Рабочая программа по предмету: Изобразительное искусство (4 класс школ 8 вида)
Оценка 4.9

Рабочая программа по предмету: Изобразительное искусство (4 класс школ 8 вида)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
4 кл
05.01.2017
Рабочая программа по предмету: Изобразительное искусство (4 класс школ 8 вида)
Рабочая программа составлена на обучение учащихся 4 класса. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, поэтому данная программа рассчитана на данных учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особеностейРуководство для учителя
Рабочая программа ИЗО 4 класс Гульназ.docx

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

«Рассмотрено»

на заседании ШМО ___________________________

Руководитель МО__________ /ФИО                          ./

«___»_________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

  ____________   /. / «___»___________2015г.

  «Утверждено»

Директор

  __________       /З.А. Аглиуллина / «___»_________2015г.

Приказ №_____от________________

 

 

 

 

Рабочая программа

(вариант 1)

по предмету: Изобразительное искусство

образовательная область: искусство

класс      4

          

2015 -2016 учебный год

 

 

 

                                                                                                                                    Разработала учитель Набиуллина Гульназ Хамзиевна

 

 

 

 

 

Уфа - 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.      

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………...

3

2.      

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»…….. .. ………………………

5

3.      

Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане…………………....

7

4.      

Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»…..

8

5.      

Программа формирования базовых учебных действий……………………………………………………..

13

6.      

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»………............ .... ………………………..

15

7.      

Тематическое планирование………………………………………………………………………………..…

18

8.      

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования………………………………………………………………………………

27

9.      

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………….

31

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Адаптированная основная образовательная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Преподавание предмета: "Изобразительное искусство" ведётся по программе: "Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013". Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.                                                                     

Данная программа разработана на основе следующих  нормативно -  правовых документов: Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Учебного плана образовательного учреждения. Концепции  специальных      федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в коррекционных образовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Изобразительное  искусство в коррекционной школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в комплексе с другими учебными предметами оказывает существенное коррекционно-развивающее действие на учащихся. Уроки изобразительного искусства влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), способствуют формированию личностных качеств, эстетического восприятия, помогают в решении проблем  социализации и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа курса «Изобразительное искусство» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования. В системе предметов образовательной школы курс «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели: развитие у учащихся младших классов коррекционной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эстетических чувств на основе знакомства с отдельными произведениями изобразительного,  декоративно-прикладного и народного искусства; формирование изобразительных навыков и коррекция недостатков развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; 

- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; 

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; 

- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; 

- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; 

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства осуществляется по направлениям: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие высших психических функций. Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность.  Общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях коррекционной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с трудовым обучением, математикой, чтением и развитием речи, письмом и развитием речи, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Данная программа включает  следующие разделы: «Декоративное рисование», «Рисование с натуры», «Рисование на темы», «Беседы об изобразительном искусстве». Каждый раздел имеет свою специфику и решает свои задачи .Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений в первом классе, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия.

Программный материал дан в небольшом объёме с учётом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений, практического их применения, в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта учащихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках. В основе программы по изобразительному искусству лежит концентрический принцип расположения материала. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать, совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь. Темы разбиты по четвертям с указанием вида работы, с учетом времени года. В программе  учтены  принципы научности и доступности изложения материала .В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Изобразительное искусство предполагает сформировать у учащихся стремление и привычку к посещению музеев,  выставок, умения выделять собственные предпочтения в восприятии искусства и наличие эмоциональных переживаний, объединяющих его с другими людьми; умение применять эстетические ориентиры в организации обыденной жизни и праздника; умение владеть опытом художественного творчества. На уроках изобразительного искусства есть все возможности формировать жизненные компетенции в целом (коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, культуроведческая, информационная, учебно – познавательная,  компетенция личностного самосовершенствования), не отделяя их, и тем более, не определяя их значимость в учебном и процессе. Программа предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО»

В связи с отсутствием учебников по изобразительной деятельности для коррекционных школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для реализации программы по изобразительному искусству используются учебные пособия для общеобразовательных учреждений, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс, Кузин В.С., «Дрофа», 2013.   

Изобразительное искусство   - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающего мира, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительной деятельностью зрительно-двигательный опыт составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества. Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности ребенка с нарушениями интеллекта, когда затруднены многие каналы поступления информации, нарушена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Изобразительное искусство как учебный предмет несет в себе огромный коррекционный потенциал. Наглядное, чувственное знакомство с предметами   положительно влияет на развитие восприятия пространства и пространственных представлений. В процессе занятий рисованием происходит активное накопление  представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, глазомер: учащиеся понимают перспективу и отношение частей целого, их взаимосвязь и общее представление;  зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Учащиеся получают огромное наслаждение, создавая, фантазируя, осознавая глубокие понятия жизни и творчества.    Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения   в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию   зрительно - двигательной координации. В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей навыков письма. Под воздействием занятий   рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся   более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный,   мотивированный и целенаправленный характер. Поэтому основная  задача уроков состоит  в том, чтобы в процессе занятий изобразительным искусством преодолеть или сгладить присущие им недостатки. Для решения задач по изобразительному искусству предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:                                                                                                                                     -практико-ориентированная направленность содержания обучения;                                                                                                          -применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;                                                                                                                                                                                                  -применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;
  • коррекционно – развивающую;
  • коррекционно – воспитательную;
  • воспитание положительных качеств личности;
  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используется на уроках индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        В соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для  1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Подготовительный -1-4 классы», Москва, Просвещение, 2013г. изобразительное искусство изучается в 4 класс по 1часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа .

 Класс

      Изобразительное искусство                (кол. часов в неделю)                                     

 

            Изобразительное искусство                                                                  (кол. часов в год)

 

      4                   444

                     1            

                                           35

 

 

 

4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

Личностными результатами изучения изобразительного искусства являются:

-  Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;          -  Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

-  Развитие аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

-  Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

-  Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

 

Предметными результатами изучения к изобразительного искусства являются:

-  знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-  понимание образной природы искусства;

-  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-  применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-  способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

-  умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-  умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-  способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

-  способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-  умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-  освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-  овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

-  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-  умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

-  изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-  умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

-  способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-  умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-  выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИССКУСТВУ

Ученик научится:                                                                                                                                                                                                                      - Различать виды художественной деятельности.

- Различать виды и жанры в ИЗО.

- Понимать образную природу искусства.

- Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

- Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

- Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

- Обсуждать и анализировать произведения искусства.

- Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.

- Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

- Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

- Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

- Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.

- Овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

- Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

 

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

- Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

- Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

- Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

- Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

- Овладеть на практике основами цветоведения.

- Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

- Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.                                                                             - Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

 

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

 

Минимальный уровень

Достаточный уровень

· знание видов и жанров изобразительного искусства; видов художественных работ;
· знание фамилий и имен некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;
· знание названий музеев родного города;
· знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
· знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др;
· умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
· умение следовать при выполнении работы
инструкциям учителя; целесообразно организовать
свою изобразительную деятельность; планировать
работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практичес- кой работы;
· умение изображать с натуры, по памяти, соответствии с темой;
· умение применять приемы работы карандашом, аква- рельными красками с целью передачи фактуры предмета;
· умение ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
· умение адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.

· знание отличительных признаков видов изобразительно- го искусства; форм произведений изобразительного искусства;
· знание особенностей некоторых материалов, использу- емых в изобразительном искусстве;
· знание основных изобразительных, выразительных и гармоничных средств изобразительного искусства;
· знание законов и правил цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
· знание названия крупнейших музеев страны;
· умение находить необходимую дляbвыполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
· следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
· умение оценивать результаты собственной худо- жественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
· умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

· умение рисовать с натуры, по памяти после предвари- тельных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
· умение различать и передавать в художественно-творчес- кой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу.

 

5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.  Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые  содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной  активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

 

Задачами реализации программы являются:

-         формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

-         овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-         развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

-         обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-         реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-         формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

-         обеспечение целостности развития личности обучающегося.

 

Состав базовых учебных действий:

 

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации:

- положительное отношение к окружающей действительности,

- готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения:

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быт;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.  .

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, активно участвовать в деятельности;

- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;

- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников:

-  выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО»

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:                                                                                           -рисование с натуры,                                                                                                                                                                                         -декоративное рисование,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               -рисование на темы,                                                                                                                                                                                                         -беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры всегда предшествует наблюдение, подробное изучение и анализ предмета. Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше характерных признаков предмета используется приём сравнения своего рисунка с натурой. Существенное значение для этого имеет развитие у учащихся умения использовать осевую линию, а также пользоваться контрольными (дополнительными)линиями. В 4 классе на уроках изобразительного искусства учащиеся учатся анализировать (определять форму, цвет. величину составных частей); изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; учатся правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

 

Декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для различных предметов обихода, оформления праздничных плакатов, открыток и т.д. Учащиеся 4 класса учатся  последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Задания декоративного характера даются в определённой системе: составление узоров по готовым образцам; составление узоров из данных элементов; составление узоров по заданной схеме; самостоятельное составление узоров. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства, получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Основное внимание при обучении декоративному рисованию уделяется овладению учащимися умением правильно воспринимать изображение (образцы), определять последовательность выполнения рисунка.

Рисование на темы наиболее сложный вид занятий для школьников с ОВЗ, т.к. он основывается на представлениях. Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков литературных произведений. Качество рисунков, выполненных на заданную тему, напрямую зависит от прошлого опыта учащихся. В связи с этим тематическое рисование можно разделить на 3 раздела: рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся; рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не  изображавшихся; рисование предметов и явлений, которые учащимися никогда не наблюдались и не изображались. Урокам рисования на темы предшествуют уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта. Учащиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах. В 1-3 классах все предметы изображаются в один ряд, на первом плане, а начиная, с 4 класса рисунок разрабатывается с двумя планами. Рисование на темы развивает у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об изобразительном искусстве. Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования идет обогащение словаря и развития речи учащихся, по коррекции недостатков произношения. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение ведется систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. Занятия  проводятся в кабинете ИЗО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусмотрены: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы.                                                                                                                        

Учебно - методический план

 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.                  

Декоративное раскрашивание

16

2.                  

Рисование с натуры

9

3.                  

Рисование на темы.

7

4.                  

Беседы об изобразительном искусстве.

3

 

 

Итого:

35

 

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

БУД

Область развития жизненных компетенций

Домашнее задание

Дата

план

факт

I четверть

1.    

Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картине

1

Вводная беседа о принадлежностях для рисования.

Уметь   правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

Умение  осуществлять простейшее планирование своей

деятельности и придерживаться плана при выполнении   

рисунка;

Составить рассказ по картине «Натюрморт из овощей и фруктов»

4.09.

 

2.    

Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор)

1

Наблюдение за изображаемым объектом (грибами).

Разгадывание загадок о грибах съедобных и несъедобных.

Рассматривание альбома с изображением грибов

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

Умение  определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

Описать белый гриб с натуры.

11.09.

 

3.    

Рисование узора в полосе из листьев и ягод

1

Наблюдение за изображаемым объектом (листьями).

Рассматривание осенних листьев.

Д/и «Какого дерева лист?»

Составление и рисование узора

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

Умение  адекватно оценивать собственные  мысли, действия и поведение  других людей; работать самостоятельно;

Сбор осенних листьев.

18.09.

 

4.    

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе

1

Демонстрация изделий декоративно-прикладного искусства.

Составление композиций из натуральных объектов, затем рисование в полосе.

 

Уметь анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

Умение  сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами;

Учиться чертить ровные линии при помощи линейки.

25.09

 

5.    

Рисование геометрического узора в квадрате

 

 

1

Построить в квадрате  осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

Умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища с помощью учителя;

Учиться чертить осевые линии.

2.10.

 

6.    

Рисование в квадрате узора из веток с листочками (по осевым линиям)

1

Построить в квадрате  осевые линии, в полученные треугольники зарисовать веточки с листочками

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

Умение воспринимать целостную  картину мира через единство предметного мира и  мира природы.

Учиться чертить осевые линии.

9.10.

 

7.    

Деревья осенью. Беседа по картине

1

Вспомнить признаки осени. Рассматривание картины Левитана и беседа по содержанию

Составление рассказа об осенних деревьях.

Чтение стихов об осени.

Уметь передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

Умение овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

Просмотр альбома с изображением осенних деревьев.

16.10

 

8.-9.

 Осенний пейзаж

Деревья  в парке

(акварель)

2

Вспомнить признаки осени. Рассматривание картины Левитана и беседа по содержанию

Составление рассказа об осенних деревьях.

Чтение стихов об осени.

Уметь передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

Умение овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

Просмотр альбома с изображением осенних деревьев.

23.10

30.10.

 

II четверть

10.

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике

1

Работа по обогащению словаря и развитию речи. Демонстрация произведений народных мастеров.

Рассматривание репродукций.

Уметь  анализировать свой рисунок (по отдельным вопросам учителя);

Умение давать  словесный отчет о выполненных действиях.

Закрасить орнамент карандашами.

6.11.

 

11.

Декоративное рисование. Орнамент в квадрате. Беседа по картине

1

Работа по обогащению словаря и развитию речи. Демонстрация произведений народных мастеров.

Рассматривание репродукций.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемой иллюстрации.

Умение давать словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению.

Составить рассказ по картине.

13.11.

 

12.

Рисование в квадрате узора из веток ели.

1

Построить в квадрате  осевые линии, в полученные треугольники зарисовать веточки ели и закрасить цветными карандашами

Уметь употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

Умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов.

Сравнение ветви ели и ветви сосны.

20.11.

 

13.

Рисование с натуры ветки ели

1

Наблюдение за елью и ее ветвями из окна.  Словарная работа: формат – границы изображения в живописных произведениях. Определить, в какой формат впишется ветвь ели.

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

Умение общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

Рассматривание альбома.

27.11.

 

14.

Рисование с натуры праздничных флажков

1

Карандаш оставляет на бумаге след. Это линия. С помощью линии воспроизвести границы видимых форм предметов – флажков.

Уметь   правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.

Умение ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

Закрасить гирлянду из флажков.

4.12.

 

15.

Рисование с натуры елочных украшений

1

Подобрать игрушки так, чтобы они не повторялись по форме и размеру, красиво дополняли друг друга по цвету.

Продумать композицию – расположение ёлочных украшений на листе.

Уметь передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме).

Умение сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе.

Нарядить елку.

11.12.

 

17.

Рисование на тему «Снеговик»

1

Рассмотреть формы снеговика. Выявить   их выразительность., четкость, конкретность.

Подумать, как расположить персонаж на плоскости листа.

  Анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

Умение применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;

Как форма помогает создать настроение.

18.12.

 

18.

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

1

Продумывание, что изобразить, как соединить вместе отдельные предметы и персонажи, как расположить их на плоскости листа.

 Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь).

Соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

Закрасить маски к новогоднему утреннику.

25.12.

 

III четверть

19.

Рисование с натуры. Рамка для картин

1

Рассматривание натуры. Определение формы, величины, цвета.

Правильное размещение на листе бумаги.

Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

Умение овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

Аккуратно закрасить изображение, соблюдая контуры.

15.01.

 

20.

Рисование с натуры. Игрушки-рыбки

1

Работа восковыми мелками.

Выявить части строения рыбки: плавники, чешуя, хвост. Фон закрасить акварельными красками.

Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

Умение контролировать свои  действия; работать по инструкциям, алгоритму.

Рассматривание рыбок в изображении детей другого класса.

22.01.

 

21.

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей»

1

Работа над фоном: он может быть ярче  и образовывать контраст, с цветом рыбок, выделяя и подчеркивая их;  может быть близким по цвету к самим рыбкам.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Умение понимать  особенности образного  языка разных видов изобразительного искусства и их роли в жизни человека и общества;

Сближенные цвета, контрастные цвета.

29.01.

 

22.

Рисование с натуры портфеля

1

Рассматривание натуры. Определение формы, величины, цвета. Правильное размещение на листе бумаги.

Уметь  анализировать свой рисунок (по отдельным вопросам учителя);

Уметь правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

Аккуратно закрасить изображение, соблюдая контуры.

5.02.

 

23.

Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность»

1

Равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям

Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

Умение применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;

Аккуратно закрасить изображение, соблюдая контуры.

12.02.

 

24.

Рисование открытки ко Дню защитника Отечества

1

Продумывание, что изобразить, как соединить вместе отдельные предметы и персонажи, как расположить их на плоскости листа.

 Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь).

Соблюдать технику безопасности и правила личной гигиены при работе с инструментами и материалами;

Изготовить и раскрасить открытки ко Дню защитника Отечества

19..02.

 

25.

Узор для косынки треугольно формы

1

Треугольник – готовая форма. Определить, что такое узор (стилизован- ный рисунок растений, птиц или животных, который используется в качестве изображения).

Передавать в рисунке форму треугольных предметов в несложном пространственном положении;

Умение давать полный словесный отчет о выполненных действиях.

Найти повторяющиеся элементы в орнаменте башкирского шаршау.

26.02.

 

26.

Рисование узора в круге - расписная тарелка

1

Придумывание центрального элемента орнамента в круге.

Рассматривание башкирской керамики.

Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); 

Умение  определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

Придумать новый геометрический орнамент, выполнить его в технике мозаики.

4.03.

 

27.

Рисование в полосе узора из чередующихся геометрических фигур

1

Рассматривание изделий (полотенце, коврик, одежда), где можно увидеть орнамент в полосе.

Ленточный орнамент, сетчатый орнамент.

 

 

Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); 

Умение  осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении      

рисунка;

Составить схему сетчатого орнамента.

11.03.

 

28

Рисование с натуры башни из элементов строительного материала

1

Рассмотреть формы и линии, характерные для башни. Продумать расположение частей. Обратить внимание, что для архитектурных сооружений характерна симметрия.

Уметь передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

Умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

Построить макет дворца к сказке «Маленький Мук».

18.03.

 

IV четверть

29.

Декоративное рисование открытки. Спутник  летит.

1

Беседа о Дне космонавтике.

Подумать о размещении рисунка на листе бумаги, что изобразить, как соединить отдельные предметы.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Умение овладевать свойствами графических, изобразительных действий.

Подарить открытку родителям, рассказать, что они знают о космосе.

8.04.

 

 

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

1

Узнавание и различение в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения.

Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

Способствовать  социализации младших школьников.

Сравнение предметов по цвету, форме, величине.

15.04.

 

30.

Рисование с натуры праздничного первомайского флажка и воздушных шаров.

1

Определить формат изображения  (вертикальный, горизонтальный).

Определить внешние очертания флажков и шаров.

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

Умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Аккуратно закрасить изображение, соблюдая контуры.

22.04.

 

31.

Тематический рисунок. Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками.

1

Подумать, чем особенным отличается твой дом. Может быть резными наличниками на деревянных окошках.  Или, наоборот, ты живешь в многоэтажном доме и вся его красота в ритме прямоугольных окон.

Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства

Умение обосновывать  этапы выполнения работы;

Выполнить работу на эту же тему, пользуясь графическими материалами – тушью или мелками.

29.04.

 

32.

Праздник Великой Победы

1

Углубить представление

о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., запечатленном в произведениях разных видов искусства. Познакомить с произведениями изобразительного искусства разных жанров, посвященными подвигу нашего народа. Закрепить навыки работы с художествен- ными материалами.

 

Уметь использовать правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция).

.

 

Уметь строить речевое монологическое высказывание об особенностях скульптуры как жанра изобразительного искусства, о подвигах народа в войне, об образе защитника Отечества, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи;  участвовать в коллективном обсуждении выполненных работ, отстаивать собственное мнение; проговаривать этапы работы над композицией; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

 

Придумать эскиз памятника Великой Победы

 

6.05.

 

33.

Рисование узора в полосе из цветов и листьев

1

Рассматривание полотенец, вышитых башкирскими мастерицами крестиком и тамбуром.

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

Умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Придумать узор для вышивки на полотенце.

13.05.

 

34.

Рисование узора в круге из цветов и листочков

1

Рассматривание изделия художествен- ного объединения «Агидель» - декора- тивное панно.

Продумать композицию узора, сочетание крупных и мелких деталей орнамента.

Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); 

Умение выполнять  графические действий или задания по декоративно-прикладному изображению

Рассмотреть цветовые особенности башкирской росписи по дереву. Назвать эти особенности.

20.05.

 

35.

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картине

1

Собрать на прогулке различные растения. Подобрать их так, чтобы они отличались друг от друга по форме листьев, рисунку стеблей. Ослабляя или усиливая нажим карандаша, какие-то части растений приблизить, а какие-то удалить.

Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

Умение адекватно оценивать собственные  мысли, действия и поведение  других людей; работать самостоятельно.

Выполнить наброски трав и цветов.

27.05.

 

 

8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной организации и педагогических кадров.

Данная система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:

-         закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

-         ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся;

-         обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП общего образования, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;

-         предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

-         позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

 

Система оценки результатов опирается на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Изобразительное искусство» ограничиваются ценностью истины. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент  на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий в форме творческой работы по заданной теме и  устного ответа. Оценка учителем устных ответов и практической  работы учащихся осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей. Оценке результатов практической работы ученика на уроке изобразительной деятельности  всегда предшествует самооценка ученика и взаимооценка товарищей.

Оценка практических работ.  При оценке практических знаний и умений учащихся  следует учитывать: знание основных законов композиции, названия красок; правильность приемов работы (владение кистью, карандашом, красками); степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование); качество рисунка; оригинальность исполнения, творческую активность, организацию рабочего места.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы; ученик хорошо владеет материалом, знает основы композиции (правильно располагает изображение на листе бумаги), легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы.

Оценка  «4»  - выставляется ученику за  аккуратное  выполнение работы,  ученик хорошо владеет материалом,  но допускает неточности в выполнении  работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера.

Оценка «3» - выставляется, ученику за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы   (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.

Оценка  «2»  - Работа выполнена неправильно. Неаккуратно.

 

Оценка устных ответов. При оценке устных ответов во время бесед об изобразительном искусстве  принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может   с помощью учителя   логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом. Оценка «3» ставится, если ученик  излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в речи, искажающие её смысл; в работе с описанием делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка «1» за устные ответы не ставится.

 

 

Целью мониторинга является оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения.

Задачи мониторинга:

1.                   Создание банка данных по уровню развития и здоровья обучающихся в течение всего периода их пребывания в школе.

2.                   Анализ результатов исследований с целью определения направлений индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки и предупреждения отклонений.

3.                   Осуществление контроля за реализацией индивидуальных программ развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.

4.                   Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности образовательного учреждения, выявление проблемных областей.

5.                   Оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.

Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность действий участников процесса в виде управленческих циклов: от исходной информации о ребенке – к проектированию задач на учебный год – от него к практическим действиям по комплексному развитию ребенка – через контроль достигаемых результатов – к объективной оценке достигнутого и, наконец, к формулированию заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута развития.

Субъектами образовательного процесса, участвующими в мониторинге комплексного развития являются: учащиеся школы, классный руководитель, медработник, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя физической культуры и трудового обучения, педагоги дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня.

Комплексное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам: 

·                     физическое развитие и здоровье школьника;

·                     психическое развитие и психологическое здоровье ребенка,

·                     социальное развитие и здоровье учащегося.

Критериями физического развития и здоровья выступают: соматическое состояние школьника, оценка его физической подготовленности и устойчивость к заболеваниям.

·                     Психическое развитие нами рассматривается по уровням сформированности речевой и когнитивной сфер, сторон учебно-трудовой деятельности.

·                     Психологическое здоровье ребенка оценивается по уровню тревожности, степени напряженности в школе, сформированности школьной мотивации и здорового образа жизни.

·                     Социальное развитие и здоровье представлено совокупностью социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для каждого учащегося, коллектива школы и всего общества, а именно: уровнем воспитанности, степенью обученности, отсутствием проявлений нарушенного поведения, оценкой благополучия социальной ситуации и уровнем сформированности социальной адаптации.

Структура мониторинга комплексного развития обучающегося состоит из 3 блоков:

·                    Информационный - включает в себя описание образовательного маршрута ребенка до поступления в учреждение, а также сведения о социальном статусе ребенка и его семьи;

·                    Содержательно-оценочный - раскрывает компоненты развития по выше перечисленным критериям, определяют уровень их сформированности на текущий период и динамику;

·                    Итогово-контрольный - отражают общий уровень развития учащегося и его здоровья, общую динамику за текущий период и индивидуальные направления работы с ребенком.

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в освоении АООП

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

 

 

 

 

9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013.

2. Учебник: В.С.Кузин, Изобразительное искусство 4 класс, М.: «Дрофа», 2014г.

3.Обучение изобразительному искусству обеспечивается методическими пособиями и дидактическим материалом:

Народное творчество». Москва. Изд. «Страна фантазий». 2013г.

«Хохломская роспись». Москва.  Изд. «Страна фантазий». 2013г.

«Дымковская игрушка».  Москва. Изд. «Страна фантазий». 2013г.

«Гжель». Москва. Изд. «Страна фантазий». 2013г.

 

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры; наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета «Изобразительное искусство»; оборудование для мультимедийных демонстраций. Образовательный процесс оснащается: наборами  для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски акварельные и гуашевые краски, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки);раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).

 

 


 

Министерство образования Республики

Министерство образования Республики

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства осуществляется по направлениям: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие…

Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства осуществляется по направлениям: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие…

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать, совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий,…

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать, совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий,…

Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности ребенка с нарушениями интеллекта, когда затруднены многие каналы поступления информации, нарушена психика, слабо развита речь, нарушен контакт…

Особенно высока роль творческой деятельности в формировании личности ребенка с нарушениями интеллекта, когда затруднены многие каналы поступления информации, нарушена психика, слабо развита речь, нарушен контакт…

Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу: коррекционно – обучающую; коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей обучающихся к осознанной…

Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу: коррекционно – обучающую; коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей обучающихся к осознанной…

Подготовительный -1-4 классы»,

Подготовительный -1-4 классы»,

Предметными результатами изучения к и зобразительного искусства являются: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные…

Предметными результатами изучения к и зобразительного искусства являются: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные…

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; -…

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; -…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства

Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ

Задачами реализации программы являются: - формирование мотивационного компонента учебной деятельности; - овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; - развитие умений принимать…

Задачами реализации программы являются: - формирование мотивационного компонента учебной деятельности; - овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; - развитие умений принимать…

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы

Задания декоративного характера даются в определённой системе: составление узоров по готовым образцам; составление узоров из данных элементов; составление узоров по заданной схеме; самостоятельное составление узоров

Задания декоративного характера даются в определённой системе: составление узоров по готовым образцам; составление узоров из данных элементов; составление узоров по заданной схеме; самостоятельное составление узоров

Занятия проводятся в кабинете

Занятия проводятся в кабинете

Наблюдение за изображаемым объектом (грибами)

Наблюдение за изображаемым объектом (грибами)

Деревья осенью. Беседа по картине 1

Деревья осенью. Беседа по картине 1

Уметь употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;Умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения…

Уметь употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;Умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения…

Новый год!» 1 Продумывание, что изобразить, как соединить вместе отдельные предметы и персонажи, как расположить их на плоскости листа

Новый год!» 1 Продумывание, что изобразить, как соединить вместе отдельные предметы и персонажи, как расположить их на плоскости листа

Уметь анализировать свой рисунок (по отдельным вопросам учителя);Уметь правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;Аккуратно закрасить изображение, соблюдая контуры

Уметь анализировать свой рисунок (по отдельным вопросам учителя);Уметь правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;Аккуратно закрасить изображение, соблюдая контуры

Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

Пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;Умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;Умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Придумать эскиз памятника Великой

Придумать эскиз памятника Великой

Рисование с натуры весенних цветов

Рисование с натуры весенних цветов

Ценностные ориентиры изучения предмета «Изобразительное искусство» ограничиваются ценностью истины

Ценностные ориентиры изучения предмета «Изобразительное искусство» ограничиваются ценностью истины

Оценка «2» - Работа выполнена неправильно

Оценка «2» - Работа выполнена неправильно

Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность действий участников процесса в виде управленческих циклов: от исходной информации о ребенке – к проектированию задач на учебный год…

Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность действий участников процесса в виде управленческих циклов: от исходной информации о ребенке – к проектированию задач на учебный год…

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в освоении

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в освоении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017