Рабочая программа по математике 3 класс к УМК "Школа 2100"
Оценка 4.9

Рабочая программа по математике 3 класс к УМК "Школа 2100"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
математика
3 кл
17.01.2017
Рабочая программа по математике 3 класс к УМК "Школа 2100"
рабочая программа по математике для 3 класса к учебно - методическому комплекту "Школа 2100" На изучение учебного предмета «Математика» в учебном плане МБОУ СОШ № на 2014/2015 учебный год в 3 классе отводится 4 часа в неделю.Общий объём учебного времени составляет 136 часов в год.
Рабочая программа по математике 3 класс школа 2100.doc

     I. Пояснительная записка

 

    Рабочая программа по математике  для 3-го А класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие  федерального государственного стандарта начального общего образования»);

   ООП НОО МБОУ СОШ № 17 -  I ступень обучения ;

   Примерная программа начального  общего образования;

   Авторская программа Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких  в рамках  образовательной  системы «Школа 2100»;

   Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

   Учебные планы МБОУ СОШ № от 07.08.2014 г. (Приказ №120);

   Положение  о рабочей программе  учебного предмета (курса) МБОУ СОШ №17 от 30.08.2014 г. (Приказ № 192 );

   Приказ № 193 от 30.08.2014 г. МБОУ СОШ №  «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2014- 2015 учебном году».

      Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития          

эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

   создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

     сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

    обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

   сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

 сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

     сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

   выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Общая характеристика учебного предмета

  Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образова¬тельной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функ¬ционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образо¬ванию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руково¬дствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение, наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и не¬стандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. В результате освоению предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и предоставлена возможность для их реализации.

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математик будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом нужно понимать что на первом месте стоит эффективное достижение целей, обозначенных Федеральный государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных зад? путём использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежат проблемно-диалогическая технолога технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В курсе математики даны задачи разного уровня сложности. Это предоставляет возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материал учебника на основной и дополнительный - это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандар¬тов российского образования.

В основу учебников математики заложен принцип минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Важнейшей отличительной особенностью курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненны» (компетентностными) задачами, совместные интеллектуальные усилия - ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задана Домашнее задание состоит из двух частей: 1) общая для всех детей (инвариант); 2) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть - это задания необходимого уровня, вторая задания программного и максимального уровней.

II. Описание места учебного предмета в учебном плане

      На изучение учебного предмета  «Математика» в учебном плане МБОУ СОШ №    на 2014/2015 учебный год  в 3 классе отводится 4 часа в неделю.Общий объём учебного времени составляет 136 часов в год.

III. Содержание учебного предмета

В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность её обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приёмы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

   коммутативный закон сложения и умножения;

   ассоциативный закон сложения и умножения;

   дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приёмы вычислений.

Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, при выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приёмами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и чёткое выполнение определённой последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.

Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждых из включённых в программу величин и способах её измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);

проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

формируются измерительные умения и навыки;

выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

выполняется умножение и деление величины на отвлечённое число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

 Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

   В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи − фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.

Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.

Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретённых детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

   формирование представлений о геометрических фигурах;

  формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.

Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определённое разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.

Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приёма сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

на классификацию фигур;

на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

на построение геометрических фигур;

на разбиение фигуры на части и составление её из других фигур;

на формирование умения читать геометрические чертежи;

вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертёжными инструментами, формировать у них чертёжные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счёта.

5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

6. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даёт возможность накопить определённый запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.

В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.

Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.

Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.

Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своём развитии несколько ступеней, стадий, уровней.

Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.

Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.

3-й класс

(4 часа в неделю, всего – 138 ч)

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000.

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение.

Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение простых и составных текстовых задач.

Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.

Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.

Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Изменение положения плоских фигур на плоскости.

 

Элементы алгебры.

Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а±b; а∙b;

а :b.

Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.

Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; ах = с ± b; х ± a = с∙b; ах = с:b; х:а=с±bх = с±b:х = сb  и т.д.

Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.

Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.

Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».

Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

*Круговые диаграммы.

Занимательные и нестандартные задачи.

Уникурсальные кривые.

Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.

Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.

Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

*Задачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение.

Требования к современному образовательному результату

предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Развитие этих умений в полном объёме предполагает работу с содержанием предлагаемого курса математики на основе технологий и методик, описанных в методических рекомендациях.

Тематическое планирование  отражает только структуру содержания и ориентировано прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий, что обусловлено спецификой самого предмета. Эти действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Выбрав планирование по первому варианту и работая только с содержанием курса, педагог сможет в полной мере организовать свою работу во всех заявленных выше направлениях.

Выбор первого варианта планирования предлагаемого курса математики с учётом использования технологий, описанных в методических рекомендациях к учебникам, предполагает равномерно распределённую работу по формированию универсальных учебных действий во всём их объёме.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

      Планируемые   результаты   освоения   программы  начального образования по математике представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их  достижения  и моделей инструментария. Они представлены в логике традиционной структуры школьных предметов и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных  достижениях  выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курсов, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе.

 Система оценивания  планируемых   результатов   освоения   программ  начальной школы, в частности предполагает:

    Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

Использование критериальной системы оценивания;

Использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

   как внутреннюю, так и внешнюю  оценку, при последовательном нарастании объема внешней  оценки  на каждой последующей ступени обучения;

  субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные  оценки

  интегральную  оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную  оценку  отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

  самоанализ и самооценку обучающихся;

  оценивание, как достигаемых образовательных  результатов , так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

  разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; как внутреннюю, так и внешнюю  оценку , при последовательном нарастании объема внешней  оценки  на каждой последующей степени обучения

В основе системы  оценки   планируемых   результатов  лежит интеграция следующих образовательных технологий:

технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,

технологий, основанных на создании учебных ситуаций,

технологий, основанные на реализации проектной деятельности,

информационных и коммуникационных технологий обучения.

Система  оценки  знаний по предметам включает:

 Внутреннюю  оценку  ( оценка  осуществляемая учениками, учителями, администрацией).

 Внешнюю оценку  (осуществляемая внешними по отношению к школе службами)

 В системе оценивания в начальной школе используются:

преимущественно внутренняя  оценка, выставляемая педагогом, школой;

субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на  результатах  стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и  оценки;

оценивание достигаемых образовательных  результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;

разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;

интегральная  оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная  оценка  отдельных аспектов обучения;

самоанализ и самооценка обучающихся.

    Объектом  оценки  предметных  результатов  является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

   В систему  оценки  предметных  результатов  входят:

   Опорные знания по предмету, которые включают в себя: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, понятийный аппарат.

   Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных  результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

   работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);

   индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

   статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

  результаты  тестирования ( результаты  устных и письменных проверочных работ).

 В описании системы проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции.

 1. Стартовая диагностика, в котором представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников, примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики.

 2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней  оценки , в том числе – диагностической.

 3. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу  результатов.

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной  оценки   достижений  учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания.

 В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством

оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,

 учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе,

 учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком,

побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех  программ  начального образования принципов.

 Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

 Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые  результаты, соответствующие учебным целям.

 Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

 Оценивать можно только то, чему учат.

 Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

 Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Обязательному оцениванию  подлежат следующие виды работ по математике:

творческие работы

математические модели

контрольные, самостоятельные и проверочные работы

устные ответы

результат самоанализа и рефлексии

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

 

IV. Результаты  освоения учебного предмета

Требования к уровню освоения обучающимися

 (изучения учебно – методического курса «Математика в 3 классе»

    Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые об­щие для всех людей правила поведения при общении и сотрудниче­стве (этические нормы общения и сотрудничества).

    В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудниче­ства, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  Средством достижения этих результатов служат учебный материал и зада­ния учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, на развитие коммуникативных умений.

   Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следу­ющих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать цели урока после предваритель­ного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учите­лем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходи­мости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предпо­лагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем

 словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представлен­ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группи­ровать математические факты и объекты.

Делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пред­ставлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и зада­ния учебника.

Коммуникативные УУД

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зре­ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

   Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

 1-й уровень (уровень стандарта)
Учащиеся должны знать:

 названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
      как образуется каждая следующая счетная единица;
      единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объема (литр, см³, дм³, м³), массы (кг, центнер), площади (см², дм², м²), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
     формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
Учащиеся должны уметь:
     пользоваться изученной математической терминологией;
     читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
     представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
     выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
     выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
     выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и            

деление чисел в остальных случаях;
      выполнять проверку вычислений;
     использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для     

    рационализации вычислений;
    читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компоненты;

решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  находить значения выражений в 2–4 действия;
  вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
  решать уравнения вида а ± х =
b; а • х = b; а : х = b на основе зависимости между компонентами и результатами действий;
  строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины
в изученных единицах измерения;
  определять время по часам с точностью до минуты;

  сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
  устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (уровень программы)
Учащиеся должны знать:
формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
формулу пути;
количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году.
Учащиеся должны уметь:
 находить долю от числа, число по доле;
решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
находить значения выражений вида а ±
b; а • b; а : b при заданных значениях переменных;
решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х <
b; а • х > b.
решать уравнения вида: х ± а = с ±
b; а – х = с ± b; х ± a = с · b; а – х = с : b; х : а = с ± b на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий;
использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
вычислять объем параллелепипеда (куба);
 вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
 выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
 строить окружность по заданному радиусу;
 выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
 узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
 выделять из множества параллелепипедов куб;
  решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
 устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

  различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
  строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информ
ации;
  решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения,        установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
  решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
  выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
 правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
  составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
  составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
  устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее.

 

V.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

   Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.

   Большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.

Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

   В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

·         натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

·         изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».

   Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Исходя из этого, важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.

   Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы – заместители реальных объектов (раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.

   В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.

Интернет -  ресурсы:

    1.Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа:                       

       http://www. school2100.ru

    2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:       

        http://school- collection.edu.ru

    3. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

    4. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале    

        учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа:        

        http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

    5. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. –    

       Режим доступа: www.uroki.ru

    6.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

    7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.    

        km.ru/ed

    8.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:   

       http://nsc.1september.ru/urok

 

VI. Список литературы

Основная литература

Для учителя:

     1.Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х    

        частях. Часть 1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012 г.

     2.Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» 3 класс, С.А.   

        Козлова, А.Г. Рубин, А.В.Горячев.  Издательство. М.:  «Баласс», 2012 г.

     3.Дидактический материал к учебнику «Математика», для 3 – го класса. Демидовой Т.Е.    

        Козловой С.А. Тонких А.П.– М.: Баласс, 2012 г.

Для ученика:

      1.Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х    

        частях. Часть 1. – М.: Баласс,2012 г.

 2.Контрольные работы по курсу «Математика» 3 класс, С.А. Козлова, А.Г. Рубин,   

   Издательство. М.:  «Баласс», 2012 г.

Дополнительная литература

     1.Волкова С.И. «Математика: тесты 3 класс», Тула, «Родничок», М., АСТ,2009 г.

     2.Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. Пособия для   

        учителей начальных классов. – М., ТЦ Сфера, 2013 г.

 

VII.Календарно- тематический план

 п/п

Наименование раздела (количество часов)

и тема урока

Дата проведения

ЭКОР

Примечание

план

факт

Раздел I. Числа от 1 до 100.

Тема 1 Повторение, обобщение материала, изученного во 2-м классе   Всего часов: 10

1

Нумерация чисел.

01.09

 

Башкирское

название чисел

 

2

Сложение и вычитание чисел

02.09

 

 

 

3

Сложение и вычитание чисел.

03.09

 

 

 

4

Умножение и деление чисел.

05.09

 

 

 

5

Арифметические действия над числами.

08.09

 

 

 

6

Арифметические действия над числами.

09.09

 

 

 

7

Арифметические действия над числами.

10.09

 

 

 

8

Дерево выбора.

12.09

 

Заказники РБ

 

9

Решение задач.

15.09

 

 

 

10

Контрольная работа № 1

по теме: «Повторение, обобщение материала, изученного во 2-м классе»

16.09

 

 

 

Раздел I. Числа от 1 до 100.

Тема 2 Внетабличное умножение и деление       Всего часов: 25

11

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Параллелепипед и куб.

17.09

 

 

 

12

Объем прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр.

19.09

 

 

 

13

Кубический дециметр. Кубический метр.

22.09

 

 

 

14

Сочетательное свойство умножения.

23.09

 

 

 

15

Контрольная работа  № 2

24.09

 

 

 

16

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Умножение однозначного числа на  однозначное, двузначное.

26.09

 

Башкирский мед, бортничество

 

 

17

Деление круглых чисел.

29.09

 

 

 

18

Арифметические действия над числами.

30.09

 

 

 

19

Умножение суммы на число.

01.10

 

 

 

20

Умножение двузначного числа на однозначное.

03.10

 

 

 

21

Арифметические действия над числами.

06.10

 

Города РБ

 

22

 Деление суммы на число.

07.10

 

 

 

23

Арифметические действия над числами.

08.10

 

 

 

24

Деление двузначного числа на однозначное.

10.10

 

 

 

25

Арифметические действия над числами.

13.10

 

 

 

26

Решение задач.

14.10

 

 

 

27

Деление двузначного числа на двузначное.

15.10

 

 

 

28

Решение задач.

17.10

 

 

 

29

Арифметические действия над числами.

20.10

 

Крупные предприятия РБ

 

30

Деление с остатком.

21.10

 

 

 

31

Деление с остатком

22.10

 

 

 

32

Деление с остатком. Закрепление  и повторение.

24.10

 

 

 

33

Арифметические действия над числами.

27.10

 

 

 

34

Контрольная работа за 1-ю четверть№  3 по теме: «Внетабличное умножение и деление»

28.10

 

 

 

35

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Решение задач.

29.10

 

 

 

Раздел I. Числа от 1 до 100.

Тема 3 Доли.                              Всего часов: 12

36

Доли.

05.11

 

Герб РБ

 

37

Нахождение доли числа.

07.11

 

 

 

38

Сравнение долей.

10.11

 

 

 

39

Нахождение числа по доле.

11.11

 

 

 

40

Решение задач.

12.11

 

 

 

41

Решение задач. Повторение.

14.11

 

 

 

42

Единица времени – минута.

17.11

 

Часовой пояс РБ

 

43

Единица времени – секунда.

18.11

 

 

 

44

Сутки.

19.11

 

 

 

45

Неделя.

21.11

 

Название дней недели на башкирском языке

 

46

Линейные и столбчатые диаграммы.

24.11

 

 

 

47

Контрольная работа № 4.

по теме: «Доли»

25.11

 

 

 

Раздел II. Числа от 1 до 1000.

Тема  4. Нумерация       Всего часов: 10

48

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Счет сотнями. Тысяча.

26.11

 

 

 

49

Умножение числа 100. Умножение и деление на 100.

28.11

 

 

 

50

Единицы длины. Миллиметр.

01.12

 

Карта РБ

 

51

Трехзначные числа.

02.12

 

 

 

52

Трехзначные числа. Решение задач.

03.12

 

 

 

53

Трехзначные числа. Чтение трехзначных чисел.

05.12

 

 

 

54

Сравнение трехзначных чисел.

08.12

 

 

 

55

Трехзначные числа.

09.12

 

 

 

56

Единицы массы. Центнер.

10.12

 

Животноводст

во РБ

 

57

Контрольная работа № 5

по теме: «Нумерация»

12.12

 

 

 

Раздел II. Числа от 1 до 1000.

Тема  5. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000                 Всего часов: 24

58

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

15.12

 

 

 

59

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

16.17

 

 

 

60

Решение текстовых задач.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

17.12

 

 

 

61

Проверка вычислений.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

19.12

 

 

 

62

Самостоятельная работа.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

22.12

 

 

 

Реки и озёра РБ

 

63

Контрольная работа № 6

по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000».

23.12

 

 

 

64

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

24.12

 

 

 

 

65

Пересечение геометрических фигур.

26.12

 

 

 

66

Группы предметов. Множества. Элемент множества.

29.12

 

 

 

67

Способы задания множеств.

30.12

 

 

 

68

Подмножество.

16.01

 

 

 

69

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый».

19.01

 

Редкие растения РБ

 

70

Пересечение множеств.

20.01

 

 

 

71

Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые».

21.01

 

 

 

72

Объединение множеств.

23.01

 

 

 

73

Решение задач. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

26.01

 

 

 

74

Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик.

27.01

 

 

 

75

Решение задач.

28.01

 

 

 

76

Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик.

30.01

 

 

 

77

Решение задач. Проверка вычислений.

02.02

 

Районы РБ

 

78

Решение неравенств.

03.02

 

 

 

79

Решение неравенств путём подбора значений переменной.

04.02

 

 

 

80

Контрольная работа № 7

по теме : «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик».

06.02

 

 

 

81

Анализ и коррекция знаний учащихся. Решение неравенств.

 

09.02

 

 

 

Раздел II. Числа от 1 до 1000.

Тема  6  Умножение и деление чисел в пределах 1000       Всего часов: 22

82

Умножение и деление трехзначных чисел.

10.02

 

 

 

83

Устные  приёмы умножения и деления трёхзначных чисел

11.02

 

 

 

84

Умножение и деление чисел. Решение текстовых задач.

13.02

 

 

 

85

 Повторение по теме : «Умножение и деление чисел».

16.02

 

 

 

86

Решение задач.

17.02

 

Многонациона

льный состав РБ

 

87

Алгоритмы с повторением (циклом)

18.02

 

 

 

88

Решение задач.

20.02

 

 

 

89

Решение уравнений. Уравнения  нового вида.

24.02

 

 

 

90

Решение уравнений.

Вычисления по заданным блок-схемам и таблицам.

25.02

 

 

 

91

Решение задач и уравнений.

27.02

 

 

 

92

Повторение на тему: «Решение задач и уравнений».

02.03

 

 

 

93

Умножение трехзначных чисел в столбик.

03.03

 

 

 

94

Умножение трехзначных чисел  на однозначное число с одним переходом через разряд.

04.03

 

 

 

95

Умножение трехзначных чисел в столбик. Решение текстовых задач.

06.03

 

Заповедники РБ

 

96

Умножение трехзначных чисел в столбик. Вычисления по заданным блок-схемам и таблицам.

09.03

 

 

 

97

Деление трехзначных чисел на однозначное число.

10.03

 

 

 

98

Деление трехзначных чисел на однозначное число. Деление в столбик.

 

11.03

 

 

 

99

Алгоритм письменного приёма деления трёхзначных чисел на однозначное число.

 

13.03

 

 

 

100

Контрольная работа № 8 за 3-ю четверть

по теме: «Умножение и деление чисел в пределах 1000».

16.03

 

 

 

101

Анализ и коррекция знаний учащихся. 

Умножение и деление чисел.

17.03

 

 

 

102

Умножение и деление чисел. Решение  текстовых задач.

18.03

 

Лекарственные травы РБ

 

103

Наименование изучаемой темы.

20.03

 

 

 

Раздел II. Числа от 1 до 1000.

Тема  7  Арифметические действия над числами в пределах 1000       Всего часов: 22

104

Запись чисел римскими цифрами.

01.04

 

 

 

105

Календарь.

03.04

 

Название месяцев на башкирском языке

 

106

Календарь. Чтение и запись данных календаря римскими цифрами .

06.04

 

 

 

107

Меры времени. Век.

07.04

 

 

 

108

Меры длины. Километр.

08.04

 

 

 

109

Скорость движения.

10.04

 

 

 

110

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния.

13.04

 

 

 

 

111

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния.

14.04

 

 

 

112

Решение задач.

15.04

 

 

 

113

Решение задач на движение и взаимосвязи таких величин, как скорость, время, расстояние.

17.04

 

 

 

114

Решение задач на движение.

20.04

 

Соседние города г.Октябрьского

 

115

Повторение. Решение задач.

21.04

 

 

 

116

Решение задач. Вычисления по заданным блок-схемам.

22.04

 

 

 

117

Решение задач на скорость, время, расстояние.

24.04

 

 

 

118

Административная контрольная работа № 9 за 2-е полугодие.

по теме: «Арифметические действия над числами в пределах 1000» .

27.04

 

 

 

119

Анализ и коррекция знаний учащихся.

28.04

 

 

 

120

Треугольники.

29.04

 

 

 

121

 Виды треугольников.

04.05

 

 

 

122

 Виды треугольник. Элементы множества.

05.05

 

 

 

123

Контрольная работа за 4-ю четверть

по теме: «Арифметические действия над числами в пределах 1000».

06.05

 

 

 

124

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Арифметические действия над числами.

08.05

 

 

 

125

Арифметические действия над числами.

11.05

 

Городские парки

 

Раздел II. Числа от 1 до 1000.

Тема  8  Повторение, обобщение изученного в 3-м классе       Всего часов: 12

126

Повторение по теме «Нумерация».

12.05

 

 

 

127

Повторение по теме «Доли».

13.05

 

 

 

128

Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление».

15.05

 

 

 

129

Повторение по теме  «Сложение и вычитание многозначных чисел».

18.05

 

 

 

130

Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000»

19.05

 

Соборы  и храмы республики Башкортостан

 

131

Годовая  контрольная работа.

по теме: «Повторение, обобщение изученного в 3-м классе».

20.05

 

 

 

132

Анализ и коррекция знаний учащихся.

Повторение по теме «Арифметические действия над числами».

22.05

 

 

 

133

Сложение,  вычитание, умножение и деление.

 

25.05

 

 

 

134

Величины и геометрические фигуры.

26.05

 

 

 

135

Решение задач.

27.05

 

Уральские горы.

 

136

Повторение и обобщение изученного.

Нестандартные и занимательные задачи.

29.05

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

I . Пояснительная записка

I . Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум

Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики

При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся

При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся

Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником

Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником

В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей

В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей

Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным…

Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным…

Элементы алгебры. Выражения с двумя переменными

Элементы алгебры. Выражения с двумя переменными

Выбрав планирование по первому варианту и работая только с содержанием курса, педагог сможет в полной мере организовать свою работу во всех заявленных выше направлениях

Выбрав планирование по первому варианту и работая только с содержанием курса, педагог сможет в полной мере организовать свою работу во всех заявленных выше направлениях

В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий: технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения, технологий, основанных на создании учебных ситуаций, технологий, основанные…

В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий: технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения, технологий, основанных на создании учебных ситуаций, технологий, основанные…

Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов,…

Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов,…

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудниче­ства, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудниче­ства, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Учащиеся должны знать: названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);…

Учащиеся должны знать: названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);…

V .Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

V .Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Исходя из этого, важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке…

Исходя из этого, важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке…

VII .Календарно- тематический план № п/п

VII .Календарно- тематический план № п/п

Арифметические действия над числами

Арифметические действия над числами

РБ 43Единица времени – секунда

РБ 43Единица времени – секунда

Самостоятельная работа. Сложение и вычитание трехзначных чисел

Самостоятельная работа. Сложение и вычитание трехзначных чисел

Анализ и коррекция знаний учащихся

Анализ и коррекция знаний учащихся

Алгоритм письменного приёма деления трёхзначных чисел на однозначное число

Алгоритм письменного приёма деления трёхзначных чисел на однозначное число

Административная контрольная работа № 9 за 2-е полугодие

Административная контрольная работа № 9 за 2-е полугодие

Сложение, вычитание, умножение и деление

Сложение, вычитание, умножение и деление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017