I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3-го Б класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»);
ООП НОО МБОУ СОШ № - I ступень обучения ;
Примерная программа начального общего образования;
Авторская программа «Русский язык» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова и др.) в рамках образовательной системы «Школа 2100»);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Учебные планы МБОУ СОШ № от 07.08.2014 г. (Приказ №120);
Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ СОШ № от 30.08.2014г. (Приказ № 192 );
Приказ № 193 от 30.08.2014 г. МБОУ СОШ № «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2014- 2015 учебном году».
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель курса определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи курса:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в 3 классе.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку для 3 класса авт. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Пронино и др.: учебник «Русский язык»; тетради «Рабочая тетрадь по русскому языку», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; учебное пособие «Дидактический материал по русскому языку».
II. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ СОШ № на 2014/2015 учебный год в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 час в год. Фактически согласно календарю учителя 171 часов.
III. Содержание учебного предмета
Повторение. (12 ч)
Слово. ( 131 ч)
1. Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например, класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов.
Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,
-чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (23 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
IV. Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
nопределять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
правила правописания слов с изученными орфограммами;
признаки им. сущ., им. прил., глагола, местоимения;
названия и признаки чл. предложения: главных (подлежащего и сказуемого) и второстепенных;
однородных членов предложения;
Обучающиеся должны уметь:
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы и другие опасные места; правильно писать слова с безударной гласной, СС двойными согласными в корне; с ь для обозначения мягкости; с ь-разделительным; владеть способами проверки гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями; по программе графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунтограммами /55-60 слов/ правильно переносить слова с двойными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме /ставить слова в нужную форму/, образовывать слова с помощью суффикса и приставки, подбирать однокоренные слова, в том числе и с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах:
распознавать изученные части речи, производить морфологический разбор в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому, выделять из предложения сочетания слов связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами /без союзов, с одиночным и
составлять предложения с однородными членами употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения /с помощью учителя/, делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части
текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану; читать и понимать учебно-
научные тексты;
Оценка достижения планируемых результатов
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний,
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций уч-го действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные работы:
Комплексная работа по итогам обучения
Стандартизированная контрольная работа.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
V. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, проектор и др.) и средств фиксации (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить, создать атмосферу вовлеченности в учебный процесс. Примеры работ при использовании компьютера:
орфографический и пунктуационный тренинг;
редактирование (взаиморедактирование);
создание текста, его коллективное обсуждение;
создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том
числе для представления результатов проектной деятельности.
При использовании компьютера у учащихся формируется готовность к практическому применению новых информационных технологий.
Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http://www. school2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km.ru/ed
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok.
VI. Список литературы
Основная литература:
Для учителя:
1.Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 3класса в 2-х ч.; 2013 г.
2.Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 3-го класса, 2013 г.;
3.Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса 2012 г.;
4.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебнику «Русский язык» для 3-го класса;
5. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
Для ученика:
1) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник 3класса в 2-х ч.; 2013 г.
2) Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса,2013 г.
Дополнительная литература:
1.О.В.Александрова .Пословицы, поговорки, крылатые слова.-М.:Эксмо, 2011 г.
2.М.И.Багаутдинова,Г.Н.Ягафарова.Веселые минутки: Стихотворения для физкультурных минуток.- Уфа: Китап,2010 г.
3.Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М. : АСТ-Пресс, 2009 г.
4.Жиренко О. Е. Учим русский с увлечением – М. : 2010 г.
5. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я / В. Степанов. – М. : АСТ-Пресс, 2009 г.
6.Узорова О. В. 500 контрольных диктантов по русскому языку – М. : Аквариум, 2010 г..
7.Узорова О. В. Загадки для развития речи, внимания, понятия и абстрактного мышления . – М. : АСТ, 2011 г.
8.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык, 3 класс. Издательство ООО «Экзамен»,2012 г.
9.Интеракивные тренажёры. Русский язык ,3 класс. Издательство «Учитель», 2015 г.
VII.Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела (количество часов) и тема урока |
Дата проведения |
ЭКОР |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 четверть 41 час |
|||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ (12 ч) Цели: педагогическая: создание условий для выявления основных признаков текста; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться выделять главную мысль текста, отличать его от набора предложений, озаглавливать текст. |
|||||
1 |
Что мы знаем о слове. |
02.09 |
|
|
|
2 |
Что мы знаем о предложении. |
03.09 |
|
Составление предложение о своем родном крае |
|
3 |
Что мы знаем о тексте. |
04.09 |
|
|
|
4 |
Что мы знаем о слове, предложении, тексте. |
05.09 |
|
|
|
5 |
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между ними. |
06.09 |
|
|
|
6 |
Повторяем изученные орфограммы . |
09.09 |
|
|
|
7 |
Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. |
10.09 |
|
|
|
8 |
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать. |
11.09 |
|
|
|
9 |
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание |
12.09 |
|
Запись географических названий рек, озер, гор и т.д. РБ |
|
10 |
Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. |
13.09 |
|
|
|
11 |
Контрольный диктант № 1 «Осенью» |
16.09 |
|
|
|
12 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Повторяем изученные орфограммы .
|
17.09 |
|
|
|
Раздел № 2. СЛОВО. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ (4ч) Цели: педагогическая: создание условий для систематизации знаний о чередовании согласных звуков в корне; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться находить и подбирать однокоренные слова, с чередованием согласных звуков в корне |
|||||
13 |
Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». |
18.09 |
|
Подбор однокоренных слов к слову «Родина» |
|
14 |
Понятие о чередовании согласных звуков в корне. |
19.09 |
|
|
|
15 |
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. |
20.09 |
|
|
|
16 |
Р/Р. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений |
23.09 |
|
|
|
Раздел 3. СЛОВО. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА (5 ч) Цели: педагогическая: создать условия для правописания проверяемых согласных букв в корне слова; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыком проверки согласных букв в корне слова, научится применять на практике данное правило. |
|||||
17 |
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине) |
24.09 |
|
|
|
18 |
Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфогр. |
25.09 |
|
Составлении текста о разнообразии животных нашего края. |
|
19 |
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове». |
26.09 |
|
|
|
20 |
Административный Входной диктант № 2 |
27.09 |
|
|
|
21 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками.) Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.
|
30.09 |
|
|
|
Раздел 4. СЛОВО. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (7 ч.) Цели: педагогическая: создать условия для правописания слов с удвоенной согласной в корне; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыком деления слов с удвоенной согласной на слоги, для переноса, научится подбирать и правильно писать |
|||||
22 |
Понятие об удвоенных согласных буквах. |
01.10 |
|
|
|
23 |
Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. |
02.10 |
|
|
|
24 |
Упражнения в написании слов с удвоенной согласной буквой в корне.
|
03.10 |
|
Башкирские имена с удвоенными согласными |
|
25 |
Правила переноса слов с удвоенной согласной . Звуко-буквенный разбор слов с удвоенными согласными в корне слова. |
07.10 |
|
|
|
26 |
Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». |
08.10 |
|
|
|
27 |
Р/р Составление текста по ключевым словам «Ребята нашего класса». |
09.10 |
|
|
|
28 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Удвоенные согласные в корне слова. |
10.10 |
|
|
|
Раздел 5. СЛОВО НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (13 ч) Цели: педагогическая: создать условия для правописания слов с непроизносимыми согласными в корне; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыком написания слов с непроизносимыми согласными в корне, научится подбирать и правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||||
29 |
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. |
14.10 |
|
|
|
30 |
Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. |
15.10 |
|
|
|
31 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
16.10 |
|
|
|
32 |
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
|
17.10 |
|
|
|
33 |
Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых согласных в корне слова. |
18.10 |
|
|
|
34 |
Правописание слов с непроизно- симыми согласными в корне. Р/Р Сочинение по опорным словам «Осенняя картинка». |
21.10 |
|
Ф.Рахимголова «Осенняя узоры». |
|
35 |
Работа над ошибками, допущенными в сочинении |
22.10 |
|
|
|
36 |
Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». |
23.10 |
|
|
|
37 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Непроизносимые согласные в корне слова. |
24.10 |
|
|
|
38 |
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. |
25.10 |
|
|
|
39 |
Контрольный диктант № 3 «Лебеди». |
28.10 |
|
|
|
40 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) . Повторение на тему: «Правописания слов с непроизносимыми согласными в корне». |
29.10 |
|
Р.Тимершин «Спор» |
|
41 |
КВН «Веселая грамматика». |
30.10 |
|
|
|
2 четверть 40 часов |
|||||
Раздел 6. СЛОВО. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (10 ч) Цели: педагогическая: создать условия для правописания безударных гласных в корне слова; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыком проверки безударной гласной в корне слова, применять на практике правила правописания безударных гласных в корне слова, научится подбирать и правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||||
42 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
05.11 |
|
|
|
43 |
Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. |
06.11 |
|
|
|
44 |
Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. |
07.11 |
|
|
|
45 |
Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. |
08.11 |
|
|
|
46 |
Р/Р Свободный диктант. «Маленький лягушонок».
|
11.11 |
|
|
|
47 |
Сочинение по опорным словам «Зимний вечер». |
12.11 |
|
С.Агиш «Во дворе зима». |
|
48 |
Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова». |
13.11 |
|
|
|
49 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). |
14.11 |
|
|
|
50 |
Контрольный диктант №4 «О фиалке». |
15.11 |
|
|
|
51 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Безударные гласные в корне слова». |
18.11 |
|
|
|
Раздел 7. СЛОВО. СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ (5 ч) Цели: педагогическая: создание условий для организации совместной деятельности для правописания сложных слов; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыком правописания сложных слов, научится подбирать и правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||||
52 |
Знакомство с понятием «сложные слова» Соединительные гласные О и Е в сложных словах. |
19.11 |
|
|
|
53 |
Образование сложных слов. |
20.11 |
|
|
|
54 |
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характер.людей. |
21.11 |
|
Составление предложений « Башкортостан – многонациональная республика |
|
55 |
Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание» Свободный диктант. |
22.11 |
|
|
|
56 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками).Правописание сложных слов. |
25.11 |
|
|
|
Раздел 8. СЛОВО. ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА (3 ч) Цели: педагогическая: создание условий для организации совместной деятельности для правописания приставок в словах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыком правописания безударных гласных в приставках, удвоенной согласной на стыке приставки и корня, научится подбирать и правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||||
57 |
Приставка, ее роль в слове (повторение). |
26.11 |
|
|
|
58 |
Развитие умения находить в словах приставки |
27.11 |
|
|
|
59 |
Разбор слова по составу.
|
28.11 |
|
Башкирские загадки, выделение приставок |
|
Раздел 9. СЛОВО. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ (5 ч) Цели: педагогическая: создание условий для организации совместной деятельности для правописания приставок в словах; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыком правописания безударных гласных в приставках, удвоенной согласной на стыке приставки и корня, научится подбирать и правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||||
60 |
Правописание безударных гласных в приставках. |
29.11 |
|
|
|
61 |
Упражнения в правописании безударных гласных в приставках. |
02.12 |
|
|
|
62 |
Приставки про- и пра-, по- и па- |
03.12 |
|
Стихотворение Ш.Биккулова «Зима». |
|
63 |
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? |
04.12 |
|
|
|
64 |
Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. |
05.12 |
|
|
|
Раздел 10. СЛОВО. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТВЕРДЫЙ И МЯГКИЙ ЗНАКИ (6 ч) Цели: педагогическая: создание условий для систематизации знаний правописания слов с разделительными Ъ и Ь знаками; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность овладеть навыками правописания слов с разделительными Ь и Ъ знаками, научится подбирать и правильно писать слова с данной орфограммой. |
|||||
65 |
Звук [Й] и его обозначение на письме. |
06.12 |
|
|
|
66 |
Правила правописания разделительных ъ и ь. |
09.12 |
|
|
|
67 |
Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках». |
10.12 |
|
|
|
68 |
Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь. |
11.12 |
|
Исторические и памятные места родного края. |
|
69 |
Контрольный диктант № 5 «В лесу». |
12.12 |
|
|
|
70 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Разделительный твердый и мягкий знаки. |
13.12 |
|
|
|
Раздел 11. СЛОВО. ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА. СУФФИКС (11 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения выделять в слове окончание и основу; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится различать части слова, анализировать и кратко характеризовать части слова. |
|||||
71 |
Понятие об окончании и основе слова |
16.12 |
|
|
|
72 |
Развитие умения находить в слове окончание. Как найти в слове основу? |
17.12 |
|
|
|
73 |
Суффикс и его роль в слове. |
18.12 |
|
|
|
74 |
Развитие умения находить в слове суффикс. |
19.12 |
|
|
|
75 |
Обобщение и систематизация знаний о частях слова.
|
20.12 |
|
Стихотворение З.Биишевой «Айбулат и Ташбулат» |
|
76 |
Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор сл. по составу». |
23.12 |
|
|
|
77 |
Административный контрольный диктант №6. |
24.12 |
|
|
|
78 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу». |
25.12 |
|
|
|
79 |
Составление слов по схемам. |
26.12 |
|
|
|
80 |
Порядок разбора слова по составу.Повторение. |
27.12 |
|
Стихотворение С.Муллабаев «Следы на снегу». |
|
81 |
Контрольный словарный диктант. Упражнения в разборе слов по составу.
|
30.12 |
|
|
|
3 четверть 48 часов |
|||||
Раздел 12. СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (3 ч) Цели: педагогическая: создание условий для распознания слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик сможет отличать имена существительные от других частей речи. |
|||||
82 |
Части речи в русском языке. |
15.01 |
|
|
|
83 |
Определение имени существительного. |
16.01 |
|
Реки, озёра, водопады республики. |
|
84 |
Роль имен существительных в речи |
17.01 |
|
|
|
Раздел 13. СЛОВО . ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ (3 ч) Цели: педагогическая: создание условий для распознания слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик сможет отличать имена существительные от других частей речи. |
|||||
85 |
Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. |
20.01 |
|
|
|
86 |
Имена существительные в речи. |
21.01 |
|
Описание зимней природы нашего края |
|
87 |
Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных?
|
22.01 |
|
|
|
Раздел 14. СЛОВО.РОД И ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (8 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения характеризовать имя существительное как часть речи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять признаки имен существительных. |
|||||
88 |
Имена существительные мужского, среднего и женского рода. |
23.01 |
|
|
|
89 |
Род - постоянный признак имен существительных. |
24.01 |
|
|
|
90 |
Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода. |
27.01 |
|
|
|
91 |
Изменение имен существительных по числам. |
28.01 |
|
|
|
92 |
Образование множественного числа имен существительных. Контрольный словарный диктант. |
29.01 |
|
|
|
93 |
Окончания имен существительных в единственном числе. |
30.01 |
|
|
|
94 |
Окончания имен существительных во множественном числе. |
31.01 |
|
|
|
95 |
Разбор имени существительного как части речи.
|
03.02 |
|
Животный мир горных районов Башкортостана. |
|
Раздел 15. СЛОВО. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( 11ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения образовывать имена существительные; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится образовывать имена существительные при помощи суффиксов и от других частей речи, разбирать имена существительные по составу. |
|||||
96 |
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. |
04.02 |
|
|
|
97 |
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. |
05.02 |
|
|
|
98 |
Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. |
06.02 |
|
|
|
99 |
Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами. |
07.02 |
|
Загадки и кулямасы |
|
100 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Образование имен сущ. с уменьшительно-ласкательным значением. |
10.02 |
|
|
|
101 |
Разбор имен существительных по составу.
|
11.02 |
|
|
|
102 |
Свободный диктант «Кем раньше был ёжик». |
12.02 |
|
|
|
103 |
Р/Р Обучающее изложение «Мурлыка». |
13.02 |
|
|
|
104 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Образование имен существительных. |
14.02 |
|
Зимующие птицы нашего края |
|
105 |
Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи». |
17.02 |
|
|
|
106 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) «Имя существительное как часть речи». |
18.02 |
|
|
|
Раздел 16. СЛОВО . МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (10 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения характеризовать местоимение как часть речи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится отличать местоимения от других частей речи, определять признаки местоимений. |
|||||
107 |
Понятие о местоимении. Личные местоимения. |
19.02 |
|
|
|
108 |
Местоимения 1,2, 3-го лица. |
20.02 |
|
|
|
109 |
Правописание предлогов с местоимениями. |
21.02 |
|
|
|
110 |
Разбор местоимения как части речи. |
24.02 |
|
Стихотворение Т.Арсла «Стоят часовые» |
|
111 |
Роль личных местоимений в речи. |
25.02 |
|
|
|
112 |
Р/Р .Обучающее сочинение «О себе». |
26.02 |
|
|
|
113 |
Свободный диктант «Паучок». |
27.02 |
|
|
|
114 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Местоимения 1,2, 3-го лица. |
28.02 |
|
|
|
115 |
Закрепление знаний о местоимении. |
03.03 |
|
|
|
116 |
Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи». |
04.03 |
|
|
|
Раздел 17. СЛОВО . ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения характеризовать имя прилагательное как часть речи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится отличать имя прилагательное от других частей речи, определять признаки имен прилагательных, получит возможность овладеть навыком проверки безударной гласной в окончаниях имен прилагательных. |
|||||
117 |
Определение имени прилагательного . |
05.03 |
|
|
|
118 |
Роль имен прилагательных в речи. |
06.03 |
|
|
|
119 |
Связь имен прилагательных с именами существительными речи. |
07.03 |
|
Стихотворение С.Алибаева «Кто принёс весну?» |
|
120 |
Разбор имени прилагательного как части. |
10.03 |
|
|
|
Раздел 18. СЛОВО . ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (4 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения характеризовать имя прилагательное как часть речи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится отличать имя прилагательное от других частей речи, определять признаки имен прилагательных, получит возможность овладеть навыком проверки безударной гласной в окончаниях имен прилагательных. |
|||||
121 |
Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. |
11.03 |
|
|
|
122 |
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных . |
12.03 |
|
|
|
123 |
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. |
13.03 |
|
|
|
124 |
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. |
14.03 |
|
Составление предложений о разнообразии и красоте растительного мира РБ |
|
Раздел 19. СЛОВО. РАЗБОР ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО СОСТАВУ (5 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения разбирать имена прилагательные по составу; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится разбирать имена прилагательные по составу, получит возможность овладеть навыком проверки безударной гласной в окончаниях имен прилагательных. |
|||||
125 |
Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу. |
17.03
|
|
|
|
126 |
Сочинение по опорным сочетаниям слов. «В березовом лесу». |
18.03 |
|
|
|
127 |
Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». |
19.03 |
|
|
|
128 |
Административный контрольный диктант № 7 |
20.03 |
|
|
|
129 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Имя прилагательное как часть речи.
|
21.03 |
|
|
|
4 четверть 42 часов |
|||||
Раздел 20. СЛОВО. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 ч) |
|||||
130 |
Определение глагола как часть речи. |
01.04 |
|
|
|
131 |
Изменение глаголов по временам. |
02.04 |
|
|
|
132 |
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
03.04 |
|
|
|
133 |
Изменение глаголов по числам . |
04.04 |
|
|
|
Раздел 21. СЛОВО. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ (2 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения характеризовать глагол как часть речи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится отличать глагол от других частей речи, определять признаки глагола, применять на практике правила правописания частицы НЕ с глаголами. |
|||||
134 |
Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами. |
07.04 |
|
|
|
135 |
Развитие умения писать частицу не с глаголами. |
08.04 |
|
Описание природы родного края |
|
Раздел 22. СЛОВО. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (6 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения характеризовать глагол как часть речи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится отличать глагол от других частей речи, определять признаки глагола, ставить глагол в неопределенную форму. |
|||||
136 |
Понятие о неопределенной форме глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы. |
09.04 |
|
|
|
137 |
Образование форм времени от неопределенной формы глагола. |
10.04 |
|
|
|
138 |
Разбор глагола как части речи. |
11.04 |
|
|
|
139 |
Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом». |
14.04 |
|
|
|
140 |
Контрольный диктант № 8 «Весна в лесу». |
15.04 |
|
|
|
141 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Неопределенная форма глагола. |
16.04 |
|
С. Алибаев «Кто принёс весну?» |
|
Раздел 23. СЛОВО. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (2 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения характеризовать наречие как часть речи; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится отличать наречие от других частей речи. |
|||||
142 |
Понятие о наречии как части речи. |
17.04 |
|
|
|
143 |
Выявление отличительных признаков наречия как части речи. |
18.04 |
|
|
|
Раздел 24. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (3 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения отличать предложения по цели высказывания; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится отличать виды предложений друг от друга |
|||||
144 |
Виды предложений по цели высказывания. |
21.04 |
|
|
|
145 |
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. |
22.04 |
|
|
|
146 |
Восклицательные и невосклицательные Предложения. |
23.04 |
|
За мир, за дружбу Ф. Рахимгулова «Праздничные дары»
|
|
Раздел 25. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения находить в предложении грамматическую основу; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить в предложении подлежащее и сказуемое, различать распространенные и нераспространенные предложения |
|||||
147 |
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. |
24.04 |
|
|
|
148 |
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. |
25.04 |
|
Птицы, обитающие в Башкортостане. Составление предложений. |
|
149 |
Понятие о второстепенных членах предложения. |
28.04 |
|
|
|
150 |
Составление схем предложений и предложений по схемам. |
29.04 |
|
|
|
151 |
Предложения распространенные и нераспространенные. |
30.04 |
|
|
|
152 |
Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. |
02.05 |
|
|
|
Раздел 26. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (9 ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения находить в тексте предложения с однородными членами; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять однородные члены предложения, обозначать их графически. |
|||||
153 |
Однородные подлежащие и сказуемые. |
05.05 |
|
|
|
154 |
Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении.
|
06.05 |
|
|
|
155 |
Роль знаков препинания в письменной речи. |
07.05 |
|
Р. Нигмати «Слава победителям» |
|
156 |
Запятая в предложениях с однородными членами. Урок - практикум. |
08.05 |
|
|
|
157 |
Повторение изученного. Свободный диктант «О динозаврах». |
12.05 |
|
|
|
158 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. |
13.05 |
|
|
|
159 |
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. |
14.05 |
|
|
|
160 |
Р/Р Свободный диктант «Еж». |
15.05 |
|
|
|
161 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) Однородные подлежащие и сказуемые. |
16.05 |
|
Природные зоны республики. |
|
Раздел 27. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (5ч) Цели: педагогическая: создание условий для развития умения находить в тексте сложные и простые предложения ; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится определять сложные и простые предложения, обозначать их графически. |
|||||
162 |
Понятие о простом и сложном предложении. |
19.05 |
|
|
|
163 |
Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения |
20.05 |
|
|
|
164 |
Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. |
21.05 |
|
К.Даян «Весенние цветы» |
|
165 |
Проверочная работа № 12 по теме «Предложение». |
22.05 |
|
|
|
166 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Понятие о простом и сложном предложении. |
23.05 |
|
|
|
Раздел 28. ПОВТОРЕНИЕ (5 ч) Цели: педагогическая: создание условий для выявления основных признаков текста; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик получит возможность научиться выделять главную мысль текста, отличать его от набора предложений, озаглавливать текст. |
|||||
167 |
Административный контрольный диктант №9 |
26.05 |
|
|
|
168 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.
|
27.05 |
|
|
|
169 |
Повторение изученных орфограмм и состава слова. Контрольное списывание. |
28.05 |
|
Скоро лето, приметы |
|
170 |
Итоговая контрольная работа. |
29.05 |
|
|
|
171 |
Урок-игра «Путешествие по орфографии». |
30.05 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.