ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Оксана Бурмакова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Все файлы публикации > ручной труд.docx
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе составлена на
основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва
«Просвещение» 2009года)
Программа рассчитана на 17 часов.
Обучение труду в 3 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в
труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на
занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты,
убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего
распорядка и безопасной работы, санитарно­гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы
работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер,
способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении
трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который
осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи,
рисования, математики.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе

работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно
полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и
др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного
материала общеобразовательных предметов, может способствовать более
прочному усвоению этих знаний.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности
работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать
правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения
задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление
объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
На уроках труда решаются задачи развития трудовой деятельности
учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению.
.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с
тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и
растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе
может включать все содержание программы или 1—2 блока..
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К
общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа
успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами
безопасности.
Работа с природным материалом (многодетальные объемные изделия)
Содержание программы
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови,
кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски
желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе:
цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при
работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей.

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе

Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными
(бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно­гигиенических
навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек,
проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
Работа с бумагой
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу
подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских
природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический
материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона.
Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор,
ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый
клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и
намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий
при окантовке.
Работа с проволокой
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом,
отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы
с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок
рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы
учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении
проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая,
стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками;
тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с
проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток.
Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение
санитарно­гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки
плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Экскурсия в столярную мастерскую.
Работа с древесиной
Практические работы

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе

Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую
заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой.
Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для
изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и
палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и
проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов.
Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении
древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается
вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и
соблюдение санитарно­гигиенических требований при работе с древесиной.
Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка
древесины напильником и наждачной бумагой.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное
сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор
материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем
самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно.
Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять
необходимые контрольные действия.
Отчет о последовательности
изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей
изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов.
Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка
при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение
деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих
пространственные признаки предметов и пространственные отношения
предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны

уметь
:

самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе

делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по
вопросам
учителя с употреблением в речи технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при
выполнении
плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать
пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки
предметов, и
слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и
линейки.
Учащиеся должны

правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем,
знать

:
ножницами,
иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
приемы соединения деталей;
названия инструментов;
элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.
Учебно – тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол­ во часов

1
2
3
4
5
Работа с проволокой.
Работа с бумагой и картоном.
Работа с природным материалом.
Работа с древесиной.
Работа с металлоконструктором.
Всего уроков
2
4
4
4
3
17
Учебно – методическое обеспечение программы:
Основная литература:

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 3 классе

1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный и 1­4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8­е
издание ­ М.: «Просвещение», 2009 г.
2 Книга « 114 игрушек и поделок из всякой всячины» И.Агапова М.
.Давыдов.
3.Пособие:«Технология. Ручной труд»3 класс Учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2012г Л.А.
Кузнецова.
4.Пособие « Поурочные планы» Л.А. Кузнецова.
Дополнительная литература:
6. Пособие «:Трудовое обучение» Издательство «Учитель» поурочные
планы Н.А. Тараканова
7.Пособие:. Татьяна Геронимус .Уроки труда 1­4 класс «Работаем с
удовольствием» Москва «АСТ –ПРЕСС» школа 2003г
8.Пособие :«Забавные поделки» Издательство«Мой мир» 2008г И.
Федорова
Для реализации рабочей программы используется учебно­методический
комплект:
Л.А. Кузнецова «Технология». «Ручной труд» 3 класс. Учебник для
специальных (коррекционных( учреждений VIII вида. Просвещения 2012года
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока
1­2
3­4
5­6
7­8
Работа с природным материалом.
Жираф.
Работа с природным материалом. Паук.
Работа с бумагой и картоном.
Аппликация «Петушок»
Работа с бумагой и картоном.
Аппликация «Зима»
Работа с древесиной. Флажки.
9­10 Работа с проволокой. Животные.
11­
12
13­
14
15­
17
Работа с древесиной. Плечики для
одежды.
Работа с металлоконструктором.
Кол­во
часов
Дата
проведения по
плану
Дата
проведения
фактически
2
2
2
2
2
2
2
3

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл