ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Галина Щекина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС
Файл:

т-5 +.doc - рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС


рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

Рабочая программа
по учебному предмету «Технология»
для 5 класса
на 2016­2017 учебный год
Учитель первой квалификационной категории
Г.Н.Щекина
Планируемые результаты,
заявленные образовательной программой «Технология»

ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
сформированность их мотивации к обучению и
личностному самоопределению,
целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и
коммуникативные),
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
1

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета
умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно­проектных и социально­проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

2

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия,
6) умение
устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать обобщения,
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно­
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования.

3

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных
учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно­исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно­технического
прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности,
проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование
целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного
и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно­исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для
решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованности на рынке труда.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология»,
планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и
культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
 овладение методами учебно­исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;
 овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;

4

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

 развитие умений применять технологии представления,
преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
 формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология»
учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного
образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации
обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к
освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам
содержания
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития
Выпускник научится:
 называть и характеризовать актуальные управленческие,
медицинские,
технологии производства и обработки материалов,
информационные технологии,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
 называть
и характеризовать перспективные управленческие, медицинские,
технологии производства и обработки материалов,
информационные технологии,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
 объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных
технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои
объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами
продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
 проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе
работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
 приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы
развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно­технологического мышления
обучающихся
Выпускник научится:
 следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
 оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической
защищенности;
 прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в
зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно­
экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
 в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность –
качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько
технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или
информационного продукта;
 проводить оценку и испытание полученного продукта;
 проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных
продуктах;
 описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения;

5

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

 анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов,
предполагающих:

изготовление материального продукта на основе технологической документации с
применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих
регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;

модификацию материального продукта по технической документации и изменения
параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального
продукта;

моделирование в информационной среде (конструкторе);


оболочке;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов,
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его
предполагающих:
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося

материального продукта (после его применения в собственной практике);

обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными
субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп
их потребителей,
условий производства с выработкой (процессированием,
регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения;
разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с
заинтересованными субъектами;

разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам)
технологии получения материального и информационного продукта с заданными
свойствами;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:

планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей
собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

проведенных исследований потребительских интересов;

 проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов,
позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с
помощью материального или виртуального конструктора).
 Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
 модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом /
потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками
разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно
разработку плана продвижения продукта;
 технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа
и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
 оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального
самоопределения
Выпускник научится:

6

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

 характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания,
сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
 характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее
развития,
 разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном
рынке труда,
 характеризовать группы предприятий региона проживания,
 характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня,
расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных
услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
 анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
 анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и
реализацией образовательной траектории,
 анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением
определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов
деятельности,
 получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в
сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства
продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
 получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о
перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об
актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
 предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального
образования для занятия заданных должностей;
 анализировать социальный статус произвольно заданной социально­
профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах
медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства
продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

По завершении учебного года обучающийся 5 класса научится:
 характеризовать рекламу как средство формирования потребностей;
 характеризовать виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и
реализации технологического процесса;
 называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных
производственных технологий, приводить примеры функций работников этих предприятий;
 разъяснять содержание понятий «технология»,
«технологический процесс»,
«потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользоваться этими
понятиями;
 объяснять основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу
потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
 приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере
быта;
 объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе
характеризуя негативные эффекты;
 составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
 осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по
инструкции;

7

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

 осуществлять выбор товара в модельной ситуации;
 осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза,
фотографии;
 конструировать модель по заданному прототипу;
 осуществлять корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на
основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки).
По завершении учебного года обучающийся 5 класса получит возможность научится:
 анализировать опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения
на основе самостоятельно разработанной программы;
 анализировать опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
 анализировать опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации:
нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания,
анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
 анализировать опыт изготовления информационного продукта по заданному
алгоритму;
 получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе
технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования)
рабочих инструментов;
 анализировать опыт разработки или оптимизации и введение технологии на
примере организации действий и взаимодействия в быту.
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и
осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы
разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико­технологической
информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных
технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных
объектов, имеющих инновационные элементы.
Электротехника
Выпускник научится:
• разбираться в адаптированной для школьников технико­технологической информации по
электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при
разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять
простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
• осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих
электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять электрические схемы, которые применяются при разработке
электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов,
используя дополнительные источники информации (включая Интернет):
• осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих
электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

8

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

Технологии ведения дома
Кулинария
Выпускник научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных
овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов
теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания,
соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно­
гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках,
углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное
питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов
с целью сохранения в них питательных веществ;
• применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в
домашних условиях;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять
приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние
техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы
на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и
декоративно­прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных
изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно­тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с
использованием традиций народного костюма;
• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и
исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно­прикладного искусства, региональных народных
промыслов;
• определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать
проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или
желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту
изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический
процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами
проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные
материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:

9

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных
норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать
технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать
примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать
вариант рекламы для продукта труда.
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей
получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и
возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их
востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• планировать профессиональную карьеру;
• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской
деятельности.

Содержание учебного предмета
Блок 1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии
и перспективы их развития

10

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные
потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама.
Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его
потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии,
информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей,
практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и
проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство.
Закономерности технологического развития.
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов.
Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия
реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического
процесса. Технология в контексте производства.
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд
человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах.
Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций
управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы
автоматического управления. Программирование работы устройств.
Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского
хозяйства.
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как
технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической.
Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для
передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии.
Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного
производства.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные
материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы),
пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов,
пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами
(закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.), порошковая металлургия,
композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.
Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением.
Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.
Современные промышленные технологии получения продуктов питания.
Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и
товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта.
Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Транспортная логистика.
Регулирование транспортных потоков
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными
свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных
ИТ­инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка
препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации
нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и
организмов с искусственной генетической программой.
Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном производстве.
Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

11

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования,
продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей
или отнесенных к той или иной технологической стратегии
Технологии в сфере быта.
Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ.
Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.
Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее
развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения
помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в
быту и экология жилища.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.
Культура потребления: выбор продукта / услуги.
Блок 2. Формирование технологической культуры и проектно­технологического
мышления обучающихся
Способы представления технической и технологической информации. Техническое
задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм.
Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок­схем. Электрическая схема.
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления
потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей.
Технологический узел. Понятие модели.
Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание
нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные
характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма,
удовлетворяющей(­его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование
моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть
технологических систем.
Виды движения.
Кинематические схемы
Робототехника и среда конструирования.
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического
анализа.
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов:
технологический проект, бизнес­проект (бизнес­план), инженерный проект, дизайн­проект,
исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика
фандрайзинга для разных типов проектов.
Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование
продукта. Маркетинговый план.
Опыт проектирования, конструирования, моделирования.
Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания /
спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную
потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального
окружения или его представителей.
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и
конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты
модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации:
нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ,
способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем с обратной
связью на основе технических конструкторов.
Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде
образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4­5 простых
механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической

12

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с
помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.
Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация
путей оптимизации технологического процесса.
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление
продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих
регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор
образовательного й организации).
Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента
школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента (на
примере характеристик транспортного средства).
Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой
Автоматизированное производство на
компьютерного трехмерного проектирования.
предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве».
Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение
технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного
материального продукта. Модернизация материального продукта.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей
собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе
самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его
содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов
анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта
(поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального
продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих
регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования
(практический этап проектной деятельности)1.
Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных
приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по
основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект
оптимизации энергозатрат.
Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских
свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и
регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение
технологии на основе разработанных регламентов.
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно
значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по
продвижению продукта.
Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.
Блок 3. Построение образовательных траекторий и планов в области
профессионального самоопределения
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных
производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях
региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе
проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства
региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях
высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам.
1 Для освоения техник обработки материалов, необходимых для реализации проектного
замысла, проводятся мастер-классы как форма внеурочной деятельности, посещаемая
обучающимися по выбору.

13

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство
продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация
транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда.
Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры.
Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю
жизнь».
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие
представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения
при выборе краткосрочного курса.
Основное содержание рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 5 классе
«Простые механизмы и
представлено следующими разделами: «Потребности и технологии»,

конструкции в технологиях», «Технологии в сфере быта».

14

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

Разделы
«Потребности и
технологии»
32 ч
Тематическое планирование по технологии в 5 классе
с указанием количества часов на освоение каждой темы
2 часа в неделю (70 часов)
Содержание
Понятие потребностей. Нужда и потребность. Потребности
человека и потребности сообществ. (2)
Иерархия потребностей. Потребности и цели. Как формируются
и развиваются потребности.(2)
Способы выявления потребностей. Методы принятия решения.
Составление программы изучения потребностей.(2)
Потребности и технологии. Понятие технологии. Что мы можем
считать технологией.(2)
История развития технологий
Технология в контексте
производства. Современные производственные технологии.(2)
Материальные технологии,
информационные технологии,
социальные технологии. Цикл жизни технологии. (2)
Источники развития технологий: эволюция потребностей,
практический опыт, научное знание, технологизация научных идей.(2)
Ресурсы технологического процесса. Виды ресурсов. Способы
получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность
ресурсов.(2)
Способы представления технологической информации.
Структура технологической карты. Составление технологической
карты известного технологического процесса.(2)
Понятия алгоритм, инструкция. Технологический процесс, его
параметры, сырье, ресурсы, результат. (2)
От выявленной потребности – к техническому заданию (образ
продукта, призванного удовлетворить потребность).(2)
Техническое задание. Эскизы и чертежи. Составление
технического задания.(2)
Развитие потребностей и развитие технологий.(2)
Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на
окружающую среду. (2)
Реклама. Принципы организации рекламы.(2)
Способы воздействия рекламы на потребителя и его
потребности.(2)
«Простые
механизмы и
конструкции в
технологиях»
4 ч
«Технологии
в сфере быта»
Образовательный конструктор как учебный инструмент. Детали,
их названия, назначение.(2)
Сборка моделей образовательного конструктора по инструкции.
Сохранение информации о модели в формах описания, схемы, эскиза,
фотографии.(2)
Технологии в сфере быта.(2)
Культура потребления. Потребительские свойства товара. (2)

15

рабочая программа по технологии для 5 класса ФГОС

34 ч
Выбор и покупка товаров для дома. Способы принятия решения
о покупке того или иного товара.(2)
Хранение: продукты, одежда, бытовая техника.(4)
Порядок в доме и организация его поддержания. Принципы
«точечной уборки».(2)
Проект как способ организации и планирования деятельности
для получения нового результата (6)
Этапы проектной деятельности.
Дневник проектной
деятельности. Требования к проектному замыслу.(4)
Изготовление продукта на основе технологической
документации с применением элементарных рабочих инструментов.
(10)
Предприятия нашего региона, работающие на основе
современных производственных технологий.(2)

Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу «Кулинария».
Творческий проект по разделу «Создание изделий из конструкционных и текстильных
материалов».
Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов: «Планирование кухни ­ столовой», «Приготовление
воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне»,
«Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни­столовой», «Лоскутная мозаика» и
др.




16

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл