РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
информатика
10 кл
01.05.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Семакина И.Г. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: настоящая рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
рабочая программа по информатике 10 класс.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7 " Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _________________ Рыбакова Т.В. «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________________ Булыгина В.К. «01» сентября 2015г. «Утверждено» Директор МКОУ «СОШ № 7» _______________________ Фаттахова Н.И. «01» сентября 2015г. № 274­од РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА (наименование учебного предмета (курса) 10 «А», «Б» (класс) 2015­2016 учебный год (период реализации программы) Рыбакова Т. В., учитель первой квалификационной категории Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория \ Составлена на основе примерной программы     программы       для      курса       10   ­  11      классов авторской   уровень)   программы МКОУ «СОШ №7» основного общего образования     «Информатика       И.Г.,        Семакина        ИКТ»     Хеннер        ,     общеобразовательный       Е.К           и основной образовательной      курс       (базовый      1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена для 10 классов МКОУ «СОШ №7» г.п. Талинка.                    Рабочая  программа  разработана  на  основе  федерального   государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Базовый уровень), авторской программы курса «Информатика  ИКТ», общеобразовательный курс   Семакина  И.Г.,  Хеннер  Е.К (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) (издательство: БИНОМ, Лаборатория знаний, год издания: 2010)           При  составлении рабочей программы использованы нормативные документы: уровень)  для  (базовый  классов  10­11  1. Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273­ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями) 2. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу   Минобразования   России   от   05.03.04   №   1089)   /   Программы   для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2­11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 3. Примерная   программа   основного   общего   образования   по   информатике   и информационным технологиям  / Программы  для общеобразовательных  учреждений. Информатика.   2­11   классы:   методическое   пособие   –   М.:   БИНОМ.   Лаборатория знаний, 2010. 4. Программа базового курса информатики / И.Г.Семакин. Преподавание базового курса информатики   в   старшей   школе:   методическое   пособие.   М.:   БИНОМ.   Лаборатория знаний, 2010. 5. Федеральный   компонент   государственного   образовательного   стандарта   общего образования   (Сайт   федерального   агентства   по   образованию  http://www.ed.gov.ru/ob­ edu/noc/rub/standart/) 6. Устав МКОУ  "СОШ  №7" 7. Основная       образовательная   программа   основного   общего   образования      МКОУ "Средняя общеобразовательная школа  №7 "  8. Положение  о рабочей программе по учебному предмету (курсу) МКОУ  "СОШ  №7 " 9. Учебный  план МКОУ  "СОШ  №7»         Реализация программы обеспечивается учебно­методическим комплектом: Учебно­методический комплект 1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10­11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 5­е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил. 2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10­11 классов / И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 3. http://school­collection.edu.ru/ ­ единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература для учителя 1. Информатика   и   ИКТ.   Базовый   уровень   10   ­11   классы:   методическое   пособие   / И.Г.Семакин, Е.К. Хеннен. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 102 с.: ил. 2. Информатика   и   информационно­коммуникационные   технологии.   Базовый   уровень: учебник для 10­11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. – 176 с: ил. 3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 ­11 классов / И. Г. Семакин, 2 Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2007. Дополнительная литература 1. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. ­ М.: Издательство «Экзамен», 2007. 2. Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver   и   Ark   (ПО   для   сжатия   и   архивирования   файлов):   Учебное   пособие   — Москва: 2008. — 40 с. 3. Волков В.Б.Линукс Юниор: книга для учителя /– М.: ALT Linux , Издательский дом ДМК ­ пресс, 2009с. 4. Воронкова О. Б. Информатика:  методическая  копилка  преподавателя.  – Ростов  на Дону: Феникс, 2007. 5. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 80 с. 6. Ковригина   Е.В.   Создание   и   редактирование   электронных   таблиц   в   среде OpenOffice.org: Учебное пособие. – Москва: 2008. — 85 с. 7. Ковригина   Е.В.,   Литвинова   А.В.   Создание   и   редактирование   мультимедийных презентаций  в   среде   OpenOffice.org   (ПО   для   создания   и   редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. — Москва, 2008. — 61 с. 8. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. – Москва 2008. — 59 с  9. Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет­приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет­приложений): Учебное пособие. – Москва: 2008. – 74 с. 10. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО  Москва: для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие.  2008.   52 с. ‒ ‒ 11. Полякова   Е.   В.   Информатика.9­11   класс:   тесты   (базовый   уровень)   –   Волгоград: Учитель, 2008 12. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. — Москва: 2008. — 62 c. 13. Шелепаева  А. Х. Поурочные разработки по информатике:  базовый  уровень. 10 ­11 классы. – М.: ВАКО, 2007. 14. Якушкин   П.   А.,   Крылов   С.   С.   .   ЕГЭ   2008.   Информатика.   Федеральный   банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2008 Демонстрационный и раздаточный материал: 1. Индивидуальные карточки с заданием; 2. Информатика в схемах / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, Е.А. Ракитина, О.В. Вязовова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 48 с. ЦОРы сети Интернет:       1. http://metod­kopilka.ru  , 2. http://school­collection.edu.ru/catalog/ 3. http://uchitel.moy.su/  , 4. http://www.openclass.ru/  , 5. http://it­n.ru/, http://pedsovet.su/ 6. http://www.uchportal.ru/  , 7. http://zavuch.info/ 8. http://window.edu.ru/  , 9. http://festival.1september.ru/  , 10. http://klyaksa.net и др       3 Цели и задачи изучения курса: Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом  уровне направлено на достижение следующих целей: • • • • • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной   научной   картины   мира,   роль   информационных   процессов   в   обществе, биологических и технических системах; овладение   умениями   применять,   анализировать,   преобразовывать   информационные модели   реальных   объектов   и   процессов,   используя   при   этом   информационные   и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание   ответственного   отношения   к   соблюдению   этических   и   правовых   норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Задачи изучения курса: • Мировоззренченская   задача:   раскрытие   роли   информации   и   информационных процессов в  природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества. • Углубление   теоретической   подготовки:   более   глубокие   знания   в   области представления  различных   видов   информации,   научных   основ   передачи,   обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования. Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных   средств   ИКТ.   Приближение   степени   владения   этими   средствами   к профессиональному уровню. • • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.                 Приоритетными   объектами   изучения   информатики   в   старшей   школе   являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.         Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой,   а   не   простое   противопоставление "естественнонаучному"   образованию.   При   таком   подходе   важнейшая   роль   отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Это позволяет: "гуманитарной",   культуры,   • • • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи   –   типовые   программные   средства   в   основной   школе;   нетиповые   задачи   – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы); систематизировать   знания   в   области   информатики   и   информационных   технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить   основу   для   дальнейшего   профессионального   обучения,   поскольку 4 современная  информационная   деятельность   носит,   по   преимуществу,   системный характер; сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов. • Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом   времени   для   его  усвоения   (1   час   в  неделю)   недостаточно.  Для   разрешения   этого противоречия   планируется   активно   использовать   самостоятельную   работу   учащихся   с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные   в   конце   каждого   параграфа.   Ответы   на   вопросы   и   выполнение   заданий оформляются письменно. Методика   обучения   в   большей   степени   ориентирована   на   индивидуальный   подход, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью используется резерв самостоятельной работы учащихся во вне урочное время, а также резерв домашнего компьютера. В практике используются три формы организации работы на уроке: индивидуальные; групповые; индивидуально­групповые; • • • • фронтальные; практикумы. • В качестве методов обучения применяются: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой), наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические методы (упражнения, практические работы).  • • •         Аппаратные средства Компьютер  –   универсальное   устройство   обработки   информации;   основная   конфигурация современного   компьютера   обеспечивает   учащемуся   мультимедиа­возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Проектор,  подсоединяемый   к   компьютеру,   видеомагнитофону,   микроскопу   и   т.   п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе   учителя,   возможность  для  учащихся  представлять  результаты   своей   работы  всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. Принтер  –   позволяет   фиксировать   на   бумаге   информацию,   найденную   и   созданную учащимися   или   учителем.   Для   многих   школьных   применений   необходим   или   желателен цветной   принтер.   В   некоторых   ситуациях   очень   желательно   использование   бумаги   и изображения большого формата. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами. Устройства   вывода   звуковой   информации  –   наушники   для   индивидуальной   работы   со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Устройства   для   записи   (ввода)   визуальной   и   звуковой   информации:  Сканер; фотоаппарат;   видеокамера;   цифровой   микроскоп;   аудио   и   видеомагнитофон   –   дают возможность   непосредственно   включать   в   учебный   процесс   информационные   образы 5 окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. Технические средства обучения. 1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). 2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). 3. Колонки (рабочее место учителя). 4. Микрофон (рабочее место учителя). 5. Проектор. 6. Струйный принтер цветной. 7. Сканер. 8. Модем 9. Локальная вычислительная сеть. 10. Web­камера. Программные средства. 1. Операционная система Windows XP/7. 2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы). 3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы). 4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы). 5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы). 6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы). 7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы). 8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы). 9. Операционная система UBunta. 10. Антивирусная программа Антивирус Касперского 11. Программа­архиватор 7zip. 12. Клавиатурный тренажер KlavTren. 13. Интегрированное офисное приложение OpenOffice. 14. Пакет программ Open Office.org 15. Мультимедиа проигрыватель. 16. Система тестирования 17. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0. 18. Система программирования TurboPascal. Обоснование выбора программы  в  которой  создается  теоретическая  основа  и        Современный курс школьной информатики –  «точка роста» информатизации образования и  общества,   обеспечиваются  необходимые практические   умения,  он  как  ни  один  другой  предмет   нацелен  на  подготовку  учащихся  к жизни в информационном обществе.             Информатика,  информационные  и  коммуникационные  технологии  оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека, закладывает основу  создания  и  использования  ИКТ  как  необходимого  инструмента  практически  любой деятельности  и  одного  из  наиболее  значимых  технологических  достижений  современной цивилизации.  Информатика  представляет  собой  «метадисциплину»,   ориентированную  на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков,  обеспечивая  технологическую  основу  в  системе  открытого  образования,  создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.       Данная программа обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта  составляющих:  освоение  системы  базовых  знаний, в  их  теоретической  овладение  умениями  информационной  деятельности,   воспитание  учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.  и  практической   развитие  и  6 В современном обществе   происходят   интеграционные процессы между гуманитарной и научно­технической  сферами.  Связаны  они,  в  частности,  с  распространением  методов компьютерного  моделирования  (в  том  числе  и  математического)  в  самых  разных  областях человеческой  деятельности.   Причина  этого  явления  состоит  в  развитии  и  распространении ИКТ. Если раньше, например,  гуманитарию для применения математического моделирования в  своей области  следовало понять и практически  освоить  ее  весьма непростой аппарат (что для  некоторых  из  них  оказывалось  непреодолимой  проблемой),  то  теперь  ситуация упростилась:  достаточно  понять  постановку   задачи  и  суметь  подключить  к  ее  решению подходящую  компьютерную  программу,  не  вникая  в  сам  механизм  решения.  Стали  широко доступными  компьютерные  системы,  направленные  на  реализацию  математических  методов, полезных  в  гуманитарных  и  других  областях.  Их  интерфейс  настолько  удобен  и стандартизирован,  что  не  требуется  больших  усилий,  чтобы  понять,  как  действовать  при вводе  данных  и  как  интерпретировать  результаты.   Благодаря  этому,  применение  методов компьютерного  моделирования  становится  все  более  доступным  и  востребованным  для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. Формы и средства контроля.          Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет организация контроля знаний и умений учащихся. Достижения учащихся отслеживаются через участие их в различного рода конкурсах, конференциях,   олимпиадах,     результативность     промежуточных   и   итоговых   контрольных работ.   Содержание   и   объем   материала,   подлежащего   проверке   в   контрольной   работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.                      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе  авторской программы   Семакина И.Г.     с учетом примерной программы среднего (полного)   общего   образования   по   курсу   «Информатика   и   ИКТ»   на   базовом   уровне   и кодификатора   элементов   содержания   для   составления   контрольных   измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.                    Данная   рабочая   программа   рассчитана   на   учащихся,   освоивших   базовый   курс информатики и ИКТ в основной школе.         Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:  настоящая рабочая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который   рассматривается   как   систематический   курс,   непрерывно   развивающий   знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.  Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,   дает   распределение   учебных   часов   по   темам.   В   программе   установлена оптимальная   последовательность   изучения   тем   и   разделов   учебного   предмета   с   учетом межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   логики   учебного   процесса,   возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.  Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира.   Они   отражают   феномен   реальности,   важность   которого   в   развитии   биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным о самой дисциплине и учебном предмете информатики. 7 Общая   логика   развития   курса   информатики   от   информационных   процессов   к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи.  Приоритетной   задачей   курса   информатики   в   школе   является   освоение   информационной технологии решения задачи. При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения информатики   в   старшей   школе   являются   информационные   системы,   преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.                   Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями некоторых изучаемых линий (модулей) в основной школе (8­9 класс), затем на следующей ступени обучения (10­11), изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых  понятий,   относящихся   к данному  модулю  и  т.д. Таких   “витков”  в  зависимости   от количества учебных часов обычно 2. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к   более   глубокому   всестороннему   изучению   основных   содержательных   линий   курса информатики   основной   школы.   С   другой   стороны   это   дает   возможность   осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ         «Информатика и ИКТ» относится к образовательной области «Математика». Настоящая программа   составлена   на   основе   «Примерной   программы   среднего   (полного)   общего образования   по   информатике   и   информационным   технологиям.   Базовый   уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10­11 классов в течении 69 часов (в том числе в X классе ­ 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе ­ 34 учебных часа из расчета 1   час   в   неделю).   Программа   соответствует   федеральному   компоненту   государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА       В соответствии с программой духовно­нравственного развития основной образовательной программы школы ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на: • • • • • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной  научной  картины  мира,  роль  информационных  процессов  в  обществе, биологических и технических системах; овладение  умениями  применять,  анализировать,  преобразовывать  информационные модели  реальных  объектов  и  процессов,  используя  при  этом  информационные  и коммуникационные  технологии  (ИКТ),  в  том  числе  при  изучении  других  школьных дисциплин; развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание  ответственного  отношения  к  соблюдению  этических  и  правовых  норм информационной деятельности;  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.             Основной  задачей  курса  является  подготовка  учащихся  на  уровне  требований, 8 общих   закономерностей   функционирования, предъявляемых  Обязательным  минимумом  содержания  образования  по  информатике   (в изучении   создания   и   применения информационных систем, преимущественно автоматизированных). Учебник   и   компьютерный   практикум   в   совокупности   обеспечивают   выполнение   всех требований   образовательного   стандарта   и   примерной   программы   в   их   теоретической     и практической     составляющих:  освоение   системы   базовых   знаний,     овладение   умениями информационной   деятельности,     развитие   и     воспитание   учащихся,     применение   опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности. Основные   содержательные   линии     общеобразовательного   курса   базового   уровня   для старшей   школы   расширяют   и   углубляют   следующие       содержательные   линии     курса информатики в основной школе: Линию   информация   и   информационных   процессов  (определение   информации,   измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации   в информационных системах;   информационные основы процессов управления); Линию   моделирования   и   формализации  (моделирование   как   метод   познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей). Линию   информационных   технологий  (технологии   работы   с   текстовой   и   графической информацией;   технологии   хранения,   поиска   и   сортировки   данных;   технологии   обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии). Линию   компьютерных   коммуникаций   (информационные   ресурсы   глобальных   сетей, организация и информационные услуги Интернет). Линию   социальной   информатики  (информационные   ресурсы   общества,   информационная культура, информационное право, информационная безопасность) Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются   «информационные   процессы»,   «информационные   системы»,   «информационные модели», «информационные технологии».  Содержание учебника инвариантно к типу   ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая   составляющая   курса   не   зависит   от   используемых   в   школе   моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.   В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из   трех   разделов.   Первый   раздел   «Основы   технологий»   предназначен   для   повторения   и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках   базового   курса   основной   школы.   К   таким   программным   средствам   относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный   процессор,   программа   подготовки   презентаций).   Задания   этого   раздела ориентированы на Microsoft Windows – Microsoft Office. Однако, при использовании другой программной   среды   (например,   на   базе   ОС  Linux),   учитель   самостоятельно   может адаптировать эти задания.  Задания   из   первого   раздела   практикума   могут   выполняться   учениками   в индивидуальном режиме и объеме.  Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной.  Ученикам, имеющим домашние компьютеры, эти задания могут быть предложены для домашнего выполнения. Второй   раздел   практикума   содержит   практические   работы   для   обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы:  «Выбор конфигурации  компьютера» и «Настройка BIOS».  Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе. 9 Программой   предусмотрено   проведение:  количество   практических   работ   –   19, количество контрольных работ ­ 4. Учебно­методический   комплект  является  мультисистемным  и  практические   работы  могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   Сформулированные   цели   реализуются   через   образовательные   результаты,   которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты. Образовательные   результаты   сформулированы   в   деятельностной  форме,   это   служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике. Личностные образовательные результаты: • готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни; • владение навыками соотношения получаемой  информации с принятыми в обществе   например   морально­этическими   нормами,   критическая   оценка моделями,   информации в СМИ; • умение   создавать   и   поддерживать   индивидуальную   информационную   среду, обеспечивать   защиту   значимой   информации   и   личную  информационную безопасность,   развитие   чувства   личной   ответственности   за   качество   окружающей информационной среды; • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику; • умение   осуществлять  совместную  информационную  деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; • повышение   своего   образовательного   уровня   и   уровня   готовности   к   продолжению обучения с использованием ИКТ. Метапредметные образовательные результаты: • получение   опыта   использования   методов   и   средств   информатики:   моделирования; информации; формализации компьютерного   эксперимента   при   исследовании   различных   объектов,  явлений   и процессов; структурирования и       • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно; • планирование  деятельности:   определение   последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,  составление плана и последовательности действий; • прогнозирование результата деятельности и его характеристики; • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном; • коррекция   деятельности:   внесение   необходимых   дополнений   и  корректив   в   план действий; • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи  (средства массовой   информации,   информационно­ телекоммуникационные системы, Интернет,  словари, справочники, энциклопедии  и   базы  данных,   электронные     10 др.); • умение   выбирать   средства   ИКТ   для   решения   задач   из   разных  сфер   человеческой деятельности; • моделирование   —   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в   знаково­ символическую модель; • выбор   языка   представления   информации   в   модели   в   зависимости   от   поставленной задачи; • преобразование   модели   —   изменение   модели   с   целью   адекватного   представления объекта моделирования; • представление  знаково­символических моделей  на естественном,  формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую. Предметные образовательные результаты:  в сфере познавательной деятельности: • освоение основных понятий и методов информатики; • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства   и   различия   протекания   информационных   процессов   в   биологических, технических и социальных системах; • выбор   языка   представления   информации   в   соответствии   с   поставленной   целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной   задаче   диалоговой   или  автоматической   обработки   информации   (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.); • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты; • оценка   информации   с   позиций   интерпретации   её   свойств   человеком   или   полнота,   объективность, (достоверность, автоматизированной   системой   актуальность и т. п.); • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе; • построение   моделей   объектов   и   процессов   из   различных   предметных   областей   с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.); • оценивание   адекватности   построенной   модели   объекту­оригиналу   и   целям моделирования; • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей; • построение   модели   задачи   (выделение   исходных   данных,   результатов,   выявление соотношений между ними); • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче; • освоение основных конструкций процедурного языка программирования; освоение  методики  решения  задач  по составлению  типового  набора учебных алгоритмов: использование   основных   алгоритмических  конструкций   для   построения   алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств; • умение   анализировать исполните ля   для   определения   возможности   или   невозможности   решения   с   их помощью задач заданного класса;   формального систему команд       • оценивание   числовых     необходимого   для   хранения   информации, информационных параметров     процессов   скорости (объёма   памяти, обработки и передачи информации и пр.); 11 • вычисление логических изучаемом языке   программирования;   построение   таблиц   истинности   и   упрощение   сложных высказываний с помощью законов алгебры логики; выражений, записанных   на     • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера; • определение   основополагающих   характеристик   современного  персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства; • решение   задач   из   разных   сфер   человеческой   деятельности   с   применением   средств информационных технологий; в сфере ценностно­ориентационной деятельности: • понимание   роли   информационных   процессов   как   фундаментальной   реальности окружающего   мира   и   определяющего   компонента  современной   информационной цивилизации; • оценка   информации,   в   том   числе   получаемой   из   средств   массовой   информации, свидетельств   очевидцев,   интервью;   умение   отличать  корректную   аргументацию   от некорректной; • использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников; • проблемы,   возникающие   при   развитии   информационной   цивилизации,   и   возможные пути их разрешения; • приобретение   опыта   выявления   информационных   технологий,   разработанных   со скрытыми целями; • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации; • авторское   право   и   интеллектуальная   собственность;   юридические   аспекты   и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности; в сфере коммуникативной деятельности: • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком; • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи; • овладение   навыками   использования   основных   средств   телекоммуникаций, формирования   запроса   на   поиск   информации   в   Интернете   с   помощью   программ навигации   (браузеров)   и   поисковых   программ,   осуществления   передачи информации по электронной почте и др.; • соблюдение   норм   этикета,   российских   и   международных   законов  при   передаче информации по телекоммуникационным каналам; в сфере трудовой деятельности: • определение   средств   информационных   технологий,   реализующих   основные информационные процессы; • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений; • рациональное   использование   широко   распространённых   технических   средств информационных   технологий   для   решения   общепользовательских   задач   и   задач учебного   процесса   (персональный   коммуникатор,   компьютер,   сканер,   графическая панель, принтер, цифровой  проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.),   усовершенствование   навыков,   полученных   в   начальной   школе   и   в   младших классах основной школы; • знакомство   с   основными   программными   средствами   персонального   компьютера   — инструментами   деятельности   (интерфейс,   круг   решаемых   задач,   система   команд, система отказов); 12 • умение тестировать используемое оборудование и программные средства; • использование   диалоговой   компьютерной   программы   управления   файлами   для определения  свойств, создания, копирования, переименования, удаления  файлов  и каталогов; • приближённое   определение   пропускной   способности   используемого   канала   связи путём прямых измерений и экспериментов; • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи; • использование   текстовых   редакторов   для   создания   и   оформления   текстовых документов   (форматирование,   сохранение,   копирование   фрагментов   и   пр.), усовершенствование   навыков,     полученных  в   начальной   школе   и   в   младших классах основной школы; • решение     задач     вычислительного    характера     (расчётных     и оптимизационных) путём   использования   существующих   программных  средств   (специализированные расчётные   системы,   электронные   таблицы)  или   путём   составления   моделирующего алгоритма; • создание   и   редактирование   рисунков,   чертежей,   анимаций,   фотографий,   аудио­   и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков,   полученных в начальной школе и в младших классах основной школы; • использование   инструментов   презентационной   графики   при   подготовке   и   проведении навыков, устных полученных в начальной школе и в младших классах основной школы; усовершенствование   сообщений,     • использование       инструментов       визуализации       для       наглядного  представления числовых данных и динамики их изменения; • создание и наполнение собственных баз данных; • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера; в сфере эстетической деятельности: • знакомство   с   эстетически­значимыми   компьютерными   моделями   из   различных образовательных областей и средствами их создания; • приобретение   опыта   создания   эстетически   значимых   объектов  с   помощью возможностей   средств   информационных   технологий   (графических,   цветовых, звуковых, анимационных); в сфере охраны здоровья: • понимание   особенностей   работы   со   средствами   информатизации,   их   влияния   на здоровье   человека,   владение   профилактическими  мерами   при   работе   с   этими средствами; • соблюдение   требований   безопасности   и   гигиены   в   работе   с   компьютером   и   другими средствами информационных технологий.  Информация и способы её представления Ученик научится: • использовать   термины   «информация»,   «сообщение»,   «данные»,   «кодирование»,   а   также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; • использовать основные способы графического представления числовой информации. Ученик получит возможность: 13 • познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу   между   математической   (формальной)   моделью   объекта   и   его   натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием; • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1; • познакомиться   с   тем,   как   информация   (данные)   представляется   в   современных компьютерах; • познакомиться с двоичной системой счисления; • познакомиться   с   двоичным   кодированием   текстов   и  наиболее   употребительными современными кодами. Основы алгоритмической культуры Ученик научится: • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем; • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей; • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды); • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); • использовать логические значения, операции и выражения с ними; • понимать   (формально   выполнять)   алгоритмы,   описанные   с   использованием   конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; • создавать   алгоритмы   для   решения   несложных   задач,   используя   конструкции   ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины; • создавать   и   выполнять   программы   для   решения   несложных   алгоритмических   задач   в выбранной среде программирования. Ученик получит возможность: • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами; • создавать программы для решения несложных задач,  возникающих в процессе учёбы и вне её. Использование программных систем и сервисов Ученик научится: • базовым навыкам работы с компьютером; • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных   средств   и   сервисов   (файловые   системы,   текстовые   редакторы,   электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); • знаниям, умениям и навыкам для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии. Ученик получит возможность: • познакомиться   с   программными   средствами   для   работы   с   аудиовизуальными   данными   и соответствующим понятийным аппаратом; • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.; 14 • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в   современных   научно­технических   исследованиях   (биология   и   медицина,   авиация   и космонавтика, физика и т. д.). Работа в информационном пространстве Ученик научится: • базовым   навыкам   и   знаниям,   необходимым   для   использования   интернет­сервисов   при решении учебных и внеучебных задач; • организации   своего   личного   пространства   данных   с   использованием   индивидуальных накопителей данных, интернет­сервисов и т. п.; • основам соблюдения норм информационной этики и права. Ученик получит возможность: • познакомиться   с   принципами   устройства   Интернета  и   сетевого   взаимодействия   между компьютерами, методами поиска в Интернете; • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена   ли   она  доказательствами;   познакомиться   с   возможными   подходами   к   оценке достоверности   информации   (оценка   надёжности   источника,   сравнение   данных   из   разных источников и в разные моменты времени и т. п.); • узнать о том, что в сфере информатики и информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты; • получить представление о тенденциях развития ИКТ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Информация (7 часов) Основные   подходы   к   определению   понятия   «информация».   Дискретные   и   непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.   Кодирование   информации.   Языки   кодирования.   Формализованные   и неформализованные   языки.   Выбор   способа   представления   информации   в   соответствии   с поставленной задачей. Компьютерный практикум Практическая работа №1 «Измерение информации». Контрольная работа № 1 «Информация». Раздел 2. Информационные процессы в системах (11 часов) Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии  отбора. Хранение  информации;  выбор способа  хранения информации.  Передача информации.   Канал   связи   и   его   характеристики.   Примеры   передачи   информации   в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации   на   основе   формальных   правил.   Алгоритмизация   как   необходимое   условие автоматизации.   Возможность,   преимущества   и   недостатки   автоматизированной   обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Компьютерный практикум Практическая работа № 2 «Автоматическая обработка данных». Практическая работа № 3 «Шифрование данных». Контрольная работа № 2  «Хранение, передача и обработка информации». Раздел 3. Информационные модели (6 часов) Информационное   моделирование   как   метод   познания.   Информационные   (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность   моделей   моделируемым   объектам   и   целям   моделирования.   Формы представления   моделей:   описание,   таблица,   формула,   граф,   чертеж,   рисунок,   схема. 15 Основные этапы построения  моделей.  Формализация  как важнейший  этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности. Компьютерный практикум Практическая работа № 4 «Структуры данных: графы, таблицы». Практическая работа № 5 «Управление алгоритмическим исполнителем». Контрольная работа № 3 «Информационные модели». Раздел 4. Программно­технические системы реализации  информационных процессов (11 часов) Компьютер   –   универсальная   техническая   система   обработки   информации.   Аппаратное   и программное   обеспечение   компьютера.   Архитектуры   современных   компьютеров. Многообразие   операционных   систем.   Программные   средства   создания   информационных объектов,   организации   личного   информационного   пространства,   защиты   информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей. Компьютерный практикум Практическая работа № 6 «Выбор конфигурации компьютера». Практическая работа № 7 «Представление чисел». Практическая работа № 8 «Представление текстов, графики и звука». Контрольная работа № 4 «Дискретные модели данных на компьютере» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ № п/п Тема  Количество часов  Теории Практики Контроля Всего 1 Информация 2 Информационные процессы в системах 3 Информационные модели 4 Программно­технические системы  реализации информационных процессов 5 8 3 7 Итого:  23 1 2 2 3 8 1 1 1 1 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать 7 11 6 11 35 16 • • • • • • • • три философские концепции информации понятия «кодирование» и «декодирование» информации сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема роль информационных процессов в системах современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, «шум» и способы защиты от шума основные типы задач обработки информации что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска» • • • физические способы защиты информации • • программные средства защиты информации что   такое   информационная   модель   ­   этапы   информационного   моделирования   на компьютере архитектуру персонального компьютера основные принципы представления данных в памяти компьютера назначение и топологии локальных сетей технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) что такое Интернет, систему адресации в Интернете (IP ­адреса, доменная система имен), способы организации связи в Интернете • • • • • • уметь • • • • • • • • • • • • • • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте решать   несложные   задачи   на   измерение   информации,   заключенной   в   сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) анализировать состав и структуру систем сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам рассчитывать   объем   информации,   передаваемой   по   каналам   связи,   при   известной скорости передачи осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях применять меры защиты личной информации на ПК строить граф­модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы строить табличные модели по вербальному описанию системы строить алгоритмы управления учебными исполнителями осуществлять   трассировку   алгоритма   работы   с   величинами   путем   заполнения трассировочной таблицы подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения работать в среде операционной системы на пользовательском уровне Критерии и нормы оценки Оценка практических работ Оценка «5»  • Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности • действий;  проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;  17 • • • соблюдает правила техники безопасности;  в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;  правильно выполняет анализ ошибок.  Оценка «4» ставится, если  • выполнены требования к оценке 5, но допущены 2­3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.  Оценка «3» ставится, если  • • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;  в ходе проведения работы были допущены ошибки.  Оценка «2» ставится, если  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;  работа проводилась неправильно.  Оценка «1» ставится в том случае, если  • • ученик совсем не выполнил работу.  Оценка устных ответов Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся  • • • правильно   понимает   сущность   вопроса,   дает   точное   определение   и   истолкование основных понятий;  правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;  строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.  Оценка «4» ставится, если  • • ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации,   без   использования   связей   с   ранее   изученным   материалом   и   материалом, усвоенным при изучении других предметов;  учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.  Оценка «3» ставится, если учащийся  • • • • правильно  понимает   сущность  вопроса,   но  в  ответе  имеются   отдельные   пробелы   в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;  умеет   применять   полученные   знания   при   решении   простых   задач   по   готовому алгоритму;  допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух­трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;  допустил четыре­пять недочетов. Оценка «2» ставится, если учащийся  • не   овладел   основными   знаниями   и   умениями   в   соответствии   с   требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.  Оценка «1» ставится в том случае, если ученик  18 • не может ответить ни на один из поставленных вопросов.  Оценка тестовых работ Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся  • • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;  допустил не более 5% неверных ответов.  Оценка 4 ставится, если  • выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).  Оценка 3 ставится, если учащийся  • • выполнил   работу   в   полном   объеме,   неверные   ответы   составляют   от   20%   до   50% ответов от общего числа заданий;  если   работа   выполнена   не   полностью,   но   объем   выполненной   части   таков,   что позволяет получить оценку.  Оценка 2 ставится, если  • • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий; работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.  Оценка 1 ставится в том случае, если  • ученик совсем не выполнил работу.  Критерии оценок для теста:  Оценка «5» ­ 86% и выше  Оценка «4» ­ 71% ­ 85%  Оценка «3» ­ 50% ­ 70%  Оценка «2» ­ 49% и ниже  Критерии оценок для творческого проекта:  • • • • • эстетичность оформления,  содержание, соответствующее теме работы,  полная и достоверная информация по теме,  отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,  актуальность выбранной темы в учебно­воспитательном процессе  19 Календарно­тематическое планирование по информатике и ИКТ Класс: 10 класс Количество часов за год всего 35 часов, в неделю 1 час. Плановых практических работ 8, контрольных работ 4. Планирование составлено на основе: Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2­11 классы / Сост.: М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Учебник:  Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10­11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 5­е изд.– М.: БИНОМ. 2010. – 584с. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил. № урока Дата проведения План Фактически Тема урока Планируемые результаты обучения (ЗУН) 1 четверть Раздел 1. Информация (7 часов)  Введение. Структура  информатики. Правила ТБ. Иметь представление о предмете изучения.  Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе на компьютере. Знать определение информации, три философские концепции   информации; понятие  информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике,   теории информации Знать что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование»,  «дешифрование» Уметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую; определять длину кода, количество   различных комбинаций. Знать сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;  определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, 20 1/1 2/2 3/3 02.09 09.09 16.09 Понятие информации. Представление информации,  языки, кодирование. 4/4 23.09 Измерение информации. Объемный подход. 5/5 30.09 Содержательный подход. 6/6 7/7 8/1 9/2 07.10 14.10 21.10 28.10 Практическая работа №1  «Измерение информации». Контрольная работа № 1  «Информация». Введение в теорию систем. Информационные процессы в  естественных и искусственных системах. Раздел 2. Информационные процессы в системах (11 часов) Кб, Мб, Гб; Уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з.  (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет количества  информации в разные единицы Знать сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;  определение бита с позиции содержания сообщения  Уметь решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении,  используя содержательный подход (в равновероятном приближении). Уметь определять количество информации с использованием различных подходов к  определению количества информации.  Уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о способах измерения  информации.  Знать понятие система; структура системы; свойства    системы; подсистема; системный  подход в науке и практике.  Уметь приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать  состав и структуру систем. Знать типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и  искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления. Уметь анализировать состав и структуру систем; различать связи материальные и информационные. 2 четверть Знать носитель информации;  история развития носителей информации; современные  (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Уметь сопоставлять  различные цифровые носители по их техническим  свойствам. Знать модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;  основные характеристики каналов   связи: скорость передачи, пропускная способность;  понятие «шум» и способы защиты от шума. Уметь рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной   скорости передачи. 10/3 11.11 Хранение информации. 11/4 18.11 Передача информации. 12/5 25.11 Обработка информации и алгоритмы. Знать основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки  информации;  понятие алгоритма обработки  информации. 21 13/6 02.12 Автоматическая обработка  информации. 14/7 15/8 09.12 16.12 Практическая работа №2  «Автоматическая обработка  данных». Контрольная работа № 2  «Хранение, передача и обработка  информации». 16/9 23.12 Поиск данных. 17/10 13.01 Защита информации. 18/11 20.01 19/1 20/2 27.01 03.02 Уметь разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на  обработку информации. Знать, что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и  свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему  команд алгоритмической  машины Поста. Уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста  Уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста. Уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных  информационных процессах. Знать, что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое  «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска;  алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется  поиск в иерархической структуре данных. Уметь осуществлять поиск данных в структурированных  списках,    словарях, справочниках, энциклопедиях; осуществлять поиск в иерархической файловой  структуре компьютера. 3 четверть Знать виды угроз для числовой информации; физические способы защиты  информации;  программные средства защиты информации; что такое  цифровая подпись и цифровой  сертификат. Уметь применять  меры защиты личной информации на ПК Знать что такое криптография.  Уметь применять простейшие   криптографические шифры (в учебном режиме).  Практическая работа № 3  «Шифрование данных». Раздел 3. Информационные модели (6 часов) Компьютерное информационное  моделирование. Структуры данных. Знать определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного  моделирования на компьютере. Уметь характеризовать этапы информационного моделирования на компьютере. Знать что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы   табличных  моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются  22 21/3 10.02 22/4 17.02 23/5 24/6 24.02 02.03 25/1 09.03 26/2 27/3 28/4 16.03 30.03 06.04 таблицы.  Уметь ориентироваться в граф­моделях; строить граф­модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить  табличные модели по вербальному описанию системы.  Практическая работа № 4  «Структуры данных: графы,  таблицы». Уметь ориентироваться в граф­моделях; строить граф­модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить  табличные модели по вербальному описанию системы. Алгоритм как модель деятельности. Знать понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок­схемы, учебный алгоритмический язык; что такое  трассировка алгоритма.  Уметь строить алгоритмы управления  учебными исполнителями; осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы Практическая работа № 5  «Управление алгоритмическим  исполнителем». Контрольная работа № 3  «Информационные модели». Уметь строить алгоритмы управления  учебными исполнителями.  Уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об  информационных  моделях Раздел 4. Программно­технические системы реализации информационных процессов (11 часов) Компьютер – универсальная  техническая система обработки  информации. Практическая работа № 6 «Выбор  конфигурации компьютера». Знать архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего  устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой архитектуры    ПК; основные   виды памяти ПК; что такое системная плата, порты ввода­вывода;  назначение  дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое  оборудование  и др.  Уметь подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения Программное обеспечение  компьютера. Знать что такое программное обеспечение ПК; структура ПО ПК.  Уметь определять виды ПО.  4 четверть Дискретные модели данных на  компьютере. Представление чисел. Знать основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление  целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы  представления вещественных чисел. 23 13.04 20.04 27.04 04.05 18.05 25.05 29/5 30/6 31/7 32/8 33/9 34/10 35/11 Практическая работа № 7  «Представление чисел». Представление текста, графики и звука. Практическая работа № 8  «Представление текстов, графики  и звука». Контрольная работа № 4  «Дискретные модели данных на  компьютере». Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей. Игра:   «Счастливый случай» Уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера. Уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера. Знать представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем  различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука.  Уметь вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета. Уметь вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию Уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении  данных в памяти компьютера Знать назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей  (каналы связи, серверы, рабочие станции); основные функции сетевой операционной  системы. Знать, что такое Интернет; систему адресации в Интернете; способы организации связи в Интернете. Свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний. Принятые сокращения в календарно­тематическом планировании: ФО – фронтальный опрос КР – контрольная работа                   ПР – практическая работа ИК – индивидуальный контроль                   КУЗ – контроль умений и знаний                   ЗУН – знания, умения и навыки 24 Контроль осуществляется в виде практических и контрольных работ.   Примеры контрольных работ Формы и средства контроля. Контрольная работа№1  «Информация» 1. Научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы – это … А) теоретическая информатика; Б) социальная информатика; В) прикладная информатика. 2. Согласно функциональной концепции информация и информационные процессы присущи … А) только живой природе; Б) только человеку; В) всем  материальным объектам мира. 3. Термин "информатизация общества" обозначает … 25 1) увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе; 2) массовое использование информационных и коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности; 3) массовое использование компьютеров; 4) введение изучения информатики во все учебные заведения. 4. Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой  информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести? 5. Процесс представления информации в виде, удобном для ее хранения и передачи – это … 1) кодирование;  2) шифрование; В) декодирование; Г) преобразование. 6. Первый в истории техники способ двоичного кодирования информации предложил … 1) Ж. Бодо; Б) С. Морзе; В) Н. Винер; Г) К. Шеннон. 7. Знаковая система представления и передачи информации – это … А) язык; Б) код; В) рисунок; Г) шифр. 8. Сколько Мбайт информации содержит сообщение объемом 227 бит?  9. Сколько битов информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали «даму пик»? 10. Алфавит племени Мульти состоит из 8 букв. Какое количество информации несет одна буква такого алфавита? 11. Некоторое сигнальное устройство за одну секунду передает один из трех сигналов. Сколько различных сообщений длиной в четыре  секунды можно передать при помощи этого устройства?  12. Из 128 имевшихся в корзине яблок взяли некоторое количество. Сколько яблок взяли, если сообщение о том, сколько яблок взяли, содержит 91 бит информации. В заданиях №12 и №13 напишите решение 26 13.  Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайт информации. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность использованного алфавита? Контрольная работа№2  «Хранение, передача и обработка информации» 1. Под носителем информации обычно понимают: а) линию связи; б) устройство для хранения данных в персональном компьютере; в) компьютер; г) материальную среду для хранения и записи информации. 2. Информационным процессом является: а) процесс строительства зданий и сооружений; б) процесс расследования преступлений; в) процесс производства электроэнергии; г) процесс извлечения полезных ископаемых. 3. Что такое система? 4. Выделите подсистемы системы «КОСТЮМ». 5.Приведите примеры естественных систем. 27 6. Как называется преднамеренная порча или уничтожение информации, а также информационного оборудования со стороны лиц не  имеющих на это права? а) утечка информации; б) несанкционированное воздействие; в) непреднамеренное воздействие. 7. Витя пригласил своего друга Сергея в гости, но не сказал ему код от цифрового замка своего подъезда, а послал следующее SMS­ сообщение:   “в   последовательности   чисел   3,   1,   8,   2,   6   все   числа   больше   5   разделить   на   2,   а   затем   удалить   из   полученной последовательности все четные числа”. Выполнив указанные в сообщении действия, Сергей получил следующий код для цифрового замка: а) 3, 1; б) 1, 1, 3; в) 3, 1, 3; г) 3, 3, 1. 8. Пропускная способность канала связи 10 Мбит/с. канал не подвержен воздействию шума (например, оптоволоконная линия).  Определите, за какое время по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 200 Кбайт. 9. «Шифр Цезаря». Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется следующей после нее буквой  в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зашифруйте слово ЧЕЛОВЕК. 10. «Шифр Виженера». Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 3 1 9 1 3 1 9 1 и т. д. Используя в качестве ключевого слова ВАГОН, закодируйте слово ПРАВИЛА. 11. Слово ТЙЩПЁ получено с помощью шифра Виженера с ключевым словом ВАЗА. Восстановите исходное слово. Контрольная работа№3  «Информационные модели» Часть А А1. Моделирование в информатике – это … а) процесс замены реального объекта моделью, которая отражает его существенные признаки, необходимые для достижения; б) процесс создания моделей одежды в салоне мод; в) процесс поиска нового, неформального решения задачи; г) процесс замены реального объекта другим материальным или идеальным объектом, похожим на него внешне. 28 А2. При построении модели необходимо … а) выделить все существующие свойства объекта; б) описать все существующие свойства объекта; в) выделить только те свойства объекта, которые существенны для решения поставленной задачи; г) описать расположение и структуру объекта. А3. Натурным моделированием называется такое моделирование, при котором … а) объект описан с помощью математических формул; б) модель внешне похожа на объект; в) модель и объект имеют один общий признак; г) создается база данных, описывающая этот объект. А4. Информационной моделью объекта называется а) модель объекта внешне похожа на объект; б) описание свойств объекта; в) модель, созданная на компьютере. А5. Математической моделью объекта называется … а) его описание с помощью математических выражений и формул; б) чертеж объекта; в) модель объекта внешне похожа на объект; г) таблица, в которой собраны все данные об объекте. А6. Организацию учебного процесса в школе описывает табличная информационная модель, которой является… а) план школьного здания и двора; б) расписание уроков; в) Устав школы; г) список учащихся школы. А7. Файловая структура операционной системы персонального компьютера наиболее может быть описана в виде… а) табличной модели; б) иерархической модели; в) натурной модели; г) математической модели. А8. Пары объектов, которые находятся в отношении "объект ­ модель": а) компьютер – данные; б) компьютер ­ его функциональная схема; 29 в) компьютер – программа; г) компьютер – алгоритм. А9. Граф – это … а) сокращенное название графика; б) графическое отображение состава и структуры системы; в) внешний вид системы; г) рисунок на экране монитора. А10. Корень дерева ­ это а) вершина, не имеющая порожденных; б) вершина, не имеющая исходных; в) любая вершина дерева; г) вершина, не имеющая ни порожденных, ни исходных. А11. Как называется граф иерархической системы? А12  Какой граф называется неориентированным? А13. В таблице приведена стоимость перевозок между соседними железнодорожными станциями. Укажите схему, соответствующую таблице. А14. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию населенного пункта ВОСТОЧНЫЙ и обнаружил следующее расписание автобусов для  всей районной сети:  30 Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте ЗАПАДНЫЙ согласно этому расписанию. б) 09:05 в) 11:25 а) 08:45 г) 12:45 Часть В. В1. Решите логическую задачу табличным способом: «Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову:  «Любопытно, что один из нас блондин, другой брюнет, третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос у каждого из друзей?» В2. Три подруги вышли в белом, зелёном и синем платьях и туфлях. Известно, что только у Ани цвета платья и туфлей совпадали. Ни туфли,  ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определить цвета платья и туфель на каждой из подруг. Контрольная работа№4  «Дискретные модели данных на компьютере» 1. Электронный блок, управляющий работой внешнего устройства, называется: А) адаптер (контроллер); В) общая шина; Б) драйвер; Г) интерфейс. 31 2. Сопоставьте программы с видами ПО. Название программы 1) Браузер 2) Текстовый процессор 3) Архиватор 4) Операционная система 5) Система программирования на Паскале 6) Издательские системы 7) Антивирусная программа 8) Системы мультимедиа Ответ запишите в виде таблицы 3) 2) 1) а) Системное ПО Вид ПО б) Прикладное ПО общего назначения в) Прикладное профессионально  ориентированное ПО г) Системы программирования 4) 5) 6) 7) 8) 3.  Драйвер­ это: А) устройство длительного хранения информации; Б) программа, управляющая конкретным внешним устройством;                          В) устройство ввода; Г) устройство вывода. 4. Переведите число 856 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. 5. Переведите числа в десятичную систему счисления.  А8 = 341; А16 = Е41; А5= 34,1. 6. В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:  Символ  Десятичный код  Шестнадцатеричны й код  1 4 3 3  5  5  5 3 5  1  A 6 4 6  2  B 6 4 1  1  Q 8 5 7  1  a  9 6 8 2   9  1  b 9 6 32 А 71;  )  )  Б 83;  ) В А1;  Г) В3. 7. Вычислите сумму чисел X и Y, если  X=1101112  Y=1358 Результат представьте в двоичном виде.  А В 11010 Б 10100 )  1002 )  1002 ) 112 100100 Г) 100101002 8. Для кодирования цвета фона web­страницы используется атрибут bgcolor="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения   интенсивности   цветовых   компонент   в   24­битной   RGB­модели.   Какой   цвет   будет   у   страницы,   заданной   тэгом   ?  А) белый; Б) зеленый; В) красный; Г) синий. 9. Какой объем видеопамяти в килобайтах нужен для хранения изображения размером 600х350 пикселей, использующего 8­цветную палитру? 10. Какой топологии локальных сетей не существует? А) кольцевой; Г) шинной;   Б) пирамидальной; Д) древовидной. В) радиальной; 33

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  ИНФОРМАТИКА 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017