Рабочая программа по ОРКСЭ
Оценка 4.7

Рабочая программа по ОРКСЭ

Оценка 4.7
Документация
doc
история
4 кл
12.01.2017
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики,модуль "Основы светской этики", разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Рабочая программа для 4 класса по учебно - методическому комплекту "Школа 2100". Студеникин М. Т. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012 г. 2.Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4.doc

          Рабочая программа по  основам религиозных культур и светской этики для  4 - го  Б      

          класса составлена на основ следующих    нормативно-правовых и инструктивно- 

          методических документов:

·         Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 г . № 373 «Об утверждении и введении в действие  федерального государственного стандарта начального общего образования»);

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года регистрационный №19707).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года регистрационный №22540).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года регистрационный №26993).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года регистрационный №30067).

·          Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"

·    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  

   № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 -10 «санитарно –     

   эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в      

   общеобразовательных учреждениях»;

·         Примерная основная  образовательная программа начального  общего образования по учебным предметам;

·         Авторская  учебная  программа  М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы  светской этики».

·         Учебный план МБОУ СОШ №     на 2015-2016 учебный год (Приказ № 158 от 17.08.2015 г.)

·           ООП НОО МБОУ СОШ №     - I ступень обучения ;

·         Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ СОШ №   (Приказ № 121 от 30.05.2015 г.)

I.Пояснительная записка

 

            Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

·        формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

·        Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.

·        Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

·        Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

·        Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

            Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

            Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.

            Делая попытку найти пути решения указанных проблем, также учитываются современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:

            Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

            Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

            Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

            В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

 

II.Общая характеристика учебного предмета

      На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета.  Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».

Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

Структура учебного предмета «Основы светской этики»

 

4 класс

 № п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики.

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

Итого:

34

 

  На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

  В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

   3 блок итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.

 

III.Место учебного предмета в учебном плане

            В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №   курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в  4 классе в образовательной области « Основы духовно – нравственной культуры народов России» в объеме 1 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

 

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

            Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

            Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

            Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

            Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

            Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

            Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

            Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

            Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

            Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

            Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

            Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

            Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

 

 

 

 

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

            Личностными результатами изучения данного курса являются следующие умения школьников:

Ø  оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

Ø  объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

Ø  самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Ø  опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

Ø  чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

            Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

            Метапредметными результатами изучения курса являются перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

            Регулятивные УУД:

Ø  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

Ø  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

Ø  совместно с учителем составлять план решения задачи;

Ø  работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

            Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

            Познавательные УУД:

Ø  ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

Ø  отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

Ø  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

Ø  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

Ø  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

Ø  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

Ø  преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

            Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

            Коммуникативные УУД:

Ø  доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Ø  доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

Ø  слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

Ø  читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

Ø  договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

            Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

            Предметными результатами изучения курса являются знания и умения, перечисленные ниже.

            К 1-й линии развития относятся следующие из них:

  • определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
  • излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
  • знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
  • устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

            Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

  • строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
  • договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

            Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

 

VI.Содержание учебного предмета

 

Содержание

 

Требования к уровню

подготовки учащихся

Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.

Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов 

Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).

Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам  

Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.

 

 

Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения

Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.

Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.

Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок

Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения

Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России

Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации

Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

Семейные традиции.

Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание

 

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение

Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет

Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок

Праздники народов России.

 Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.

Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия,

Итоговое повторение. Основные знания и умения по этике и этикету

 

Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях;

Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания

 

 

 

 

 

 

 


VII. Календарно - тематическое планирование

  

п/п

 

Дата

проведения

Наименование раздела (количество часов) и тема урока

 

ЭКОР

 

Характеристика

деятельности учащихся

Примечание

 

По плану

 

По факту

Введение.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

 

1

05.09

 

 

   Россия- наша Родина

 

Ценности и идеалы народов Башкортостана

Иметь представление о  понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской   Федерации   на   карте, объяснять значение однокоренных   слов,   происхождение   названия Русь; пересказывать прочитанное,  составлять рассказ с введением в него новых фактов

 

Основы религиозных культур и светской этики.

Часть I.

 

2

12.09

 

Этика и этикет

 

Иметь представление о  понятиях: этика, этикет, светский. Уметь:   проявлять   дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

 

3

19.09

 

 

 

Этика и мораль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль).

Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам

 

4

26.09

 

Вежливость

 

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

 

5

03.10

 

Этикет приветствия

 

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

 

 

   6

10.10

 

 

 

Добро и зло

 

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

 

7

17.10

 

Благожелательность

 

Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц    и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

 

8

24.10

 

Дружба и порядочность

 

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

 

9

07.11

 

 

 

Отношения в классном коллективе

 

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.

Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

 

10

14.11

 

Честность и искренность

 

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.

 

11

21.11

 

Гордость и гордыня

 

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.

 

12

28.11

 

Обычаи и обряды русского народа

Обычаи и традиции  народов Башкортостана

Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

 

13

05.12

 

 

Этикет царского обеда.

 

Иметь представление о правилах этикета за  столом.

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации

 

14

12.12

 

Терпение и труд

Башкирские пословицы и поговорки

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

 Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

 

15

19.12

 

Моё любимое дело

 

Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации

 

16

26.12

 

Моё любимое дело

 

Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

 

Основы религиозных культур и светской этики

Часть ll

 

17

16.01

 

Семья

 

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

 

18

23.01

 

Родословная семьи.

 

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.

Уметь составлять родословную своей семьи.

 

19

30.01

 

                                                 

 

Семейные традиции

 

Иметь представление о понятиях: традиция,семья, семейная этика, любовь, забота.

Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение

 

20

06.02

 

Традиции моей семьи

 

Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи.

 

 

21

13.02

 

Сердце матери

 

Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.

 

22

20.02

 

 

Бережное отношение к родителям

 

Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.

Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.

 

 

23

27.02

 

Правила твоей жизни

 

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок.

 

24

05.03

 

Культура общения со сверстниками и взрослыми

 

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность.  Уметь:  определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.

 

25

12.03

 

Праздники народов России

.

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.

 

26

19.03

 

Праздники народов России

Праздники РБ

Иметь представление о понятиях: праздник, религия,  мусульманство, буддизм, свобода совести.

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.

 

27-

 

28

09.04

16.04

 

Защитники Отечества

 

Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность

 

29

23.04

 

Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

 

 

 

 

Духовные традиции многонационального народа России

 

 

30

 

 

31

 

30.04

07.05

 

Итоговое повторение.

 

Внеклассное  мероприятие «Защитники Отечества»

 

 

 

32

 

14.05

 

Повторение и обобщение пройденного материала.

 

 

 

 

33

 

21.05

 

Тестовые задания по этикету.

 

 

 

34

 

 

28.05

 

Обобщающий урок.

 

 

 

 

Защита творческих проектов

 

 

 

 

 

 

 


VIII.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

            К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная литература

Для учителя:

1.Студеникин М. Т. Основы духовно – нравственной культуры народов России.

 Основы светской этики: учебник  для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012 г.

2.Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011

3.Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010

 

Для ученика:

1.Студеникин М. Т. Основы духовно – нравственной культуры народов России.

 Основы светской этики: учебник  для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012 г.

 

Дополнительная литература:

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2009 г.

Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2010 г.

Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2010 г.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000 г.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2009 г.

 

Интернет-ресурсы.

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

3.Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. –Режим доступа: www.uroki.ru

5.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http:// www.gramota.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа:

www.km.ru / ed

8.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/ uroki.ru

 


Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 - го

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 - го

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека,…

В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека,…

В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического

В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического

Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала

Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала

V .Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

V .Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Средства формирования познавательных

Средства формирования познавательных

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся

Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей

Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей

Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной

Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе

Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе

VII. Календарно - тематическое планирование № п/п

VII. Календарно - тематическое планирование № п/п

ВежливостьИметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность

ВежливостьИметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность

БлагожелательностьИметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие

БлагожелательностьИметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие

Честность и искренностьИметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон

Честность и искренностьИметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации

Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

Бережное отношение к родителямИметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение

Бережное отношение к родителямИметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями

Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями

Итоговое повторение. Внеклассное мероприятие «Защитники

Итоговое повторение. Внеклассное мероприятие «Защитники

VIII .Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

VIII .Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017