Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов
Оценка 4.9

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Оценка 4.9
Документация
docx
ОБЖ
7 кл
17.01.2017
Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов
Рабочая программа разработана на основе программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е издание,– М.: Просвещение, 2011), рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программе соответствует учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / М.: Просвещение, 2010г. Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей: • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества, государства; • Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы ЗОЖ; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности; • Освоение знаний: об опасных и ЧС ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС; о здоровом образе жизни; об оказании ПМП при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; • Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и ЧС ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач: • Формирование у учащихся научных представлений о принципах т путях снижения фактора риска в деятельности человека; • Вырабоку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; • Формитрование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей. • Развитие исследовательских компетенций: умений и навыков нахождения информации в различных источниках; умений фиксировать информацию; умений сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать информацию; умений планировать и проводить теоретическое и практическое исследование, оформлять результаты исследования.
file27.doc.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36» СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР      __________ С.И. Горелова        «___»  __________ 2013 г. УТВЕРЖДАЮ                                  Директор МБОУ «СОШ №36»       _________ А.Н. Наваренко              Приказ от   «___»__________2013г.   №  ____                                                                                  «____» __________ 2011 «____» __________ 2011 г «____» __________ 2011 г Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности 7  класс                                      Автор:   Якущенко Вера Викторовна,       учитель ОБЖ                                                  высшей квалификационной категории                   МБОУ «СОШ №36»                                                РАССМОТРЕНО                                                 на заседании  ШМО естественнонаучного цикла                                                  Протокол № _____              «____» ____________ 2013 г.                                          руководитель ШМО _________М.И. Гудкова г. Ангарск, 2013­2014 уч. год Пояснительная записка Рабочая   программа   разработана   на   основе  программы   А.Т.   Смирнова,   Б.О. Хренникова,   соответствующей   Федеральному   компоненту   Государственного   стандарта общего   образования   и   допущенной   Министерством   образования   и   науки   Российской Федерации (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Комплексная  программа Основы безопасности жизнедеятельности для 5­11 классов общеобразовательных учреждений – 3­е издание,– М.: Просвещение, 2011),   рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.   Программе соответствует учебник:  «Основы   безопасности   жизнедеятельности.   7   класс»  А.Т.   Смирнов,   Б.О. Хренников ­ рекомендовано Министерством образования и науки РФ /  М.: Просвещение, 2010г. Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:  Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества, государства;  Развитие   личных   духовных   и   физических   качеств,   обеспечивающих   адекватное поведение   в   различных   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях   природного, техногенного   и   социального   характера;   развитие   потребности   соблюдать   нормы ЗОЖ; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;  Освоение   знаний:   об   опасных   и   ЧС   ситуациях,   о   влиянии   их   последствий   на безопасность   личности,   общества   и   государства;   о   государственной   системе обеспечения   защиты   населения   от   ЧС;   об   организации   подготовки   населения   к действиям в условиях опасных и ЧС; о здоровом образе жизни; об оказании ПМП при   неотложных   состояниях;   о   правах   и   обязанностях   граждан   в   области безопасности жизнедеятельности;  Овладение   умениями:   предвидеть   возникновение   опасных   и   ЧС   ситуаций   по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой   из   различных   источников;   принимать   обоснованные   решения   и разрабатывать   план   своих   действий   в   конкретной   опасной   ситуации   с   учетом реальной обстановки и своих возможностей. Изучение   тематики   данной   учебной   программы   направлено   на   решение   следующих задач:  Формирование   у   учащихся   научных   представлений   о   принципах   т   путях снижения фактора риска в деятельности человека;  Вырабоку   умений   предвидеть   опасные   и   чрезвычайные   ситуации   природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;  Формитрование   у   учащихся   модели   безопасного   поведения   в   условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие   способностей   оценивать   опасные   ситуации,   принимать   решения   и действовать безопасно с учетом своих возможностей.  Развитие   исследовательских   компетенций:   умений   и   навыков   нахождения информации в различных источниках; умений фиксировать информацию; умений сопоставлять,   сравнивать,   анализировать,   обобщать   информацию;   умений планировать   и   проводить   теоретическое   и   практическое     исследование, оформлять результаты исследования.              По программе в  7  классе предусмотрено 35 часов, а по учебному плану 34 часа, поэтому сокращен  раздел   «Основы   медицинских   знаний   и   ЗОЖ»   на   1   час   за   счет объединения   тем  «Формирование взаимоотношений подростка при взаимоотношении со сверстниками»   и  «Формирование   взаимоотношений   со   сверстниками   противоположного пола».   Кроме этого  все темы по защите населения от ЧС  (8 часов)  перенесены в раздел  «ЧС природного характера» для сохранения логической связи. По программе  предусмотрено проведение 1  практической работы. Примерное содержание учебной программы ОБЖ  Раздел I:  Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (3 часа) 1. Общие понятия об опасных и ЧС природного характера (3 часа) 1.1. Различные природные явления и причины их возникновения. 1.2. Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика   природных   явлений.   Природные   явления   геологического,   биологического, метеорологического,   космического происхождения,   возникновение   опасности   для жизнедеятельности человека. гидрологического,   их   характеристика,   1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. 1.4. Опасная ситуация, стихийное бедствие, ЧС, общие понятия и определения. 1.5. ЧС природного характера. Раздел II: ЧС природного характера (21 час) землетрясения.   интенсивность   2. ЧС геологического происхождения (7 часов) 2.1. Землетрясение.   Причины   возникновения   и   его   возможные   последствия. Геологические   процессы,   происходящие   в   литосфере   Земли.   Очаг,   магнитуда, эпицентр,   Определение   интенсивности землетрясения, возможные последствия. Основные районы на территории России, где   вероятность   землетрясений   велика.   Защита   населения   от   последствий землетрясений.   Комплекс   мероприятий,   проводимых   по   защите   населения   от последствий   землетрясений,   в   рамках   задач,   решаемых   РСЧС.   Прогнозирование землетрясений.   Определение   наиболее   сейсмоопасных   районов   на   территории страны.   Разработка   способов   повышения   устойчивости   зданий   и   сооружений,   а также   защиты   от   воздействия   сейсмических   волн.   Организация   оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно – спасательных работ.  2.2. Правила   безопасного   поведения   населения   при   землетрясении.   Общие   меры безопасности   для   населения.   Правила   поведения   во   время   землетрясения   в различных ситуациях. 2.3. Правила поведения после землетрясения. 2.4. Вулканы,   извержения   вулканов,   расположение   вулканов   на   Земле.   Места образования   вулканов,   причины   извержения.   Типы   вулканов.   Предвестники извержения   вулканов.   Последствия   извержения   вулканов.   Образование   лавовых потоков,   вулканических   грязевых   потоков,   выпадение   твердых   вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение газов. 2.5. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов. 2.6. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.   Последствия   оползней   Организация   защиты   населения.   Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня. 2.7. Обвалы и снежные лавины, причины и последствия. Организация защиты населения от   последствий   обвалов   и   снежных   лавин.   Общие   рекомендации   населению   по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин. 3. ЧС метеорологического происхождения (3 часа) 3.1. Ураганы, бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение,   скорость   перемещения;   циклоны   –   причина   возникновения   бурь   и ураганов.   Последствия   бурь   и   ураганов.   Характеристика   разрушительной   силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. Мероприятия, проводимые в рамках задач РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. 3.2. Организация   непрерывного   наблюдения   за   состоянием   атмосферы.   Прогноз возникновения   циклонов,   их   перемещения   и   возможные   последствия. Осуществление   заблаговременных   и   оперативных   мер.   Организация   оповещения населения   об   угрозе   ураганов   и   бурь.   Рекомендации   населению   по   правилам поведения при получении штормового предупреждения. 3.3. Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила и последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.      ЧС гидрологического происхождения (7 часов) 3.4. Наводнения,   виды,   причины.   Природные   явления,   вызывающие   наводнения. Наводнения,   связанные   со   стоком   воды   во   время   половодья.   Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах   рек.   Наводнения,   связанные   с   ветровым   нагоном   воды.   Последствия наводнений.   Мероприятия,   проводимые   по   защите   населения   от   последствий наводнений.   Прогнозирование   наводнений,   строительство   защитных   сооружений. Оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения   к   действиям   при   угрозе   и   во   время   наводнения.   Рекомендации населению. 3.5. Сели, их характеристика, причины возникновения. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. 3.6. Цунами.   Общая  характеристика   цунами,   причины   их   возникновения,  возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него. 4. ЧС биологического происхождения (4 часа) 4.1. Лесные   и   торфяные   пожары,   виды   пожаров,   классификация   лесных   пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика   лесных   пожаров,   защита   населения   от   лесных   пожаров. Рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. 4.2. Инфекционные   болезни   человека,   причины   их   возникновения.   Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. 4.3. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы,   его   определяющие.   Противоэпидемические   мероприятия   и   защита населения.   Характеристика   наиболее   распространенных   инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения   от   массовых   инфекций.   Правила   личной   гигиены   для   профилактики инфекционных заболеваний. 4.4. Инфекционные   болезни   растений   и   животных.   Причины   их   возникновения, характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. Раздел III: Основы медицинских знаний и ЗОЖ (10 часов) 5. ЗОЖ и его значение для гармоничного развития человека (6 часов) 5.1. Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы ЗОЖ и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей. 5.2. Общие   понятия   и   определений   стресса.   Стресс   и   стадии   развития   лбщего адаптационного   синдрома.   Влияние   стресса   на   состояние   здоровья   человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. 5.3. Анатомо   –   физиологические   особенности   человека   в   подростковом   возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие,   индивидуальные     особенности   внешнего   облика   человека.   Различие   в развитии   мальчиков   и   девочек.   Соблюдение   правил   гигиены   в   подростковом возрасте. Перестройка, происходящая в ЦНС подростка и формирование личности человека.   Формирование   основных   качеств   взрослого   человека.   Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми. 5.4. Значение   правильного   общения   со   взрослыми,   родителями,   для   социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, способы их разрешения. Умение слушать собеседника. 5.5. Формирование личности подростка в его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности   общения   со   сверстниками,   пути   достижения   признания   среди сверстников.   Конфликтные   ситуации   при   общении   со   сверстниками,   пути   их разрешения.   Личные   качества,   обеспечивающие   более   тесное   общение   со сверстниками.  5.6. Формирование   взаимоотношений   со   сверстниками   противоположного   пола. Факторы,   определяющие   развитие   взаимоотношений   со   сверстниками противоположного   пола.   Формирование   социально   значимых   качеств   для установления правильного взаимоотношения   со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения  со сверстниками противоположного пола. 5.7. Взаимоотношения   подростка   и   общества.   Ответственность   несовершеннолетних. Значение   правового   воспитания   для   социального   развития   подростка. Правонарушения, совершаемые подростками и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная УК РФ. 6. ПМП и правила ее оказания (практические занятия) (4 часа) 6.1. Общие   понятия   и   определения   ПМП,   доврачебной   помощи,   первой   врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании ПМП. Когда необходимо вызвать «скорую   помощь».   Оказание   ПМП   при   наружном   кровотечении,   ПМП   при незначительных ранах. ПМП при сильном кровотечении. ПМП при артериальном кровотечении. ПМП при венозном кровотечении. ПМП при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего. Учебно ­ тематический план Наименование раздела и темы Количество часов Раздел Тема Безопасность   и   защита   человека   в   опасных   и чрезвычайных ситуациях Общие   понятия   б   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях природного характера ЧС природного характера ЧС геологического происхождения ЧС метеорологического происхождения ЧС гидрологического происхождения ЧС биологического происхождения Основы медицинских знаний и ЗОЖ ЗОЖ и его значение для гармоничного развития человека ПМП и правила ее оказания (практическое занятие)                                                                                                            34 часа 21 3 10 3 7 3 7 4 6 4 № раздела и темы I 1 II 2 3 4 5 III 6 7 ИТОГО: Календарно ­ тематический план № Система уроков Цель Тема Дидак тическ ая модел ь обуче ния Педаг огичес кие средс тва, форм ы Планируемый результат и уровень освоения До м. за да ни е Дата проведения Раздел I.  Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 3часа Тема 1. Общие понятия ою опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 часа) Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 часа) 1 Различн ые  природн ые  явления  причины их  возникн овения. 2 Общие  характер истики  природн ых  явлений. Формирование представлений   о различных природных явлениях причинах возникновения. и их     Дать   понятие   об оболочке   Земли: литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. понятие географической оболочке   Земли, круговороте веществ   и   энергии в   географической оболочке.   Научить   Дать   о Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Лекци я,  работ а с  учебн иком,  демон страц ия Бесед а,  лекци я,  демон страц ия  фронт альна я,  групп овая §1 , во пр ос ы §  2,  во пр ос ы Знать   различные природные явления причины возникновения. и их     Знать об оболочке Земли: литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. Знать о географической оболочке   Земли, круговороте веществ и энергии в   географической оболочке.   Уметь давать общую характеристику общую   Дать о   давать характеристику природным явлениям. понятие природных явлениях геологического, метеорологическог о, гидрологического, биологического, космического происхождения,  их характеристике, возникновении опасности для   жизнедеятельности человека. Дать   понятие   об опасных и   чрезвычайных ситуациях,   общие понятия   и определения: опасная   ситуация, стихийное бедствие,   ЧС, общие   понятия   и определения. Научить правильным действиям время   природного характера. во ЧС   3 Опасные и  чрезвыча йные  ситуаци и.  Общие  понятия  и  определ ения Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Пробл емные задани я,  индив идуал ьные и групп овые  задани я     о им   Уметь природных явлений. различать природные явления геологического, метеорологическо го, гидрологического, биологического, космического происхождения, давать характеристику. Знать возникновении опасности   для жизнедеятельност и человека. Знать   об   опасных и   чрезвычайных ситуациях,   общих понятиях   и определениях. Уметь   различать опасные ситуации, стихийные   ЧС, бедствия, общие давать   понятия и   определения. Уметь действовать во   время   ЧС природного характера. §  3,  во пр ос ы  Па мя тк и 4 Землетр Дать   понятие   о Объясн Лекци Знать   о §4 Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия (7 часов) ,  во пр ос ы ительн о ­  иллюст ративн ая я,  демон страц ия ясения.  Причин ы  возникн овения  землетр ясения и его  возможн ые  последс твия.   землетрясении, причинах возникновения   и его возможных последствиях. Рассмотреть геологические процессы, происходящие   в литосфере   Земли. Дать   понятия   об очаге,   магнитуде, эпицентре, интенсивности землетрясения. Научить определять интенсивность землетрясения, предвидеть возможные последствия. Выявить   основные районы на территории России, где   вероятность землетрясений велика.   Научить защите   населения от   последствий землетрясений, комплексу мероприятий, проводимых   по защите   населения   последствий от землетрясений,   в задач, рамках       о землетрясении, причинах возникновения   и его   возможных последствиях. Знать геологических процессах, происходящих   в литосфере   Земли. Знать   об   очаге, магнитуде, эпицентре, интенсивности землетрясения. Уметь   определять интенсивность землетрясения, возможные последствия. Знать   основные районы на территории России,   вероятность землетрясений велика,   о   защите населения от последствий землетрясений, комплексе мероприятий, проводимых   по защите   населения от   последствий землетрясений,   в рамках задач, решаемых   РСЧС, где решаемых   РСЧС, прогнозированию землетрясений. Научить определять наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Рассмотреть способы повышения устойчивости и зданий   сооружений, а также   защиты   от воздействия сейсмических волн. Дать   понятие   об организации оповещения населения, обучении населения правилам безопасного поведения   сейсмоопасных районах, Организации аварийно спасательных работ. Рассмотреть правила безопасного поведения населения при – в     о прогнозировании землетрясений,   об определении наиболее сейсмоопасных районов территории страны.  на     Знать о разработке способов повышения устойчивости и зданий   сооружений, а также   защиты   от воздействия сейсмических волн.   Знать   об организации оповещения населения, обучении населения правилам безопасного поведения   сейсмоопасных районах, организации аварийно   спасательных работ. Знать безопасного поведения населения землетрясении, правила   при – в   §  5,  во пр ос ы,  кр ос св ор ды §  6,  во пр ос Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Бесед а,  состав ление  консп ект ­  схемы Поиско вая Пробл емные задани я,  индив идуал 5 Защита  населени я от  последс твий  землетр ясений. 6 Правила безопасн ого  поведен ия населени я при  землетр ясении . 7 Вулканы ,  изверже ние  вулкано в,  располо жение  вулкано в на  Земле.     во землетрясении. Дать   понятие   об общих мерах безопасности   для населения. Научить правилам поведения время землетрясения   в различных ситуациях. Дать   понятие   о вулканах, извержениях вулканов, расположении вулканов на Земле, местах образования вулканов, причинах извержения,   Типах вулканов, предвестниках извержения вулканов. Познакомить последствиями извержения вулканов, Образованием лавовых   потоков, вулканических грязевых   потоков, выпадением твердых вулканических продуктов, образованием с   ьная и групп овая  работ а Лекци я Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая ы  Па мя тк и §7 ,в оп ро сы ,  ри су нк и   общие меры безопасности   для населения, правила поведения во время землетрясения   в различных ситуациях.   на   местах Знать   о   вулканах, извержениях вулканов, расположении вулканов   Земле, образования вулканов, причинах извержения, типах вулканов.   Знать   о предвестниках извержения вулканов, последствиях извержения вулканов, образовании лавовых   потоков, вулканических грязевых   потоков, выпадении твердых вулканических продуктов, образовании палящей палящей вулканической тучи,   выделением газов. Дать   понятие   об организации защиты   населения от   последствий извержения вулканов.   Дать   понятие   об оползнях, причинах их   возникновения. Познакомить с   классификацией оползней по занимаемой   ими площади, последствиями оползней.   Научить организации защиты   населения, давать рекомендации населению   действиям   угрозе возникновения оползня. Дать   понятие   об обвалах и снежных лавинах,   причинах и   последствиях. Научить организации по при 8 Последс твия  изверже ния  вулкано в.  Защита  населени я. 9 Оползни , их  последс твия,  защита  населени я. 1 0 Оползни , их  последс твия,  защита  населени Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Поиско вая Бесед а,  состав ление  консп ект ­  схемы Пробл емные задани я,  индив идуал ьная и групп овая  работ а Исслед ователь ская Самос тояте льное  плани рован ие и  прове вулканической тучи, газов.   выделении об Знать   организации защиты   населения от   последствий извержения вулканов.       Знать об оползнях, причинах их возникновения. Уметь классифицировать оползни по занимаемой   ими площади.   Знать   о последствиях оползней, организации защиты населения. Уметь давать рекомендации населению   по действиям   при угрозе возникновения оползня. Знать об обвалах и снежных   лавинах, причинах   и последствиях, организации защиты   населения §  8,  во пр ос ы §  9  (1, 2), во пр ос ы  Па мя тк и §  9  (3, 4), во пр я. защиты   населения от   последствий обвалов и снежных лавин.   Научить давать общие   рекомендации населению   по действиям   при угрозе   обвалов   и схода снежных лавин.   дение  иссле дован ия. Индив идуал ьная   ос ы,  Па мя тк и от   последствий обвалов и снежных   лавин. Уметь   выполнять общие рекомендации населению   по действиям   при угрозе   обвалов   и схода   снежных лавин. Раздел 2.  ЧС природного характера  ( 21 час) Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия (3 часа) §  10 (1, 2), во пр ос ы Лекци я,  презен тация Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая 1 1 Ураганы и бури,  причины их  возникн овения,  возможн ые  последс твия.       Дать   понятие   об   бурях, ураганах, причинах их возникновения, возможных последствиях. Дать понятие о циклонах, их строении, скорости перемещения; циклоны – причина возникновения бурь   и   ураганов, последствиях   бурь и ураганов. Научить   давать характеристику разрушительной силе   ураганов   и бурь. Дать понятие о  Шкале  Бофорта, определяющей силу   ветра,   о воздействии   ветра на   окружающую       Знать об ураганах, бурях,   причинах их   возникновения, возможных последствиях. Знать   о   циклонах, их строении, скорости перемещения; Знать   о   том,   что циклоны – причина возникновения бурь   и   ураганов. Знать о последствиях бурь и ураганов. Уметь давать характеристику разрушительной силы   ураганов   и бурь. Знать Шкалу Бофорта, определяющую силу ветра, знать о Лекци я,  презен тация Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая 1 2 Защита  населени я от  последс твий  ураганов и бурь.   Научить среду. мероприятиям, проводимым   в рамках задач РСЧС,   по   защите населения от последствий ураганов и бурь.       за Дать   понятие   об организации непрерывного наблюдения состоянием атмосферы, прогнозе возникновения циклонов, их   перемещения   и возможных последствиях, осуществлении заблаговременных и оперативных мер, организации оповещения населения об угрозе   ураганов   и бурь. Учить давать рекомендации населению   правилам поведения получении штормового предупреждения. при по         за об воздействии   ветра на   окружающую среду.   Знать   о мероприятиях,   проводимых в рамках задач РСЧС,   по   защите населения от последствий ураганов и бурь. Знать   организации непрерывного наблюдения   состоянием атмосферы, прогнозах возникновения циклонов, их   перемещении   и возможных последствиях. Уметь осуществлять заблаговременные и   оперативные меры.   Знать   об организации оповещения населения об угрозе   ураганов   и бурь. Уметь давать рекомендации населению   правилам поведения   при получении по     §1 2  (3) ,  во пр ос ы  Па мя тк и Смерчи. 1 3 1 4 Наводне ния.  Виды  наводне ний и их  причины . Объясн ительн о –  иллюст ративн ая,  пробле мное  изложе ние Фронт альны й  опрос. Работ а с  демон страт ивным матер иалом   давать Дать   понятие   о смерче,   основных понятиях и   определениях. Научить характеристику смерча, разрушительной силе   смерча   и последствиям ОПЯ. давать рекомендации по населению   действиям   при угрозе   и   во   время смерча.   Учить     и давать штормового предупреждения. Знать   о   смерче, основных понятиях   определениях. Уметь характеристику смерча, разрушительной силе последствиям. Уметь рекомендации населению   по действиям   при угрозе и во время смерча. давать его и       §  12 (4) ,  во пр ос ы,  Па мя тк и Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия (7 часов) Исслед ователь ская Теоре тичес кое  иссле дован ие   с   причинах, Дать   понятие   о наводнениях, видах, природных явлениях, вызывающих наводнения. Познакомить наводнениями, связанными со   стоком   воды   во время   половодья, наводнениями, формируемые   за счет паводка, наводнениями, вызываемыми   заторами и   о Знать   наводнениях, видах,   причинах. Уметь   называть природные явления, вызывающие наводнения.   Знать о   наводнениях, связанных со стоком   воды   во время   половодья, наводнениях, формируемых   за счет паводка, наводнениях, вызываемых заторами и       §  13 (1, 2), во пр ос ы,  кр ос св ор ды зажорами  в руслах рек, наводнениями, связанными с ветровым   нагоном воды. Дать понятие о   последствиях наводнений. Сформировать   умения для  проведения  мероприятий, по  защите населения  от последствий  наводнений.  Научить  прогнозировать  наводнения. Дать  понятие о  строительство  защитных  сооружений, о  оповещении  населения,  организации  эвакуации и  спасательных  работ, подготовке  населения к  действиям при  угрозе и во время  наводнения. Отработка навыков умения давать рекомендации населению.   1 5 Защита  населени я от  последс твий  наводне ний. 1 6 Рекомен дации  населени ю по  действи ям при  угрозе и  Исслед ователь ская Теоре тичес кое  иссле дован ие Поиско вая Пробл емные задани я,  индив идуал ьная и групп   зажорами в руслах рек,   наводнениях, связанных с ветровым   нагоном воды, последствиях наводнений. Уметь поводить  мероприятия, по  защите населения  от последствий  наводнений,  прогнозировать  наводнения. Знать  о строительстве  защитных  сооружений,  оповещении  населения,  организации  эвакуации и  спасательных  работах,  подготовке  населения к  действиям при  угрозе и во время  наводнения. давать   Уметь рекомендации населению. §1 3( 3), во пр ос ы  Па мя тк и 13 (4) , во пр ос ы, во время наводне ний. 1 7 Сели и  их  последс твия.   Дать   понятие   о сели, их характеристике, причинах возникновения.  Исслед ователь ская овая  работ а Самос тояте льное  плани рован ие и  прове дение  иссле дован ия. Индив идуал ьная 1 8 Защита  населени я от  последс твий  селевых  потоков.   Научить защите от селевых   потоков. Отработка навыков умения давать рекомендации населению, проживающему   в селеопасных районах. Лекци я,  презен тация Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая 1 9 Цунами  и их  характер Дать   понятие   о цунами. Познакомить с   Объясн ительн о ­  иллюст Лекци я,  презен тация ри су нк и §  14 (1, 2), во пр ос ы §  14 (3) ,  во пр ос ы  Па мя тк и §  15 (1, Знать   о   селях,   их характеристике, причинах возникновения.    Уметь организовывать защиту   населения селевых от потоков.   Уметь давать рекомендации населению, проживающему   в селеопасных районах. Знать   о   цунами. Уметь давать общую истика. ративн ая общей характеристикой цунами, причинами их   возникновения, возможными последствиями.  Знать их     характеристику цунами. причины возникновения, возможные последствия.  2), во пр ос ы,  Па мя тк и §  15 (3, 4), во пр ос ы Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Лекци я,  работ а с  учебн иком,  демон страц ия Дать   понятие   об организации защиты   населения от   последствий цунами, подготовке населения безопасному поведению   при угрозе возникновения цунами,   во   время цунами   и   после него. к   Уметь организовывать защиту   населения от   последствий цунами.   Знать   о подготовке населения безопасному поведению   при угрозе возникновения цунами,   во   время цунами   и   после него. к   2 0 Защита  населени я от  цунами. 2 1 Лесные  и  торфяны е  пожары  и их  характер истика. Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения,  их причины и последствия (4 часа)   Дать   понятие   о лесных и торфяных пожарах, видах пожаров, классификации лесных   пожаров, последствиях лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.      Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Бесед а,  лекци я,  демон страц ия  фронт альна я,  групп овая Знать   о   лесных   и торфяных   видах пожарах, пожаров.   Уметь классифицировать лесные   пожары. Знать о последствиях лесных   торфяных пожаров населения окружающей среды.  для и и       16 (1, 2, 3), во пр ос ы,  ри су нк и 2 2 Профил актика  лесных и торфяны х  пожаров , защита  населени я. 2 3 Эпидеми и   Научить проведению профилактики лесных   пожаров, защите   населения от лесных пожаров. Научить   давать рекомендации   по безопасному поведению   при нахождении вблизи очага   пожара   в лесу. Дать   понятие   об инфекционных болезнях   человека, причинах их возникновения. Формировать представление   о классификации инфекционных болезней по способу   передачи инфекции от больного   человека к здоровому.   Дать понятие о ее эпидемии, характеристике, опасности населения.   понятие эпидемическом процессе факторах, определяющих, противоэпидемиче для   Дать о и его                 Поиско вая Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Пробл емные задани я,  индив идуал ьные и групп овые  задани я Лекци я,  демон страц ия §  16 (4, 5), во пр ос ы §  17 ,  во пр ос ы  Па мя тк и   Уметь   проводить профилактику лесных   пожаров, защиту   населения лесных от пожаров,   давать рекомендации   по безопасному поведению   при нахождении вблизи пожара в лесу. очага         об   их Знать инфекционных болезнях человека, причинах   возникновения. Уметь классифицировать инфекционные болезни по способу   передачи инфекции от больного человека здоровому. к   об Знать эпидемии, ее характеристиках, опасности   для населения, эпидемическом процессе факторах, определяющих. Уметь   проводить противоэпидемиче и его с ских мероприятиях и защите населения. Познакомить   Характеристикой наиболее распространенных инфекционных заболеваний   и   их профилактикой, комплексом мероприятий, проводимых   для защиты   населения от массовых инфекций, правилами   личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.     2 4 Эпизоот ии и  эпифито тии.  Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Бесед а,  состав ление  консп ект ­  схемы Дать понятие об  инфекционных  болезнях растений  и животных.  Познакомить с  причинами  их  возникновения,  характеристиками.  Научить  противоэпизоотиче ским  и  противоэпифитоти ческим  мероприятиям     и их ские   мероприятия и защиту населения.   Уметь характеризовать наиболее распространенные инфекционные заболевания   проводить   профилактику. Знать   комплекс мероприятий, проводимых   для защиты   населения от массовых инфекций.   Уметь пользоваться правилами   личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Знать об  инфекционных  болезнях растений и животных,  причинах их  возникновения,  характеристиках.  Знать об  противоэпизоотич еских  и  противоэпифитот ических   мероприятиях.   §  18 ,  во пр ос ы,  Па мя тк и Тема 6.  Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (7 часов) Раздел III. Основы здорового образа жизни (7 часов) Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Лекци я,  демон страц ия Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Лекци я,  демон страц ия 2 5 Психоло гическая уравнове шенност ь 2 6 Стресс и его  влияние  на  человека . Дать   понятие   о психологической уравновешенности, ее   значении   в формировании системы   ЗОЖ   и обеспечении личной безопасности. Сформировать представление   о качествах, необходимых   для повышения   уровня психологической уравновешенности. Дать   понятие   о психологической уравновешенности и   умении   завести друзей. Познакомить с общими понятиями и   определениями стресса.   Дать понятие о   стрессе и   стадии   развития адаптационного синдрома,   влиянии стресса на состояние здоровья человека, содержании   общих принципов   борьбы со стрессом.       2 7 Анатомо –  Дать   понятие   об – анатомо   Объясн ительн Бесед а,        о Знать Знать психологической уравновешенности ,   ее   значении   в формировании системы   ЗОЖ   и обеспечении личной безопасности. Уметь формировать качества, необходимые   для повышения уровня психологической уравновешенности . о психологической уравновешенности и   умении   завести друзей. Знать   об   общих понятиях   и определениях стресса,   стадиях развития адаптационного синдрома, влиянии стресса на состояние здоровья человека. определять содержание общих принципов  борьбы со стрессом. Знать   анатомо   – физиологические   Уметь   19 (1, 2, 3), во пр ос ы,  ри су нк и §  19 (4, 5), во пр ос ы §  20 ,  во пр ос ы  Па мя тк и о ­  иллюст ративн ая лекци я,  демон страц ия  фронт альна я,  групп овая физиоло гические особенн ости  человека в  подрост ковом  возрасте .   в   Дать   о физиологических особенностях человека   подростковом возрасте, особенностях развития организма человека в   подростковом возрасте.   понятие физическом развитии, индивидуальных особенностях внешнего   облика человека,   различие развитии в мальчиков и девочек. Соблюдение правил   гигиены   в подростковом возрасте. Перестройка, происходящая   в ЦНС   подростка   и формирование личности человека. Формирование основных   качеств взрослого человека. Формирование личности подростка   при   его взаимоотношениях со взрослыми.       в в в особенности человека   подростковом возрасте, особенности развития организма человека   подростковом возрасте.   Знать   о физическом развитии, индивидуальных особенностях внешнего   облика человека, различии развитии мальчиков девочек, соблюдении правил   гигиены   в подростковом возрасте.   Знать   о перестройке, происходящей   в ЦНС   подростка   и формировании личности человека, формировании основных   качеств взрослого человека, формировании личности подростка при его взаимоотношениях и 2 8 Формир ование  взаимоо тношени й  подрост ка при  взаимоо тношени и со  сверстни ками и с  противо положны м полом 2 9 Формир ование  взаимоо тношени й    для Формирование представление   о взаимоотношениях со   сверстниками противоположного пола. Дать понятие о факторах, определяющих развитие взаимоотношений со   сверстниками противоположного пола. Формирование представление   о социально значимых качествах   установления правильного взаимоотношения со   сверстниками противоположного пола, о духовной и социальной зрелости   и   ее значении в определении   стиля своего   поведения со   сверстниками противоположного пола. Формирование представлений   о личности подростка   в   его взаимоотношениях   Поиско вая Пробл емные задани я,  индив идуал ьная и групп овая  работ а Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Лекци я,  демон страц ия   о со взрослыми. Знать формировании взаимоотношений со   сверстниками противоположного пола,   факторах, определяющих развитие взаимоотношений со   сверстниками противоположного пола.   Знать   о формировании социально значимых   качеств для   установления правильного взаимоотношения со   сверстниками противоположного пола,   духовной   и социальной зрелости   и   ее значении в определении стиля своего   поведения со   сверстниками противоположного пола.     о Знать формировании личности подростка   в   его взаимоотношениях §  21 (4, 5), во пр ос ы 21 (3) , во пр ос ы §  21 (6) ,  во пр ос ы  подрост ка при  взаимоо тношени и со  взрослы ми 3 0 Взаимоо тношени я  подрост ка и  обществ а.  Ответст венность несовер шенноле тних. со   сверстниками. Дать   понятие   о росте   потребности общения со   сверстниками, путях   достижения признания   среди сверстников, конфликтных   ситуациях общении   сверстниками, путях   разрешения, личных   качествах, обеспечивающих более общение сверстниками.  тесное   со при со их     Дать   понятие   о взаимоотношениях подростка и общества, ответственности несовершеннолетни х.   Дать   понятие   о значении правового воспитания   для социального развития подростка. Выявить   причины правонарушений, совершаемых подростками. Познакомить уголовной с   Исслед ователь ская Прове дение  иссле дован ия   при со тесное   со со   сверстниками, росте потребности общения   со сверстниками, пути   достижения признания   среди сверстников. Уметь   избегать конфликтных   ситуаций общении   сверстниками, находить   пути   их разрешения. Формировать личные   качества, обеспечивающие более общение сверстниками.  Знать о взаимоотношениях подростка и общества, ответственности несовершеннолетн их. Иметь представление   о значении правового воспитания   для социального развития подростка. Знать о правонарушениях, совершаемых подростками   и их основных ответственностью несовершеннолетни х, предусмотренная УК РФ. причинах, уголовной ответственности несовершеннолетн их, предусмотренной УК РФ Раздел  IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа) 3 1 Общие  правила  оказания ПМП. 3 2 3 3 Оказани е ПМП  при  наружно м  кровоте чении. Оказани е ПМП  при  ушибах  и  перелом ах.       при Дать   понятие   об общем   порядке действий при оказании   ПМП,   о том,   когда необходимо вызвать   «скорую помощь».   Научить оказанию ПМП при наружном кровотечении, ПМП незначительных ранах,     ПМП   при сильном кровотечении, ПМП артериальном кровотечении, ПМП при венозном кровотечении, ПМП при ушибах и переломах. Научить транспортировке пострадавшего. при   Объясн ительн о –  иллюст ративн ая. Пробле мное  изложе ние Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая   §  22 ,  во пр ос ы  Тема 7. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа) Лекци я,  бесед а,  работ а с  учебн иком,  демон страц ия  фронт альна я,  групп овая Лекци я,  бесед а при         при Знать общий порядок   действий при оказании ПМП, когда необходимо вызвать   «скорую помощь».   Уметь   ПМП оказание при   наружном кровотечении, ПМП незначительных ранах,   ПМП   при сильном кровотечении, ПМП артериальном кровотечении, ПМП венозном кровотечении, ПМП   при   ушибах и переломах. Уметь транспортировать пострадавшего. при     Лекци я,  бесед а 3 4 Общие  правила  транспо ртировк и  пострад авшего Дать понятия о  способах  транспортировки  пострадавшего Объясн ительн о ­  иллюст ративн ая Практ икум Знать правила  транспортировки  пострадавшего Требования к уровню подготовки обучающихся  В результате изучения ОБЖ ученик должен знать:   Основные составляющие ЗОЖ;  Потенциальные   опасности   природного,   техногенного,   социального   характера, возникающие   в   повседневной   жизни,   их   возможные   последствия   и   правила личной безопасности;  Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;  Основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества, государства;  Наиболее   часто   возникающие   ЧС   природного,   техногенного,   социального характера, их последствия, классификацию;4  Организацию защиты населения от ЧС;  Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;  Рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности;  Приемы и правила оказания ПМП. Уметь:  Доступно   объяснять   значение   ЗОЖ   для   обеспечения   личной   безопасности   и здоровья;  Предвидеть   опасные   ситуации   принимать   решение   и   действовать,   обеспечивая личную безопасность;  Соблюдать ПДД;  Действовать   при   возникновении   пожара   в   жилище   и   использовать   подручные средства для ликвидации очага возгорания;  Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;  Перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;  Пользоваться СИЗ;  Оказывать ПМП. Использовать   полученные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:  Выработки потребности и соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;  Обеспечения личной безопасности в различных ситуациях;  Безопасного   пользования   различными   бытовыми   приборами,   инструментами, препаратами бытовой химии в повседневной жизни;  Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;  Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;  Оказания ПМП пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях. Исследовательская  составляющая образованности:     умения и навыки нахождения информации в различных источниках; умение фиксировать информацию; умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать информацию; умение планировать и проводить теоретическое и практическое  исследование,  оформлять результаты исследования. Ценностно­ориентационная составляющая образованности: понимание ответственности за качество приобретенных знаний;  понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;  ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;  ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.  Средства контроля. Контрольные и практические работы Перечень практических работ (1) Тема Общие правила транспортировки пострадавшего       №п/п 1 Перечень литературы и учебно­методические средства обучения   Конституция Российской Федерации (последняя редакция) 1. 2. Конституция противодействия терроризму в Российской Федерации 3. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 классе/А. Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И. Мишин; науч. рук. Г. С. Ковалева; под общей редакцией  А.Т. Смирнова). – М.:Просвещение, 2006 – 2009. 4. Основы   безопасности   жизнедеятельности:   справочник/(А.Т.   Смирнов,   Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюпов; под общей редакцией А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2007. 5. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно – наглядное пособие для учащихся 5­9­х классов в 2­х частях (24 плаката)/ А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. 6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся5­9­х классов/ Рыбин А.Л, Б.О. Хренников, М.в. Маслов; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение 2008. 7. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция) 8. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   5   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.   Учреждений/   А.Т.  Смирнов,  Б.О.  Хренников;  под  общ.  Ред.  А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 9. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   6   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.   Учреждений/   А.Т.  Смирнов,  Б.О.  Хренников;  под  общ.  Ред.  А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 10. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   7   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.   Учреждений/   А.Т.  Смирнов,  Б.О.  Хренников;  под  общ.  Ред.  А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 11. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   8   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.   Учреждений/   А.Т.  Смирнов,  Б.О.  Хренников;  под  общ.  Ред.  А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 12. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   9   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.   Учреждений/   А.Т.  Смирнов,  Б.О.  Хренников;  под  общ.  Ред.  А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 13. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   10   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.   Учреждений/   А.Т.  Смирнов,  Б.О.  Хренников;  под  общ.  Ред.  А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 14. Смирнов   А.Т.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   11   кл.:   учеб.   Для общеобразоват.   Учреждений/   А.Т.  Смирнов,  Б.О.  Хренников;  под  общ.  Ред.  А.Т. Смирнова. – 8­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 15. 100   вопросов   –   100   ответов   о   происхождении   военной   службы   по   призыву   и контракту: сб. – М.: Красная звезда, 2006. 16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. 17. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция). 18. Федеральные   законы   «О   статусе   военнослужащих»,   «О   воинской   обязанности   и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму»,   «О   дняз   воинской   славы   и   памятных   датах   России»   //   Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1998; 2003 – 2007.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов

Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 7-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017