Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»
Оценка 4.8

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
религиоведение
4 кл
06.03.2017
Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. На основе программы, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Основы мировых религиозных культур 4 класс.doc
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА По    «Основам  духовно­нравственной культуры народов  России. Основы мировых религиозных культур»  ( учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее, базовый                            (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов) Количество часов 34            Учитель:        Наумова  Марина Николаевна   Программа разработана на основе примерной программы «Основы религиозных   культур   и   светской   этики»;   авторской программы   Р.Б.   Амирова,   О.В.   Воскресенского,   Т.М. Горбачёвой и других под редакцией Шапошниковой Т.Д.; разработана      в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   начального и основного общего образования  ( примерная или авторская программа/программы, издательство, год издания при наличии) 1 СОДЕРЖАНИЕ № п\п Название раздела № страницы 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 3. 4. 5. 6. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета Место учебного предмета в учебном плане Ценностные ориентиры содержания учебного предмета СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Требования к знаниям и умениям обучающихся Планируемые результаты освоения предмета СИСТЕМА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИЛОЖЕНИЕ. Контрольно­измерительные материалы 3 4 6 7 8 8 9 9 11 18 19 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»   (модуль   «Основы   мировых   религиозных   культур»)   составлена   в   соответствии   с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:   учёные   Российской   академии   наук,   Российской   академии   образования, Федерального   института   развития   образования,   Академии   повышения   квалификации   и профессиональной   переподготовки   работников   образования,   представители   религиозных конфессий].   На   основе   программы,   разработанной   авторами   Р.Б.   Амировым,   О.В. Воскресенским,  Т.М. Горбачёвой и другими  под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   логики   учебного   процесса,   задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых   результатов,   реализацию   программы   формирования   универсальных   учебных действий. Нормативно­правовой   основой   разработки   и   введения   в   учебный   процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от   1 февраля 2012г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;   Поручение Президента Российской Федерации от     2 августа 2009г. (Пр­2009 ВП­П44­ 4632);  Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП­П44­4632).    Цель учебного курса ОРКСЭ: Формирование   у   младшего   подростка   мотиваций   к   осознанному   нравственному поведению,   основанному   на   знании   и   уважении   культурных   и   религиозных   традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. Знакомство обучающихся с основами православной,  мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2.   Развитие   представлений   младшего   подростка   о   значении   нравственных   норм   и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3.   Обобщение   знаний,   понятий   и   представлений   о   духовной   культуре   и   морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно­смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 3 4.   Развитие   способностей   младших   школьников   к   общению   в   полиэтнической   и многоконфессиональной   среде   на   основе   взаимного   уважения   и   диалога   во   имя общественного мира и согласия.  Учебный   курс   создает   начальные   условия   для   освоения   обучающимися   российской культуры   как   целостного,   самобытного   феномена   мировой   культуры;   понимания религиозного,   культурного   многообразия   и   исторического,   национально­государственного, духовного единства российской жизни. Этот   курс   не   только   готовит   учащихся   к   освоению   в   основной   школе   основ обществознания   и   истории,   но   и   способствует   развитию   и   воспитанию   личности.   Его содержание   вносит   существенный   вклад   в   формирование   гражданской   позиции,   умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения   этих   задач   невозможны   выработка   общероссийской   идентичности   и   адаптация   к поликультурному глобализирующемуся миру. Общая характеристика учебного предмета       Вопросы,   связанные   с   введением   в   школьную   программу   духовно­нравственной, культурологической   тематики,   рассматриваемой   в   рамках   культурологического   подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе,   и   ее   отношениями   с   социальным   окружением,   религиозными   объединениями, признанием   свободы   вероисповедания   и   мировоззрения   участников   образовательного процесса.   Запрос   на   современное   образование,   решающее   задачи   духовно­нравственного воспитания   граждан   России,   остается   слишком   значимым.   Современный   национальный воспитательный   идеал   –   это   высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее   и   будущее   своей   страны,   укоренённый   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального народа Российской Федерации.       В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   имеющего   комплексный   характер   и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.       Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности,   традиционной   духовности   социально­педагогического   партнерства   школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.       Педагогическая   поддержка   самоопределения   личности,   развитие   её   способностей, таланта,   передача   ей   системных   научных   знаний,   умений,   навыков   и   компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного   развития   и   социальной   зрелости   личности.   Личность   несвободна,   если   она   не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.       Знание   наук   и   незнание   добра,   острый   ум   и   глухое   сердце   таят   угрозу   для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.       Духовно­нравственное   воспитание   личности   гражданина   России   –   педагогически организованный   процесс   усвоения   и   принятия   обучающимися   базовых   национальных ценностей, имеющих иерархическую  структуру и сложную организацию. Носителями  этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно­территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские,   прежде   всего   в   форме   русского   православия,   исламские,   иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Учебный   курс   ОРКСЭ   является   культурологическим   и   направлен   на   развитие   у школьников 10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих 4 основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.  Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»­ являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый   курс   призван   актуализировать   в   содержании   общего   образования   вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями.    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской  этики  призвано   сыграть  важную   роль  не  только  в  расширении   образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного   гражданина,   соблюдающего   Конституцию   и   законы   Российской   Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.  Основной принцип, заложенный в содержании курса, ­ общность в многообразии, многоединство,   поликультурность;   отражает   культурную,   социальную,   этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.       Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: • общая историческая судьба народов России; •   единое   пространство   современной   общественной   жизни,   включающее   развитую   систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально­ политического пространства.         При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики»   предполагается     интеграция   с   предметами       «Литературное   чтение»,   «Музыка», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство». Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:  формирование   первоначальных   представлений   об   основах   религиозных   культур   и светской этики;   формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;  формирование   первоначального   представления   об   отечественной   религиозно­ культурной   традиции   как  духовной  основе   многонационального     многоконфессионального народа России;  знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;   укрепление   средствами   образования   преемственности   поколений   на   основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Формы и виды учебной деятельности  словесные,   которые   наиболее   успешно   решают   задачу   формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;  наглядные,   которые   наиболее   успешно   решают   задачу   развития   образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;  практические,   проблемно­поисковые   и   методы   самостоятельной   работы, применение   которых   необходимо   для   закрепления   теоретических   знаний   и   способствует совершенствованию   умений   практической   деятельности   в   конкретной   сфере,   развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;  репродуктивные,   необходимых   для   получения   фактических   знаний,   развития наглядно­образного мышления, памяти, навыков учебного труда; 5  индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение  логики  содержания  и будет способствовать  развитию логического и предметного мышления. Достижению цели способствует ряд методических приемов, реализованных в УМК: ­  диалоговая форма подачи материала в отдельных уроках за счет введения в каждом модуле «сквозных» героев; ­   включение так называемых «не совсем обычных уроков», представляющих собой заочные экскурсии, уроки­диалоги, уроки­путешествия; ­   включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока (задания на осмысление материала,   выражение   собственного   мнения,   повторение,   работу   с   иллюстративным материалом); ­   наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование умений   учащихся   в   разных   видах   речевой   деятельности   (чтении,   письме,   слушании, говорении); ­  наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся; ­   наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на совершенствование коммуникативного, нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся;        ­ включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию;     ­  наличие в методическом аппарате учебников заданий, предусматривающих обращение к литературным   источникам   (включение   фрагментов   литературных   текстов   в   уроки   и   в приложение) и диалог с художественным или дидактическим проблемным текстом. Место курса  «Основы мировых религиозных культур» в учебном плане В соответствии с Образовательной программой школы,   на изучение учебного курса «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе отводится 34 часа в год,  1 час в неделю. Учебно­тематический план: Всего Теория Практика Раздел 1.  Знакомство с новым предметом ОРКСЭ 1 2 Россия ­ наша Родина.  Духовные ценности человечества. Культура.  Религия. 3, 4 Не совсем обычный урок. Съезд в Астане  «Мы  желаем каждому человеку мира» Итого по разделу: 4 1 1 1 3 Раздел 2.  Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях 1 1 5 6 7 8 9 Древние верования и религиозные культы.  Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения  Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения  Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре  Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян. 1 1 1 1 1 6 Итого по разделу: Раздел 3.  Иудаизм Представление о Боге в иудаизме.  Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. Итого по разделу: Раздел 4.  Христианство Представление о Боге и мире в христианстве.  Представление о человеке в христианстве. Библия­ священная книга христиан. Православие.  Католицизм. Протестантизм. Итого по разделу: Раздел 5. Ислам Представление о Боге и мире в исламе.  Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама. Итого по разделу: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Раздел 6. Буддизм 26 Жизнь Будды.  27 Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения  28 буддизма. Священные тексты буддизма. Итого по разделу: 29 5 5 6 5 4 Раздел 7. «Золотые правила нравственности» 30 31 32 33 34 «Золотые правила нравственности».  Не совсем обычный урок.  Интересный разговор. Подготовка творческих проектов Презентация творческих проектов История религии в России. Обобщающий урок Итого по разделу: Итого по плану: 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 8 5 34 1 3 26 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Основы мировых религиозных культур» Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность   природы,   основанная   на   ценности   жизни,   на   осознании   себя   частью природного   мира,   живой   и   неживой   природы.   Любовь   к   природе   означает   прежде   всего бережное отношение к ней как к среде  обитания, а также переживание  чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство. 7 Ценность   человека  как   разумного   существа,   стремящегося   к   добру   и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном здоровье. Ценность добра  – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины  – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи  как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной   среды,   обеспечивающей   преемственность   культурных   традиций   народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни, нормального существования личности и общества. Ценность свободы  как   свободы   выбора   человеком   своих   мыслей   и   поступков,  но свободы,   естественно   ограниченной   нормами,   правилами,   законами   общества,   членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность   социальной   солидарности  как   признание   прав   и   свобод   человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена   общества, представителя народа, страны, государства. Ценность   патриотизма  –   одно   из   проявлений   духовной   зрелости   человека, выражающееся   в   любви   к   России,   народу,   малой   родине,   в   осознанном   желании   служить отечеству. Ценность   человечества   –   осознание   человеком   себя   как   части   мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (7 ч) Россия­ наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч) Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян. Иудаизм (5 ч) Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. Христианство (6 ч) Представление  о Боге и мире в христианстве. Представление  о человеке в христианстве. Библия­ священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм. Ислам (5 ч) Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама. Буддизм (4 ч) Жизнь   Будды.   Учения   Будды.   Духовные   наставники   и   священные   сооружения   буддизма. Священные тексты буддизма. «Золотые правила нравственности» (2 ч) 8 «Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор. Требования к  уровню подготовки обучающихся        На   уроках   по   основам   религиозных   культур   и   светской   этики   (основы   мировых религиозных   культур)   должны   быть   объяснены   следующие   понятия:  религия,   культура, мировые   религиозные   культуры,   высшие   нравственные   ценности:   добро,   совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.          в   рамках   этого   модуля   у   обучающихся   должны сформироваться:   мотивации   к   уважению   своих   собственных   культурных   и   религиозных традиций,   а   также   к   уважительному   диалогу   с   представителями   других   культур   и мировоззрений,   знания   истории   Отечества,   истории   мировых   религиозных   культур, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.  В   результате   обучения   К концу учебного года обучающиеся должны:          Знать / понимать Знать историю возникновения и  распространения мировых  религиозных культур. Что такое  духовный мир человека,  культурные традиции и для чего  они существуют.  Знать основные содержательные  составляющие священных книг.  Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от  картины. Понятие  календарь его  символы, святых, праздники   мировых религиозных культур.   Знать развитие мировых  религиозных культур, их развитие в истории России.              Уметь Уметь слушать собеседника,  вести  диалог.  Уметь описывать различные  явления мировых духовных  традиций и культур.  Уметь приводить примеры  явлений мировых религиозных  традиций и светской культуры и сравнивать их.   Уметь владеть логическими  действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением,  классификацией. Ументь  осуществлять информационный  поиск для выполнения учебной  задачи.           Применять Применять  полученные  знания в повседневной жизни,  в социокультурном обществе.  Устанавливать взаимосвязь  между религиозной культурой  и поведением людей.  Излагать мнение по поводу  значения мировых религиозных культур  в жизни людей и  общества. Анализировать  жизненные ситуации, выбирать нравственные формы  поведения, сопоставляя их с  нормами религиозной  культуры. Планируемые результаты освоения предмета Обучение   детей   по   программе   модуля   «Основы   мировых   религиозных   культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты:  формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств; воспитание доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Метапредметные результаты:  формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;  адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных  технологий; 9 осуществлять информационный поиск; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Предметные результаты:    знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,  миролюбие; знакомство с основами религиозной морали;   формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.  СИСТЕМА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ           Основной   формой   организации   учебного   процесса   в   4   классе   (при   изучении   основ мировых   религиозных   культур)   является   традиционный   школьный   урок.   Для   закрепления изученного   материала   проводится   беседа   (собеседование).   В   4   классе   (при   освоении нравственных   основ   мировых   религиозных   культур)   беседа   является   основной   формой проведения   занятий.   Занятия   по   курсу   «Основы   мировых   религиозных   культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками­ экскурсиями        При   изучении   основ   мировых   религиозных   культур   отметки   не   выставляются.   Для определения   уровня   духовно­   нравственного   воспитания   школьников   изучающих   мировые религиозные культуры, на начальный и заключительные уроки можно пригласить родителей школьников,   которые   и   определят,   насколько   необходимо   и   важно   их   детям   осваивать отечественную культуру. Формы, способы и средства проверки и оценки результатов освоения программы При   осуществлении   контроля   знаний   и   умений   учащихся   используются   обобщающие уроки по теме и разделу, сообщения, презентации. Особенности организации контроля.  Для контроля и оценки знаний и умений по предмету   используется   индивидуальная   и   фронтальная   устная   проверка,   различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы. Фронтальный   опрос  проводится   в   форме   беседы­диалога,   в   котором   участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала,   но   и   умение   сопоставить   факты,   выбрать   альтернативу,   сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п. Индивидуальный   устный   опрос  также   имеет   свои   специфические   особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­ рассуждение. Рассказ­описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления   окружающего   миры,   раскрывающее   их   существенные   признаки   и   свойства.   При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных   признаков   объекта,   логичность   изложения,   передача   своего   отношения   к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ­рассуждение  проверяет   умение   учащегося   самостоятельно   обобщить полученные   знания,   правильно   установить   причинно­следственные,   пространственные   и 10 временные   связи,   использовать   приобретенные   знания   в   нестандартной   ситуации   с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­ рассуждения. При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не   требуют   полного,   обстоятельного   письменного   ответа,   что   связано   с   недостаточными возможностями   письменной   речи   младших   школьников.   Целесообразны   также   тестовые задания   по   нескольким   вариантам   на   поиск   ошибки,   выбор   ответа,   продолжение   или исправление высказывания и др. Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд­ фильма,   выполненного   в   программе   Power   Point.   Материалы,   подготовленные   для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.  Таким образом,  взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно­воспитательного процесса в начальных  классах,  что создает  дополнительные  возможности для  увеличения  объема  и повышения качества знаний учащихся.   Тема урока № п/п 1\1 Россия ­ наша Родина. о в ­ л о К в о к о р у 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Цель урока Словарная работа Формы работы Домашнее задание Средства обучения Раздел 1.Знакомство с новым предметом ­ 4 часа Государство Формирование  представлений о  понятиях Родина,  государство,  государственные  символы, культурные  традиции. Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  работа с  иллюстративным  материалом,  самостоятельная  работа с источниками  информации,  творческие задания,  подготовка  творческой беседы с  членами семьи Работа с текстом и  иллюстрациями,  беседа. Построение  схемы  родословно го древа. учебник ,  презентация «Наша  родина ­  Россия» Посоветуйт есь с  родителями и назовите  учебник,  иллюстраци и по теме 11 2\2 Духовные  ценности  человечества. Культура.  1 Формирование у  обучающихся  уважения  к  мировым религиям,  как  к   Духовные  ценности,  обычаи,  традиции, Религия. 3, 4\ 3,4 Не совсем  обычный  урок. Съезд в  Астане. «Мы  желаем  каждому  человеку  мира» 5\1 Древние  верования и  религиозные  культы. 6\2 7\3 Рассказ  Сэнди о  верованиях  коренного  населения  Австралии. Рассказ  Алекса о  верованиях  коренного  населения  Америки. 8\4 Акико  рассказывает  о мифологии  и культуре  Японии. 2 1 1 1 1 философия, этика. Съезд ценностям  культуры  человечества. Формирование  умений составления  рассказа по теме,  с  использованием  плана, ключевых слов, умение осуществлять  информационный  поиск для выполнения заданий. Формирование  первоначального  представления об  отечественной  религиозно­ культурной традиции  как духовной основе  многонационального  многоконфессиональн ого народа России. несколько  традиций,  принятых в  вашей  семье. учебник,  иллюстраци и Сочинение­ миниатюра  «Что я хочу пожелать  людям  всего  мира...». Беседа, устный  рассказ на тему,  работа с  иллюстративным  материалом,  заполнение таблицы,   работа в группах с  источниками  информации, игра,  работа с текстом. Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях – 5 часов Знакомство с  представлениями и  верованиями людей  древнего мира. Воспитание доверия и уважения к истории  всех народов и  религий. Сформировать  представление о  хранителях предания  в религиях. Знакомство с  хранителями  преданий в религиях  мира. Знакомство с  географическими и  природными  особенностями  Австралии. Знакомство с  хранителями  преданий в религиях  мира. Знакомство с  географическими и  природными  особенностями  Америки. Знакомство с  хранителями  преданий в религиях  мира. Знакомство с  географическими и  Археология , археолог,  культ, обряд,  ритуал. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. учебник,  иллюстраци и прочитать  мифы,  нарисовать  иллюстраци ю к одному  мифу. Аборигены. Беседа,  комментированное  чтение. Цивилизаци я Беседа,  комментированное  чтение. Экзотика,  экзотичный. Беседа,  комментированное  чтение. Почему  бумеранг  является  священным  предметом  (рассказ) учебник,  карта  Австралии,  иллюстраци я Найти  материал о  культуре  майя,  ацтеков,  инков. Какое  животное  по  японскому  календарю  является  учебник,  глобус,  иллюстраци и учебник,  глобус,  иллюстраци я 12 природными  особенностями  Японии. Знакомство с  хранителями  преданий в религиях  мира. Знакомство с культом природы в верованиях древних славян Соотечестве нник, идол Беседа,  комментированное  чтение. Раздел 3. Иудаизм – 5 часов Беседа, комментированное чтение, рассказ на тему. Иудаизм, евреи   устный Свобода воли Беседа, комментированное чтение, иллюстративным материалом.   работа   с 9\5 Саша  рассказывает  о верованиях  древних  славян. 10\ 1 Представлени я о Боге в  иудаизме. 11\ 2 Мир и  человек в  иудаизме. 1 1 1 Знакомство с  основными мировыми  религиями, их  основателями Познакомить  учащихся с названием основных мировых и  национально­ государственных  религий, их  культурными  особенностями. Формирование  у  обучающихся   понятия о долге,  свободе,  ответственности и  труде, особенности  отношения к этим  понятиям в иудаизме, ответственность  человека за себя и  окружающий мир, значение семьи и  брака в иудейской  традиции. учебник,  иллюстраци и учебник,  иллюстраци и учебник символом  нынешнего  года, будет  в  следующем  году? Найти  сказку, где  представлен ы  персонажи  верований  древних  славян.  Подготовит ь пересказ. Найти  информаци ю о  Государстве Израиль.  Нарисовать  символы  иудаизма Рассказать о взаимоотно шениях  детей и  родителей в еврейской  семье.  Какие  качества в  человеке  развиваются благодаря  такому  воспитанию ? 12\ 3 Тора и  заповеди. 1 Познакомить с  отношениями детей и  родителей в  традиционной  еврейской семье.  Обязанности членов  семьи. Формирование  понятия «священные  книги» через  ознакомление с  культовыми книгами  мировых религий. Пророк 13\ О чем  1 Воспитывать  Благотвори Беседа,  комментированное  чтение, работа с  иллюстративным  материалом.  Самостоятельная  работа с источником  информации. Групповая работа с  учебник,  иллюстраци и обложек   «священных книг» К чему  обязывают и что  запрещают  заповеди  религии в  иудаизме? Расскажите  учебник 13 4 говорит  иудейский  Закон. 14\ 5 Религиозные  обряды и  ритуалы в  иудаизме. 15\ 1 16\ 2 Представлени е о Боге и  мире в  христианстве. Представлени е о человеке в христианстве. 17\ 3 Библия —  священная  книга  христиан. Православие. 1 18\ 4 Знакомство с  основными направления христианства. 1 Формирование  целостного, социально­ ориентированного  взгляда на мир в его  ограниченном единстве  и разнообразии  природы, народов,  культур и религий. Формирование  у        обучающихся  понятия  о долге, свободе,  ответственности и  труде, особенности  отношения к этим  понятиям в  христианстве. 1 Формирование  целостного, социально­ ориентированного  взгляда на мир в его  ограниченном единстве  и разнообразии  природы, народов,  культур и религий Формирование понятия  «священные книги»  через ознакомление с  культовыми книгами  мировых религий Знакомство с основами духовной традиции православия, с  определениями основных понятий православной  культуры. Знакомство со  священными  сооружениями, правила терпимость и  уважение к людям,  отличным от нас,  прививать интерес к  мировой истории. Воспитание доверия и уважения к истории  всех народов и  религий. Формирование  представлений о  религиозных ритуалах мировых религий, их  возникновении. тель­ ность источниками  информации. Совершенно летие,  община Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему. Самостоятельная  работа с источником  информации. Раздел 4. Христианство –6 часов Мироздание Беседа,  1 1 комментированное  чтение, устный  рассказ на тему. Грех,  заповеди,  доблесть,  патриотизм. Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему учебник учебник,  презентаци учебник об  отношении  евреев к  благотворит ельности. Стр.187­188 прочитайте  иудейские  притчи,  объясните,  как вы  понимаете  их смысл. Расскажите, что вы  узнали об  Иисусе  Христе. Стр.189­190 Поделка  «Как люди  выражают  свою  любовь». Кому бы вы  подарили  эту  поделку. Библия учебник,   библия для  детей Объяснить  значение  слова  «православи е» Беседа,  комментированное  чтение, работа с  иллюстративным  материалом.  Самостоятельная  работа с источником  информации Патриарх,  священносл ужители церковносл ужители. Самостоятельная  работа с источником  информации. Беседа,  комментированное  чтение. Подготовит ь сообщение об одном из  традиционн ых  праздников  Руссой  православно й  церкви(Рож дество,  учебник  ,презентаци я 14 Католицизм. 1 19\ 5 20\ 6 Протестантиз м. 1 жизни православных  верующих. Воспитывать  терпимость и уважение  к людям, отличным от  нас, прививать интерес  к мировой истории. Формирование  представлений о  религиозных ритуалах  мировых религий, их  возникновении. Знакомство с  происхождением  протестантизма,  протестантские  священные сооружения. Формирование  представлений о  религиозных ритуалах  мировых религий, их  возникновении. 22\ 2 Пророк  Мухаммад. 1 1 Формирование  21\ 1 Представлени е о Боге и  мире в  исламе. целостного, социально­ ориентированного  взгляда на мир в его  ограниченном единстве  и разнообразии  природы, народов,  культур и религий. Знакомство с  основными мировыми  религиями, их  основателями. Воспитывать  терпимость и уважение  к людям, отличным от  нас, прививать интерес  к мировой истории. Формирование  у  обучающихся  понятия  о долге, свободе,  ответственности и  труде, особенности  отношения к этим  понятиям данной  религии. Католицизм Беседа,  комментированное  чтение, работа со  словарем. Беседа,  комментированное  чтение. Протестант изм,  проповедни к, миссионер. Раздел 5. Ислам – 5 часов Ангелы,  джинны Беседа,  комментированное  чтение. Самосоверш енствование Беседа,  комментированное  чтение Самостоятельная  работа с источником информации учебник учебник учебник учебник,  презентация Крещение,  Пасха и т.  д.),  подобрать  иллюстраци ю. Рассказать о внешнем  облике и  внутреннем  убранстве  католическо го храма. Чем  отличаются  протестанск ие дома  молитв от  православн ых церквей  и  католическ их   костёлов? Что означает  слово  «ислам», кого называют  мусульманам и. Вспомните ,  что вы знаете  о Великой  Отечественно й войне,  почему в  годы войны  люди разных  национальнос тей и  вероисповеда ний вместе  защищали  нашу землю. 23\ 3 Коран и  Сунна. 1 Формирование понятия  «священные книги»  через ознакомление с  культовыми книгами  мировых религий. Гостеприим ство Беседа,  комментированное  чтение, работа с  иллюстративным  материалом.  Самостоятельная  работа с источником Стр.190­191  прочитайте  исламскую  притчу.  Объясните,  как вы  понимаете ее  учебник 15 Милостыня информации. Групповая работа с  источниками  информации. смысл. Расскажите о  мусульманск их  праздниках. учебник Каллиграфи я, панно,  фриз Самостоятельная  работа с  источниками  информации. Расскажите о  священных  сооружениях  ислама. учебник,  презентация 1 Формирование  представлений о  религиозных ритуалах  ислама, их  возникновении,  о  праздниках. Воспитание доверия и  уважения к истории  всех народов и религий. Формирование   уважения  к  мировым   религиям  как  к   ценностям  культуры человечества. 1 1 Раздел 6. Буддизм – 4 часа Знакомство с  основными мировыми  религиями, их  основателями Знакомство с  буддизмом и его  символами. срединный  путь Самостоятельная  работа с источником информации. Беседа,  комментированное  чтение. 1 Познакомить с учением  Будды, Формирование  у  обучающихся  понятия  о долге, свободе,  ответственности и  труде, особенности  отношения к этим  понятиям учениях  Будды. Воспитание доверия и  уважения к истории  всех народов и религий. Познакомить  с  понятием «священные  сооружения» и их  предназначением,  дать  представление об  устройстве  ступы,  пагоры. Благородны е истины,  символ Групповая работа с  источниками  информации. Далай­лама, дацан,  Сандаловый Будда,  ступа,  пагора Санскрит Самостоятельная  работа с  источниками  информации. Беседа,  комментированное  чтение, работа с  иллюстративным  материалом.  Самостоятельная  работа с источником информации. учебник,  иллюстраци и учебник учебник.  Презентаци и учащихся учебник Объяснить  значение  слов,  сказанных  Буддой   ученикам  перед  смертью. Стр.192­193  прочитайте о  том, как  буддисты  представляют мир. Найти  информацию  о главных  буддистских  праздниках,  как их  отмечают  буддисты,  проживающие в России. Стр.194  прочитайте  буддистскую  притчу,  объясните ее  смысл. 24\ 4 25\ 5 Столпы  ислама.  Праздники  ислама. Священные  города и  сооружения  ислама.. 26\ 1 Жизнь  Будды. 27\ 2 Учение  Будды. 28\ 3 1 Духовные  наставники и  священные  сооружения  буддизма. 29\ 4 Священные  тексты  буддизма. 1 Формирование понятия  «священные книги»  через ознакомление с  культовыми книгами  мировых религий. Формирование   уважения  к  мировым   религиям  как  к   ценностям  культуры  человечества. 30. «Золотое  правило  нравственнос ти». 1 Понимание значения  нравственности, веры и  религии в жизни  человека и общества. Раздел 7. Подведение итогов Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  работа с  Стр.194­195  прочитать  стихотворени е, объяснить  значение  учебник 16 заголовка. иллюстративным  материалом,  самостоятельная  работа с  источниками  информации,  творческие задания. учебник Как вы  думаете, что  нужно для  того, чтобы  желание,   которое  загадали  друзья,  исполнилось? Беседа,  комментированное  чтение, устный  рассказ на тему,  работа с  иллюстративным  материалом,  самостоятельная  работа с  источниками  информации,  творческие задания. Обсуждение, выбор  и подготовка  творческой работы,  разработка  критериев  оценивания учебник Подготовка  творческих  работ по  выбору уч­ся 31. Не совсем  обычный  урок.  Интересный  разговор 32. Подготовка  творческих  проектов Формирование  целостного, социально­ ориентированного  взгляда на мир в его  ограниченном единстве  и разнообразии  природы, народов,  культур и религий. Знакомство с  нравственными  нормами бытия,  развитие понятий о  добре и зле. 1 Формирование  целостного, социально­ ориентированного  взгляда на мир в его  ограниченном единстве  и разнообразии  природы, народов,  культур и религий. Воспитание  доброжелательности  эмоционально­ нравственной  отзывчивости. Развитие этических  чувств как регуляторов морального поведения. Формирование умений  составления рассказа  по теме,  с  использованием плана,  ключевых слов, умение  осуществлять  информационный поиск для выполнения  заданий. 1 Формирование умения  осуществлять  информационный поиск для выполнения  учебных заданий,  адекватное  использование речевых  средств и средств  информационно­ коммуникационных  технологий. Развитие способностей  и умений в работе с  мультимедийными  средствами. Развитие речи  учащихся. 33. Презентации  творческих  проектов 1 Защита творческих  работ 34. История  религии в  России.  Обобщающий 1 Формирование   уважения  к  мировым   религиям  как  к   ценностям  культуры Беседа,  комментированное  чтение, работа с  иллюстративным  презентации творческих  проектов учебник,  иллюстраци и 17 урок. человечества. материалом УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ   И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  курса «Основы мировых религиозных культур» Учебно – методическое обеспечение             Учебники и учебные пособия,  для реализации программного содержания: 1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 4­5 класс. – М.: Дрофа, 2012 18 2. Данилюк   А.Я.   Основы   религиозных   культур   и   православной   этики.   Основы православной культуры. Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010. Материально­техническое обеспечение Вид № п/п Название Печатные пособия Учебно­методические   комплекты,   обеспечивающие   изучение   программы (учебные пособия для учащихся) Религиозная литература Картины, иллюстрации, карты. С.Лагерлёф. Легенды о Христе. «Международная книга», Москва, 1991 А.Лопатина, М. Скребцова. Книга   для занятий по духовному воспитанию. «Солид», Москва. 1 Книга, 1995. 2Книга, 1996. Экранно – звуковые пособия Методическая копилка  презентаций. Электронное пособие по модулю «Основы мировых религиозных культур» Технические средства обучения (средства ИКТ) Компьютерный класс для начальной школы Мультимедийный проектор Интерактивная доска SMART Цифровые образовательные ресурсы Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school­ collection.edu.ru Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/ Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ http://www.nachalka.com/,      http://www.zavuch.info/ Методический центр:   http://numi.ru/ Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Натуральные объекты Демонстрационные пособия Музыкальные инструменты Натуральные объекты И другое…. в соответствие со спецификой предмета 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. Количество 15 1ПК учителя 13 ПК учащихся 1 1 20 19 ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 1. Какие религии являются традиционными религиями России?  Христианство и ислам   иудаизм, христианство, ислам и буддизм ислам и буддизм                         Установите соответствия с помощью стрелок 2. Церковь                      христианство              3. Икона               христианство     синагога                      ислам                                арабеска          буддизм     мечеть                         иудаизм                             мандала           ислам 4. Ступа                          ислам                             5. Мантра               христианство     тфилин                      иудаизм                              таинства            ислам     минарет                     буддизм                              намаз                  буддизм 6. Ислам                        Аллах                            7.  Лама                     ислам      христианство            Будда                                  раввин                 иудаизм        буддизм                     Троица                               священник           буддизм      иудаизм                     Мессия                               имам                     христианство  8. Имам                           учитель                           9. Библия                «книги»      епископ                       надсматривающий             Типитака             «благая весть»      лама                             высший                               Евангелие            «три корзины»       раввин                        предводитель                       Коран                   «чтение» 10. Цель жизни христианина ­     достичь нирваны обрести спасение заработать хорошую карму 11. Главное религиозное предназначение иудеев — сохранение 12. Пятикратная ежедневная молитва мусульманина — это 13. Непослушание Адама и Евы Богу, описанное в Библии, называют 14. Что в переводе с греческого означает слово «христос»?  Помазанник  Спаситель  Бог 15. Как переводится название одной из мировых религий — ислам?  Завета с Богом  Ковчега Завета   хадж намаз ошибкой грехопадением      правильная вера смирение перед Богом единобожие 16. Что означает слово «будда»? учитель просветлённый    мудрый 17. Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает    служить связывать, соединять поклоняться 18. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию христианин                   Типитака, Веды, Евангелие, Новый Завет, Коран, Апокалипсис 19. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию мусульман                       Коран, Танах, Пятикнижие, суры, Евангелие, Пророк Мухаммад 20. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию буддистов                    Пророк Мухаммад, Коран, Три корзины, Евангелие, Типитака, пальмовые листья 21. Подчеркните слова, относящиеся к Священному Писанию иудеев                      Пятикнижие, Евангелие, Суры, Веды, Танах, Пророки 22. В чём заключается «золотое правило» иудаизма? Злые поступки не наказываются.   Не делай другому того, что ненавистно тебе самому.  Если будешь много работать — разбогатеешь. 23. В иудаизме, христианстве, исламе человек, совершивший грех –  погибнет, так как грех искупить нельзя заработает плохую карму    может раскаяться и искупить грех 24. Буддисты считают, что достичь просветления можно    родившись человеком родившись в мире богов в любом рождении 25. В честь чего празднуется Песах?  В честь окончания годового чтения Торы.  В честь окончания поста Йом Кипур.  В честь Исхода евреев из Египта. 26. Медитация — это    одна из благородных истин буддийская священная книга внутреннее сосредоточение 27. Главный столп ислама — это пост (рамадан) священная война (джихад) вера в Единого Бога (шахада) 28. С каким событием связан праздник Пасхи?  Весенний праздник мая  Рождение Иисуса Христа  Христос воскрес из мёртвых 29. Буддисты считают, что сострадания достойны:       только люди только животные все живые существа 30. Какое утверждение принадлежит Иисусу Христу?   «Рай находится под ногами наших матерей». «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».  «Не судите, да не судимы будете».  К какой традиционной религии России относятся эти слова? Запишите.      31.  Пагода, Гаутама, мандала, Дончод, бодхисатва, нирвана ­  _____________________ 32.Хафизы, хадж, закят, Кааба, Курбан­байрам, Мекка ­     _________________________ 33.Менора, кипа, Иерусалим, Суккот, маца, скриж и ­ _____________________________ 34.Алтарь, фреска, Рождество, распятие, послушник, Евхаристия ­ _________________

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»

Рабочая программа по «Основам  духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017