эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.  Общее представление о     разных видах   текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).  Прозаическая   и   стихотворная   речь:   узнавание,   различение,   выделение   особенностей стихотворного произведения  (ритм, рифма). Творческая деятельность   (на основе литературных произведений) Интерпретация   текста   литературного   произведения   в   творческой   деятельности   учащихся: выразительное чтение,     драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя   с   использованием   мимики,  развернутая   драматизация);     словесное,   графическое, музыкальное     диафильма   (комикса)   и   виртуальная экранизация;    создание   собственного   текста   на   основе художественного произведения (текст по аналогии). Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках  литературного чтения  Пополнение и структуризация классной  библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей. Создание   рисунков к прочитанным произведениям. Участие в конкурсах  чтецов. Участие в работе  кружка «Речевой этикет (культура   речи)». Участие в работе  кружка «Юный театрал». Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна». Создание сборника  любимых стихотворений о природе. Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.  Сочинение собственных произведений  в жанре очерка, сказки. Участие в    читательской     конференции по теме  «Никто не забыт, ничто не забыто». 4 класс  (136 часов) Виды речевой деятельности   иллюстрирование;   творческий   пересказ,    составление Аудирование (слушание)   Восприятие на слух звучащей речи (высказываний  собеседников, чтения различных текстов). Адекватное   понимание     звучащей   речи,   умение   отвечать   на   вопросы   по   содержанию услышанного   произведения.   Умение   характеризовать   особенности   прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей. Осознание   цели   и   определение   последовательности     построения   услышанного   речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно­познавательному и художественному   произведению.   Сравнение   на   слух   художественного   и   научно­популярного текста. Чтение   Чтение вслух Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое,  выразительное чтение. Чтение «про себя» Осознание     при   чтении   про   себя   смысла   доступных   по   объему   и   жанру   произведений, осмысление   цели   чтения.   Выбор   вида   чтения   (изучающее,   ознакомительное,   просмотровое, выборочное).   Умение   находить   в   тексте   необходимую   информацию;   отвечать   на   вопросы, используя текст. Работа с разными видами текста Полноценное восприятие  доступных возрасту литературных произведений разных жанров. Общее   представление   о   разных   видах   текстов:   художественных,   учебных,   научно­ познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.  Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения.  Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры. Деление   текста   на   смысловые   части,   их   озаглавливание.   Составление   плана   (вопросного, цитатного,   самостоятельно   сформулированными   повествовательными   предложениями). Составление сложного плана. Умение работать с разными видами информации.  Практическое   сравнение   различных   видов   текста   популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров. Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления   товарищей,   дополнять   ответы   по   ходу   беседы,   используя   текст.   Привлечение справочных и  иллюстративно­изобразительных материалов. Работа с текстом художественного произведения Определение темы и главной мысли  текста. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое   построений   предложений,   единство   или   контрастность   описаний),   жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция). Характеристика героя произведения   с использованием художественно­выразительных средств (эпитет,   сравнение,   гипербола)   данного   текста.   Нахождение   в   тексте   слов   и   выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ    причин    поведения  персонажа.  Сопоставление  поступков героев по аналогии  и   по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.  Характеристика исторического героя – защитника отечества. Осознания понятия «Родина». Выделение  опорных  (ключевых) слов текста.   Составление   плана.   Освоение   разных   видов   пересказа   художественного   текста:   подробный, выборочный, творческий   пересказ. Составление рассказа (сказки)   по внутритекстовой   иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного,  по аналогии с прочитанным.   (учебный,   художественный,   научно­ с   познавательной   литературой:   умение   находить   необходимую   информацию, Вычленение   и   сопоставление   эпизодов   из   разных   произведений   по   общности   ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Умение   пользоваться   приемами   заучивания   стихотворений   (с   опорой   на   ключевые   слова)   и выразительного чтения.  Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске. Работа с учебными и научно­познавательными текстами Понимание   заглавия   произведения.   Определение   особенностей   учебного   и   научно­ познавательного  текста   (передача  информации).  Определение   темы  и   главной   мысли  текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых)  слов. Схема, модель   текста.   Построение     алгоритма   деятельности   по   воспроизведению   текста. Воспроизведение   текста   с   опорой   на   ключевые   слова,   модель,   схему.   Подробный   пересказ текста. Краткий пересказ текста.  Работа   систематизировать и усваивать ее. Библиографическая культура  Книга как особый вид  искусства и как источник    знаний.  Элементы книги. Книга:  учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге. Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).  Выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка,   картотеки,   открытого   доступа   к   детским книгам в библиотеке. Умение   ориентироваться   в   мире   книг,   подбирать   литературу   по   жанру,   теме,   собственным возможностям и интересам, опираясь   на весь комплекс  внетекстового аппарата книги. Говорение (культура речевого общения)    Осознание   диалога   как   вида   речи.   Особенности   диалогического   общения:   умение   понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо   высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­ познавательному, художественному тексту).    Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и  внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Умение   отбирать и использовать изобразительно­ выразительные   средства   языка       с   учетом   особенностей   монологического   высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании.  Самостоятельное построение плана своего высказывания. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании).  Устное   сочинение   как   продолжение   прочитанного   произведения,   отдельных   его   сюжетных линий,     рассказ   по   рисункам   и   репродукциям   картин,     на   заданную   тему,  по   аналогии   с прочитанным.  Письмо (культура письменной речи)   Практическое   освоение     на   основе   прочитанных   художественных   произведений   следующих типов   письменной   речи:   текст­повествование,   текст­описание,   текст­рассуждение.   Создание собственных  мини­сочинений  на заданную тему,  рассказов  по  картинам,  эссе,     читательских отзывов, аннотаций.  Соблюдение   норм     письменной   речи:   соответствие   содержания   высказывания   заголовку, выражение   темы   и   идеи,   последовательность   изложения,     использование   в   письменной   речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).    Круг  чтения В четвертом классе дети знакомятся с лучшими творениями   всемирной литературы разных ви­ дов   и   жанров:   гимн,   сказки   (народные   и   литературные),   былины,   басни,   рассказы,   мифы   и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная литература, повесть. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Практическое освоение особенностей лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня — сказка,   рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ — стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка, очерк  — рассказ. Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Представление   о   различных   разновидностях   рассказов   (о   подвигах,   о   детях,   о   животных, философские, юмористические, исторические). Общие   представления   о   своеобразии   лирики:   пейзажной,   юмористической,   философской, романтической. Нахождение   в   тексте,   определение   значения   в   художественной   речи   (с   помощью   учителя) средств   выразительности:   синонимов,   антонимов,   художественных   повторов,   эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.  Знание некоторых приемов художественной композиции. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения, лирический герой. Умение   отличить   художественную   литературу   от   учебной   и   познавательной   на   основе   их практического сравнения. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование  (рассказ),  описание   (пейзаж,  портрет, интерьер),  рассуждение   (монолог  героя, диалог героев).  Прозаическая   и   стихотворная   речь:   узнавание,   различение,   выявление   особенностей стихотворного произведения  (ритм, рифма). Историко­литературные   понятия:   фольклор   и   авторские   художественные   произведения (различение).  Составление   первоначальных   представлений   об    известных   писателях   (А.   С.   Пушкин,   Л.   Н. Толстой,  X.  К.  Андерсен,  И. С. Крылов,  С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский  и др.) на основе знакомства с их творчеством. Творческая деятельность (на основе литературных произведений) Освоение   всех   используемых   в   начальной   школе   творческих   видов   интерпретации   текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление   диафильма   и   виртуальная   экранизация,   разные   формы   творческого   пересказа), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения. Создание   сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы. Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках  литературного чтения Пополнение и структуризация классной  библиотечки (уголка чтения). Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей (Х. К. Андерсен, А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Н. Н. Носов и др.). Создание   рисунков к прочитанным произведениям. Создание костюмов для сказочных персонажей. Участие в конкурсах  чтецов. Участие в работе  кружка «Речевой этикет (культура   речи)». Участие в работе  кружка «Юный театрал». Участие в работе  кружка «Творческая мастерская» (создание собственных текстов). Создание коллажа «Моя Родина». Создание сборника  любимых стихотворений  русских поэтов. Создание  аудиоальбома по произведениям русских поэтов.  Создание альбома «Никто не забыт, ничто не забыто». Участие в конференции «В жизни всегда есть место подвигу». Сочинение собственных произведений  в жанре эссе, очерка, сказки. Участие  в  читательской  конференции  по  теме   «Наши любимые писатели». Создание выставок  книг по темам: «Былины», «Мифы  Древней Греции», «Русские народные волшебные сказки»,  «Книги Х. К. Андерсена»,  «Сказки А. С. Пушкина» и др. Тематическое планирование. 1 класс Раздел (тема) Количество часов № п/п 1 Звенит звонок — начинается урок  2Час п    Час потехи (9 ч.) Час     3 Что такое хорошо и что такое плохо « т              «Там чудеса…» 4 7 8 13 12 Итого:40 ч № урока «Звенит звонок — начинается урок»         (7 уроков) Тема урока 1 2 3­4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными» Г. Новицкая «Книжки»*; Р. Сеф «Учись читать!..» Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке» В. Голявкин «Болтуны» С. Маршак «Угомон» В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему­всему научиться» «Час потехи»  (8 уроков) В. Смит «Час потехи» Русские народные побасёнки Загадки Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…» В. Берестов «Искалочка»; Русские народные считалки*; В.  Берестов «За игрой» Словесные  игры:  скороговорки,  небылицы; С. Маршак «Я видел» С. Михалков «С нами Смех!»; И. Жуков «Черт и торт» С. Маршак «Пудель» «Что такое хорошо и что такое плохо»       (13 уроков) С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?» В. Осеева «Все вместе» Е. Пермяк «Для чего руки нужны» Эзоп «Собрался старик помирать…»; Л. Толстой «Два раза не умирать» Л. Толстой «Два товарища» В. Росин «Друзья познаются  в  беде» 16­17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38­39 40 № п/п С. Михалков «Ошибка» С. Михалков «Прививка»* Л.  Яхнин  «Силачи» М. Пляцковский «Добрая  лошадь» Обобщающий  урок «Там чудеса…»             (12 уроков) А. Шибаев «Сказки просят…» Русская       народная        сказка  «Лиса и рак» Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Ингушская сказка «Заяц и черепаха» Американская сказка «Вот он, вор!» Армянская  сказка  «Заказчик  и мастер» Сказки А. С. Пушкина* Викторина  «Сказки  Х.  К.  Андерсена»; Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине» В. Орлов «Абрикос в лесу» А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» Обобщающий  урок 2 класс Раздел (тема) Количество часов 1 Учимся читать: Читая — думаем  2Час поУчимся читать: Читаем правильно  Учимся читать: Читаем быстро        3 « т.            Учимся читать: Читаем выразительно    4 Учимся   Учимся работать с текстом: Автор и его герои  5                   Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова...  6 Учимся   Учимся работать с текстом: план и пересказ. 7 ВВВВВВ В мире книг 8 Ииииии 29 10 8 20 21 9 19 20 Итого – 136 ч № п/п 1.  М. Бородицкая «Первое сентября»;  В. Берестов «Читалочка»*. Учимся читать: Читая — думаем (29 ч.) Тема урока. 2.  3. √1 4.  5.  6. 7. √ 8­9.  10. 11. √ 12. 13.  14.√ 15.  16. 17. 18.  19.√ 20.√ 21. 22.  23.  24. 25. 26, 27.√ 28.  29. 30 31.√ 32, 33. 34. 35, 36. 37.  38. 39. 40. 41. √ 42. 43.  44. 45.√ 46, 47. К.Ушинский «Наше Отечество»;   В.Орлов «Родное»*. Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»;  П. Воронько «Лучше нет родного края»; О.Дриз «Загадка». Б.Заходер «Два и три»;  Р. Сеф Считалка»*;  М. Юдалевич «Три плюс пять».   В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...»,   «Зимой Ваня сделал кормушку...».   А. Шибаев «Кто слово найдёт?». В. Берестов «Если хочешь пить...»*,  «Гололедица».   Б. Заходер «Как Волк песни пел».   С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали  Серого Волка». В. Зотов «За двумя зайцами». Э. Шим «Жук на ниточке». Э. Шим «Очень вредная крапива». Л. Н. Толстой «Косточка» (Быль). С. Прокофьева «Когда можно плакать?» Е. Пермяк «Как Маша стала большой» В. Сухомлинский «Пусть будут  и Соловей и Жук». С. Козлов «После долгой разлуки…»;  В. Осеева «Сторож» В. Осеева «Кто наказал его?»;  А. Барто «Рыцари». В. Осеева «Плохо»;Д. Хармс «Удивительная кошка». Русская народная сказка «Лиса и журавль» Индийская сказка «Ссора птиц». В. Берестов «Посадили игрушку на полку…»; Э. Мошковская «Всего труднее дело...». Русская народная сказка  «Самое дорогое». С. Баруздин Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает». Русская народная сказка  «Два Мороза». Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь». Братья Гримм. «Звёздные талеры». В. Бардадым   «Мы читаем!»;  В. Гусев   «Вот так кот!»;  Н. Бурсов   «Кот и крот».   Д. Биссет «Орёл и овечка». В. Драгунский «Заколдованная буква». В. Драгунский   «Когда я был  маленький». В. Драгунский   «Не пиф, не паф!». Н. Носов «Находчивость». Дж. Родари  «Машинка для приготовления уроков». Б. Заходер  «Муравей». (Из Яна Бжехвы); Ю. Мориц  «Трудолюбивая старушка». Скороговорки;  И. Мазнин  «Шла лисица». Р. Сеф  «Апчхи!»;  М. Яснов  «Чучело­мяучело». Р. Сеф «Бесконечные стихи»*;   Э. Мошковская  «Болельщик». Ю. Ермолаев  «Угодили»;  В. Осеева  «Просто старушка».   В. Голявкин  «Как я под партой сидел»,  «Про то, для кого Вовка учится».   Дагестанская сказка  «Храбрый мальчик». Г. Балл   «Москвичок, который не знал правил уличного движения». 1Галочкой отмечены номера уроков, на которых предусмотрена работа с детскими книгами; звёздочкой отмечены  названия произведений, рекомендованных для заучивания наизусть. 48. 49, 50√ А. Прокофьев   «Как на горке, на горе»;  А. Фет «Чудная картина...». С. Воронин  «Храбрый клоун». 51. 52. √ 53.  54. √ 55. 56, 57. 58. 59. 60. 61.  62.  63. 64,65. 66.  67.√ С. Маршак  «Жадина»;  О. Григорьев  «Яма»;  Э. Успенский  «Разгром».   В. Осеева «Три товарища»;  Н. Матвеева «Девочка и пластилин». Ю. Ермолаев  «Два пирожных». Э.  Мошковская   «Обида»,   «Трудный путь». Е. Благинина «Посидим в тишине». И. Дик  «Красные яблоки»;А. Барто  «Перед сном». В. Орлов «Светлячок­маячок». C. Козлов «Заяц и Медвежонок»;И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху». Н. Юсупов «Серый волк».  Дж. Родари «Рыбы»;Б. Заходер «Кискино горе». Э. Мошковская  «Говорящая кошка»;  А. Фройденберг  «Великан и мышь». Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». К. Ушинский  «Спор деревьев». Обобщающий урок Учимся работать  с текстом: Автор и его герои.   (21 ч.) 68, 69. В. Голявкин  «Про весёлую книжку»; С. Баруздин  «Стихи о человеке  и его делах». 70.   71.√ 72,73. 74. 75. 76. 77.√ 78. 79, 80. 81. 82, 83. 84√ 85√ 86. 87. 88. 89 90. 91. 92. Л. Пантелеев «Карусели». Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». В. Голявкин «В шкафу». А. Гайдар «Совесть». Б. Юнгер «Белая роза». Г. Цыферов «Град» Г. Горбовский «Розовый слон»*. Ф. Кривин «Родная коробка». В. Чаплина «Мушка». Л. Пантелеев «Две лягушки». Е. Пермяк «Волшебные краски». С. Михалков «Аисты и лягушки». С. Козлов «Вольный осенний ветер». Л. Н. Толстой «Зайцы»;  Н. Рубцов «Про зайца». Русская народная сказка «Заяц­хваста». Обобщающий урок. Учимся работать  с текстом: Слова, слова, слова... (9 ч.) Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»;«Шотландская песенка»*. Б. Шергин «Рифмы». М. Бородицкая  «Разговор с пчелой»;  В. Даль «Кузовок» (Игра);  А. Барто «Игра в  слова». И. Токмакова «Лягушки»;  В. Берестов «Курица»;  Б. Заходер «Дырки в сыре» (Из Яна 93. 94. 95.  96. 97.√ Бжехвы). А. Шибаев «Переполох»,  «Прислушайся к слову». Р. Сеф «Кактус»,    «На свете всё на всё похоже...»;  Г. Цыферов «Что такое звёзды?».   А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*;  И. Пивоварова «Картинка на  земле»;   А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета...». А. К. Толстой «Колокольчики мои...»;С. Есенин «Черёмуха»;  М. Исаковский «Ветер». В. Рахманов «Одуванчики»; Обобщающий урок. Учимся работать с текстом: План и пересказ (19 ч.) 98. 99. 100. 101.  102,103. Русская народная сказка «Мена». Н. Сладков «Медведь и Солнце». В. Осеева «Добрая хозяюшка». Б. Житков «Храбрый утёнок». Э. Мошковская «Жадина». 104. В. Сухомлинский «Вьюга»;   Ю. Ермолаев «Проговорился». 105,106. Н. Носов «На горке». 107. 108. 109,110. В. Гаршин «Лягушка­путешественница». В. Осеева «Хорошее». Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать». 111. 112,113. С. Козлов «Чёрный Омут». С. Михалков «Бараны»;  К. Ушинский «Два козлика». 114. 115. 116√ М. Пляцковский  «Как Утёнок свою тень потерял». Е. Карганова  «Как Цыплёнок голос искал». Обобщающий урок. В мире книг    (20 ч.) 117. 118. 119. 120√ 121. 122. 123√ 124√ 125√ 126.  127.  128,129. Н. Носов «Фантазёры». К. Ушинский «Два плуга». Л. Н. Толстой  «Филипок». В. Авдеенко «Маленькая Баба­Яга». Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Д. Мамин­Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца». Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке». М. Пришвин  «Ёж». Б. Заходер «Птичья школа». Н. Носов «Затейники». Н. Носов «Живая шляпа». Е. Пермяк «Торопливый ножик»,  «Самое страшное». 130. 131√ 132,133, 134. Б. Емельянов «Зеленая букашина». Тема «Книги о детях». К. Булычёв «Путешествие Алисы». Глава 1. 135. 136 Обобщающе­установочный урок. Итоговый урок. № п/п Раздел (тема) Количест во часов 1Труд чТруд человека кормит, а лень портит 2Мудре  Мудрец      отличен от глупца тем,                    что он мыслит до конца 3Час        «Унылая пора! Очей очарованье!..»     4 Много хватать — своё потерять  5Тайное Тайное всегда становится явным « т.           Ежели вы вежливы... 6 7Снег   Снег летает и сверкает...»    КаждыйКаждый своё получил 8 9 10 11 12 13 Жизнь дана на добрые дела    За доброе дело стой смело Кто родителей почитает, тот вовек не погибает Весна идёт весне дорогу Любовь волшебная страна 9 7 5 3 6 2 6 13 4 8 11 8 10 14 Чудесное рядом 3 класс 10 Итого – 102 ч № Тема урока ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ (9 часов) 1­2 Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта» 3 4 ! К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С. Баруздин «Бревно»; тема «Стихи о  трудолюбивых и ленивых» Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» 5 6­7 Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» 8 ! И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; тема «Книги И. А. Крылова». 9 Африканская сказка «Лентяйка»; Р. Сеф «Странное дело»; обобщение МУДРЕЦ ОТЛИЧЕН ОТ ГЛУПЦА ТЕМ, ЧТО ОН МЫСЛИТ ДО КОНЦА (7 часов) Русская народная сказка «Дочь­ семилетка» Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» 10 11­12 13 Армянская сказка «Золотое яблоко» 14­15 Кир Булычёв «Авгиева лаборатория» 16 Тема «Книги о мудрецах и о глупцах» «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..» (5 часов) 17 18 19 К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов­Микитов «Листопадничек» Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...» К. Паустовский «Барсучий нос» 20­21 А. С. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается  весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; тема  «Стихи об осени» МНОГО ХВАТАТЬ – СВОЁ ПОТЕРЯТЬ (3 часа) 22 23 24 Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке» Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат» Дж. Родари «Солнце и туча»; тема «Книги о щедрых и жадных» ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ (6 часов) B. Драгунский «Тайное становится явным» Н. Носов «Огурцы» В. Осеева «Почему?» 25 26 27 28­29 Шведская сказка «Принцесса­лгунья» 30 Л. Пантелеев «Честное слово» «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ...» (2 часа) 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень  вежливый Индюк» В. Осеева «Волшебное слово» «СНЕГ ЛЕТАЕТ И СВЕРКАЕТ...» (6 часов) С. Есенин «Берёза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц  над селом...» А. С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Блок «Ветхая избушка» И. Суриков «Детство»; З. Александрова «Снежок»*; Саша Чёрный «На коньках» B. Драгунский «Кот в сапогах» С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша» С. Есенин «Поёт зима – аукает...»; обобщение; тема «Книги о зиме» КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ (13 часов) Эстонская сказка «Каждый своё получил» Латышская сказка «Два брата» Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион» И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев» Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба­Яга» Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка» Тема «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших» Б. Заходер «Серая Звёздочка» Английская сказка «Хромая Молли» Чешская сказка «Златовласка» 49­50 Итальянская сказка «Дары феи Крен­ского озера» 51 Тема «Волшебные литературные сказки»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; обобщение ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА  (4 часа) 52 53 54 55 Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» X. К. Андерсен «Ель» Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка» Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»; обобщение ЗА ДОБРОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО (8 часов) 56­57 58 59­60 61 62 Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо» Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик­Огонёк» Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад» С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» 63 Тема «Книги о подвигах»; обобщение КТО РОДИТЕЛЕЙ ПОЧИТАЕТ, ТОТ ВОВЕК НЕ ПОГИБАЕТ (11 часов) 64 65 66 67 68 В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки» Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский  «...Бы» Н. Артюхова «Трудный вечер» М. Зощенко «Золотые слова»; тема «Книги М. Зощенко о детях» Адыгейская сказка «Девочка­птичка» 69­70 Испанская сказка «Птица­Правда» 71­72 A. Платонов «Разноцветная бабочка» 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 Русская народная сказка «Подземные царства» Тема «Книги о семье»; обобщение ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ (8 часов) Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень» В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?» Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать­и­мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...» А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский«Стальное  колечко» А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А.  Фет «Я пришёл к тебе с приветом...» А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель» А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха» Тема «Книги о весне»; обобщение ЛЮБОВЬ – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА (10 часов) 83­84 85 86 87 88 89­90 91 92 В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка» Братья Гримм «Рапунцель» Французская сказка «Красавица и Чудовище» X. К. Андерсен «Ромашка» Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» Русская народная сказка «Пёрышко Финиста­ясна сокола» Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца» Тема «Книги о прекрасных женщинах»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; И. Тургенев  «Воробей» ЧУДЕСНОЕ РЯДОМ (10 часов) 93 94 95 Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...» К. Паустовский «Заботливый цветок» В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»;  Н. Абрамцева «Радуга» 96 Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел» 97 В. Астафьев «Стрижонок Скрип» О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего? Белорусская сказка «Музыка­ чародейник» 98 99 100 Итальянская сказка «Тайна Флорио» 101 И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг» 102 Тема «Книги об обыкновенных чудесах» Тема урока С. Михалков «Гимн Российской Федерации»; тема «Что мы читали летом»; библиотечный урок «Что за прелесть эти сказки!..» (21 ч.) 2 И. Токмакова «В чудной стране»; русская народная сказка «Пётр I и мужик» Русская народная сказка «Марья и ведьмы» Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Обобщение по теме «Русские народные сказки» «Книги со сказками разных народов»; бразильская сказка «Жизнь человека» . X. К. Андерсен «Русалочка»; Тема «Сказки Х.К. Андерсена» . А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; тема «Сказки А. С. Пушкина» Д. Джекобс «Рыба и кольцо» А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» № 1 3 4-5 6 7-12 13-15 16 17-18 19-20 21-22 25 26-27 29-30 31 32 34 35 36 37 38-39 40 41-42 Дж. Родари  «Эти бедные привидения»;  тема «Книги Джанни Родари» К. Драгунская «Лекарство от послушности»; тема «Книги со сказками современных отечественных писателей»; обобщение «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (5 ч) 23-24 «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова) «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева) «Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева); тема «Книги с былинами»; обобщение «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (5 ч) 28 X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл» И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки» Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе» . И. Демьянов «Валерик и тетрадь»; тема «Книги с баснями»; обобщение «Оглянись вокруг» (Рассказы) (16 ч) 33 М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока» К. Паустовский «Заячьи лапы». Тема «Рассказы о животных» Р. Фраерман «Девочка с камнем» Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой» Тема «Рассказы о детях» Ю. Яковлев «Полосатая палка» К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы» Тема «Книги С. П. Алексеева»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт» А. Чехов «Ванька» 43 44-45 Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» 46 Л. Кассиль «У классной доски»; тема «Книги о Великой Отечественной войне» В. Лидин «Завет» Р. Брэдбери «Всё лето в один день»; обобщение 47 48 «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) (4 ч) 49 50 51 52 «В начале было Слово...» (Библейские сказания) (6 ч) 53 «Персей» Н. Кун «Олимп» «Орфей и Эвридика»; тема «Книги с мифами Древней Греции» «Дедал и Икар»; обобщение «Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая» «Всемирный потоп» «Моисей» С. Лагерлёф «Святая ночь» А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын»; Тема «Книги с библейскими сказаниями» 54 55-56 57 58 «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (10 ч) Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 59-68 «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (5 ч) 69 70-71 А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!» Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава); тема «Книги Н. Носова» Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»). Тема «Книги и журналы с пьесами»; обобщение. 72-73 «Мир волшебных звуков» (Поэзия) (13 ч) 74 75 76 В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи» А. С. Пушкин «Птичка», «Няне»; К. Паустовский «Сказки Пушкина» А. С. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте) М. Лермонтов «Утёс», «Молитва» И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка» А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...», С. Есенин «С добрым утром!» М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки». Тема «Книги и журналы со стихами русских поэтов» С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи» Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история» Тема «Книги и журналы с забавными стихами»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы» О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня» 77 78 79 80 81 82 83 84 85-86 Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла»; Тема «Книги и журналы со стихами современных детских поэтов» «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) (15 ч) 87 Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов- Микитов «Русский лес» Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое» «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси») Н. Соловьёв «Сергей Радонежский» В. Губарев «В открытом космосе» Л. Яхнин «Метро» . М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; тема «Книги и журналы, отвечающие на вопросы» Н. Надеждина «Лук от семи недуг» М. Константиновский «Что такое электрический ток» В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); тема «Книги о книгах и их создателях» К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении) К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент) Заключительный обобщающий библиотечный урок 88 89 90-91 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС

Рабочая программа по литеретурному чтению 1-4 класс (Гармония) ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018