Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Плеханы» Балаковского района Саратовской области»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор _______________Н.Ю.Зотова Приказ № 99 от 31.08.2017г.
спецкурса «Учимся решать задачи по геометрии»
по ______геометрии_______________________________
(учебный предмет)
для 7 класса___________________
Разработчик программы: __учитель Свечникова Татьяна Анатольевна______
(Ф.И.О. учителя)
2017 г.
Рабочая программа по спецкурсу для 7 класса разработана на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), Закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» (от 28 ноября 2013 г. N 215-ЗСО), Примерной программы по геометрии для основной школы.
Практическая значимость школьного курса математики, раздела геометрии 7 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
На изучение спецкурса «Учимся решать задачи по геометрии» в 7 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года в 35 учебных недель.
Основная цель обучения: первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, обеспечить углубленное изучение геометрии.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
, о её значимости для развития цивилизации;
4) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
5) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
6) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность); формирование представлений о
пространственных геометрических фигурах (многогранный угол пирамида, конус);
3) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Учащиеся должны знать/понимать
• Понятие геометрических фигур.
• Определение смежных и вертикальных углов и их свойства.
• Понятие трёхгранного и многогранного угла.
• Треугольника и его элементов.
• Теорему о сумме углов треугольника.
• Понятие многоугольника, правильного многоугольника, многогранника.
• Понятие пирамиды.
• Теорему Эйлера.
• Признаки равенства треугольников.
• Геометрические преобразования.
• Взаимное расположение прямых.
• Определение геометрического места точек.
• Определение и свойства касательной к окружности.
• Аксиому, свойства и признаки параллельных прямых.
• Пятый постулат Евклида.
• Понятие неевклидовой геометрии.
Учащиеся должны уметь
• Строить, измерять и решать задачи, используя понятие отрезка.
• Использовать свойство смежных углов при решении задач.
• Различать многогранные углы.
• Находить периметр и стороны треугольника.
• Находить углы треугольника.
• Различать правильные многогранники.
• Различать виды пирамид.
• Пользоваться теоремой Эйлера при решении задач.
• Доказывать равенства треугольников, используя признаки равенства. Выполнять геометрические преобразования (поворот, центральную и осевую симметрию).
• Строить пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые Строить окружность с заданным радиусом.
• Выполнять построение касательной к окружности. Классифицировать углы при параллельных прямых и секущей.
Содержание спецкурса по геометрии способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
I. Основные геометрические фигуры.
Отрезки и их длины. Углы на плоскости. Смежные углы. Трёхгранный угол. Многогранные углы.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о простейших геометрических фигур. Отработать алгоритмы решения задач с геометрической составляющей. Рассмотреть решение задач на нахождение смежных углов, используя свойства и следствия. Уметь классифицировать углы (острые, прямые, тупые, развёрнутые). Уметь различать выпуклые и невыпуклые фигуры. Рассмотреть разные многогранные углы и их элементы.
II. Многоугольники и многогранники.
Треугольник. Свойства его сторон и углов. Многоугольники. Углы многоугольников. Правильные многоугольники. Многогранники. Пирамиды. Виды пирамид. Правильные многогранники. Теорема Эйлера.
Основная цель – систематизировать знания учащихся при решении задач на нахождение сторон треугольника, используя понятие периметра; углов треугольника, используя теорему о сумме углов треугольника. Отработать умения по использованию теоремы о неравенстве треугольника. Уметь классифицировать треугольники по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние треугольники) и углам (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные). Выработать стойкие умения и навыки при нахождении углов многоугольников. Научится решать задачи, используя теорему Эйлера.
III. Равенство фигур и изометрии.
Равенство треугольников. Три признака равенства треугольников. Понятие изометрии. Поворот. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры.
Основная цель - выработать стойкие умения и навыки при доказательстве равенства треугольников, используя признаки равенства треугольников. Рассмотреть различные геометрические преобразования и уметь выполнять поворот, центральную симметрию разных фигур. Знать о центрально-симметричных фигурах и их свойствах. Уметь строить центрально-симметричные фигуры.
IV. Пересекающиеся прямые.
Вертикальные углы. Конус. Развёртка конуса. Перпендикулярные прямые. Высота треугольника. Равнобедренный треугольник. Осевая симметрия. Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр к отрезку. Касательная к окружности
Основная цель – выработать умения по нахождению вертикальных углов. Уметь строить конус и его развёртку на плоскости. Отработать навыки по решению задач на равнобедренный треугольник (нахождение углов и сторон равнобедренного треугольника.). Освоить определение серединного перпендикуляра к отрезку. Рассмотреть задачи, содержащие понятие касательной к окружности.
V. Параллельные прямые.
Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых и секущей. Свойства углов многоугольников. Пятый постулат Евклида. Неевклидова геометрия.
Основная цель – закрепить навыки по классификации углов при пересечении двух прямых секущей (внутренние накрест лежащие, соответственные, внутренние односторонние углы). Закрепить навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. Отработать умения по построению параллельных прямых. Сформировать у учащихся понятия «постулат Евклида» и «неевклидова геометрия».
Тематическое планирование
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
|
Основные геометрические фигуры |
5 |
1. |
Понятие геометрической фигуры. |
1 |
2. |
Отрезки и их длины. |
1 |
3. |
Углы на плоскости. |
1 |
4. |
Смежные углы. |
1 |
5. |
Трёхгранный угол. Многогранные углы. |
1 |
|
Многоугольники и многогранники. |
6 |
6. |
Треугольник. Свойства его сторон и углов. |
1 |
7. |
Многоугольники. |
1 |
8. |
Углы многоугольников. Правильные многоугольники. |
1 |
9. |
Знакомство с многогранниками. |
1 |
10. |
Пирамида. Виды пирамид. |
1 |
11. |
Правильные многогранники. Теорема Эйлера. |
1 |
|
Равенство фигур и изомерии |
6 |
12. |
Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников. |
1 |
13. |
Второй признак равенства треугольников. |
1 |
14. |
Третий признак равенства треугольников. |
1 |
15. |
Признаки равенства треугольников. |
1 |
16. |
Поворот. Геометрические преобразования. |
1 |
17. |
Центральная симметрия. |
1 |
|
Пересекающиеся прямые. |
8 |
18. |
Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы. |
1 |
19. |
Конус. Развёртка конуса. |
1 |
20. |
Перпендикулярные прямые. |
1 |
21. |
Высота треугольника. |
1 |
22. |
Осевая симметрия и её применение. |
1 |
23. |
Равнобедренный треугольник. |
1 |
24. |
Касательная к окружности. |
2 |
|
Параллельные прямые. |
10 |
25. |
Параллельные прямые. |
1 |
26. |
Аксиома параллельных прямых. |
1 |
27. |
Пересечение двух прямых секущей. |
1 |
28. |
Признаки параллельности прямых. |
2 |
29. |
Пятый постулат Евклида. |
1 |
30. |
Свойства параллельны прямых. |
2 |
31. |
Неевклидова геометрия |
1 |
32. |
Обобщающий урок. |
1 |
|
Всего: |
35 |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании школьного методического объединения Протокол № 1 от «30 » августа 2017 г.
руководитель _____________ И.В.Горшкова
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе
___________ Т.А.Свечникова « 30 » августа 2017 г.
Организация учебного процесса.
Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются. Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.
Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся. Также обучающиеся решают жизненные задачи (модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
• вычисления длин реальных объектов при решении практических задач.
Соответствие изучаемых вопросов.
ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ(*) |
Геометрические фигуры.
|
|
• Отрезки и их длины Углы. Смежные углы. • Треугольник. • Свойства его сторон и углов |
• Трёхгранный угол. • Многогранные углы. • Многоугольники. • Углы многоугольников. • Правильные многоугольники. • Многогранники. • Пирамида. Теорема Эйлера. |
Изометрия и равенство фигур.
|
|
• Равенство треугольников. • Признаки равенства треугольников.
|
Геометрические преобразования (поворот, центральная симметрия) |
Взаимное расположение прямых.
|
|
Пересекающие прямые. Перпендикулярные прямые Параллельные прямые. |
• Конус. Развёртка конуса. • Осевая симметрия. • Касательная к окружности. • Свойства углов многоугольников. • Пятый постулат Евклида. • Неевклидова геометрия. |
Литература 1. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. -М.: Илекса, 2011г.
2. Ершова А.П. , Голобородько В.В. Устные проверочные и зачётные работы по геометрии для 7-9 классов. –М.: Илекса, 2010, -176 с. 3. Зив Б. Г. И др. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.-М.: Просвещение, 1991.-171 с.-(Б-ка учителя математики).
4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. 2010
5. Козлова, С.А. Геометрия 7-9 кл.: учеб. Для общеобразоват.
учреждений/С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. – М. : Баланс, 2013.-320 с.(Образовательная система «Школа 2100» 6. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. –М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2010,-56с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.