Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов
Оценка 4.6

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Оценка 4.6
Документация
docx
ОБЖ
11 кл
17.01.2017
Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание,– М.: Просвещение, 2011.), рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Авторской программе соответствует учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2012г. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11-ых классах направлено на достижение следующих целей: • Воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность. Безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства; • Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и ЧС природного, техногенного. Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных физических. Психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанностей гражданина России по защите Отечества. • Освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного, социального характера; о ЗОЖ; о государственной системе защиты населения от опасных и ЧС мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства; • Формирование умений: оценки ситуаций. Опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использования СИЗ; оказания ПМП при неотложных состояниях. Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач: • Формирование у учащихся научных представлений о принципах т путях снижения фактора риска в деятельности человека; • Вырабоку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; • Формитрование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
file31.doc.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР      __________ С.И. Горелова        «___»  __________ 2013 г. УТВЕРЖДАЮ                                  Директор МБОУ «СОШ №36»       _________ А.Н. Наваренко              Приказ от   «___»__________2013г.   №  ____                                                                                  «____» __________ 2011 «____» __________ 2011 г «____» __________ 2011 г Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности 11  класс                                      Автор:   Якущенко Вера Викторовна,       учитель ОБЖ                                                  высшей квалификационной категории                   МБОУ «СОШ №36»                                                РАССМОТРЕНО                                                 на заседании  ШМО естественнонаучного цикла                                              Протокол № _____              «____» ____________ 2013 г.                                          руководитель ШМО _________М.И. Гудкова г. Ангарск, 2013­2014 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе  авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О.   Хренникова,   соответствующей   Федеральному   компоненту   Государственного стандарта   общего   образования   и   допущенной   Министерством   образования   и   науки Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная  программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5­11 классов общеобразовательных учреждений – 3­е издание,– М.: Просвещение, 2011.),   рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Авторской программе соответствует  учебник:  «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников ­ рекомендовано Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2012г. Изучение   основ   безопасности   жизнедеятельности   в   11­ых   классах   направлено   на достижение следующих целей:  Воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность. Безопасность общества   и   государства;   ответственного   отношения   к   личному   здоровью   как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей   среды   как   основы   в   обеспечении   безопасности   жизнедеятельности личности, общества, государства;  Развитие   духовных   и   физических   качеств  личности,  обеспечивающих   безопасное поведение   человека   в   условиях   опасных   и   ЧС   природного,   техногенного. Социального   характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;   необходимых моральных   физических.   Психологических   качеств   для   выполнения конституционного долга и обязанностей гражданина России по защите Отечества.  Освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного, социального характера; о ЗОЖ; о государственной системе защиты населения от опасных и ЧС мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;  Формирование   умений:   оценки   ситуаций.   Опасных   для   жизни   и   здоровья; безопасного поведения в опасных и ЧС; использования СИЗ; оказания ПМП при неотложных состояниях. Изучение   тематики   данной   учебной   программы   направлено   на   решение   следующих задач:  Формирование   у   учащихся   научных   представлений   о   принципах   т   путях снижения фактора риска в деятельности человека;  Вырабоку   умений   предвидеть   опасные   и   чрезвычайные   ситуации   природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;  Формитрование   у   учащихся   модели   безопасного   поведения   в   условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие   способностей   оценивать   опасные   ситуации,   принимать   решения   и действовать безопасно с учетом своих возможностей. Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая  систематизирует   знания   в   области   безопасности   жизнедеятельности,   полученные учащимися в основной общеобразовательной школе. И способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. Структурно программа состоит из 3 разделов и 13 тем. Раздел  I  «Безопасность   и   защита   человека   в   опасных   и   ЧС»   предназначен   для систематизации   и   углубления   знаний   обучаемых   в   вопросах   обеспечения   личной безопасности человека и организации в РФ защиты населения от опасных и ЧС мирного и военного времени, полученных при изучении ОБЖ в 5­9­ых классах. Раздел состоит из 2 тем:   «Опасные   и   ЧС.   Возникающие   в   повседневной   жизни   и   правила   безопасного поведения», «ГО – составная часть обороноспособности страны». Раздел  II  «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» предназначен для формирования у обучающихся   знаний   о   здоровом   образе   жизни.   Основных   инфекционных   и неинфекционных   заболеваниях,   средствах   их   профилактики   и   оказания   ПМП.   Раздел состоит из 4 тем. Раздел  III    «Основы   военной   службы»   предусматривает   изучение   основных положений,   раскрывающих   содержание   обязательной   подготовки   молодежи   к   военной службе. Раздел состоит из 7 тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной   подготовки   граждан   к   военной   службе.   В   процессе   изучения   материала учащиеся   получат   начальные   знания   в   области   обороны,   ознакомятся   с   основными положениями   Военной   доктрины   РФ;   получат   сведения   о   ВС   РФ,   их   структуре   и предназначении   для   обеспечения   национальной   безопасности   страны;   уяснят   роль   и значение   военно   –   патриотического   воспитания   молодежи   в   деле   подготовки   граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.  Программа рассчитана на 34 учебных часа. В рабочую программу внесены изменения: в разделе «Основы медицинских знаний и оказание ПМП» оставлено 9 часов, вместо 10, т.к. учебный план предполагает 34 учебные недели. Изменения возможны за счет сокращение темы «СПИД и его профилактика» на 1 час. По программе  предусмотрено проведение 4­х  практических работ. Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел 1: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов) 1. Основы ЗОЖ (5 часов) 1.1. Правила   личной   гигиены   и   здоровье.  Личная   гигиена,   общие   понятия   и определения.   Уход   за   кожей,   зубами,   волосами.   Гигиена   одежды.   Некоторые понятия об очищении организма. 1.2. Нравственность и здоровье. Семья и ее значение. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. 1.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики. Инфекции, формы передачи,   причины,   способствующие   заражению   ИППП.   Меры   профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. 1.4. СПИД и его профилактика. ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути   заражения.   СПИД   –   финальная   стадия   инфекционного   заболевания. Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение. 1.5. Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия   и   порядок   заключения   брака.   Личные   права   и   обязанности   супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. 2. Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП (4 часа) 2.1. ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте (практика). Сердечная недостаточность,   основные   понятия   и   определения.   Инсульт,   его   причины   и возникновение. ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. 2.2. ПМП   при   ранениях   (практика).  Виды   ран   и   правила   оказания   ПМП.   Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. 2.3. ПМП   при   травмах.  ПМП   при   травмах   опорно   –   двигательного   аппарата. Профилактика травм. ПМП при черепно – мозговой травме. ПМП при травмах живота, груди, области таза, повреждении позвоночника. 2.4. ПМП при остановке сердца. Понятие клинической смерти и реанимации. Причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения ИВЛ. Правила сердечно – легочной реанимации. Раздел 2: Основы военной службы (25 часов) 3. Воинская обязанность (10 часов) 3.1. Основные понятия о воинской обязанности.  Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной   службе,   призыв   на   военную   службу,   прохождение   военной   службы   по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы, их прохождение в период пребывания в запасе. 3.2. Организация воинского учеты м его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского   освидетельствования   граждан   при   первоначальной   постановке   на воинский учет. 3.3. Обязательная   подготовка   граждан   к   военной   службе.  Основное   содержание подготовки   граждан   к   военной   службе.   Требования   к   индивидуально   – психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования воинских должностей. 3.4. Добровольная   подготовка   граждан   к   военной   службе.  Основные   направления подготовки к службе. Занятия военно – прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным программам. 3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан   при   постановке   на   воинский   учет.  Предназначение   медицинского освидетельствования.   Категория   годности   к   воинской   службе.   Организация профессионально – психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет. 3.6. Увольнение   с   военной   службы   и   пребывание   в   запасе.  Запас   ВС   РФ,   его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов. 4. Особенности военной службы (8 часов) 4.1. Правовые   основы   военной   службы.  Служба   –   особый   вид   федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы.   Военные   аспекты международного права.   предоставляемые   военнослужащим.   Льготы, 4.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил российской Федерации.  Нормативно – правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ, их предназначение и основные положения. 4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине. Основной и нерушимый закон воинской   жизни.   История   принятия   военной   присяги   в   России.   Текст   военной присяги.   Порядок   приведения   военнослужащих   к   военной   присяге.   Значение военной присяги для выполнения военнослужащими воинского долга. 4.4. Прохождение военной службы по призыву.   Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от   военной   службы   и   предоставление   отсрочек.   Должностные   и   специальные обязанности   военнослужащих.   Размещение   военнослужащих,   распределение времени,   порядок   жизни   воинской   части.   Время   военной   службы,   организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания. Форма одежды. 4.5. Прохождение военной службы по контракту.  Основные условия прохождения военной   службы   по   контракту.   Требования,   предъявляемые   к   гражданам, поступающим на службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы. 4.6. Права и ответственность военнослужащих.  Общие права. Общие обязанности. Виды   ответственности.   значение. Дисциплинарные   взыскания,   налагаемые   на   солдат   и   матросов,   проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы.   Военная   дисциплина,   ее   сущность, 4.7. Альтернативная гражданская служба.  Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.   Права   гражданина   на   замену   воинской   службы   по   призыву альтернативной гражданской  службой. Сроки альтернативной гражданской службы для   разных   категорий   граждан.   Подача   заявления   о   замене   военной   службы   по призыву альтернативной гражданской службой. 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ (7 часов) 5.1. Военнослужащий   –   патриот,   с   честью   и   достоинством   несущий   звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить воинское звание – защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. 5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.  Необходимость   глубоких   знаний   устройства   и   боевых   возможностей вверенного вооружения и техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности   подразделения.   Потребность   постоянно   повышать   военно   – профессиональные знания, совершенствовать выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным профессиональным действиям в условиях современного боя. 5.3. Требования   воинской   деятельности,   предъявляемые   к   моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды   воинской   деятельности   и   их   особенности.   Основные   элементы   воинской деятельности   и   их   предназначение.   Особенности   воинской   деятельности   в различных видах ВС и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему.   Необходимость   повышения   уровня   подготовки   молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психологическим и морально –   этическим   качествам   призывника,   основные   понятия   о   психологической совместимости членов воинского коллектива. 5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ,   выполняющий   требования   воинских   уставов,   приказы   командиров   и начальников. Единоначалие – принцип строительства ВС РФ. Важность соблюдения основного   требования,   относящегося   ко   всем   военнослужащим,   ­   постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности,   бесприкословно   повиноваться   командирам   и   начальникам,   при выполнении воинского долга. 5.5. Как   стать   офицером   Российской   армии.  Основные   виды   военных образовательных учреждений. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ. 5.6. Международная   деятельность   ВС   РФ.   Участие   ВС   РФ   в   миротворческих операциях   как   средство   обеспечения   национальной   безопасности   России. Нормативно   –   правовые   основы   участия   России   в   миротворческих   операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.   Учебно ­ тематический план Наименование раздела, темы и урока Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни Основы здорового образа жизни Правила личной гигиены и здоровье. Нравственность  и здоровье. Формирование  правильного взаимоотношения полов. Инфекции, передаваемые половым путем. Меры  профилактики. СПИД и его профилактика. Семья в современном обществе. Законодательство и  семья. Основы медицинских знаний и правила оказания  первой медицинской помощи. Дата № раздела, темы и урока I 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 2. Количество часов Раздел Тема 9 5 1 1 1 1 1 4 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. II 3. 3.1 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 5 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 25 ПМП при острой сердечной недостаточности и  инсульте (практическое занятие) ПМП при ранениях (практическое занятие) ПМП при травмах (практическое занятие) ПМП при остановке сердца Основы военной службы Воинская обязанность Основные понятия о воинской обязанности Организация воинского учета и его предназначение. Обязательная подготовка граждан к воинской службе. Добровольная подготовка граждан к воинской службе. Организация медицинского освидетельствования и  медицинского обследования граждан при постановке  на воинский учет Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе. Особенности военной службы. Правовые основы военной службы. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской  Федерации ­  закон воинской жизни. Военная присяга – клятва воина на верность Родине –  России. Прохождение воинской службы по призыву. Прохождение воинской службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих. Альтернативная гражданская служба. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством  несущий звание защитника Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве  владеющий оружием и современной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к  моральным, индивидуально – психологическим и  профессиональным качествам гражданина. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации,  выполняющий требования воинских уставов, приказы  командиров и начальников. Как стать офицером Российской армии. Международная (миротворческая) деятельность  Вооруженных Сил Российской Федерации 1 1 1 1 10 1 2 2 1 3 1 8 1 1 1 2 1 1 1 7 1 1 1 1 2 1 Всего 34 № Тема Система уроков Цель Дидактическая модель обучения Педагогически е средства, Планируемый результат и уровень освоения Дом. задание Дата проведения формы Календарно ­ тематический план 1 2 3 4 5 Правила личной  гигиены и здоровье Нравственность и  здоровье.  Формирование  правильного  взаимоотношения  полов. Инфекции,  передаваемые  половым путем. Меры профилактики. СПИД и его  профилактика Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов) Тема 1. Основы здорового образа жизни (5 часов) Дать   понятие   о   личной   гигиене,   общих понятиях   и   определениях.   Формировать умения   ухода   за   кожей,   зубами,   волосами. Дать понятие о гигиене одежды, некоторых понятиях о очищении организма. Дать   понятие   о   семье   и   ее   значении, факторах,   оказывающих   влияние   на гармонию   совместной   жизни.   Воспитывать качества, необходимые   молодому человеку для создания прочной семьи. Объяснительно ­  иллюстративная Лекция, работа с учебником,  демонстрация Объяснительно ­  иллюстративная Лекция, работа с учебником,  демонстрация Знать о личной гигиене, общих понятиях и определениях. Уметь ухаживать за кожей, зубами,   волосами.   Знать   о   гигиене одежды.   Знать   некоторые   понятия   об очищении организма. Знать   о   семье   и   ее   значении,   факторах, оказывающих   влияние   на   гармонию совместной  жизни.  Уметь воспитывать в себе   качества,   необходимые     молодому человеку для создания прочной семьи.   Дать   понятие   о   мерах   профилактики, инфекциях,   формах   передачи,   причинах, способствующих заражению   ИППП. Формировать   представления   о   мерах профилактики. Дать понятие   об уголовной ответственности   за   заражение   венерической болезнью. Дать понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе, путях заражения.  Выявить степень усвоения характеристики СПИДа – финальной стадии инфекционного     умение проводить профилактику СПИДа. Закрепить знания об ответственности за заражение. заболевания, Объяснительно – иллюстративная. Проблемное  изложение Теоретическое  исследование     передачи,   Знать   меры   профилактики,   инфекции, формы причины, способствующие   заражению   ИППП. Уметь использовать меры профилактики. Знать   об   уголовной   ответственности   за заражение венерической болезнью. Поисковая Беседа, лекция, демонстрация  фронтальная,  групповая Знать об ВИЧ – инфекции и СПИДе, пути заражения.     Уметь   давать   краткую характеристику   СПИДу   –   финальной стадии   инфекционного   заболевания. Уметь проводить профилактику СПИДа. Знать об ответственности за заражение. §11, вопросы  § 12,  вопросы,  сообщения  §13,  вопросы,  памятки § 14 (1,2),  вопросы,  памятки Семья в современном  обществе Дать   понятие   о   браке   и   семье,   основных понятиях   и   определениях,   условиях  и порядке заключения брака, о личных правах Традиционно –  педагогическая Организация  совместной  учебной  Знать о браке и семье, основных понятиях и   определениях,   условиях  и   порядке заключения   брака,   о   личных   правах   и  § 15вопросы презентация 6 7 8 9 ПМП при острой  сердечной  недостаточности и  инсульте (практика) ПМП при ранениях  (практика) ПМП при травмах  (практика) ПМП при остановке  сердца и   обязанностях   супругов,   имущественных правах   супругов.   Формировать   умения пользоваться   правами   и   обязанностями родителей. деятельности обязанностях   супругов,   имущественных правах   супругов.   Уметь   пользоваться правами и обязанностями  родителей. Тема 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (4 часа) Дать понятие о   сердечной недостаточности, основных понятиях и определениях. Знать об инсульте,   его   причинах   и   возникновении. Формировать   умения   оказывать   ПМП   при острой   сердечной   недостаточности   и инсульте. Дать понятие о видах ран и правилах  оказания ПМП. Закрепить  умения  останавливать кровотечения, правила  наложения давящей повязки, правила  наложения жгута, умение  бороться с болью. Формировать   умения   оказывать   ПМП   при травмах   опорно   –   двигательного   аппарата. Закрепить   знания   о   профилактике   травм. Научить   оказывать     ПМП   при   черепно   – мозговой травме, ПМП при травмах живота, груди,   повреждении позвоночника. Дать понятие о клинической смерти и  реанимации, причины клинической смерти и  ее признаках. Закрепить знания об алгоритме  проведения  ИВЛ, правилах сердечно –  легочной реанимации.   области   таза, Традиционно –  педагогическая Практикум Традиционно –  педагогическая Практикум Традиционно –  педагогическая Практикум Традиционно –  педагогическая Практикум Знать   о   сердечной   недостаточности, основных понятиях и определениях. Знать об   инсульте,   его   причинах   и возникновении.   Уметь   оказывать   ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте.  Знать виды ран и правила оказания ПМП. Уметь останавливать кровотечения. Знать правила   наложения   давящей   повязки, правила   наложения   жгута.   Уметь бороться с болью. Уметь   оказывать   ПМП   при   травмах опорно – двигательного аппарата. Знать о профилактике   травм.   Уметь   оказывать ПМП   при   черепно   –   мозговой   травме, ПМП при травмах живота, груди, области таза, повреждении позвоночника.  §16 ,  вопросы § 17,  вопросы  21­23,  вопросы Знать   о   клинической   смерти   и реанимации, причины клинической смерти и ее признаках. Уметь   проводить ИВЛ. Знать   правила   сердечно   –   легочной реанимации. § 24 ,  вопросы Раздел II. Основы военной службы (25 часов) Тема 1. Воинская обязанность (10 часов) 10 Основные понятия о  воинской обязанности Дать   понятие   о   воинской   обязанности, определении   воинской   обязанности   и   ее содержании,   воинском   учете,   обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную   службу,   о   прохождении   военной службы   по   призыву,   пребывании   в   запасе, призыве на военные сборы, их прохождении в Проблемное  изложение Беседа,  составления  правил  безопасности     Знать   о   воинской   обязанности, определении   воинской   обязанности   и   ее содержании, учете, обязательной   подготовке   к   военной службе, о призыве на военную службу, о прохождении   военной   службы   по призыву, пребывании в запасе, призыве на воинском  §30,  вопросы период пребывания в запасе. Дать   понятие   о   первоначальной   постановке граждан   на   воинский   учет,   обязанности граждан   по   воинскому   учету,   организации медицинского   освидетельствования   граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Дать   понятие   об   основном   содержании подготовки   граждан   к   военной   службе, требованиям   к   индивидуально   – психологическим   и   профессиональным качествам молодежи призывного возраста Дать   понятие   об   основных   направлениях подготовки   к   службе,   о   занятиях   военно   – прикладными   видами   спорта,   обучении   по дополнительным программам.       понятие о   предназначении Дать медицинского освидетельствования. Формировать   представление   о   категориях годности   к   воинской   службе,   организации профессионально – психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет. Компетентносно –  ориентированная,  исследовательская Развивающее  образование.  Креативно –  преобразовательный Поисковая Компетентносно  ­  ориентированная Репродуктивно –  алгоритмический Проблемное  изложение Проблемные  задания Построение  алгоритма  действий Построение  алгоритма  действий,  проблемные  задания Разноуровневы е задания Фронтальный  опрос. Работа с  демонстративн ым материалом Разноуровневы е задания Компетентносно –  ориентированная.  исследовательская Разноуровневы е задания   военные сборы, их прохождении в период пребывания в запасе. Знать   о   первоначальной   постановке граждан   на   воинский   учет,   обязанности граждан по воинскому учету, организации медицинского освидетельствования граждан   при   первоначальной   постановке на воинский учет. Знать основное содержание подготовки  граждан к военной службе, требования к  индивидуально – психологическим и  профессиональным качествам молодежи  призывного возраста Знать основные направления подготовки к службе, о занятиях военно – прикладными видами   обучении   по дополнительным программам. спорта,   Знать   о   предназначении   медицинского освидетельствования.   Знать   о   категории годности к воинской службе, организации профессионально   –   психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет.  § 31,  вопросы § 32, 33,  вопросы §34,35 вопросы §36, вопросы § 37,  вопросы  §38,  вопросы §38, вопросы 11 12 13 14 15 16 17 Организация  воинского учета и его  предназначение Организация  воинского учета и его  предназначение Обязательная  подготовка граждан к военной службе Обязательная  подготовка граждан к военной службе Добровольная  подготовка граждан к военной службе Организация  медицинского  освидетельствования  и медицинского  обследования  граждан при  постановке на  воинский учет Организация  медицинского  освидетельствования  и медицинского  обследования  граждан при  постановке на  воинский учет Организация  медицинского  освидетельствования  и медицинского  обследования  граждан при  постановке на  воинский учет Развивающее  образование.  Креативно –  преобразовательный Беседа,  составление  конспект ­  схемы §39, вопросы Увольнение с военной службы и пребывание  в запасе Дать   понятие   о   запасе   ВС   РФ,   его предназначении,   порядке   освобождения граждан от военных сборов. Поисковая Знать   о   запасе   ВС   РФ,   его предназначении,   порядке   освобождения граждан от военных сборов. §40, вопросы Тема 4. Особенности военной службы (8 часов) 18 19 20 23 Прохождение военной Дать представление о призыве на военную  Поисковая Проблемные  Правовые основы  военной службы 21 Общевойсковые  уставы ВС РФ – закон воинской жизни 22 Военная присяга –  клятва воина на  верность РФ   Дать понятие о том, что служба – особый вид федеральной   государственной   службы. Закрепить знание  законов РФ, определяющих правовую   основу   военной   службы,   статус военнослужащего,   права   и   свободы, Формирование   представлений   о   льготах, предоставляемых военнослужащим. Отработать   навыки   определения   военных аспектов международного права. Дать представление о нормативно – правовых актах, регламентирующих жизнь и быт  военнослужащих, Уставе внутренней службы  ВС РФ, Уставе гарнизонной и караульной  службы ВС РФ, Дисциплинарном  уставе ВС  РФ, Строевом уставе ВС РФ, их  предназначении и основных положениях. Дать   представление   об   основном   и нерушимом законе воинской жизни, истории принятия военной присяги в России, тексте военной   присяги,   порядке   приведения военнослужащих к военной присяге, значении военной   присяги   для   выполнения военнослужащими воинского долга. Объяснительно ­  иллюстративная Разноуровневы е задания  §41,  вопросы Знать   о   том,   что   служба   –   особый   вид федеральной   государственной   службы. Знать   законы   РФ,   определяющие правовую основу военной службы, статус военнослужащего,   права   и   свободы, предоставляемые Льготы,   военнослужащим.   Уметь   определять военные аспекты международного права. Объяснительно ­  иллюстративная Беседа,  составление  конспект ­  схемы Объяснительно – иллюстративная. Проблемное  изложение Беседа,  составление  конспект ­  схемы   Знать   нормативно   –   правовые   акты, регламентирующие   жизнь   и   быт военнослужащих,   Устав   внутренней службы   ВС   РФ,   Устав   гарнизонной   и караульной службы   ВС   РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав   ВС   РФ,   их   предназначение   и основные положения. Знать   основной   и   нерушимый   закон воинской   жизни,   историю   принятия военной присяги в России, текст военной присяги, приведения военнослужащих   к   военной   присяге, значение военной присяги для выполнения военнослужащими воинского долга.   Знать   о  призыве   на   военную   службу, порядок     §44, вопросы  §45,  вопросы § 61, службы по призыву 24 Прохождение военной службы по призыву 25 Прохождение военной службы по контракту 26 Права и  ответственность  военнослужащих 27 Альтернативная  гражданская служба службу, времени призыва на военную службу, организации призыва. Формировать  представления  о  порядке освобождения  граждан от военной службы и  предоставлении отсрочек. Дать  представление о  должностных и  специальных обязанностях военнослужащих,  о размещении военнослужащих,  распределении времени, порядке жизни  воинской части, о времени военной службы,  организации проводов военнослужащих,  уволенных в запас. Закрепить знания о  воинских званиях и форме одежды. Дать представление об основных условиях  прохождения военной службы по контракту,  требованиях, предъявляемых к гражданам,  поступающим на службу по контракту,  сроках военной службы по контракту. Дать  понятие о  правах и льготах. Дать представление об  общих правах, общих обязанностях, видах ответственности,  военной дисциплине, ее сущности, значении.   Формировать представление о  дисциплинарных взысканиях, налагаемых на  солдат и матросов, проходящих военную  службу по призыву, об уголовной  ответственности за преступления против  военной службы. Изучить Федеральный закон «Об  альтернативной гражданской службе». Дать  информацию о правах гражданина на замену  воинской службы по призыву альтернативной гражданской  службой, о  сроках  альтернативной гражданской службы для  разных категорий граждан. Создать условия  для наработки навыков подачи заявления о  замене военной службы по призыву  задания,  индивидуальна я и групповая  работа Исследовательская Самостоятельное планирование и проведение  исследования. Индивидуальная времени   призыва   на   военную   службу, организации   призыва.   Знать   о     порядке освобождения   граждан   от   военной службы и предоставление отсрочек. Знать должностные и специальные обязанности военнослужащих.   Знать   о   размещении военнослужащих, распределении времени, порядке   жизни   воинской   части.   Знать   о времени   военной   службы,   организации проводов   военнослужащих,   уволенных   в запас.   Уметь   называть   воинские   звания. Знать форму одежды. Традиционно –  педагогическая Лекция,  презентация Репродуктивная Лекция,  презентация Развивающее  образование Мозговой  штурм   предъявляемых   Знать об основных условиях прохождения военной   службы   по   контракту, требованиях, к гражданам,   поступающим   на   службу   по контракту,   сроках   военной   службы   по контракту.   Уметь   называть   права   и льготы. Знать   общие   права,   общие   обязанности, виды   ответственности.   Знать   о   военной дисциплине,   ее   сущности,   значении. Владеть информацией о дисциплинарных взысканиях,   налагаемых   на   солдат   и матросов,   проходящих   военную   службу по   призыву.   Знать   об   уголовной ответственности за преступления против военной службы. Знать закон   «Об альтернативной   гражданской   службе». Владеть   информацией   о   правах гражданина   на   замену   воинской   службы по  призыву  альтернативной  гражданской службой.   Знать     сроки   альтернативной гражданской   службы   для   разных категорий   граждан.   Уметь   подавать заявления   о   замене   военной   службы   по   Федеральный   вопросы § 52,63,  вопросы  §64,  вопросы  §42, 43,  вопросы   §65,  вопросы альтернативной гражданской службой. призыву   альтернативной   гражданской службой. Тема 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина ВС (7 часов) 28 29 30 Военнослужащий –  патриот, с честью и  достоинством  несущий звание  защитника Отечества Военнослужащий –  специалист, в  совершенстве  владеющий оружием и военной техникой Требования к  воинской  деятельности,  предъявляемые к  моральным,  индивидуально –  психологическим и  профессиональным  качествам гражданина Формировать представления об  основных  качествах военнослужащего, позволяющих  ему с честью и достоинством носить  воинское звание – защитник Отечества:  любовь к Родине, ее истории, культуре,  традициям, народу, высокая воинская  дисциплина, преданность Отечеству,  верность воинскому долгу и военной присяге, готовность встать на защиту свободы,  независимости, конституционного строя  России, народа и Отечества Дать   понятие   о   необходимости   глубоких знаний   устройства   и   боевых   возможностей вверенного вооружения и техники, способов их   использования   в   бою,   понимание   роли своей военной специальности и должности в обеспечении и боеготовности   подразделения.   Формировать потребность   постоянно   повышать   военно   – профессиональные знания, совершенствовать выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным профессиональным действиям в условиях современного боя. боеспособности     Дать понятие о  вида воинской деятельности и   их   особенностях,   основных   элементах воинской деятельности и их предназначении. Формировать представления о особенностях воинской   деятельности   в   различных   видах ВС   и   родах   войск,   общих   требованиях   к воинской деятельности,  к военнослужащему.   понимания Создавать   условия   для   необходимости уровня подготовки молодежи призывного возраста к повышения     Объяснительно ­  иллюстративная Лекция, работа с учебником,  презентация Объяснительно ­  иллюстративная Лекция,  беседа,  демонстрация Объяснительно ­  иллюстративная Лекция,  беседа,  демонстрация   основные       Отечеству, качества Знать военнослужащего,   позволяющие   ему   с честью  и  достоинством   носить   воинское звание   –   защитник   Отечества:   любовь   к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу,   высокая   воинская   дисциплина, преданность верность воинскому   долгу   и   военной   присяге, готовность   встать   на   защиту   свободы, независимости,   конституционного   строя России, народа и Отечества. Знать  о необходимости  глубоких  знаний устройства   и   боевых   возможностей вверенного   вооружения   и   техники, способов   их   использования   в   бою, понимание   роли   своей   военной специальности   и   должности   в обеспечении   и боеготовности   подразделения.   Знать   о потребности постоянно повышать военно – знания, совершенствовать   выучку   и   воинское мастерство,   быть   готовым   к   грамотным профессиональным действиям в условиях современного боя. Знать  виды воинской деятельности  и их элементы особенности, воинской и   их предназначение.   Знать   особенности воинской деятельности в различных видах ВС   и   родах   войск,   общие   требования воинской к   Уметь   понимать военнослужащему. необходимость   повышения   уровня подготовки   молодежи   призывного основные   деятельности профессиональные боеспособности деятельности                    §52,  вопросы,  сообщения,  презентации    §54,  вопросы,  презентации    § 51,  вопросы членов основного военной   службе.   Дать   понятие   о требованиях к психологическим и морально –   этическим   качествам   призывника, основным   понятиям   о   психологической совместимости воинского коллектива.   о   важности Формировать   представление   соблюдения требования,   относящегося   ко   всем   военнослужащим,   ­ постоянно   поддерживать   в   воинском коллективе   порядок   и   дисциплину, воспитывать   в   себе   убежденность   в необходимости   подчиняться,   умение   и готовность   выполнять   свои   обязанности, повиноваться   командирам   и   начальникам, при выполнении воинского долга. Познакомить с  основными видами военных  образовательных учреждений. Формировать  умения  пользоваться правилами приема  граждан в военные образовательные  учреждения. Дать представления  об   организации подготовки офицерских кадров  для ВС РФ. Познакомить с миротворческой  деятельностьб ВС РФ Объяснительно ­  иллюстративная Лекция,  беседа,  демонстрация Объяснительно ­  иллюстративная Объяснительно ­  иллюстративная Объяснительно ­  иллюстративная Лекция,  беседа,  демонстрация Лекция,  беседа,  демонстрация Лекция,  беседа,  демонстрация 31 32 33 Военнослужащий –  подчиненный, строго  соблюдающий  Конституцию и  законы РФ,  выполняющий  требования  командира и  начальника Как стать офицером  Российской армии Как стать офицером  Российской армии 34 Международная  (миротворческая )  деятельность  Вооруженных Сил  Российской  Федерации     ­ возраста   к   военной   службе.   Знать требования   к   психологическим   и морально   –   этическим   качествам призывника,   основные   понятия   о психологической   совместимости   членов воинского коллектива. Знать о важности соблюдения основного требования,   относящегося   ко   всем военнослужащим, постоянно поддерживать   в   воинском   коллективе порядок   и   дисциплину,   воспитывать   в себе   убежденность   в   необходимости подчиняться,   умение   и   готовность выполнять обязанности, повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга.   основные   виды   военных Знать образовательных   учреждений.   Уметь пользоваться правилами приема граждан в военные   образовательные   учреждения. Знать   об     организации   подготовки офицерских кадров для ВС РФ. свои     Знать о международной миротворческой  деятельности воинов ВАС РФ    §55,  вопросы Стр 313, сообщения,  презентации Стр 313,  сообщения,  презентации Требования к уровню подготовки В результате изучения ОБЖ ученик должен знать:  Основные положения Конституции РФ и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму;  Нормативно   –   правовые   актыРФ   и   федеральные   законы   определяющие   порядок подготовки   граждан   к   военной   службе   в   современных   условиях   и   меры противодействия терроризму;  О предназначении и основных  функциях и задачах ВС РФ;  О видах ВС РФ, родах войск;  О руководстве и управлении ВС РФ;  Об участии Российских войск в контртеррористических операциях;  О государственных и военных символах РФ. В результате изучения ОБЖ ученик должен уметь:  Самостоятельно и мативированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;  Использовать элементы причинно – следственного и структурно – функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);  Анализировать   свое   поведение   в   повседневной   жизни   и   в   различных   опасных   и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе террористичекого акта;  Вносить   определенные   коррективы   в   сове   поведение   для   повышения   уровня культуры   в   области   безопасности   жизнедеятельности   и   защищенности   своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;  Формировать навыки  проектной деятельности по организации и проведению учебно – исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях ЧС:  Формировать   навыки   в   поиске   нужной   информации   в   области   безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;  Формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина РФ в обеспечении безопасности РФ, в том числе по вооруженной защите РФ;  Формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессии, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Ведения здорового образа жизни; Действий в опасных и чрезвычайных ситуациях; Пользования бытовыми приборами; Использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии; Пользования   бытовыми   приборами   экологического   контроля   качества окружающей среды и продуктов питания; Соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;             Соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе; Соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года; Соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний; Оказания ПМП пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях; Вызова соответствующих служб экстренной помощи; Подготовки к профессиональной деятельности, к военной службе. Исследовательская  составляющая образованности: умения и навыки нахождения информации в различных источниках; умение фиксировать информацию; умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать информацию; умение планировать и проводить теоретическое и практическое  исследование,  оформлять результаты исследования.          Ценностно­ориентационная составляющая образованности: понимание ответственности за качество приобретенных знаний;  понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;  ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;  ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.    Средства контроля. Контрольные и практические работы Перечень практических работ (4)  Проводятся на базе воинской части (для юношей) 1 2 3 4 ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте (практика) ПМП при ранениях (практика) ПМП при травмах (практика) ПМП при остановке сердца 1 1 1 1 Перечень литературы и учебно­методические средства обучения   Конституция Российской Федерации (последняя редакция) 1. 2. Конституция противодействия терроризму в Российской Федерации 3. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 классе/А. Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И. Мишин; науч. рук. Г. С. Ковалева; под общей редакцией  А.Т. Смирнова). – М.:Просвещение, 2006 – 2009. 4. Основы   безопасности   жизнедеятельности:   справочник/(А.Т.   Смирнов,   Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общей редакцией А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2007. 5. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно – наглядное пособие для учащихся 5­9­х классов в 2­х частях (24 плаката)/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. 6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся5­9­х классов/ Рыбин А.Л, Б.О. Хренников, М.в. Маслов; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение 2008. 7. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция) 8. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   5   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.  Учреждений/  А.Т.  Смирнов,   Б.О.  Хренников;   под  общ.  Ред.   А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 9. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   6   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.  Учреждений/  А.Т.  Смирнов,   Б.О.  Хренников;   под  общ.  Ред.   А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 10. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   7   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.  Учреждений/  А.Т.  Смирнов,   Б.О.  Хренников;   под  общ.  Ред.   А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 11. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   8   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.  Учреждений/  А.Т.  Смирнов,   Б.О.  Хренников;   под  общ.  Ред.   А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 12. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   9   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.  Учреждений/  А.Т.  Смирнов,   Б.О.  Хренников;   под  общ.  Ред.   А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 13. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   10   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.  Учреждений/  А.Т.  Смирнов,   Б.О.  Хренников;   под  общ.  Ред.   А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 14. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   11   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.  Учреждений/  А.Т.  Смирнов,   Б.О.  Хренников;   под  общ.  Ред.   А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 15. 100   вопросов   –   100   ответов   о   происхождении   военной   службы   по   призыву   и контракту: сб. – М.: Красная звезда, 2006. 16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. 17. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). 18. Федеральные   законы   «О   статусе   военнослужащих»,   «О   воинской   обязанности   и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму»,   «О   дняз   воинской   славы   и   памятных   датах   России»   //   Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1998; 2003 – 2007.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 11 -х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017