Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-х классов
Оценка 5

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-х классов

Оценка 5
Документация
docx
ОБЖ
5 кл
17.01.2017
Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-х  классов
Рабочая программа разработана на основе программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание,– М.: Просвещение, 2014.), рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программе соответствует учебник в соответствии с ФГОС: «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2014г. Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5 классы) Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей: • Безопасное поведение учащихся в ЧС природного, техногенного и социального характера • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности • Принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи • Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека • Профилактика асоциального поведения учащихся • Отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ • Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач: • Формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характерна • Формирование потребности в соблюдению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. По программе в 5 классе предусмотрено 35 часов, а по учебному плану 34 часа, поэтому сокращен раздел «Основы медицинских знаний и оказание ПМП» на 1 час. По программе предусмотрено проведение 9-ти практических работ.
file24.doc.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР   

 __________ С.И. Горелова      

«___»  __________ 2015 г.

 

УТВЕРЖДАЮ                                     

Директор МБОУ «СОШ №36»            

_________ А.Н. Наваренко                

Приказ от  «___»__________2015г.   №  ____

 

 

            

                                   

             

                                                                                                                                                «____» __________ 2011 «____» __________ 2011 г                                                                                                                                «____» __________ 2011 г

 

                       Рабочая  программа

по основам безопасности жизнедеятельности

5  класс

 

 

                                     Автор:   Якущенко Вера Викторовна,

      учитель ОБЖ

                                                 высшей квалификационной категории

                 МБОУ «СОШ №36»

 

 

 

                                               РАССМОТРЕНО

                                               на заседании  ШМО естественнонаучного цикла

            «____» ____________ 2015 г.

                                             Протокол № _____

                                        руководитель ШМО _________М.И. Гудкова

                             

 

 

 

г. Ангарск, 2015-2016 уч. год

 

 

 

Пояснительная записка

 

          Рабочая программа разработана на основе программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная  программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание,– М.: Просвещение, 2014.),  рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программе соответствует учебник в соответствии с ФГОС: «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - рекомендовано Министерством образования и науки РФ /  М.: Просвещение, 2014г.

          Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ  и предназначена для учащихся основной школы (5 классы)

 Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

  • Безопасное поведение учащихся в ЧС природного, техногенного и социального характера
  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности
  • Принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи
  • Антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека
  • Профилактика асоциального поведения учащихся
  • Отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ
  • Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

·         Формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности

·         Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характерна

·         Формирование потребности в соблюдению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности

·         Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни

·         Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

 

          По программе в 5 классе предусмотрено 35 часов, а по учебному плану 34 часа, поэтому сокращен           раздел «Основы медицинских знаний и оказание ПМП» на 1 час.

          По программе  предусмотрено проведение 9-ти  практических работ.

 

Содержание учебной программы ОБЖ

 

Раздел I: Безопасность и защита человека в опасных ситуациях (16 часов)

  1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

    1.1.Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

   1.2.  Система жизнеобеспечения жилища водой, теплом, газом, электроэнергией. Бытовые приборы. Возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть в жилище и меры по их профилактике.

    1.3. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природой среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности. Правила безопасного обращения с окружающими людьми в городе.

      1.4.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация ОБЖ человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС.

  1. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

    2.1.Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

     2.2. Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

    2.3. Пассажир, общие понятия пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в транспорте. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

     2.4. Транспортное средство и водитель.

     2.5. Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель ТС. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.

  1. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

3.1.  Погода и ее основные показатели. ОПЯ и правила безопасного поведения до и во время ОПЯ.

3.2.  Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

  1. Опасные ситуации социального характера (3 часа)

4.1.  Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальных ситуаций.

4.2.  Правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде.

4.3.  Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположений безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Раздел II: Чрезвычайные ситуации (6 часов)

  1. ЧС природного и техногенного характера (6 часов)

5.1.  ЧС природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Характеристика ЧС природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера.

5.2.  ЧС техногенного характера: аварии на РОО, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на ХОО. Обеспечение личной безопасности в ЧС техногенного характера.

5.3.  организация защиты населения от ЧС. РСЧС.

5.4.  Действия населения при оповещении об угрозе возникновения ЧС.

5.5.  Организация эвакуации населения.

5.6.  Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Раздел III: Основы ЗОЖ (5 часов)

  1. Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ (5 часов)

6.1.  ЗОЖ как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его организма, физических и духовных качеств.

6.2.  Основные составляющие ЗОЖ. Режим дня и умение рационально распределять время как основные составляющие ЗОЖ.

6.3.  Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физкультурой.

6.4.  Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

6.5.  Потенциальные возможности человека, значение ЗОЖ и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.

6.6.  Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье.

6.7.  Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

6.8.  Алкоголь – наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

6.9.  Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

  1. ПМП и правила ее оказания (7 часов)

7.1.  ПМП, общие положения по оказанию ПМП.

7.2.  Ситуации, при которых следует немедленно вызвать «скорую помощь», правила вызова.

7.3.  Содержание аптечки

7.4.  Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания ПМП при отравлениях.

 

 

Учебно - тематический план

 

№ раздела и темы

Наименование раздела

Количество часов

Раздел

Тема

I

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

16

 

1

Человек, среда обитания, безопасность человека

 

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

 

6

3

Опасные ситуации  природного характера

 

2

4

Опасные ситуации социального характера

 

3

II

Чрезвычайные  ситуации

6

 

5

ЧС природного и техногенного характера

 

6

III

Основы ЗОЖ

5

 

6

Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ

 

5

IV

Основы медицинских знаний и оказание ПМП

7

 

7

ПМП и правила ее оказания

 

7

ИТОГО:

34

 

 

 

 

 

 

 


 

Календарно - тематический план

Система уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Планируемый результат и уровень освоения

Дом. задание

Дата проведения

 

Тема

Цель

Личностные

УУД

Предметные

 УУД

Метапредметные УУД

 

 

Раздел I.  Основы комплексной безопасности (22 часа)

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

1

Город как среда обитания

Формирование представления о городе как среде обитания человека, особенностях современных городов.

Объяснительно - иллюстративная

Лекция, работа с учебником, демонстрация

Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения

Наличие зон повышенной опасности. Алгоритм поведения. Понятия: зона, опасность.

Р:Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

§1, (1),

вопросы,

схема

 

2

Жилище человека, особенности его жизнеобеспечения жилища.

Дать понятие о системе жизнеобеспечения жилища водой, теплом, газом, электроэнергией.

Познакомить с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в жилище и мерами по их профилактике

Объяснительно - иллюстративная

Лекция, работа с учебником, демонстрация

Называть причины и  последствия названных причин

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике. Причины возникновения опасных ситуаций в жилище

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

§ 1 (2), вопросы

 

 

3

Особенности природных условий в городе

Выявить особенности природой среды в городе с учетом его предназначения и зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности. Научить пользоваться правилами безопасного обращения с окружающими людьми в городе.

Объяснительно – иллюстративная.

Проблемное изложение

Теоретическое исследование

Умение работать с учебником, выделять главное

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды. Природные и антропогенные факторы

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

§ 1 (3), вопросы

Памятки

 

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и их безопасность

Дать понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях.

Поисковая

Беседа, лекция, демонстрация фронтальная, групповая

 Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.

Особенности социальной среды в городе  с учетом его предназначения  (город- столица, город-порт). Зоны повышенной криминогенной опасности зоны безопасности в городе.  Зоны повышенной криминогенной опасности

 

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

§ 1 (4), вопросы

 

 

5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

Дать понятие об основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС и  организации ОБЖ человека в городе.

 

Исследовательская

Проблемные задания, индивидуальные и групповые задания

Использование служб безопасности по мере необходимости

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы  города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. ЧС, основные службы города, основные службы. И их задачи

01,02,03

 

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

§ 1 (5), вопросы

буклеты

 

 

Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

Формирование представлений о дороге, участниках дорожного движения, регулировании дорожного движения.

Научить обеспечению безопасности дорожного движения

Традиционно – педагогическая

Организация совместной учебной деятельности

Применять дорожные знаки на практике

Дорожные знаки и их деление на группы.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

§ 1 (1), вопросы,  буклеты, памятки

 

 

7

Пешеход. Безопасность пешехода

Познакомить с общими обязанностями пешехода и мерах безопасного поведения пешехода на дороге

Репродуктивная

Проблемные задания

Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пешеход- участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

§ 2 (2), вопросы, рисунки

 

 

8

Пассажир. Безопасность пассажира.

Познакомить с общими обязанностями пассажира, мерами безопасного поведения пассажира при следовании в транспорте, особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Развивающее образование

Проблемные задания

Использовать  умения для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного  поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажира грузовым транспортом. Правила пользования транспортом.

Посадка в общественный транспорт, пожар в общественном транспорте

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

§ 2 (3), вопросы,  презентации

 

 

9

Водитель

Сформировать понятие о транспортных средствах и водителях.  Научить выполнять общие обязанности водителя, велосипедиста – водителя ТС,  выполнять требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда.

Компетентносно - ориентированная

Проблемные задания

правила поведения велосипедиста на дороге.

Умение работать с учебником, выделять главное

Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист-водитель транспортного средства. Требования,  предъявляемые к техническому состоянию велосипеда, обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

§2(4),в

опросы, буклеты, памятки, рисунки

 

 

10

Пожарная безопасность

Дать понятие о пожаре и причинах возникновения пожара. Отработать навыки поведения при пожаре

Репродуктивно – алгоритмический

Лекция, работа с учебником

Владеть основными правилами поведения при пожаре.

 

 

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Причины возгорания в жилище

.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

§ 2 (5), вопросы, буклеты, памятки, рисунки, презентации

 

11

Безопасное поведение в бытовых условиях.

Выявить опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни.

Закрепить  правила безопасного поведения в быту, безопасное обращение с бытовыми приборами, газом, со средствами бытовой химии. Уметь соблюдать меры безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Проблемное изложение

Беседа, составления правил безопасности

Правила поведения при затоплении жилища.

Действия при разрушении зданий

Правильно пользоваться препаратами бытовой химии

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами. Бытовым газом со средствами бытовой химии Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами  и  компьютером.. Профилактика травм при занятия физической культурой и спортом. Угарный газ, оксид азота, бытовой газ, оксид углерода, 04

Причины затопления жилища, разрушения зданий,

Химикаты по степени опасности для человека

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

§ 2 (6), вопросы, рисунки

 

 

Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

12

Погодные условия и безопасность человека

Дать понятие о погоде и ее основных показателях,  ОПЯ и правилах безопасного поведения до и во время ОПЯ.

Компетентносно – ориентированная, исследовательская

Проблемные задания

Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Погода, природные  явления.

Р: Применять установленные рекомендации

 П: Установление аналогий.

 

К: Ставить вопросы.

§ 3 (1), вопросы, рисунки.

 

13

Безопасность на водоемах

Дать понятие об особенностях водоемов в черте города,  состояниях водоемов в различное время года, мерах безопасного поведения на водоемах в различное время года

Развивающее образование. Креативно – преобразовательный

Построение алгоритма действий

Правильно действовать в случае опасной ситуации на водном транспорте.

Правила безопасного поведения на льду водоема

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное врем  года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года. Причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде.

Правила перехода по льду, игра на льду

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

 

§ 3 (2), вопросы, рисунки

 

Тема 4.  Опасные ситуации социального характера (3 часа)

14

Криминогенные ситуации и личная безопасность

Дать понятие о криминогенных ситуациях в городе,  мерах личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактике возникновения криминальных ситуаций.

Поисковая

Построение алгоритма действий, проблемные задания

Соблюдать правила поведения в криминальных ситуациях

Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми  и профилактика возникновения криминогенной ситуации. Криминогенные ситуации

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

 

§ 4 (1), вопросы, рисунки

 

15

Обеспечение личной безопасности дома

Закрепить правила безопасного поведения дома. Дать понятие о  безопасности у телефона, об умении вести себя при проникновении воров в квартиру, о правильных действиях при нападении в лифте

Компетентносно - ориентированная

Разноуровневые задания

Правила поведения, если ты один в квартире, пользование телефоном, если дверь квартиры кто-то пытается открыть

 

Некоторые  общие правила безопасного поведения дома  для профилактики криминогенных ситуации. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Происшествия в жилище, вред алкоголизма

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

 

§ 4 (2), вопросы, рисунки

 

 

16

Обеспечение личной безопасности на улице

Формировать умения предвидеть и избегать опасные ситуации, выбирать безопасный маршрут движения по городу, соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, правильно действовать при обнаружении взрывного устройства на улице.

Репродуктивно – алгоритмический

Фронтальный опрос.

Работа с демонстративным материалом

Снижение риска самому стать жертвой преступления.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей.  Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Взрывное устройство на улице.               Безопасные зоны

.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

 

§ 4 (3), вопросы, рисунки

 

 

Тема 5.  Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (6 часов)

17

ЧС природного характера

Дать понятие о ЧС природного характера.

Сформировать навыки обеспечения личной безопасность в условиях ЧС природного характера

Проблемное изложение

Теоретическое исследование

Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясение, наводнения,  ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия.  Чрезвычайные ситуации природного характера

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

 

§5(1),

вопросы, рисунки

 

 

18

ЧС техногенного характера

Дать понятие о ЧС техногенного характера.

Сформировать навыки обеспечения личной безопасность в условиях ЧС техногенного характера

Компетентносно – ориентированная. исследовательская

Теоретическое исследование

Обеспечение личной безопасности  в ЧС

 

ЧС техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных  объектах, аварии на химических объектах.  ЧС  техногенного характера

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть понятиями и премами самозащиты.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

 

§ 5 (2), вопросы, рисунки

 

 

19

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

Дать понятие об организации защиты населения от ЧС. РСЧС.

 

Развивающее образование. Креативно – преобразовательный

Практикум

Правила безопасного поведении при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Действия населения при оповещении  об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

§ 5 (3), Памятки, буклеты

 

20

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

Проверить и отработать знания, умения, навыки по действиям при оповещении об угрозе возникновения ЧС.

 

Поисковая

Практикум

Правила безопасного поведении при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Действия населения при оповещении  об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

Памятки, буклеты

 

21

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

 

 

 

Проверить и отработать знания, умения, навыки по действиям при организации эвакуации населения

Объяснительно - иллюстративная

Практикум

Правила безопасного поведении при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Действия населения при оповещении  об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

Памятки, буклеты, слайдовые презентации

 

22

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

Проверить и отработать знания, умения, навыки по действиям при радиоактивно зараженной местности

Объяснительно - иллюстративная

Практикум

Правила безопасного поведении при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Действия населения при оповещении  об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

Памятки, буклеты

 

Раздел II. Основы здорового образа жизни (5 часов)

Тема 6.  Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа)

23

О здоровом образе жизни

Дать понятие о  ЗОЖ как системе повседневного поведения человека, обеспечивающей совершенствование его организма, физических и духовных качеств.

Познакомить с  основными составляющими ЗОЖ, режимом дня и умением рационально распределять время как основным составляющим ЗОЖ.

Объяснительно – иллюстративная.

Проблемное изложение

Беседа, составление конспект - схемы

Умение рационально распределять  свое время как основная составляющая ЗОЖ

ЗОЖ как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие ЗОЖ, режим дня

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Аргументировать свою точку зрения

§6 (1),

вопросы, рисунки

 

 

24

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья

Выявить значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека.

Поисковая

Проблемные задания, индивидуальная и групповая работа

Систематические занятие физической культурой.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования  физических и духовных качеств человека. Двигательная активность

Р: Применять установленные рекомендации

П: Как укреплять здоровье К:Аргументировать свою точку зрения

§ 6 (2), вопросы, рисунки

 

 

25

Рациональное питание. Гигиена питания.

Дать понятие о рациональном питании и роли питания в сохранении и укреплении здоровья.

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Индивидуальная

Приводить примеры продуктов, содержащих: углеводы, жиры, белки, витамины

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья.

Гигиена питания.Углеводы, жиры, белки, витамины,  минеральные вещества,  вода

 Р: Применять установленные рекомендации

П: Рациональное питание. Гигиена питания.

К: Аргументировать свою точку зрения.

 

§ 6 (3), вопросы, добрые советы

 

 

Тема 7. Факторы. Разрушающие здоровье (2 часа)

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Дать понятие о потенциальных возможностях человека, значении ЗОЖ и привычек для совершенствования духовных и физических качеств

Традиционно – педагогическая

Лекция, презентация

Уметь называть возможные последствия употребления алкоголя

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения. Алкоголь -наркотический яд. Алкоголь и преступность. ЗОЖ

 

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..

 

§ 6 (4), вопросы, буклеты

 

 

Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8 часов)

Тема 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (8 часов)

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие)

 

Дать понятие о составе табачного дыма,  влиянии табачного дыма на организм курящего и на окружающих, влиянии алкоголя на организм человека.

Репродуктивная

Практикум

Правила вызова «скорой помощи

ПМП, общее положение по оказанию ПМП. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

 Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..

 

§ 6 (5), вопросы, рисунки, плакаты

 

 

28

ПМП при различных видах повреждений

Познакомить с общими положениями по оказанию ПМП.

 

Развивающее образование

Мозговой штурм

ПМП при ушибах

Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Умение работать в группе.

 

§ 7 (1), вопросы

 

29

ПМП при различных видах повреждений

Дать представление о ситуации, при которых следует немедленно вызвать «скорую помощь», правила вызова.

Объяснительно - иллюстративная

Лекция, работа с учебником, презентация

ПМП при вывихе

Вывих, признаки вывиха, его проявления. ПМП при вывихе

.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Умение работать в группе

 

 

30

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практическое занятие)

Познакомить с содержание аптечки.  Научить оказывать помощь при ушибах, ссадинах

Объяснительно - иллюстративная

Практикум

ПМП при ссадинах

Правила оказания ПМП при ссадинах.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Умение работать в группе

§7 (2),

вопросы

 

 

31

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практическое занятие)

Научить оказывать помощь при носовом кровотечении

Объяснительно - иллюстративная

Практикум

Отработать практически последовательность оказание ПМП при носовом кровотечении

Носовое кровотечение. ПМП при носовом кровотечении.

 Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.

 

 

 

32

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практическое занятие)

 

 

Научить останавливать кровотечение

Объяснительно - иллюстративная

Лекция, работа с учебником, презентация

Отработать практически последовательность оказание ПМП при носовом кровотечении

Носовое кровотечение. ПМП при носовом кровотечении.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.

 

 

 

33

ПМП при отравлениях (практическое занятие)

Выявить причины отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Научить оказывать ПМП при отравлениях. 

Объяснительно - иллюстративная

Практикум

Отработать практически последовательность оказание ПМП при отравлении

Носовое кровотечение. ПМП при отравлении

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные ситуации для оказания ПМП.

К: Умение работать в группе.

 

§7 (3),

вопросы

 

 

34

ПМП при отравлениях (практическое занятие)

Выявить причины отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Научить оказывать ПМП при отравлениях. 

Объяснительно - иллюстративная

Практикум

Отработать практически последовательность оказание ПМП при отравлении

Носовое кровотечение. ПМП при отравлении

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные ситуации для оказания ПМП.

К: Умение работать в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Планируемые результаты

Личностные результаты

·         Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах

·         Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни

·         Усвоение гуманистических, демократических традиций многонационального российского общества;

·         Формирование ответственного отношения к ученпию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

·         Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

·         Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

·         Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

·         Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувст и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

·         Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности

·         Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

·         Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам всей семьи

·         Формирование антиэкстремистского и атититеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности

 

Метапредметные  результаты

·         Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

·         умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осо­знанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата, определять спосо­бы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собст­венные возможности её решения;

·         владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учеб­ной и познавательной деятельности;

·         умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для класси­фикации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов тер­рористической и экстремистской деятельности), устанав­ливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·         умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и по­знавательных задач;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; рабо­тать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и от­стаивать своё мнение;

·         формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

·        освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального харак­тера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

·         формирование умений взаимодействовать с окружаю­щими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты

·         формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защи­ты личности, общества и государства посредством осозна­ния значимости безопасного поведения в условиях чрезвы­чайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

·         формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

·         понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

·         понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и за­щиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

·         понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

·         формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, куре­ния и нанесение иного вреда здоровью;

·         формирование антиэкстремистской и антитеррористиче- ской личностной позиции;

·         понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

·         знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, вклю­чая экстремизм и терроризм и их последствия для лично­сти, общества и государства;

·         знание и умение применять правила поведения в усло­виях опасных и чрезвычайных ситуаций;

·         умение оказать первую помощь пострадавшим;

·        умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на осно­ве информации, получаемой из различных источников;

·         умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся об­становки и индивидуальных возможностей

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения ОБЖ ученик должен знать:

·         Основные составляющие ЗОЖ;

·         Потенциальные опасности природного, техногенного, социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

·         Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

·         Основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества, государства;

·         Наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного, социального характера, их последствия, классификацию;4

·         Организацию защиты населения от ЧС;

·         Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

·         Рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности;

·         Приемы и правила оказания ПМП.

Уметь:

  • Доступно объяснять значение ЗОЖ для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • Предвидеть опасные ситуации принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • Соблюдать ПДД;
  • Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
  • Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
  • Перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
  • Пользоваться СИЗ;
  • Оказывать ПМП.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выработки потребности и соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
  • Обеспечения личной безопасности в различных ситуациях;
  • Безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами, препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • Оказания ПМП пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Исследовательская  составляющая образованности:

  • умения и навыки нахождения информации в различных источниках;
  • умение фиксировать информацию;
  • умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать информацию;
  • умение планировать и проводить теоретическое и практическое  исследование, оформлять результаты исследования.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний; 
  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей; 
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; 
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении. 

 

 

Средства контроля. Контрольные и практические работы

 

 

Перечень практических работ (9)

№п/п

Тема

1

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

2

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

3

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

4

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера

5

Здоровый образ жизни

6

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении

7

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении

8

ПМП при отравлениях

9

ПМП при отравлениях

 

 

 

Литература и учебно-методические средства обучения

 

1.      Конституция Российской Федерации (последняя редакция)

2.      Конституция противодействия терроризму в Российской Федерации

3.      Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 классе/А. Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И. Мишин; науч. рук. Г. С. Ковалева; под общей редакцией  А.Т. Смирнова). – М.:Просвещение, 2006 – 2009.

4.      Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/(А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общей редакцией А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2007.

5.      Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно – наглядное пособие для учащихся 5-9-х классов в 2-х частях (24 плаката)/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

6.      Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся5-9-х классов/ Рыбин А.Л, Б.О. Хренников, М.в. Маслов; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение 2008.

7.      Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)

8.      Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

9.      100 вопросов – 100 ответов о происхождении военной службы по призыву и контракту: сб. – М.: Красная звезда, 2006.

10.  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.

11.  Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

12.  Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму», «О дняз воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1998; 2003 – 2007.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе

Характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе

Раздел III : Основы ЗОЖ (5 часов)

Раздел III : Основы ЗОЖ (5 часов)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-х  классов

Календарно - тематический план №

Календарно - тематический план №

Научить пользоваться правилами безопасного обращения с окружающими людьми в городе

Научить пользоваться правилами безопасного обращения с окружающими людьми в городе

ЧС, основные службы города, основные службы

ЧС, основные службы города, основные службы

Правила пользования транспортом

Правила пользования транспортом

Причины возгорания в жилище

Причины возгорания в жилище

Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа) 12Погодные условия и безопасность человекаДать понятие о погоде и ее основных показателях,

Тема 3. Опасные ситуации природного характера (2 часа) 12Погодные условия и безопасность человекаДать понятие о погоде и ее основных показателях,

Компетентносно - ориентированнаяРазноуровневые задания

Компетентносно - ориентированнаяРазноуровневые задания

Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера

ЧС природного и техногенного характера

ЧС природного и техногенного характера

Выявить значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека

Выявить значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека

Раздел III . Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8 часов)

Раздел III . Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8 часов)

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практическое занятие)

Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практическое занятие)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5-х  классов

Планируемые результаты Личностные результаты ·

Планируемые результаты Личностные результаты ·

Предметные результаты · формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защи­ты личности, общества и государства посредством осозна­ния значимости безопасного поведения в условиях чрезвы­чайных…

Предметные результаты · формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защи­ты личности, общества и государства посредством осозна­ния значимости безопасного поведения в условиях чрезвы­чайных…

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Средства контроля. Контрольные и практические работы

Средства контроля. Контрольные и практические работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017