Рабочая программа по «Обществознанию» 5-9 классы
Оценка 5

Рабочая программа по «Обществознанию» 5-9 классы

Оценка 5
Образовательные программы
doc
обществознание
Детсад—6 кл
12.01.2017
Рабочая программа  по «Обществознанию» 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию для 5-6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, При-мерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской про-граммы Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2011г.
Обществознание 5 - 9 ФГОС.doc

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Пчелиновская  средняя общеобразовательная школа 

Бобровского  муниципального района Воронежской области

 

«Рассмотрено на заседании МО классных руководителей»

Протокол № __от _____августа 2016 год

Руководитель МО  ______   

                 /С.В. Курапова/

«Согласовано»

зам. директора по УВР

______ С.И. Калашникова

Дата  _____августа 2016 год

 

«Утверждаю»

Директор школы________________

                        /А.Д.Щербаков/

Приказ  № __от _____августа    2016 год

 

 

 

 

Рабочая программа

по «Обществознанию»

5-9 классы

 

 

 

 

 

                                                                     Разработал

                                                                    учитель истории

Артюшова Валентина Александровна

                                                            Квалификационная категория – первая

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017  учебный год

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.

          Рабочая  программа  предназначена для изучения   курса «Обществознание»  в основной школе, разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:

Ø  Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»     от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ.

Ø  Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897

Ø  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от    29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства  образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

« Об утверждении федерального государственного образовательного      стандарта основного общего образования» (вступил в силу 21.02.2015г.).

Ø  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря2015 г. № 1577«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря2010 г. № 1897»

(зарегистрирован Минюстом России  2 февраля 2016 г., регистрационный    № 40937).

Ø  Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.3286. – 15  «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации   обучения в общеобразовательном учреждении, зарегистрированный  в Минюсте  России 14.08.2015г. № 38528.

Ø  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от   21 апреля 2016 г. N 459 « О внесении изменений в Федеральный     перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации   имеющих государственную аккредитацию образовательных программ  начального общего образования, основного общего образования, среднего    общего образования, утверждённый приказом Министерства образования   и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

Ø  Учебный план МКОУ Пчелиновская средняя общеобразовательная школа на 2016-2017 учебный год.

 

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой струк­туры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социоло­гические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические зна­ния в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум зна­ний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

 

Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих    целей:

Ø  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

Ø  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Ø  освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

Ø  овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

Ø  формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношений.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

Ø  содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

Ø  формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

Ø  воспитание гражданственности и любви к Родине;

Ø  создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

Ø  выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

Ø  содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

Ø  помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

Ø  ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

 

Рабочая программа по обществознанию для 5-6  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2011г.

 

Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младшего подростка. При изучении данного курса используется учебник Л. Н. Боголюбова. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста. Раскрывает ученикам расширенный круг социальных институтов. Учащиеся познают  полезность трудового обучения.  Авторы учебника раскрывают нравственные качества, как добродетель: мораль и зло.

 

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о челове­ческой деятельности, включая познавательную. Проблеме ка­честв, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

 

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего соци­ального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответ­ственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже соци­ализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рас­считанных на формирование первоначальных и в определён­ной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюже­ты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения зако­на, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Спе­циальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в эко­номических отношениях» — даёт представление о таких про­явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реа­лизуется её важнейшая роль в обществе — создание матери­альных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскры­тии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного обще­ства и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность по­знакомиться с функционированием в обществе системы обра­зования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических по­нятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообраз­ных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимуще­ство отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — эко­номическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специ­альное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безра­ботицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, меж­национальные отношения. На их основе характеризуются со­циальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении де­лами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — от­раслям права. Особое внимание уделено элементам конститу­ционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в опреде­лённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушени­ям, наркомании, другим негативным явлениям.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Ø  Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Ø  Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Ø  Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Ø  Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Ø  Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Предмет «Обще­ствознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обуче­ния составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.   С 5 по 8 класс   программа рассчитана на 35 учебных ча­сов (1 час в неделю). В 9 классе курс изучается в размере 34 часов.

 

2.        Планируемые результаты освоения курса

 

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

·        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

·        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

·        осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

·        понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

Метапредметные результаты:

·        способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

·        овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·        способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·        готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные результаты:

·        овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

·        способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·        умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

·        расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

·        готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

3.       СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

5  КЛАСС

 

Глава 1. Человек  (6 часов)

   Вводный урок. Что изучает курс «Обществознание»? Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа.

Природа человека. Что такое наследственность. Наследственность и инстинкты у животных и человека. Индивидуальность – хорошо или плохо? Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

 

Глава 2. Семья (6 часов)

  Семья. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Забота и воспитание в семье. Счастливая семья. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Занятия физкультурой. Значимость здорового образа жизни. Телевизор и компьютер. Увлечения человека.

 

Глава 3. Школа (7 часов)

   Школа. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Дошкольное образование. Начальная школа. Основная школа. Старшая школа. Высшее образование. Учёба – основной труд школьника. Умение учиться. Учение вне стен школы. Самообразование. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

 

Глава 4. Труд (6 часов)

   Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и     меценатство. Труд и отрочество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник.

 

Глава 5. Родина (9 часов)

    Российская Федерация. Конституция России. Субъекты Федерации. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы: Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданство Российской Федерации. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство.  Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

            Глава 6.  Повторение  (1 час )

 

   6  КЛАСС

 

Тема 1. Человек в социальном измерении. (13 ч).

       Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

            Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

            Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

            Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

            Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Тема 2. Человек среди людей (10 часов).

        Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

            Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

            Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.

            Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 3. Нравственные основы жизни (8  часов).

        Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

            Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

            Человечность. Гуманизм -  уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Итоговый модуль (4 часа).

 Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

 

  7  КЛАСС

Введение. 1 час.

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч). 

   Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

   Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (5 часа).

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Итоговое повторение по всему курсу (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

 

   8  КЛАСС

Введение.

         Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности.

Тема 1. Личность и общество (5 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ­ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще­ственные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общест­ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор­ганизации и объединения, их роль в жизни современно­го общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (14 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (6 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобиль­ность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу­ти его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. От­ношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи­мость здорового образа жизни.

 

   9  КЛАСС

 

Тема 1. Политика и социальное управление (11 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (23 ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

 

 

 

4.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

5 КЛАСС

 

№ урока

Наименование

раздела и тем

Кол-во часов

Практическая часть

Дата прохождения

Примечание

 

 

Глава 1. Человек  (6 часов)

1

Вводный урок

1

1

 

 

 

2-3

Загадка человека.

1

1

 

 

Проект «На кого я похож»

4-5

Отрочество – особая пора жизни.

 

1

1

 

 

 

6

Практикум по теме «Человек».

 

1

1

 

 

 

Глава 2. Семья (6 часов)

7

Семья и семейные отношения.

1

 

 

 

 

8

Семейное хозяйство.

 

1

 

 

 

9

Свободное время.

 

1

 

 

Презентации «Мое хобби» (совместно с родителями, старшими школьниками)

10-11

Практикум по теме «Семья»

 

 

2

 

 

 

12

ПОУ по теме «Семья»

 

1

 

 

 

 

Глава 3. Школа  (7 часов)

 

13-14

Образование в жизни человека.

1

 

 

 

 

15-16

Образование и самообразование.

 

1

 

 

Проект «Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность»

17

Одноклассники, сверстники, друзья

 

1

 

 

Презентации «Мой класс» (совместно с родителями, старшими школьниками)

18

Практикум по теме «Школа»

 

1

 

 

 

19

ПОУ по теме «Школа»

 

1

 

 

 

Глава 4. Труд  (6 часов)

20-21

Труд – основа жизни.

1

1

 

 

Сообщения о благотворителях и меценатах

22-23

Труд и творчество.

1

1

 

 

Проект «Народные умельцы»

24-25

Практикум по теме «Труд»

 

2

 

 

 

Глава 5. Родина  (9 часов)

26-27

Наша Родина – Россия.

1

1

 

 

 

28-29

Государственные символы России

1

1

 

 

Проект  «Государственные символы России»

30-31

Гражданин России.

1

1

 

 

 

32-33

Мы – многонациональный народ.

1

1

 

 

Проект  «Мы – многонациональный народ»

34

Практикум по теме «Родина».

 

1

 

 

 

Глава 6. Повторение  (1 час )

35

Итоговое повторение

 

1

 

 

 

 

 

6 КЛАСС

 

 

№ урока

Наименование

раздела и тем

Кол-во часов

Практическая часть

Дата прохождения

Примечание

 

 

 

Тема 1. Человек в социальном измерении. (13 ч).

 

 1

Введение

1

 

 

 

 

2-3

Человек – личность

1

1

 

 

 

4-5

Познай самого себя

1

1

 

 

 

6-7

Человек
и его деятельность

1

1

 

 

 

8-9

Потребности человека

 

1

1

 

 

 

10-11

На пути
к жизненному успеху  

1

1

 

 

 

12-13

Практикум
по теме «Человек
в социальном измерении»

 

 

2

 

 

 

Тема 2. Человек среди людей (10 часов).

 

14-15

Межличностные

отношения

 

 1

1

 

 

 

16-17

Человек в группе

1

1

 

 

 

18-19

Общение

1

1

 

 

 

20-21

Конфликты в межличностных отношениях   

1

1

 

 

 

22-23

Практикум

по теме «Человек среди людей»

 

2

 

 

 

Тема 3. Нравственные основы жизни (8 часов).

 

 

24-25

Человек славен добрыми дела

 

1

 

 

 

 

26-27

Будь  смелым

 

 

1

 

 

 

  28-29

Человек
и человечность

 

 

1

 

 

 

30-31

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Нравственные
основы жизни»
 

 

1

 

 

 

                            Тема 4.     Итоговый модуль (4 час4).

 

32 

Человек
в системе общественных отношений

 

1

 

 

 

33

Итоговая контрольная работа

 

1

 

 

 

34-35

Урок-конференция «Человек  и общество»

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

1.  Знай свои права (пособие для подростка).

2.  Защита правопорядка.

3.  Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

4.  Бизнес (иллюстрированный словарь).

5.  Как работает современный рынок.

6.  Человек долга — кто он, каков он?

 7. многообразие юридических профессий

8. как стать бизнесменом

9. моя реклама

10. растения и животные Красной книги Воронежской области


Муниципальное казённое образовательное учреждение

Муниципальное казённое образовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

Конституции Российской Федерации; Ø освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах…

Конституции Российской Федерации; Ø освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах…

Л. Н. Боголюбова. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста

Л. Н. Боголюбова. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста

На их основе характеризуются со­циальные отношения в современном обществе

На их основе характеризуются со­циальные отношения в современном обществе

Метапредметные результаты: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др

Метапредметные результаты: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др

Счастливая семья. Распределение обязанностей

Счастливая семья. Распределение обязанностей

Социальные группы (большие и малые)

Социальные группы (большие и малые)

Производство, затраты, выручка, прибыль

Производство, затраты, выручка, прибыль

Мораль. Основные ценности и нормы морали

Мораль. Основные ценности и нормы морали

Социальный статус и социальная роль

Социальный статус и социальная роль

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака

ПОУ по теме «Семья» 1

ПОУ по теме «Семья» 1

КЛАСС № урока

КЛАСС № урока

Будь смелым 1 28-29

Будь смелым 1 28-29

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017