Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
искусство +1
3 кл
17.03.2019
Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)
Рабочая программа по музыке для 3-их классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы, разработанной авторами Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной для 1-4 классов. Рабочая программа по музыке ориентирована на обучающихся 3-х классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
3 кл.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл. Рассмотрена на заседании МО протокол № ___ от ___________ Согласовано заместитель директора по УВР Утвержден приказом директора от _________ № ____ ______ М.В.Люманова __________Е.С.Парамонова по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА в 3 классе 34 часа (1 час в неделю) Учитель: И.В. Мокшанова 20__­20__ учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   учебная программа по   музыке для   3­го   класса разработана на основе примерной  программы начального общего образования и программы «Музыка 1­4 классы», авторов:       Е.Д.   Критской,   Г.П.   Сергеевой,  Т.С.  Шмагиной.   ­   М.:   Просвещение,   2010. Программа   составлена   на   основе   Федерального   Государственного   стандарта   общего образования второго поколения (2009 г.). Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   учебно­методического комплекта: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 класс: Учебник  для учащихся 3 класса. ­ М.: Просвещение, 2007; Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы. ­ М.: Просвещение, 2008; Хрестоматия   музыкального   материала   к   учебнику   «Музыка»:   3   кл.:   Пособие   для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. ­ М.: Просвещение, 2005; Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» (CD mp3. ­ М.: Просвещение, 2009); Методика работы с учебниками «Музыка». 1 ­ 4 классы. Пособие для учителя. ­ М.: Просвещение, 2004. Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по музыке. Изучение   музыки в 3 классе направлено на   введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, и способствует решению следующих целей и задач: Формирование   основ   музыкальной   культуры   через   эмоциональное,   активное восприятие музыки; Воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных   и   эстетических   чувств:   любви   к   ближнему,   к   своему   народу,   к   Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира; Освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке; Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления   и   воображения,   музыкальной   памяти   и   слуха,   певческого   голоса,   учебно­ творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; Овладение практическими умениями и навыками в учебно­творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально­ пластическом движении и импровизации. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений  и навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. Курс нацелен на изучение     целостного   представления   о   мировом   музыкальном искусстве,  постижение  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики, образцов     музыкального     фольклора,   духовной     музыки,     современного    музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на: развитие  эмоционально­нравственной сферы  младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие   способности     эмоционально­целостного   восприятия   и   понимания музыкальных произведений; художественного творчества; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение   знаний   о   музыкальном   искусстве   и   его   связях   с   другими   видами овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально­творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально­ пластическая и вокальная импровизация); воспитание   художественного   вкуса,   нравственно­эстетических   чувств:   любви   к родной   природе,   своему   народу,   Родине,   уважения   к   ее   традициям   и   героическому прошлому,   к   ее   многонациональному   искусству,   профессиональному   и   народному музыкальному творчеству. Отличительная особенность программы  – охват широкого культурологического пространства,   которое   подразумевает   постоянные   выходы   за   рамки   музыкального искусства   и   включение   в   контекст   уроков   музыки   сведений   из   истории,   произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально­эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные   варианты   «слышания»,   «видения»,   конкретных   музыкальных   сочинений, отраженные,  например,  в  рисунках,  близких  по  своей  образной  сущности  музыкальным произведениям.   Все   это   способствует   развитию   ассоциативного   мышления   детей, «внутреннего   слуха»   и   «внутреннего   зрения».   Программа   основана   на   обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают учащимся возможность усваивать   духовный   опыт   поколений,   нравственно­эстетические   ценности   мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Формы   организации   учебного   процесса:  групповые,   коллективные,   классные   и внеклассные. Виды организации учебной деятельности: экскурсия, путешествие. Виды   контроля:  вводный,   текущий,   итоговый;   фронтальный,   комбинированный, устный. Формы   (приёмы)   контроля:  наблюдение,   самостоятельная   работа,   работа   по карточке, тест. Промежуточный   контроль   проводится в соответствии с требованиями   к уровню подготовки   учащихся   3   класса   начальной   школы   в   форме   итоговых   тестов     в   конце каждого полугодия: 2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 4 четверть  – 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти». Так   как   сами   авторы   программы   не   регламентируют   жесткого   разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: «…Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в  рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного  года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно­педагогической   идеи,   особенностей   и   уровня  музыкального   развития учащихся   каждого   конкретного   класса   будут   способствовать   вариативности   музыкальных занятий.  Творческий   подход   учителя   музыки   к   данной   программе   —   залог   успеха   его музыкально­педагогической   деятельности»*,  в   календарно­тематическом   планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно: В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3 ч. вместо 4 ч.) для изучения раздела «В концертном зале» (7 ч. вместо 6 ч.). На изучение темы  «Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов для изучения темы в разделе «В концертном зале».  В данном разделе теме «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа, т.к. в теме содержится объемный материал для изучения и слушания. В   разделе   «В   музыкальном   театре»   произведено   перераспределение   часов:   тема «Опера   «Снегурочка».   Волшебное   дитя   природы.   Полна   чудес   могучая     природа…   В заповедном лесу», на которую выделено 2 часа, объединена с темой «Океан – море синее». Выделен   1   час   для   изучения   темы   «Балет   «Спящая   красавица».   Две   феи»,   за   счет объединения тем «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» и темы «Океан – море синее», т.к. эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А. Римского – Корсакова. При   составлении   тематического   планирования     учтен   национально­региональный компонент,   который   предусматривает   знакомство   третьеклассников     с   музыкальными традициями,   песнями   и   музыкальными   инструментами   коренных   народов   Урала   и составляет 10% учебного времени. Учебно­тематический план 3 класс  Разделы и темы Кол­во час В т.ч. контро льные работы Россия ­ Родина моя (5 часов) Мелодия – душа музыки Природа и музыка. Звучащие картины Виват, Россия! (кант). Наша слава­ русская держава Кантата «Александр Невский» Опера «Иван Сусанин» День, полный событий (4 часа) Утро Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек В детской. Игры и игрушки На прогулке. Вечер / Обобщающий урок 1 четверти О России петь – что стремиться в храм (7 часов) Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! Древнейшая песнь материнства.   Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! Песни о маме современных композиторов. НРК. Образ матери у композиторов Тамбовского края. Народные праздники России: Вербное воскресенье Народные праздники России: Вербочки. НРК. Народные праздники на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ №№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тамбовщине. Святые земли Русской Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся. Обобщающий II четверти и полугодия Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) Настрою гусли на старинный лад… (былины).   Певцы русской старины  Былина о Садко и Морском царе.  Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с Масленицей В музыкальном театре (6 часов) Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. Опера «Орфей и Эвридика» Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы Океан – море синее Балет «Спящая красавица»  В современных ритмах (мюзикл). Обобщающий III четверти В концертном зале (4 часа) 27 Музыкальное состязание.   Музыкальные инструменты: флейта. Звучащие картины. 28 Музыкальные инструменты: скрипка 29 30 Мир Бетховена. Симфония «Героическая». Призыв к мужеству. Сюита «Пер Гюнт» Вторая часть. Финал. 31 32 33 34 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 часа) Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. Певцы родной природы /  Урок   контроля,   оценки    и  коррекции знаний учащихся Прославим   радость   на   земле.   Радость   к   солнцу   нас   зовет. Обобщающий   урок  IV  четверти.   НРК.   Образ   природы   в творчестве тамбовских композиторов Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Примерный музыкальный материал ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 2 Раздел 1.   Россия — Родина моя Главная мелодия 2­й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский­Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. в. Раздел 2.  День, полный событий Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко. Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джульетта­девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Раздел 3.  О России петь — что стремиться в храм Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.­С. Бах. Мама.  Из   вокально­инструментального   цикла   «Земля».   В.   Гаврилин,   слова   В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок­оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока. Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого. Раздел 4.   Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского­Корсакова. Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина). Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский­Корсаков. Третья песня Леля; Проводы Масленицы,  хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский­Корсаков. Веснянки, русские и украинские народные песни. Раздел 5.  В музыкальном театре Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский­Корсаков. Океан­море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский­Корсаков. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. Раздел 6.   В концертном зале Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3­я часть (фрагмент). ГГ Чайковский. Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.­С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский. Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини. Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1­я часть. Л. Бетховен. Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. Волшебный смычок, норвежская народная песня. Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ. Шествие солнца. С. Прокофьев. Весна;   Осень;   Тройка.  Из   Музыкальных   иллюстраций   к   повести   А.   Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина. Слава солнцу, слава миру! Канон. В.­А. Моцарт. Симфония № 40. Финал. В.­А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. Чудо­музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова. Музыканты, немецкая народная песня. Камертон, норвежская народная песня. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова. Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I четверть (9 часов) Тема раздела «Россия ­ Родина моя» (5 ч.): С о д е р ж а н и е:   Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма­композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. З а д а ч и: знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры, обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта, формирование общечеловеческих нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание патриотизма. Урок 1.  Мелодия – душа музыки. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Мелодия. Песенность. Симфония. Лирический образ. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   П. Чайковский.  Симфония № 4. 2­я часть. Урок 2.  Природа и музыка. Звучащие картины. Лирические образы: романс, живописная картина. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Романс. Певец­солист. Мелодия. Аккомпанемент. Музыка и поэзия. Пейзаж. Лирика. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   П. Чайковский «Благословляю вас, леса»; Н. Римский­Корсаков   «Звонче   жаворонка   пенье»;   Г.   Свиридов.   Романс   из   музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Урок 3. Виват, Россия! Наша слава­ русская держава. Образы защитников Отечества. Канты, русские народные песни – особенности жанров музыки. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Кант. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня­марш. Хор. Куплет. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   неизвестный автор «Радуйся, Росско земле»; неизвестный автор «Орле Российский. Марш Лейб­гвардии Преображенского полка». Урок 4.  Кантата «Александр Невский». Образы защитников Отечества. Кантата – особенности жанра музыки. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Кантата. Набат. Вступление. Трёхчастная форма. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     «Величание святому князю  Александру Невскому»;   С.   Прокофьев.   Хор   «Вставайте,   люди   русские!»   из   кантаты   «Александр Невский». Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Образы защитников Отечества. Опера – особенности жанра музыки. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Опера. Хоровая сцена. Певец­солист. Ария. Эпилог. Благовест. М у з ы к а л ь н ы й    м а т е р и а л:     М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: хоры «Родина моя!», «На зов своей  родной страны» из  вступительной  хоровой сцены; ответ Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной»; ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря»; хор из эпилога «Славься!». Тема раздела «День, полный событий» (4 часа) С о д е р ж а н и е:   Жизненно­музыкальные впечатления ребёнка с утра до вечера. Образы  природы,   портрет  в  вокальной  и  инструментальной  музыке.  Выразительность  и изобразительность   музыки   разных   жанров   (инструментальная   пьеса,   песня,   романс,   во­ кальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке. Сценическое   воплощение   отдельных   сочинений   программного   характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. З а д а ч и: расширение представлений детей о выразительности и изобразительности в музыке, обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта, формирование общечеловеческих, нравственных ценностей, эстетическое развитие Урок 6. Утро. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     П. Чайковский. «Утренняя молитва» (из «Детского альбома»); Э. Григ. «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»). Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Выразительность. Изобразительность. Контраст. Скороговорка. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     С. Прокофьев: музыкальные портреты из симфонической   сказки   «Петя   и   волк»;   «Болтунья»;   фрагменты   из   балета   «Золушка» (Вступление; Па­де­шаль; Урок танца; Вальс; Полночь); фрагмент «Джульетта­девочка» из балета «Ромео и Джульетта». Урок 8. В детской. Игры и игрушки. Р а б о т а     с     п о н я т и я м и:     Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Танцевальность. Маршевость. Фортепиано. Аккомпанемент. Солист. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   М. Мусоргский. Песни из вокального цикла «Детская»: «С няней», «С куклой»; С. Прокофьев «Сказочка»; пьесы П. Чайковского из «Детского   альбома»:   «Нянина   сказка»,   «Болезнь   куклы»,   «Новая   кукла»,   «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки». Урок 9. На прогулке. Вечер / Обобщающий урок 1 четверти Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Сюита. Музыкальная живопись. Интонация. Мелодия. Аккомпанемент. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   М. Мусоргский. Пьесы из сюиты «Картинки с выставки»:   «Прогулка»,   «Тюильрийский   сад»   («Ссора   детей   после   игры»),   «Балет невылупившихся птенцов»; М. Мусоргский «Вечер»; П. Чайковский «Спи, дитя моё, усни»; Э. Григ «К сынам земли приходят сны». II четверть (7 часов) Тема раздела «О России петь – что стремиться в храм» С о д е р ж а н и е:     Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга   и   князь   Владимир.   Песнопения   (тропарь,   величание)   и   молитвы   в   церковном богослужении,   песни   и   хоры   современных   композиторов,   воспевающие   красоту материнства, любовь, добро. Образ   матери   в   музыке,   поэзии,   изобразительном   искусстве.   Образ   народного праздника в искусстве. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. З а д а ч и: знакомство детей с духовными традициями России, формирование общечеловеческих нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание бережного и уважительного отношения к матери. Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! С   о  д   е   р  ж   а   н  и   е:       Образ   Божией   Матери   в   музыке,   литературе,   живописи, скульптуре. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Католический храм. Лампада. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     Ф. Шуберт «Ave,  Maria»; С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». Урок  11.  Древнейшая песнь материнства С   о  д   е   р  ж   а   н  и   е:       Образ   Божией   Матери   в   музыке,   литературе,   живописи, иконописи. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Православный храм. Икона. Тропарь. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Тропарь Владимирской иконе Божией Матери. Урок 12. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! С о д е р ж а н и е:   Песни о маме современных композиторов. НРК. Образ матери на Тамбовщине. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Куплет (запев). Припев. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   В. Гаврилин «Мама»; итальянская народная песня «Мама»; песня композитора Тамбовской области. Урок 13. Вербное Воскресенье.  С о д е р ж а н и е:     Церковные праздники России. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.  Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Осанна. Величания. Хор. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Э. Уэббер. Хор «Осанна» (из рок­оперы «Иисус Христос – суперзвезда»). Урок 14. Вербочки. НРК. Народные праздники Тамбовского края. С о д е р ж а н и е:   Духовность в музыке русских композиторов. Народные обряды на Тамбовщине. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Традиции. Хор. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     А. Гречанинов «Вербочки»; Р. Глиэр «Вербочки». Урок 15. Святые земли Русской. С о д е р ж а н и е:     Княгиня Ольга. Князь Владимир. Принятие христианства. Крещение Руси. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Молитва. Величание. Баллада. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     Молитва «Богородице Дево, радуйся»; величание «Величаем, величаем Вас»; «Баллада о князе Владимире». Урок 16.  Урок   контроля №1, оценки   и коррекции  знаний учащихся. Обобщающий  II четверти и полугодия. III четверть (10 часов) Тема раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа) С о д е р ж а н и е:   Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы­гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов­музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.   Мелодии   в   народном   стиле.   Имитация   тембров   русских   народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое   воплощение   отдельных   фрагментов   оперных   спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. З а д а ч и: знакомить детей с особенностями русского фольклора, формирование общечеловеческих, нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание бережного отношения к истории Родины. Урок 17. Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. С о д е р ж а н и е:   Былины – древний жанр русского песенного фольклора. О чём рассказывали былины? «Былина о Добрыне Никитиче». Образы народных сказителей былин в операх русских композиторов. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Былина. Певец­сказитель. Гусли. Былинный напев. Подражание гуслям. Гусляр. Баян. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   «Былина о Добрыне Никитиче», рус.нар.мел.; М. Глинка. Песня Баяна (из оперы «Руслан и Людмила»); Н.Римский­Корсаков. Песни Садко «Ой ты, тёмная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки», «Высота ль, высота поднебесная» (из оперы­былины «Садко»). Урок 18. Былина о Садко и Морском царе. С о д е р ж а н и е:   Северный былинный напев. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Былинный напев. Повтор. Распевы. Гусли. Аккомпанемент. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   народный напев «Былина о Садко и Морском царе». Урок 19. Лель, мой Лель… С о д е р ж а н и е:   Сказочные образы в музыке. Подражание народным напевам и наигрышам. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Песня. Куплет. Меццо­сопрано. Кларнет. Литавры. Музыкальная партия. Куплетная музыкальная форма. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:  Н. Римский­Корсаков. Третья песня Леля (из оперы­сказки «Снегурочка»). Урок 20. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. С о д е р ж а н и е:   Праздники древних славян. Обычаи, обряды, игры масленицы. Встреча весны. Масленичные и весенние песенки­заклички. Праздничный   обряд   прощания   Масленицей   в   опере   Н.   Римского­Корсакова «Снегурочка». Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Народные традиции. Песенки­заклички. Повтор.   Контраст.   Сопоставление.   Мелодии   в   народном   стиле.   Мелодия­ скороговорка. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:  народные масленичные песни, игры, забавы; Н. Римский­Корсаков. Хоры «Прощай, Масленица!», «Веселенько тебя встречать, привечать» (из оперы «Снегурочка»). Тема раздела «В музыкальном театре» (6 часов) С о д е р ж а н и е:     Путешествие в музыкальный театр.  Интонационно­образное развитие в опере и балете. Контраст. Обобщение и систематизация жизненно­музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Музыкальные   темы   –   характеристики   главных   героев.  Сравнительный   анализ музыкальных тем­характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.­В. Глюк, Н. Римский­Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности содержания, музыкального языка, манеры исполнения. Сценическое   воплощение   учащимися   отдельных   фрагментов   музыкальных спектаклей.   Выразительное,   интонационно   осмысленное   исполнение   сочинений   разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. З а д а ч и: расширять представления учащихся о балете и опере, мюзикле, формирование общечеловеческих, нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины. Урок 21. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». С о д е  р ж а н и е:      Особенности содержания,  музыкального  языка,  развития, исполнения. «Я славил лирою преданья». Оперная партия. Финал. Ф. Шаляпин в роли Фарлафа. Рондо. Увертюра. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Симфонический оркестр. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:   Ария Руслана «О, Людмила»; «Марш Черномора»; сцена похищения Людмилы; Каватина Людмилы; финальный «Величальный хор»; сцена из 2­го действия «Диалог Фарлафа и Наины»; Рондо Фарлафа; Увертюра. Урок 22. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». С о д е р ж а н и е:   Сюжет оперы. Особенности содержания, музыкального языка, развития, исполнения. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Опера. Миф. Лира. Хор. Контраст. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л: Хор фурий «Чей это дерзкий дух»; Мелодия. Урок 23. Н. Римский­Корсаков. Опера «Снегурочка». С о д е р ж а н и е:   Волшебное дитя природы. Сюжет и действие оперы. Полна чудес могучая природа. Музыкальный образ доброго, мудрого и справедливого царя Берендея. Значение мелодии, ритма, тембра голоса и инструментов оркестра для подчёркивания характерных интонаций музыки. В заповедном лесу. Обряд прихода Ярилы­Солнца. Скоморохи. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Сцена из оперы. Ария. Сопрано. Шествие. Каватина. Тенор. Симфонический оркестр. Скоморохи. Мелодии­наигрыши. Народные танцы­пляски. Хор. Гимн. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:  Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»;   Сцена   таяния   «Люблю   и   таю»;   Каватина   Берендея   «Полна   чудес   могучая природа»; фрагмент из 2­го действия «Шествие царя Берендея»; «Пляска скоморохов»; Финальный хор «Свет и сила, бог Ярило». Урок 24. Океан – море синее. С о д е р ж а н и е:   Н.А. Римский­Корсаков. Вступление к опере­былине «Садко». Музыкальная картина моря. Трёхчастная форма. Образ морской стихии в русской живописи. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Музыкальная картина. Зерно­интонация. Развитие. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Н. Римский­Корсаков. Вступление  к опере­ былине «Садко». Урок 25. П. Чайковский. Балет «Спящая красавица». С о д е р ж а н и е:   Особенности сюжета­содержания, музыкального языка, развития, исполнения балета. Две феи. Контрастные образы. Сцена на балу. Дирижёр. Финал. «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта». Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие. Финал. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Вступление к балету (тема феи Сирени, тема феи Карабос); «Вальс»; финал 1­го действия. Урок 26. В современных ритмах. Обобщающий урок III четверти. С о д е р ж а н и е:   Мюзикл: история возникновения. Особенности содержания, музыкального языка, развития, исполнения мюзиклов. Детская опера. Отличительные черты детской оперы и мюзикла. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Современные интонации и ритмы. Мюзикл. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Р. Роджерс «Песенка о звукоряде» (из мюзикла «Звуки музыки»); М. Коваль. Темы мамы­Козы, козлят, Петуха, Волка (из детской оперы «Волк и семеро козлят»); А. Рыбников. Песни из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад». IV четверть (8 часов) Тема раздела «В концертном зале» (4 часа) С о д е р ж а н и е:   Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной   песни   в   инструментальном   концерте   (П.   Чайковский).   Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.­С. Бах, К.­В. Глюк, Н. Паганини,   П.   Чайковский).   Выдающиеся   скрипичные   мастера   и   исполнители.   Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная   форма   (двухчастная,   трёхчастная,   вариационная).   Многообразие   тем, сюжетов и образов музыки Л. Бетховена. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. З а д а ч и: расширять представления учащихся о жанрах: симфоническая сюита, симфония, формирование общечеловеческих, нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание внимательного слушателя.  Урок   27.   Музыкальное   состязание.   Музыкальные   инструменты:   Флейта. Звучащие картины.  С о д е р ж а н и е:     Концерт. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. Звучание в Первом концерте для фортепиано с оркестром П. Чайковского украинской песни­заклички. Вариационное развитие. Флейта   –   древний   духовой   музыкальный   инструмент.   Легенды   о   происхождении инструмента и названия. Распространение флейты в музыкальном искусстве народов мира. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Композитор. Исполнитель. Слушатель. Концерт. Вариационное развитие. Флейта. Тембр. Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Флейта в живописи. Флейтист. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     П. Чайковский. Первый концерт для фортепиано  с  оркестром   (главная  тема   1­й  части,  тема   3­й  части  концерта);  И.С.  Бах «Шутка». Урок 28. Музыкальные инструменты: Скрипка. С о д е р ж а н и е:     Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент. Поющая душа скрипки.  Родина  скрипки. Скрипач. Знаменитые скрипачи  и скрипичных  дел мастера всего мира. Никколо Паганини – легенда скрипичной музыки. Скрипка и скрипачи в живописи. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Скрипка. Скрипач. Виртуоз. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     П. Чайковский «Мелодия»; норвежская народная песня «Волшебный смычок»; Н. Паганини «Каприс». Урок 29. Сюита «Пер Гюнт». С о д е р ж а н и е:   Жанры музыки: симфоническая сюита. Формы музыки. Эдвард Григ и его музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Сюжет. Музыкальные картины сюиты. Контрастность картин. Приём развития – повтор. Севера песня родная. Странствия Пера Гюнта. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Э. Григ. «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». Урок 30. Мир Бетховена. Симфония «Героическая». С о д е р ж а н и е:   Музыкальный мир композитора. Симфония №3 ­ призыв к мужеству. Звуковые образы частей симфонии раскрывают разные стороны жизни человека. Вторая часть. Её связь с первой темой. Финал симфонии – «праздник мира», «народный праздник». Контрданс и его связь с финалом «Героической» симфонии Бетховена. Р а б о т а    с    п о н я т и я м и:   Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад. Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Симфония №3 «Героическая» (1­я, 2­я и 4­я части); Лунная соната; пьеса «К Элизе»; песня «Сурок». Тема раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) С о д е р ж а н и е:    Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль   композитора,   исполнителя,   слушателя   в   создании  и   бытовании   музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз — искусство  XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты­исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как   жанр   литературного   и   музыкального   творчества.   Жанровая   общность   оды,   канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради. З а д а ч и: знакомство учащихся с джазом, джазовыми музыкантами­исполнителями, учить детей анализировать творчество разных композиторов, формирование общечеловеческих, нравственных ценностей, эстетическое развитие, воспитание внимательного слушателя. Урок 31. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. С о д е р ж а н и е:   Музыка – источник вдохновения и радости. Песни о музыке. Лад и форма песен. Танцевальные ритмы композиторов разных веков. Джаз   –   музыка   ХХ   века,   её   особенности.     Мелодии   джаза.   Известные   джазовые музыканты.   Интонации   и   ритмы   джаза   в   музыке   американского   композитора   Джорджа Гершвина. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Песенность. Танцевальность. Куплетная форма. Лад. Импровизация. Ритм. Джаз­оркестр. М у з ы к а л ь н ы й     м а т е р и а л:     Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»; Д. Кабалевский «Чудо­музыка»; Я. Дубравин «Всюду музыка живёт»; «Острый ритм – джаза звуки»; Дж. Гершвин. Колыбельная (из оперы «Порги и Бесс»). Урок 32. Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. С о д е р ж а н и е:     Сходство и различие музыкальных образов, языка разных композиторов. Музыка Г.В. Свиридова. Музыкальные образы сочинений С. Прокофьева. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Песенность. Музыкальные иллюстрации. Кантата. Хор. Симфонический оркестр. Фортепианная, вокальная, симфоническая музыка. Музыкальная речь. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Г. Свиридов «О России петь – что стремиться в храм»; «Весна», «Тройка» (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»), «Снег идёт…» (из маленькой кантаты на стихи Б. Пастернака); С. Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»; М. Мусоргский «Рассвет на Москве­реке»; Э. Григ «Утро». Урок 33. Певцы родной природы / Урок контроля №2, оценки  и коррекции знаний учащихся. С о д е р ж а н и е:     Сходство и различие музыкальных образов, языка разных композиторов. Особенности музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:   Музыкальная речь. Лирические чувства. Сюита. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   Э. Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»); П. Чайковский  «Мелодия». Урок 34. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок  IVчетверти   и   за   год.  НРК.   Образ   природы   в   творчестве   тамбовских композиторов. С о д е р ж а н и е:     Сходство и различие музыкальных образов, языка разных композиторов. Нестареющая музыка великого австрийского композитора XVIII века В.А. Моцарта. Финал Девятой симфонии Л. Бетховена – мелодия, известная всему миру. Обобщение музыкальных впечатлений детей третьего года обучения. Р а б о т а   с   п о н я т и я м и:  Опера. Симфония. Финал. Песня. Канон. Ода. Кант. Гимн. М у з ы к а л ь н ы й   м а т е р и а л:   В.А. Моцарт. Симфония №40 (финал), Канон «Слава солнцу, слава миру»; Л.В. Бетховен. Финал Девятой симфонии (на текст «Оды к радости» Ф. Шиллера); песни самобытных композиторов Тамбовского края. ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ   ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ. 3 класс Личностные универсальные действия У обучающегося будут сформированы: эмоциональная   отзывчивость   на   музыкальные   произведения   различного   образного содержания; позиция   слушателя   и   исполнителя   музыкальных   произведений,   первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально­творческой деятельности; образ Родины, представление о её богатой истории, героях­защитниках, о культурном наследии России; устойчивое   положительное   отношение   к   урокам   музыки;   интерес   к   музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; основа   для   развития   чувства   прекрасного   через   знакомство   с   доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений; нравственных   чувств   (любовь   к   Родине,   интерес   к   музыкальной   культуре   других народов); нравственно­эстетических   чувств,   понимания   и   сочувствия   к   переживаниям персонажей музыкальных произведений; понимания связи между нравственным содержанием  музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать   и   сохранять   учебную,   в   т.ч.   музыкально­исполнительскую,   задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; выполнять   действия   (в   устной   форме)   в   опоре   на   заданный   учителем   или сверстниками ориентир; эмоционально   откликаться   на   музыкальную   характеристику   образов   героев музыкальных произведений разных жанров; осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. проектных и творческих; выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир; воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять   поиск   нужной   информации   в   словарике   и   из   дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах; самостоятельно   работать   с   дополнительными   текстами   и   заданиями   в   рабочей тетради; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки; выбирать способы решения исполнительской задачи; соотносить   иллюстративный   материал   и   основное   содержание   музыкального сочинения; соотносить   содержание   рисунков   и   схематических   изображений   с   музыкальными впечатлениями; исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета; соотносить различные произведения по настроению и форме; строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки; пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщать учебный материал; устанавливать аналогии; сравнивать   средства   художественной   выразительности   в   музыке   и   других   видах искусства (литература, живопись); представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно); выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; контролировать   свои   действия   в   коллективной   работе   и   понимать   важность   их правильного выполнения; понимать   необходимость   координации   совместных   действий   при   выполнении учебных и творческих задач; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; принимать мнение, отличное от своей точки зрения; стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: выражать своё мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ); понимать   значение   музыки   в   передаче   настроения   и   мыслей   человека,   в   общении между людьми; контролировать   свои   действия   и   соотносить   их   с   действиями   других   участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности; продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности; формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действия партнёра; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; проявлять   творческую   инициативу   в   коллективной   музыкально­творческой деятельности. Предметные результаты Обучающийся научится: воспринимать   и   понимать   музыку   разного   эмоционально­образного   содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний; различать   русскую   музыку   и   музыку   других   народов;   сопоставлять   произведения профессиональной и народной музыки; понимать   нравственный   смысл   сказочных   образов   в   опере   и   балете,   героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате; эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведения; ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора; понимать возможность музыки, передавать чувства и мысли человека; передавать   в   музыкально­творческой   деятельности   художественно­образное содержание   и   основные   особенности   сочинений   разных   композиторов   и   народного творчества. Обучающийся получит возможность научиться: соотносить   исполнение   музыки   с   собственными   жизненными   впечатлениями   и осуществлять свой  исполнительский  замысел,  предлагая  исполнительский  план песни  и т.д.; осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т.ч. с использованием ИКТ; владеть   первоначальными   навыками   самоорганизации   и   самооценки   культурного досуга. Основные закономерности музыкального искусства Обучающийся научится: слушать   музыкальное   произведение, изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;   выделять   в   нем   выразительные   и наблюдать   за   развитием   музыкальных   образов,   тем,   интонаций,   воспринимать различие в формах построения музыки; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками; узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности; узнавать   народные   мелодии   в   творчестве   композиторов;   звучание   музыкальных инструментов и певческих голосов. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять творческую инициативу  в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, движения под музыку; импровизировать   мелодии   на   отдельные   фразы   и   законченные   фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша; пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации; находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения; различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты); выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8); петь   темы   из   отдельных   прослушиваемых   музыкальных   произведений;   исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении; различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений; сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов; различать язык музыки разных стран мира. Обучающийся получит возможность овладеть: представлениями о композиторском и исполнительском творчестве; музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, ферматы, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.; сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении; узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; приводить примеры известных музыкальных жанров, форм; собирать   музыкальные   коллекции,   принимать   участие   в   проведении   культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности. Список научно­методического обеспечения Учебно­методический комплект «Музыка 1­4 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,   Т.С. Шмагиной:  на    основе   Программы  общеобразовательных  учреждений. Музыка 1­4 классы. Авторы программы «Музыка 1 ­ 7 классы. Искусство 8 ­ 9 классы» ­ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. ­ М.: Просвещение, 2010,  стр. 16 – 21  и 35 ­ 39. Методика работы с учебниками «Музыка 1­4 классы», методическое пособие для учителя. ­ М.: Просвещение, 2008. Хрестоматия   музыкального   материала   к   учебнику   «Музыка»   3   класс».   ­   М.: Просвещение, 2004. Фонохрестоматия для 3 класса (3 кассеты) и СD (mp 3). ­ М.: Просвещение, 2009. Учебник «Музыка 3 класс». ­ М.: Просвещение, 2009. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы. ­ М.: Просвещение, 2009. MULTIMEDIA – поддержка предмета 1) Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»; 2) Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры»   при   издательской   поддержке   ЗАО   «ИстраСофт»   и   содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК); 3) Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн»; 4) Мультимедийная   программа   «Шедевры   музыки»   издательства     «Кирилл   и Мефодий»; 5) Мультимедийная   программа   «Энциклопедия   классической   музыки» «Коминфо»; 6) Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП); 7) Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»; 8) Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»; 9) Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009»; 10) Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»; 11) Единая   коллекция   ­  http   /  f  544   ://   collection  .  ru   /  catalog  .  cross    /  rubr    ­  edu       b  3  b  7­   f  1  f  4­ 5  b  76­  f  453­552    f  31   d  9  b  164;   12) Российский общеобразовательный портал ­ http  13) Детские электронные книги и презентации ­ http  14) «Уроки   музыки   с   дирижером   Скрипкиным».   Серия   «Развивашки».  ://   music  .  edu   .  rdf    ://   viki  .  ru   /;  .  ru   /;     Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008; 15) CD­ROM.   «Мир   музыки».   Программно­методический   комплекс»  под редакцией Г.П. Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009. СПИСОК НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1) Абдуллин   Э.Б.   Теория   и   практика   музыкального   обучения   в общеобразовательной школе. ­ М.: Просвещение, 1983; 2) Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. ­ М.: ООО ИКТЦ ЛАДА, 2006; 3) Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя­музыканта. ­ М.: Владос, 2002; 4) Аржаникова Л.Г. Профессия­учитель музыки. ­ М.: Просвещение, 1985; 5) Безбородова   Л.А.,   Алиев   Ю.Б.   Методика   преподавания   музыки   в общеобразовательных учреждениях. ­ М.: Академия, 2002; 6) Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Ленинград: Музыка, 1989; 7) Васина­Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. ­ М.: Современник, 1999; 8) Великович Э.И. Великие музыкальные имена. ­ С­Пб: Композитор, 1997; 9) Весёлые уроки музыки / составитель З.Н. Бугаева. ­ М.: Аст, 2002; 10) Григорович  В.Б. Великие  музыканты Западной Европы. ­ М.: Просвещение, 1982; 11) Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки. ­ М.: Академия,1999; 12) Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. ­ М.: Академия, 2000; 13) Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 ­ 8 классы.  Методическое   пособие  с  электронным  приложением.  ­  М.:  Глобус, 2008; 14) Изместьева Ю.Д. Поурочные планы. Музыка 3 класс / 2 части. – Волгоград: Корифей, 2004; 15) Исаева С.А. Физкультминутки в начальной школе. ­ М.: Айрис­Пресс, 2003; 16) Искусство в школе: №4, 1995 г.; №№1 – 4, 1996 г.; №№ 2, 4, 6, 1998 г.; №№ 2, 3, 1999 г.; № №2, 3, 2000 г.; 17) Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. ­ М.: Просвещение, 1989; 18) Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. ­ М.: Просвещение, 1989; 19) Как научить любить Родину. ­ М.: Аркти, 2003; 20) Клёнов А. Там, где музыка живёт. ­ М.: Педагогика, 1986; 21) Максимова Т.С. Поурочные планы. Музыка 3 класс. – Волгоград: Учитель, 2005; 22) Музыка в 4 ­ 7 классах. Методическое пособие / под ред. Э.Б. Абдуллина. ­ М.: Просвещение, 1988; 23) Музыка в школе: №№1 ­ 3, 2007 г.; №№1 – 6, 2008 г., №№1 – 6, 2009 г.; №№1 – 5, 2010 г.; 24) Музыкальное воспитание в школе. Сборники статей под ред. Апраксиной О.А. / Выпуски №№9, 17; 25) Музыкальное образование в школе, под ред. Л.В. Школяр. ­ М.: Академия, 2001; 26) Никитина Л.Д. История русской музыки. ­ М.: Академия,1999; 27) Осеннева   М.Е.,   Безбородова   Л.А.   Методика   музыкального   воспитания младших школьников. ­ М.: Академия, 2001; 28) Песенные сборники; 29) Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. ­ М.: Просвещение, 2000; 30) Пионерский музыкальный клуб. Выпуски №№15, 20 – 24; 31) Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. ­ М.: Айрис­пресс, 2007; 32) Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. ­ М.: Владос, 2003; 33) Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя. ­ М.:Учебная литература, 2000; 34) Самин Д.К. Сто великих композиторов. ­ М.: Вече, 2000; 35) Сборник нормативных документов. Искусство. ­ М.: Дрофа, 2005; 36) Смолина Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006; 37) Теория и методика музыкального образования детей, под ред. Л.В. Школяр. ­ М.: Флинта, Наука, 1998; 38) Традиции и новаторство в музыкально­эстетическом образовании / Редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр. ­ М.: Флинта, 1999; 39) Узорова   О.В.,   Нефёдова   Е.А.   Физкультурные   минутки.   ­   М.:   Астрель­Аст, 2005; 40) Улашенко Н.Б. Поурочные планы. Музыка 3 класс. – Волгоград: Корифей, 2006; 41) Фрид   Г.   Музыка!   Музыка?   Музыка…   и   молодёжь.   ­   М.:   Советский композитор, 1991; 42) Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. ­ С­Пб: Композитор, 2002; 43) Челышева Т.С. Спутник учителя музыки. ­ М.: Просвещение, 1993.

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)

Рабочая программа по музыке по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019