Рабочая программа по технологии для 1-4 классов УМК Гармония
Оценка 4.7

Рабочая программа по технологии для 1-4 классов УМК Гармония

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
технология
1 кл—4 кл
07.03.2017
Рабочая программа по  технологии для 1-4 классов УМК Гармония
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по технологии /Москва «Просвещение, 2010 г., на основе примерной основной образовательной программы по учебному предмету, авторской программы Н.М.Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010. Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Программа технология 1-4 классы.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

По    Технологии

( учебный предмет, курс)

 

Уровень образования (класс) начальное общее, 1- 4 классы                           (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

 

Количество часов 135              

 

 

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии, авторской  программы по технологии Н.М.Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010, составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)                                            

 ( примерная или авторская программа/программы, издательство, год издания при наличии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п\п

Название раздела

№ страницы

I.

Пояснительная записка

 

II.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

 

III.

Место предмета «Технология» в учебном плане

 

IV.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 

V.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «Технология» выпускником начальной школы

 

VI.

 

VI.I.

VI.II.

VI.III.

VI.IV.

Содержание учебного предмета (курса), основные требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

VII.

 

Система оценки достижения  планируемых результатов освоения предмета

 

VIII.

VIII.I.

VIII.II.

VIII.III.

VIII.IV.

VIII. V.

Тематическое планирование

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

IX.

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       I.            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по технологии /Москва «Просвещение, 2010 г.,  на основе примерной основной образовательной программы по учебному предмету, авторской программы Н.М.Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность», рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ /Москва «Просвещение», 2010.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

·     формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

·     формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

·     расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

·     расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

·      развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

·      развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

·      развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

·     развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

·     формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

·      формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

·     духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

- математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и  основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

- литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

 

                                         II.            ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими  и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

 

                                               III.            МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю  во всех классах начальной школы. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 33 часов в 1-м классе, 34 часов во 2-м, 3м, 4-м классах; общее количество часов, отводимых на изучение учебного предмета в системе начального общего образования, – 135.

 

IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Базовыми ценностными ориентирами  содержания общего образования, положенными в основу данной программы,  являются:

–  формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения  учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

–  формирование  самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса  на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления  у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

 

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

ВЫПУСКНИКОМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Личностные

У учащихся будут сформированы:

·         положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

·         осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

·         уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

·         понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

·         представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

·         понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

·         чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

·                     устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

·                     установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

·                     привычка к организованности, порядку, аккуратности;

·                     адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

·         чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

·         использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

·         правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

·         на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

·         отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

·         работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

·         изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

·         решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

·                     понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

  Учащиеся получат возможность научиться:

·                     определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

·                     творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

·                     понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

·                     понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

·                     самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

·                     планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

·                     следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

·                     руководствоваться правилами при выполнении работы;

·                     устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

·                      осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

·                    самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

·                    прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

·                     находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

·                     анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

·                     анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

·                     выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

·                     использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

·                     осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

·                     самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

·                     создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

·                     понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

·                     организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

·                     формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

·                     выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

·                     в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

·                     проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

·                     самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

 

            VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА),

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

VI.I. 1 КЛАСС (33 ЧАСА)

Узнаём, как работают мастера (1 час)[1]

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Учимся работать с разными материалами (12 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Конструируем и решаем  задачи (8 часов).

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

1 класс

Учащиеся должны знать:

·         основные требования культуры и безопасности труда:

- о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

- правила безопасной работы с ножницами и иглой;

- приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

- правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

- правила аккуратной работы с клеем;

·        названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);

·        наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);

·        наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности  (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);

·        названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);

·        назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

Учащиеся должны уметь:

·                подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;

·                соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

·                выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;

·                использовать правила и приемы рациональной разметки;

·                аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;

·                аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

·                аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;

·                аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

·                аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;

·                изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;

·                пришивать пуговицы;

·                выполнять комбинированные работы из разных материалов;

·                воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

·                внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;

·                выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Учащиеся могут знать:

·                     свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;

·                     происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;

·                     разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Учащиеся могут уметь:

·          самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

·         устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

·         на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;

·         мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;

·         создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

·         пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;

·         устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;

·         осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

 

VI.II. 2 КЛАСС (34  ЧАСА)

Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях [2] (8 часов).

Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.

Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии  в изделии.

Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов).

Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

Изделия по мотивам народных образцов (4 часа).

Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.

Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов).

Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).

Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов).

Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).

Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

2 класс

Учащиеся должны знать:

·               простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

·               способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;

·               способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

·               что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки; [3]

·               условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

·               способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);

·               что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

·               что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

·               как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

·               что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

·               как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

·               швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

·               о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;

·               о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся должны уметь:

·                 правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

·                 с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

·                 читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

·                 выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

·                 чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

·                 выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

·                 выполнять разметку по предмету;

·                 выполнять изображения в технике барельефа;

·                 лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

·                 изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

·                 создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

·                 выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

·                 выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

·                 выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

·                 выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

·                 выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

·                 анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

·                 придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся могут знать:

·         что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои  конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);

·         что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;

·         что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

·         что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

·         о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

·         что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;

·         что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся могут уметь:

·               планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

·               выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;

·               вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия  в соответствии с поставленными условиями;

·               создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

·               расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

·               выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

 

VI.III. 3 КЛАСС (34 ЧАСА)    

Формы и образы природы – образец для мастера (10часов).

Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

Характер и настроение вещи (9 часов).

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.

Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

 Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 часов).

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.

Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

От мира природы – к миру вещей (6 часов).

Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

3 класс

Учащиеся должны знать:

·                               о предметном мире как основной среде обитания современного человека;

·                               о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);

·                               общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;

·                               наиболее распространенные виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;

·                               правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;

·                               о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;

·                               о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;

·                               о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач; [4]

·                               об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги;

Учащиеся должны уметь:

·                               оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

·                               решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;

·                               выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

·                               выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;

·                               соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;

·                               соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;

·                               выполнять шов «назад иголку» и использовать его при  изготовлении изделий;

·                               изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

·                               изготавливать изделия из различных пластических материалов;

·                               использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Учащиеся могут знать:

·         о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;

·         о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

·         об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);

·         о необходимости изменения и творческой переработки  (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приемах стилизации [5] природных форм в вещах;

·         о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Учащиеся могут уметь:

·                         осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;

·                  придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

·                  выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;

·                  конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

 

VI.IV. 4 КЛАСС (34 ЧАСА)

Из глубины веков – до наших дней (8 часов).

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов).

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (11 часов)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (7 часов).

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

4 класс

Учащиеся должны знать:

виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

·         способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;   

·         способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

·         что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[6];

·         условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;               

·         способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);

·         что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

·         что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

·         как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

·         что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

·         как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

·         швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

·         о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;            

·         о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся научатся:

·         правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

·         с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

·         читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

·         выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

·         чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обоз­начений);

·         выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

·         выполнять разметку по предмету;

·         выполнять изображения в технике барельефа;

·         лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

·         изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

·         создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных мате­риалов;

·         выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

·         выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

·         выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

·         выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

·         выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

·         анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

·         придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся получат возможность узнать:

·                                       что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструк­тивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);            

·                                       что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;

·                                       что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

·                                       что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;       

·                                       о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;              

·                                       что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;                                                                             

·                                         что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

·                 Учащиеся получат возможность научиться:

·                                       планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

·                                       выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;    

·                                       вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

·                                       создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

·                    расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);    

·                                      выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

 

VII.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА 

Система отслеживания и оценивания результатов осуществляется следующим способом:

1. Устный опрос.

2. Практическая работа.

3. Проект.

                      Примерные нормы оценок знаний и  умений  учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

·         правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами;  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:  не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:  почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами;  не может подтвердить ответ конкретными примерами;

·         не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

 Проверка и оценка практической работы учащихся

Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

Оценка «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

 

  Критерии оценки проекта:

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

 

 

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

1 КЛАСС                               

          Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

          Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Рабочие тетради № 1и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

2 КЛАСС

          Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

          Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради № 1и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

3 КЛАСС

          Конышева Н. М. Технология. 3 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

          Конышева Н. М. Технология. 3 класс. Рабочие тетради № 1и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

4 КЛАСС

          Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

          Конышева Н. М. Технология. 4 класс. Рабочие тетради № 1и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

 

Для работы каждому ребёнку необходимы следующие материалы:

          наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

          инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

 

Пособия для учителя (Смоленск: Ассоциация XXI век)

          Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

         Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. –Смоленск: Ассоциация XXI век.

          Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

         Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. –Смоленск: Ассоциация XXI век.

 

Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности

          Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

          Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

 

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вид

№ п/п

Название

Количество

 

Печатные пособия

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

Экранно – звуковые пособия

 

1.

Методическая копилка  презентаций.

 

 

2.

 

 

Технические средства обучения (средства ИКТ)

 

1.

Компьютерный класс для начальной школы

1ПК учителя

13 ПК учащихся

 

2.

Мультимедийный проектор

1

 

3.

Интерактивная доска SMART

1

Цифровые образовательные ресурсы

 

1.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru

 

 

2.

Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

 

 

3.

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

 

 

4.

http://www.nachalka.com/,      http://www.zavuch.info/

 

 

5.

Методический центр:   http://numi.ru/

 

Учебно-практическое оборудование

 

1.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения (Ножницы, линейка, циркуль, кисть для клея и др.)

 

 

2.

Различные материалы  в соответствии с программой обучения (Пластилин, цветная бумага и картон, ткань, фольга  и др.)

 

 

3.

Природный материал (засушенные листья, шишки, веточки, желуди, орехи).

 

 

4.

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.

 

Натуральные объекты

 

1.

 

 

 

2.

 

 

Демонстрационные пособия

 

1.

Модели геометрических фигур.

 

 

2.

Муляжи «Овощи», «Фрукты», «Грибы».

 

Музыкальные инструменты

 

1.

 

 

 

2.

 

 

 

2.

 

 

И другое…. в соответствие со спецификой предмета

 

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1]              Данный материал в общем виде рассматривается на вводном уроке, а в дальнейшем учитель и учащиеся обращаются к нему в течение учебного года по мере необходимости.

[2]              Названия  разделов в данной программе и в учебнике могут не совпадать; отдельные заголовки в учебнике адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся.

[3]              Здесь и далее имеется в виду, что ученик может объяснить и своими словами раскрыть смысл понятия; заучивание определений не требуется.

[4]              На уровне общих представлений.

[5]              Без обязательного знания этого термина.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По

СОДЕРЖАНИЕ № п\п

СОДЕРЖАНИЕ № п\п

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Отбор содержания курса определяется рядом принципов

Отбор содержания курса определяется рядом принципов

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в…

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в…

Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического…

Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического…

I. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

I. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Могут быть сформированы: · устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; · установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по…

Могут быть сформированы: · устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности; · установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по…

Учащиеся получат возможность научиться: · самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; · прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства…

Учащиеся получат возможность научиться: · самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; · прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства…

Учащиеся получат возможность научиться: · самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита

Учащиеся получат возможность научиться: · самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита

Учащиеся должны знать: · основные требования культуры и безопасности труда: - о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в…

Учащиеся должны знать: · основные требования культуры и безопасности труда: - о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в…

VI . II . 2 КЛАСС (34 ЧАСА)

VI . II . 2 КЛАСС (34 ЧАСА)

Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов)

Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов)

Учащиеся могут знать: · что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и…

Учащиеся могут знать: · что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и…

Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе

Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе

Учащиеся могут знать: · о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей; · о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач…

Учащиеся могут знать: · о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей; · о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач…

Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре

Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре

Учащиеся научатся: · правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости; · с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; ·…

Учащиеся научатся: · правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости; · с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; ·…

VII .СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

VII .СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

IX . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

IX . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методический центр: http://numi

Методический центр: http://numi
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017