Рабочая программа по спецкурсу в 7 классе по геометрии "Учимся решать задачи по геометрии"
Оценка 4.6

Рабочая программа по спецкурсу в 7 классе по геометрии "Учимся решать задачи по геометрии"

Оценка 4.6
Разработки курсов
pdf
математика
7 кл
27.08.2018
Рабочая программа по спецкурсу в 7 классе по геометрии "Учимся решать задачи по геометрии"
Ученикам 7 класса сложно начинать обучение нового предмета школьного курса "Геометрия". Поэтому на первом этапе обучения необходима дополнительная работа. Спецкурс по геометрии в 7 классе помогает лучше усвоить новые геометрические понятия и тем самым подойти к решению задач, доказательству теорем с более прочной базой знаний. Ученикам нравится как закрепление пройденного на уроках, так и ознакомление с материалом, выходящим за рамки учебника.Рабочая программа по спецкурсу в 7 классе "Учимся решать задачи по геометрии"
РП спецкурс 7 класс.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Плеханы»  Балаковского района Саратовской области»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор _______________Н.Ю.Зотова Приказ № 99 от 31.08.2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

спецкурса «Учимся решать задачи по геометрии»

 

по ______геометрии_______________________________

(учебный предмет)

для                                      7 класса___________________    

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы: __учитель Свечникова Татьяна Анатольевна______

              (Ф.И.О. учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по спецкурсу для 7 класса разработана на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), Закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» (от 28 ноября 2013 г. N 215-ЗСО), Примерной программы по геометрии для основной школы.

Практическая значимость школьного курса математики, раздела геометрии 7 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

На изучение спецкурса «Учимся решать задачи по геометрии» в 7 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года в 35 учебных недель. 

 

Основная цель обучения: первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, обеспечить углубленное изучение геометрии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса обучения

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные:

1)      ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2)      формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;

3)      умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

, о её значимости для развития цивилизации;

4)      критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

5)      креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

6)      умения      контролировать        процесс          и          результат       учебной       математической деятельности;

метапредметные:

1)      способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

2)      умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3)      способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4)      умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5)      умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6)      развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7)      формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);

8)      первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9)      развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10)  умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11)  понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12)  умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13)  понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14)  умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

предметные:

1)      умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2)      владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность); формирование представлений о

пространственных геометрических фигурах (многогранный угол пирамида, конус);

3)      умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

 

Планируемые результаты изучения

Учащиеся должны знать/понимать

      Понятие геометрических фигур. 

      Определение смежных и вертикальных углов и их свойства.

      Понятие трёхгранного и многогранного угла.

      Треугольника и его элементов.

      Теорему о сумме углов треугольника.

      Понятие многоугольника, правильного многоугольника, многогранника.

      Понятие пирамиды.  

      Теорему Эйлера.

      Признаки равенства треугольников.

      Геометрические преобразования.

 

      Взаимное расположение прямых.

      Определение геометрического места точек.

      Определение и свойства касательной к окружности.

      Аксиому, свойства и признаки параллельных прямых.

      Пятый постулат Евклида.

      Понятие неевклидовой геометрии.

Учащиеся должны уметь

      Строить, измерять и решать задачи, используя понятие отрезка.

      Использовать свойство смежных углов при решении задач.

      Различать многогранные углы.

      Находить периметр и стороны треугольника.

      Находить углы треугольника.

      Различать правильные многогранники.

      Различать виды пирамид.

      Пользоваться теоремой Эйлера при решении задач. 

      Доказывать равенства треугольников, используя признаки равенства. Выполнять геометрические преобразования (поворот, центральную и осевую симметрию).

      Строить пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые Строить окружность с заданным радиусом.

      Выполнять построение касательной к окружности. Классифицировать углы при параллельных прямых и секущей.

 

Содержание спецкурса

Содержание спецкурса по геометрии способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

 

I.            Основные геометрические фигуры.

Отрезки и их длины. Углы на плоскости. Смежные углы. Трёхгранный угол. Многогранные углы.

 

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о простейших геометрических фигур. Отработать алгоритмы решения задач с геометрической составляющей. Рассмотреть решение задач на нахождение смежных углов, используя свойства и следствия. Уметь классифицировать углы (острые, прямые, тупые, развёрнутые). Уметь различать выпуклые и невыпуклые фигуры. Рассмотреть разные многогранные углы и их элементы.

 

II.         Многоугольники и многогранники.

Треугольник. Свойства его сторон и углов. Многоугольники. Углы многоугольников. Правильные  многоугольники. Многогранники. Пирамиды. Виды пирамид. Правильные многогранники. Теорема Эйлера.  

 

Основная цель – систематизировать знания учащихся при решении задач на нахождение сторон треугольника, используя понятие периметра; углов треугольника, используя теорему о сумме углов треугольника. Отработать умения по использованию теоремы о неравенстве треугольника. Уметь классифицировать треугольники по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние треугольники) и углам (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные). Выработать стойкие умения и навыки при нахождении углов многоугольников. Научится решать задачи, используя теорему Эйлера.

 

III.      Равенство фигур и изометрии.

Равенство треугольников. Три признака равенства треугольников. Понятие изометрии. Поворот. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры.

 

Основная цель - выработать стойкие умения и навыки при доказательстве равенства треугольников, используя признаки равенства треугольников. Рассмотреть различные геометрические преобразования и уметь выполнять поворот, центральную симметрию разных фигур. Знать о центрально-симметричных фигурах и их свойствах. Уметь строить центрально-симметричные фигуры.

 

IV.      Пересекающиеся прямые.

Вертикальные углы. Конус. Развёртка конуса.  Перпендикулярные прямые. Высота треугольника. Равнобедренный треугольник. Осевая симметрия. Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр к отрезку. Касательная к окружности

 

Основная цель – выработать умения по нахождению вертикальных углов. Уметь строить конус и его развёртку на плоскости. Отработать навыки по решению задач на равнобедренный треугольник (нахождение углов и сторон равнобедренного треугольника.). Освоить определение серединного перпендикуляра к отрезку. Рассмотреть задачи, содержащие понятие касательной к окружности.

 

V.         Параллельные прямые.

Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых и секущей. Свойства углов многоугольников. Пятый постулат Евклида. Неевклидова геометрия.

 

Основная цель – закрепить навыки по классификации углов при пересечении двух прямых секущей (внутренние накрест лежащие, соответственные, внутренние односторонние углы). Закрепить навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. Отработать умения по построению параллельных прямых. Сформировать у учащихся понятия «постулат Евклида» и «неевклидова геометрия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 

 

Наименование тем

Количество часов

 

Основные геометрические фигуры

5

1.

Понятие геометрической фигуры.

1

2.

Отрезки и их длины.

1

3.

Углы на плоскости.

1

4.

Смежные углы.

1

5.

Трёхгранный угол. Многогранные углы.

1

 

Многоугольники и многогранники.

6

6.

Треугольник. Свойства его сторон и углов.

1

7.

Многоугольники.

1

8.

Углы многоугольников. Правильные многоугольники.

1

9.

Знакомство с многогранниками.

1

10.

Пирамида. Виды пирамид.

1

11.

Правильные многогранники. Теорема Эйлера.

1

 

Равенство фигур и изомерии

6

12.

Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников.

1

13.

Второй признак равенства треугольников.

1

14.

Третий признак равенства треугольников.

1

15.

Признаки равенства треугольников.

1

16.

Поворот. Геометрические преобразования.

1

17.

Центральная симметрия.

1

 

Пересекающиеся прямые.  

8

18.

Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы. 

1

19.

Конус. Развёртка конуса.

1

20.

Перпендикулярные прямые.

1

21.

Высота треугольника.

1

22.

Осевая симметрия и её применение.

1

23.

Равнобедренный треугольник.

1

24.

Касательная к окружности.

2

 

Параллельные прямые.

10

25.

Параллельные прямые. 

1

26.

Аксиома параллельных прямых.

1

27.

Пересечение двух прямых секущей.

1

28.

Признаки параллельности прямых.

2

29.

Пятый постулат Евклида.

1

30.

Свойства параллельны прямых.

2

31.

Неевклидова геометрия

1

32.

Обобщающий урок.

1

 

Всего:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Рассмотрена и рекомендована к утверждению на                                                                      заседании школьного методического объединения                                                                        Протокол № 1 от  «30 » августа 2017 г.

руководитель  _____________  И.В.Горшкова

 

 

 

 

                                                                                                                   СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе

___________ Т.А.Свечникова « 30 » августа 2017 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация учебного процесса.

Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются.  Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.

Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся. Также обучающиеся решают жизненные задачи (модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

    вычисления длин реальных объектов при решении практических задач.

 Соответствие изучаемых вопросов.

 

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ(*)

 

Геометрические фигуры.

 

          Отрезки и их длины   Углы. Смежные углы.

          Треугольник.  

          Свойства его сторон и углов

        Трёхгранный угол.  

        Многогранные углы.

        Многоугольники.  

        Углы многоугольников.  

        Правильные многоугольники.

        Многогранники.

        Пирамида. Теорема Эйлера.  

 

Изометрия и равенство фигур.

 

      Равенство треугольников.

      Признаки равенства треугольников.

 

Геометрические преобразования

                        (поворот,                    центральная

симметрия)

 

Взаимное расположение прямых.

 

Пересекающие прямые. Перпендикулярные прямые Параллельные прямые.

      Конус. Развёртка конуса.

      Осевая симметрия.

      Касательная к окружности.

      Свойства углов многоугольников.

      Пятый постулат Евклида.

      Неевклидова геометрия.

 

 

 

 

Литература 1. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7  класса. -М.: Илекса, 2011г.

2. Ершова А.П. , Голобородько В.В. Устные проверочные и зачётные работы по геометрии для 7-9 классов. –М.: Илекса, 2010, -176 с. 3. Зив Б. Г. И др. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.-М.: Просвещение, 1991.-171 с.-(Б-ка учителя математики).

4.      Зив Б.Г., Мейлер В.М.  Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. 2010

5.      Козлова, С.А. Геометрия 7-9 кл.: учеб. Для общеобразоват.

учреждений/С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. – М. : Баланс, 2013.-320 с.(Образовательная система «Школа 2100» 6. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. –М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2010,-56с.

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Рабочая программа по спецкурсу для 7 класса разработана на основе федерального закона «Об образовании в

Пояснительная записка Рабочая программа по спецкурсу для 7 класса разработана на основе федерального закона «Об образовании в

ИКТкомпетентности); 8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники; 9) развития способности видеть математическую задачу в других…

ИКТкомпетентности); 8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники; 9) развития способности видеть математическую задачу в других…

Планируемые результаты изучения

Планируемые результаты изучения

I. Основные геометрические фигуры

I. Основные геометрические фигуры

Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых

Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых

Поворот. Геометрические преобразования

Поворот. Геометрические преобразования

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании школьного методического объединения

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании школьного методического объединения

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ В ШКОЛЬНОМ

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ В ШКОЛЬНОМ

Рабочая программа по спецкурсу в 7 классе по геометрии "Учимся решать задачи по геометрии"

Рабочая программа по спецкурсу в 7 классе по геометрии "Учимся решать задачи по геометрии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2018