Рабочая программа по технологии для 1 класса в соответствии с ФГОС составлена на основе авторской программы по технологии В.Д. Симоненко. Программа предусматривает изучение регионального компонента. Программа ориентирована на учебник технологии для 1 класса, автор В.Д. Симоненко. Программа рассчитана на 33 часа.Рабочая программа по технологии для 1 класса В.Д. Симоненко.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района
Ставропольского края
Крячко Светлана Николаевна – учитель начальных классов.
22016 год (с. Дивное)
Рабочая программа по технологии
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии со
структурой рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов
внеурочной деятельности в редакции ФГОС начального общего образования
от 31.12.2015 г
и Программы общеобразовательных учреждений
«Технология», автор: В.Д. Симоненко.
Учебнометодический комплекс: В.Д. Симоненко. Технология. Учебник для
1 класса. Просвещение,2015 г.
Содержание учебного предмета.
1класс (33 ч)
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6 ч)
Многообразие природного мира, использование природных
богатств в создании предметного мира (мира вещей). Формы и образы
природы — первоисточник творческих идей в создании предметного мира и в
искусстве. Необходимость бережного отношения к природе и её ресурсам.
Многообразие предметов материального мира, функциональная и
эстетическая направленность предметов (вещей).
Технология как процесс создания человеком полезных и нужных
предметов и наука о том, как сделать эти предметы.
Понятие дизайна и его основные законы: единство пользы,
красоты, назначения и формы.Труд. Роль труда в жизни человека. Признаки труда: действие,
использование орудий труда, полезность (положительный результат). Виды
труда: умственный, практический; научный, художественный, бытовой и др.
Основы культуры труда: организация рабочего места, ра
циональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов,
приспособлений. Приёмы безопасного труда и их соблюдение в работе.
Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии
народных мастеров.
Ремёсла и их роль в культуре мира; традиции и творчество
народных мастеров.
Приёмы анализа образца изделия, планирования работы по образцу
и алгоритму. Критерии и приёмы оценки качества продукта и деятельности, к
нему приводящей (в том числе оригинальность); вербализация и осознание
результатов деятельности по созданию продукта; приёмы совместной дея
тельности.
Основы самообслуживания и культуры дома: общее представление
о правилах ухода за одеждой; ремонт одежды (виды пуговиц и их назначение,
пришивание плоских пуговиц и пуговиц на ножке); сервировка стола к
чаепитию (столовая посуда для чаепития; приёмы складывания салфеток из
ткани); правила и приёмы составления весенних фитокомпозиций и букетов
(материалы и приёмы их подготовки для весенних фитокомпозиций и букетов,
приёмы составления фитокомпозиций, приёмы декорирования сосудов для
фитокомпозиций).
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты (17 ч)
Природные материалы родного края, их свойства и возможности
использования для создания разнообразных изделий. Правила поведения на
природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения
и подготовки к работе природного материала. Организация рабочего места
при работе с природными материалами.
Общее представление о назначении бумаги. Виды бумаги и свойства:
пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу. Организация
рабочего места при работе с бумагой.
Пластические материалы (глина, гипс, солёное тесто, пластик) и их
применение для изготовления предметов быта и художественных предметов.
Свойство материалов — пластичность.Общие сведения о назначении и видах тканей и ниток, об их
свойствах (цвет, толщина). Инструменты и приспособления для работы с
тканью и нитками.
Назначение, история возникновения, конструктивные особенности
инструментов (ножницы, игла, стека, фальцовка), приёмы рациональной и
безопасной работы с ними. Приёмы безопасной работы с клеем.
Аппликация. Аппликационные композиции в декоративноприкладном
творчестве. Аппликационные композиции из целых форм растений, бумаги,
ткани, приёмы их составления.
Лепка. Пластический способ лепки и его приёмы.
Оригами. Приёмы сгибания и складывания фигур из бумаги.
Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и
внешней среды.
Кисточки и помпоны: назначение и приёмы их изготовления из ниток.
Коллаж. Материалы и приёмы его изготовления.
Плетение. Плоское плетение из трёх прядей.
Украшение изделий в технике декупаж и его приёмы.
Графические изображения (рисунок, схема) и их назначение. Линии
чертежа, их названия и начертание. Условные обозначения на схемах (на
примере схем оригами). Приёмы чтения схем. Планирование работы с опорой
на графические инструкционные карты.
Технологическая операция и приём. Правила и приёмы разметки
деталей по шаблонам, на глаз, сгибанием, с помощью копировальной бумаги,
продёргиванием нити на ткани; приёмы разметки симметричных деталей.
Способы и приёмы разделения материала на детали (отрывание, резание
ножницами, вырезание). Способы сборки (соединения) деталей в изделие
(склеивание, сшивание, плетение; с помощью болтов). Способы придания
изделию окончательного вида (сушка, лакирование, роспись). Приёмы
формообразования (сгибание, складывание, скручивание).
Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): в
технике аппликации из целых форм растений, плоской аппликации из бумаги
и ткани, коллажа, мозаики, вырезания, лепки пластическим способом;
изготовление ребристой игрушки; изготовление кисточки, помпона и игрушек
на их основе, изготовление салфетки с вышивкой; в технике плоского
плетения, вышивки прямыми стежками, декупажа и др.
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Изделие: часть и деталь изделия. Форма предмета.орнаментально).
Композиция (декоративноприкладного характера, фи
токомпозиция) на плоскости и в объёме. Фигурофоновые отношения в
композициях (расположение деталей встык, внахлёст, композиционно
свободно,
Законы цветосочетания в композициях.
Композиционные решения в декоративноприкладных изделиях и изделиях,
выполненных в традициях народных мастеров.
Конструкция изделия, конструктивные особенности различных
изделий. Конструирование изделий по образцу и рисунку из природных
материалов, бумаги, из деталей конструктора (разборные и неразборные,
однодетальные и многодетальные).
Архитектурные сооружения, особенности архитектуры разных
народов (на примере жилищ). Общее представление о строительных
сооружениях, процессе строительства. Конструктивные особенности здания.
Назначение строительного конструктора, детали конструктора, особенности
их соединения.
Машины и их значение в жизни людей. Понятие о типовых деталях
(на примере технического машиностроительного конструктора). Особенности
болтового соединения. Подвижное и неподвижное соединение деталей.
Понятия «прочность», «надёжность», «безопасность».
Модель, моделирование несложных технических объектов (модели
летательных аппаратов из бумаги и строительных машин из деталей
машиностроительного конструктора) и архитектурных объектов (из деталей
строительного конструктора) .
Правила и приёмы: сборки моделей строительных сооружений из
деталей строительного конструктора; работы с отвёрткой и гаечным ключом;
сборки моделей транспортных машин из типовых деталей конструктора.
4. Практика работы на компьютере (использование информационных
технологий) (контекстное изучение)
Работа с доступной информацией из учебника, рабочей тетради,
словаря (пиктограммы, текст, рисунки, схемы, инструкционные карты;
образцы изделий и др.).
Восприятие и анализ демонстрируемых учителем готовых
материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.
Характеристика видов деятельности учащихся
:
•
анализировать, классифицировать, обобщать и др.;
познавательная: исследовать, планировать, контролировать, оценивать,знаковосимволическая: кодирование, декодирование, схематизация,
трудовая: специфические действия в области ручного труда по
(с учётом региональных
•
замещение, моделирование;
•
обработке различных видов материалов
особенностей)',
•
дизайнконструкторская: конструирование по образцу, описанию,
собственному замыслу; внесение изменений или разработка цветового
решения объекта, формообразование, декорирование;
проектная: выявление и анализ потребности (проблемы) в сферах
•
жизнедеятельности «школа», «дом», «досуг» (личные, людей близкого
окружения, коллектива класса или школы); определение цели как системы
задач; определение видов деятельности по реализации задач; определение
желаемых качеств деятельности и её продуктов; анализ существующих
средств по решению задач (сбор, изучение и обработка информации о
возможных путях и средствах удовлетворения потребности); выбор средств
для анализа критериев; создание и выбор идей возможных вариантов средств
для достижения цели; выбор и анализ возможных и ограничивающих условий,
психологических,
необходимых для решения задач (когнитивных,
физиологических,
технических,
экономических,
экологических, функциональных, эстетических); создание образа продукта
деятельности в словесной или графической форме; разработка оптимальных
параметров выбранного образа проектной идеи (форма, размер, количество
частей (деталей) и их соотношение между собой); анализ образцаэскиза и
выбор оптимального (по заданным критериям); планирование работы с
позиции технологичности, экономичности и рациональности; оценка
использования продукта в практике по выделенным параметрам
(материальные, технические, экономические); поиск путей и средств
совершенствования продукта и деятельности, приводящей к нему;
вербализация и осознание результатов деятельности по созданию продукта и
др.
В результате освоения данной программы у младших
школьников должна быть сформирована готовность к дальнейшему
образованию, развитию технологических компетенций и качеств субъекта
творческого труда.
материальных,
Планируемые результаты обучениярезультатами изучения технологии являются доступные по
Предметными
возрасту начальные сведения о трудовой деятельности, технике, технологиях,
операциях и приёмах, средствах и условиях создания материального продукта
с заданными (в том числе оригинальными) качествами; представления об
основах культуры труда; умения выполнять обобщённые приёмы предметно
преобразовательной деятельности, ориентироваться в мире профессий;
элементарный опыт творческой трудовой и проектной деятельности.
•
Элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в
создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах
создания функционального, комфортного и эстетически выразительного
жизненного пространства (удобство,
эстетическая выразительность,
прочность; гармония предметов и окружающей среды);
•
соответствующая возрасту технологическая компетентность: знание
используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ
устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и
технологические операции и применять их для решения практических задач;
подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и
прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных
измерений, чтение доступных графических изображений, использование
чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для
разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие
чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и
конструированию объектов;
•
умение создавать несложные конструкции из разных материалов:
исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и
технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение кор
рективов;
•
овладение универсальными учебными действиями: ориентировка в
задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование
действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной
технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и
оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение
находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
•
реализовывать
умение самостоятельно справляться с несложными проблемами,
устанавливать
реальные
собственные
замыслы,доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные
социальные роли (руководитель — подчинённый);
•
развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность,
трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим
и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь нуждающимся
в ней.Календарнотематическое планирование
уроков технологии – 33 часа
№
п/п
Колво
часов
Тема раздела
Тема урока
Дата Факт.
Основы культуры труда и быта. Самообслуживание. (6 ч.)
1
Человек: наблюдатель, мыслитель, творец!
Р.К. Известные люди Ставропольского
края
Основы культуры труда.
1
2
3
4
56
1
1
1
2
Мастер учится у природы. Мастер учится у
других мастеров.
Правила пользования столовыми приборами.
Пришивание пуговиц
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты. (17 ч.)
78
9
10
11
12
13
14
15
16
2
1
1
1
2
1
1
2
Материалы, их свойства, происхождение и
использование человеком
Инструменты и приспособления для
обработки материалов
Общее представление о технологическом
процессе
Аппликация из целых форм растений. Р.К.
Растения нашего региона.
Аппликация из бумаги и ткани
Лепка пластическим способом
Лепка игрушек
Технологические операции ручной обработки17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
33
1
1
1
1
1
2
2
2
2
3
материалов (изготовления изделий из бумаги,
картона, ткани и др.) Бумага, ее виды,
свойства назначение
Разметка бумаги «на глаз» (разрывание).
Плетение из бумажных полос по заданным
условиям разноцветного коврика
Оригами. Рыбка. Р.К. Рыбы озера Маныч.
Оригами. Зайчик. Р.К. Млекопитающие
нашего района.
Оригами. Кораблик
Конструирование и моделирование. (10 ч.)
Работа с конструктором. Модели
транспортных средств.
Работа с конструктором. Модели
летательных аппаратов.
Изделие и его конструкция. Квиллинг
Весенние букеты. Р.К. Редкие растения
нашего района.
Создаем коллаж из различных материалов
Чудозамок. Архитектурная композиция на
заданную тему в технике текстильного
коллажа.