Рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
обществознание
8 кл
05.01.2017
Рабочая программа по обществознанию  (8 класс)
При составлении рабочей программы использована авторская программа: Кравченко А.И,Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010. Допущено Министерством образования РФ. Выбор данной программы обусловлен тем, что содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами. Рабочая программа составлена на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая прогрмамма.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Учебная программа по  предмету «обществознание» для обучающихся  8    «А,Б,В»  классов разработана в соответствии с требованиями:

·         федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования российской Федерации от 05.03.2004 №1018)

·         федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)

·         Приказ от 8 июня 2015 года № 576 о внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253.

·         примерной программы основного общего образования по истории; Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающий   историко-культурный стандарт).

·         образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области,

·         положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу  основного общего образования и среднего общего образования (Приказ МБОУ «СОШ № 19» от 16.06.2016 №  118).

Описание места учебного предмета в учебном плане

При составлении рабочей программы использована авторская программа: Кравченко А.И,Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010. Допущено Министерством образования РФ.

Выбор данной программы обусловлен тем, что содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

Программа предусматривает выделение двух самостоятельных,  связанных между собой этапов.  Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе  необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

 Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

 На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Рабочая программа  составлена  на  34 учебных часа (из расчета  1 час  в неделю).

Учебно-методический комплект:

Кравченко А.И,Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2014.

Ирина Хромова: Обществознание. Рабочая тетрадь к учебнику А. И. Кравченко "Обществознание". 8 класс. Русское слово, 2015.

            Выбор данной программы обусловлен тем, что содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

Разрабатывая программу, большое внимание уделено не только формированию у учащихся умений и навыков, но и подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов, оценки своих способностей,  возможности сделать осознанный выбор в жизни.  

Требования к уровню подготовки

1.      сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2.      владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

3.      выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

4.      на  использование элементов причинно-следственного анализа;

5.      на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

6.      на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

7.      на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

8.      на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

9.      на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

10.  на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

11.  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Основное содержание Рабочей программы (34 ч)

Раздел I. Общество и человек (12 часов)

Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представления о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Тема 2. Взаимосвязь природы и общества

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Тема 3. Типология обществ

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Тема 6. Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 8. Социально-психологический процесс общения

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Повторительно-обобщающий урок «Человек в обществе и общество в человеке».

Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек».

Раздел II. Экономическая сфера (13 часов)

Тема 9. Сущность и структура экономики

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Тема 12. Рынок, цена и конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы  и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Тема 15. Бюджет государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Тема 16. Труд, занятость, безработица

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.

Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторительно-обобщающий урок «Становление рыночного общества в России: общее и особенное».

Повторительно-обобщающий урок «Экономическая сфера».

Раздел III. Социальная сфера (9 часов)

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.

Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Темы 19-20. Богатые и бедные

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» России.

Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношении между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современное проявления.

Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Тема 24. Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Название раздела, темы урока

К-во часов

Дата

Примеч.

план

факт

 

Раздел 1.  Человек и общество (12 часов)

 

 

 

 

1

Наука о человеческой вселенной

1

 

 

 

2

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

1

 

 

 

3

Взаимосвязь природы и общества

1

 

 

 

4

Типология общества

1

 

 

 

5

Социальный прогресс и развитие общества

1

 

 

 

6

Экологические проблемы современности

1

 

 

 

7

Личность и социальная среда

 

 

 

 

8

Потребности человека

1

 

 

 

9

Потребности человека

1

 

 

 

10

Социализация и воспитание

1

 

 

 

11

Общение

1

 

 

 

12

Обобщающий урок на тему: «Человек и общество»

1

 

 

 

 

Раздел 2. Экономическая сфера (13 часов)

 

 

 

 

13

Сущность и структура экономики

1

 

 

 

14

Товар и деньги

1

 

 

 

15

Спрос и предложение

1

 

 

 

16

Рынок, цена, конкуренция

 

 

 

 

17

Предпринимательство

1

 

 

 

18

Роль государства в экономике

1

 

 

 

19

Налогообложение

1

 

 

 

20

Бюджет государства и семьи

1

 

 

 

21

Труд и занятость

1

 

 

 

22

Заработная плата и стимулирование труда

1

 

 

 

23

Безработица как социальное  явление.

1

 

 

 

24

Становление рыночного общества в России

1

 

 

 

25

Обобщающий урок на тему: «Экономическая сфера»

1

 

 

 

 

Раздел 3. Социальная сфера (9 часов)

 

 

 

 

26

Социальная структура

1

 

 

 

27

Социальная стратификация

1

 

 

 

28

Богатые, бедные

1

 

 

 

29

Этнос: нации и народности.

1

 

 

 

30

Межнациональные отношения

1

 

 

 

31

Конфликты и пути их разрешения

1

 

 

 

32

Отклоняющееся поведение

1

 

 

 

33

Семья

1

 

 

 

34

Обобщающий урок на тему: «Социальная сфера»

1

 

 

 

35

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом МБОУ «СОШ №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Протокол   № 8

От 16.06. 2016 г.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«СОШ №19» Энгельсского муниципального района Саратовской области ______________________

Ю. А. Васильева

Приказ № 118-о/д

от 16.06.2016  г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа

по обществознанию

             8  класса МБОУ « СОШ № 19 »

    на 2016 /2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

                                                                       Составитель:

                                                                       Лужина Ирина Фёдоровна                                                                                           учитель истории и

                                                                       обществознания

                                                                       I квалификационной                                                                                                   категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по предмету «обществознание» для обучающихся 8 «А,Б,В» классов разработана в соответствии с требованиями: · федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по предмету «обществознание» для обучающихся 8 «А,Б,В» классов разработана в соответствии с требованиями: · федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего…

Учебно-методический комплект:

Учебно-методический комплект:

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 8. Социально-психологический процесс общения

Тема 8. Социально-психологический процесс общения

Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения

Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения

Отношения между разными национальностями внутри одного государства

Отношения между разными национальностями внутри одного государства

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Межнациональные отношения 1 31

Межнациональные отношения 1 31

РАССМОТРЕНО Педагогическим советом

РАССМОТРЕНО Педагогическим советом

Рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Рабочая программа по обществознанию  (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017