Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса
Оценка 5

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
2 кл
15.01.2017
Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года № 373), программы по предмету « Окружающий мир УМК «Школа России» ( авторская программа курса «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Программы общеобразовательных учреждений. (Начальные классы 1-4. М.:Просвещение, 2011).
Окруж мир.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Рабочая   программа   по  окружающему   миру   разработана   на   основе   Федерального  государственного  образовательного   стандарта начального общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 года   № 373), основной образовательной программы НОО МОБУ СОШ с.Благовар, программы по предмету « Окружающий мир УМК «Школа России» ( авторская программа     курса   «Окружающий   мир»   А.А.Плешаков,   Программы   общеобразовательных   учреждений.   (Начальные   классы   1­4. М.:Просвещение, 2011). Цель   изучения   предмета:  формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нём   человека   на   основе   единства рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком   личного   опыта   общения   с   людьми,   обществом   и природой. Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач: · формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля; овладение  основами  практико­ориентированных  знаний  о человеке,  природе  и обществе, осмысление причинно ­ следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; · формирование   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической   грамотности   и   соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни; освоение основ адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. · · · · ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА. Предмет « Окружающий мир» относится к области «Обществознание и естествознание». Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая  1 многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных   связей:   между   неживой   природой   и   живой,   внутри   живой   природы,   между   природой   и   человеком.   В   частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В   основе   методики   преподавания   курса   «Окружающий   мир»   лежит   проблемно­поисковый   подход,   обеспечивающий   «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы   обучения   с   применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­образовательную   среду.   Учащиеся   ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные   творческие   задания.   Проводятся   дидактические   и   ролевые   игры,   учебные   диалоги,   моделирование   объектов   и   явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация   посильной   практической   деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы   работы,   обеспечивающие   непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень   большое   значение   для   достижения   планируемых   результатов   имеет   организация   проектной   деятельности   учащихся,   которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:  1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя;  2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3)   эколого­этическая   деятельность,   включающая   анализ   собственного   отношения   к   миру   природы   и   поведения   в   нём,   оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с  тематикой фундаментального ядра. Содержания данной предметной области в системе 2 начального   общего   образования,   а   также   с   проблематикой,   раскрытой   в   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России   и   представлены   содержательными   блоками:   «Человек   и   природа»,   «Человек   и   общество»,   «Правила безопасной жизни». ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА. • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •   Семья   как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог   преемственности   культурно­ценностных   традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Программа изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе  рассчитана на 270 часов. Во 2  классе согласно обязательной части  базисного учебного плана отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА  Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский  народ и историю   России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла  учения; 3 4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на ходить выходы из спорных ситуаций; 6)   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  У обучающегося будут сформированы: ­положительное отношение к школе и учебной деятельности; ­более глубокое представление о  роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);  ­представление   о   гражданской   идентичности   в   форме   осознания   «Я»   как     юного   гражданина   России,   обладателя     и   носителя государственного языка  РФ­ русского языка; ­ценностные представления о своей семье  и своей малой родине; ­представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов, выступающей в форме национального языка, национальной одежды ,традиционных занятий и праздничных обычаев; ­овладение первоначальными  навыками  адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях  в природе и жизни людей; ­понимание и принятие норм и правил школьной жизни .внутренняя позиция школьника  на уровне положительного  отношения  к предмету «Окружающий мир»; ­познавательные  мотивы  учебной  деятельности  ,понимание того, как знания и умения . приобретаемые на уроках окружающего мира ,могут быть полезны в жизни; ­представление о личной ответственности за свои поступки через  практику бережного  отношения  к растениям ,животным окружающим людям; ­первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру; ­этические   чувства,   впечатления   через   восприятие   картин   природы,     архитектурных   сооружений   и   других   достопримечательностей Москвы, Санкт­Петербурга, других городов России и разных стран; 7) ­этические   чувства   и     нормы     на   основе     представлений     о   взаимоотношениях     людей   в   семье.   семейных   традициях,   своей родословной. осознания ценностей дружбы, согласия ,взаимопомощи , а также через освоение норм экологической этики; учащихся при выполнении совместных заданий; Метапредметные результаты: 4 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6)готовность слушать собеседника и вести диалог; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­ нет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 10) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;    Регулятивные Обучающийся научится: ­ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; ­сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её  на определенном этапе  урока  при  выполнении заданий по просьбе учителя); ­выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; ­планировать своё высказывание (выстраивать  последовательность предложений  для  раскрытия темы); ­ планировать   последовательность  операций на отдельных этапах урока; ­  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; ­ осуществлять контроль, коррекцию и  оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки» и шкалы  оценивания, предложенные  учителем; Обучающийся получит возможность научиться: ­ контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно­образным (рисунками, картой), словесно­образным и словесно­ логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; ­ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; 5 ­ на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно­образным материалом. ­фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных  учителем), положительно относиться к своим успехам/неуспехам: ­контролировать и корректировать свое поведение  по отношению  к сверстникам  в совместной деятельности. Познавательные Обучающийся научится: ­понимать и использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы­аппликации, схемы­рисунки , используемые в  учебнике для передачи информации ; ­находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; ­понимать содержание текста, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий,  предложенных учителем виде записей ,рисунков, фотографий, таблиц; ­анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; ­проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; ­строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; ­проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений   иллюстрировании  рассказов; Обучающийся получит возможность научиться: ­ осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; ­ строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; ­ выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп; ­ обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).   Коммуникативные Обучающийся научится: ­включаться в диалог с учителем и сверстниками; ­формулировать ответы на вопросы; ­слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; ­договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; 6 ­излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; ­интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление доброжелательного  общения  друг с другом; ­признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; ­употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его  обязательно учту» и др.; ­понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при  выполнении заданий; ­строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  ­готовить небольшие сообщения , проектные задания с помощью взрослых  по теме проекта; – составлять  небольшие рассказы на заданную тему. Обучающийся получит возможность научиться: –  строить монологическое высказывание; –  учитывать другие мнения и позицию; –  договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре); ­ контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; –  адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – ­осуществлять взаимоконтроль. Предметные результаты: современной жизни; 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её  3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного  поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в при родной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.  с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. Обучающийся научится: ­ находить  на  карте  Российскую  Федерацию, Москву­ столицу  России;    ­ различать государственные символы  России­  флаг ,герб ,гимн; 7 ­называть субъект  Российской  Федерации, в котором  находится город (     село), где     живут учащиеся;   ­приводить примеры  народов России; ­сравнивать  город и село, городской и сельский дома;  ­различать  объекты природы и предметы рукотворного мира; ­оценивать отношения людей к окружающему миру; ­различать объекты и явления  неживой и живой   природы ; ­находить связи в природе , между природой и человекомпроводить наблюдения и ставить опыты; ­определять объекты  природы с помощью  атласа –определителя; ­измерять температуру воздуха ,воды, тела человека; ­сравнивать объекты природы, делить их на группы; ­ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; ­находить нужную информацию в учебнике  и дополнительной литературе; ­соблюдать  правила поведения в природе ,читать и рисовать экологические знаки; ­различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; ­ прослеживать производственные цепочки ,изображать их с помощью моделей; ­ узнавать  различные строительные машины и материалы , объяснять их значение; различать виды транспорта; ­ приводить  примеры   учреждений  культуры и образования; ­ соблюдать правила безопасности в транспорте; ­ определять  профессии людей  по фотографиям  и описаниям , находить взаимосвязи между трудом людей разных профессий; различать внешнее и внутреннее строение  тела  человека;    ­   правильно строить  режим дня , соблюдать правила личной гигиены; — находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире ­соблюдать правила ю безопасного  поведения   на улице, в быту, на воде и в лесу; ­соблюдать  основные правила  противопожарной безопасности; ­правильно вести себя  при  контактах  с незнакомцами; ­ оценивать  характер взаимоотношений  людей в семье, в школе, в кругу сверстников; ­ приводить  примеры  семейных традиций; ­ соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила  культурного поведения в школе  других   общественных местах; ­различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; ­ориентироваться  на местности разными способами; 8 ­различать формы  земной поверхности. Сравнивать холм и гору; ­различать водоемы,  узнавать их по описанию; ­читать карту , план, правильно  показывать  на настенной карте; ­ использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; ­ находить и показывать на глобусе и карте  мира  материки  и  океаны; ­­различать физическую  и политическую    карты, находить и показывать на политической  карте мира разные страны. Обучающийся получит возможность научиться: ­ определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; ­ показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы; ­ различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; ­ различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). использовать на практике основные правила познания окружающего мира; ­ понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; ­ оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах. ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА  Человек и природа (34 ч) Природа —это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза .Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.   Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.   Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.       Горные   породы   и   минералы.   Полезные   ископаемые,   их   значение   в   хозяйстве   человека,   бережное   отношение   людей   к   полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).   Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологи­ ческие проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. 9 Человек и общество (21 ч) Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обшей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике.   Государственный   и   семейный   бюджет.   Экологические   последствия   хозяйственной   деятельности   людей.   Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства   массовой   информации:   радио,   телевидение,   пресса,   Интернет.   Избирательность   при   пользовании   средствами   массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья. Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,   согласия,   взаимной   помощи.   Правила   взаимоотношений   со   взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Правила безопасной жизни (8 ч) Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Где мы живём – 4 ч. 10 Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему миру. Экскурсия: « Что нас окружает?» Природа – 20 ч Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях (по усмотрению учителя). Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие   бывают   растения:   деревья,   кустарники,   травы;   их   существенные   признаки.   Дикорастущие   и   культурные   растения.   Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края.  Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практическая   работа:  знакомство   с   устройством   термометра,   измерение   температуры   воздуха,   воды,   тела   человека;   знакомство   с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.  Правила поведения в природе. Жизнь города и села – 10 ч. Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство,   транспорт,   торговля   —   составные   части   экономики,   их взаимосвязь.   Деньги.   Первоначальные   представления   об   отдельных   производственных   процессах   (например,   от   глиняного   карьера   до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего села (изучается по усмотрению учителя). Строительство в селе. Какой   бывает   транспорт:   наземный,   водный,   воздушный,   подземный;   пассажирский,   грузовой,   специальный.   Пассажирский   транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). 11 .Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка Здоровье и безопасность – 9 ч. Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с   бытовой   техникой,   острыми   предметами   и   т.   д.).   Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя). Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы. Общение – 7 ч. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия ­ 18ч. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский  Кремль и   другие  достопримечательности. Знакомство с  другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся) .Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей. Экскурсии: наблюдение весенних изменений в природе, ориентировка на местности 12 Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.  К концу 2 класса учащиеся должны знать:  неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;  строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;   имена   и   отчества   родителей;   основные   формы   приветствия,   просьбы,   благодарности,   извинения,   прощания;   куль   тура   поведения   в общественных местах;  правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);   основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;   названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. Учащиеся должны уметь:  различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;  различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;  соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);  выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;   использовать   основные   формы   приветствия,   просьбы   и   т.   д.   в   отношениях   с   другими   людьми;   выполнять   правила   поведения   в общественных местах;  определять основные стороны горизонта с помощью компаса;  приводить примеры достопримечательностей родного края, Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка 13 индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Критериями оценивания являются: · · соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам  освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления  второклассника к объективному контролю, а  не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего  контроля проводятся  в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных  заданий, с помощью которых осуществляется  всесторонняя проверка только одного определённого умения. Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые  вопросы программы.      Основанием для выставления  итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой  учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой работы Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. Оценка «5»  ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка «3»  ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может тсправить перечисленные недочеты с помощью учителя. 14 Оценка тестов. Тестовая  форма   проверки  позволяет   существенно  увеличить  объём  контролтруемого  материала   по  сравнению  с   традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. «ВЫСОКИЙ» ­ все предложенные задания выполнены правильно; «СРЕДНИЙ» ­ все задания с незначительными погрешностями; «НИЗКИЙ» ­ выполнены отдельные задания.  КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема урока Основные виды учебной деятельности учащихся №  п/п 1 Вводный инструктаж по ТБ и  ПБ. Родная страна 2 Город и село. Проект «Родное  село»­ сравнивать город и  село. 3 Природа и рукотворный мир 4 5 Проверочная работа  по  разделу «Где мы живём». Неживая и живая природа l Различать государственные символы России; ­ анализировать информацию учебника; ­различать национальные языки и государственный язык России; ­ извлекать из различных источников сведения о символах России. Рассказывать о своём доме по плану; ­формулировать выводы; ­распределять обязанности по выполнению проекта; ­собирать информацию о выдающихся земляках; ­проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; ­оценивать свои достижения. Различать объекты природы и  предметы рукотворного мира; ­работать в паре и группе; ­формулировать выводы из изученного материала; ­отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания учебника; ­оценивать свои достижения и достижения учащихся  Различать объекты живой и неживой природы. Факт  дата Приме чание План дата   03.09 05.09 10.09 12.09 17.09 15 6 Явления природы 7 Что такое погода ­классифицировать объекты природы по существенным признакам; ­устанавливать связи между живой и неживой природой; Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ. Работать в паре: различать объекты и явления природы. Анализировать  иллюстрации учебника. ­рассказывать (по наблюдениям) о сезонных  явлениях в жизни дерева. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных  ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные  примеры поведения в природе. Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать  результаты в «научном дневнике». Характеризовать погоду  как  сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Измерять  температуру воздуха, воды с помощью термометра. Сопоставлять  научные и народные предсказания погоды; Работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего  народа. Экскурсия.  В гости к осени.  Проводить групповые наблюдения во время экскурсии "Времена года в  8 9 В гости к осени (урок) нашем крае".Определять природные объекты с помощью атласа­ определителя. Оценивать результаты своих достижений на экскурсии. Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в  неживой и живой природе; ­ рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного  края (на основе наблюдений); ­сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми  наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; ­прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с  явлениями в неживой природе. Находить на рисунке знакомые созвездия; ­сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; ­моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; 10 Звездное небо 19.09 24.09 26.09 01.10 03.10 16 11 Заглянем в кладовые земли 12 Про воздух 13 И про воду 14 Какие бывают растения 15 Какие бывают животные ­находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,  Интернете; ­осуществлять самопроверку. исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы  полевого шпата, кварца и слюды; ­различать горные породы и минералы; ­работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и  минералах; ­формулировать выводы. Рассказывать о значении воздуха  для растений, животных и человека; ­работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники  загрязнения воздуха; ­описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека; ­ наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными  средствами выразительности; ­находить информацию об охране воздуха  родного края. Находить информацию об охране воды в родном крае. Работать в паре:  анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды.  Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных  просторов на человека; Устанавливать по схеме различия между группами растений; ­работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять  самопроверку; ­приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; ­определять растения с помощью атласа­определителя; Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные  признаки; ­работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в  рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; ­сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги  08.10 10.10 15.10 17.10 22.10 17 16 Невидимые нити 17 Дикорастущие и культурные  растения «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от  его образа жизни. Устанавливать взаимосвязи в природе; ­моделировать изучаемые взаимосвязи; ­выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; ­оценивать свои достижения. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; ­осуществлять контроль и коррекцию; ­классифицировать культурные растения по определённым признакам; ­находить информацию о растениях; ­обсуждать материалы книги «Великан на поляне». 18 Дикие и домашние животные Сравнивать и различать диких и домашних животных; 19 Комнатные растения. 20 Животные живого уголка. 21 Про кошек и собак ­приводить примеры диких и домашних животных, моделировать  значение домашних животных для человека; ­рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; ­определять с помощью атласа­определителя комнатные растения своего  класса; ­оценивать роль комнатных растений для физического и психического  здоровья человека. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; ­рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять  их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; ­осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.  Определять породы кошек и собак; ­обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании  благоприятной психологической атмосферы в доме; ­объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему  питомцу. 24.10 29.10 05.11 07.11 12.11 14.11 18 22 Красная книга 23 Будь природе другом. Проект  «Красная книга, или возьмём  под защиту» 24 Проверочная работа  по  разделу «Природа». 25 Что такое экономика 26 Из чего что сделано Выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных; ­предлагать и обсуждать меры по их охране; ­использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о  Красной книге; ­подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета  сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о  них; ­знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; ­предлагать аналогичные правила; ­распределять обязанности по выполнению проекта; ­извлекать информацию из различных источников; ­составлять собственную Красную книгу; ­презентовать Красную книгу. Выполнять тестовые задания учебника; ­оценивать правильность и неправильность предложенных ответов; ­оценивать бережное или потребительское отношение к природе; ­формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными  баллами Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; ­анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве  определённых продуктов; ­моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно  предложенным способом; ­извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. Работать с иллюстративным материалом.  Классифицировать предметы по характеру материала; ­прослеживать производственные цепочки, моделировать их; 19.11 21.11 26.11 28.11 03.12 19 27 Как построить дом 28 Какой бывает транспорт 29 Культура и образование 30 Все профессии важны. Проект «Профессии» 31 В гости к зиме (экскурсия) ­приводить примеры использования природных материалов для  производства изделий. Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим  наблюдениям); ­сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и  одноэтажного сельского; ­рассказывать о строительных объектах в своём селе; ­предлагать вопросы к тексту. Классифицировать средства транспорта; ­узнавать транспорт служб экстренного вызова; ­запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.Участвовать  в учебной игре о правилах пользования транспортом Различать учреждения культуры и образования; ­приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в  своём регионе; Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях  своих родителей и старших членов семьи; ­определять названия профессий по характеру деятельности; ­обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; ­формулировать выводы; ­распределять обязанности по подготовке проекта; ­интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.  Наблюдать над зимними погодными явлениями; ­исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в  зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; ­распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы  животных; ­наблюдать за поведением зимующих птиц. Проводить групповые  наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». 05.12 10.12 12.12 17.12 19.12 20 32 В гости к зиме (урок) 33 Проверочная работа по  разделу «Жизнь города и  села» 34 Презентация проектов  «Родное село», «Красная  книга, или Возьмём под  защиту», «Профессии» 35 Строение тела человека 36 Если хочешь быть здоров. 37­38 Берегись автомобиля Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями,  проведёнными во время экскурсий; ­формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; ­вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». Выполнять тестовые задания учебника; ­оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; ­оценивать бережное или потребительское отношение к природе; ­формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными  баллами. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их  наглядными материалами; ­ обсуждать выступления учащихся; ­ оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Называть и показывать внешние части тела человека; ­определять на муляже положение внутренних органов человека; ­моделировать внутреннее строение тела человека. Моделировать в ходе  практической работы ситуации по применению правил сохранения и  укрепления здоровья.  Рассказывать о своём режиме дня; ­составлять рациональный режим дня школьника; ­обсуждать сбалансированное питание школьника; ­различать продукты растительного и животного происхождения; ­формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. Моделировать сигналы светофоров; ­характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; ­различать дорожные знаки ; ­формулировать правила движения по загородной дороге. 24.12 26.12 16.01 21.01 23.01 28.01 30.01 21 39 Домашние опасности 40 Пожар! 41 На воде и в лесу. 42 Опасные незнакомцы 43 Проверочная работа  по  разделу     « Здоровье и  безопасность» 44 Наша дружная семья Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; ­формулировать правила безопасного поведения в быту; ­узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; ­сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.  Выявлять  потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья  человека, сохранения личного и общественного имущества.  Характеризовать пожароопасные предметы; ­запомнить правила предупреждения пожара; ­моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному  телефону; ­рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; ­находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить  сообщение. Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; ­запомнить правила поведения во время купания; ­различать съедобные и ядовитые грибы; ­находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; ­определять с помощью атласа­определителя жалящих насекомых  Характеризовать потенциальные опасности при контактах с  незнакомыми людьми; ­предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; ­моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; ­ моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. Выбирать   оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со взрослыми. Выполнять тестовые задания учебника; ­оценивать правильность и неправильность предложенных ответов; ­оценивать бережное или потребительское отношение к природе; ­формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными  баллами. Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов.  04.02 06.02 11.02 13.02 18.02 20.02 22 45 Проект «Родословная» 46 В школе 47 Правила вежливости 48 Ты и твои друзья 49 Мы — зрители и пассажиры Формулировать понятие «Культура общения». Рассказывать по рисункам  и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной  атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура  общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;  моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их   именах, отчествах, фамилиях; ­отбирать фотографии из семейного архива; ­составлять родословное древо семьи; ­презентовать свой проект. Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в  классе, школе; ­обсуждать вопрос о культуре общения в школе; ­формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в  стенах школы и вне её; ­оценивать с нравственных позиций формы поведения; ­моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как  они применяются в различных ситуациях общения; ­формулировать привила поведения в общественном транспорте и в  общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; ­моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Обсуждать морально­этические аспекты дружбы на примере пословиц  народов России; ­обсуждать проблему подарка в день рождения друга; ­обсуждать правила поведения за столом; ­формулировать правила этикета в гостях. Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать  их; ­ обсуждать правила поведения в общественном транспорте и  25.02 27.02 04.03 06.03 11.03 23 50 Проверочная работа  разделу  «Общение» 51 Посмотри вокруг формулировать их на основе иллюстраций учебника. Выполнять тестовые задания учебника; ­оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; ­оценивать бережное или потребительское отношение к природе; ­формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными  баллами Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; ­различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; ­анализировать текст учебника; ­формулировать вывод о форме Земли 52­53 Ориентирование на местности Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в 54 Формы земной поверхности 55 Водные богатства своём селе; ­ знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; ­осваивать приёмы ориентирования по компасу; ­знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным  природным признакам. Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных  признаков этих форм земной поверхности; ­анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; ­сравнивать по схеме холм и гору; ­характеризовать поверхность своего края. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения,  узнавать их по описанию; ­анализировать схему частей реки; ­ на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; ­обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; 13.03 18.03 20.03 01.04 03.04 08.04 56 В гости к весне (экскурсия) ­составлять фото­рассказ на тему «Красота моря». Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени,  цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом  атлас­определитель «От земли до неба»; 10.04 24 57 В гости к весне (урок) 58 Россия на карте 59 Проект «Города России» 60 Путешествие по Москве 61 Московский Кремль ­ формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии  пробуждения природы на человека. Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; ­знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; ­моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой  природе; ­наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения  в рабочей тетради. Сравнивать изображение России на глобусе и карте; ­соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на  физической карте России; ­осваивать приёмы чтения карты; ­учиться правильно показывать объекты на настенной карте.  Распределять обязанности по выполнению проекта; ­в дополнительных источниках находить сведения  об истории и  достопримечательностях избранного для исследования города; ­составлять презентацию своего исследования; ­презентовать свои проекты.  Находить Москву на карте России; ­знакомиться с планом Москвы; ­описывать достопримечательности по фотографиям; ­отличать герб Москвы от гербов других городов; ­ совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; ­находить на фотографии достопримечательности Кремля; ­ находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. 62 Город на Неве Находить Санкт­Петербург на карте России; ­знакомиться с планом Санкт­Петербурга; ­описывать достопримечательности по фотографиям; 15.04 17.04 22.04 24.04 29.04 06.05 25 63 Путешествие по планете. 64 Путешествие по материкам 65 Страны мира. Проект «Страны мира» 66 Впереди лето 67 Проверочная работа по  разделу «Путешествия» ­отличать герб Санкт­Петербурга  от гербов других городов; ­ совершить виртуальную экскурсию по Санкт­Петербургу  с помощью  Интернета. Сравнивать глобус и карту мира; ­находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и  материки; ­соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с  местоположением этих районов на карте мир  Находить материки на карте мира; ­знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других  источников информации; ­ готовить сообщения и выступать с ними перед классом.  Сравнивать физическую и политическую карты мира; ­находить и показывать на политической карте мира территорию Россию  и других стран; ­ определять, каким странам принадлежат представленные флаги; ­ распределять обязанности по выполнению проекта; ­готовить сообщения о выбранных странах; ­подбирать фотографии достопримечательностей. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с  помощью атласа­определителя; ­приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; ­рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; ­за лето подготовить фото­рассказ по темам «Красота лета», «Красота  животных». ­ Выполнять тестовые задания учебника; ­оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; ­оценивать бережное или потребительское отношение к природе; ­формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными  08.05 13.05 15.05 20.05 22.05 26 68 Презентация проектов  «Родословная», «Города  России», «Страны мира» баллами выступать с подготовленными сообщениями, ­иллюстрировать их  наглядными материалами; ­ обсуждать выступления учащихся; ­ оценивать свои достижения и достижения других учащихся. 27.05 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 1.Программы  общеобразовательных учреждений . Начальные классы 1­4. М.:Просвещение, 2011)   2. Сборник  рабочих  программ « Школа России» М.: Просвещение 2011г. №п\п Методическая литература для учителя  Литература для учащихся А.А. Плешаков  Окружающий мир Методические рекомендации, М.: Просвещение 2012г Т.Н. Максимова Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир» к учебнику А.А, Плешакова окружающий мир. М.: «Экзамен» 2012год. Плешаков А.А.  Окружающий мир . Учебник 2 класс, М.: Просвещение 2012г Плешаков А.А. Окружающий мир , Рабочая тетрадь 2 класс, М.: Просвещение 2012г Плешаков А.А. Окружающий мир .   Тесты. Проверим себя. Просвещение 2011г А.А. Плешаков Атлас –определитель:  « От земли до неба».  «Зеленые страницы»   М.: Просвещение 2011г А.А. Плешаков «Зеленые страницы» Книга для учащихся начальных классов. 1 2 3 4 5 11 Плешаков А.А. Таблицы по окружающему миру.2 класс.  Печатные   пособия 1К 27 13 14 15 16 17 18 19 20 Географические карты. Иллюстративные материалы. Интерактивная доска. Настенная доска. Персональный компьютер.  Мультимедийный проектор. 3. Технические средства обучения 4. Компьютерные и информационно­ коммуникативные средства. Электронное приложение  к учебнику окружающий мир А.А. Плешакова                             Интернет­ ресурсы  Детская специализированная энциклопедия: http://www.potomy. ru/ word Электронная энциклопедия “Мир вокруг нас : http://www.bigpi.biysk.ru/ encici  Сайт «Школа радости», учебные и исследовательские проекты school31novoch.ucoz.ru/load/nedelja_nauk_2010_god/uchebnye_tvorcheskie_i_issledovatelskie_proekty_uchashhikhsja _nachalnoj_shkoly/9 http://www.tatarovo.ru/sound.htm­коллекция звуковых эффектов (птицы ,насекомые ,бытовые звуки, сигналы. 21 Ученические столы  двухместные с комплектом стульев. 7. Оборудование класса 1 1к 1 1 1 1 1 15 28 22 23 Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного  оборудования  и пр. 1 2 29

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса

Рабочая программа по предмету" Окружающий мир" для 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017