Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
обществознание
6 кл—9 кл
26.08.2019
Разработана согласно требованиям РУП по обществознанию Надеюсь материал пригодиться коллегам. В материале учитывается все требования, прилагаются КТП по обществознанию 6-9 класс. Всё составлено для УМК Боголюбов "Обществознание 6-9". В рабочую программу входят расчасовка, тематическое планирование, содержание по паралелям, требования к оцениванию.
РПУП общество 2019.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана в
соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897;
- Приказами от 23.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577 МО и науки РФ «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
С учетом:
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Н.
Боголюбова, Н.И. Городецкой учебного курса «Обществознание», для
предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 59 классы.
(Москва издательство «Просвещение» 2014 год).
Предлагаемая рабочая программа расчитанана:
6 класс – 1 учебный час в неделю, 35 учебных часов в год;
7 класс – 1 учебный час в неделю, 35 учебных часов в год;
8 класс – 1 учебный час в неделю, 35 учебных часов в год;
9 класс – 1 учебный час в неделю, 34 учебных часа в год.
Учебнометодический комплекс для реализации программы:
Учебнометодический комплекс под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.
Лазебникова,
Л.Ф.Иванова,
Е.Л.Рутковская, Е.Т.Лискова, А.Т.Кинкулькин, «Обществознание». М.:
Просвещение, 2016.
Н.Ф.Виноградова,
Н.И.Городецкая,
3. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса»
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к
результатам освоения учебного предмета: личностным, мета предметным,
предметным.
1.Личностные результаты
1.1 для 6 класса:
определение жизненных ценностей, мотивированность и направленность
ученика на активное и созидательное участие в общественной и
государственной жизни;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма,
любви и уважения к Отечеству;
уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам;
осознание важности семьи и семейных традиций.
1.2 для 7 класса:
формирование и освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах;
умение чувствовать свою ответственность за свои поступки, определение
жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в
общественной жизни; осознание социального и личностного значения дисциплины, ее роли в
жизни человека;
осознание необходимости соблюдения правовых норм, развитие
творческих способностей через активные формы деятельности.
1.3 для 8 класса:
формирование основ гражданской, социальной, культурной
самоидентификации личности;
признание равноправие народов;
умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при
взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное
отношение к явлениям современной жизни.
1.4 для 9 класса:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное
отношение к явлениям современной жизни;
формирование гражданских качеств, осмысление социально
нравственного опыта предшествующих поколений;
стремление к укреплению исторически сложившегося исторического
единства, признание равноправие народов, единства разнообразных культур;
осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущими
поколениями.
2. Мета предметные результаты
2.1 для 6 класса
2.1.1. Коммуникативные
самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей
позиции;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с
учетом мнения других людей.
2.1.2. Регулятивные
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель, ставить задачи, планировать действия и прогнозировать
результаты работы;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых
корректив.
2.1.3. Познавательные
работать с разными источниками информации, анализировать,
сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; давать
определения понятиям;
проводить наблюдения по руководством учителя;
формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных
текстов; моделировать варианты образа жизни. 2.2 для 7 класса
2.2.1. Коммуникативные
формировать навыки взаимодействия в группе сверстников;
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на
основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации;
учитывать разные мнения и интересы, выражать свою позицию;
внимательному отношению к другому человеку;
развивать навыки само презентации; адекватно использовать речевые
средства для построения монологического высказывания.
2.2.2. Регулятивные
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия и
вносить коррективы в исполнение; соблюдать правила
осознавать свои индивидуальные особенности и личные качества,
способности и возможности; осознавать свои эмоциональные состояния и
чувства;
конструктивно воспринимать замечания; корректировать собственную
самооценку в направлении ее большей адекватности;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале.
2.2.3. Познавательные
понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
явлениях, свойствах и связях; делать выводы и умозаключения,
формулировать собственные проблемы;
перерабатывать информацию из одной формы в другую, представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе и с помощью ИКТ;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме; приводить
аргументы; объяснять изученные положения на конкретных примерах;
осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной
теме в адаптированных источниках различного типа; определять сущностные
характеристики изучаемых объектов, осуществлять выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов.
3.2 для 8 класса
3.2.1. Коммуникативные
участвовать в совместной деятельности, организовывать
сотрудничество; оценивать работу одноклассников;
в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами,
уважительно и доброжелательно относится к другому человеку и его мнению.
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей
позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и
доказательство (аргументы), факты;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его.
3.2.2. Регулятивные
ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под
руководством учителя); работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в
соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с
ожидаемыми;
владеть основами самоконтроля и самооценки;
осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной
деятельности; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ.
3.2.3. Познавательные
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей.
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в социальной практике.
4.2 для 9 класса
4.2.1. Коммуникативные
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми
иных позиций;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство,
факты;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с
учетом мнения других людей; определять собственное отношение к явлениям
современной жизни, формулировать свою точку зрения.
3.Предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые предметные результаты
Тематический модуль
1. Загадка человека.
2. Человек и его
деятельность.
3.Человек среди людей.
Выпускник
научится
6 класс
Выпускник
получит
возможность
научиться
• использовать знания
о биологическом и
социальном в человеке
для характеристики его
природы, характеризовать
этапы
основные
социализации,
факторы
становления личности;
• характеризовать
основные
слагаемые
здорового образа жизни;
осознанно
выбирать
• формировать
положительное отношение
к
необходимости
соблюдать здоровый образ
жизни;
корректировать
собственное поведение в
соответствии
с
требованиями
безопасности
жизнедеятельности;
• использовать
элементы
причинно верные критерии для
оценки
безопасных
на
условий жизни;
показывать
примерах
опасность
пагубных
угрожающих
привычек,
здоровью;
• сравнивать
и
сопоставлять на основе
характеристики основных
периодов
возрастных
человека
жизни
возможности
и
ограничения
каждого
возрастного периода;
в
модельных и реальных
ситуациях сущностные
характеристики
и
основные
виды
деятельности
людей,
объяснять роль мотивов в
деятельности человека;
• характеризовать
• выделять
следственного анализа при
характеристике
социальных параметров
личности;
• описывать реальные
связи и зависимости между
воспитанием
и
социализацией личности;
• формировать
положительное отношение
к
необходимости
соблюдать здоровый образ
жизни;
корректировать
собственное поведение в
соответствии
с
требованиями
безопасности
жизнедеятельности;
• использовать
элементы
причинно
следственного анализа при
характеристике
социальных параметров
личности;
• описывать реальные
связи и зависимости между
воспитанием
и
социализацией личности;
• использовать
элементы
причинно
следственного анализа при
характеристике семейных
конфликтов.
собственный социальный
статус и социальные роли;
объяснять
и
конкретизировать
примерами смысл понятия
«гражданство»;
• описывать гендер
как социальный пол;
приводить
примеры
гендерных ролей, а также
различий в поведении
мальчиков и девочек;
• давать на основе
полученных
знаний
нравственные
оценки
собственным поступкам и
отношению к проблемам
людей с ограниченными
возможностями,
своему
отношению к людям
старшего и младшего
возраста,
а также к
сверстникам;
• демонстрировать
понимание особенностей и
практическое владение
способами
коммуникативной,
практической 1. Мы живем в обществе.
2. Наша Родина – Россия.
деятельности,
используемыми в процессе
познания человека и
общества;
• характеризовать
семейные
семью и
оценивать
отношения;
социальное
значение
семейных традиций и
обычаев;
• характеризовать
основные роли членов
семьи, включая свою.
7 класс
• исследовать
несложные практические
ситуации,
связанные с
защитой прав и интересов
детей,
оставшихся без
попечения
родителей;
находить и извлекать
социальную информацию
о
государственной
семейной политике из
адаптированных
источников различного
типа и знаковой системы;
на
основе
приведённых
данных основные типы
обществ;
• распознавать
• характеризовать
направленность развития
общества, его движение от
одних форм общественной
жизни к другим; оценивать
социальные явления с
позиций общественного
прогресса;
• различать
экономические,
социальные,
политические, культурные
явления и процессы
общественной жизни;
выражения
• применять знания
курса и социальный опыт
для
и
аргументации
собственных суждений,
касающихся многообразия
социальных групп и
социальных различий в
обществе;
• объяснять
взаимодействие
социальных общностей и
групп;
• выявлять причинно
следственные
связи
общественных явлений и
характеризовать основные
направления
общественного развития;
• характеризовать и
конкретизировать фактами
социальной
жизни
изменения, происходящие
в современном обществе;
• показывать влияние
происходящих в обществе
изменений на положение
России в мире;
• использовать
элементы
причинно
следственного анализа для
понимания
влияния
моральных устоев на
развитие общества и
человека;
• моделировать
ситуации
несложные
нарушения прав человека,
конституционных прав и
обязанностей
граждан
Российской Федерации и
давать им моральную и
правовую оценку;
• оценивать сущность
и значение правопорядка и
законности,
собственный
вклад в их становление и
развитие;
• оценивать сущность и значение правопорядка и
законности,
собственный
возможный вклад в их
становление и развитие.
• выполнять
несложные
и
познавательные
практические
задания,
основанные на ситуациях
жизнедеятельности
человека в разных сферах
общества;
• характеризовать
проблемы
глобальные
современности;
• раскрывать
и
духовные ценности и
достижения
народов
нашей страны;
• называть
иллюстрировать
примерами
основы
конституционного строя
Российской Федерации,
основные права и свободы
граждан, гарантированные
Конституцией Российской
Федерации;
• формулировать
собственную точку зрения
на социальный портрет
достойного гражданина
страны;
• находить
и
извлекать информацию о
положении России среди
других государств мира из
адаптированных
источников различного
типа.
8 класс
• использовать
накопленные знания об
основных
социальных
нормах и правилах
регулирования
общественных отношений,
усвоенные
способы
познавательной,
коммуникативной
практической
деятельности
успешного
взаимодействия
с
социальной средой и
типичных
выполнения
социальных
ролей
нравственного человека и
для
и
• осознанно
содействовать
защите
правопорядка в обществе
правовыми способами и
средствами;
• использовать знания
для
и
умения
формирования
способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
• оценивать тенденции
экономических изменений
в нашем обществе;
• анализировать
с
опорой на полученные
1. Личность и
общество.
2. Сфера духовной
культуры.
3. Социальная сфера.
4. Экономика. достойного гражданина;
• на
основе
полученных знаний о
социальных
нормах
выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и
осуществлять на практике
модель
правомерного
социального поведения,
основанного на уважении
к закону и правопорядку;
• критически
осмысливать информацию
правового и морально
нравственного характера,
полученную
из
разнообразных
источников,
систематизировать,
анализировать полученные
данные;
применять
полученную информацию
для
определения
собственной позиции по
отношению к социальным
нормам, для соотнесения
собственного поведения и
поступков других людей с
нравственными
ценностями и нормами
поведения,
установленными законом;
• использовать знания
для
и
умения
формирования
способности к личному
самоопределению
в
морали и
системе
важнейших
отраслей
самореализации,
права,
самоконтролю;
• понимать
и
правильно использовать
основные экономические
термины;
• распознавать
на
приведенных
основе
данных
основные
экономические системы,
экономические явления и
процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм
рыночного регулирования
экономики
и
роль
характеризовать
несложную
знания
экономическую
информацию, получаемую
из
неадаптированных
источников;
• выполнять
несложные практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
описанием
состояния
российской экономики;
• наблюдать
и
интерпретировать явления
и события, происходящие
в социальной жизни, с
опорой на экономические
знания;
• характеризовать
тенденции экономических
изменений в нашем
обществе;
• анализировать
с
позиций обществознания
сложившиеся практики и
модели
поведения
потребителя;
• решать
познавательные задачи в
рамках
изученного
материала,
отражающие
типичные ситуации в
экономической
сфере
деятельности человека;
• выполнять
несложные практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
описанием
состояния
российской экономики;
• использовать
понятия «равенство» и
«социальная
справедливость» с позиций
историзма;
• ориентироваться в
потоке
информации,
относящейся к вопросам
социальной структуры и
социальных отношений в
современном обществе;
• адекватно понимать
информацию,
относящуюся к социальной
сфере
общества,
получаемую из различных государства
регулировании
экономики;
в
источников.
• характеризовать
денег
в
функции
экономике;
• анализировать
несложные
статистические данные,
отражающие
экономические явления и
процессы;
• получать
социальную информацию
об экономической жизни
общества
из
адаптированных
источников различного
типа;
• формулировать и
аргументировать
собственные суждения,
касающиеся отдельных
вопросов экономической
жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания
и личный социальный
опыт;
• распознавать
на
приведённых
основе
данных
основные
экономические системы и
экономические явления,
сравнивать их;
• характеризовать
поведение производителя
и потребителя как
основных
участников
экономической
деятельности;
• применять
полученные знания для
характеристики
экономики семьи;
• использовать
статистические данные,
отражающие
экономические изменения
в обществе;
• получать
социальную информацию
об экономической жизни
общества
из
адаптированных
источников различного типа;
• формулировать и
аргументировать
собственные суждения,
касающиеся отдельных
вопросов экономической
жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания
и социальный опыт;
• проводить
несложные
социологические
исследования;
• характеризовать
развитие
областей
культуры;
отдельных
форм
и
• распознавать
различать
духовной культуры;
и
явления
• описывать
различные
массовой информации;
средства
• находить
и
социальную
извлекать
информацию
о
достижениях и проблемах
развития культуры из
адаптированных
источников различного
типа;
• видеть различные
точки зрения в вопросах
ценностного выбора и
приоритетов в духовной
сфере,
формулировать
собственное отношение.
1. Политика.
2. Гражданин и
государство.
3. Основы
российского
законодательс
тва.
9 класс
• на
основе
полученных знаний о
правовых
нормах
выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и
осуществлять на практике
модель
правомерного
социального поведения,
основанного на уважении
к закону и правопорядку;
• характеризовать и
иллюстрировать
примерами установленные
законом
права
собственности; права и
обязанности
супругов,
родителей и детей; права,
• осознавать значение
гражданской активности и
патриотической позиции в
укреплении
нашего
государства;
• соотносить
различные
оценки
политических событий и
процессов и делать
обоснованные выводы;
• описывать процессы
создания,
сохранения,
трансляции и усвоения
достижений культуры;
• характеризовать
основные
направления
развития отечественной культуры в современных
условиях;
• осуществлять
своих
рефлексию
ценностей;
• критически
воспринимать сообщения и
рекламу в СМИ и
Интернете
таких
направлениях массовой
культуры, как шоубизнес
и мода;
о
• оценивать
роль
спорта и спортивных
достижений в контексте
современной
общественной жизни;
и
обосновывать собственную
позицию по актуальным
проблемам молодёжи.
• выражать
и
и
обязанности
ответственность
работника
работодателя;
предусмотренные
гражданским
правом
Российской Федерации
механизмы защиты прав
собственности
и
разрешения гражданско
правовых споров;
• анализировать
несложные практические
ситуации,
связанные с
гражданскими,
трудовыми
семейными,
в
правоотношениями;
предлагаемых модельных
ситуациях определять
признаки правонарушения,
проступка, преступления;
на
конкретных
примерах
особенности правового
положения и юридической
ответственности
несовершеннолетних;
• объяснять
• находить, извлекать
и
осмысливать
информацию правового
характера, полученную из
доступных источников,
систематизировать,
анализировать полученные
данные;
применять
полученную информацию
для
соотнесения
собственного поведения и
поступков других людей с
нормами
поведения,
установленными законом;
• характеризовать
государственное
устройство Российской
описывать
Федерации,
полномочия
и
компетенцию различных
органов государственной
власти и управления;
• правильно
инстанцию
определять
(государственный орган),
в который следует
обратиться
для
разрешения той или типичной
ситуации;
социальной
• сравнивать
различные
типы
политических режимов,
обосновывать
преимущества
демократического
политического
устройства;
• описывать основные
любого
признаки
государства,
конкретизировать их на
примерах прошлого и
современности;
• характеризовать
базовые
черты
избирательной системы в
нашем обществе, основные
проявления
роли
избирателя;
• различать факты и
потоке
мнения
в
политической
информации.
4. Содержание курса «Обществознание».
6 класс.
Введение.
Задачи и содержание курса «Обществознание. 6 класс». Знакомство со
справочным и методическим аппаратом учебника. Знакомство с формами
работы по предмету.
Загадка человека.
Биологическое и социальное в человеке. Наследственность –
биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и
животного. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо?
Сильная личность — какая она? Основные возрастные периоды жизни
человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время.
Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей
с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.
Человек и его деятельность.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает
труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает.
Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение
учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого
себя. Самосознание и самооценка.
Человек среди людей.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль
чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение
как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения.
Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и
санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с
одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении.
Межличностные конфликты.
Стадии
возникновения и развития конфликта. Конструктивные 9 способы их
разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции.
Досуг семьи.
Причины их возникновения.
7 класс.
Введение.
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи и содержание курса
«Обществознание.7 класс». Знакомство со справочным материалом и
методическим аппаратом учебника.
Мы живем в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи,
ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их зашита.
Особенности правого статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Правоотношения в обществе. Признаки и виды правонарушений. Виды
юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и
правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека.
Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и
самовоспитание.
Экономика и ее основные участки. Натуральное и товарное хозяйство.
Роль экономики в жизни общества. Экономические блага. Основные
участники экономики – производители и потребители. Рациональный выбор.
Основные сферы экономики – производство, потребление, обмен.
Материальные, финансовые и трудовые ресурсы.
Производство и труд. Сложный и простой труд. Заработная плата –
повременная и сдельная. Производительность труда. Факторы влияющие на
производительность труда.
Производство – серийное, единичное, поточное. Затраты производства.
Себестоимость продукции. Рациональное использование ресурсов.
Энергосбережение. Разделение труда. Налоги.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Доход семьи – фиксированный и
переменный. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Расходы семьи –
обязательные и произвольные. Рациональное ведение домашнего хозяйства.
Наша Родина – Россия.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное
устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит
сегодня быть гражданином своего Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов
России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира. Защита Отечества – долг и обязанность граждан. Регулярная армия.
Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международноправовая защита жертв войны.
8 класс.
Введение.
Задачи и содержание курса «Обществознание.8 класс». Науки, изучающие
общество. Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника,
формами работы.
Личность и общество.
Самые важные признаки человека, отличающие его от других живых существ.
Человек – существо биосоциальное. Деятельность как способ самореализации.
Значение понятия общества. Эволюционный характер развития общества.
Личность и индивидуальность. Процесс становления личности. Что оказывает
влияние на личность, агенты социализации.
Сфера духовной культуры.
Духовная сфера жизни общества, ее особенности. Культура личности и
общества, их взаимосвязь. Тенденции развития культуры в современной
России.
Мораль, ее нормы и ценности. Гуманизм как высшая моральная ценность.
Добро и зло. Критерии морального поведения.
Долг. Долг общественный и моральный самоконтроль.
Значимость образования в условиях информационного общества. Связь между
образованием и конкурентоспособностью страны. Основные элементы системы
образования в Российской Федерации.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Наука как система
государственных и общественных организаций.
Основные виды религиозных объединений и организаций, их роль в жизни
современного общества. Принцип свободы совести.
Социальная сфера.
Социальная структура общества, основания стратификации. Проблема
социального неравенства. Социальная мобильность. Признаки социальных
групп.
Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Отличия предписанного
статуса от достигаемого. Отношения между поколениями. Гендерные роли.
Соотношение понятий нация и этнос. Значение национальных традиций.
Межнациональные отношения. Опасность межнациональных конфликтов.
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный
кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и
нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение
обязанностей.
Экономика.
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и
потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и
их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды
рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет.
Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в
начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости.
Особенности экономического развития России.
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль
человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная
успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика
предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Политика.
9 класс.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы
государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство
России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Межгосударственные отношения.
Международные политические
организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность.
Сепаратизм. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская
активность. Патриотизм.
Гражданин и государство.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей.
Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти.
Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная
система.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Основы российского законодательства.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы
права». Нормативноправовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Гражданскоправовые споры. Судебное
разбирательство.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность
работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в
трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление
ответственность
Правовая
и
несовершеннолетних.
наказание.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
5. Тематическое планирование.
№
Разделы, темы
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
Введение.
Загадка человека
Человек и его
деятельность.
Человек среди людей.
Заключение.
Введение.
Мы живем в обществе.
Наша Родина – Россия.
Заключение.
Введение.
Личность и общество.
Сфера духовной
культуры.
Социальная сфера.
Экономика.
Заключение.
Введение.
Политика.
Кол
во
часов
6 класс
1
12
9
11
2
7 класс
1
20
12
2
8 класс
1
5
8
8
16
2
9 класс
1
10
В т.ч. практическая часть
ЛР
ПР
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
К
Р
1
1
1
3.
4.
5.
Гражданин и
государство.
Основы российского
законодательства.
Заключение.
6. Критерии оценивания:
8
14
1
1
1
1
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
развернуто излагать содержание вопроса,
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме
выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и
умения:
логично,
в котором
продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или
процесс;
сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько
источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций
социальных наук;
сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование
собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать
практические действия;
оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных
норм, экономической рациональности;
раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте
вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на
«отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего
правильного смысла;
верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
продемонстрировал знание причинноследственных связей,
основных
теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил
фактами, не обосновал аргументами;
не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление,
объяснять его с помощью конкретных примеров;
делает элементарные выводы;
путается в терминах;
не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
не может аргументировать собственную позицию;
затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных
ситуаций;
справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся
не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
не раскрыл проблему;
представил информацию не в контексте задания;
или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Оценивание творческих заданий
Творческое задание (тестовых заданий, текст с ошибками, схема,
логическая цепочка, таблица, создание продукта деятельности и т.д.)
должно иметь свою стоимость в балльной системе, с которой должны быть
ознакомлены учащиеся. Затем педагог переводит результаты в 5 балльную
систему
049% отметка «2»
5074% отметка «3»
7589% отметка «4»
90 % и > отметка «5»
Реферат
Критерии оценки реферата (по 5 балльной системе)
Критерии оценки реферата:
глубина и полнота раскрытия темы;
адекватность передачи содержания первоисточнику;
логичность, аргументированность изложения и выводов;
структурная упорядоченность (наличие введения, основной части,
заключения);
оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование,
сноски и т.д), качество сопроводительных материалов;
личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность,
обоснованность его суждений;
стилистическая, языковая грамотность.
«5» — ставится, если ученик глубоко и полно рассмотрел поднятую проблему,
показал умение выделять главное, анализировать, сумел правильно отобрать
фактический материал для аргументации, показал умение сравнивать
реферируемые источники, разные точки зрения, тема научно обоснована.
Реферат написан правильным литературным языком, грамотно оформлен.
«4» — ставиться, если поднятая проблема раскрыта полно, показано умение
выделять главное, анализировать, но недостаточен фактический материал для
аргументации. Тема научно обоснована, но сравнительного материала
недостаточно. Реферат написан правильным литературным языком, есть
значительные нарушения последовательности. Оформлен грамотно.
«3» — поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно
выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано
дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются
незначительные нарушения логики. Написан грамотно. Компьютерный продукт учащегося
Отметка компьютерных продуктов учащихся осуществляется по пятибалльной
системе, включает следующие критерии:
степень самостоятельности
актуальность представленной работы
творческий подход к созданию презентации
оригинальность представления информации и оформления материалов
достоверность и ценность представленной информации для окружающих
эстетичность и оправданность различных эффектов
уровень освоения и использования новых информационных технологий
(графика, анимация, видео и др. )
качество выступления, глубина и широта владения темой представленной
работы
аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Критерии оценивания презентации.
Титульный слайд с заголовком 5 баллов
Минимальное количество – 10 слайдов, 10 баллов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук,
графики) 5 баллов
Библиография 10 баллов
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации 10 баллов
Вставка графиков и таблиц 15 баллов
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 5
баллов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и
структурированы 15 баллов
Слайды представлены в логической последовательности 15 баллов
Красивое оформление презентации 10 баллов
Форма оценивания:
отличная работа = 10090 баллов
хорошая работа = 8980 баллов
удовлетворительная работа = 7970 баллов
презентация нуждается в доработке = 6960 баллов
слабая работа = 59 баллов.
Нормы оценки эссе
Отметка «5» (соответствует 4 баллам по критериям проверки ЕГЭ) и
выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил
предъявляемые задания:
увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты,
раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с
использованием научной терминологии в контексте задания;
представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии
проблемы; аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни или на
социальный личный опыт;
продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей
(география, биология, искусство и т.д.).
Отметка «4» (соответствует 3 баллам по критериям проверки ЕГЭ) и
выставляется в том случае, если учащийся:
осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;
увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;
представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на
вопросы текста;
аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового
курса;
обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных
областей (естествознание, искусство и т.д.);
не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в
различных знаковых системах.
Отметка «3» (соответствует 12 баллам по критериям проверки ЕГЭ) и
выставляется в том случае, если учащийся:
не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый
объем знаний по заданной теме;
увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
попытался раскрыть проблему при формальном использовании
обществоведческих терминов на бытовом уровне;
представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии
проблемы;
аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены
аргументы с опорой на факты личного социального опыта.
Отметка «2» (соответствует 0 баллам, выставляемым по критериям
проверки ЕГЭ) и выставляется в том случае, если учащийся
выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;
не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;
не раскрыл проблему;
собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не
согласие с мнением автора);
аргументация отсутствует или информация дана не в контексте задания. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №1»
Рассмотрена и рекомендована
методическим объединением учителей
истории и обществознания
Протокол №_____от «____»______20
______г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
основное общее образование
(уровень)
4 года
(срок реализации программы)
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.