Рабочая программа по русской литературе (7 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
7 кл
28.01.2017
Рабочая программа по русской литературе (7 класс)
Рабочая программа (базовый уровень) по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 и Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010.
литература.docx
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   (базовый   уровень)   по   литературе   составлена   на   основе     Федерального   компонента   государственного   стандарта основного   общего   образования   по   литературе,   утвержденного   приказом   Минобразования   России   от   05.03.2004   г.   №   1089   и   Примерной программы основного общего образования по литературе для 5­11 классов (базовый   уровень): авторы:   В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина;  под редакцией   В.Я.Коровиной.   ­   М.; Просвещение, 2010.  Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Литература. 7 класс», 2010 г. под редакцией В.Я. Коровиной. Учебник В.Я.Коровиной входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/13 уч. год.            Программа общеобразовательных учреждений  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме 70 часов (2 часа в неделю). 2. ЦЕЛИ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА: Изучение литературы в основной школе на данной ступени направлено на достижение следующих целей:  Знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,  выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства  у человека читающего.  Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским  гражданским сознанием, чувством патриотизма.  Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;  Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ;  Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  Овладение   возможными   алгоритмами   постижения   смыслов,   заложенных   в   художественном   тексте,   создание   собственного   текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;  Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её,   осуществлять   библиографический   поиск,   находить   и   обрабатывать   необходимую   информацию   из   различных   источников,   включая Интернет)  Использование  опыта  общения  с  произведениями  художественной  литературы  в повседневной  жизни  и  учебной  деятельности,  речевом самосовершенствовании. ЗАДАЧИ КУРСА: Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:  Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;  Выявление и и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей,детей с ограниченными возможностями   здоровья и инвалидов,   их   профессиональных   склонностей   через   систему   клубов,   секций,   студий   и   кружков,   организацию   общественно­полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;  Организация   интеллектуально­творческих   соревнований,   научно­технического   творчества,   проектной   и   учебно­исследовательской деятельности; 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, а также изученного в пятом ­шестом                                 классах, закладывающих основы литературного образования.               В седьмом классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.        Главная идея программы по литературе­изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё  к русской литературе XVIII,XIX,XX  вв.   Русская   литература   является   одним   из   основных   источников   обогащения   речи   учащихся,формирования   их   речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической фнкции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы   в 7 классе строится   на основе сочетания концентрического, историко­хронологического и проблемно­тематического принципов. Содержание   курса   литературы   в   7   классе   включает   в   себя   произвеведения   русской   и   зарубежной   литераты,   поднимающие   вечные проблемы.9добро, зло, жестокость, сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе­особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность: курс 7 класса представлен разделами: 1. Устное народное творчество 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII века. 4. Русская литература XIX века. 5. Русская литература XX века. 6. Литература народов России. 7. Зарубежная литература. 8. Обзоры. 9. Сведения по теории и истории литературы. В   разделах   1­8     даются:   перечень   произведений   художественной   литературы,   краткие   аннотации,   раскрывающие   их   основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни  и творчества писателя. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся. В программу включён  перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные  виды пересказа, устные и  письменные  сочинения, отзывы, доклады,  диалоги, творческие  работы, а  также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения. 4. МЕСТО ЛИТЕРАТУРЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный   базисный   учебный   образовательный   план   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации   (вариант   1) предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного  общего образования в объеме 455 ч., в том числе В 5 классе­ 105 ч., В6 классе­105ч, В 7 классе­70 ч., 8 классе­70 ч., В 9 классе­105ч.         Примерная   программа   по  литературе   для   основного  общего   образования   отражает  инвариантную   часть  и   рассчитана  на   400  ч. Вариативная часть программы составляет 55ч. (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ. 5. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Программа по литературе предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература»  являются: сравнение и сопоставление; самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); владение монологической и диалогической речью составление плана,  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и др. базы данных; Результаты  изучения   курса  «Литература»  приведены  в  разделе  «Требования  к уровню подготовки  семиклассников»,  который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ­ ориентированного  подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.  ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ выпускников основной школы, формируемыми при изучении курса «Литература», являются:  совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание   чувства   любви   к   многонациональному   Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  использование для решения познавательных и коммуникативных  задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет­ресурсы и др.) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;  умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  выпускников основной школы состоят в следующем: 1. В познавательной сфере:  Понимание   ключевых   проблем   изученных   произведений   русского   фольклора   и   фольклора   других   народов,   древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19­20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;  Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;  Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность  к одному из литературных родов и жанров; понимать   и   формулировать   тему,   идею,   нравственный   пафос   литературного   произведения,   характеризовать   его   героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений,   Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);  Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;  2. В ценностно­ориентационной сфере: Приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов;    Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; Собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; Понимание авторской позиции и своего отношения к ней; 3. В коммуникативной сфере:  Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;  отвечать на  вопросы  по прочитанному  или  прослушанному  тексту;  создавать  устные  монологические  высказывания разного типа, уметь вести диалог;  Написание   изложений   и   сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой,   проблематикой   изученных   произведений,   классные   и 4. домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;  В эстетической сфере:  Понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства;   эстетическое   восприятие   произведений литературы; формирование эстетического вкуса,   Понимание  русского   слова   в  его  эстетической   функции,  роли   изобразительно  выразительных   языковых  средств  в  создании художественных образов литературных произведений. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ: ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:  авторов и содержание изученных литературных произведений;  основные изученные теоретико­литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой­повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие   понятия),   трехсложные   размеры   стиха   (развитие   понятия),   тоническое   стихосложение   (начальные   представления), гипербола   (развитие   понятия),   гротеск   (начальное   представление),   сатира   и   юмор   как   форма   комического   (развитие представлений),   публицистика   (развитие   представлений),   мемуары   как   публицистический   жанр   (начальные   представления), литературные традиции. УМЕТЬ:  Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;  Выражать свое отношение к прочитанному;  Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;  Различать   особенности   сюжета,   характеров,   композиции,   конфликта,   приемов   выражения   авторской   позиции   в   эпических, драматических и лирических произведениях;  Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;  Выразительно   читать   произведения   (или   фрагменты),   в   том   числе   выученные   наизусть,   соблюдая   нормы   литературного произношения;  Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;  Аргументировать   оценку   героев   и   событий   всем   строем   произведения   ­   от   отдельного   тропа   до   композиции   ­   и   целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; o выделять   основной   конфликт   художественного   произведения   и   последовательно       прослеживать   его   развитие   в   пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.  сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;  сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;  создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; •   поиска   нужной   информации   о   литературе,   о   конкретном   произведении   и   его   авторе   (справочная   литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета) 7. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7  КЛАССА  (70 часов) Вводный урок.(1 час)  Изображение человека как важнейшая идейно­нравственная проблема литературы. Устное народное творчество.   Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки­ведьмы», «Петр и плотник». Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа.Микула – носитель лучших человеческих качеств. Новгородский цикл былин . «Садко». «Илья Муромец и Соловей –Разбойник». Пословицы и поговорки. Древнерусская литература. . Понятие о древнерусской литературе. Жанры древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»  Из русской литературы  XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о писателе. «К статуе Петра Великого»,   « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.  Теория. Ода. Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в   своем стремленьи…», «На птичку…»,«Признание».  «Властителям и судиям».  Из русской литературы XIX века.  Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Перевод баллады И.В.Гёте «Лесной царь».   ТЕОРИЯ. Художественный перевод.  Баллада «Лесной царь». Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.  Александр Сергеевич Пушкин.   Краткий рассказ о писателе. История в произведениях. Поэма «Полтава».   «Медный всадник». Историческая основа поэмы «Медный всадник».  «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина  к истории России. Летописный источник «Песни о вещем   Олеге».   Особенности   композиции.   Своеобразие   языка.   Основная   мысль   стихотворения   А.С.Пушкин   «Борис   Годунов»:   сцена   в   Чудовом монастыре.  «Станционный смотритель». «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.  Смысл столкновения Калашникова с   Кирибеевичем   и   Иваном   Грозным.   Особенности   сюжета   поэмы.   Авторское   отношение   к   изображаемому.   Язык   и   стих.   Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется  желтеющая нива…», «Молитва»,  «Ангел». Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Тарас Бульба. Эпоха и герои. Историческая основа повести. Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Художественные особенности повести.  Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». «Бирюк». Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».   Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» Сюжет, композиция, герои поэмы «Русские женщины» Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…». М.Е.Салтыков­Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Герои «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. Игра по сказкам Салтыкова­Щедрина  Л.Н. Толстой. Детство. Взаимоотношения детей и взрослых. Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство»  А.П.Чехов.   «Хамелеон».   Картина   нравов   в   рассказе.   «Хамелеон».   Средства   юмористической   характеристики.     Рассказы   А.П.Чехова ««Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»  И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». И.А.Бунин «Лапти». Стихотворения. «Родина. «Край ты мой, родимый край».  Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.  Из русской литературы XX века. М.Горький. “Детство». М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда  о Данко Л.Н.Андреев   «Кусака».   Слово   о   Маяковском.   Стихотворение   «Необычайное   приключение,   бывшее   с   Владимиром   Маяковским   летом   на даче».Стихотворение   В.В.Маяковского   «Хорошее   отношение   к   лошадям».   А.П.   Платонов   «Юшка».   Сострадание   и   уважение   к   человеку   в рассказе А.Платонова «Юшка». А.П. Платонов «Неизвестный цветок» Б.Л.Пастернак. «Никого не будет в доме…», «Июль». А.Т. Твардовский. «Братья». Стихотворения А.Т. Твардовского.   Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади».  Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади». Е.И.Носов «Кукла». «Живое пламя». Взаимосвязь  природы и человека. Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Д.С.Лихачев «Земля родная». Стихотворения о родной природе. Песни на стихи русских поэтов  XX века. М.М.Зощенко «Беда». Из зарубежной  литературы.  Р.Бернс «Честная бедность».  Японские трёхстишия (хокку).  О.Генри «Дары волхвов».  Луиджи  Пиранделло «Черепаха» (внеклассное чтение) Р.Брэдбери «Каникулы» 8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Оценка устных ответов.       При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:  знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного произведения;  умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;  понимание роли художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания изученного произведения;  знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и  прочитанных самостоятельно;  умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;  уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло,  правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить  взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания  произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть  монологической речью. Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого  произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в  раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2­3 неточности в ответе. Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение  объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно­художественного содержания произведения, но недостаточное умение  пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное  владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для  данного класса. Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и  характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.                                                                                                       2. Оценка сочинений. Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е.  за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.  Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:  соответствие работы ученика теме и основной мысли;  полнота раскрытия темы;  правильность фактического материала;  последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается:  разнообразие словаря и грамматического строя речи;  стилевое единство и выразительность речи;  число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических Отметка «5» Основные критерии отметки Содержание и речь 1. 2. 3. 4. Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют.  Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых  «4» «3» «2» синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 5. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1­2 речевых недочетов. 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные  отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические  2. неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. 3. 4. 5. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3­4 речевых  недочетов. 1. 2. В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические  неточности. 3. 4. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,  встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 5. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. 1. 2. 3. Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,  отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями  со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного  словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. 5. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1  грамматическая ошибка. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3  пунктуационные ошибки, или 4  пунктуационные ошибки при  отсутствии орфографических  ошибок, а также 2  грамматические ошибки. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5  пунктуационных ошибок, или 7  пунктуационных при отсутствии  орфографических ошибок, а  также 4 грамматические ошибки. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или  6 орфографических и 8  пунктуационных ошибок, 5  орфографических и 9  пунктуационных ошибок, 8  орфографических и 6  пунктуационных ошибок, а также  7 грамматических ошибок. Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за  сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным  показателям оно написано удовлетворительно. 3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 78 – 89 %; «3» ­ 60 – 77 %; «2»­ менее 59 %.  3. Оценка тестовых работ.                                                                                                                                                                          9.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Структура курса литературы для 7 класса     70 часов 2 часа в неделю (федеральный компонент)   № 1 2 3 4 5 6 7 Модуль Примерное количество часов Основное содержание  Введение. Устное народное творчество Из древнерусской литературы Из литературы  XVIII века Из литературы XIX века Из русской литературы XX века Из литературы народов России 1 5 3 2 29 23 1 Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема  литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном  произведении. Предания как поэтическая автобиография народа. Былины. Героический эпос. Нравственные заветы Древней Руси. Поучение. Летопись. Ода (начальные представления).  Связь литературы и истории. Особенности труда писателя, его позиции. Автобиографические произведения. Изображение человека как важнейшая  проблема литературы. Возвращение к истокам, основам жизни. Особенности художественной образности 8 9 Из зарубежной литературы Итоговый урок Всего: 5 1 70 поэта. Особенности творчества зарубежных писателей и поэтов. Подведение итогов. По страницам изученного. № п/п Название разделов и темы урока Основные виды учебной деятельности обучающихся. Календарно­тематическое планирование уроков литературы 7 класс (70 часов) 1 2 3 Введение (1ч.) Изображение человека как важнейшая  идейно­ нравственная проблема литературы. Устное народное творчество (5ч.) Предания как поэтическая автобиография народа. Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко» 4 Урок внеклассного чтения. Былина «Илья Муромец и  Соловей­разбойник» Рецептивная: чтение статьи учебника «Читайте не торопясь». Репродуктивная: ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе,  заинтересовавшем учащихся,  Продуктивная (творческая): выразительное чтение. Рецептивная: чтение статьи учебника, преданий; Репродуктивная: ответы на вопросы;  Рецептивная: чтение статьи учебника «Былина», «О собирании, исполнении,  значении былин», чтение былины; Репродуктивная: ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, о писателе,  заинтересовавшем учащихся,  Продуктивная, творческая: выразительное чтение былин, устное словесное  рисование; Поисковая: комментирование художественного текста, установление  ассоциативных связей с иллюстрациями художников; Исследовательская: сравнение со сказкой; Продуктивная (творческая): работа над цитатным планом по ходу чтения,  составление словесного портрета Ильи Муромца, выразительное чтение, чтение по ролям; Поисковая: характеристика былинного героя; Исследовательская: сопоставление текстов художественных произведений 5 6 «Калевала» — карело­финский мифологический эпос. Песнь о Роланде. Пословицы и поговорки.  7 Древнерусская литература (3ч.) «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).  Нравственные заветы Древней Руси. 8 9 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»­ гимн  любви и верности. Р.Р. Итоговая письменная работа по изученным  разделам. 10 Из русской литературы XVIII века (2ч.) М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. « К статуе  Петра Великого».  11 Г.Р.Державин. «Река времен в своем            стремленьи...», «На птичку», «Признание». (Н.Карамзин, А.Толстой, И.Бунин) и былины.; Рецептивная: чтение поэмы; Репродуктивная: ответы на вопросы, выборочный пересказ; Продуктивная (творческая): устное словесное рисование; Поисковая: комментирование художественного текста; Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение пословиц и объяснение их  прямого и переносного смысла; Репродуктивная: ответы на вопросы, выборочный пересказ; Продуктивная, творческая: объединение пословиц в тематические группы;  сочинение по пословице; Рецептивная: чтение статьи учебника, текста «Поучения»;  Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту;  Продуктивная, творческая: выразительное чтение  Исследовательская: анализ текста; Репродуктивная: ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование; чтение по ролям; Поисковая: комментирование художественного текста,  Исследовательская: анализ текста «Повести…» Продуктивная, творческая: сочинение­рассуждение по избранной теме; Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение оды; Продуктивная, творческая: выразительное чтение с учётом особенностей  жанра оды; Исследовательская: анализ текста оды; Рецептивная: чтение статьи о Г.Р.Державине, чтение стихотворений; Репродуктивная: рассказ о поэте на   основе дополнительных источников,  ответы на вопросы; 12 Из русской литературы XIX века(29ч) А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к  истории России. «Полтава» (отрывок). 13 А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).  Выражение чувства любви к Родине. 14 А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее  летописный источник. 15 А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в  Чудовом  монастыре.  16 А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» —  произведение из цикла «Повести Белкина».  Продуктивная, творческая: комментирование художественного текста; Исследовательская: анализ текста; Рецептивная: чтение статьи об А.С.Пушкине , чтение стихотворений; Репродуктивная: рассказ о поэте на   основе дополнительных источников,    ответы на вопросы;  Продуктивная, творческая: комментирование художественного текста; Исследовательская: анализ текста; Рецептивная: выборочное чтение произведения, ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: комментирование художественного текста; Исследовательская: анализ текста; Рецептивная: чтение летописного отрывка о смерти Олега, чтение «Песни…»; Репродуктивная: пересказ летописного отрывка, ответы на вопросы,  сообщение о поэте;  Продуктивная, творческая: инсценирование «Песни о вещем Олеге»,  выразительное чтение; Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы,  установление ассоциативных связей с произведениями живописи; Исследовательская: анализ текста, сопоставление произведений  художественной литературы и выявление в них своеобразных черт (летопись,  баллада); Рецептивная: выборочное чтение произведения, ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: комментирование художественного текста; Исследовательская: анализ текста; Рецептивная: выборочное чтение (описание комнаты смотрителя в начале и  конце повести); Репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов;  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование «Три приезда на  станцию», инсценирование эпизода «Первый приезд Самсона Вырина к  ротмистру Минскому», рассказ по иллюстрациям; Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; 17 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого  купца Калашникова». 18 Нравственный поединок героев поэмы. 19 Лирика М. Ю. Лермонтова.  «Молитва», «Ангел».  20 Контрольная работа по творчеству  А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова  21 Н. В. Гоголь. Слово о писателе.  «Тарас Бульба». Запорожская  Сечь. Жизнь в Сечи. Исследовательская: анализ текста, сопоставление повести и притчи о блудном сыне; Рецептивная: выборочное чтение (описание портретов); Репродуктивная: ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы  Кирибеевича»;  Продуктивная, творческая: выразительное чтение поэмы, устное словесное  рисование(описание внешнего вида царя). Поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы,  комментирование текста, установление ассоциативных связей с  произведениями живописи; Исследовательская: сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы,  сопоставление «Песни…» с произведениями устного народного творчества; Продуктивная, творческая: выразительное чтение  кулачного боя,описание  утра перед кулачным боем, рассказ о семейной драме Калашникова;   Исследовательская:анализ текста (эпизод поединка героев, диалоги купца  Калашникова и Алёны Дмитриевны, Грозного и Калашникова, Кирибеевича и  Калашникова), сопоставление «Песни…» с произведениями устного народного  творчества; Рецептивная:  чтение стихотворений; Репродуктивная: ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование(пейзаж), рассказ о  поэте, выразительное чтение; Поисковая: комментирование  стихотворения  «Молитва»,  Продуктивная, творческая: самостоятельный разбор предложенный работ. Репродуктивная: сжатый пересказ «Нравы и обычаи Запорожской Сечи»,  ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: чтение и анализ эпизода «Смерть Андрия»,  словесное рисование «Последняя ночь среди своих»; Поисковая: ответ на вопрос проблемного характера, установление  ассоциативных связей с произведениями живописи; 22 Тарас Бульба и его сыновья  Исследовательская: сравнительная характеристика Кирибеевича и Андрия  (индивидуальное задание) Репродуктивная: выборочный пересказ  эпизодов: «Остап и Андрий в бурсе»,  ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: чтение и анализ эпизода «Смерть Андрия»,  словесное рисование «Последняя ночь среди своих»; Поисковая: ответ на вопрос проблемного характера, установление  ассоциативных связей с произведениями живописи; Исследовательская: сравнительная характеристика Кирибеевича и Андрия  (индивидуальное задание) 23 Р.р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Продуктивная, творческая: самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения, его систематизация, составление плана сочинения; 24 И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как  произведение о бесправных и обездоленных. 25 И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский  язык». «Близнецы». «Два богача».  26 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины».  Историческая основа поэмы 27 Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного  подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ  Родины.  Рецептивная: чтение рассказа; Репродуктивная: пересказ произведения, ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: рассказ о писателе, сообщение об истории  создания сборника «  Записки охотника», художественный рассказ (описание  избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа.  Рецептивная: чтение стихотворений и  полноценное их восприятие; Продуктивная, творческая: выразительное чтение; Поисковая: комментированное чтение; Исследовательская: анализ текста; Рецептивная: чтение первой части поэмы; Репродуктивная:  ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной  статьи; выразительное чтение; инсценирование поэмы; Рецептивная: чтение фрагментов воспоминаний А.Панаевой. чтение  стихотворения; Репродуктивная:  ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: выразительное чтение; устное словесное  рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария; 28 А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады  «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». 29 Урок внеклассного чтения. А.К.Толстой «Князь  Серебряный» 30 М. Е. Салтыков ­Щедрин. Слово о писателе.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов  прокормил». 31 Р.р.  «Дикий помещик». Смысл названия сказки.  Понятие о гротеске. Тестовая работа Репродуктивная:  ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: выразительное чтение баллад, сообщение об  одном из героев баллады; Поисковая: комментирование текста художественного произведения;; Исследовательская: сопоставление художественных произведений; Рецептивная: чтение отдельных эпизодов; Репродуктивная:  ответы на вопросы, пересказ главы1 «Опричники» Продуктивная, творческая: устное словесное рисование с опорой на текст  (описание Москвы той поры, портрет князя Серебряного, Ивана  Грозного),чтение по ролям главы 9 «Суд»; Поисковая: комментирование главы 8 «Пир», самостоятельный поиск ответа  на проблемный вопрос; Исследовательская:  сопоставление отдельных сцен «Песни…».  Лермонтова и романа Ф.К. Толстого, анализ эпизодов:гл.14 «Оплеуха», гл. 34 «Шутовской  кафтан» Рецептивная: чтение статьи в учебнике, чтение сказки;; Репродуктивная:  ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям, инсценирование; Поисковая:  самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; Исследовательская:  сопоставление народных сказок и «Повести…»,  ситуации, изображённой в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести…»; Рецептивная: чтение и восприятие текста сказок,  Репродуктивная:  рассказ с использованием цитат о жизни  « просвещённого  пискаря» , краткий пересказ сказки « Медведь на воеводстве», ответы на  вопросы,  Продуктивная, творческая: характеристика  одного из героев сказки «Дикий  помещик», защита сценария по этой сказке, презентация сказки, созданной в  духе сказок Салтыкова­Щедрина; Поисковая:  самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;  комментирование текста; Исследовательская:  анализ текста, сопоставление сказок. 32 Урок контроля. Литературный ринг по изученным во  2 четверти произведениям Продуктивная, творческая: сочинение­рассуждение, подготовка тестов к  тексту; Поисковая самостоятельный поиск ответа на вопросы;  33 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство»  (главы). 34 Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» .Его  чувства, поступки и духовный мир. 35 А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая  картина нравов.  36 Два лица России в рассказе А. П. Чехова    «Злоумышленник». Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; Репродуктивная:  выборочный пересказ, ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: сообщение о писателе: Толстой и Ясная  Поляна;Толстой и дети; Поисковая:  комментирование глав «Maman» «Что за человек был мой отец» Исследовательская:  анализ глав повести; Рецептивная: чтение и восприятие художественного текста; Репродуктивная:  сжатый  пересказ, ответы на вопросы, краткий пересказ  главы «Ивины»; Продуктивная, творческая: инсценирование главы «Классы», устное  словесное рисование ( Николеньки, Карла Ивановича,Натольи Савишны; Поисковая:  самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;  Исследовательская:  анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»;  сопоставление произведений художественной литературы  (А.С.Пушкин,  Л.Н.Толстой); Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение отрывка  «Литературная жизнь» из очерка А.М. Горького А.П. Чехов»; Репродуктивная:  ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям Поисковая:  установление ассоциативных связей с произведениями живописи; Исследовательская:  анализ текста; Рецептивная: чтение и восприятие текста рассказа, чтение статей в учебнике о писателе; Репродуктивная:  выразительное чтение рассказа;  Продуктивная, творческая:  чтение по ролям, характеристика главных  действующих лиц по плану; Поисковая:  развёрнутый ответ на вопрос: над чем смеётся автор в рассказе  «Злоумышленник» и что его огорчает? 37 Урок внеклассного чтения. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня»  38 Р.р. Стихи русских поэтов 19 века о  родной природе. Сочинение­отзыв. 39 Литературные места России: А.С.Пушкин,  А.К.Толстой,Л.Н.Толстой, А.П.Чехов 40 Контрольная работа по произведениям  русской  литературы XIX века 41 Из русской литературы XX века (23ч) И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры».  Сложность взаимопонимания  детей и взрослых. 42 М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы).  Автобио­графический характер повести.  Репродуктивная:  пересказ рассказа «Тоска», образ глухого города;  Продуктивная, творческая:  чтение по ролям рассказа «Размазня»,  презентация киносценария по рассказу «Хамелеон», защита обложки к этому  рассказу, инсценирование рассказа «Злоумышленник»;  Исследовательская:  анализ 2­3 рассказов, сопоставление, выявление в них  общих черт. Рецептивная:  чтение стихотворений поэтов 19 века; Репродуктивная: ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование(пейзаж), рассказ о  поэте, выразительное чтение; Продуктивная, творческая: сочинение­эссе, подготовка тестов к тексту; Поисковая самостоятельный поиск ответа на вопросы; подготовка к  контрольной работе. Продуктивная, творческая: ответы на вопросы самостоятельно; Рецептивная: чтение статьи о писателе, составление плана, выборочное  чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребёнка (гл.2­ 5), чтение лирического отступления (гл.60, финала рассказа;  Репродуктивная:  ответы на вопросы,  Поисковая:  комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на  произведение; Исследовательская:  сопоставление произведений художественной  литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н.Толстого «Детство»)  Рецептивная: чтение статьи о учебника о Горьком,сопоставление  фактов  жизни писателя с содержанием повести «Детство» ; Репродуктивная:  сообщение о писателе, пересказ сцены «Порка Алёши  дедом» Поисковая:  подобрать цитаты, характеризующие « свинцовые мерзости 43 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»  характеристика положительных героев. 44 45  Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького  «Детство».Сочинение­эссе.  «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. 46 Урок внеклассного чтения.  Л.Н.Андреев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. 47 В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное  приключение, бывшее с Владимиром Маяковским  летом на даче». 48 В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к  лошадям».  Два взгляда на мир.  жизни», комментирование,  самостоятельный поиск ответа на проблемные  вопросы; Исследовательская:  анализ текста; Репродуктивная:  ответы на вопросы по содержанию и осмыслению повести; Продуктивная, творческая: инсценирование эпизода «Ученье», сообщения  «Алёша и Цыганок» (гл.2, 31) и «Алёша и Хорошее Дело» (гл.8), устное  словесное рисование «Бабушка глазами Алёши» (гл.1), художественный  пересказ «Бескорыстие и доброта бабушки» (гл.2), «Молитвы и рассказы  бабушки», «Бабушка в сцене пожара» (гл.4),  «Пляска бабушки»(гл 3»; Исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы разных авторов; Исследовательская: анализ эпизода «Пожар» (с сопоставлением поведения  героев во время бедствия); Рецептивная: чтение легенды;  Репродуктивная:  ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование; Исследовательская:  определение сходства сюжета библейской истории о  Моисее и легенды о Данко, анализ текста; Рецептивная: чтение очерка о писателе «Люди и книги», выборочное чтение  рассказа; Репродуктивная:  ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному  содержанию, выборочный пересказ на тему « История кусаки»;  Продуктивная, творческая:  чтение по ролям, характеристика главных  действующих лиц по плану; Рецептивная: чтение статьи о поэте; чтение стихотворения;  Репродуктивная:  ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование; Исследовательская:  определение сходства сюжета библейской истории о  Моисее и легенды о Данко, анализ текста; Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, работа над  языком произведения (сравнение, метафора, просторечия, неточная рифма, 49 А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Призыв к  состраданию и уважению человека. 50 Урок внеклассного чтения. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».  Вечные нравственные ценности. 51 Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и  сострадание?»  52 Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не  будет в доме...». 53 Контрольная работа. Письменный анализ эпизода  или одного стихотворения. 54 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют  синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей  жизни...».  55 Урок внеклассного чтения. Час мужества. Интервью  как жанр публицистики.  звукозапись…),  устное словесное рисование. Рецептивная: чтение диалогов Юшки с детьми и  взрослыми; Репродуктивная:  рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы; Продуктивная, творческая: рассуждение» Ситуации в моей жизни,  вызывающие сострадание»; Поисковая:  комментированное чтение; Исследовательская:  анализ текста; Рецептивная: выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ  помошника машиниста о наблюдательности Мальцева, последняя часть  рассказа); Репродуктивная: близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой»,  художественный пересказ «Дети и Юшка»; ответы на вопросы учебника; Поисковая:  самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;  комментирование; Исследовательская: сравнительный анализ  героев произведений А.Платонова; Продуктивная, творческая: сочинение­рассуждение; Поисковая:  самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; Рецептивная:  чтение стихотворений. Репродуктивная: слово о поэте, ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование(пейзаж), рассказ о  поэте, выразительное чтение; Продуктивная, творческая: ответы на вопросы самостоятельно; Рецептивная: чтение  стихотворений и полноценное их восприятие Репродуктивная: слово о поэте; Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; Исследовательская: анализ стихотворений по плану; Рецептивная: чтение интервью, составление плана по ходу чтения; Продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений о войне с 56 Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лоша­ ди». Эстетические и нравственно­экологические  проблемы рассказа.  комментированием;  Рецептивная:  чтение статьи в учебнике, чтение рассказа; Репродуктивная: ответы на вопросы по осмыслению идейно­тематического  содержания рассказа, пересказ рассказа от лица Рыжухи; Продуктивная, творческая: комментированное чтение концовки рассказа; 57 Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. 58  Урок внеклассного чтения. «Живое пламя» Анализ  эпического произведения. 59 Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.  60 Д.С.Лихачев.. «Земля родная» как духовное  напутствие молодежи.  Рецептивная:  чтение описания пейзажа;  Репродуктивная: слово о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: чтение по ролям, составление характеристики  героя; Исследовательская: сравнение рассказа Е.Носова «Кукла» со стихотворением  К Случевского «Кукла» Рецептивная:  чтение и восприятие текста рассказа;  Репродуктивная: ответы на вопросы. Продуктивная, творческая: устное словесное рисование (описание маков); Исследовательская: анализ текста. Репродуктивная: слово о писателе, пересказ событий рассказа от лица героев  (Володи и Яшки);. Продуктивная, творческая:  словесное рисование (описание утра), чтение  диалога по ролям; Исследовательская: анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе.. Репродуктивная: работа по главам (составление тезисов), составление плана  статьи об учёном, пересказ;. Продуктивная, творческая:  выразительное чтение глав «Молодость­это вся  жизнь», «Учиться говорить и писать»; Поисковая:  комментирование художественного текста; 61 Писатели улыбаются М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное  и грустное в рассказах писателя. 62 Стихи поэтов XX века о родной природе (В. Брюсов,  Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Репродуктивная: пересказ с сохранением авторского стиля;. Продуктивная, творческая: чтение по ролям, сообщение о писателе.  Рецептивная:  чтение стихотворений поэтов 20 века; Репродуктивная: ответы на вопросы, 63 Песни на стихи русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское  поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». 64 Из литературы народов России (1ч) Расул   Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною  родная земля...», «О моей Родине».  65 Из зарубежной литературы (5ч) Р. Бернс. Слово о поэте.  «Честная бедность».  66 Д.Г.Байрон.  «Ты кончил жизни путь, герой» Продуктивная, творческая: устное словесное рисование(пейзаж), рассказ о  поэте, выразительное чтение; Рецептивная:  чтение отрывка из статьиК.Г.Паустовского «Заметки о  живописи»; Репродуктивная: ответы на вопросы,  Продуктивная, творческая: устное словесное рисование(пейзаж), рассказ о  поэте, выразительное чтение стихотворений о природе (конкурс чтецов «Тебе,  край родной, посвящается…»; Исследовательская: устный рассказ по одной из картин И.И.Шишкина,  И.И.Левитана, А.К.Саврасова и др. с включением в него строк  стихотворений  о природе, посвящённых различным явлениям природы, временам года;  сопоставление статьи и рассказа Е.Носова «Кукла» (формулирование  манифеста в защиту родной природы) Продуктивная, творческая: сообщение  о поэте, выразительное чтение  стихотворений;  Исследовательская: анализ текста; Рецептивная:  чтение статьи учебника о Р.Бёрнсе,   Репродуктивная: пересказ статьи о поэте по составленному плану;,  Продуктивная, творческая:  выразительное чтение произведения; Поисковая:  подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета,  комментирование по строфам; Исследовательская: анализ стихотворения. Продуктивная, творческая: слово о поэте, выразительное чтение  стихотворения; Исследовательская: анализ текста стихотворения, сопоставление лирического героя Д.Г.Байрона  с героями русской литературы, которые будут жить в «  песнях родины святой» 67 Японские трёхстишия  хокку. Особенности жанра.  Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Хокку. 68 О. Генри. Слово о писателе. «Дары  волхвов».Преданность и жертвенность во имя любви. 69 Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».  Мечта о чудесной победе добра. 70 Итоговый урок. По страницам изученных  произведений. Продуктивная, творческая: сообщение  о жанре хокку, выразительное чтение  стихотворений;  Исследовательская: анализ текста; сопоставление со стихами русских поэтов Репродуктивная: пересказ от лица героев;  Продуктивная, творческая:  слово о писателе, чтение по ролям,  инсценирование отдельных эпизодов; Рецептивная:  чтение рассказа; Репродуктивная: слово о писателе, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей»,  «Тридцатилетние каникулы»  Продуктивная, творческая:  выразительное чтение произведения; Поисковая:  « раскрашивание и озвучивание»  иллюстраций   учебника; подбор  пословиц, отражающих идею каждого куплета, комментирование по строфам; Исследовательская: анализ текста; Продуктивная, творческая:  отзыв на самостоятельно прочитанное  произведение,  Поисковая:  составление теста по пройденному материалу. 10. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Для учащихся: 1. Коровина В.Я.Литература: 7 класс:учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.­М.: Просвещение, 2008. 2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе:7 класс.­ М.: Просвещение, 2006. 3. Литература: Фонохрестоиатия: электронное учебное поссобие на СД­ROM/Сост.В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.­ М.:  Просвещение, 2008. Для учителя 1. Аникина С.М., золотарёва И.В..Поурочные разработки по литературе. 7 класс.­ М: ВАКО,2002. 2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе:Прпактическая методика.­М: Просвещение,2007 3. Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. ­ М.:ВАКО,2015 4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя.­ М.просвещение,2008. Медиаресурсы 1 . Видеофильмы 1 В мире русской литературы. Выпуск 1. (17 эпизодов) 2 В мире русской литературы. Выпуск 2. (4 эпизода) 3 Биографии писателей. Фильм 1. (Фонвизин, Карамзин, Жуковский) 4 Биографии писателей. Фильм 2. (Грибоедов, Лермонтов, Гоголь) 5 Пушкин. Лицейские годы. 6 Классики русской литературы (6 эпизодов) 7 Писатели России (7 эпизодов) 8 Литература 10­11 класс. Древнерусская литература. 18 век. 2 СD – диски 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. Фрагменты фильмов. Мифы Древней Греции Русская драматургия от Сумарокова до Хармса Русская поэзия 17­20 веков Библиотека русской классики. Выпуск 1. (4 эпизода) Библиотека русской классики. Выпуск 2.(4 эпизода) Библиотека русской классики. Выпуск 3.(4 эпизода) Древнерусская культура. Литература и искусство. Русская литература от Нестора до Маяковского. Английская и американская литература ( на англ.) Русский язык. Литература. Элективные курсы. Профильное обучение. Фонохрестоматия  к учебнику «Литература. 7 класс». – М: Аудиошкола: Просвещение, 2010 год 3 Аудиокниги 1 Толстой Л.Н. Басни и рассказы для детей 2 Чехов А.П. «Ионыч» и другие рассказы 3 Классическая литература. 3000 произведений мировой литературы. 4 Выдающиеся мысли человечества. Том 1. Знаменитые фразы великих людей. 5 Выдающиеся мысли человечества. Том 2. Государственные деятели о войне и мире, о власти и свободе. 4 Раздаточный материал с электронным приложением 1 Н.В.Гоголь 2 Ф.М.Достоевский 3 М.Ю.Лермонтов 4 Л.Н.Толстой  Ресурсы Интернет  Художественные фильмы по программным произведениям Список произведений для заучивания наизусть Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (отрывок) А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Песнь о вещем Олеге» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок) Н.А. Некрасов «Назови мне такую обитель…», «Русские женщины» (отрывок) И.С. Тургенев «Русский язык» М. Горький «Что сделаю я для людей?...» (отрывок из «Старухи Изергиль») В. В. Маяковский «Необычайное приключение..» (отрывок) Г. Р. Державин «Завещание» 1. 2.         М.Ю. Лермонтов « Песня о купце Калашникове» (отрывок) 3. 4. 5. 6. 7.        Стихотворение поэта 19 века (на выбор) 8. 9. 10        Стихотворение поэта 20 века (на выбор) 11.         Стихотворение о войне (на выбор) 12.       Р. Бернс «Честная бедность» №  п/п Календарно­тематическое планирование уроков литературы 7 класс (70 часов) Название разделов и темы урока В Количество часов сего часов т еория п рактик а к онтро ль Дата проведения Коррекция даты проведения Знать: цели и задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. Понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. Уметь: пользоваться справочным разделом; составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, отличать литературу как искусство слова от других видов искусства, определять жанры художественных произведений. Изображение человека как важнейшая идейно­ 1 1 нравственная проблема литературы. Устное народное творчество (5ч.) Знать: героев преданий и былин, художественные особенности изучаемых жанров, пословицы и поговорки народов мира. Уметь: различать пословицы и поговорки. выявлять характерные для былин художественные приемы (постоянные эпитеты,  троекратные повторы), выразительно читать фрагмент былины, характеризовать героя былины как воплощение национального характера,  находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по текс ту произведения. УУД: сопоставление, анализ, работа с разными источниками информации. Предания как поэтическая автобиография  1 1 народа. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»,  «Садко» 1 1 71 72 73 74 75 76 Урок внеклассного чтения. Былина «Илья  Муромец и Соловей­разбойник» «Калевала» — карело­финский мифо­ логический эпос. Песнь о Роланде. Пословицы и поговорки.  1 1 1 1 1 1 Древнерусская литература (3ч.) Знать: особенности поучения как жанра литературы; содержание произведений, нравственные законы, которым следуют главные герои. Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и ситу главных  героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. 77 78 79 «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).  Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» ­  гимн любви и верности. Р.Р. Итоговая письменная работа по изученным 1 1 1 1 1 разделам. 1 Из русской литературы XVIII века (2ч.) Знать: представителей литературы 18 века, содержание литературных произведений, их художественные особенности.  Уметь: выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в., характеризовать героя русской литературы XVIII в.,  находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.  80 81 УУД: выразительное чтение, работа с разными источниками информации. 1 М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К  1 статуе Петра Великого».  Г.Р.Державин. «Река времен в своем            1 1 стремленьи...», «На птичку», «Признание». Знать: представителей литературы 19 века, содержание литературных произведений, их художественные особенности.  Из русской литературы XIX века(29ч) Уметь: выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в., выявлять  характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приемы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова  и определять значение. Уметь формулировать вопросы по тексту произведения, давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту  произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, выявлять признаки эпического, лирического  и драматического родов в литературном произведении, составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения, подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме, подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания  произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. УУД: выразительное чтение, развитие памяти и внимания, работа с разными источниками информации, развитие устной и письменной  82 83 84 85 86 87 88 89 90 речи. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).  Выражение чувства любви к Родине. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее  летописный источник. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в  Чудовом монастыре.  А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» —  произведение из цикла «Повести Белкина».  М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про  царя Ивана Васильевича, молодого опричника и  удалого купца Калашникова». Нравственный поединок героев поэмы. Лирика М. Ю. Лермонтова.  «Молитва», «Ангел».  Контрольная работа по творчеству  А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 Н. В. Гоголь. Слово о писателе.  «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Жизнь в  Сечи. Тарас Бульба и его сыновья  Р.р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба» И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк»  как произведение о бесправных и обездоленных. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.  «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».  Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские  женщины». Историческая основа поэмы Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного  подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ  Родины.  А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические  баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Реп­ нин». Урок внеклассного чтения. А.К.Толстой  «Князь Серебряный» М. Е. Салтыков ­Щедрин. Слово о писателе.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов  прокормил». Р.р.  «Дикий помещик». Смысл названия  сказки. Понятие о гротеске. Тестовая работа Урок контроля. Литературный ринг по  изученным во 2 четверти произведениям Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство»  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 (главы). Главный герой повести Л.Н.Толстого  «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».  Живая картина нравов.  Два лица России в рассказе А. П. Чехов  «Злоумышленник». Урок внеклассного чтения. Смех и слезы в  рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня»  Р.р. Стихи русских поэтов 19 века о  родной природе.Сочинение­отзыв. Литературные места России: А.С.Пушкин,  А.К.Толстой,Л.Н.Толстой, А.П.Чехов Контрольная работа по произведениям русской литературы XIX века 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Из русской литературы XX века (23ч) И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ  «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и  взрослых. М.Горький. Слово о писателе. «Детство»  (главы). Автобиографический характер повести.  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» характеристика положительных героев.  Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М.  Горького «Детство». Сочинение­эссе.  «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького  «Старуха Изергиль». Романтический характер  легенды. Урок внеклассного чтения.  Л.Н.Андреев.  «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. В.В.Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 Маяковским летом на даче». В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к  лошадям». Два взгляда на мир.  А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка».  Призыв к состраданию и уважению человека. Урок внеклассного чтения. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном  мире». Вечные нравственные ценности. Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»  Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль»,  «Никого не будет в доме...». Контрольная работа. Письменный анализ  эпизода или одного стихотворения. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега  потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На  дне моей жизни...».  Урок внеклассного чтения. Час мужества.  Интервью как жанр публицистики.  Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем  плачут лошади». Эстетические и нравственно­ экологические проблемы рассказа.  Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла».  Нравственные проблемы рассказа.  Урок внеклассного чтения. «Живое пламя»  Анализ эпического произведения. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое  утро». Герои рассказа и их поступки.  Д.С.Лихачев.. «Земля родная» как духовное  напутствие молодежи.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1               Писатели улыбаются 1 1 1 131 132 133 М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».  1 1 Смешное и грустное в рассказах писателя. «Тихая моя Родина…» Стихи о родной природе. Стихи поэтов XX века о родной природе (В.  1 1 Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н.  Заболоцкий. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское 1 1 поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Песни на стихи русских поэтов XX века. Из литературы народов России (1ч) 134 Расул   Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за  1 1 спиною родная земля...», «О моей Родине».  Знать: представителей литературы народов России и зарубежной литературы, содержание литературных произведений, их  Из зарубежной литературы (5ч) художественные особенности.  Уметь: воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы,  характеризовать героя зарубежной литературы, выявлять, характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы  изображения человека. Уметь находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения,  давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.  УУД: выразительное чтение, развитие памяти и внимания, работа с разными источниками информации, развитие устной и письменной  речи. 135 136 137 138 Р. Бернс. Слово о поэте.  «Честная бедность».  Д.Г.Байрон.  «Ты кончил жизни путь, герой» Японские трёхстишия хокку. Особенности  жанра. Мацуо Басё, Кобаяси Исса. Хокку. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».  Преданность и жертвенность во имя любви. 1 1 1 1 1 1 1 1 139 140 Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе.  «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. Итоговый урок. По страницам изученных  произведений Список литературы на лето 1 1 1 1

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)

Рабочая программа по русской литературе (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017