Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
10.05.2017
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний
Публикация является частью публикации:
пояснительная записка по окружающему миру.doc
ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»   3 класс Пояснительная записка. Рабочая   программа   по  окружающему   миру  составлена   на   основе   федерального   компонента,   государственного   стандарта   по  образовательной области «Окружающий мир» Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта: «Планета знаний» В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6­10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель  — формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; Задачи курса: • •формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; • • • • • • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализация ребенка; развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; формирование самостоятельной познавательной деятельности; воспитание бережного отношения к природе и продуктам груда людей. Общая характеристика учебного предмета. При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности,  который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено дидактическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний.  Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает  условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с  другом. Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека,   как   логическое   мышление,   членораздельная   речь,   сознательный   труд   с   использованием   орудий   труда.   Отмечаются   важнейшие   условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание. Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно­нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащи­ мися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель. В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой. Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом. Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно­следственных связей и зависимостей. Содержание   курса   предоставляет   большие   возможности   для   развития   наблюдательности.   Знакомство   с   окружающим   миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности. Важное   место   занимают   задания,   направленные   на   развитие   информационной   грамотности,   которые   предполагают   работу   детей   со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею. Принцип  гуманитаризации  реализуется   через   расширение   социальной   составляющей   содержания   курса,   осознание   школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Принцип  культуросообразности  предполагает:   включение   материала   о   достижениях   культуры;   воспитание   у   учащихся   уважения   к истории   родной   страны   и  бережного   отношения   к  объектам   культуры;   осознание   детьми   непреходящей   ценности   культурного   наследия   и необходимости его охраны. При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным   формированием   многих   психических   новообразований.   В   связи   с   этим   обучение   в   начальной   школе   целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и за­ висимости,   существующие   между   ними.   На   втором   этапе   преобладает   знакомство   с   группами   объектов   и   обязательное   рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем — групп таких объектов. Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная   часть  содержит   новый   материал   и   задания   для   его   первичного   закрепления.   Это   обеспечивает   реализацию обязательного  минимума содержания  начального общего образования  и требований к уровню  подготовки обучающихся  в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных  Государственным стандартом начального общего образования. Вариативная   часть  включает   материал   на   расширение   знаний   по   теме,   задания   для   дополнительного   закрепления,   формирования различных   умений,   применения   полученных   знаний   в   нестандартной   ситуации.   Учебные   пособия   предлагают   блоки   заданий, дифференцированных   по   уровню   сложности.   Важное   место   в   вариативной   части   занимают   задания   на   развитие   творческих   и интеллектуальных   способностей   (творческая   работа,   интеллектуальный   марафон).   Они   предполагают   наличие   определенного   уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. Вариативная   часть   предусматривает   организацию   проектной   деятельности   младших   школьников.   Проекты   ориентируют   детей   на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору. В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются   в   основном   общеклассные   кратковременные   эпизодические   наблюдения.   Постепенно   они   становятся   более   длительными   и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом. Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких­ то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем   опытов   изучать   свойства   различных   объектов   окружающего   мира.   Постепенно   одним   из   важнейших   способов   приобретения   знаний становится  экспериментирование.  Познавательная   деятельность   при   этом   усиливается   постановкой   гипотезы,   ее   проверкой,   отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.  Практические занятия  связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех зада­ ния и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников  из­за сложности изучаемых  объектов,  а также  в связи  с  отсутствием  необходимого  количества  объектов  или  руководствуясь  техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе. В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение. Кроме того, в программе определены знания и уме­ ния, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ К КОНЦУ  3 КЛАССА В  результате изучения  предмета «Окружающий  мир» у  ученика   формируются знания, умения и навыки: ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:  положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;  способность к самооценке;  осознание   себя   как   гражданина   России,   чувства   патриотизма,   гордости   за   историю   и   культуру   своей   страны,   ответственности   за   общее благополучие;  знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;  понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;  чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;  понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье; могут быть сформированы:  устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;  умение оценивать трудность предлагаемого задания;  адекватная самооценка;  чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;  установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;  осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;  осознанное положительное отношение к культурным ценностям;  основы экологической культуры;  уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;  целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира. ПРЕДМЕТНЫЕ «Человек и природа» Учащиеся научатся:   проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты; давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;    различать план местности и географическую карту; читать план с помощью условных знаков; различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека; показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России; приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; объяснять,   что   такое   природное   сообщество,   приводить   примеры   признаков   приспособленности   организмов   к   условиям   жизни   в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране; характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране; устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе,        между природой и человеком); рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий; объяснять,   что   такое   природные   зоны,   характеризовать   особенности   природы   и   хозяйственной   деятельности   человека   в   основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне; выполнять правила поведения в природе.  Учащиеся получат возможность научиться:             рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра; предсказывать погоду по местным признакам; характеризовать основные виды почв; характеризовать распределение воды и суши на Земле; объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных; приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни; объяснять причины смены времён года; применять масштаб при чтении плана и карты; отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты; объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; давать оценку влиянию деятельности человека на природу; определять   причины   положительных   и  отрицательных   изменений   в   природе   в   результате   хозяйственной   деятельности   человека   и   его делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы. поведения;   «Человек в обществе» Учащиеся научатся:      различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации; различать права и обязанности гражданина, ребёнка; описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте; описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство); называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX  в.   — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт­Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством); соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»; находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; рассказывать о ключевых событиях истории государства; рассказывать об основных событиях истории своего края.     Учащиеся получат возможность научиться:   описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции; сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван  III, Иван  IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр  I, Екатерина  II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II,  В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);   характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны; описывать культурные достопримечательности своего края. принимать и сохранять цель познавательной деятельности;  планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;  осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся:     Учащиеся могут научиться:   Познавательные Учащиеся научатся:           Учащиеся могут научиться:          Учащиеся научатся: находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;  использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;  осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;  проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;  устанавливать причинно­следственные связи изменений в природе;  обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно­популярных текстов; устанавливать причинно­следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события, делать обобщения. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;  сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;  устанавливая причинно­следственные связи изменений в природе, проводить аналогии; сравнивать исторические и литературные источники; строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников; собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.   Учащиеся могут научиться:   распределять обязанности при работе в группе;  учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. Содержание программы 3 класс (68 ч.) Природа вокруг нас (8ч.)  Что нас окружает. Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу». Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по компасу и местным признакам. Экскурсия «Ориентирование на местности». Явления природы. Свойства тел и веществ. Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч.) Горные   породы   как   полезные   ископаемые.   Некоторые   доступные   для   наблюдения   свойства   полезных   ископаемых:   песка,   глины,   гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. О царствах живой природы (16 ч.) Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно­воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Человек (10 ч.) Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (18ч.) Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти. Учебно – тематическое планирование № п/п Наименование разделов и тем Всего часов 1 2 3 4 5 Природа вокруг нас Вода, воздух, горные породы О царствах живой природы Человек  Человек в обществе Итого:  Итого  8 16 16 10 18 68 Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу третьего года обучения Учащиеся должны знать:  • • • • • • • • • • • что такое явление природы; что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны       горизонта; устройство компаса; о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;     о круговороте воды в природе; легко определяемые свойства воды (3—4); о водоемах (река, озеро, море); о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;      легко определяемые свойства воздуха (3—4); состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси); о необходимости охраны воздуха от загрязнения; что такое горные породы и полезные ископаемые; свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком; о необходимости бережного использования полезных ископаемых; о почве, ее значении и необходимости охраны; о четырех царствах живой природы; об органах растений и их значении; особенности размножения и развития растений; о некоторых группах растений и их отличительных признаках; об отличительных признаках основных групп животных; особенности передвижения, питания, размножения и развития животных; некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы; о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны; названия важнейших органов человека и их функции; основные правила личной гигиены; какие народы живут на территории России; символику своего города; столицу России; государственные символы России; как называется главный закон страны; как устроено наше государство; основные права и обязанности ребенка. • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Учащиеся должны уметь: • • • • • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; различать наиболее распространенные растения (5—6); различать наиболее распространенных животных (7—8); проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты; устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания; • • • • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; выполнять правила личной гигиены; оценивать свое поведение в природе; выполнять   правила   поведения   в   природе;   находить   на   карте   город   (село),   в   котором   они   живут;   рассказывать   о   главных   символах государства; рассказывать о символах своего города; рассказывать о главных достопримечательностях своего города; рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.  •                 Учащиеся могут знать: • • • • • • • • • • • • Учащиеся могут уметь: • что такое открытая и закрытая линия горизонта;  что называют свойством тела и вещества;  о физических и химических явлениях природы;  об использовании энергии воды и ветра;  о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека; о значении бактерий в природе и жизни человека; об особенностях питания и дыхания растений; об условиях прорастания семян; о предках культурных растений и домашних животных;  об обычаях и традициях своего народа; об истории возникновения своего города (села);  историю возникновения герба своего города;  историю происхождения и развития основных символов государства; основные моменты развития органов власти страны;  историю происхождения государственных наград. находить стороны горизонта по местным признакам; моделировать несложные природные процессы; объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе; • • • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания; пользоваться различной справочной литературой; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; сравнивать и делать выводы. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГОПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся: 1. И. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3  класс учебник в 2 частях Москва, АСТ Астрель 2013 г. 2. И. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3  класс  рабочая тетрадь в 2 частях Москва, АСТ Астрель 2013 г.    3. И.А.Мурашкина, тетрадь «Промежуточная аттестация» 3 класс, Саратов, Издательство «Лицей» 2013г. для учителя: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 3 класс. Учебно­методический комплект «Планета знаний»,  М.:  АСТ Астрель, 2012г.             2. И. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3  класс учебник в 2 частях Москва, АСТ Астрель 2013 г. 3. И. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3  класс  рабочая тетрадь в 2 частях Москва, АСТ Астрель 2013 г.             4. И. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3  класс   методическое пособие для учителя  Москва, АСТ Астрель 2013 г.

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017