Пояснительная записка
Количество часов -1 ч в неделю, 33 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственногообразовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
1.Проект федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей.
2.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых детей.
3.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
• Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора
• Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них
• Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках
• Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке)
• Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности
• Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению
• Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции
• Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для
получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации
―развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Учебный предмет |
Часов в неделю |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Часов в год |
Изобразительное искусство |
1 |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Содержание тем учебного предмета (курса) «Изобразительное искусство».
Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование,проведение бесед о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на урокахизобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессеизобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения.
Формирование организационных умений:правильно сидеть,правильно держать и пользоваться инструментами(карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе, мольберте.
Сенсорное воспитание:различение формы предметов при помощи зрения,осязания и обводящих движений руки;узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук:формирование правильного удержания карандаша и кисточки;формирование умения владетькарандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности:
―рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
―рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу)
―рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.
Рисование предметов несложных форм (по образцу);
―штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
―рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:―правилаобведения шаблонов;
―обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед:
• «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
• Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
• Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
• Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, Ф. Васильев, В. Васнецов, Ю. Васнецов, К. Коровин, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
• «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур).
• Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.).
• Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.
• Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
• «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы).
• Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров
расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей,ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; -пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рисование с натуры предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; -нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); -рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта
-рисование по воображению.
Класс2
Количество часов1 час в неделю33 часа
Личностные и предметные результаты освоения предмета«Изобразительное искусство»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
• умение обращаться за помощью, принимать помощь;
• умение организовать своѐ рабочее место;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
• формирование мотивации к творческому труду;
• формирование бережного отношения к материальным ценностям. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе: Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; -пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рисование с натуры предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа.
Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Учащиеся должны знать:
• названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства во 2 классе;
• выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;
• основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
• названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
• правила работы с краской, карандашом;
• строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
• порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.
Учащиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; - использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
• умение обращаться за помощью, принимать помощь;
• умение организовать своѐ рабочее место;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
• формирование мотивации к творческому труду;
• формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Регулятивные базовые учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса;
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
• определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;
• корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
• проверка работы по образцу;
• участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.
3. Познавательные базовые учебные действия:
• ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
• уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
• назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
• овладение приемами работы различными графическими материалами.
• создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.
4. Коммуникативные базовые учебные действия:
• участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
• выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
• оформлять свои мысли в устной речи;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
• умение отвечать на вопросы различного характера;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
• сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках изобразительной деятельности.
Учебно-тематическое планирование и содержание программы.
Рисование с натуры
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Декоративное рисование
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, Е. Чарушина и др.).
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Список литературы Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. - М., Просвещение.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
4. «Поурочные разработки по ИЗО» Ю. Бушкова Москва «ВАКО» 2009.
5. Серия книг «Учусь рисовать» Стрекоза 2009.
6. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика.
7. Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика.
8. Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и пищевая промышленность.
9. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение.
10. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа.
11. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века. М., Просвещение.
12. Серия «Сказки о художниках» под ред. А. Астаховой изд. Белый город.
13. Серия художественных альбомов Великие художники изд. «Директ-Медиа».
14. серия художественных журналов «50 художников. Шедевры русской живописи» изд. ООО «Де Агостини».
15. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009г.
16. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988г.
17. Полхов - Майдан изделия народных мастеров. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005г.
18. Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие. – М.: «Мозаика-синтез», 2003г.
19. Хохлома. Наглядно - дидактическое пособие. - М.: «Мозаика-синтез», 2003г.
20. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. Под. ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.